Как организовать детский отдых

Обновлено: 19.09.2024

Детство… Как радостно теперь вспоминать золотые годы нашей еще только начинающейся жизни в этом мире! Когда все вокруг было удивительно и интересно, когда каждую минуту мы могли делать какое-нибудь свое маленькое открытие, а окружающий мир казался нам таким таинственным и чудесным!

Без сомнения, детство – уникальный период жизни человека, но мы не всегда задумываемся над тем, кто делает его для нас таким интересным и уникальным, что раскрашивает наши счастливые детские годы в яркие и радужные краски.

Это определение кажется очень справедливым, поскольку оно учитывает главное в ребенке — его потенциальную естественную тягу к всестороннему развитию, предполагающему в конечном итоге становление полноценной и гармоничной личности. Конечно, с возрастом увеличивается наше знание о мире, приобретается жизненный опыт, формируется своя собственная точка зрения, но неизменным остается одно – те основы, которые были заложены в нас с малых детских лет, чему нас учили с самых первых шагов и слов.

Тема детства и воспитания даже не большая, она огромная и поэтому сегодня мне бы хотелось рассмотреть лишь малую часть этого вопроса. Сегодня мы поговорим о детских христианских лагерях.

Как известно, нигде в дореволюционной истории России не упоминается об организации старообрядческих детских христианских лагерей. И это явление можно с уверенностью назвать новым для старообрядческого общества. Скорее всего, в Российской империи старообрядцы просто не имели в этом необходимости. Сильные, многодетные, в большинстве случаев, семьи давали благочестивое воспитание, которое закладывало базу дальнейшего развития крепкой и морально устойчивой личности. Но после времени безверия, когда идеалы предков втаптывались вместе с совестью в грязь, картина резко изменилась. Многочисленные до этого общины, где дружба семей помогала организовать общение детей и подростков, выглядели очень плачевно. Среднее поколение почти не посещало храм, и только лишь старенькие дедушки и бабушки старались хоть как-то сохранить огонек веры для внуков.

И время веры пришло.

С Божьей помощью нашлись люди, которые взялись за духовное воспитание подрастающего поколения, поэтому некоторые представители духовенства пошли по пути организации детских христианских лагерей. Опыт устройства лагерей такого типа у церковных людей не было и от этого дело выглядело пугающим. Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают.

В задачи лагерей такого типа, прежде всего, ставилось именно воспитание детей в христианской среде. То есть, постараться максимально привить в детях христианские ценности любви, добра и веры за короткий промежуток времени. Ведь в жизни детей-подростков наступает тот момент, когда они прислушиваются больше к сверстникам, а не к родителям.

Как же развивался лагерь с 1996 по 2004 гг., когда мне посчастливилось быть в нём?

О главном

Всё-таки, что же необходимо для того, чтобы начать смену в детском христианском лагере?

Прежде всего – это желание и воля! Если люди по-настоящему хотят чего-то, то они этого добиваются. Главное, четко представить себе, что если сегодня не взяться за христианское воспитание детей, то завтра таких детей может просто не стать – останется лишь молодое поколение, которое ни во что не верит! И если это осознать всем умом и сердцем, то в сторону уйдет и боязнь нехватки опыта, и нехватка средств, и все другие вопросы, которые сначала кажутся неразрешимыми.

Подготовительная работа по устройству детского лагеря

Подготовительная работа – та работа, которую необходимо начать как можно раньше, продумав все варианты устройства лагеря. А именно:

  • 1. сколько будет смен (количество),
  • 2. как долго (время прибывания),
  • 3. сколько сможем принять детей,
  • 4. чем их занять и чему научить и т.д.

Был и отрицательный опыт, когда в тот же год, но в другую смену я не проработал заранее программу, надеясь на то, что у меня с собой много литературы. И без программы при большой загрузке в течение смены я не смог определится с темами занятий. Это меня всё время угнетало и мешало спокойно работать!

Как я уже сказал, времени над проработкой деталей не бывает много, но самое главное – это хорошо себе представить жизнь лагеря. Проживите мысленно день с детьми в смене, попробуйте представить себе, какие события идут друг за другом, что для организации этих событий нужно и т.д. и т.п. Если у вас в голове будет четкий план действий, то вам меньше в будущем придется думать об организации жизни лагеря.

Как показывает жизнь, возглавить лагерь может и человек, не имеющий педагогического опыта. Самое главное — любить детей и быть хорошим управляющим, т.е. чувствовать настроение коллектива и быть способным наладить взаимосвязь между детьми, педагогами и обслуживающим персоналом.

Теперь поговорим о воспитателях и учителях.

За 3 — 2 месяца до смены

Именно столько нужно времени, чтобы оповестить людей в приходах, чтобы они могли скорректировать свои планы и прислать своих детей или приехать вместе с ними в лагерь (часто люди, которые приезжали вместе с детьми, помогали по хозяйству и на кухне). Прежде всего, нужно составить объявление (желательно с фотографией), где будет расписано, для чего организуется лагерь, чем дети будут там заниматься и что нужно взять с собой. Во-вторых, не забыть также, как можно точнее указать стоимость путевки! Если есть возможность, то упомянуть о скидках малоимущим и тем, чьи родители готовы помочь в лагере. В-третьих, следует помнить, что чем четче и полнее будет сформировано объявление, тем легче родителям будет отпустить своё чадо.

К этому времени у вас также должно быть четкое представление, кто и чем будет заниматься в вашей педагогической команде.

За неделю до смены

Давайте представим себе, что группа преподавательского и обслуживающего персонала у вас готова. Самое время заняться закупками для лагеря.

Большинство продуктов закупается исходя из числа приезжающих, но вот некоторые вещи, которые не требуют этой привязки к количеству детей, могут быть закуплены заранее. Например, если количество помидоров и огурцов мы покупаем исходя из количества детей и обслуживающего персонала, то, допустим, топор и пилу для хозяйственных нужд нужно будет брать всё равно (число детей здесь не имеет никакого значения). Поэтому этот инвентарь можно будет купить заранее, не дожидаясь подхода смены.

Заезд лагеря

Вот и свершилось то, чего многие так ждали! Вы едете в автобусе, наполненном детьми. Кто-то из них уже бурно обсуждает планы на смену, кто-то сидит тихо из-за того, что никого не знает. Вас же, если вы начинаете смену впервые, беспокоит одна мысль – что делать? В голове много самых различных мыслей и страхов! Мысли о том, что всё пройдет хорошо, сменяются страхами и наоборот. Если вы в этом состоянии, значит всё идет хорошо – вы переживаете за дело, и поэтому и происходят такие метания…

Конечно, я описал лишь частный случай, и многие будут испытывать всё по-другому, но не в этом суть. Главное, чтобы ваши переживания, насколько бы они сильные ни были, не помешали вам выполнять свою работу! Поэтому постарайтесь глубоко вздохнуть (это позволит обогатить кислородом мозг) и с молитвой и с крестным знаменьем начинайте смену!

Помните: дети, почувствовав оторванность от родителей, постараются оторваться и от вас. Не дайте им такого шанса. Уже в автобусе сделайте объявление о том, чтобы никто после приезда не разбегался. И постарайтесь познакомиться с теми, кого не знаете, а если есть дети, которые никого не знают, то следует и их познакомить друг с другом.

Важно, чтобы с самого первого контакта у вас в голосе появились командирские нотки, чтобы ваши приказы не обсуждались, а исполнялись. Это нужно на этапе формирования коллектива. Когда же сформируется коллектив, необходимость в командирских нотках отпадет сама собой.

После того, как автобус уедет, постройте детей и сделайте объявление о том, какие они имеют права и обязанности. Запомните, чем четче правила будут сформулированы, чем меньше в них будет лишних слов, тем точнее дети будут их исполнять. И еще, помните, вы первый раз говорите с детьми, поэтому постарайтесь дать им понять, что вы говорите серьезно и что вы будете следить за тем, чтобы правила не нарушались! Нужно так поставить вашу вводную речь, чтобы дети почувствовали, что они попали в христианский лагерь, и вести себя здесь надо по-христиански. Расскажите им об этом. Если они с первого дня усвоят это правило, то и далее им и вам будет жить радостнее.

Мне это представляется так. Вы только что выгрузились и построились. Вожатый дождался тишины, наладил с детьми зрительный контакт (прошелся медленным ободряющим взглядом по ребятам) – теперь можно говорить. Он поздравляет всех с приездом, с тем, что с Божьей помощью начинается смена, что все они на время отправляются в интересное путешествие в христианскую страну, где нет места не только злым поступкам, но и мыслям и т.д. и т.п.

Первые несколько дней

Сначала, необходимо довести до сведения детей, что в лагере есть требования. С этой целью необходимо ознакомить детей с распорядком лагеря и вывесить листок с ним на видном месте. Важно, чтобы в перечислении требований и возможностей было в меру официальности. Детский лагерь — это место отдыха, и здесь не место сухости, но это не исключает того, что вы строго будете спрашивать с них.

Ребята дежурят по кухне в детском лагере


Дежурная смена

В-третьих, в конце первого дня подвести итоги. Что удалось, а что не очень, и постарайтесь, чтобы такие итоги были безличными, чтобы было больше позитива (похвалите ребят за то, что быстро развернули лагерь или помогали на кухне), но и не забывайте говорить о неприятных моментах, которые старайтесь решать беседами. Если же это не поможет, то говорите лично с виновниками происшествий и лишь в крайнем случае — прилюдно. Помните, как говорится в Евангелии, если брат согрешил против тебя, то сначала поговори с ним лично, потом призови свидетеля и т.д. Всё это работает и здесь.

В-четвертых, именно в первый день на вас могут свалиться самые неожиданные испытания и проблемы, поэтому если это происходит, то не думайте, что это всё по вашей вине! Ведь всего не предусмотришь, поэтому постарайтесь быть готовыми к трудностям и решайте всё по обстоятельствам. И ещё, вы не одни — рядом с вами Господь и ваши помощники!

Распорядок дня в лагере

  • 07:00 — Подъем и пробежка.
    Небольшая зарядка бодрит ребят и помогает сразу настроиться на бодрость, отгоняя сон.
  • 07:40 — Молитва.
    Утром всегда молились Полунощницу, а иногда прибавляли к этому молебны.
  • 08:40 — Завтрак.
    Поварам всегда помогали дежурные. А за столом поддерживался порядок и тишина, хотя чтение душеполезной литературы не прижилось.
  • 10:00 — Работа.
    Дети и воспитатели работали либо по облагораживанию территории, либо в огороде, либо по хозяйству.
  • 12:00 — Свободное время.
    В это время дети играли или ходили с воспитателями на речку.
  • 14:00 — Обед.
  • 14:40 — Занятия.
    Чаще всего ребята делились на старшую и младшую группы.
  • 15:40 — Свободное время.
  • 19:00 — Молитва.
    Вечером всегда молились Павечерницу.
  • 19:40 — Ужин.
  • 21:00 — Костер.
    За костром ребята пели или просто общались.
  • 23:00 — Отбой.
    С отбоем в лагере не было проблем — чистый воздух, природа и активный отдых делали своё дело, и ребята спали без задних ног.

Походы и прогулки

Если база детского христианского лагеря находится за городом, и не сильно застроена прилегающая местность, то стоит организовать несколько коротких прогулок или большой поход.

Ребята готовятся к катанию по реке на лодке


Готовы к катанию по реке!

Занятия

Под занятиями здесь я имею в виду духовную программу, которая будет наполнять жизнь лагеря Словом Божиим. В Тихом Плесе такая программа делилась на три части: утром, после утренней молитвы ребята слушали небольшое зачало (отрывок) из Апостола, вечером из Евангелия, а днем было полноценное тематическое занятие.

Понятно, что отрывки из Евангелия и Апостола подбирались заранее. Также заранее готовилось и толкование на непонятные или спорные места.

Что же касается чтения по-церковнославянски и пения по крюкам, то этому делу ребята учились в индивидуальном порядке в свободное время.

Кружки

Здесь я не буду расписывать остальные кружки. Так как, во-первых, я ими напрямую не занимался, а, во-вторых, думается, что сегодня есть достаточное количество книг в магазинах и материалов в интернете.

Игры и развлечения

Игры в лагере возникали как организованно, так и стихийно.

При всём многообразии игр, которые предлагали вожатые детям, в их среде закрепилось лишь несколько. А именно: казаки-разбойники, прятки, третий лишний, вышибалы, футбол и волейбол.

Помимо всех известных игр была одна игра, которая была казанской задумкой. Но описание ее затратит слишком много времени, и то я не уверен, что смогу ее объяснить, поэтому и говорить о ней не буду. Скажу лишь, что эта игра была связана с ориентированием на местности.

Вообще, игры можно также найти как в специализированной литературе (где часто игры делятся как по возрасту, так и по подвижности), так и в интернете.

Дети в лагере возле реки Свияга


Возле реки Свияга

Всё хорошее когда-нибудь заканчивается, не исключением является и смена в лагере. И просто необходимо, как и в любом деле, зафиксировать все хорошие впечатления. Организаторы должны позаботится, чтобы в конце смены, в последний день, ребята провели какие-либо финальные соревнования и показали, чему они научились за смену.

В Тихом Плесе в последний день устраивали весёлые старты, соревнования с вопросами из Священного Писания, а также праздничный ужин и прощальный костер.

И еще в конце смены ребятам и вожатым дарились небольшие открыточки с изображением вида Тихого Плеса. И также по традиции ребята, если хотели, чтобы друзья написали им несколько слов, то подходили друг к другу и просили оставить небольшое пожелание.

Эти и другие мелочи дарили ребятам возможность не только вспомнить приятное, но и понять, что эти моменты были связаны с познание Бога.

Послесловие

О многом я не успел или забыл сказать, что-то попросту не вошло в небольшой журнал. Думаю, что тему можно продолжать и развивать дальше.

Заканчивая же эту статью, мне бы хотелось поделиться одним своим наблюдением. Я задумался, и мне стало ясно, что благодаря детскому христианскому лагерю моё детство наполнено открытиями христианской веры, я сам зажегся от педагогов их искрой, и искра эта помогает мне сегодня отвечать на жизненные вопросы с христианской точки зрения!

Крестный ход в старообрядческое село. Татарстан


Крестный ход в старообрядческое село



— Максим, почему решили стать предпринимателем? В какой момент пришло желание либо осознание, что нужно заняться своим делом?

— Сколько прошло времени от возникновения идеи до начала работы? Сразу ли все задалось?

— Стартовать всегда сложно, но вот уже в ходе деятельности случались ли кризисные ситуации, когда приходилось крепко задуматься, тем ли вы занимаетесь?

— Дело в том, что я человек творческий, но финансово совершенно безграмотный. То есть я не умею считать деньги, и все, что связано с бухгалтерским учетом, для меня и подавно темный лес. Я понял, что мне нужен человек, который бы этим занимался. На старте я привлек своего знакомого. Он тоже работал в лагере, но занимался больше маркетингом. У него, однако, тоже не получилось. В общем, мы первый год отработали в минус. И проблема была в том, что мы просто не умели — ни я, ни он — считать деньги. Неправильными были расходы, доходы, ценообразование. Из-за этого мы вообще ушли в минус в первый же год.

— На первом этапе многие начинающие предприниматели уходят в минус и немногие из минуса возвращаются. Где вы искали выход из этой ситуации?



— Максим, работа с детьми — очень непростая сфера деятельности. Большую роль играет человеческий фактор. Как вы формируете свою команду?

— Чем обусловлен такой подход к набору?

— Как бы вы оценили процедуры и инструменты поддержки предпринимателей в период, когда вы только начинали свой бизнес, по сравнению с тем, что есть сейчас? Достаточно ли проработан инструментарий поддержки компаний?

— Да у нас такая история, что мы особо никуда и не обращались — только кинули клич по знакомым. Дело в том, что такую деятельность, как наша, не видят как бизнес. Нет для нас инструментов поддержки ни у банков, ни у государства. У нас предпринимательство в чистом виде. Я слышал, что есть грантовые проекты, на которые выделяются бюджетные деньги. В нашей команде присутствуют ребята, которые сейчас учатся в магистратуре на менеджмент детского отдыха. И мы, конечно, думаем над тем, чтобы попробовать зайти в подобные грантовые программы. Но, опять же, это государственный заказ. Нужен ли он нам?

— Это тоже интересный вопрос. Почему он возник, что смущает?

— Смущает то, что это госзаказ — следовательно, кто-то посторонний говорит нам, что нужно провести, и указывает, как это провести. Выставляет критерии, которые, возможно с нашими не совместимы. Мы так не привыкли. Мы сами придумываем то, что делаем для детей.

— Судя по вашему рассказу и по общему впечатлению, вы, конечно, очень романтичны. Как считаете, предпринимательство — это романтичное дело?

— Ну, не знаю, насколько это может быть романтично. Это, безусловно, интересно и в то же время очень ответственно. И это ощущение свободы — когда ты не зависишь ни от кого. Оно того стоит, чтобы начать свое дело.

— Нет, не сапер точно. Потому что сейчас реально получить любую информацию. Просто взять телефон — и у тебя абсолютно весь мир, так сказать, на ладони. В этом плане сейчас очень легко. Вдобавок ко всему, сейчас проводится много обучающих программ по бизнес-тематике. Если бы я сейчас начинал, то, наверное, не совершил (или совершил бы меньше) ошибок, особенно в плане финансового управления компанией, потому что тогда у меня не было верной информации — найти ее было гораздо сложнее. Сейчас все доступнее.

— Какие планы по развитию вашей компании вы строите на ближайший период? Каких высот хотите достичь?

— И у нас, конечно, есть планы. Мы хотим сделать сеть детских лагерей по России под нашим брендом. Когда, например, начинаются осенние каникулы по всей России, мы отправляем команды наших вожатых в разные города. В этом году, летом, будем пробовать проводить первую смену в Москве. И еще у нас есть цель на этот год — по окончании летнего сезона открыть городской центр досуга детей, чтобы занять месяцы между каникулами.

— Максим, в чем вы измеряете успешность бизнеса? Каковы ваши критерии успешности?

— Ну, в нашем случае это постоянный рост клиентской базы. За время работы нам удалось добиться большого процента возвращаемости. Есть дети, которые приезжают к нам на все каникулы. Еще один важный критерий — это профессиональный рост команды. Прибыль — это, конечно, здорово, но я лично не ставлю ее на первое место.

Я немного из другого теста. Мое дело для меня — это больше душа и самореализация.

Туроператор детского отдыха бизнес план thumbnail

Детский туризм является достаточно прибыльной идеей для бизнеса. Данная услуга является актуальной, так как уровень урбанизации в настоящее время очень высокий, привязанность подрастающего поколения к высоким технологиям, современным гаджетам и комфортным условиям жизни делают туристический поход интересным, увлекательным и незабываемым. Подобные мероприятия являются уникальными для современных детей, имеют рекреационное, оздоровительное, культурно-просветительное значение. Здесь стоит отметить, что в данном случае под детским туризмом подразумеваются именно туристические походы, так как организацией полноценных путешествий занимаются турфирмы и туроператоры, а экскурсии проводят экскурсионные агентства. Отсюда специфика организации бизнеса по детскому туризму заключается в том, что основные туристические маршруты прокладываются в городской черте или в непосредственно близости от нее. Также для подобных туристических походов свойственен краткий срок мероприятия (1-3 дня), короткий маршрут.

Основной целевой аудиторией являются дети в возрасте от 12 до 18 лет. Дети более раннего возраста могут принять участие в походе только при наличии сопровождающего взрослого (родитель или опекун). Однако верхняя граница возраста является размытой, что позволяет без дополнительных затрат организовывать походы для всех категорий возрастов. Основным правилом при формировании группы должен быть примерно равный возраст всех участников. Например, если в группе ожидается присутствие ребенка до 12 лет в сопровождении взрослого, то вся группа должна формироваться исходя из подобного состава. Группы старше 18 лет не должны содержать в своем составе детей. Это необходимо для предотвращения потенциальных конфликтов, сохранения атмосферы путешествия.

Сейчас на рынке действует незначительное количество фирм, занимающихся организацией детских турпоходов, что вызвано неосведомленностью населения о потенциальной услуге. В большинстве случаев это государственные учреждения.

Помещение, оборудование и инвентарь

Для организации детского туризма необходим офис. Площадь арендуемого офиса должна составлять около 30-35 кв.м. Это обусловлено необходимостью размещения как оргтехники и мебели для осуществления организационных задач (ПК, принтер, комплектующие, столы, стулья, шкафы для документации), так и стеллажей и пространства для хранения инвентаря. Особых требований к местоположению офиса не существует, он может быть расположен как в центральной части города, так и в спальном районе. Средняя стоимость аренды помещения площадью 30 кв.м. составляет порядка 12 000 рублей в месяц. Стоимость коммунальных услуг (электроэнергия, водоснабжение, канализация) – около 3 000 рублей в месяц.

Оборудование и инвентарь для походов формируется исходя из их специфики (пеший, водный, горный).

При любом типе похода необходимо следующее оборудование и инвентарь:

  • индивидуальные аптечки;
  • одноместные палатки;
  • спальные мешки;
  • вместительные рюкзаки;
  • примусы и топливо;
  • средства для розжига;
  • набор посуды многоразового пользования (котелок, тарелка, вилка, ложка, нож).

Все вышеперечисленное оборудование собирается в рюкзак и является индивидуальным набором для одного участника. Соответственно, общее число таких наборов должно зависеть от потенциального числа участников похода. Оптимальным является наличие 10 рюкзаков со всем содержимым.

Каждый рюкзак также укомплектовывается необходимым набором продуктов питания, предназначенных на срок прохождения маршрута. Всем участникам выдается полный план маршрута и средства навигации. Необходимую одежду и аксессуары каждый участник подбирает самостоятельно, исходя из предварительного инструктажа проводника (основываясь на предельном весе рюкзака, полезности и пр.).

В качестве дополнительного оборудования, которым должен обладать каждый из сопровождающих, входят радиостанция для связи, набор инструментов, запасных элементов палаток и прочая мелкая атрибутика.

Также, в зависимости от необходимости, может быть взят необходимый инвентарь для проведения игр, соревнований и пр. (мячи, веревки, флажки).

При организации водного похода в качестве дополнительного инвентаря требуются байдарки, средства для удержания на плаву (спасательные жилеты), термобелье разного размера.

При организации горного похода необходимо снаряжение для горных экспедиций.

Туроператор детского отдыха бизнес план

Персонал

В целях экономии средств вся организационная работа по сопровождению и продвижению бизнеса возлагается на владельца бизнеса.

В качестве привлекаемых сотрудников необходимо минимум 2 опытных туристических инструктора. К предъявляемым требованиям относятся опыт работы инструктором, туристический опыт, наличие официальных подтвержденных разрядов, приветствуется медицинское или педагогическое образование. Заработная плата составляет около 3 000 рублей за день похода (с учетом дня предварительного инструктажа). В обязанности входит подготовка группы к походу (инструктаж), сопровождение группы на маршруте, помощь участникам похода, подготовка инвентаря и закупка провизии.

Примерный бизнес-план: расчет расходов и доходов, окупаемость проекта

В число первоначальных расходов на покупку минимального необходимого оборудования входят:

  • аптечка – 2 000 рублей;
  • одноместная палатка – 10 000 рублей;
  • спальный мешок – 5 000 рублей;
  • туристический рюкзак – 5 000 рублей;
  • примус – 5 000 рублей;
  • посуда и инвентарь – 10 000 рублей.

Итого комплектация одного рюкзака обходится в 37 тысяч рублей. Необходимо как минимум 10 рюкзаков, общей стоимостью в 370 тысяч рублей. Данный инвентарь является многоразовым и меняется по мере износа. Также для инструкторов необходимо приобрести средства радиосвязи, инструменты и комплектующие на общую сумму около 30 тысяч рублей.

Суточный провиант для туристов формируется из сбалансированной и питательной пищи длительного хранения (консервы, тушенка, галеты и пр.). Стоимость суточного набора провианта и топлива в расчет на 1 туриста составляет 500 рублей.

Ежемесячные расходы: аренду офиса и коммунальные платежи — составляют 15 000 рублей.

Средняя стоимость 1 дня похода в расчете на 1 ребенка составляет около 2 000 рублей. За вычетом расходов на провиант и топливо, а также оплаты труда инструктора (включая инструктаж) и его суточное содержание, группа из 10 человек и 2 инструкторов в 2-дневном походе приносит прибыль в размере 19 тысяч рублей, при выручке в 40 тысяч рублей. Таким образом, достаточно одного похода в месяц, чтобы достичь безубыточности. При 5 таких походах в месяц чистая прибыль будет составлять 80 000 рублей, что позволит окупить бизнес менее, чем за 4 месяца.

1. Краткий инвестиционный меморандум

Организованный детский отдых — важный фактор социализации ребёнка: прохождение программы учит их работе в команде и заводить друзей. В нашей стране действует множество лагерей, но далеко не каждый способен увлечь ребёнка и помочь ему раскрыть свой потенциал — о причинах этого поговорим ниже. Между тем, летний детский лагерь, при правильном подходе и высокой вовлеченности собственника бизнеса, может принести весомую прибыль, не смотря на короткий сезон работы.

Сумма первоначальных инвестиций — 80 000 рублей;

Ежемесячные затраты — 1 857 200 рублей;

Ежемесячная прибыль — 206 380 рублей;

Срок окупаемости — 1 месяц;

Точка безубыточности — 1 месяц;

Рентабельность продаж — 13%.

2. Описание бизнеса, продукта или услуги

Выделяют лагеря с разными типами организации отдыха:

  • стационарная организация отдыха и оздоровления детей,
  • детский санаторий,
  • лагерь палаточного типа,
  • лагерь труда и отдыха,
  • городской лагерь с дневным пребыванием детей.

Деятельность лагеря каждого типа осуществляется на основании заключения по соответствующему СанПиН.

У каждого есть своя тематика, по которой составляется программа активностей для детей. Так, можно выделить:

  • туристические лагеря,
  • эколого-биологические лагеря,
  • творческие лагеря,
  • историко-патриотические лагеря,
  • технические лагеря,
  • краеведческие,
  • языковые и прочие.

Обычно детские летние лагеря работают с июня по август (редко с мая по сентябрь). Для их местонахождения выбираются районы с хорошей экологией, берега рек и чистых водоемов, морское побережье.

Покупать или строить собственный лагерь накладно, но для входа в бизнес это не обязательно. Идея этого бизнес-плана состоит в том, чтобы арендовать готовую работающую инфраструктуру и набирать группу детей.

На специализированных сайтах можно найти много предложений для организованных групп как в России, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Так, под Санкт-Петербургом база отдыха готова разместить одновременно до 400 детей по цене от 600 рублей в сутки. Территорию базы окружает живописный сосновый бор около озера. Есть залы для тренировок и множество игровых площадок: веревочный городок, скалодром, обучение стрельбе из лука и пневматики, рафтинг, пейнтбол, обучение туристическим навыкам.

В лагере должна быть комплексная, разнообразная программа, чтобы дети могли и освоить новое, и поиграть, и подружиться. За сезон летних каникул, можно провести 6 двухнедельных смен. Одна путёвка в детский лагерь на 2 недели с хорошей программой, питанием и проживанием стоит от 30 тысяч рублей.

На смене должны быть компетентные преподаватели по тематике программы и вожатые, которые организуют быт и развлечения для детей. Вожатыми могут быть студенты, желающие подработать на период летних каникул. Они сами не так давно закончили школу и хорошо понимают интересы современных детей, а значит смогут найти с ними общий язык и вовлечь в общественную жизнь.

Работа с детьми подразумевает большую ответственность, поэтому требует специальной подготовки вожатых и старшего смены. Команда должна работать слаженно и дисциплинированно, не допускать конфликтов и ЧП, следить за безопасностью и режимом воспитанников.

В 2019 году действовало 45 023 детских лагеря (на 174 меньше, чем год назад), при этом 75% из них — лагеря дневного пребывания при школах. В 2018 году 4,5 млн детей было охвачено кружками и секциями. Но даже если сложить эту цифру с числом детей, охваченных организованным отдыхом в лагерях, получится лишь 10,5 млн, в то время как детей школьного возраста в РФ более 15 млн.

У владельцев детских лагерей с собственной базой основной источник доходов — госконтракты. Путёвки, оплаченные государством, распределяются через профильные департаменты по всей стране, а родителям они обходятся по льготной цене. В таких условиях качество организации детского отдыха отходит на второй план. Главное для таких лагерей пройти необходимые проверки и избежать ЧП на сменах, чтобы в следующем году вновь получить финансирование.

В лагерь поедут отдыхать дети, а продавать путёвки нужно их родителям. Поэтому, с точки зрения маркетинга, целевая аудитория при продвижении детского лагеря — это их родители, а точнее мамы от 27 до 45 лет. Чаще всего именно в этом возрасте у женщин есть ребёнок в школьном возрасте (от 7 до 16 лет). Доход средний или выше среднего, интересы — образование, семья, дети, саморазвитие. Папы выбирают лагерь очень редко: примерное соотношение — девять женщин на одного мужчину.

Когда вы продумали концепцию лагеря и темы смен, вы сможете создать сильный оффер – сформулированное предложение, которое нужно донести до целевой аудитории. Искать аудиторию нужно в соцсетях: VK, FB, OK. Продвижение лучше отдать специалистам, которые вместе с вами создадут аккаунты и разместят рекламные объявления и приведут к вам заинтересованную вашим оффером аудиторию. Вам останется провести переговоры и продать путёвку — уделите качеству выполнения этой задачи повышенное внимание.

Рекламу нужно запускать уже весной. Затраты на привлечение одного нового клиента можно оценить в 1000 рублей. Если ребёнку понравится отдых, то в следующем году ожидайте повторных продаж, которые не требуют вложений в маркетинг.

Один из принципиальных пунктов при выборе детского лагеря для родителей — это доверие. Если организаторы не покажут свою надежность, безопасность лагеря, родители от них уйдут. На формирование доверия влияет качество рекламы, продуманный SMM, и общение с родителями. Дополнительными аргументами в вашу пользу станут предыдущий опыт организации лагеря и отзывы.

Поскольку мы рассматриваем организацию детского лагеря на арендованной базе, чтобы официально продавать путёвки, нужно проработать с юристами формальную сторону вопроса.

Схема может состоять из трёх договоров и выглядеть так: вы регистрируетесь в качестве ИП, заключаете первый договор — агентский, с базой, внесённой в реестр организаций детского отдыха. По этому договору вы продаёте путёвки этой базы или лагеря. На основании агентского заключается второй договор с конечными клиентами на продажу путёвки в лагерь и предоставление ваших услуг по организации досугово-игровой программы в этом лагере. Третий договор вы заключаете тоже с базой о том, что они нанимают вашу организацию для осуществления досугово-игровой программы на своих сменах. Таким образом, формально клиенты покупают путёвки в лагерь базы, где вы проводите свою программу.

С учётом высоких ежемесячных затрат, целесообразно будет использовать УСН 15% (доходы минус расходы).

Пришло лето. В школах наступили долгожданные каникулы. Это лучшее время для того, чтобы, наконец, дать ребёнку то, что вы давно собирались, но не успели в течение учебного года. Наполните лето новыми впечатлениями, помогите ребёнку отдохнуть и не забыть всё то, что он учил целый год.


1. Нельзя лишать детей летнего отдыха
Лето для ребёнка – это период отдыха, и лишать детей этой радости ни в коем случае нельзя. Это равносильно тому, если бы вас заставили работать круглый год без отпуска. Поэтому не стоит перегружать ребёнка и заставлять его заниматься уроками каждый день. Поверьте, лучше дать ему вдоволь нагуляться – так он сам соскучится по книжкам, тетрадкам и прописям.

4. Предоставление возможности выбора
Во время каникул нужно давать ребёнку больше выбора: разрешить ему прочитать из списка литературы то, что он сам хочет, выполнить те задания, которые ему самому кажутся интересными.

5. Объясните ребёнку, почему повторять школьную программу важно
Если вы объясните ребёнку, почему нужно возвращаться иногда к школьным тетрадкам, то он поймёт, что вы не изверг, а просто хотите, чтобы он не забыл то, что вы вместе учили в течение года. Если ребёнок поймёт вашу мотивацию, то у него появится своя, и он с большим рвением будет выполнять задания.

7. Период роста и новых впечатлений
Лето – интенсивный период взросления детей. После лета видно как ребёнок вырос, сделал качественный скачок в развитии. Ведь именно летом у ребёнка появляется очень много новых впечатлений. Поэтому родителям необходимо создать условия для интенсивного роста.

Познакомьте ребёнка с новыми играми: покажите, как играть в классики или резиночки, купите скакалку, мячик или мелки. Вспомните, во что вы сами играли в детстве. Ведь не всегда стоит изобретать велосипед, иногда надо просто взять и прокатиться на нём.

Проведите с ребенком целый день на улице, разглядывая птиц, насекомых и деревья.

В выходные дни желательно придумать что-то веселое и необычное. Пикники и недалекие экскурсии. Не обязательно ехать в лес или горы. Можно пикник сделать и в городском парке, и недалеко от дома.

Здорово сделать венки из полевых цветов, пустить бумажный кораблик по реке, посидеть с песнями и беседами у костра… побегать под дождем или по лужам босиком. Побывать в разных интересных местах той местности, где вы живете. В красивых местах можно сделать фотосессию.

Подумайте над тем, чему новому хотел бы научиться ваш отдыхающий, и постарайтесь найти пути реализации этих желаний: например, научиться танцевать, рисовать, плавать, вязать, шить, готовить, мастерски кататься на роликах, скейте, выучить дорожные знаки или иностранный язык…

8. Подготовьте ребёнка к школе заранее
Взрослым из отпуска всегда трудно выходить, и детям после каникул трудно настроиться на учение. Поэтому гуманнее всего заранее вернуться к какому-то режиму. А не так, что сегодня вы на пляже, а завтра надо решать примеры на умножение. Иначе ребенок при резком переходе на школьный режим будет испытывать сильный стресс. Так что лучше входить в ритм постепенно и вернуть ребенка домой за пару недель до начала учебного года.

9. Не нужно всё делать за ребёнка
Предоставьте ребёнку возможность самому выбирать себе тетрадки, надевать на них обложки, собирать себя к школе. Не покупайте скучные зеленые тетради, если вашей дочери нравятся котики на обложке, а сыну - машинки. А то иногда мы ведем себя так, будто 1 сентября за партой будем сидеть мы сами.

Читайте также: