Интересные места в евангелии

Обновлено: 04.10.2024

ЕВАНГЕЛИЕ ФОМЫ

Среди хенобоскионских рукописей было найдено также Евангелие Фомы. Это – второе евангелие, приписываемое апостолу Фоме, хотя ничего общего они между собой не имеют и ни одно из них церковь не признаёт священным.

Хенобоскионское евангелие состоит из отдельных притч и изречений, часто логически друг с другом не связанных. Иногда коротко описывается ситуация, в которой произносится речение, приводятся вопросы учеников Иисуса Христа. Встречаются речения и притчи, которые есть в Новом завете (главным образом в первых трех его евангелиях) и папирусных списках речений. Совпадают они иногда полностью, иногда – частично. Есть случаи, когда речение, известное нам из текстов на папирусах, разделено и разные части приведены в разных местах Евангелия Фомы. Кроме того, часто изменен контекст, в котором приведено то или иное речение, и от этого существенно меняется его интерпретация.

Евангелие помогает понять и воззрения египетских гностиков, и процесс становления христианской традиции, в том числе и новозаветной. Переведённое на коптский язык с более раннего греческого источника, оно создавалось приблизительно в то же время, что и канонические евангелия, и восходит к тем же источникам, устным и письменным. По-видимому, это была одна из самых ранних попыток обработать в духе учения о логосе раннехристианскую традицию об Иисусе и его речениях. Евангелие Фомы было известно христианским писателям более позднего времени: цитату из него приводит Ориген. Можно предположить, что оно было распространено за пределами Египта, во всяком случае, за пределами группы гностиков, нашедших убежище в древнем Хенобоскионе.

По существу, при всей своей внешней разнородности Евангелие Фомы и представляет собой попытку дать внутренне достаточно цельное гностическое толкование широко известным поучениям, которые связывались с именем основателя христианства. Однако автор евангелия не только отыскивает в этих поучениях скрытый смысл, но и прибегает к прямой полемике с теми положениями, которые не принимает.

Таким образом, Фома выступает против конкретных, предметных представлений о царстве. Несомненно, такую трактовку царства божьего породил кризис апокалипсических настроений, связанных с ожиданием скорого второго пришествия, кризис, который неизбежно должен был наступить при столкновении религиозных идей с реальной действительностью.

Интересно сопоставить также приводимую евангелистом часть новозаветной Нагорной проповеди с каноническими вариантами.

Такое понимание было свойственно ранним христианским группам. В Евангелие Фомы были включены, по-видимому, наиболее древние варианты этих речений. Между прочим, эти разночтения ещё раз подтверждают вывод учёных, исследовавших Новый завет, что Нагорная проповедь как таковая никогда не была произнесена.

Чисто гностические идеи выражены в Евангелии Фомы и в речении, где говорится о необходимости сделать верхнее нижним. Как и в Евангелии Филиппа, здесь имеется в виду уничтожение присущих миру (космосу) разделений на противоположности: для того чтобы войти в царство, нужно сделать внешнее внутренним, верхнее – нижним, а мужское и женское – единым.

Интересна в Евангелии Фомы притча о пире, которая в разных вариантах приведена в канонических евангелиях. По содержанию эта притча ближе всего к приведённой в Евангелии от Луки.

Вариант притчи, приведенный Фомой, даёт необычайно живую картину (наименее реальна она у Матфея). Причины отказа конкретизированы: в трёх из четырёх случаев это торговая сделка (у Луки отказываются только трое). Вывод, направленный против торговцев и покупателей, кажется естественным следствием образного строя всего отрывка, в то время как у Луки и Матфея причины отказа с моралью притчи непосредственно не согласуются. Вполне возможно, что у Фомы приведён первоначальный вариант притчи, взятый им из того же источника, который использовал евангелист Лука. Последний же, как это свойственно всем раннехристианским авторам, трансформировал притчу по-своему.

Оба отрывка отражают те настроения, которые были присущи первым христианам из низших слоев населения. Сам факт включения их в гностическое евангелие показывает, что за подобными настроениями не скрывалось никакой конкретной социальной программы. Богатство и накопительство – зло, потому что оно привязывает человека к грешному миру, толкает его на дурные поступки, несовместимые с христианским умением, а для гностиков – мешает познать истину. В гностических сочинениях все эти выпады против богатых, именно в силу их недостаточной конкретности, могли восприниматься как призывы уйти от реального мира в мир духовный, заменить ценности материальные ценностями духовными.

Полемизируя со сторонниками соблюдения иудейских обрядов, Фома приводит логический аргумент, восходящий к представлениям о разумном устройстве мира, – представлениям, гностическим учениям не свойственным. Здесь, как, впрочем, и в Евангелии Филиппа, метод полемики заимствован из античной традиции, освободиться от которой людям, выросшим в окружении античной культуры, было очень трудно.

Они, когда строили своё учение, могли сознательно отбрасывать эту традицию, обращаться к восточной мудрости, но в спорах с другими учениями им приходилось обращаться к приемам, разработанным античной логикой и риторикой. Поэтому критика христиан христианами подчас была не менее содержательна, чем критика христианства его языческими противниками.

В христианских общинах немалую роль играла благотворительность. Раздача милостыни тогда казалась единственно возможным способом объединения богатых и бедных в рамках реального мира. Фома затрагивает эту тему и рассуждает о молитве, постах, раздаче милостыни, то есть о тех действиях, которые казались многим христианам основным путём достижения спасения. Однако он остро ощущал внешний, формальный характер всех этих действий, не связанных с изменением духовного мира человека.

Выступая против молитв, автор мотивирует это тем, что молитва – это просьба о помощи, о вмешательстве, человек же сам внутри себя должен обрести свет и тем спастись.

Следует объяснить, почему Фома оставляет обязанностью учеников лечить больных Христианин, даже гностического толка, на том раннем этапе формирования учения, не мог отбросить это требование: ведь в самых древних рассказах об Иисусе основные чудеса, совершенные им, сводились к исцелению больных. В более поздних произведениях гностиков эта проблема уже не затрагивается.

Эта фраза – результат полемики с замкнутостью кумранских ессеев. На первый взгляд, она противоречит началу евангелия, где утверждается. что нельзя давать святыни псам и бросать жемчуг перед свиньями.

Евангелие Фомы отражает тот период развития христианства, когда верования первых немногочисленных групп в скорое второе пришествие начали изживать себя. Когда одни христиане искали путей приспособления к окружающему миру, другие – к освобождению от него, но не реальному, а духовному. Когда стал расширяться этнический состав христиан, повлиявший на отношение к иудейским обрядам. Когда начала вырабатываться христианская этика и появились требования определённых формальных действий, таких, как соблюдение постов и молитв. Иначе говоря, оно показывает нам, каким сложным был путь развития христианства и какой определённой была его традиция.

Изучение этого памятника даёт возможность заключить, что те расхождения между священными книгами, о которых столько написано во всех исследованиях, посвящённых Новому завету, не были результатом только случайных несовпадений, неточностей или незнания. Они были неизбежным следствием самого творческого метода составителей этих книг, которые свободно обращались с заимствованиями из устных рассказов и первых записей, что-то переставляя, добавляя, отбрасывая. Евангелисты писали свои произведения не только для того, чтобы передать информацию, казавшуюся им правильной, но и чтобы дать свое толкование учения.

Евангелие Фомы даёт наглядное представление, сколь различными по смыслу могли быть такие произведения.


Миллионы искренних последователей Христа именно из Евангелий узнали о личности этого человека, за которого они готовы страдать и даже отдать жизнь. Евангелия также вдохновляют многих, уча мужеству, терпению, укрепляя веру и надежду. Поэтому вы, наверное, согласитесь: для того чтобы отвергнуть Евангелия как чистый вымысел, нужны неопровержимые доказательства. Поскольку Евангелия так сильно повлияли на воззрения и жизнь людей, разве не потребовали бы вы убедительных доводов от тех, кто подвергает сомнению подлинность этих произведений?

Давайте рассмотрим некоторые наводящие на размышление вопросы относительно Евангелий. Посмотрите, что думают по этому поводу некоторые исследователи Евангелий, хотя не все из них считают себя христианами. Ознакомившись с фактами, вы сможете составить свое собственное мнение.

В Христианских Греческих Писаниях не обнаружено вымыслов, в отличие от документов второго века нашей эры. Так, некоторые небиблейские повествования о Христе появились, когда в общинах, отколовшихся от апостольского собрания, сталоразвиваться отступничество от истинного христианства (Деяния 20:28—30).

К тому же заявления о том, что Евангелия — это легенды, противоречат распространенному в период написания Евангелий строгому раввинскому методу обучения. Этот метод предполагал тщательное заучивание наизусть путем повторения. Это не позволяло приукрашивать события и помогало точно и без искажений излагать то, что Иисус говорил или делал.

▪ Если Евангелия — это легенды, разве можно было бы собрать их воедино так быстро после смерти Иисуса?

Некоторые критики утверждают, что в интересах христиан первого века Евангелия были искажены или дополнены теми, кто их писал. Однако тщательное исследование Евангелий опровергает такую точку зрения. Если бы сведения об Иисусе в Евангелиях были злоумышленно искажены первыми христианами, то почему там появляется негативная информация как о иудеях, так и о язычниках?

Отсутствие притч в библейских посланиях, а также в книге Деяний убедительно доказывает, что притчи, записанные в Евангелиях, не были добавлены первыми христианами, но были рассказаны самим Иисусом. К тому же тщательное сравнение Евангелий с библейскими посланиями показывает, что ни слова Павла, ни кого-либо другого, кто записывал Греческие Писания, не были искусно перефразированы и представлены как слова Иисуса. Если бы первые христиане приписывали Иисусу свои слова, то, вероятно, в Евангелиях можно было бы найти по крайней мере какой-нибудь материал из посланий. Но поскольку такого материала мы там не находим, то можем не сомневаться в подлинности Евангелий.

Что думаете вы обо всем вышеупомянутом? Существуют ли неопровержимые доказательства того, что Евангелия — всего лишь миф? Многие считают, что все сомнения относительно подлинности Евангелий не имеют оснований и неубедительны. Чтобы получить личное представление о Евангелиях, необходимо прочитать их без предвзятости (Деяния 17:11). Когда вы убедитесь в согласованности, точности и объективности информации об Иисусе в Евангелиях, вы поймете, что это определенно не сборник легенд*.

Тщательно исследуя Библию и применяя ее советы, вы увидите, как изменится ваша жизнь к лучшему (Иоанна 6:68). Особенно верно это в отношении слов Иисуса, записанных в Евангелиях. Еще из Евангелий можно узнать о прекрасном будущем для тех, кто послушен Богу (Иоанна 3:16; 17:3, 17).

Есть ли чистилище?

В католицизме, который является ветвью христианства, существует представление о том, что души умерших людей проходят через муки в определенном месте потустороннего мира. Там они получают прощение, очищение и спасение, после чего прямиком следуют в другое место – рай. Но эта сказочная идея не присуща ни протестанскому, ни, тем более, православному богословию.

Для православного человека Рай – это не какое-то помещение, или пространство, куда попадает человек. Царствие Небесное для нас – немыслимое соединение с Богом, усыновление нас Отцом Небесным. Ведь каждый человек является Его созданием и ради каждого из нас воплотился, страдал и умер на кресте Иисус Христос. То есть, Рай – это состояние, а не место.

Напротив, ад – это полное отторжение от блаженного соединения с Богом, состояние мучительного недостатка Бога для души.

Католики доходили до того, что в определенные периоды истории даже покупали место в Раю, распространяя индульгенции, отпущения грехов, которые продавались за деньги духовенством. Определение посмертной судьбы человека напоминало юридический процесс, и никак не соответствует святоотеческим православным представлениям о Царстве Небесном.

Что такое мытарства?

Православие понимает искупление совершенно по-иному. Все наши грехи уже искуплены распятым Иисусом Христом, поэтому Спаситель не требует от нас дополнительной жертвы, в принципе. Душа пребывает после смерти вне времени и пространства, поэтому определить ее в конкретное место невозможно.

Тем не менее, все знают о мытарствах, которые также описаны в трудах авторитетных святых отцов. В частности, Иоанн Златоуст называет тех, кто осуществляет с людей спрос за их грехи, гонителями и мытарями. Отсюда и название этих испытаний звучит, как мытарства. Душу усопшего принимают два ангела и сопровождают из земного мира в небесный.

По пути делают двадцать остановок, чтобы ответить на истязания бесов. Сатана рассказывает о каждом грехе из перечня, а ангелы говорят о том, как человек совершил покаяние. Если грехи исправлены, путь продолжается. Если человек не покаялся, бесы уносят душу прочь от Царствия Небесного. Ангелы могут также сообщить в оправдание человека то, как молятся о нем другие люди, вот почему так важно молиться за усопших.

Завершить этот разговор хочется словами преподобного Паисия Святогорца:

Человек в отчаянии

Череда преследующих нас неудач нередко заставляет нас расстраиваться, а надежда на изменения к лучшему

Пьющий человек

Аура человека

Очень хорошая и нужная статья

Все описания что рая, что ада зависят от фантазии пишущей братии, потому что никому ещё не удалось там побывать, вернуться в наш мир и поделиться своим опытом, а все описания это только плод воображения авторов. Точно также, как и некоторые описания некоторых эпизодов в Библии и Евангелии. Например так подробно описанный в Евангелии эпизод искушения Иисуса дьяволом, ну, особенно когда дьявол предлагал Иисусу превратить камни в хлебы, хотя известно, что при этом не было никаких свидетелей.


Библейские места

После Тайной вечери, в ночь перед самым арестом Иисус общался со своим Богом Отцом в Гефсиманском саду. Он пришел туда со Своими учениками, хотел, чтобы они поддержали Его, и молитва была соборной. Но все 12 апостолов заснули под оливковыми деревьями и проспали до самого утра. Христос разбудил их перед приходом Иуды Искариота со стражниками.


В настоящее время Гефсиманский сад занимает небольшую площадь. В нем по-прежнему растут оливковые деревья, но они были посажены через 11-12 столетий после Рождества Христова. Свидетелей последней молитвы свободного Иисуса в человеческом теле, не осталось.

Где находится

У каждого экскурсовода своя теория, под какими именно деревьями молился Иисус перед своим арестом. Но все они проводят туристов по Гефсиманскому саду, расположенному в долине Кедрон. Плодородная равнина, площадью 2300 м. кв, лежит восточнее Старого города, исторической и древней части Иерусалима, у подножия Елеонской горы.


История

Гефсиманская молитва описана во многих церковных книгах, и в первую очередь в Евангелии. Во время всего периода проповедования Иисуса, за ним следовали 12 Его учеников. На самом деле явных и тайных сторонников Христа было значительно больше. Об этом свидетельствуют факты. Ведь кто-то дал Ему своего осла, чтобы Спаситель смог совершить триумфальный въезд в Иерусалим. Хозяин комнаты на верхнем этаже остается неизвестным, но он знал, кому и зачем предоставляет помещение.

Гефсимания в то время была частной территорией. Сады охранялись и просто так гулять по ним никто не разрешал. Уверенность, с которой вошел Христос в Гефсиманский сад, говорит о том, что хозяин этого участка долины был тайным сторонником христианства и предоставил свою Масленичную рощу Спасителю и апостолам сознательно.

Римские правители чувствовали, что популярность Иисуса растет. Идолопоклонники боялись этого и всеми силами старались как можно быстрее уничтожить Христа, доказать, что Мессии не существует.


В четверг накануне Пасхи, Христос со своими учениками отправился в Гефсиманский сад в Иерусалиме. Войдя в него, он предложил своим последователям посидеть и подождать Его, пока он помолится. С собой он позвал только троих: Иоанна, Иакова и Петра. Именно они накануне было свидетелями его Преображения.


Поднявшись и подойдя к тройке верных учеников, Иисус увидел, что они спят. Он обратился с возмущением к Петру, спросив у него, неужели все они не могли бодрствовать всего один час. Затем велел им встать и молиться вместе с Ним.

Но апостолы снова уснули, и Христос читал Свои молитвы в одиночестве. Только Ангел Божий прилетел и поддерживал Его.

Утром Иисус разбудил Своих учеников и сказал им, что пора идти, его час настал, приближается предавший Его.

Защищая Спасителя от нападавших, Петр выхватил кинжал и отрезал одному из слуг ухо. Тогда Иисус сказал, что сопротивляться не стоит. Он может попросить у Отца огромное войско в Свою защиту, но не сделает этого. На все, что происходит, воля Божья и ей следует подчиниться. После этого Он поднял ухо, приложил его на место, и прирастил его, исцелив раба первосвященника.

После этого Иисус обратился к тем, кто пришел арестовать Его. Он напомнил, что неоднократно они сидели рядом в храме и слушали проповеди Христа. А теперь накинулись на Него с мечами и кинжалами, как на преступника. После этих слов апостолы выбежали из сада вон. Воины повязали Иисуса, и повели Его к своему правителю в Иерусалим.

Как добраться

Туристы, желающие посетить Гефсиманский сад и другие места, дорогие для каждого христианина и расположенные рядом, могут взять путевку на специальный тур. В этом случае им остается только добраться до Москвы. Дальше туристическая компания доставит их в Израиль и проведет по всем святым местам.

Самостоятельные путешественники, прилетев в Тель-Авив, могут выбрать несколько способ перемещения: такси, междугородный автобус, арендованный автомобиль с водителем и без него. Экскурсии можно заказать на месте. Каждый отель обслуживает своих клиентов по культурной и религиозной программе. Только номер следует заказывать заранее. Желающих посетить гору Преображения, Гефсиманский сад и другие места, много.

Особенности Гефсиманского сада

В семидесятые годы первого столетия, римляне полностью разрушили Иерусалим, вырубили все масленичные деревья. Легенда гласит, что оливы удивительно живучие, они восстановились из оставшихся в земле корней. Ученые проводили анализ ДНК и пришли к выводу, что на Елеонской горе имеются деревья, верхняя часть которых значительно моложе подземной.

Во второй половине 19 века сад перешел в ведение францисканского ордена, относящегося к католической церкви. Монахи возвели по периметру каменный забор, оградив святыню от случайного проникновения животных и нежелательных посетителей.

Церкви Гефсимании

После Воскрешения Иисуса Христа и распространения христианства, в долине Кедрон, в оливковых садах начали строить храмы, относящиеся к разным конфесиям.

Церковь всех наций


Первым появился храм, принадлежащий францисканцам, названый Церковью Всех Наций. Внутри нее рядом с алтарями лежит большой камень. По легенде именно на нем молился Иисус в ночь в свою последнюю ночь, перед тем, как его арестовали и повели на пытки.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы


В церкви Успения Пресвятой богородицы покоятся останки Анны и Иоакима – родителей Девы Марии. Здесь же похоронена сама Богородица. Подтверждение подлинности ее захоронения получили после вскрытия могилы. Из нее достали пояс и погребальные пелена Богоматери.

Церковь Успения находится под управлением Православной церкви Иерусалима и Армянской Апостольской церкви.

Церковь святой Марии Магдалины


Гефсиманский женский монастырь расположен в Русской Православной церкви Марии Магдалены. Здания храма и монастыря являются классическим образцом русской архитектуры. Церковь выстроена в память о матери императрицы. 7 ее куполов имеют форму луковицы

Гефсиманский грот

В Гефсимании сохранился грот, где проводил ночью Свое моление Иисус Христос. На полу остались следы кровавого пота, который капал со Спасителя во время его молитвы. Расположена пещера рядом с гробницей Богородицы, справа от нее. Размер ее 17 на 9 метра.

Первоначально Гефсиманский грот использовался для хранения цистерн с водой. Во времена правления Византии, в нем проводили захоронения.


Грот особенно почитаем католиками. Это священное место, где молился Иисус, и одновременно именно здесь он был предан Иудой Искариотом.

В некоторых церковных документах грот фигурирует как место Тайной вечери.

Примерно в 12 веке грот был богато украшен. На потолке и сейчас видны следы фресок. Стены хранят остатки росписи. В 1932 году грот приобрел в свое пользование францисканский орден.


Во время реставрации после наводнения в 1955 году открыли 40 погребений и подробно изучили историю грота. После этого воздвигли три новых алтаря. В настоящее время в гроте размещается Христианская церковь, и проводятся службы.

Время работы

Огромно число паломников и туристов со всего мира постоянно посещают Гефсиманский сад. После того, как территорию огородили, войти в него можно ежедневно с 8,00 до 18,00. Днем перерыв 2 часа, (12,00-14,00).

Экскурсии

Экскурсии проводятся регулярно несколькими гидами, на разных языках. Можно заказать экскурсовода, владеющего русским языком или пойти с большой группой, пригласив с собой переводчика. Хорошее владение языком гарантировано, поскольку в Иерусалиме, как и повсюду в Израиле, живет много наших бывших соотечественников.

Заказать экскурсию можно в отеле и непосредственно возле входа в сад.

Интересные факты о Гефсиманском саде

Во всех четырех Евангелиях можно найти упоминание, что Иисус Христос регулярно посещал со своими учениками Гефсиманский сад у подножия Масленичной горы. Сейчас это место, связанное с библейскими событиями, регулярно посещается паломниками.

Читайте также: