Как называлось поселение на месте которого построен париж

Обновлено: 18.09.2024

ГЛАВА ПЕРВАЯ

ОСТРОВА СИТЭ И СЕН-ЛУИ
Ситэ, Консьержери, Дворец Юстиции, Сент-Шапель, Нотр-Дам, остров Сен-Луи.



фото mbla

Остров Ситэ – колыбель города – мало что сохранил от своего средневекового облика: одиноко возвышается в верхней части острова Нотр-Дам, хмуро смотрят на правый берег Сены башни Консьержери, да прячется где-то, окруженная помпезными громадами Дворца Юстиции, Сент-Шапель – самая фантастическая и призрачная из готических церквей, когда-либо мной виденных.

+ + +

За 350 лет до Р.Х. на острове уже было поселение кельтского племени паризиев. Отсюда и произошло нынешнее название города.

В 52 г. на острове укрепились римляне, завоевавшие всю Галлию. Как утверждает легенда, из всей территории современной Франции калиги римских легионеров не вступили ни разу только на самую северную оконечность нынешнего Брестского полуострова – оккупации удалось избежать лишь нескольким деревенькам на северо-западе Бретани.( Где и жил герой мультиков и комиксов Астерикс со своими друзьями)

В 55 году до Р.Х. на острове Ситэ расположил свой главный штаб Юлий Цезарь.

Римский город – Лютеция (Lutetia Parisorum)– сложился из укрепленного лагеря на острове и построек, постепенно возникавших как вокруг укреплений, так и на высоком левом берегу Сены (поныне сохранились термы Клюни, арена на ул. Монж, остатки театра около лицея Сен-Луи).

Остров расположен на перекрестке двух древних путей: речного по Сене и сухопутного – древнеримской военной дороги с юга на север. Эта дорога, – частично нынешняя ул Сен-Жак (St Jaques) – проходя через Ситэ, пересекала Сену. На левом берегу она проходила между болотами Бьевра и деревней Гренель, существовавшей, видимо, ещё с времен неолита. А на правом берегу уходила на север через высотку Бельвиль. Вся же дорога тянулась от Рима до Кале, где римляне переправлялись в Британию.

Дворец римского наместника сначала располагался прямо под нынешним зданием Парижской префектуры, и поэтому ни для каких раскопок недоступен. Весь период истории острова от I до V века погребён под Префектурой и Дворцом Юстиции, только площадь перед собором Нотр-Дам, образовавшаяся в середине прошлого столетия, после того, как тут снесли несколько улочек и церквушек, осталась доступной для археологов. Когда на этом месте делали подземный гараж, то строители наткнулись на остатки построек галло-римского периода. Гараж сделали намного глубже, чем предполагалось, а между ним и поверхностью – подземный музей: две улочки и остатки нескольких зданий, расчищенных археологами.

В раннее средневековье (так наз. Тёмные века) на Ситэ было более 30 улочек, причём дома в 3-4 этажа были построены так, что верхние этажи выступали над нижними, почти смыкаясь наверху.

Эпоха Меровингов и Каролингов началась с Хлодвига в 752 году. (Французы зовут этого, первого своего короля, Кловис, и считают, что имя Луи, которое носили 18 королей, происходит от этого имени (германское Хлодвиг или Людвиг, латинское – Людовик, французское – Луи).

На площади перед собором Нотр-Дам находится памятник Карлу Великому и сквер его имени.



фото mbla

Памятник выполнен в 1877 году скульпторами Шарлем и Луи Роше и представляет собой если не высокохудожественное, то во всяком случае археологически точное произведение: одежда, сбруя коня – всё воспроизведено исторически скрупулезно. Это же относится и к рыцарям Карла – Роланду ( на фото слева) и Оливье, пешие фигуры которых стоят рядом с конным императором. Более того, меч Роланда – Дюрандаль – точно скопирован с оригинала, хранящегося в Мадриде.(

Тут, в сквере Шарлеманя (так французы трансформировали латинское имя Карла Великого – Carolus Magnus), всегда людно. Всю ночь звучат гитары, площадь днем и ночью заполнена туристами и парижанами, а рядом на мосту нередко можно увидеть виртуозное катание на роликовых коньках.



фото mbla

На месте резиденции Хлодвига по указаниям Османа были построены Префектура и грандиозное здание Дворца Юстиции. Под этими двумя мастодонтами оказалась погребенной почти вся древняя островная Лютеция – от построек эпохи Юлия Цезаря и до сооружений времени первых Капетингов. Рядом на руинах и фундаментах большинства древних зданий находились ещё и постройки XI – XII вв. Тут было ко времени начала османовской перестройки 22 церкви романских и готических, приют для прокажённых, а рядом с ним – знаменитая таверна Сосновой Шишки, завсегдатаями которой были Мольер, Лафонтен, Буало, Расин и другие властители дум XVII века.

Кардинально перестраивая Париж, Осман разрушил немало: только с Ситэ было переселено 25 тыс. человек. Наполеону Третьему не нравился старинный вид города, и тысячелетние постройки уступали место бульварам и площадям. Но за сто пятьдесят лет, прошедших после этих перестроек, центр города всё равно отстал от современных транспортных требований, а множество средневековых улиц Парижа исчезло навсегда.

Справа от собора Нотр-Дам располагается старейшая больница Парижа – Отель-Дьё. Согласно легенде, основал его cв. Ландри в 651 году как убежище для нищих, а в 1160 году архиепископ Морис де Сюлли решил расширить здание и превратить его в больницу. Её корпуса разместились не только на острове, но и на левом берегу Сены. В 1160 году, одновременно с первым зданием больницы, Морис де Сюлли начал строить Нотр-Дам и архиепископский дворец.

В 1747 году рядом с больницей был открыт ещё и приют для подкидышей. (Отель-Дьё в его нынешнем виде построен уже в 1878 году в так наз. неофлорентийском стиле по приказу Османа).

Сегодняшний остров Ситэ почти не имеет жителей. Две-три небольших улицы, часть Цветочной набережной и площадь Дофин – т. е. не более трех десятков домов составляют жилую часть Ситэ.



фото mbla

Площадь Дофин – треугольник, образованный Дворцом Юстиции (вторая пол. XIX в.) и двумя домами, построенными в 1607 году Генрихом Четвертым в честь наследника – дофина Луи (с 1610 г. – Людовик XIII). Дома были предназначены для банкиров и крупных купцов. Генрих поощрял новый образ жизни, идущий из Италии, и хотел, чтобы новое сословие селилось поближе ко двору.



фото mbla

Фасады этих домов из красного кирпича с окнами, облицованными светлым песчаником, характерны для недолгой, но бурной эпохи Генриха Четвертого, типичного короля Ренессанса, всесторонностью талантов и интересов достойно завершившего XVI век – век Возрождения во Франции. После его царствования в Париже прибавилось 68 улиц: 35 на правом берегу и 33 на левом.

Но вернёмся к памятнику Генриху IV. История его такова: герцог тосканский вскоре после гибели Генриха подарил его вдове Марии Медичи бронзовую лошадь. Корабль, на котором везли лошадь, потонул около Сардинии. Лошадь, однако, выудили через год, и в 1614 году она была водружена на пьедестал там, где стоит сейчас памятник Весёлому королю. И простояла без всадника 21 год. Только в 1635 году (когда уже поступил на королевскую службу д'Артаньян!) Людовик XIII приказал отлить и посадить на лошадь статую своего отца.



фото mbla

Жил-был Анри четвёртый.



пудель и мблиная тень около Генриха
фото mbla

Но в 1513 году, незадолго до воцарения Франциска I, мост был выстроен заново, на этот раз каменный, и на нём расположилось 68 домов из кирпича и песчаника. Опять же одинаково оформлены были фасады, украшены статуями мужчин и женщин с корзинами фруктов, а между статуями размещены медальоны с профилями французских королей. Впервые в истории Франции дома были пронумерованы, причем правило давать одной стороне чётную нумерацию, а другой – нечётную, впервые было придумано тут.

При Наполеоне ему вернули прежнее название.

А в последний раз мост был перестроен и расширен в 1853 году.

Пьер Абеляр – философ и богослов XII в. Создатель так называемой новой педагогики. Неоднократно обвинялся в ереси. Обучил более трех тысяч. студентов. Тайно женился на своей ученице Элоизе, которая пережила его на 22 года. Их останки трижды были похоронены врозь и трижды оказывались перехоронены вместе, пока наконец их не захоронили в одном гробу на кладбище Пер Лашез.

На Корсиканской набережной между корпусами Отель-Дьё и Торговым судом находится Цветочный рынок, впервые открытый по распоряжению Людовика XVI 13 июня 1786 года. С тех пор этот рынок ни разу не закрывался – даже во время войн. Фото Цветочный рынок.



фото mbla

Тут продаются растения со всех концов света. И не только цветы – деревья, черенки кустов, семена. Обычно на цветочном рынке тихо – растения молчаливы, да и покупатели, подстать им, малоразговорчивы. Но два раза в неделю рынок становится шумным: это дни Птичьего рынка.

Такого количества чудаков, самых колоритных личностей на столь малой площади, нигде, пожалуй, нельзя увидеть. Тут спорят о птицах, с ними разговаривают, передразнивают их (а попугаи в свою очередь передразнивают передразнивающих). Приходится перекрикивать и ругань этих попугаев, и резкие выкрики дроздов и скворцов. Продают здесь и котят редких пород, и всяческих щенков, а однажды видел я и небольшого аллигатора.

Консьержери (Conciergerie)

Название это произошло от должности. Консьержем именовался дворянин, которому после переезда королей в Лувр было поручено управлять этим зданием (бывшим дворцом) и собирать арендную плату с владельцев лавок, мастерских и прочих, порой сомнительных заведений, снимавших помещения в здании бывшего дворца. Когда здание было превращено в тюрьму, консьерж собирал плату с заключённых за пользование камерами-одиночками и за прокат мебели в них.

Мрачное здание Консьержери вытянулось вдоль набережной Часов. Круглые башни с коническими крышами выглядят декорацией к рыцарскому роману – грозный боевой замок посреди сегодняшнего Парижа.

Отсюда отправлялся в 1189 г. в третий крестовый поход король Филипп-Август вместе со своим родичем и союзником английским королём Ричардом I Львиное Сердце. А за полтора века до того жила тут королева Франции, дочь киевского Великого князя Ярослава Мудрого Анна, жена Генриха (Анри) I, после смерти мужа – регентша при малолетнем сыне (будущем Филиппе I).

При Филиппе IV Красивом (1285-1314) прозванном Железным Королём, дворец был расширен. В нем построили Зал Стражей (ок. 300 кв. м.) – сводчатое помещение в стиле ранней готики, и грандиозный Зал Вооруженных площадью около 2 тыс. кв. м. Этот невероятный зал, законченный в 1315 году, имеет длину более 70 метров. Своды его держатся на 69 пилястрах и колоннах. Из зала широкий арочный пролёт выводит в дворцовую кухню, прозванную столетием позднее Кухней Св. Луи (Людовика), хотя она была построена при короле Жане Добром в 1350 г. Четыре угла кухни срезаны четырьмя каминами, в каждом из которых жарились на вертелах по два быка.

Предлагаю читателю самостоятельно высчитать, сколько гостей размещалось на королевских пирах за П-образным бесконечной длины столом в этом двухтысячеметровом зале, который тогда был одновременно и пиршественным, и тронным, и бальным: в нём, отодвинув столы к стенам, танцевали медленную торжественную павану, а в перерывах между танцами слушали пенье менестрелей под звуки арф.

Быков же для обедов этих, как и прочие припасы, доставляли по Сене на баржах и перегружали в кухню прямо через специальное окно с блоком

Башни Консьержери носят названия Башня Часов, Бонбек, Цезарева и Серебряная. За башней Бонбек открывается проход в помещения Трибунала, где в дни якобинской диктатуры и заседал революционный трибунал.

Тюрьмой Консьержери стал вскоре после переезда первых королей династии Валуа в Лувр в 1370-х годах. Но обычно эта новая тюрьма пустовала: высокопоставленные узники содержались, как правило, в Бастилии, а тут держали воров и бродяг, которых в те времена было в тюрьмах меньше, чем благородных узников. Из государственных преступников содержали здесь только не дворян, и то много позднее. Так сидел здесь убийца Генриха IV Равальяк, вождь Соляного Бунта во времена Людовика XIV Мандрен и еще несколько знаменитостей.

Но в дни Робеспьера социальный состав населения тюрьмы изменился. Если еще в 1790-91 годах в первый период революции в огромном зале пара десятков воров играли в пятнашки или в чехарду, как пишет современник, то в 1793-м тут было помещено более тысячи человек. Рядом, в Зале стражей, находились дамы. Достаточно было в те дни просто принадлежать к аристократии, чтобы двери Консьержери распахнулись перед вами. Но отсюда уже не выходили, а только выезжали на огромной скрипучей фуре, которая везла по мостам и набережным под улюлюканье черни к тому месту, где в тот день стояла гильотина. Площадей и любопытных в Париже было много, а гильотина – одна, и её регулярно перевозили с места на место.

Эту процедуру последнего туалета прошла и королева…

У круглой башни
Консьержери
В воде расквашены
Фонари.
Антуанетта глядит в окно.
Парижа нету:
В воде черно.

Жесток и жуток Париж в ночи,
И проституток ждут палачи…
Годна в кассандры любая сводня:
Причины – завтра,
башку – сегодня.

Обратным шагом наш мир творится:
Из книг – бумагу,
Из фильмов – лица,
А из Адама наделать глины
Готовы яма и гильотина.
Суд? Это завтра.
А нынче – крак!
Причины? Завтра,
А нынче – так:
Судьба готова,
Привычный ход
Сквозь Гумилёва
К Шенье ведёт…
Ведь жизнь – козявка,
И C’ est exact :
Причины завтра,
сегодня – факт.

На Гревской площади
Бьет барабан,
Чернеют лошади
И шарабан.
Жесток и жуток, Париж – ничей:
Ни проституток, ни палачей…

А на бульваре висят вдвоём
Две жалких твари: Ночь и Вийон…

Эта, первая во Франции, государственная тюрьма была ликвидирована только в начале Первой мировой войны.

Дворец Юстиции (Palais de Justice)

Здание Консьержери слито в один ансамбль с огромным, торжественным и довольно неуклюжим Дворцом Юстиции.

На углу набережной и Дворцового бульвара расположена квадратная Башня Часов. От нее получила своё название и Набережная Часов. Сорокаметровая башня, построенная в XIV веке, была украшена аллегорическими скульптурами Справедливости, Правосудия и прочих добродетелей, поставленными незадолго до Варфоломеевской ночи. В 1851 году башня была капитально отреставрирована.

Собственно Дворец Юстиции находится южнее и западнее башни Бонбек. Один фасад его, построенный Виоле ле Дюком в середине XIX в., выходит на площадь Дофин, а другой, главный – на Дворцовый бульвар, пересекающий Ситэ и соединяющий – через два моста – бульвар Сен-Мишель с площадью Шатле.



фото mbla

Главный фасад выполнил в конце XVIII века архитектор Антуан, один из законодателей архитектурных вкусов эпохи классицизма (стиль Людовика XVI). От бульвара дворец отделяет кованая решетка – одна из лучших, сделанных в то время. В правой стороне двора – величественная лестница Людовика XVI, по которой можно попасть в Купеческую Галерею и в Зал Пропадающих шагов – центральное помещение Дворца.

Сожжённый коммунарами в 1871 г., этот зал был восстановлен архитектором Дюком в том виде, какой имел он в XVII в. Прямо из-под аркад Зала можно пройти в Золотую комнату, которая считается спальней Св. Людовика и находится в самой старой части Дворца, относящейся, строго говоря, к Консьержери. Именно в этой Золотой комнате располагался в 1793 году революционный трибунал, выносивший смертные (и никакие иные) приговоры.

Королева, поэт Андре Шенье, сподвижник членов Трибунала Дантон и ещё сотни известных людей были обезглавлены по приговорам, произнесённым в этой комнате.

Сожженная восемьдесят лет спустя, в дни Парижской Коммуны 1871 г., комната была восстановлена всё тем же Дюком в 1872-74 гг. и выглядит так, как выглядела в царствование Людовика XII (конец XV – нач. XVI вв.)


О Париж! Незабываемый, волшебный, романтический, мечта миллионов туристов со всего света, город, восхищающий своим неповторимым колоритом. Париж — воплощение элегантности, утонченности, красоты, любви, изысканности, столица мировой моды и стиля. На территории города сосредоточено огромное количество интересных достопримечательностей. Перед ценителями искусства и истории открывают свои двери многочисленные парижские музеи и художественные галереи. Любители шопинга будут в полном восторге от разнообразия магазинов. Своих маленьких гостей с радостью встречает Парижский Диснейленд. Поклонникам тихого спокойного отдыха рекомендуется посетить несколько живописных городских парков и скверов. Париж расположен в северной части Франции и занимает оба побережья Сены. По своей форме город напоминает большую округлую сферу. Многие приезжают в Париж, чтобы провести медовый месяц или попросить руки и сердца своей возлюбленной.

История возникновения

История Парижа берет свое начало в 3 столетии до нашей эры. Именно в этот период времени племена паризиев основали небольшое поселение Лютецию. Постепенно оно превратилось в маленький городок. Спустя два столетия, на земли Лютеции пришли римляне во главе с великим Цезарем. Город получил название Паризия и присоединился к римскому государству. В 5 веке он был захвачен франками, на территории города появилась королевская резиденция, а Паризию провозгласили столицей франкского государства. Расцвет города пришелся на 7 столетие. На его территории было построено огромное количество культурных, образовательных, политических учреждений. За свою нелегкую продолжительную историю Париж пережил немало испытаний – вторжения чужеземцев, несколько кровопролитных войн, эпидемию чумы. Официальной столицей Франции город стал в 16 веке. Сегодня Париж – крупный финансовый, промышленный, образовательный, культурный, торговый центр. Один из самых многонациональных городов мира.

Достопримечательности Парижа

Эйфелева башня

Эйфелева башня

Елисейские поля

Елисейские поля

Триумфальная арка – еще одна удивительная достопримечательность Елисейских полей. Античное архитектурное сооружение, достигающее 50-ти метров в высоту. Ее украшают шесть каменных барельефов с изображением самых значимых военных сражений и побед. Дополняют барельефы оригинальный орнамент и несколько античных скульптур.

Елисейские поля – это место, где ежегодно проводится масса мероприятий. Зимой – рождественская ярмарка, летом – известная гонка на велосипедах Тур де Франс и парижский марафон.

Лувр

Парижский Диснейленд

Парижский Диснейленд

Парижский Диснейленд

В самом сердце Диснейленда возвышается красивый сказочный замок. Рядом расположен дворец Спящей красавицы.

дворец Спящей красавицы диснейленд

Парижский Диснейленд – это лучший подарок на рождество, и не только детям.

Собор Парижской Богоматери

Собор Парижской Богоматери – чудесный католический храм, расположенный в центре города на острове Сите.

Собор Парижской Богоматери

Знаменитый Нотр-Дам де Пари, настоящий шедевр архитектурного искусства. Посмотреть на него ежегодно приезжают миллионы туристов со всего земного шара. Величественное сооружение, украшенное готическими скульптурами и великолепными витражами.

Нотр-Дам де Пари

С крыши на посетителей взирают каменные горгульи. Войдя внутрь собора, посетители оказываются в просторном светлом зале с высокими сводчатыми потолками, позолоченными колоннами, цветными витражами, уникальными фресками. От такого великолепия захватывает дух и кружится голова. Создается впечатление воздушности и невесомости. Известно, что в соборе Нотр-Дам де Пари хранится бесценная священная реликвия – Терновый венец Спасителя.

Университет Сорбонна

Университет Сорбонна

Университет Сорбонна – одно из самых престижнейших учебных заведений во Франции. Он представляет собой большой архитектурный комплекс, состоящий из 13-ти самостоятельных зданий. Рядом с главным зданием университета красуется часовня святой Урсулы, где в настоящее время размещается теологический факультет. В часовне совмещаются два стиля – простой барочный и помпезный древнеримский. Известно, что в ее стенах находится усыпальница кардинала Ришелье. В 19 веке комплекс был дополнен новыми зданиями эпохи Возрождения.

Латинский квартал

Латинский квартал

Вокруг Сорбонны раскинулся Латинский квартал столицы. Здесь царит атмосфера праздника и веселья. Прогуливаясь по узким извилистым улочкам этого района, туристы смогут полюбоваться оригинальной архитектурой здешних построек. Окунуться в прохладу живописных парков, восхититься величием здешних дворцов, пройтись по магазинам или насладиться ароматным кофе в одном из уютных кафе. На территории Латинского квартала расположены Термы Клюни – древнеримские руины с протекающими через них термальными источниками. Украшением квартала является Люксембургский сад и легендарный Пантеон. Часть района занята жилыми домами, где проживает парижская богема – писатели, музыканты, художники, ученые.

Монмартр

Монмартр – одно из самых красивейших мест Парижа, небольшой исторический район, бережно хранящий культуру и традиции предков. На вершине горы в районе Монматрт возвышается католический храм — Сакре-Кер .

Монмартр

Это место очаровывает туристов своими самобытными бульварами и красочными кабаре. В воздухе витает дух неописуемой свободы и веселья.

Отдых и развлечения

Париж – город фестивалей, ежегодно здесь проводится масса разнообразных мероприятий. Среди самых популярных – Ночь музеев, Музыкальный фестиваль, фестиваль театров, Китайский Новый год.

Парижский транспорт

Строительство в Париже

МАТЕРИАЛЫ И ЦВЕТА ПАРИЖА

Стоящий на известняковом основании Париж в основном построен из камня. До XVIII в. материал для его монументов добывали в карьерах, расположенных в подземной части города. Около 10% города изрыто подземными рудниками. Позднее материал стали добывать из близлежащих районов, в основном из Уазы. Кроме строительного камня на этих многочисленных карьерах добывался крупный известняк и гипс, ставшие основой архитектурного ансамбля города.

Кирпич, использовавшийся для строительства Парижа во времена Генриха IV и Людовика XIII, вновь появляется в парижском пейзаже только в конце XIX в. Цинковые крыши, соседство стекла и железа и наконец, бетон - таковы три главных нововведения XIX в.

Долгое время кирпич служил материалом для забутовки. Он стал дополнять камень лишь в конце XIX в. и применялся при создании модернистского орнамента. Между Первой и Второй мировыми войнами использование кирпича достигло апогея: его использовали при строительстве государственных учреждений, как, например, Институт искусав и археологии.

Первоначально используемый для углов и деталей, цинк появился на крышах в начале XIX в. При бароне Османе цинк заменил на крышах черепицу и шифер. Этот гибкий материал легко приспосабливался ко всем контурам строящихся зданий в Париже.

Строительный камень стал единого размера при бароне Османе. Начиная с 1930-х г. камень использовался в качестве отделочного материала, вставленный в скобы или приклеенный. Архитектор Ру-Спиц, поклонник этой техники, придал Парижу тот современный облик, что существует до сих пор.

До XIX в. камень служил для строительства государственных учреждений или богатых особняков. Программы по строительству простого жилья предусматривали использование в качестве отделки гипса, покрывавшего деревянную основу и заполнением в виде кирпича, крупного известняка и валунов. Гипсовые фасады часто дополнялись резьбой, выступами, канавками, призванными имитировать обычный камень. Такие здания называли построенными из парижского камня. При бароне Османе строительство зданий из камня приобрело всеобщий размах.

Железо и стекло

От Эйфелевой башни до музея Бобур использование железа в строительстве носило бунтарский характер. Оно появилось среди строительных материалов в конце XIX в., и его сразу стали использовать вместе со стеклом.

555 000 золотых листьев

Столько сусального золота было потрачено, чтобы позолотить купол Дома инвалидов.

ПАРИЖСКОЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

Первые правила строительства домов возникли в Париже еще в Средние века. С течением веков они изменялись и дополнялись, сопровождаемые, рано или поздно, нормами земельной нарезки территории, изменением концепции жилища, а также большими урбанистическими, проектами. Действуя от имени безопасности, гигиены или эстетики, они установили высоту зданий в зависимости от ширины улицы, способ застройки территории, вид фасадов, их декор и материал. Эти правила, применяемые со всей строгостью, лежат в основе удивительной однородности парижского пейзажа.

Первые тротуары

Первые тротуары появились в конце XVIII в. С их появлением началось исчезновение центрального водостока, и покрытие улиц стало более выпуклым. Так постепенно менялся парижский пейзаж. Префект Сены, Рамбюто, между 1833 и 1848 гг. приказал проложить первые широкие проспекты, обустроенные боковыми, водостоками, немного предвосхитив систему градостроительства барона Османа.

Средневековая улица

Участки под домами, как сельскохозяйственные наделы, были узкие и вытянутые (5 х 30 м). Деревянные конструкции верхних этажей нависали над улицей, лишенной тротуаров, где в лучшем случае был проложен центральный водосток.

Канализация и отделка домов

Со Средних веков в городах предпринимали меры против пожаров, стока использованной воды и отходов, мостили дороги и освещали улицы, но без особого успеха. С1607 г. королевская власть смогла заставить строителей, чтобы те выравнивали дома по длине улицы. В конце XVII в. были запрещены нависающие части домов, и обязательно было использование гипсовой отделки фасадов, плохо поддающемуся горению. Также стал использоваться кирпич и камень для первых жилых домов.

Синтез современности

В 1977 г. появилось новое положение, в котором учитывались строительные особенности прошлых десятилетий, возвращение к красной линии застройки, к пропорциональности, когда высота строений пропорциональна ширине улиц. Внутренние дворики домов должны подчиняться общим размерам зданий. С другой стороны, длина фасадов остается важной величиной.

Эти правила породили целую серию домов в османском стиле, сменившихся большим архитектурным эклектизмом, где видны все тенденции.

Изменение парижского пейзажа в 1967 г.

Закон 1967 г. повлек за собой настоящее изменение в парижском строительстве. Здания теперь могли быть высотой до 37 м. Но в таком случае они должны располагаться в глубине линии домов, чтобы дать больше света. Это изменение послужило к появлению башенок и решеток, но создало прерывистую линию тротуаров.

Пышность Прекрасной эпохи

Закон 1902 г. облегчил строгие правила Османа, были разрешены полукруглые эркеры, дающие больше пространства. Здания могли теперь достигать 35 м по ширине, 23 м по высоте от карниза и 6 м для мансардного этажа. Скаты и фасады зданий украшались орнаментом, который исчез с 1930-х гг.

СТЕНЫ ПАРИЖА

Несмотря на постоянное увеличение численности населения, город долго оставался внутри периметра, обозначенного укреплениями XIV в. В царствование Людовика XIV они были снесены. Позднее к городу были присоединены большие территории до стены генеральных откупщиков. Но еще в течение полувека горожане с неохотой селились на этих свободных участках, по привычке двигаясь ближе к центру.

Стена Филиппа Августа (1213). Длиной более 5 км, она окаймляла равные пространства с одного и другого берегов Сены: от моста Искусств на западе до моста Мари и Турнельского на востоке реку перегораживали дубовые бревна. Стену Филиппа Августа никогда не разрушали, ее фрагменты еще видны в некоторых районах, в частности в Маре.

Стена Карла V (1383). Она увеличила периметр города только на Правом берегу. Она проходила на месте нынешнего Королевского моста, ворот Сен-Дени и Сен-Мартен, здания Арсенала. Около 1613 г. Людовик XIII расширил ее на северо-западе. Стена заканчивалась на незаболоченной части Правого берега, дальше начинался сухой рукав Сены.

Новый бульвар (1705). Поскольку Франции ничего не угрожало на ее границах, Людовик XIV приказал снести фортификационные сооружения на Правом берегу и вместо них построить широкую улицу. Главные ворота города, Сен-Дени или Сен-Мартен, теперь украсили триумфальными арками. Новый бульвар стал излюбленным местом прогулок парижан с середины XIX в.

В первые десятилетия XIX в. численность населения в городе резко возросла. Появился первый недорогой общественный транспорт; городские власти приняли меры по освобождению центра в пользу окраин. Укрепления Тьера (№ 5) снесли около 1920 г. Стены, призванные защищать город, давно превратились в излюбленное место прогулок парижан, а на территориях, не занятых под строительство, раскинулся гигантский бидонвиль.

Стена генеральных откупщиков (1787). Стена длиной более 100 метров предназначалась для взимания налогов с продуктов, ввозимых в столицу. Она протянулась с севера на юг, вдоль будущей ветки метро Насьон - Этуаль. В стену было встроено шестьдесят павильонов. Из 60 строений архитектора Леду до наших дней сохранилось четыре.

Укрепления Тьера (1844). До настоящего времени эти стены, протянувшиеся на 39 км, остаются самыми длинными городскими укреплениями в мире. В период между двумя мировыми войнами на их месте возникли бульвары де Марешо. Кроме стены за несколько километров до укреплений Тьер построил шестнадцать разрозненных фортов, таких, как на горе Валериан.

Парижские арены

История Парижа ведёт своё начало с III века до н. э., когда кельтское племя паризиев основало у реки Сены поселение Лютеция. Кельты обнесли город стеной, наладили торговые связи. Но в 52 году до н. э. они присоединились к восстанию галлов, пытавшихся сломить римлян. В том же году состоялась битва при Лютеции, и Рим не сразу, но одержал победу. Паризии сожгли свой город, чтобы он не достался врагу, но римляне отстроили его снова. Будущий Париж был возрождён буквально из руин. С тех пор он пережил ещё немало войн и разрушений, но отголосок древнеримского правления можно найти в нём и по сей день.

Термы Клюни

Римские бани

На территории бывшей Лютеции найдены 3 термальные бани – горячая, тёплая и холодная. Они были построены в первой половине III века, но к концу столетия были разрушены варварским набегом. Несмотря на то, что внутренние помещения утратили свой облик, вниманию гостей представлены: фригидарий (зал для охлаждения), колонны, арки, частично сохраненная настенная мозаика и живопись, а также уникальные археологические находки. Банный комплекс включён в состав музея Средневековья и открыт для посещения каждый день, кроме вторника.

Часы работы: с 9:15 до 17:45

Цена билетов: от 4 до 9 евро. Бесплатно можно пройти в первое воскресенье месяца

Адрес: Латинский квартал, 6 place Paul Painlevé

Ближайшая станция метро: Cluny-La Sorbonne (ветка 10)

Арены Лютеции

Арены Лютеции

Ещё одна сохранившаяся постройка – амфитеатр площадью около 13 тысяч кв. м. Это, конечно, не римский Колизей, но одно из самых древних сооружений в Париже. Амфитеатр был построен в I веке для театральных представлений, гладиаторских боёв, но в III веке разрушен варварами. Больше арену не использовали, разобрали на камни для строительства городской стены.

Однако во второй половине XIX века амфитеатр вновь восстал из руин. В 1869 году на этом месте было решено создать омнибусный парк (многоместные конные повозки). В ходе раскопок и была найдена каменная кладка. Писатель Виктор Гюго отправил письмо в городской совет и призвал защитить ценный архитектурный комплекс. Вскоре античный театр был объявлен историческим памятником, создание омнибусного парка полностью прекращено, и теперь отреставрированные арены служат для отдыха местных жителей.

По воскресным утрам здесь проводятся любительские футбольные матчи, игры в петанк (бросание шаров), конкурсы, музыкальные концерты, например, в конце июля здесь традиционно устраивается джазовый фестиваль. Это прекрасное место для отдыха и развлечений.

Часы работы: с 8:30 до 21:00, зимой до 17:00

Адрес: 49 rue Monge

Ближайшие станции метро: Cardinal Lemoine и Jussieu

Археологические крипты у Нотр-Дама

Археологические крипты Нотр-Дама

В 1980 году на площади у Нотр-Дама были открыты крипты Парижа. Напротив собора вы увидите небольшой спуск в подземелье, там-то и находятся археологические артефакты, обнаруженные во время раскопок в период между 1965 и 1972 годами.

Крипты представляют своим гостям уникальный вид на типичный район римского города и и развитие острова Сите – исторического сердца Парижа. Сами римские развалины дополнены визуальными эффектами, проекциями, которые помогают вам увидеть старые улицы Лютеции, понять, как вырос город, где раньше были берега Сены и старый порт. С одной стороны вы услышите голоса галло-римлян, а с другой – увидите, как развивался Париж последние две тысячи лет.

В 2012 году археологические скрипты у Нотр-Дама были обновлены и теперь снова ждут своих посетителей – любителей древней истории Парижа.

Адрес: Crypte archéologique du parvis Notre-Dame, 7 place Jean-Paul II

Стоимость билета: 5 евро

Ближайшая станция метро: Cité

Менее известные античные памятники

Церковь Сен-Пьер де Монмартр

Остальные романские сооружения Лютеции можно встретить в разных чертах города. Как уже и говорилось, им далеко до достопримечательностей Рима, но они являются важной частью истории города. Это и подвалы, и гипокаусты (античная система отопления), и фрагменты настенного искусства.

Были найдены две гончарни, останки храмового комплекса, построенного в честь Марса. На холме Монмартр у базилики Сакре-Кёр когда-то стоял храм Меркурия. Или Юпитера, уже точно никто не знает. Сейчас на этом месте церковь Сен-Пьер-де-Монмартр, в ее нефе можно заметить античные колонны, использованные повторно.

Совместная история двух городов привела к крепкому союзу. Теперь Рим является истинным и единственным побратимом Парижа. Ведь, как гласит знаменитое высказывание, лишь Париж достоин Рима, и лишь Рим достоин Парижа.

Читайте также: