Интересные места выборгского залива

Обновлено: 04.10.2024

Наше путешествие подходит к своей заключительной и самой насыщенной части - облёта Ладоги, на которую мы вышли через Карельский першеек, по дороге засняв Выборгский замок. В этой части помимо Выборга вы познакомитесь (или увидите их снова) с ладожскими шхерами и осторовом Валаам, с его удивительным монастырём.

NB! С предпоследним я кажется несколько поспешил. Беглый анализ остатка говорит, что там ещё на две серии минимум :)

1. Взлетев из Гостилиц и преодолев в самом узком его месте Финский Залив, мы вышли к посёлку Пески, что на Северном берегу. Много лет неизменно ездил я сюда за корюшкой зимой и весною, до тех пор, пока она там была. Теперь не был я там уже немало лет и места эти поменялись настолько, что к стыду своему я даже не сразу сориентировался - правильно ли я понимаю - где мы.

2. В своё оправдание скажу лишь, что судя по количеству строек и свежести домиков - поменялось там всё как раз за ближайшие годы.

3. А вот "33-й км" не поменялся вовсе. Тот же выход от дороги к воде, по которому в былые годы тоже множество раз доводилось спускаться.

4. Над Карельским перешейком. Тысячи озёр и рек.

5. Специально останавливаться над этими восхитительными краями не будем - о Карельском першейке я уже рассказывал не раз - например здесь и здесь.

6. Вдали виднеются очертания порта в Высоцке. Берега Выборгского Залива.

7. Неожиданное открытие, которое мы поначалу приняли за место разделки самолётов на металл. Оказалось, что это Школа младших авиационных специалистов в Выборге.

8. Уверен, энтузиасты авиации и памятников авиационной истории найдут это место довольно интересным.

9. Выборгский судостроительный завод. От цеха к морю.

10. Ледокольная флотилия России ожидает скорое пополнение.

11. Ледокол Новороссийск.

12. Ледокол Владивосток.

13. Выборгский порт с башней Ратуши (острая маковка) , построенной в 1470 году.

14. А вот и знаменитый Выборгский замок с башней св. Олафа, основанный в 1293 году. Слева вверху неожиданно ещё одна стоянка старой авиационной техники.

15. Выглядит он сурово, однако для войск Петра I в 1710 году непреодолимым препятствием не стал, по поводу чего Пётр отметил следующее: "Итако чрез взятие сего города Санкт-Петербургу конечное безопасение получено."

16. Однако в 1940 году Выборг, на тот момент второй город Финляндии, советским уже войскам так и не покорился - взять город поностью боем не удалось - он перешёл СССР по мартовскому мирному договору.

17. Выборг стоит на границе Балтийского моря и ситсемы озёр и каналов озера Сайма, чем немного напоминает Стокгольм.

18. Над Выборгской Часовой башней, строить которую начали в 1494 году. Той самой, где в "Земле Санникова" сумасбролдствовал Даль. Сейчас она в ремонте, что очень славно. Выборг, замый, вероятно, западный по стилю своему город России (всё-таки Калининград и Балтийск сильно пострадали во время войны и там осталось немногое) вполне может рассчитывать на статус "города-пряника", немногим уступив Таллину, в первую очередь размером - если однажды будет приведён в порядок. Но и сейчас многое уже исправлено и реконструировано. Очень рекомендую любителям путешествий.

21. Вид на Выборг и Выборгский залив.

24. Подлетаем к Каменногорску. Нужно ли пояснять этимологию происхождения этого названия?

25. Вот и он сам, стоящий на реке Вуоксе. Вдалеке справа Светогорский ЦБК, сразу за ним уже Финляндия.

27. Автомобильный мост через Вуоксу - точнее сразу два.

28. Слухи о смерти российского сельского хозяйства несколько преувеличены. Причём настолько, что некоторые хозяйства имеют собственную вертолётную площадку.

29. Озеро "динозавр".

30. А вот и Ладожские шхеры -

31. - бесконечная сеть проток, больших и малых островов -

32. - скалистых и лесистых,

34. . с замечательными песчаными пляжами.

35. Здесь очень мало цивилизации и очень много красоты. Собрались на Байкал? Очень достойное решение. Но не забывайте - есть море красоты намного ближе - Ладожское море.

36. Робинзонада в действии.

37. Прибитый к необитемому островку то ли понтон, то ли баржа. Может и военных лет. Как напоминание, что на ласковой Ладоге случаются и 9-ти бальные штормы.

38. Ладога без конца и края. Даже с нашей высоты противоположный берег не виден. Глубины в этих краях кое-где превышают 200 метров.

39. А вот и остров Валаам. Причал для круизных судов у Воскрсенского скита.

41. Владимирский скит с церковью Александра Невского (справа)

43. На заднем плане Никольский скит.

44. Церковь преображения Господня на Валааме - центр монастыря. Построена в 1893 году.

45. Церковь Николая Чудотворца в Никольском скиту - безусловно одно из самых красивых мест на Валааме.

47. Ещё одно примечательное место - станция ПВО на Валааме. Обычная станция, если не считать того, что по соглашению с Минобороны служат тут преимущественно послушники монастыря. Тут вот - любопытная статья на эту тему.

48. Вид на Валаам от Никольского скита. Таким (правда пониже) я увидел его первый раз годы назад.

49. Кстати, от Никольского скита к Приозёрску ходит местный параходик. Не очень известный, но очень красивый маршрут на остров.

50. Мы покидаем берега Валаама.


На возвышенности северной части о.Малый Зиминский (Honkasaari) сохранились остатки фундамента большой усадьбы. От пристани к ней шла выложенная камнем дорожка, огибавшая с двух сторон угол здания, оформленный, очевидно, в виде башни.
За усадьбой, то есть южнее, несколько больших ям. Возможно, это следы артиллерийской батареи, которая, согласно книге В.В. Дмитриева, была на Хонкасаари.
На небольшом соседнем островке Хапасари отчетливо виден гранитный мол, выступающий в залив. Значит на нем тоже была какая-то жизнь.




Редут Харкисаари на острове Патерн


Редут Харкисаари находится на крошечном островке Патерн в сотне метров от мыса Дубовый ( Tamnisaari), северо-западнее мыса Южное Копье ( Keihasniemi).
Первые известные сведения о редуте Харкисаари относятся к 1740-м годам. Местом постройки редута был выбран небольшой островок, представлявший плоскую вершину подводного скального холма, расположенный в 200 метрах к западу от фарватера на ближних подходах к Выборгу. Редут занял почти всю территорию островка, около 0,31 га. В плане укрепление представляло неправильный четырехугольник со срезанными углами.
В начале 1770-х гг. редут был полностью перестроен. Прежняя рубленая оборонительная стена была заменена валом, в нижней части, на высоту примерно 3.6 метров, сложенным из камня, а в верхней части завершавшимся земляным бруствером. Вал редута имел амбразуры на 25 пушек с учетом кругового обстрела. В 1774 г. внутри укрепления был построен каменный пороховой погреб на 400 пудов пороха.
Редут Харкисаари относился к категории долговременных оборонительных сооружений и входил в штатный состав укреплений Выборгской крепости. Во время Крымской войны 1853-1856 гг. редут вошел во вторую линию морских укреплений Выборгской крепости, которую, кроме него, составляли еще шесть батарей по обеим сторонам фарватера, построенных в 1855 году. Редут был возобновлен и вооружен в июле 1855 г. шестью 30-фунтовыми крепостными пушками.
Руководитель инженерной части Выборгской крепости инженер полковник В.Д.Кренке считал, что остров слишком тесен, поэтому по его предложению "17 мая (1855) приступлено к постройке батареи на 6 крепостных орудий, в 5-ти верстах от Выборга, для обстреливания главного фарватера, . но не собственно на острове Харкисаари (указание N1630), а в 100 саженях" (цитируется по книге В.Д.Кренке "Оборона балтийского прибрежья в 1854-1856 годах") от него (предположительно на Таммисаари, ныне мыс Дубовый, но это требует проверки).
После возведения новой морской позиции Выборгской крепости, редут Харкисаари был исключен из системы морских укреплений Выборга.

Вот уже вторую навигацию подряд яхтсменам приходится корректировать свои планы на отпуск. Они вынуждены отказываться от плаваний за границу и все чаще обращают внимание на российские воды. И, оказывается, многие из нас основательно подзабыли родные акватории, где немало интересных и привлекательных мест.

При отсутствии возможностей идти в Финляндию или Эстонию, давно полюбившиеся владельцам яхт и катеров из Санкт-­Петербурга, вариантов маршрутов таких плаваний остается достаточно много. Кому интересны Ладога, Свирь, Онежское озеро — пожалуйста, на восток. Ну, а желающим посетить прекрасный Выборгский залив — на северо-запад, туда, где летом садится солнце.

Выборгский залив глубоко вдается в материковый берег северной части Финского залива. На его вершине стоит город Выборг, так что здесь нет никаких загадок топонимики. Сегодня, чтобы прийти сюда из Санкт-­Петербурга, капитанам маломерных судов не нужны ­какие-либо специальные бумаги и разрешения. Но, пересекая линию дамбы — комплекса защитных сооружений города от наводнений, следует на 6‑м канале УКВ связаться с пограничниками* и доложить о выходе на маршрут. На всем его протяжении следует нести радиодежурство — на случай вызовов береговой охраны**, а в проливе Бьёркезунд, подходя к нефтеналивным причалам Приморска, связаться с диспетчером на 68‑м канале*** для получения разрешения на транзитный проход мимо них. Вот и все, добро пожаловать в Выборгский залив!

Курсом на Транзундский рейд

Со стороны моря залив защищен длинным и узким полуостровом Киперорт, за которым скрывается бухта Ключевская — часть Выборгского залива. Фарватер, ведущий вглубь залива, проходит к северу от острова Вихревой (Туппурасаари). Рядом, на островке Маячный (Кунинкаансаари), стоит маяк Поворотный (построен в 1927 году) — без сомнения, самый фотогеничный в этих местах. Огибая островок, проходишь совсем рядом с ним, и ракурсы на маяк сменяются, открывая виды один восхитительнее другого. На Вихревом есть причал, который используют лоцманские катера; к нему можно пришвартоваться с внутренней стороны, погулять и даже заночевать здесь.

На северо-­восток уходит главный фарватер, ведущий к Выборгу. Он проложен через обширный Транзундский рейд, который используется для постановки на якорь крупных грузовых судов. Такое название рейд получил неспроста. Берега Выборгского залива сильно изрезаны, на его акватории множество островов, и собственно к Выборгу ведут три прохода, расположенных примерно посередине залива. Центральный — через Транзунд (Транзундский пролив), именем которого и назван рейд. Здесь находится город Высоцк.


Яхтенный порт "Йоханнес" (пос. Советский). Оборудованные причалы, душевая, туалет, мангальные площадки





К северу от Транзунда есть Пильский пролив, а к югу — Ниемельский (перекрыт низким мостом). С XVIII века эти подходы к Выборгу были защищены: береговые батареи перекрывали каждый из трех проливов. Шведы пытались отбить город, в том числе и с помощью флота. От тех батарей следов практически не осталось, но вот многие оборонительные сооружения времен Крымской вой­ны сохранились.

Любителей истории привлекают поиск и осмотр старинных оборонительных сооружений. Вой­ны, волна за волной прокатившиеся по этим местам, умножали их число, к камню и земляным валам старинных редутов прибавив бетон дотов…

Транзундский рейд, который представляет собой прекрасное укрытие для кораблей, определенное время был важным местом для учебных занятий моряков российского военного флота. Практическая эскадра Балтийского флота каждое лето базировалась здесь. Шла подготовка моряков, устраивали учения, испытывали вооружение, проводили смотры.

На севере рейда находится остров Новик, прежде носивший название Менц-­Сари. Невысокий, с песчаными берегами, поросший сосновым лесом, он очень красив. Остров окружен каменистыми отмелями, а на его северо-­восточной оконечности далеко в море выдается песчаная коса. Ее западная сторона приглуба, что позволяет очень близко подойти к берегу. Здесь хорошее место для якорной стоянки. Неподалеку сохранились и остатки причала, но встать туда можно, лишь хорошо зная местную лоцию.

В центре острова находится кладбище, появившееся в 1862 году. Долгое время здесь хоронили моряков, погибших или умерших во время летних кампаний. В 2001—2002 годах могилы привели в порядок и восстановили деревянную часовню.


Часовня на острове Новик

Где ошвартоваться

В Ключевской бухте недавно появилась еще одна удобная стоянка — загородный клуб West, что на восточном берегу полуострова Киперорт, у поселка Прибылово.

Путешествовать по Выборгскому заливу можно без каких-либо специальных бумаг и разрешений


Первая остановка была на Приморском шоссе в районе дотов Ink6 и Ink7 укрепрайона Инкиля линии Маннергейма. Впрочем, тут я больше наслаждался лесным воздухом, нежели разглядывал фортификации. Но тем не менее, для полноты картины. Дот Ink7



Типичная картина:


Зубы дракона тянутся к заливу


а ЛЭП - от него.


Следующая остановка была в Бъёрке - Койвисто - Приморске. Эти птички, наверное, как-то называются.


Недавний праздник оставил кокетливую корзину цветов на мемориальном орудии с бронекатера. Я об этом орудии когда-то уже писал.


Кирха.



И море.


"Техническая" остановка в Выборге - но нельзя ж было совсем никуда не прогуляться. Прогулялся до Салаккалахти.


Выборг славится своими кренделями и памятниками Ленину.

Наконец, мы попали в погранзону, где оставили автобус у усадьбы Кийскиля, одной из очень немногих из сохранившихся в окрестностях Выборга. О том, сколько их было, дает представление вот эта карта.


Деревянный главный дом усадьбы, построен в 1818 году, в советское время там был размещен пионерлагерь, ныне, как я понимаю, комплекс выставлен на продажу.


Что охраняют пионеры - я, честно говоря, не понял.


Еще несколько Фотографий дома.




После этого мы отправились по проселку к дамбе, соединяющей Епископский остров с материком.



Гранитные блоки дамбы.


И морские просторы по бокам.


Следующая дамба соединяет уже Епископский остров с Овчинным. На ней даже сохранилось асфальтовое покрытие.


На берегах Епископского острова виднеются причалы исчезнувших усадеб.


Опять море.


И древняя карельская черепаха вдалеке.


А тут еще одна выглядывает:


Существа эти отличаются добродушием, веселым нравом, любопытством и неспешной игривостью. Вот первая сейчас вот-вот уже готова поиграть в догонялки с проходящим мимо кораблем.


Мост через протоку.


На острове Овчинном располагалась минная станция морской крепости Петра Великого, построенная в 1916 году.


Чтобы оценить толщину стен и маленькие размеры помещения:



Руина на берегу острова. Предположительно штаб финской базы гидросамолетов, располагавшейся здесь с 1924 года.



С этого места на горизонте виден Выборг. Если приглядеться, можно рассмотреть башню св. Олафа и Колокольную башню.


Правее - южная часть города, слева виднеется здание Художественного музея на Панцерлаксе.


Перелетные птицы, наверное, тоже как-то называются.


Один из сохранившихся слипов для гидросамолетов.



Дальше по острову.


Предположительно - фундамент русской часовни, обращенной финнами в солдатское кафе.




Ну и Тронгзунд вдалеке

Читайте также: