Как правильно период ежедневного отдыха может быть разделен на два интервала

Обновлено: 18.09.2024

Если речь идет о нормах труда и отдыха, все давно знают, сколько часов работник должен трудиться в неделю и сколько – отдыхать. Однако в силу того, что режимы работы бывают разными, иногда происходит путаница. А уж если выходные или рабочие дни переносятся, вопросов возникает немало. О нормах труда и отдыха при различных режимах рабочего времени и переносе рабочих дней на выходные и поговорим далее.

Норма рабочего времени в день

Рабочий день – это установленная законом продолжительность работы в часах в течение суток. Это часы ежедневной работы, когда работник должен исполнять в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и трудовым договором свои трудовые обязанности, а также некоторые другие периоды, приравненные к рабочему времени (например, перерывы для кормления ребенка) (ч. 1 ст. 91, ч. 1 ст. 100, ч. 4 ст. 258 ТК РФ).

Под рабочим днем также понимают ежедневную работу при сменном режиме (смены, в том числе ночные).

Нормальная продолжительность рабочего дня Трудовым кодексом не установлена – лишь нормальная продолжительность рабочей недели, 40 часов. При 5-дневной рабочей неделе продолжительность рабочего дня составляет 8 часов.

Обратите внимание: нормы длительности рабочего дня предусмотрены для некоторых случаев, например, для работников отдельных категорий установлена сокращенная продолжительность рабочего дня, превышать которую нельзя. Так, работники в возрасте 14 лет в каникулы работать могут не больше 4 часов в день. Для работников-инвалидов сокращенная продолжительность рабочего дня может быть установлена медицинским заключением (ст. 94 ТК РФ).

В остальных случаях продолжительность рабочего дня может быть разная: и 12 часов при сменном графике, и 24 часа; при неполном рабочем времени – уменьшается на любое количество часов… При этом законодательством установлено еще несколько ограничений.

1. Накануне нерабочих праздничных дней рабочий день нужно сокращать на 1 час, как правило, всем работникам. Исключение сделано, в частности, для непрерывно действующих организаций и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены) в предпраздничный день. В них переработка компенсируется предоставлением работнику дополнительного времени отдыха или, с согласия работника, оплатой по нормам, установленным для сверхурочной работы (ст. 95 ТК РФ).

2. Накануне выходных дней продолжительность работы при 6-дневной рабочей неделе не может превышать 5 часов (ст. 95 ТК РФ).

3. Продолжительность работы (смены) в ночное время сокращается на 1 час без последующей отработки. Исключение сделано для работников, которым установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, а также для работников, принятых специально для работы в ночное время, если иное не предусмотрено коллективным договором. То есть им рабочее время не сокращается (ст. 96 ТК РФ).

4. У совместителя (как внешнего, так и внутреннего) рабочий день не должен быть больше 4 часов (ст. 284 ТК РФ).

Таким образом, единой для всех нормы рабочего дня по закону нет. Но какой бы продолжительность рабочего дня ни была, должна соблюдаться норма продолжительности рабочего времени в неделю, а при суммированном учете – в другой учетный период. Устанавливая продолжительность рабочего дня, нужно учитывать периоды, которые включаются в рабочее время и которые не включаются.

Периоды, включаемые в рабочий день

Периоды, не включаемые в рабочий день

Время отдыха и приема пищи в рабочее время, когда обеденный перерыв из-за условий работы предоставить невозможно. Перечень таких работ и места для отдыха (еды) устанавливаются ПВТР

Перерыв для отдыха и питания

Перерывы для кормления ребенка

Перерыв при рабочем дне, разделенном на части

Специальные перерывы в течение рабочего времени

Специальные перерывы, установленные ПВТР

Норма рабочего времени в неделю

Повторим: нормальная продолжительность рабочего времени в неделю – 40 часов.

В неделю может быть меньше рабочих часов у работников с сокращенной рабочей неделей (педагогических, медицинских и др.). Например, для работников в возрасте до 16 лет норма составляет не более 24 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).

Меньше 40 рабочих часов может быть и при неполном рабочем времени (ч. 1 ст. 93 ТК РФ).

При суммированном учете рабочего времени часов работы в неделю может быть как меньше, так и больше нормальной продолжительности рабочего времени. Например, при сменном режиме работы. За учетный период сумма отработанных часов не должна превышать нормальное число рабочих часов (ч. 1, 3 ст. 104 ТК РФ).

Сколько рабочих дней должно быть в неделю – законодательством не установлено. Это зависит от режима рабочего времени. Максимально по графику может быть 6 рабочих дней в неделю (ч. 1 ст. 100, ст. 110, 111 ТК РФ). Минимальное количество не установлено (при неполном рабочем времени может быть и 1 день). При сменном режиме может быть 3 или 4 дня в неделю и пр.

Вопрос:

Ответ:

Ограничений по продолжительности смены законодательством не установлено.

Сколько выходных дней должно быть в неделю?

Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов (ст. 110 ТК РФ).

При этом исключения установлены для отдельных категорий работников с суммированным учетом рабочего времени. Их еженедельный непрерывный отдых может быть уменьшен в отдельные дни недели, но в среднем за учетный период норма должна соблюдаться. Например, для работников связи, которые работают посменно, продолжительность еженедельного непрерывного отдыха может быть сокращена до 24 часов. Но за учетный период (месяц, квартал) она должна быть не менее 42 часов (ст. 110 ТК РФ, Письмо Роструда от 20.01.2014 № ПГ/13281-6-1, п. 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников связи, имеющих особый характер работы, утвержденного Приказом Минсвязи РФ от 08.09.2003 № 112).

Напомним, что накануне выходных дней продолжительность работы при 6-дневной рабочей неделе не может превышать 5 часов (ст. 95 ТК РФ).

Обратите внимание: требование о продолжительности еженедельного непрерывного отдыха не менее 42 часов не требуется, если сотрудник привлекается к работе в выходной в силу ст. 113 ТК РФ.

Вопрос:

Может ли работодатель перенести рабочий день в организации на выходной, например 31 декабря (четверг) на 26 декабря (субботу)?

Ответ:

Перенос выходных дней урегулирован в ст. 112 ТК РФ, согласно которой полномочиями по переносу выходных дней наделено только Правительство РФ и только с соблюдением определенных условий.

Перенести рабочий день на выходной, а выходной на рабочий работодатель может в исключительных случаях, например, когда нужно изменить режим работы в части чередования рабочих и выходных дней в целом по организации, в конкретном подразделении или отдельному работнику. Так, работодатель может предусмотреть, что выходными днями во всей организации вместо субботы и воскресенья будут воскресенье и понедельник. Или, например, когда вместо 5-дневной рабочей недели с выходными в субботу и воскресенье устанавливается 6-дневная с выходным в воскресенье. Тогда суббота станет рабочим днем.

При изменении режима во всей организации потребуется, в частности, внести изменения в правила внутреннего трудового распорядка.

Отдельным сотрудникам режим рабочего времени может быть изменен по соглашению сторон или в одностороннем порядке в соответствии со ст. 74 ТК РФ.

Кроме того, в Письме Минтруда РФ от 12.08.2020 № 14-2/10/П-7979 отмечено: в ст. 110 ТК РФ определено, что продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов. Она рассчитывается от времени окончания работы накануне выходного дня до начала работы (смены) в следующий после выходного рабочий день. Эту минимальную продолжительность отдыха должны соблюдать все работодатели при установлении режимов работы и графиков сменности (в том числе и на непрерывных производствах).

Перенос 31 декабря в 2020 году на предшествующий календарный выходной день не будет соответствовать законодательству, так как это нарушит правило ст. 110 ТК РФ. В данной ситуации фактически осуществляется привлечение к работе в выходной день с последующим предоставлением другого дня отдыха. А это возможно лишь в порядке, предусмотренном ст. 113 ТК РФ.

Роструд информировал в марте и декабре 2020 года о том, что предоставление работникам дополнительного выходного дня, кроме случаев, установленных трудовым законодательством, уменьшает норму рабочего времени и может повлечь за собой уменьшение зарплаты. Поэтому, если инициатива исходит от работодателя, он должен решить вопрос об оплате такого выходного дня, что можно сделать путем издания локального нормативного акта. Поскольку унифицированная форма для него отсутствует, акт издается в произвольной форме. В приказе следует предусмотреть, что предоставленный выходной подлежит оплате.

Кроме этого, предоставить работнику дополнительный день отдыха можно:

как день отпуска без сохранения заработной платы – если с таким заявлением обращается работник;

в качестве дополнительного дня отдыха (отгула) за ранее отработанное сверхурочное время либо за работу в выходной или нерабочий праздничный день;

как часть ежегодного отпуска, если он по графику отпусков предусмотрен в декабре либо у работника имеются неиспользованные дни ежегодного отпуска.

То есть работодатель не имеет права переносить рабочий день 31 декабря (или другой рабочий день) на выходной.

С января 2021 года режим труда и отдыха водителей автомобилей будет существенно изменен. Нововведения утверждены Приказом Минтранса России от 16.10.2020 № 424. Новые правила будут применяться до конца 2026 года. Особенности режима труда и отдыха водителей в 2021 году будут рассмотрены в нашем материале.

Какие изменения вступят в силу с января 2021 года

Нововведения затронут работающих по найму водителей автомобилей и ИП, самостоятельно управляющих автомобилем в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Изменения не затронут водителей автомобилей, занятых в таких сферах:

  • обслуживание органов государственной власти;
  • междугородние перевозки;
  • ведомственная охрана;
  • оперативно-розыскная деятельность.

Также исключением являются водители скорой помощи и пожарных автомобилей, водители-военнослужащие и др. Исчерпывающий перечень водителей, которых не затронут нововведения, приведен в п. 1 Приложения к Приказу Минтранса № 424.

В соответствии с новым Приказом Минтранса режим труда и отдыха водителей претерпел немало изменений, в частности:

  • Расширен перечень водителей, которым разрешено не соблюдать утвержденные требования. А вот водители, входящие в состав вахтовых бригад, теперь смогут работать только по общепринятым правилам. Для них необходимо составлять график работы и придерживаться установленного режима труда и отдыха водителей в 2021 году.
  • Отменены ограничения рабочего времени для 5-ти и 6-дневной рабочей недели (8 и 7 часов в день соответственно). В Приказе Минтранса о режиме труда и отдыха водителей указано только общее ограничение - продолжительность рабочей недели может составлять не более 40 часов.
  • Максимально допустимое время управления автомобилем - 9 часов в день. При необходимости водитель транспортного средства сможет увеличивать его до 10 часов, но это можно делать не более 2 раз в неделю. Еще на 2 часа можно увеличить время движения, чтобы завершить перевозку или доехать до места стоянки.
  • Отменен суммированный учет на период до 6 месяцев. Обновленный режим работы труда и отдыха водителя предусматривает, что теперь продолжительность периода для суммированного учета всегда будет составлять 1 месяц. Но если профсоюз даст одобрение, этот период может быть увеличен до 3 месяцев.
  • Теперь можно разделять смену на части, перерыв между которыми должен наступить не позднее чем через 5 часов после того, как водитель приступил к работе. Но это допускается только с согласия водителя и после получения одобрения профсоюзного органа. Время перерыва между частями рабочего дня не входит в рабочее время водителя.
  • Водители должны отдыхать не менее 45 часов в неделю (ранее было 42 часа).
  • Минимальная продолжительность ежедневного отдыха для водителей, по отношению к которым применяется суммированный учет рабочего времени, в 2021 году составит 11 часов вместо 12.

Применение тахографов

С 1 января 2021 года режим труда и отдыха водителя по тахографу будет полностью совпадать с режимом, который утвержден для остальных групп водителей. Нормы действующего сейчас Приказа Минтранса № 15 от 20.08.2004 и нормы ЕСТР (применяются для международных перевозок) существенно отличаются. Но после вступления в силу Приказа № 424 разночтения исчезнут.

Тахографы применяются для непрерывной регистрации данных о скорости и маршруте движения, продолжительности управления автомобилем и отдыха водителя. Требования к тахографам регламентируются Приказом Минтранса России от 28.10.2020 № 440, их необходимо учитывать при разработке графика работы.

Контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей

Проверка режима труда и отдыха водителей осуществляется сотрудниками ГИБДД, а также представителями Ространснадзора и Роструда. Они имеют право останавливать транспортные средства не только на постах, но и на дорогах. Для того, чтобы контроль режима труда и отдыха водителей был проведен в соответствии с законодательными нормами, проверяющие органы должны быть снабжены системами учета и контроля, которые позволят в автоматическом режиме проанализировать данные с тахографов.

Ответственность для нарушителей режима

Законодательством предусмотрена ответственность за нарушение режима труда и отдыха водителей. Отвечать придется и водителям, и их работодателям. Размер штрафа указан в ч. 3 ст. 11.23 КоАП РФ:

  • для водителей – 1,5-2 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – от 7-10 тыс. руб.;
  • для ИП – 15-25 тыс. руб.;
  • для юрлиц – 25-50 тыс. руб.

Кроме того, работодателям и ответственным должностным лицам будут грозить штрафные санкции в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение норм трудового законодательства. Нужно отметить, что штраф за режим труда и отдыха водителей организации и должностные лица будут уплачивать только в том случае, если они утвердили график работы с нарушением законодательных норм.

Режим труда и отдыха водителей автомобилей в 2021 году

Рассмотрим, какие режимы труда и отдыха водителей применяются на практике. Обычно используются такие варианты учета режима работы:

  • Ежедневный. Предусматривает 40-часовую рабочую неделю. Водитель может работать 5 или 6 дней в неделю.
  • Суммированный. Этот вариант удобно использовать если водители регулярно уезжают в многодневные рейсы, и из-за это применять ежедневный учет невозможно. Расчетным периодом по новым правилам является 1 месяц, но при согласовании с профсоюзом этот период можно увеличить до 3 месяцев. В разрезе 1 рабочего дня или 1 недели общепринятые нормы могут нарушаться, но при суммировании отработанных часов необходимо неукоснительное соблюдение режима труда и отдыха водителей.

В соответствии с утвержденным режимом труда и отдыха водителей (Приказ Минтранса России № 424) рабочее время водителя включает в себя время, затраченное на:

  • управление автомобилем;
  • специальные перерывы на отдых от управления транспортом;
  • выполнение работы, не связанной с управлением транспортным средством.

Таковы особенности режима труда и отдыха водителей автомобилей, действующие с 2021 года. Нормальная продолжительность рабочей недели составляет 40 часов. При этом в Приказе № 424 отсутствует строгое требование работать по 8 или 7 часов в день. Допускается, чтобы количество рабочих дней и их продолжительность изменялись, но при этом должен соблюдаться режим труда и отдыха водителя автобуса или иного транспортного средства.

Таблица режима труда и отдыха водителя на 2021 год с учетом внесенных новшеств представлена ниже.

Нормы труда и отдыха водителей в 2021 году

Ежедневный учет рабочего времени

Суммированный учет рабочего времени

Продолжительность еженедельного рабочего времени

Учетный период должен составлять не более 1 месяца, а в отдельных случаях - не более 3 месяцев.

Может меняться при условии, что соблюдена указанная еженедельная норма времени.

  • до 10 часов – в обычных условиях;
  • до 12 часов – на городских и пригородных автобусных маршрутах;
  • до 12 часов – для водителей системы здравоохранения, телефонных, телеграфных служб, учреждений связи, при перевозке руководителей организаций, телевизионных служб и инкассаторских автомобилей, такси, а также вахтовых бригад.

Возможно увеличение максимальной длительности рабочего дня на 2 часа до 12 часов. Но это возможно только если:

  • необходимо завершить перевозку;
  • водитель следует к месту стоянки.

Максимальная суммированная длительность перерывов, устанавливаемых между частями смены

Для водителей, трудящихся на пассажирских перевозках – не более 3 часов;

Для прочих водителей – не более 5 часов.

Ненормированный рабочий день

Не более 9 часов в смену с возможностью увеличения не более чем до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели.

Общее время непосредственного управления автомобилем не должно быть более 56 часов в неделю и не более 90 часов за 2 последовательные календарные недели.

Превышение общего времени управления автомобилем в день допустимо не более чем на 1 час – для следования к месту стоянки, пункту назначения или месту отдыха.

Он должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха.

Возможность сокращения еженедельного отдыха

Работодатели имеют право сокращать время еженедельного отдыха до 24 часов 1 раз в течение двух идущих подряд недель. Разница времени, на которое сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть использована водителем на отдых от управления автомобилем в течение трех подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен. Этот период отдыха должен быть присоединен к ежедневному отдыху, продолжительностью не менее 9 часов, или очередному еженедельному отдыху.

Ежедневный отдых должен быть не менее двойной длительности смены (рабочего дня). Для суммированного учета отдых с 2021 года разрешено сокращать до 11 часов.

Возможно сокращение отдыха до 9 часов, но не более 3 раз в промежутке между двумя периодами еженедельного отдыха.

Допустимо разделение ежедневного отдыха на части, первая часть которого составит не менее 3 часов, а последняя – не менее 9 часов.

Перерывы для отдыха и питания

Перерыв для отдыха и питания предоставляется в середине рабочего дня. Он может длиться от 30 минут до 2 часов.

Если водитель управляет транспортным средством в течение 4 часов 30 минут, по окончании этого периода водителю нужно предоставлять специальный перерыв длительностью 45 минут. При этом отдых может быть разбит на части, первая из которых должна быть не менее 15 минут, а вторая – не более 30 минут. Этот перерыв предоставляют, если он не совпадает с другими периодами ежесменного отдыха.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

ПДД РФ, 26. Нормы времени управления транспортным

средством и отдыха

(введен Постановлением Правительства РФ от 20.12.2019 N 1733)

26.1. Не позднее 4 часов 30 минут с момента начала управления транспортным средством или с момента начала очередного периода управления транспортным средством водитель обязан сделать перерыв для отдыха от управления транспортным средством продолжительностью не менее 45 минут, после которого этим водителем может быть начат очередной период управления транспортным средством. Указанный перерыв для отдыха может быть разделен на 2 части или более, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя - не менее 30 минут.

26.2. Время управления транспортным средством не должно превышать:

9 часов в течение периода, не превышающего 24 часов с момента начала управления транспортным средством, после завершения ежедневного или еженедельного отдыха. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более 2 раз в течение календарной недели;

56 часов в течение календарной недели;

90 часов в течение 2 календарных недель.

26.3. Отдых водителя от управления транспортным средством должен быть непрерывным и составлять:

не менее 11 часов в течение периода, не превышающего 24 часов (ежедневный отдых). Допускается сокращение этого времени до 9 часов, но не более 3 раз в течение периода, не превышающего шести 24-часовых периодов с момента завершения еженедельного отдыха;

не менее 45 часов в течение периода, не превышающего шести 24-часовых периодов с момента завершения еженедельного отдыха (еженедельный отдых). Допускается сокращение этого времени до 24 часов, но не более одного раза в течение 2 подряд календарных недель. Разница времени, на которую сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть в течение 3 подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен, использована водителем на отдых от управления транспортным средством.

26.4. При достижении предельного времени управления транспортным средством, предусмотренного пунктом 26.1 и (или) абзацем вторым пункта 26.2 настоящих Правил, и при отсутствии места стоянки для отдыха водитель вправе увеличить период управления транспортным средством на время, необходимое для движения с соблюдением необходимых мер предосторожности до ближайшего места стоянки для отдыха, но не более чем:

на 1 час - для случая, указанного в пункте 26.1 настоящих Правил;

на 2 часа - для случая, указанного в абзаце втором пункта 26.2 настоящих Правил.

Примечание. Положения настоящего раздела применяются в отношении физических лиц, осуществляющих эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов. Указанные физические лица по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, предоставляют доступ к тахографу и карте водителя, используемой совместно с тахографом, а также осуществляют по требованию этих должностных лиц вывод на печать информации из тахографа.

Использование тахографа во внутрироссийских грузоперевозках

В России, правда, до недавнего времени сфера внутренних автомобильных грузоперевозок оставалась мало подвластной контролю со стороны компетентных органов. Несмотря на наличие разработанных норм режима труда и отдыха водителя, проверить их действительное выполнение на практике было практически нереально. Во-первых, не все автомобили, осуществляющие грузоперевозки, требовалось в обязательном порядке оснащать тахографами, а во-вторых, теми тахографами, которые находились на борту транспортного средства (а они были аналоговыми), можно было легко манипулировать и без особого труда подделывать выдаваемые ими сведения.

Однако несколько лет назад ситуация начала меняться. 13-го февраля 2013-го года Министерство транспорта РФ издало Приказ №36, который обязал оборудовать тахографами все грузовые автотранспортные средства грузоподъемностью свыше 3,5 тонн. С 1-го апреля 2014-го года в отношении грузовых автомобилей, не оборудованных тахографами, начал действовать Кодекс об административных правонарушениях. А с 1-го июля 2016-го года в число транспортных средств, не оборудованных тахографами, вошли и те, у которых на борту были установлены аналоговые аппараты.

То есть теперь и во внутрироссийских грузоперевозках нельзя обойтись без тахографа, причем без его цифровой (именно цифровой! которую сложно вскрыть и которая исключает возможность корректировки записанной информации) модели. Иначе — штраф:

  • гражданам — от 1 000 до 3 000 рублей;
  • должностным лицам — от 5 000 до 10 000 рублей.

Законодательство, регламентирующее режим труда и отдыха водителей

Если говорить непосредственно о самих законодательных актах, то при применении их положений всегда нужно учитывать: какой именно вид грузоперевозки осуществляется. Водитель, находящийся в международном рейсе, должен придерживаться международных правил — Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР). Причем даже въезжая на территорию России, он все равно продолжает подчиняться требованиям ЕСТР.

Если же он выполняет доставку груза в пределах границ России, то целиком зависит от норм Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (Приказ Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 №15).

И да, между этими документами есть разница. Хотя бы в том, что главная забота ЕСТР — не дать водителю засидеться за рулем, установив для него нормы непрерывного управления автомобилем и нормы отдыха, а отечественное положение пытается еще согласовать эти нормы с требованиями Трудового кодекса.

Чтобы понимать: в рабочее время водителя, помимо времени управления автомобилем, также входит:

  • время специальных перерывов для отдыха в пути и на конечных пунктах;
  • время проверки автомобиля перед рейсом и после него;
  • время проведения медицинского осмотра водителя;
  • время стоянки в местах погрузки и разгрузки;
  • время простоев (не по вине водителя);
  • время проведения работ по устранению неисправностей автомобиля (если они не требуют разборки механизмов);
  • время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах (засчитывается не менее 30 процентов времени);
  • время присутствия на рабочем месте, когда автомобилем управляет другой водителей (при отправлении в рейс нескольких водителей) (засчитывается не менее 50 процентов времени).

Суммированный учет рабочего времени

Впрочем, если говорить об учете рабочего времени во внутрироссийских грузоперевозках, то предусматривается ежедневный и суммированный учет. Последний допускается в том случае, когда по условиям работы не может быть установлена нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени (что актуально для длительных междугородних перевозок), и, как правило, охватывает учетный период в один месяц. Однако продолжительность рабочего времени за учетный период все равно не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Что еще важно: при суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем может быть увеличено до 10 часов. Но! Не более двух раз в неделю и при условии, что суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не превышает 90 часов.

Кстати, рабочее время водителя может быть увеличено до 12 часов: в том случае, если водитель не успевает доехать до отведенного места отдыха (ведь ночевать на обочине дороги запрещается!). Однако злоупотреблять этим обстоятельством и уж тем более ссылаться на него, когда тебя остановили для проверки, пытаясь скрыть умышленное нарушение законодательства, точно не стоит: сотрудники ГИБДД или Ространснадзора прекрасно осведомлены об имеющихся по маршруту автомобиля местах для отдыха и их загруженности.

Нормы отдыха

Если еще говорить об отличиях между ЕСТР и отечественным Положением, то они предусматривают разную интенсивность движения. Так, согласно ЕСТР, водитель может непрерывно управлять автомобилем в течение 4,5 часов, после чего должен сделать перерыв на 45 минут. Этот перерыв, кстати, можно разбить на два, но при условии, что один из перерывов длится не менее 30 минут, а продолжительность непрерывного вождения составляла менее 4,5 часов.

Однако при внутрироссийских перевозках водитель может непрерывно находиться за рулем только в течение 4 часов, после чего он должен сделать обязательную паузу минимум на 15 минут. После возобновления движения перерывы в 15 минут можно устанавливать не более чем через каждые 2 часа.

Что интересно, эти перерывы в 15 минут входят в рабочее время водителя. А вот отдых водителя включает в себя:

  • перерыв для отдыха и питания (не менее 30 минут, но не более двух часов): кстати, если водитель делает остановку для такого отдыха, то дополнительный перерыв в 15 минут ему в это время не предоставляется, а при продолжительности рабочего времени более 8 часов, перерывов для отдыха и питания должно быть два;
  • ежедневный (междусменный) отдых;
  • еженедельный непрерывный отдых (выходной).
  • Ежедневный (междусменный) отдых должен быть как минимум в 2 раза больше продолжительности рабочей смены до него, при этом в него также входит перерыв на отдых и питание. То есть: если водитель отработал с 8 до 17 часов (+ 1 час на обед), отдых между сменами для него составляет не менее 15 часов и выйти на работу он может уже на следующие сутки в 8 часов утра.

Однако при суммированном учете рабочего времени междусменный отдых может длиться 12 часов, а при междугородних перевозках — 11 часов. Максимум (!) три раза в течение недели он может быть сокращен до 9 часов. Однако при условии, что до конца следующей недели водитель получит дополнительный отдых, соответствующий тому количеству часов, которые он недоотдыхал.

Кроме того, при междугородних перевозках (и суммированном учете рабочего времени) разрешается делить междусменный отдых на два-три отдельных периода, только один из периодов все равно должен быть не менее 8 часов подряд, сокращать суммарное время отдыха нельзя (в сумме оно равняется минимум 12 часам), а потратить эти периоды необходимо в течение 24 часов.

Еженедельный непрерывный отдых либо следует за междусменным отдыхом, либо непосредственно ему предшествует (что важно, междусменный отдых в еженедельный не включается!) и составляет как минимум 42 часа.

При суммированном учете рабочего времени выходные (они же — еженедельный непрерывный отдых) могут устанавливаться в любые дни недели, но их число должно соответствовать количеству полных недель в учетном месяце.

Два и более водителей в рейсе

Штрафы за нарушения

  • для должностных лиц — от 1 000 до 5 000 рублей;
  • для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 000 до 5 000 рублей;
  • для юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.
  • Кроме того, как уже упоминалось выше, штраф предусмотрен и за то, что автотранспортное средство, осуществляющее грузоперевозку, не оборудовано тахографом или если этот тахограф не исправен.

Проверять же соблюдение водителями режима труда и отдыха при внутрироссийских перевозках имеют право следующие контролирующие органы:

Область применения нового приказа Минтранса

Как и ранее действовавший документ, новый приказ утверждён для реализации положений ст. 329 ТК РФ, согласно которой режим рабочего времени водителей определяет соответствующее федеральное ведомство.

Действие новых особенностей организации труда и отдыха от Минтранса распространяется на всех водителей, работающих по трудовому договору в организациях или ИП. При этом сделано уточнение: ИП, самостоятельно управляющие своими машинами, так же обязаны соблюдать требования нового приказа Минтранса с 2021 года.

Управление автомобилем в обязательном порядке должно быть включено в должностные обязанности сотрудников, которые подпадают под приказ Минтранса.

По-прежнему действие положений Приказа не применяют:

  • к водителям на междугородних рейсах;
  • к сотрудникам. управляющим аварийно-спасательными и пожарными машинами;
  • к водителям автомобилей, оказывающих медпомощь при чрезвычайных ситуациях.

С 2021 года действие приказа Минтранса не распространяется на следующие категории транспортных работников:

  • водителей легковых служебных автомобилей госструктур;
  • водителей, занятых перевозками внутри территории компании и не выезжающих на дороги общего пользования;
  • водителей легковых автомобилей ведомственной охраны;
  • армейских водителей;
  • водителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

В результате, сфера применения приказа Минтранса конкретизирована: в него помимо работников компании добавлены индивидуальные предприниматели, самостоятельно занимающиеся перевозками. Вместе с тем, выведены из области применения приказа водители, трудящиеся на территории компании, а также занятые в различных госорганах.

Регулирование продолжительности рабочего дня водителей с 2021 года

При сохранении положения об установлении нормальной продолжительности еженедельного рабочего времени, равной 40 часам, в новом приказе Минтранса нет положений, предписывающих работать строго по 8 или 7 часов в неделю. То есть, количество рабочих дней в неделю и их продолжительность могут меняться – при условии, если соблюдена указанная еженедельная норма времени.

Сохранена возможность введения суммированного учета рабочего времени. При этом учетный период по-прежнему должен составлять не более 1 месяца, а в отдельных случаях, когда сделать это не представляется возможным, – не более 3-х месяцев.

В новом приказе Минтранса с 2021 года исключена возможность установления учетного периода в 6 месяцев для перевозок пассажиров в курортной местности и при сезонных перевозках.

По сути, неизменной осталась разрешенная длительность рабочего дня для суммированного учета:

  • до 10 часов – в обычных условиях;
  • до 12 часов – на городских и пригородных автобусных маршрутах;
  • до 12 часов – для водителей системы здравоохранения, телефонных, телеграфных служб, учреждений связи, при перевозке руководителей организаций, телевизионных служб и инкассаторских автомобилей, такси, а также вахтовых бригад.

Также сохранена возможность увеличения максимальной длительности рабочего дня на 2 часа – то есть до 12 часов. При условии:

  • необходимости завершения перевозки;
  • следования к месту стоянки.

Рабочее время водителя и порядок разделения его на части с 2021 года

Рабочий день водителя в новом приказе Минтранса с 2021 года так же включает в себя периоды непосредственного вождения и время специальных перерывов для отдыха водителя. Однако есть и некоторые отличия.

С 2021 года расширен перечень видов деятельности, не относящихся к непосредственному управлению автомобилем, но включаемых в рабочее время. Так, отдельно введена категория рабочего времени, не связанного с управлением, которая включает:

  • подготовительно-заключительное время;
  • периоды прохождения медосмотров;
  • простои не по вине работника;
  • время ремонта автомобиля;
  • иные периоды, предусмотренные законодательством, трудовым и коллективным договором.

Таким образом, с 2021 года рабочий день водителя включает открытый перечень видов занятости, не связанных с вождением. Он определяется достигнутыми нанимателем и работником договоренностями. Кроме того, сняты ограничения на зачет в рабочее время периодов:

  • охраны груза;
  • присутствия на рабочем месте в качестве второго водителя.

С 2021 года допустимо разделение рабочей смены водителя на части с его согласия. В 2020 году и ранее это было возможно только для водителей служебных автомобилей федеральных служащих, а также занятых управлением автобусами на городских и пригородных маршрутах.

В результате список сотрудников, занятых вождением транспортного средства, для которых можно применять подобный метод организации труда, с 2021 года расширен.

Кроме того, с 2021 года появилось четкое разграничение максимальной длительности перерыва, устанавливаемого между частями смены:

  • для водителей, трудящихся на пассажирских перевозках – не более 3-х часов;
  • для прочих водителей – не более 5 часов.

Указанные временные разрывы между частями трудового дня в рабочее время не включают. Они должны быть предоставлены не позднее чем через 5 часов после начала смены.

В новом приказе Минтранса с 2021 года исключена норма о сверхурочной работе. Таким образом, к водителям будут применять общие правила привлечения к ней, закрепленные в ТК РФ.

Ненормированное время водителей и длительность управления автомобилем с 2021 года

По-прежнему действует ограничение, позволяющее применять ненормированный рабочий день только:

  • к водителям легкового транспорта (кроме такси);
  • водителям, участвующим в геолого-разведочных и топографо-изыскательских работах.

Для водителей иных транспортных средств этот режим недоступен. Сам вопрос регулирования продолжительности управления автомобилем с 2021 года дополнен. Вот сравнение:

НОВЫЙ ПРИКАЗ МИНТРАНСА С 2021 ГОДА

Регулирование времени отдыха водителей с 2021 года

С 2021 года еженедельный отдых водителя не может быть менее 45 часов. Он увеличен в сравнении с прежним документом Минтранса на 3 часа.

Вместе с тем, работодатель может сокращать время еженедельного отдыха до 24-х часов – 1 раз в течение 2-х идущих подряд недель. Но впоследствии он обязан компенсировать этот отдых. В течение 3-х недель после недели с увеличенным временем работы ему нужно присоединить 24 часа к еженедельному отдыху либо 3 раза по 9 часов к ежедневному отдыху.

Ежедневный отдых должен быть не менее двойной длительности смены (рабочего дня). Для суммированного учета отдых с 2021 года разрешено сокращать до 11 часов (до 12 часов в 2020 г. и до 11 – только при междугородних перевозках).

С 2021 года есть новые правила сокращения еженедельного отдыха, которых ранее не было:

  • возможно сокращение отдыха до 9 часов, но не более 3-х раз в промежутке между двумя периодами еженедельного отдыха (т. е., как правило, не более 3-х раз в неделю);
  • допустимо разделение ежедневного отдыха на части, первая часть которого составит не менее 3-х часов, а последняя – не менее 9 часов.

Перерыв для отдыха и питания по-прежнему предоставляют в середине рабочего дня. Он может длиться от 30 минут до 2-х часов. Увеличен до 4 часов 30 минут в смену период, по окончании которого водителю нужно предоставлять специальный отдых длительностью 45 минут. При этом этот отдых может быть разбит на части, первая из которых должна быть не менее 15 минут, а вторая – не более 30 минут. Этот перерыв предоставляют, если он не совпадает с другими периодами ежесменного отдыха.

Что делать компаниям в связи с изменениями с 2021 года

Прежде всего, нужно проанализировать действующие в организации режимы работы и графики, скорректировать время еженедельного и ежедневного отдыха водителей. При необходимости – подготовить новые графики на 2021 год. Быть готовыми внести необходимые изменения в части времени работы и отдыха в правила внутреннего трудового распорядка.

Читайте также: