Как называется день отдыха

Обновлено: 05.07.2024

Напомним, что в соответствии с ч. 1 ст. 153 Трудового кодекса РФ по общему правилу работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:

  • сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам;
  • работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;
  • работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

При этом конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом работодателя, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовыми договорами. Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников может определяться на основании перечисленных документов.

По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Выделим условия предоставления другого дня отдыха.

Условие 1. Другой день отдыха предоставляется только по желанию работника.

Инициатива предоставления работнику другого дня отдыха вместо двойной оплаты работы не должна исходить от работодателя. Именно работник должен обратиться с такой просьбой, причем желательно, чтобы она была оформлена письменно - в заявлении работника.

Условие 2. Другой день отдыха может быть предоставлен (а не должен предоставляться) работодателем.

Другой день отдыха предоставляется по просьбе работника и с согласия работодателя. Если работодатель отказывается предоставить работнику другой день отдыха, работа в нерабочий праздничный день должна быть оплачена в двойном размере по общим правилам. Свое решение руководитель организации обычно оформляет резолюцией на заявлении работника.

Мнение эксперта

О компенсации работы в нерабочий праздничный день

Если работник берет за работу в праздник другой день отдыха, то работа в такой день оплачивается в одинарном, а не в двойном размере. При этом если работник, несмотря на другой день отдыха, отработает за месяц норму рабочего времени, то в дополнение к окладу ему нужно произвести за работу в праздник доплату в одинарном размере (ч. 3 ст. 153 ТК РФ).

То есть если работник взял другой день отдыха за работу в праздник в том же месяце, в каком был праздник, то он отработал месячную норму рабочего времени. И работодатель должен выплатить ему за работу по норме оклад и еще одну дневную часть сверх оклада за праздник. Другими словами, день отдыха дополнительно не оплачивается, но за этот день сохраняется заработная плата.

Если же работник возьмет другой день отдыха в другом месяце, то за месяц, в котором работник трудился в праздник, он должен получить полный оклад плюс одинарную дневную часть оклада. А за месяц, в котором работник взял дополнительный день отдыха, - оклад полностью, хотя он отработает на один день меньше нормы.

Таким образом, работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени в каждом месяце, необходимо заплатить в соответствии с ситуацией.

Ситуация 1. Если другой день отдыха берется в том же месяце, что и работа в праздничный день:

  • выплата работнику за этот месяц = оклад + одна дневная часть оклада

Ситуация 2. Если другой день отдыха берется в другом месяце:

  • выплата за месяц, в котором была работа в праздник, = оклад + одна дневная часть оклада;
  • выплата за месяц с днем отдыха = полный оклад, т. е. точно так, как если бы он взял другой день отдыха в том же месяце, в котором работал в праздник.

Условие 3. Работнику предоставляется целый день отдыха даже в том случае, если в нерабочий праздничный день он работал несколько часов.

Часть 3 ст. 153 ТК РФ не ставит продолжительность отдыха в зависимость от продолжительности работы в праздник (см. письмо Роструда от 17.03.2010 № 731-6-1).

Условие 4. Работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а предоставленный работнику день отдыха оплате не подлежит.

Условие 5. Работник может просить предоставить ему другой день отдыха в другом месяце.

Трудовой кодекс РФ не содержит правила о том, что другой день отдыха должен быть использован в том же месяце, когда работник привлекался к работе в нерабочий праздничный день. А значит, день отдыха может быть использован работником и в другое время. Вот только сообщить о своем желании использовать другой день отдыха работник должен в том же месяце, когда он был привлечен к работе в праздник, чтобы у работодателя были все необходимые данные для начисления ему заработной платы. Причем при оформлении такой просьбы работник может заранее указать дату использования другого дня отдыха, но может и не сделать этого.

Условие 6. Работнику предоставляется не дополнительный, а именно другой день отдыха.

Посмотрим, какие действия необходимо выполнить для предоставления работнику другого дня отдыха за работу в нерабочий праздничный день и какие документы требуется для этого оформить.

Этап 1 Получение просьбы работника использовать другой день отдыха за работу в нерабочий праздничный день

Обратите внимание! Этот этап отсутствует, если работник не упоминал о своем желании использовать другой день отдыха за работу в нерабочий праздничный день в таких документах как: уведомление о необходимости привлечения к работе в нерабочий праздничный день, докладная записка о необходимости привлечения к работе в нерабочий праздничный день или уведомление о праве отказаться от привлечения к работе в нерабочий праздничный день.

Если работник оформил просьбу использовать другой день отдыха за работу в нерабочий праздничный день письменным заявлением, см. Этап 2.

Просьба работника использовать другой день отдыха за работу в нерабочий праздничный день может быть оформлена разными способами, все зависит от конкретной ситуации привлечения к работе в праздник и правил кадрового делопроизводства, принятых у работодателя. Далее мы рассмотрим только один вариант.

Получение просьбы работника использовать другой день отдыха за работу в нерабочий праздничный день на уведомлении о необходимости привлечения к работе в нерабочий праздничный день

Если работнику направлялось уведомление или предложение о необходимости привлечения к работе в нерабочий праздничный день в ситуациях, когда для такого привлечения требуется письменное согласие работника, то работник может, оформляя согласие на работу, одновременно и заявить о своем желании в будущем использовать другой день отдыха.

Шаг 1 Получаем отметку работника на уведомлении о необходимости привлечения к работе в нерабочий праздничный день

Ситуация 1. Работник согласен на работу в нерабочий праздничный день и оформляет просьбу о предоставлении ему другого дня отдыха без указания точной даты.

Ситуация 2. Работник согласен на работу в нерабочий праздничный день и оформляет просьбу о предоставлении ему другого дня отдыха с указанием точной даты.

Шаг 2 Передаем уведомление на рассмотрение руководителю

Для принятия решения о привлечении работника к работе в нерабочий праздничный день, а также о возможности предоставления работнику другого дня отдыха за такую работу уведомление направляется руководителю организации или иному должностному лицу, имеющему право регулировать режим рабочего времени и времени отдыха работников.

Шаг 3. Получаем уведомление с резолюцией руководителя

В своей резолюции на уведомлении руководитель организации или иное уполномоченное должностное лицо определяет действия, которые необходимо совершить для привлечения работника к работе в нерабочий праздничный день. Так как в нашем примере необходимо учесть мнение выборного органа первичной профсоюзной организации, это необходимо отразить в резолюции. Здесь же фиксируется согласие представителя работодателя на предоставление работнику другого дня отдыха.

Обратите внимание: если работодатель не согласен предоставить работнику другой день отдыха, то это следует отразить в резолюции и оплатить работу в праздник в двойном размере.

Ситуация 1. Работник оформил просьбу о предоставлении ему другого дня отдыха без указания точной даты.?

Ситуация 2. Работник оформил просьбу о предоставлении ему другого дня отдыха с указанием точной даты.

Далее см. Этап 3.

Этап 2 Получение заявления работника о предоставлении ему другого дня отдыха за работу в нерабочий праздничный день

Обратите внимание! Этот этап отсутствует, если работник и работодатель в устной форме договорились о предоставлении работнику другого дня отдыха за работу в нерабочий праздничный день. Также необходимость в заявлении отпадает, если стороны ранее достигли договоренности (см. Этап 1) о дате использования работником дня отдыха.

Шаг 1 Получаем заявление работника о предоставлении ему другого дня отдыха за работу в нерабочий праздничный день

Так как другой день отдыха за работу в нерабочий праздничный день предоставляется только по желанию работника, чаще всего на практике работник оформляет письменное заявление об этом. Желательно, чтобы в своем заявлении работник указал не только дату, когда он желает использовать день отдыха, но и даты, в которые он привлекался к работе.

Шаг 2 Регистрируем заявление работника о предоставлении ему другого дня отдыха за работу в нерабочий праздничный день

Заявление работника о предоставлении ему другого дня отдыха за работу в нерабочий праздничный день регистрируется в специальной учетной форме, разработанной для регистрации внутренних документов, например в Журнале регистрации заявлений работников. В нашем примере (см. ниже) в форме Журнала заполняются графы 1-4.

Шаг 3 Направляем заявление работника о предоставлении ему другого дня отдыха за работу в нерабочий праздничный день руководителю организации

Для принятия решения по существу просьбы заявление направляется руководителю организации или иному должностному лицу, имеющему право регулировать режим рабочего времени и времени отдыха работников.

Шаг 4 Получаем заявление работника о предоставлении ему другого дня отдыха за работу в нерабочий праздничный день с резолюцией руководителя организации

Принятое решение руководитель организации или иной уполномоченный представитель работодателя оформляет резолюцией на заявлении. В случае положительного решения в резолюции определяется сотрудник, ответственный за подготовку проекта приказа о предоставлении работнику другого дня отдыха за работу в нерабочий праздничный день.

Шаг 5 Переносим сведения из резолюции руководителя на заявлении работника о предоставлении ему другого дня отдыха за работу в нерабочий праздничный день в Журнал регистрации заявлений работников

После получения заявления работника с просьбой о предоставлении ему другого дня отдыха за работу в нерабочий праздничный день с резолюцией руководителя организации или иного уполномоченного представителя работодателя в нашем примере в Журнале регистрации заявлений работников заполняются графы 5-8.?

Шаг 6 Направляем заявление работника о предоставлении ему другого дня отдыха за работу в нерабочий праздничный день в дело

О направлении в дело заявления работника с просьбой о предоставлении ему другого дня отдыха за работу в нерабочий праздничный день проставляется отметка в левом нижнем углу документа.

Этап 3 Издание приказа о предоставлении работнику дня отдыха за работу в нерабочий праздничный день

Предоставление работнику другого дня отдыха за работу в нерабочий праздничный день оформляется приказом работодателя по личному составу. Приказ издается в свободной текстовой форме на бланке приказов по личному составу, разработанном работодателем.

Шаг 1 Составляем проект приказа о предоставлении работнику дня отдыха за работу в нерабочий праздничный день

Основанием для издания приказа являются оформленные документы - заявление работника и (или) другие документы, перечисленные в Этапе 1.

Шаг 2 Подписываем приказ о предоставлении работнику дня отдыха за работу в нерабочий праздничный день

Приказ подписывается руководителем организации или иным уполномоченным на это должностным лицом.?

Шаг 3 Регистрируем приказ о предоставлении работнику дня отдыха за работу в нерабочий праздничный день

Приказ необходимо зарегистрировать в специальной регистрационной форме, например в Журнале регистрации приказов по личному составу.

Соответствующие регистрационный номер и дата регистрации проставляются на приказе.

Шаг 4 Знакомим работников под роспись с приказом о предоставлении работнику дня отдыха за работу в нерабочий праздничный день

С приказом о предоставлении дня отдыха за работу в нерабочий праздничный день работник должен быть ознакомлен под роспись.

Также с этим приказом должны быть ознакомлены все заинтересованные должностные лица. В нашем примере это могут быть руководитель выставочного центра, главный бухгалтер и др.

Шаг 5 Направляем приказ о предоставлении работнику дня отдыха за работу в нерабочий праздничный день в дело

Приказы по личному составу хранятся отдельно от приказов по основной деятельности. При этом приказы по личному составу, имеющие различные сроки хранения, должны формироваться в отдельные дела.

О направлении приказа о предоставлении работнику дня отдыха за работу в нерабочий праздничный день в дело делается отметка в левом нижнем углу приказа.

Сведения о направлении приказа в дело могут отражаться и в регистрационной форме (см. пример выше).

Этап 4 Оформление табеля учета рабочего времени

Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Сведения об использовании работником дня отдыха за работу в нерабочий праздничный день должны быть зафиксированы в табеле.

Для учета фактически отработанного работником времени до 1 января 2013 г. всеми работодателями применялся табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда или табель учета рабочего времени при автоматизированной обработке учетных данных, унифицированные формы № Т-12 или № Т-13 которых утверждены постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1.

В нашем примере учет рабочего времени показан с использованием формы № Т-13.

Приложения:

Пример оформления служебной записки о необходимости работы в выходной день


Пример оформления уведомления об изменении заработной платы


Пример оформления заявления работника о повышенной оплате работы в выходной день


Пример оформления заявления работника о предоставлении дополнительного дня отдыха в качестве компенсации за работу в выходной день


Пример оформления приказа о привлечении к работе в выходной день


Отражение информации о работе в выходные дни в табеле учета рабочего времени


Журнал: Справочник кадровика, По состоянию на: 06.05.2013, Год: 2013, Номер: №6 Автор: Батура Анна Владимировна, Потапова Лидия Александровна

Почему суббота называется субботой?

Почему так называется

Субботы многие люди дожидаются с нетерпением. Ведь в большинстве организаций этот день является выходным, либо укороченным. С субботы официально начинаются выходные, и радуясь приближению законного выходного, любознательные люди задаются вопросом, почему он назван именно так. Тем более, что в некоторых европейских странах этот день носит совершенно другое название. Итак, почему же суббота названа именно этим словом?

Если разобраться в деталях, ответить на него будет вовсе не сложно. Это вполне закономерное название, пришедшее из древнееврейского языка вместе с христианской религией.

Языки и происхождение слова суббота

Шаббат - время отдыха

Шаббат – время отдыха

В большинстве своем дни недели в русском языке названы производными от числительных. Понедельник и вторник – это производные от числительных первый и второй, среда – это середина рабочей недели, четверг – четвертый день, а пятница – пятый. Среди пяти основных рабочих дней все вполне понятно и закономерно, а вот суббота выбивается из этой логической цепочки. Для того, чтобы понять суть этого отклонения, имеет смысл обратиться к Ветхому завету, где говорится, что шесть дней Бог был занят сотворением земли и всего сущего, а на седьмой день он отдыхал.

Этот седьмой день носил название “шаббат”, что переводится дословно как “отдых”. Считается, что этот день был благословлен именно как выходной, на него полагается ходить в гости или принимать гостей, общаться с близкими. Но ведь выходит, что он седьмой по счету, а суббота в рамках современной недели – шестая, седьмым днем является воскресенье.

Название дней недели

Название дней недели

Так сложилось исторически, что иудейским днем отдыха является суббота, в которую не положено заниматься трудом. В рамках этой культуры работать в субботу можно только в случае риска для жизни при отказе. В славянской же культуре днем абсолютного отдыха исторически считается воскресенье. Разница главным образом заключается в том, что у иудеев неделя начинается не с понедельника, а с воскресенья, которое является рабочим днем. Ведя счет с рабочего воскресенья “ришон”, они признают выходными пятницу и субботу. Поэтому суббота у них это седьмой день недели. Аналогичным образом дни считают в рамках европейской и американской сложившихся традиций, но здесь выходными остается воскресенье, открывающее неделю, и предшествующая ему суббота.

Иудейская неделя

Иудейская неделя

Таким образом, название первого дня выходных перешло в язык, а его полноценная функция – нет, в силу российской традиции считать дни с понедельника. Кроме того, концепция православной и католической церквей устанавливает именно воскресенье днем отдыха, это одно из типичных отличий христианства от иудейской религии. Воскресенье в прошлом носило иное название, которое полностью отражало функцию этого дня, это название фигурировало еще в дохристианскую эпоху. Его называли “неделя”, то есть, день, в который ничего не делают. А “понедельник” можно считать производным даже не от слова “первый”. Это “первый день после недели”, то есть, после воскресенья. Сама же неделя в современном понимании этого слова называлась седьмицей.

Интересный факт: имеет смысл рассмотреть названия дней недели в славянских языках и сравнить их, чтобы сделать закономерные выводы. Для этого выше приведена таблица. Суббота повсеместно имеет схожее название, в то время как воскресенье – разнится.

Европейские языки и суббота как день Сатурна

В России принято говорить “суббота”, в Англии – “сэтэдэй”, в Словении – “собота”, в Грузии – “шабати”. За счет культурного обмена, связанного в первую очередь с распространением христианства, название этого дня распространилось очень широко и встречается во множестве языков именно в таком виде. Тем более, что слово оказалось созвучным древнеримским “сатурналиям” и “дню Сатурна” как ее именовали в рамках другой, не менее древней и влиятельной культуры.

Древнеримское влияние на формирующуюся европейскую государственность, было очень велико, и оно во многом формировало также мировоззрения людей, традиции и культуру. Россия с таким мощным фактором внешнего влияния не сталкивалась, а вот в Европе все еще ощущается римское наследие. Даже с приходом христианства дни недели не изменили здесь своего названия, оставаясь посвященными древнеримским богам. А уж при созвучии старого названия субботы с новым вопрос переименования дня и вовсе не возник. Суббота посвящалась богу Сатурну из старого римского пантеона, который изначально считался богом плодородия и покровительствовал землепашцам, но затем стал богом времени, аналогичным греческому Кроносу.

Этимология названий дней недели – интересное видео

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

В разделе представлены праздничные события и памятные даты, которые отмечаются в 75 странах мира. Ежедневно на этой странице — полный перечень праздников на текущий календарный день и ближайшую неделю. подробнее

Используйте фильтры по категориям (стране, религии, профессии и т.д.) или времени (месяцу, дню), чтобы получить тематический список праздничных событий — для этого нажмите в левой колонке на интересующую вас ссылку (дату в календарике, или страну, религию, категорию).

Установите себе на сайт тематический информер праздников, актуальный для целевой аудитории, и ваши посетители всегда будут в курсе интересных им событий.

Без праздника не обходится ни один день календаря. Государственные, профессиональные, международные, культурные, религиозные, неформальные - праздничное событие найдется на любой интерес. Знакомьтесь с калейдоскопом праздничных дней нашей планеты!

Вы узнаете о древних и современных праздниках, об уникальных и необычных фестивалях, проводящихся в разных странах, познакомитесь с их истоками и традициями.

В мире много международных праздников, которые одновременно отмечаются в нескольких странах, и мы расскажем вам об особенностях празднования в каждой стране.

Мы стараемся собрать самую полную и проверенную энциклопедию праздников планеты Земля, чтобы вы ежедневно получали новую, интересную и компетентную информацию.

Здесь представлены не только веселые и шумные праздники — вы узнаете о трагических датах и памятных днях, которые официально отмечаются в разных странах. Их мы тоже внесли в наш Календарь. Эти даты помечены зеленым цветом.

20 декабря

День работника органов безопасности

Международный день солидарности людей

Йоль

Праздник Митры

Здесь перечислены фестивали, памятные даты и т.п., имеющие большое значение для страны, но не являющиеся праздниками в прямом смысле этого слова.

День памяти преподобного Нила Столобенского

День траура в Панаме

Праздники на неделю

День зимнего солнцестояния отмечается 21 или 22 декабря в зависимости от года.Это астрономическое событие, в настоящее время наиболее интересное астрономам, в древности считалось одним из важных в годовом цикле наряду с тремя другими такими же зн.

Карачун (Корочун) 2021
Дата события уникальна для каждого года. В 2021 году эта дата - 21 декабря.

День языческого почитания Карачуна (второе имя Чернобога) приходится на день зимнего солнцеворота (отмечаемого в зависимости от года 21 или 22 декабря) — самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы. Считалось, что в этот день берет .

День святого Томаса отмечается в Голландии 21 декабря — в самый короткий и самый темный день в году. Вообще день Святого Томаса (или день святого Фомы) — праздник, отмечаемый в ряде стран 21 декабря в связи с тем, что ранее память этого апостола .

День энергетика — это профессиональный праздник всех работников промышленности, охватывающей выработку, передачу и сбыт потребителям электрической и тепловой энергии, который они отмечают в один из самых коротких световых дней в году — 22 декабря. .

Для многих поклонников авторской песни кроме ежегодных фестивалей, посвящённых этому культурному явлению, среди которых в России наиболее известны Грушинский и Ильменский фестивали, существует ещё и праздник, отмечаемый ежегодно 22 декабря. Он носит .

21 декабря 1995 года Приказом Министерства Обороны РФ №403 была установлена дата празднования Дня органа управления Гидрометеорологической службы Вооружённых Сил Российской Федерации – 22 декабря.Выбор даты был не случаен. Первая мировая война сд.

Ежегодно 22 декабря свой день рождения отмечает Пенсионный фонд Российской Федерации – крупнейшая федеральная система страны, оказывающая услуги в сфере социального обеспечения граждан. Именно 22 декабря, в 1990 году, в связи с происходящими в Ро.

Праздник пророка Заратуштры близок к моменту зимнего солнцестояния, его отмечают, когда Солнце выходит из 30 градуса Стрельца.Заратуштра проповедовал единобожие впервые в истории человечества. Он учил, что есть только один Бог — Ахура Мазда — к к.

День дальней авиации Военно-воздушных сил Российской Федерации, который ежегодно отмечается 23 декабря, был учрежден в 1999 году по приказу главнокомандующего ВВС России. После создания в 2015 году нового вида Вооруженных Сил РФ — Воздушно-космически.

Ежегодно 23 декабря в Египте отмечают годовщину вывода из страны войск Великобритании, Франции и Израиля в 1956 году. Этот день стал одним из национальных праздников и получил название Национального дня освобождения Порт-Саида (Port Said's National D.

День воинской славы России — День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 год) отмечается ежегодно 24 декабря. Праздник установлен Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской слав.

Ежегодно 24 декабря на Украине отмечается День работников архивных учреждений (укр. День працівників архівних установ). Этот профессиональный праздник был установлен Указом президента страны №1200/98 от 30 октября 1998 года, «учитывая значительны.

Рождество является великим праздником, установленным в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Рождество Христово — один из важнейших христианских праздников и государственный праздник в более чем 100 странах мира. 25 декабря Рождество Хр.

День Рождения Иисуса Христа является одним из главных христианских праздников. В этот день — 25 декабря — Рождество празднуют не только западные, но и целый ряд православных церквей мира, принявших в начале 20-х годов 20 века Новоюлианский календарь .

Рождество Иисуса Христа считается одним из главных христианских праздников. В основе праздника — библейская история о рождении в городе Вифлееме Спасителя Иисуса Христа Девой Марией.Праздник отмечают и католики, и православные, и протестанты. Раз.

Коляда — солнце-младенец, в славянской мифологии — воплощение новогоднего цикла. Коляда — поворот Солнца на весну — праздновался в период Больших зимних святок, проходивших с 24 декабря по 5 января. Славяне отмечают Коляду, когда день «на воробьи.

День подарков (англ. Boxing Day) — праздник, который отмечается в Великобритании и в ряде стран Британского содружества наций: Австралии, Новой Зеландии, Канаде на следующий день после Рождества — 26 декабря. В наши дни его отличительной чертой с.

26 декабря отмечает свой День рождения войсковая ПВО или Войска противовоздушной обороны Сухопутных войск РФ. Каждый род войск ведёт своё начало с определённого исторического момента, связанного с очередным этапом развития вооружённых сил, в свою.

26 декабря в Словении празднуется День независимости и единства (словен. Dan samostojnosti in enotnosti). Это праздник является государственным в стране и учрежден в память об официальном оглашении результатов референдума 1990 года о независимости Сл.

День святого Стефана празднуется католической церковью во многих европейских странах 26 декабря, на второй день после Рождества. В ряде стран он является государственным праздником и официальным выходным днем.Первый христианский мученик, архидиак.

Несмотря на все предпринимаемые мировым сообществом усилия в борьбе с глобальными проблемами современности, реальность такова, что число этих проблем не сокращается, а скорее наоборот растёт. Так, новой угрозой для мира стала пандемия коронавирусного.

Профессиональный праздник День спасателя Российской Федерации, отмечаемый ежегодно 27 декабря, установлен Указом Президента России №1306 от 26 декабря 1995 года.27 декабря 1990 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР был образован .

Ежегодно 27 декабря свой профессиональный праздник отмечают сотрудники Департамента паспортного и визового контроля Министерства внутренних дел Кыргызстана (ДПВК МВД). 27 декабря 1932 года Центральный исполнительный комитет и Совет Народных Комис.

28 декабря в Азербайджане отмечается День адвоката. Указ об учреждении этого профессионального праздника был подписан Президентом страны И.Алиевым 25 декабря 2019 года.Адвокатура Азербайджана в 2019 году отметила свой 100-летний юбилей. В июле 19.

(к вопросу о понимании четвёртой заповеди Десятисловия)


Исследуемая автором статьи тема касается одной из самых важных сторон христианской жизни – почитания воскресного дня, а также его соотношения с четвёртой заповедью Десятисловия, предписывающей соблюдать субботу. Данная публикация дает ответы на многие вопросы по теме, в том числе: каково новозаветное православное понимание субботы? Можно ли говорить о том, что воскресенье празднуется Церковью вместо субботы? Также Е.О. Иванов делает попытку раскрыть глубину смысла четвёртой заповеди согласно Писанию и Преданию Православной Церкви.

Предлагаемая тема касается одной из самых важных сторон христианской жизни – почитания воскресного дня, а также его соотношения с четвёртой заповедью Десятисловия, предписывающей соблюдать субботу. На наш взгляд, распространённое среди православных представление о том, что суббота как особый праздничный день была заменена на воскресенье, возникло вследствие католического влияния и требует прояснения в свете учения Церкви. В настоящей статье изложены основы богословия воскресного дня и субботы, что даёт возможность более точно уяснить смысл четвёртой заповеди согласно Писанию и Преданию Православной Церкви.

Основания православного почитания воскресного дня

Итак, можно подвести промежуточные итоги:

1) самоочевидное и самодостаточное значение воскресного дня как главного торжества христианской веры подтверждается и Священным Писанием Церкви, и её Преданием;

2) вместе с тем в православных катехизисах начиная с XVII века появляется римо-католическая по своим истокам концепция, согласно которой суббота заменена на воскресенье [20] , а празднование воскресного дня подчинено ветхозаветной заповеди о субботе.

В связи с этим следует рассмотреть, каково новозаветное православное понимание субботы и можно ли в каком-либо смысле говорить о том, что воскресенье празднуется Церковью вместо субботы.

Заповедь о субботе и воскресение в свете Нового Завета

В свете Нового Завета четвёртая заповедь Декалога может быть исполнена духовно (т. е. истинно) только через участие в торжестве воскресения Христова, а не через следование формальным предписаниям и ограничениям. Если ветхозаветное субботство требует от человека особого времяпровождения и поклонения Богу в седьмой день, то новозаветное субботство состоит в полном отложении от греха и творении добра во всякое время.

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1) четвёртая заповедь Декалога неприменима к воскресному дню с формальной точки зрения (формальный аргумент);

2) новозаветное субботство заключается в исповедании божественности Христа, вере в Его воскресение, отложении от злых дел и злой воли, совершении добрых дел, поскольку через это осуществляется вхождение в покой (субботу) Небесного Царства (духовный аргумент).

На наш взгляд, некоторая проблемность православного катехизического изложения четвёртой заповеди состоит в том, что оно воспроизводит то её внешне-формальное содержание, которое перестало быть актуальным с точки зрения Нового Завета, при этом духовное новозаветное содержание отражается недостаточно и как бы ограничивается одним днём недели. Формальный аспект здесь довлеет над духовным.

Вместе с тем обоснование почитания воскресного дня ссылкой на четвёртую заповедь имеет некоторые основания другого рода.

Представленный аргумент от аналогии (вкупе с пастырским аспектом) позволяет считать православное катехизическое изложение четвёртой заповеди хоть и неполным, но имеющим необходимые основания.

Суббота в православном богослужении и аскетике

Схожее понимание субботы было у Кирилла Александрийского, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина и других святых [47] .

Таким образом, в новозаветной аскетике заповедь о субботе имеет глубокое духовное значение, а её ветхозаветный смысл не умаляется, а скорее, наоборот, обретает свою полноту.

Учение о воскресном дне и субботе в западном Православии

На православном Западе богословие воскресного дня и субботы было в основном тождественным учению церквей Востока за тем исключением, что в римской церкви соблюдали субботний пост, тем самым подчёркивая непраздничный характер субботы, и обращали большее внимание на дисциплинарные аспекты почитания воскресного дня.

Следует привести и другие примеры касательно богословия воскресного дня и субботы в западном Православии.

Церковь на Западе придавала большое значение дисциплинарным аспектам почитания воскресного дня. Ещё на Эльвирском поместном соборе (306 г.) было постановлено, что человек может быть изгнан из города, если не посещает богослужение три воскресенья подряд (21 правило). Агдский собор (506 г.) обязал христиан присутствовать на воскресной службе. Схожие правила принимались на III Орлеанском соборе (538 г.) и II Масонском (581-583 гг.).

Следует также отметить, что в Римской Церкви постились в субботу. Поначалу эта практика не была повсеместной: по свидетельству бл. Августина, в миланской области она отсутствовала [62] . Однако впоследствии субботний пост утвердился на Западе повсеместно, что стало одной из причин разделения с восточными церквями.

В дальнейшем католическое учение о воскресном дне и субботе, развиваясь уже вне православной традиции, приобрело свои особенности, главной из которых, на наш взгляд, является концепция замены субботы на воскресный день. Поскольку эта концепция в более позднее время оказала влияние и на православных христиан, необходимо рассмотреть, в чём состоит римо-католическое учение о субботе и воскресном дне.

Учение о воскресном дне и субботе в римо-католицизме

Серьёзные отличия римо-католического учения от церковного состоят в его чрезмерном юридизме, а также в концепции замены субботы на воскресный день, которая в какой-то степени была воспринята и православными христианами.

Таким образом, православное и католическое учения о воскресном дне и субботе хотя и тождественны в своих основах, но имеют и существенные различия. Вероятно, присутствие в православных катехизисах концепции замены субботы на воскресный день вызвано, как мы уже упоминали, католическим влиянием. Подтверждением этого является её позднее появление в Церкви [82] .

Заключение

Вместе с тем, в Православии сохраняется почтение к субботе: она является вторым по значению днём в седмичном богослужебном круге. Слава субботы как главного ветхозаветного праздника умалена славой воскресного дня, но не поглощена и не уничтожена ею. В I-II веках Церковь не противодействовала христианам из иудеев в том, чтобы хранить субботу по закону Моисееву, однако запрещала это делать новообращённым из язычников. Позже Церковь окончательно запретила ветхозаветные обряды субботы, одновременно утвердив в канонах её особый статус в память о ветхозаветном праздновании [83] .

В римо-католицизме также признаётся преимущество воскресного дня в сравнении с субботой, однако слава субботы и память о её праздновании оказываются устранёнными: суббота, согласно католическому учению, заменена на воскресный день. Эта концепция в силу чисто внешних, исторических причин оказала воздействие и на православных христиан, однако она не имеет оснований в Предании Церкви. Следствием этого воздействия является то, что православные христиане зачастую не знают о духовном смысле, который вкладывают в заповедь о субботе святые отцы.

На наш взгляд, разъяснение духовного смысла как субботы, так и воскресного дня в свете учения святых отцов может способствовать духовному возрастанию православных христиан и лучшему осознанию веры. Также важен миссионерско-апологетический аспект богословия воскресного дня и субботы, в частности с точки зрения полемики с субботниками.

1. Архиепископ Петр (Л’Юилье). Правила первых четырёх Вселенских Соборов / Авториз. пер. с франц.; Под ред. прот. Владислава Цыпина. – М.: Изд. Сретенского монастыря, 2005.

2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета канонические. В русском переводе с параллельными местами и приложениями. Российское библейское общество, Москва, 2002.

3. Блаженный Августин. Исповедь / Пер. с лат. М. Е. Сергеенко; вступ. ст. диак. А. Гумерова. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006.

4. Блаженный Августин. Творения: В 4 т. Т. 2: Теологические трактаты. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000.

7. Григорий Палама. Десятисловие по Христианскому Законоположению.

8. День Господень // Католическая Энциклопедия. Том I. А-З. Издательство Францисканцев. Москва, 2002.

9. Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии. Том шестой. Издание третье. Казань, 1908.

10. Деяния девяти поместных соборов, издаваемые при Казанской духовной академии в русском переводе. Издание второе. Казань, 1901.

12. Добротолюбие: В 5 т. – Т. 1. – 4-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010.

13. Добротолюбие: В 5 т. – Т. 3. – 4-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010.

14. Добротолюбие: В 5 т. – Т. 5. – 4-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010.

15. Документы II Ватиканского собора. Москва: Паолине, 1998.

16. Евсевий Памфил. Жизнь Константина / перев. СПб. Духовной Академии, пересмотрен и исправлен Серповой В.В.; примеч.: Калинин А. - М.: изд. группа Labarum, 1998.

20. Кирилл Александрийский. Глафира или искусные объяснения избранных мест из книги Исход.

21. Красовицкая М. С. Литургика. – Москва: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1999.

22. Палладия, епископа Еленопольского, Лавсаик, или Повествование о жизни святых и блаженных отцов / Пер. с греч. еп. Евсевия (Орлинского). 3-е изд. СПб., 1873. (Репринтное издание.)

23. Писания мужей апостольских. – Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008.

24. Полный православный молитвослов для мирян и Псалтирь. – М.: Ковчег, 2009. (Включая Пасхальный канон Иоанна Дамаскина.)

25. Попов А. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян. XI-XV вв. М., 1875.

26. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, Епископа Далматинско-Истрийскаго. Том II. С.-Петербург, 1912.

28. Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, с приложением слова Святаго Иоанна Дамаскина о святых иконах, и изложения веры, по откровению Святаго Григория чудотворца, Епископа Неокесарийского. Перевод с греческаго языка. Москва. Синодальная типография. 1900.

29. Преподобнаго отца нашего Макария Египетскаго духовныя беседы, послание и слова, с присовокуплением сведений о жизни его и писаниях. Москва. В типографии Владимира Готье. 1855.

31. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Составлен митрополитом Филаретом (Дроздовым). Переиздание. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008.

32. Ранние отцы Церкви. Антология. – Брюссель, 1988.

34. Святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения: В 2 т. Том первый: Догматико-полемические сочинения. Экзегетические сочинения. Беседы. Прил.: Архиеп. Василий (Кривошеин). Проблема познаваемости Бога. – М.: Сибирская Благозвонница, 2012.

37. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. IV, гл. XXIII. Против иудеев, о субботе // Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Том 1. СПб., 1913.

39. Св. Иустин Философ и Мученик. Творения. – М.: Паломник, Благовест, 1995.

40. Св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна//Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901.

42. Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. М., 2004

43. Творения святаго Епифания Кипрскаго. Часть первая: На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег. М.: Типография В. Готье, 1863.

44. Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольскаго, в русском переводе. Том второй в двух книгах. Книга первая. С. Петербург. Издание С. Петербургской Духовной Академии. 1896.

45. Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольскаго, в русском переводе. Том десятый в двух книгах. Книга первая. С. Петербург. Издание С. Петербургской Духовной Академии. 1904.

47. Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть II-I. Вопросы 90-114. - К.: Ника-Центр, 2010.

48. St. Augustine: Letters 1-99. Translation, introduction, and notes by Roland J. Teske, S.J.. Hyde Park, NY: New City Press, 2001.

49. The Catechism of the Council of Trent, published by command of Pope Pius the Fifth. Translated into English by Rev. J. Donovan, Professor, &c., Royal College, Maynooth. Dublin, 1829.

[1] В древности воскресенье было первым днём недели, каковым и остаётся в православном календаре.

[2] Иоанн Златоуст. Беседы на 1-е послание к Коринфянам. Беседа 43, 1 // Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольскаго, в русском переводе. Том десятый в двух книгах. Книга первая. С. Петербург. Издание С. Петербургской Духовной Академии. 1904. С. 438.

[6] Писания мужей апостольских. С. 110.

[12] Жизнь Константина, IV, 19. См.: Евсевий Памфил. Жизнь Константина / перев. СПб. Духовной Академии, пересмотрен и исправлен Серповой В.В.; примеч.: Калинин А. - М.: изд. группа Labarum, 1998.

[13] Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, Епископа Далматинско-Истрийскаго. Том II. С.-Петербург, 1912. С. 510.

[15] См.: Деяния девяти поместных соборов, издаваемые при Казанской духовной академии в русском переводе. Издание второе. Казань, 1901.

[16] Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, с приложением слова Святаго Иоанна Дамаскина о святых иконах, и изложения веры, по откровению Святаго Григория чудотворца, Епископа Неокесарийского. Перевод с греческаго языка. Москва. Синодальная типография. 1900. С. 136. Выделение текста в цитате принадлежит автору статьи.

[17] Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Составлен митрополитом Филаретом (Дроздовым). Переиздание. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. С. 89.

[25] См. также Лк. 6:7-9.

[27] Добротолюбие: В 5 т. – Т. 3. – 4-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. С. 231.

[29] Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. IV, гл. XXIII. Против иудеев, о субботе // Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Том 1. СПб., 1913. С. 336.

[30] Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, IV, XXIII // Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Том 1. С. 335.

[33] Наилучшим образом христианская практика ежедневных богослужений и непрестанной молитвы сохранена в православном монашестве, к идеалам которого в этом и других отношениях должно стремиться христианину.

[34] Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 10, 7.

[36] Катехизис, 533. С. 89.

[40] Полный православный молитвослов для мирян и Псалтирь. – М.: Ковчег, 2009. С. 410.

[48] Добротолюбие: В 5 т. – Т. 3. – 4-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. С. 282-283.

[49] Добротолюбие: В 5 т. – Т. 3. С. 192.

[50] Ирмос 8 песни Пасхального канона. См.: Пасхальный канон. Творение Иоанна Дамаскина // Полный православный молитвослов для мирян и Псалтирь. – М.: Ковчег, 2009. С. 423.

[53] Цитаты из писем бл. Августина даны в переводе с английского по изданию: St. Augustine: Letters 1-99. Translation, introduction, and notes by Roland J. Teske, S.J.. Hyde Park, NY: New City Press, 2001.

[56] Исповедь, XXXV, 50. См.: Блаженный Августин. Исповедь / Пер. с лат. М. Е. Сергеенко; вступ. ст. диак. А. Гумерова. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. С. 315.

[57] Исповедь, XXXVI, 51. См.: Блаженный Августин. Исповедь. С. 315.

[58] «Со времени явившейся благодати почитание субботы, которое выражалось в праздновании одного дня,

[61] Святаго Григория Двоеслова, папы Римскаго, Послание к гражданам Римским. С. 351.

[62] См. письмо 54, к Януарию.

[63] Dies Domini, I, 8.

[65] В католическом исчислении – третьей.

[67] Dies Domini, III, 47.

[68] К настоящему времени последний всекатолический собор, а потому в относительном смысле более авторитетный для католиков.

[69] Документы II Ватиканского собора. Москва: Паолине, 1998. С. 37.

[70] Документы II Ватиканского собора. С. 37.

[73] Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть II-I. Вопросы 90-114. - К.: Ника-Центр, 2010. С. 236.

[74] Фома Аквинский. Сумма теологии. С. 126.

[75] The Catechism of the Council of Trent. P. 374.

[76] The Catechism of the Council of Trent. P. 374.

[77] The Catechism of the Council of Trent. P. 379. Отметим, что в Предании Церкви невозможно найти подтверждения этому высказыванию.

[79] Фома Аквинский. Сумма теологии. С. 133

[80] См.: Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии. Том шестой. Издание третье. Казань, 1908. С. 288.

[81] Попов А. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян. XI-XV вв. М., 1875. С. 9.

[85] Толкование на Святое Евангелие блаженного Феофилакта Болгарского. В двух томах. Т. II.

Толкования на Евангелия от Луки и от Иоанна.: Сибирская Благозвонница; Москва; 2010. С. 204.

Читайте также: