Как называется территория предназначенная для лечения и отдыха обладающая лечебными ресурсами

Обновлено: 18.09.2024

Специфической мерой сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов служит организация округов санитарной или горно-санитарной охраны.

В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон, каждая из которых имеет свой режим:

  • 1) зона, в пределах которой запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением деятельности, связанной с исследованием и использованием лечебных ресурсов;
  • 2) зона, в пределах которой запрещается размещение объектов, не связанных непосредственно с организацией отдыха и лечебно-оздоровительной деятельности;
  • 3) зона, в пределах которой действуют ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций.

Так, на территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне - пользователями, во второй и третьей зонах - пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.

Разновидностью рекреационных зон являются зеленые зоны вокруг городов и промышленных поселков. В зеленых зонах запрещается хозяйственная деятельность, отрицательно влияющая на выполнение ими экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных функций.

К лечебно-оздоровительным местностям и курортам могут быть отнесены территории, пригодные для также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами. Лечебные свойства природных объектов утверждаются Правительством РФ, органами исполнительной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления на основе данных научных исследований и многолетней практики. Курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.

Лечебно-оздоровительная местность - территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения.

  • · минеральные воды;
  • · лечебные грязи;
  • · рапа лиманов и озер;
  • · лечебный климат;
  • · пляжи;
  • · части акваторий и внутренних морей;
  • · другие природные объекты и условия.

Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов - особо охраняемые природные территории, которые предназначены для лечения и отдыха граждан.

Курорт федерального значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в установленном порядке в ведении федеральных органов государственной власти.

Правительство РФ по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ вправе признать территорию лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения. Полномочия Правительства РФ:

  • 1) определение основных направлений государственной политики в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха;
  • 2) установление норм и правил пользования природными лечебными ресурсами, лечебно-оздоровительными местностями и курортами;
  • 3) ведение государственного учета курортного фонда РФ и государственного реестра лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
  • 4) установление границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение;
  • 5) осуществление государственной экспертизы генеральных планов (программ) развития курортов и курортных регионов (районов), разведанных запасов природных лечебных ресурсов, имеющих федеральное значение;

Курорт регионального значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в установленном порядке в ведении органа государственной власти субъекта РФ. Органом исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения.

Курорт местного значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в ведении органов местного самоуправления. Порядок признания территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения устанавливается правовыми актами субъекта РФ. Охрана данных территорий осуществляется посредством установления зон санитарной охраны.

В пределах названных территорий устанавливаются общие ограничения, в частности, предусматриваются более строгие нормативы вредного воздействия на окружающую среду, запрещается размещение токсичных отходов, строительство объектов, создающих повышенную экологическую опасность, ограничиваются либо запрещаются виды природопользования, которые противоречат цели использования данной территории.

Земельный кодекс РФ дает конкретное описание земель лечебно-оздоровительного назначения:

6. Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей, курортов и рекреационных зон

Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Соответственно, признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством России, соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.
Для обеспечения режима особой охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов установлен запрет или ограничение в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов деятельности, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.
Специфической мерой сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов служит организация округов санитарной или горно-санитарной охраны.
Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленных для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством России, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.
В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон, каждая из которых имеет свой режим. Так, на территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.
На территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.
На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.
Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне - пользователями, во второй и третьей зонах - пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.
Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются за счет средств пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной (горно-санитарной) охраны.
Разновидностью рекреационных зон являются зеленые зоны вокруг городов и промышленных поселков. В зеленых зонах запрещается хозяйственная деятельность, отрицательно влияющая на выполнение ими экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных функций.

Природные лечебные ресурсы включают в себя минеральные воды, лечебные грязи, рапу лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха.

Включение в перечень природных ресурсов таких природных явлений как климат и природные условия представляется не очень удачным.

Приведенное нормативное определение природных лечебных ресурсов противоречит ст.4 ФЗ РФ “О природных лечебных ресурсах, лечебно- оздоровительных местностях и курортах”, устанавливающей, в частности, что Правительство РФ устанавливает нормы и правила пользования природными лечебными ресурсами, осуществляет экспертизу разведанных запасов природных лечебных ресурсов.

Говорить о нормативном правовом регулировании правил пользования благоприятным (лечебным) климатом, иными природными условиями можно достаточно условно.

Право пользования чистым воздухом, морской водой ( для купания) и т.п. является естественным правом человека и государством не регулируется. Это то право использования ресурсов окружающей среды, которое В.В. Петров называл правом общего природопользования.

Среди природных ресурсов можно выделить две группы ресурсов, используемых для лечения, профилактики заболеваний и отдыха: 1) минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, и 2) природные объекты и условия.

Отношения по использованию (добыче) первой группы природных лечебных ресурсов входят в предмет природоресурсного права.

Отношения же по использованию природных объектов для лечения, профилактики заболеваний и организации отдыха регулируются нормами как экологического, так и горного права.

Среди таких объектов Закон называет, в первую очередь, лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Включение отношения по поводу их использования в предмет правового регулирования экологического права не вызывает сомнений.

Отношения по поводу использования лечебно-оздоровительных местностей, т.е. территорий, обладающих природными лечебными ресурсами и пригодных для организации лечения и профилактики заболеваний, регулируются природоресурсным правом в том случае, если при этом осуществляется добыча подземных питьевых и минеральных лечебных, столовых и лечебно- столовых вод и иных полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных.

Отношения по использованию (добыче) минеральных вод, лечебных грязей, рапы лиманов и озер, других извлекаемых лечебных природных ресурсов должны регулироваться горным правом.

В пользу этого можно привести следующие доводы. ФЗ РФ “О недрах” устанавливает, что этим законом регулируются отношения, возникающие, в частности, в связи с использованием подземных вод, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов.

Водный кодекс РФ в ст.136 прямо указывает на то, что водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы, используются, прежде всего, для целей здравоохранения в порядке, установленном законодательством РФ о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

В ряде случаев добыча природных лечебных ресурсов может осуществляться со дна поверхностных водоемов (лечебные грязи и т.п.).

При этом не только извлекаются сами природные лечебные ресурсы, но и используется водоем.

Поэтому, как указывает ст.145 Водного кодекса РФ, в таких случаях недропользователь должен руководствоваться нормами как горного, так и водного законодательства.

О необходимости регулирования отношений по использованию природных лечебных ресурсов нормами горного права говорят и подзаконные нормативные акты.

Инструкция Госкомитета РФ по геологии и использованию недр от 14 апреля 1994 г. по применению “Положения о порядке лицензирования пользования недрами” к участкам недр, предоставляемых для добычи подземных вод, других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, формулирует особенности применения названного Положения при предоставлении в пользование участков недр для добычи подземных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных (лечебные грязи: иловые сульфидные, сапропелевые, торфяные и сопочные, а также бишофит, нафталан, озокерит, глины, соли и др.).

Природные лечебные ресурсы могут находиться в федеральной собственности или в собственности субъектов Федерации. Вопросы пользования, владения и распоряжения природными лечебными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Полномочия в области государственного регулирования отношений по использованию природных лечебных ресурсов между Правительством РФ, субъектами Федерации и органами местного самоуправления распределяются следующим образом.


РЕКРЕАЦИОННЫЕ САНАТОРНО - КУРОРТНЫЕ РЕСУРСЫ в РС(Я)

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Основой курортной отрасли нашей страны является совокупность всех выявленных и учтенных на ее территории курортов (курортных регионов), лечебно-оздоровительных местностей и их природных лечебных ресурсов, что в соответствии с действующим законодательством определяют как курортный фонд Российской Федерации. Природную ресурсную базу курортной отрасли Российской Федерации составляют минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организаций отдыха. Лечебные свойства природных объектов и условий устанавливаются на основании научных исследований, многолетней практики и утверждаются органом исполнительной власти, ведающим вопросами здравоохранения. Они являются национальным достоянием, предназначены для лечения и отдыха населения, относятся к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите.

Природные лечебные ресурсы являются государственной собственностью, могут принадлежать на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) или субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации - республики, края и т.д.). Вопросы владения, использования и распоряжения природных лечебных ресурсов находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Природные лечебные ресурсы предоставляются юридическим и физическим лицам для лечения и профилактики заболеваний, а также в целях отдыха.

Минеральные воды могут использоваться для промышленного розлива. Природные лечебные ресурсы предоставляются на основании лицензий в порядке, определяемом Правительством РФ. Предоставление природных лечебных ресурсов для целей, не предусмотренных законодательством, как правило, не допускается. В исключительных случаях при наличии положительного заключения экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы Правительство РФ разрешает использовать природные лечебные ресурсы для целей, не связанных с лечением, профилактикой и отдыхом населения, если это не влечет ущерба для курортно-рекреационного потенциала соответствующих территорий. Санаторно-курортная сеть Минздравсоцразвития представлена 609 учреждениями или 11,7% от общего числа санаторно-курортных учреждений России и 9,5% коек от общего числа. Недостаточное и нерегулярное выделение финансовых средств ставит санатории системы здравоохранения, в сложное положение, вынуждает уменьшать количество больных в здравницах, препятствует оснащению современной медицинской техникой и оборудованием, приводит к разрушению материально-технической базы учреждений.

Основные, наиболее полно изученные и широко применяемые в бальнеологической практике природные лечебные ресурсы сосредоточены, как правило, в пределах курортов. Менее изученными остаются ресурсы, выявленные на территории лечебно-оздоровительных местностей и за их пределами, которые обычно используются во внекурортной практике, т.е. в организациях системы здравоохранения, в сети санаториев-профилакториев, на заводах розлива, в цехах по пакетированию и переработке лечебных грязей.

В настоящее время Правительство Республики ставит актуальной задачей создание генеральной схемы рекреационных ресурсов и перераспределение потоков отдыхающих и туристов в целях более равномерного использования территории нашей республики. Поэтому особый интерес приобретает сейчас выявление огромных и все еще недостаточно используемых рекреационных возможностей такого обширного района, как Якутия.

Республика Саха (Якутия) , занимая шестую часть территории России, расположена на крайнем северо - востоке Евразийского континента, что предопределило суровость ее природных и климатических условий. На территории республики находятся два полюса холода - Верхоянск и Оймякон.

Большая часть территории относится к арктическому и субарктическому континентальному климатическому поясу. На севере омывается морями Северного Ледовитого океана и включает Новосибирские острова. Наиболее благоприятными в климатическом отношении являются таежные, южные и центральные районы республики. На всей территории республики распространена многолетняя мерзлота. Огромным резервом рекреационных ресурсов являются особо охраняемые природные территории

На территории Якутии создана уникальная система особо - охраняемых природных территорий - Ытык Кэрэ Сирдэр. Удивительные по красоте и разнообразию животного и растительного мира природные парки - Аан Айылгылар, ресурсные резерваты - Эркээйи Сирдэр, охраняемые ландашфты, памятники природы.

По состоянию 1 января 2003 года реестр особо охраняемых природных территорий включает 2 государственных природных заповедника, находящихся в совместном ведении РФ и РС(Я), 5 природных парков, 78 ресурсных резерватов, 1 охраняемый ландшафт, 26 уникальных озер, 17 зон покоя. Общая зона охраняемых территорий составляет 886,8 тыс. кв. км. или 28,5 %. Все эти территории являются априори резервами для будущего освоения их в качестве рекреационно-курортных и туристических объектов .

Рынок рекреационной недвижимости России достаточно долго отставал от развития других сегментов коммерческой недвижимости по причине более долгих сроков реализации, окупаемости и более низкой доходности. Но в настоящее время в связи с усилившейся конкуренцией и снижением доходности в сфере офисной и торговой недвижимости, начал расти интерес к курортным проектам.

Кроме того, в республике существуют локальные зоны с особенными природными, лечебными характеристиками, где может так же быть успешным рекреационный проект. Рекреационные проекты начинаются с формирования ядра, которым выступает, например, месторождение грязей, минеральных вод. Также необходимо учитывать и вовлекать в рекреационные ресурсы, имеющиеся в республике лечебно профилактические учреждения высокого современного уровня как Национальный центр медицины РС(Я) и Центр охраны материнства и детства РС(Я). Таким образом, рекреационные проекты могут служить стимулом для дальнейшего развития республики.

Список использованных источников:

1.. Рафаилов Ч.А. Состояние и перспективы развития санаторно-курортного дела: участие субъекта Российской Федерации на примере Республики Саха (Якутия) Восстановительная медицина и реабилитация / Санаторно-курортное лечение / Том 1 2010 2. Лимонов В.И. Характер и трансформация взаимосвязи курортного дела и экономики в Российской Федерации // Вестник восстановительной медицины, № 2 (16), 2006.

Читайте также: