Как называются расходы которые связаны с покупкой предметов роскоши с организацией досуга и отдыха

Обновлено: 04.10.2024

В зарубежной практике принято выделять услуги отдыха и развлечений в отдельную группу, входящую в так называемые потребительские услуги. Например, отдых и развлечения включены в потребительские услуги населению (сюда же включены личные услуги бытового обслуживания). В среднем американцы тратят значительное количество средств на отдых и развлечения (совокупные затраты на эти цели в 3 раза превышают расходы на здравоохранение).

Предприятия различных видов развлечений, отдыха и культуры разделяются условно на три группы.

Первая группа: театры и студии, кинотеатры всех видов и рангов, музыкальное обслуживание и оркестры, танцевальные залы, студии, музыкальные автоматы в местах общественного пользования.

Вторая группа: предприятия, организующие активный отдых для населения: плавательные бассейны, роликовые и ледяные катки, тиры, школы верховой езды, клубы игры в гольф, бейсбольные и футбольные клубы, площадки для игры в кегельбан, парки отдыха, прокатные станции лодок и каноэ, пляжи, стадионы, легкоатлетические поля и т. д.

Третья группа: всякого рода азартные игры.

Первая группа предприятий по объему затрат на их развитие наиболее значительна в обслуживании населения. На ее долю приходится 46 % всей выручки предприятий и 50 % занятых в сфере отдыха и развлечения. В культурном обслуживании населения главную роль играют кинотеатры, однако они теряют свои позиции. Общая выручка от демонстраций кинофильмов сокращается.

На посещение театров, оперы, симфонических и прочих концертов население тратит почти в 1,5 раза меньше средств, чем на посещение кинотеатров.

Предприятия, предоставляющие услуги для активного отдыха, забирают у населения 45 % расходов, которые тратятся на все виды развлечения и отдыха. Для этой подгруппы услуг принято рассчитывать количество, приходящееся на 1 млн жителей, плавательных бассейнов, пляжей, ледяных и роликовых катков, прокатных станций лодок и каноэ, клубов по игре в гольф, школ верховой езды, площадок для игры в кегельбан и т. д.

Кроме того, учитывается число спортивных сооружений, стадионов, легкоатлетических, бейсбольных и футбольных полей и других сооружений, рассчитанных на проведение массовых зрелищ.

Среди населения популярно времяпрепровождение, связанное с более или менее длительным пребыванием на лоне природы. В активном отдыхе большую роль играют национальные парки и заповедники, широкому пользованию которыми помогают хорошо развитые средства транспорта. Растет число посещений национальных парков и с целью лагерного, походного туризма, рыбной ловли, охоты, плавания по рекам, озерам и занятия зимними видами спорта. На долю разнообразных видов активного отдыха приходится около 50 % всех посещений.

Основным признаком или параметром отнесения услуги в группу досуговых принята ее принадлежность к развивающим и/или развлекательным услугам, потребляемым в свободное от работы и учебы время.

В подгруппу развлекательных досуговых услуг входят услуги дискотек, ночных клубов, аттракционов, игорного бизнеса, различные шоу и спортивные зрелища, спортивная охота, рыбалка и т. п.

Подгруппа развивающих услуг имеет более сложную структуру и дополнительные классификационные параметры.

С целью выделения конкретных видов развивающих услуг досугового характера можно выбрать параметр, характеризующий направление или цель развития. Такими целями являются:

  • тело (спортивно-оздоровительные услуги);
  • ум (информационно-познавательные услуги);
  • вкус (эстетические услуги);
  • различные навыки (обучающие услуги), которые, в свою очередь, делятся на: профессиональные, хозяйственные, этические и др.

Включение услуг библиотек и читальных залов в структуру платных также обусловлено объективными причинами: как показывают различные исследования, в условиях снижения государственного финансирования, многие библиотеки вынуждены переходить на платный характер обслуживания читателей.

Нужно отметить, что досуговые услуги являются важнейшей составляющей так называемой социальной экономики, категории чрезвычайно многогранной, охватывающей обширный круг экономических объектов и процессов. В связи с этим изучение потребностей людей в области проведения досуга является частью социальной экономики, которая изучает, исследует, анализирует природу возникновения потребностей в тех или иных досуговых услугах, потребительские запросы, структуру потребления услуг, выделяет потребности различных социальных групп, регионов с учетом разнообразия самих потребностей и потребителей услуг досуга.

Так как социальная экономика ориентирована на человека, призвана способствовать удовлетворению его запросов, интересов, потребностей, то о ее состоянии и развитии судят по тому, как живут люди, а, соответственно, и по тому, как они работают и проводят свой досуг. При всем многообразии жизненных проявлений можно сформировать общее представление об условиях, в которых работают и отдыхают люди, о том, насколько они довольны этими условиями. Все это вместе взятое определяет качество жизни.

Качество жизни охватывает и характеризует весь диапазон ее свойств, распространяется на все ее стороны, отражает удовлетворенность людей предоставленными им материальными и духовными благами, отражает обеспеченность, комфортность, удобство жизненных условий, их приспособленность к современным требованиям, безболезненность и продолжительность жизни.

Каковы главные, наиболее широко используемые в экономической практике измерители уровня жизни, характеризующие и уровень проведения досуга?

Структура и уровень потребления основных видов благ и услуг в натуральном выражении в расчете на одного человека или на одну семью за год, либо мера обеспеченности человека и семьи потребительскими благами служат важнейшими показателями уровня жизни населения страны, региона или определенных социальных групп (городское и сельское население, молодые и престарелые, мужчины и женщины, работающие и неработающие). Соответственно, при оценке уровня проведения досуга используются такие показатели, как количество библиотек, кинотеатров, театров, концертных залов, спортивных сооружений, а также относительные показатели, такие как число книг и журналов в массовых библиотеках на 1000 населения, число мест в клубных учреждениях на 1000 жителей, количество посещений киносеансов одним жителем и т. п.

К числу показателей, характеризующих уровень жизни и, следовательно, уровень проведения досуга, относят денежные доходы населения в расчете на одного человека или семью.

Наряду с денежными доходами на уровень жизни и уровень проведения досуга влияют общественные фонды потребления, к которым относят блага и услуги, предоставляемые государством населению бесплатно или за ограниченную плату. Это такие досуговые услуги, как: услуги культуры и физической культуры, услуги по обеспечению массового отдыха в парках, заповедных местах, на общественных пляжах. В условиях рыночной экономики такие услуги бесплатны или частично платны только для отдельных категорий потребителей, имеющих низкие доходы.

В качестве определяющего показателя уровня жизни и проведения досуга можно использовать также количество свободного времени. Возможно его сопоставление с рабочим или полным временем.

Если судить об уровне проведения досуга людей по их текущему потреблению досуговых услуг, то самое существенное влияние на него в условиях рынка оказывают доходы и цены.

Потребности населения в досуговых услугах очень тесно связаны с образом и уровнем жизни. Во-первых, сам круг потребностей характеризует жизнь людей с позиций их желаний, устремлений, интересов. Потребности могут быть как рациональными, так и иррациональными. Во-вторых, уровень жизни – это, прежде всего, уровень удовлетворения наших потребностей.

По степени важности досуговых услуг можно выделить первостепенные (социально значимые) и второстепенные услуги (в основном развлекательного характера).

Сфера досуговых услуг сегодня должна рассматриваться не только как фактор, снижающий социальную напряженность, но и как важный сектор экономики, обеспечивающий рост занятости, развитие наукоемких отраслей, значительный приток доходов и новых налоговых платежей в государственные бюджеты.

Индустрия досуга – это совокупность разных субъектов хозяйственной деятельности, которые предоставляют услуги, направленные на удовлетворение потребностей человека в свободное от работы время.

Цель индустрии – создание таких условий, от которых зависти процесс развлечений.

Рис. 4 Индустрия досуга

Отмечается большое разнообразие предприятия, занимающихся созданием и организацией условий развлечения.

В традиционной классификации отраслей хозяйства соответствующие предприятия рассредоточены по многим отраслям, образуя иногда их не основную вспомогательную или побочную деятельность.

Долгое время изучению и удовлетворению духовных потребностей людей уделялось недостаточное внимание.

Поскольку индустрия развлечений относительно молода, вопросы экономики, организации и управления предприятиями, обеспечивающими процесс развлечений, недостаточно разработаны. Не решены вопросы технологической связи составных частей такого предприятия, его инфраструктуры. Не сформирована совокупность организационно – экономических признаков, характерных предприятию индустрии развлечений.

Опыт развития индустрии развлечения в различных странах позволяет представить принципиальный состав ее самостоятельных единиц.

К индустрии развлечений относятся предприятия (организации, учреждения), чья основная деятельность связана с удовлетворением потребностей человека в развлечениях. Такими единицами являются предприятия с ярко выраженным развлекательным характером деятельности — цирки, зоопарки, аттракционы, игротеки, парки отдыха, передвижные городки и т.д. Разнообразные зрелищные предприятия - это стационарные и передвижные театры, кинотеатры, изостудии, концертные организации и коллективы (филармонии, оркестры, ансамбли, мюзик-холлы, художественные и музыкальные коллективы, радиовещание и телевидение и др.) также обеспечивают процесс развлечений. К индивидуальным развлечениям относятся предприятия физической культуры (искусственные бассейны, катки, спортивные залы и клубы), а также спортивно-зрелищные предприятия. Посещение библиотек, музеев, выставок, клубных учреждений и т.д. также сопровождается развлечением.

Рис. 5 Классификация предприятий досуга (отечественный опыт)

Рис. 6. Классификация предприятий досуга (зарубежный опыт)

Индустрия развлечений выступает как самостоятельное, относительно обособленное звено экономической системы, привлекая значительные материальные, финансовые и трудовые ресурсы. В этом плане предприятия индустрии развлечений характеризуются специфическими технологиями, системами управления, результатом деятельности, организацией труда персонала.

4. Актуальность задач изучения индустрии развлечений.

1. В изучении нуждаются закономерности и тенденции развития индустрии развлечений, учитывая важную роль развлечений в формировании личностных особенностей человека. Создание моделей индустрии развлечений будет способствовать более эффективному управлению соответствующими процессами, повышению эффективности социальной политики. Развитие теории потребления, относящейся к развлечениям, направит последующие исследования на более рациональный путь.

2. Индивидуальные развлечения ряда стран превращены в выгодную сферу вложения капитала с коротким периодом окупаемости. Развитая конкурентная сеть предприятий обеспечивает человеку обширный добровольный выбор конкретной формы и способа развлечений. Однако, коммерческая направленность развлечений увеличивает возможность изменения структуры развлечений в заданном направлении. При этом необходимо видеть разницу между подстройкой индустрии развлечений к потребностям человека и корыстной направленностью сознания людей вследствие предложенного им комплекса развлечений. Правовая и экономическая основа деятельности индустрии развлечений нуждается в особом подходе.




3. Современная жизнь характеризуется ускоренным ритмом, нагнетанием душевных стрессов, эмоциональной неуравновешенностью людей. Увеличивается риск заболеваний нервной системы, гиподинамией. Снятию нервного напряжения у человека, избавлению его от лишней энергии способствуют развлечения наряду с другой досуговой деятельностью. Уход от действительности, расслабление человека, являются важными ценностными ориентациями индустрии развлечений. Деэнергетизацня личности должна правильно решаться на основе соответствующего уровня индустрии развлечений.

5. Механизм воздействия образов индустрии развлечений на человека необходимо формировать с учетом современных условий. Недостаточный уровень изученности таких проблем обусловлен множеством воздействующих факторов и изменением их во времени и связью с духовными потребностями человека. Необходимо выявлять и оценивать факторы, определяющие эффективность функционирования индустрии развлечений.

6. Спрос на деятельность индустрии развлечений, масштаб и особенности функционирования предприятий зависят от величины и форм использования свободного времени.

Важным фактором формирования индустрии развлечений является уровень доходов населения. Факторы, влияющие на развитие индустрии развлечений, необходимо оценивать и анализировать.

7. Сбор полной информации необходим для управления развитием индустрии развлечений. Поэтому важное значение для изучения индустрии развлечений имеет разработка методических подходов.

5. Анализ социологической информации о развитии индустрии развлечений.

Необходимость формирования системы показателей индустрии развлечений обусловлена особенностью показателя как научного понятия (отдельный показатель отражает только часть исследуемого) и сложностью объекта изучения. В зависимости от характера выделяемых целей возможно формировать показатели, служащие описанию различных аспектов (технического, экономического, социального).

Учитывая сложную структуру индустрии развлечений, необходимо формирование системы показателей, которые характеризуют различные аспекты: технические, экономические и социальные.

Разработаны методы анализа показателей и методики регистрации экономических и технических процессов. Менее изучены методики и подходы для сбора информации о социальных процессах.

Социологическая информация об индустрии развлечений характеризует процесс организации и управления этими предприятиями.

Планирование социологических исследований включает в себя две группы вопросов: программно - методологических и организационных.

Программно-методологические вопросы - это проведение социологических исследований для установления цели и задач, определение объекта и предмета, составление программы исследования.

Объект или предмет исследования обладает множеством свойств, из которых основные включаются в программу исследования. Изучаемые свойства могут выражаться качественно и количественно. Более сложными для анализа представляются качественные характеристики, не имеющие количественной меры (например, профессия, особенности поведения личности).

Качественные признаки могут иметь количественное выражение в виде шкалы - эталонной системы характеристик изучаемого признака.

Социологи выделяют следующие виды шкал: номинальные, порядковые и интервальные.

Номинальная шкала перечисляет характеристики объекта. Так, если речь идёт о положительных изменениях в любом предприятии досуга, перечисляются возможные варианты этих изменений (прогрессивное руководство, улучшение условий труда, социального климата и др.).

Порядковая шкала систематизирует характеристики изучаемых признаков по мере их возрастания или убывания. Простейшая порядковая шкала имеет вид: да, нет, затрудняюсь ответить. На практике более распространена порядковая шкала.

Интервальная шкала имеет баллы соответственно каждому её делению. Разности между характеристиками исчисляются в баллах. Это позволяет исчислять разности между характеристиками. Существуют более сложные шкалы, которые с большей точностью и полнотой характеризуют изучаемые признаки. Все шкалы должны удовлетворять требованиям обоснованности, чувствительности, полноты.

Применение конкретных шкал, по сути дела, предопределяет круг дальнейших методов анализа собранной информации.

К каждому конкретному методу анализа собранной информации подбирается соответствующая шкала.

При организации плана исследования устанавливаются время, место и сроки, а также исполнители и материальная база проведения работ, способы сбора данных.

Проведение сплошного исследования, то есть всех единиц объекта, не всегда дает положительный результат. Иногда для этого нет ресурсов или не гарантируется точность оценок. Поэтому предпочитают не сплошные исследования: выборочные или монографические.

Первичную социологическую информацию о развитии индустрии развлечений собирают различными методами:

3. изучение документов;

В процессе наблюдении социолог непосредственно воспринимает изучаемый объект, на который он невольно может влиять, поэтому возрастает вероятность получения искажённых данных.

При эксперименте осуществляются управляющие воздействия на объект и замеряются последствия этих воздействий.

Изучение документов как носителей информации об объекте осуществляют традиционным и формализованным методами.

Анализ социологической информации предусматривает два направления работ:

1. описание полученных данных в общепринятой форме, для чего существуют описательные методы статистики;

2. переход от выявленных данных к обобщениям развивает методы, которые называют статистикой выводов.

Описательная статистика чаще применима для распределения количественных или качественных признаков.

Из различных описательных техник наиболее часто используют на практике такие: построение рядов распределения, графики, таблицы и др.

Ряды распределения характеризуют структуру исследуемого объекта относительно определенного признака.

Дискретному раду распределения соответствует график, называемый полигоном, интервальному - гистограмма. Кумулятивная кривая представляет ряд распределения с накопленными частотами. При бесконечном увеличении числа интервалов признака, возможно перейти от гистограммы к кривой распределения как обобщенной модели распределения.

Контрольные вопросы

1.Назовите главные элементы рекреации.

2.В чем сущность рекреационного бизнеса?

3.В чем состоит социальная направленность развития индустрии развлечений?

4.Задачи организации досуга.

5.Назовите основные характеристики организации процесса развлечений.

6.какие факторы обуславливают выбор развлечений?

7.Перечислите виды деятельности предприятий досуга.

8.Что представляет собой индустрия досуга?

9.Приведите классификацию предприятий досуга, отечественный и зарубежный опыт.

10.В чем состоит актуальность задач изучения индустрии?

11.Каков анализ социологической информации о развитии индустрии развлечений?

Культурно-досуговое учреждение - это организация, основной деятельностью которой является предоставление населению разнообразных услуг социокультурного, просветительского, оздоровительного, развлекательного характера, создание условий для развития любительского художественного творчества. Оно создается учредителем в целях удовлетворения общественных потребностей в развитии традиционного народного художественного творчества, социокультурной активности населения, организации его досуга и отдыха.
Культурно-досуговые учреждения предоставляют услуги всем гражданам вне зависимости от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии.
Культурно-досуговые учреждения могут являться юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Направления деятельности учреждений культуры:
1. Деятельность, связанная с гражданским воспитанием.
2. Деятельность, связанная с трудовым воспитанием.
3. Деятельность, связанная с дополнительным образованием.
4. Деятельность, связанная с эстетическим воспитанием.
5. Деятельность, связанная с рекреационной функцией.
6. Деятельность, связанная с экологическим воспитанием.
7. Деятельность, связанная с укреплением здорового образа жизни.
Назначение КДУ
1. культурное просветительство,
2. художественное творчество,
3. развитие эстетических чувств,
4. отдых,
5. развлечение.
В туризме наиболее популярны следующие типы учреждений культуры.
1. Музеи – тип учреждения культуры, осуществляющий собирание, экспонирование материальных и духовных ценностей, ведет культурно-просветительскую работу. Организуют лекции, экскурсии, устраивают выставки, распространяют специальную литературу, занимаются научно-исследовательской работой. Основное назначение музеев – собирание, изучение и экспонирование материальных и духовных ценностей. Большое место в деятельности музеев занимает проведение культурно-просветительной и научно-исследовательской работы.
Интеграция музеев в сферу досуга оказывается в следующих формах:
- создание в музейных учреждениях функциональных помещений для проведения мероприятий досуга - концертных залов, клубных комнат, смотровых площадок, аттракционов, игровых уголков;
- проникновение индустрии досуга в музеи - открытие магазинов, сувенирных лотков, кафе, аренда музейных помещений для проведения рекреационных и развлекательных мероприятий;
- использование в музейной деятельности таких форм работы, как кружки, хобби-группы, театральные, музыкальные, литературные студии, организация праздников, тематических вечеров, конкурсов, фестивалей, творческих лабораторий
Методами активизации участия населения в культурно-развлекательных мероприятиях являются:
- организация дней культуры, художественных фестивалей, городских праздников;
- организация выставок живописи, истории, архитектуры;
- создание медиатек;
- систематические трансляции художественных радио- и телепередач;
- совершенствование маркетинговой деятельности музеев;
- активизация участия молодежи через образовательные, культурно-художественные, разрешительные проекты;
- реализация образовательных и культурных программ для взрослых;
- создание условий для доступа к музейных ценностей инвалидов - предоставление системы льгот для волонтеров
2. Парки культуры и отдыха – природные объекты познавательного и просветительского характера, имеющие возможности развлечений для эмоциональной разрядки и снятия утомления. Деятельность осно-вана на платной основе, что дает возможность для самостоятельного хозяйственного развития. Как и клубы, парки являются комплексными многофункциональными учреждениями культуры. Но, в отличие от клубов, свою деятельность парки организуют в условиях живой природы под открытым небом. Специфика парков позволяет им проводить самые разнообразные формы работы, удовлетворять потребности самой разнообразной аудитории: от площадок для детей и тихих уголков для людей старшего возраста, до танцевальных залов и самых разнообразных аттракционов для молодежи и т.п.
3. Библиотеки – тип учреждений культуры, осуществляющих собирание книг и других печатных изда-ний, их специальную обработку, пропаганду и организующую массовую работу с читателями (сельские, рай-онные, городские, областные, краевые, республиканские). Областная библиотека помимо названных функций выполняет разработку теоретических и методических вопросов библиотековедения и библиографии, осуществление научно-методического руководства всеми массовыми библиотеками. В последние годы наблюдается тенденция образования на базе библиотек информационных учреждений нового типа. Так, появились медиатеки, объединяющие различные, и прежде всего, электронные носители информации о произведениях искусства. Реальностью наших дней стало появление интернет-центров, интернет-салонов и интернет-кафе. Так, например, на базе Центральной городской публичной библиотеки им. Некрасова (г. Москва) создается новый библиотечно-информационный комплекс столицы.
Большое внимание массовые библиотеки уделяют проведению культурно-досуговых мероприятий для различных категорий населения, все в большей степени используя разнообразные формы клубной работы.
4. Дома и дворцы культуры. Проводит широкую культурно-досуговую деятельность среди населения, ведет большую работу по оказанию методической помощи всем учреждениям культуры района. Универсальное учреждение в организации досуга народа. Одними из самых массовых учреждений культуры в настоящее время остаются учреждения клубного типа (клубы, дома и дворцы культуры). По своему характеру клубные учреждения являются многофункциональными комплексными учреждениями культуры. Их назначение – предоставлять максимум услуг для различных категорий населения в сфере досуга и рекреации, образования и творчества.
Основными направлениями в деятельности клубных учреждений являются: информационно-просветительная; художественно-публицистическая; содействие развитию социальных инициатив; сохране-ние и развитие традиционной народной культуры, проведение праздников и ритуалов; развитие художест-венного и технического творчества; культурно-развлекательная; физкультурно-оздоровительная работа, туристическая деятельность; экскурсионное обслуживание и др.
5. Кинотеатры – тип учреждения культуры, предназначенное для осуществления показа кинофильмов населению. бывают стандартные и передвижные.
6. Центры досуга – тип учреждения культуры, занимающийся созданием оптимальных условий для массового, группового, семейного и индивидуального развития творческих способностей, общения, отдыха, развлечений, восстановления духовных и физических сил на основе изучения культурных запросов и интересов различных категорий населения.
7. Культурные комплексы – комплексы, создающиеся на принципах добровольного слияния учрежде-ний культуры, независимо от их ведомственной принадлежности, в пределах одного или нескольких хозяйств и объединения материальных средств местных органов, собственных доходов и ассигнований хозяйства из фонда социально-культурных нужд и спонсорской помощи.
8. Культурно-спортивные комплексы – новый тип учреждения культуры направленный на культурное обслуживание населения на основе интеграции культуры и спорта и всех видов управления сферой досуга.
9. Молодежные центры досуга и кафе. Могут заниматься культурно-досуговой деятельностью для ор-ганизации досуга и отдыха молодежи.
10. Культурно-развлекательные комплексы (магазины, кафе, рестораны, боулинг, кинотеатр, салоны красоты, детские площадки и т.д).
Однопрофильные учреждения взяли курс на многопрофильность и многофункциональность (наряду с просветительными задачами стало больше внимания уделяться решению рекреационных проблем).

© Copyright: Спанген Спанген, 2015
Свидетельство о публикации №115052001437

Читайте также: