Как влияет активный отдых на умственную работоспособность

Обновлено: 05.07.2024

Продолжите незаконченные предложения, аргументируя свою точку зрения.

Занятия физическими упражнениями положительно влияют на изменение умственной работоспособности , так как оказывают воздействие на психические функции, формируют умственную и эмоциональную устойчивость к выполнению напряженной интеллектуальной деятельности.

Способность к выполнению умственной деятельности в меньшей степени подвержена влиянию неблагоприятных факторов, если в процессе ее выполнения целенаправленно применять средства и методы физической культуры (например, физкультурные паузы, активный отдых и т.п.). Огромное значение систематических физических упражнений имеет для нервной системы человека: усовершенствуются процессы, нормализуются вегетативные функции.

Учебный день студентов насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. В совокупности с вынужденной рабочей паузой, при которой значительное время в напряженном состоянии находятся мышцы, удерживающие туловище в определенном положении, частые нарушения рационального режима труда и отдыха, неадекватные физические нагрузки могут приводить к нежелательным явлениям, служить причиной утомления, которое, в свою очередь, может накапливаться и переходить в переутомление.

Для того чтобы этого избежать, один вид деятельности должен сменяться другим, или необходим отдых. Наиболее эффективен активный отдых в виде умеренного физического труда или занятий физическими упражнениями.

Оздоровительным эффектом обладают в частности следующие физические упражнения:

Бег обладает особенностью, именуемой явлением биомеханического резонанса. В момент приземления возникает противо-удар, который способствует перемещению крови по сосудам вверх. Совершается своеобразный гидродинамический массаж, который укрепляет стенки кровеносных сосудов. Это хорошая профилактика варикозного воспаления вен, отложения атеросклеротических бляшек. Во время бега вибрация печени и кишечника улучшает отток желчи, повышает функциональные способности печени и кишечника, ликвидирует запоры. Вибрация крови, лимфы и межклеточной жидкости способствует очищению организма от продуктов метаболизма, создавая эффект омоложения.

Аэробные нагрузки (их еще называют кардио нагрузками) — оказывают преимущественное воздействие на сердечно сосудистую и дыхательную системы. .Необходимое продолжительность нагрузок составлять не менее 30-ти минут. К таким нагрузкам относятся — бег, лыжи, велосипед, плавание, гребля, и другие упражнения циклического характера.

Под действием аэробных нагрузок, повышается способность организма усваивать кислород, увеличивается просвет капиллярного русла, а стенки сосудов становятся более прочными и эластичными. Все эти изменения приводят к снижению риска сердечно сосудистых заболеваний. А так же сжигают большое количество калорий, препятствуя, набору лишнего веса и образованию жировых отложений..

Силовые нагрузки отлично укрепляют все звенья опорно-двигательного аппарата. Благодаря силовым нагрузкам, мы укрепляем мышечный корсет, который формирует правильную осанку, создавая, тем самым, комфортные условия для деятельности внутренних органов. Укрепляя мышцы верхнего плечевого пояса и ног, мы сохраняем работоспособность и двигательную функцию, продлевая, таким образом, продолжительность полноценной активной жизни и замедляем процесс старения организма.

Упражнения на растягивание и гибкость способствуют сохранению эластичности мышц и связок, и обеспечивают профилактику травм опорно-двигательного аппарата.

Физические упражнения или двигательная активность – это элементарные движения, составленные из них двигательные действия и их комплексы, систематизированные в целях физического развития .

Физические упражнения сформировались на основе движений и действий, заимствованных из трудовой, бытовой, военной деятельности человека ( бег , ходьба , прыжки , метания , поднятие тяжестей , плавание и др.) и организационно-методически оформились в виде гимнастики, легкой и тяжёлой атлетики, подвижных и спортивных игр, спортивного туризма и т. п. Различные сочетания и системы физических упражнений составляют содержание видов спорта , входят в программы физического воспитания в различных учебных заведениях.

Физические упражнения окажут положительное воздействие, если при занятиях будут соблюдаться определенные правила:

1) Необходимо следить за состоянием здоровья – это нужно для того, чтобы не причинить себе вреда при выполнении упражнений. Если имеются нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, комлекс физических упражнений, требующий существенного напряжения, могут привести к ухудшению деятельности сердца.

2) При заболевании органов дыхания рекомендуют лишь общеразвивающую гимнастику. Нельзя делать физические упражнения при выраженном сердцебиении, головокружении, головной боли и др.

3) Не следует заниматься сразу после болезни. Нужно выдержать определенный период, чтобы функции организма восстановились – только тогда физкультура принесет пользу.

При выполнении физических упражнений организм человека реагирует на заданную нагрузку ответными реакциями. Активизируется деятельность всех органов и систем, в результате чего расходуются энергетические ресурсы, повышается подвижность нервных процессов, укрепляются мышечная и костно-связочная системы.

Таким образом, улучшается физическая подготовленность занимающихся, и в результате этого достигается такое состояние организма, когда нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой. При правильных и регулярных занятиях физическими упражнениями тренированность улучшается из года в год, а вы будете в хорошей форме на протяжении длительного времени.

Под критическим минимумом двигательной активности подразумеваются те граничные параметры рационально организованной двигательной активности в условиях повседневного быта, отступление от которых в сторону уменьшения ведет к регрессу функциональных возможностей организма. При минимальной двигательной активности поддерживается достигнутый уровень физической подготовленности и состояния здоровья. Уменьшение физической активности ниже этого уровня ведет к гипокинезии, возникновению и развитию заболеваний организма. Вместе с тем, чрезмерность физических нагрузок также может негативно сказаться на здоровье человека.

В соответствии с программой профилактики основных факторов риска среди молодежи гиподинамической считается ситуация, при которой студент уделяет физическим упражнениям до 4 часов в неделю, т.е. занимается только в рамках учебных занятий по физическому воспитанию.

Эффективность физических упражнений оздоровительной направленности определяется периодичностью и длительностью занятий, интенсивностью и характером используемых средств, режимом работы и отдыха.

Чтобы физкультурные занятия с оздоровительной направленностью оказывали только положительное влияние, необходимо соблюдать ряд методических правил

1. Постепенность наращивания интенсивности и длительности нагрузок. При низкой исходной тренированности добавления должны составлять 3–5% в день по отношению к достигнутому уровню, а после достижения высоких показателей – меньше.

Постепенно увеличивать нагрузку, не перегружая организм, а наоборот, давая ему возможность адаптироваться, справляться со все более и более длительными и сложными заданиями, можно следующими способами:

– увеличение частоты занятий;

– увеличение продолжительности занятий;

– увеличение плотности занятий, т.е. времени, которое уходит на занятии непосредственно на выполнение физических упражнений. На первых занятиях она равна примерно 45–50%, по мере приспособления организма к физическим нагрузкам она может достигнуть 70–75% общего времени занятий;

– постепенное расширение средств, используемых на тренировке, с тем чтобы оказывать воздействие на различные мышеч­ные группы, на все суставы и внутренние органы;

– увеличение сложности и амплитуды движений;

– правильное построение занятий. В зависимости от самочувствия, погоды, степени подготовленности занимающихся можно увеличить или уменьшить разминку, основную и заключительную части занятий.

2. Разнообразие применяемых средств. Для качественного разнообразия физических нагрузок достаточно всего 7–12 упражнений, но зато существенно отличающихся друг от друга. Эффективными средствами разносторонней тренировки, включающими в работу большое количество мышц, являются бег, ходьба на лыжах, плавание, ритмическая гимнастика и др.

В содержание оздоровительной тренировки должны входить упражнения на выносливость (бег в медленном и среднем темпе), силовые упражнения для крупных мышечных групп (приседания, поднимание ног в висе на перекладине или гимнастической стенке, переход из положения лежа в положение сидя и т.д.), упражнения для суставов позвоночника, рук и ног, а также упражнения в перемене положения тела (наклоны туловища вниз, в стороны и др.).

3. Систематичность занятий. Систематические занятия физическими упражнениями оказывают благотворное влияние почти на все органы и системы организма. В качестве примера в таблице 1 показаны эффекты влияния физической нагрузки на сердечно‑сосудистую систему.


- Андрей Сергеевич, о пользе физических упражнений в последние годы говорят в основном применительно к теме старения.

- Тема положительного влияния физкультуры на человека, в разных возрастных периодах и с учетом особенностей организма, всегда будет актуальной. Что касается темы старения, то сразу скажу, что физическая культура не останавливает возрастные процессы старения организма, в частности, клеток головного мозга, но может снижать их интенсивность. У взрослого человека возрастные процессы изменения в организме, в частности, в нервных клетках, происходят постоянно, и мы не можем их остановить. Но физическая культура не только замедляет старение клеток, но и поддерживает их возбудимость, проводимость, пластичность и лабильность (функциональная подвижность, скорость протекания элементарных циклов возбуждения в нервной и мышечной тканях) на хорошем уровне. Например, физические упражнения вызывают больший приток крови к головному мозгу, что улучшают способности восприятия человека и повышают его способность мыслить острее.

- А как же рекомендации нагружать мозг интеллектуальной работой?

- То, что для поддержания умственной работоспособности повышения IQ ему необходимо давать интеллектуальную нагрузку – решать кроссворды, читать книги, учить языки, обучаться и т.д. - не потеряло актуальности. Это влияет на работу нервных клеток, мозг, таким образом, поддерживает необходимый уровень активности и умственных функциональных процессов. Однако научные данные показывают, что физические упражнения также могут эффективно влиять на работу нервных клеток головного мозга. В особенности это касается упражнений со сложной координацией движений, с какими-либо снарядами или предметами (мячами, воланами), игровых видов спорта. Тех, в которых приходится включать в работу большое количество мышц (мускулатуру верхних и нижних конечностей), поддерживать равновесие тела и координацию движений, решать игровые и двигательные задачи в ограниченный промежуток времени, взаимодействовать с партнером или противодействовать сопернику…


- Объясните, механизм этого влияния…

- У нас есть различные зоны в головном мозге, ответственные за моторные, мыслительные, ассоциативные функции и т.д. Когда мы начинаем выполнять какое-то новое сложно-координационное движение, начинается процесс образования новых взаимосвязей между нейронами в различных отделах головного мозга – образуются новые условно-рефлекторные связи. Они включаются в работу подкорковые структуры головного мозга, а дальше - спинной мозг и различные мышцы тела, которым необходимо выполнять новые и более сложные двигательные акты. А, для выполнения движения необходимо не только, чтобы мышцы сокращались, но и происходило их обеспечение кислородом, питательными веществами, гормонами… То есть работа внутренних органов. Формируется новый двигательный навык, который за счет нервной и мышечной системы, автоматизируется в новую двигательную программу. При этом головной мозг усердно работает, решая умственные и двигательные задачи.

- Не совсем правильно так говорить. Физкультура решает много задач. Например, занятия физкультурой повышают физическую работоспособность, поддерживают необходимый уровень здоровья организма, повышают иммунитет и устойчивость организма, снижают риск различных заболеваний и т.д., что в целом, влияет на повышение умственной работоспособности. Не стоит забывать, что умственная работа - это некий стресс и утомление организма. Физкультура позволяет снять накопившуюся умственную усталость и напряжение. Мы это утомление нивелируем за счет мышечных движений, что может влиять на более быстрое восстановление организма (эффект активного отдыха). В то же время, занятия физической культурой и спортом оказывают существенное воздействие на функцию мышления, восприятия, памяти, внимания, обучаемости, устойчивости, концентрации, способность быстро переключаться с одной задачи на другую, быстро включаться (врабатываться) в трудовой процесс и т.д. Двигательная активность повышает оперативность мышления. Ученый может быстрее решать поставленные задачи, находит нужные ответы. По крайней мере, это я ощущаю на себе.


- В одном из постов вы утверждаете, что силовые тренировки улучшают ассоциативную память…

- Это не я утверждаю, а наука. В этом посте я ссылаюсь на конкретное научное исследование. Речь в нем о работе со штангой в зале (силовая работа). Силовые упражнения вызывают активацию различных нервных центров головного мозга и большого количества мышечных групп, выброс гормонов, что также несет в себе положительный эффект.

- Еще один ваш пост посвящен эффекту от сочетания силовых и аэробных тренировок…

- Речь о комбинировании разных видов упражнений. Это не только бег, плавание и силовые тренировки в зале (фитнес), но и баскетбол, хоккей, футбол, волейбол и т.д. По свежим данным научных исследований занятия бегом стимулирует образование в гиппокампе новых нейронов. Гиппокамп – это часть лимбической системы головного, участвующая в механизмах формирования эмоций, памяти. Да, в процессе возрастных изменений или стресса может происходить отмирание нервных клеток. Но доказано, что есть в гиппокампе доли, где происходит процесс образования небольшого количества новых клеток. И физические упражнения, в частности, занятия бегом, по данным ученых, могут стимулировать этот процесс.

- И еще вы говорите, что физическая нагрузка не должна быть слишком большой и интенсивной…

- Мы, физиологи спорта, всегда говорим, что физическая нагрузка должна быть умеренной - не слишком большой, но и не слишком маленькой. У каждого человека, в зависимости от возраста и уровня подготовки, свой объем и интенсивность физической нагрузки. Чрезмерная физическая нагрузка может привести к паталогическим изменениям в работе сердца и травмам, а также к негативным последствиям в функционировании организма. Вплоть, до сердечного приступа. А, оптимальная физическая нагрузка – благоприятно влияет на работу мозга, сердца, легких, мышц и, в целом, организма. Здесь можно говорить об общем объеме: допустим, 150 минут в неделю. А если градация по интенсивности, то мы говорим о максимальном пульсе. Есть такая формула: 220 минус возраст. Однако на сегодняшний день уже имеются более точные формулы для расчёта максимальной частоты сердечных сокращений. Максимальный пульс в 50 лет – 170 ударов. Если во время беговой тренировки вы достигаете 120-140 сокращений в минуту – это умеренно, нормально. Чем старше становишься, тем ниже уровень частоты сердечных сокращений, тем ниже должна быть интенсивность тренировки. Возрастные изменения в сердечно-сосудистой системе, как и во всем организме человека неизбежны, поэтому за максимальную возрастную величину лучше не уводить. Для пожилых людей 20-40 минутная ежедневная прогулка – идеальный вариант.

- Уменьшение объема мозга означает, что происходит уменьшения отдельных клеток мозга и количество синапсов, передающих сигналы между нейронами, изменения в белом веществе мозга - а, следовательно, замедление нервных процессов и снижение умственных способностей. Это память, внимание, концентрация, обучаемость к примеру. Здесь также влияют разные факторы – чрезмерные стрессы, курение, алкоголь, травмы головы, заболевания нервной системы и т.д. Понятно, что человек, занимающийся физической культурой и спортом, едва ли будет курить. К факторам, повышающим риск возникновения деменции, относят курение, игнорирование первых признаков депрессии, социальную изоляцию, гипертонию, диабет, ожирение. Физическая культура снижает риск возникновения депрессии, занятия спортом – это обязательно общение, новые знакомства. Доцент нашей кафедры, доктор биологических наук Алексей Набатов, недавно на научной конференции поделился результатами своего исследования, в котором убедительно показал, что занятия физической культурой и спортом могут являются профилактикой диабета. Если речь о диабете второго типа – за счет физкультуры и спорта можно нивелировать данное заболевание.

- И все-таки, что лучше кроссворд или тренировка?

- Наилучший эффект достигается лишь в совокупности интеллектуальных упражнений и физкультуры. Сидячий образ жизни сам по себе - фактор риска. А физкультура - высокий мотиватор не только для работы мозга и мышц, но и для поддержания здоровья человека. Мозг - это не только нейроны, но и сосуды. Когда мы решаем кроссворд, сосуды не настолько расширяются, как во время занятий спортом. Во время тренировки повышаются обменные процессы, больше кислорода идет к мозгу, выделяются медиаторы и гормоны. Если при умственной работе возникла какая-то заминка, и вы не можете решить задачу, то начинайте выполнять физическую нагрузку, которая может способствовать решению задачи.


- Зарядка 30 минут нивелирует последствия 10 часов сидения за столом… Это и мозга касается тоже?

- У нас в любом случае все связано с работой мозга. Если заниматься физическими упражнениями систематически по 30-40 минут в день, эффект будет. Это может быть просто прогулка 30-минутная в хорошем темпе. Главное – движение и разнообразие, бадминтон, футбол, хоккей, бег, лыжи, плавание и т.д.

- С какого момента тема взаимосвязи занятий физической культурой, спортом и мозга стала такой актуальной?

- Тема взаимосвязи занятий физической культурой, спортом и организма человека всегда была актуальной. В последние 15-20 лет, когда проблемы с сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, диабетом, онкологией, различными заболеваниями нервной системы стали более острее. Скорее всего, как происходит: стал повышаться процент различных заболеваний у людей, например, увеличилось число страдающих болезнью Альцгеймера, синдромом Паркинсона… Стали искать средства снижения рисков. Вот говорят, могут помочь снижать риски биодобавки и т.д. Но не факт, что они будут полноценно усваиваться и давать максимальный эффект. А физические упражнения (двигательная активность) доступны для всех людей и всегда запускают работу различных центров головного мозга, мышц и внутренних органов, что способствует поддержанию нормального функционирования организма человека и его физической работоспособности. Конечно же, нельзя забывать про сбалансированное питание, полноценный сон, отсутствие вредных привычек, благоприятные условия для труда и отдыха. В совокупности с вышеописанным это лучший тип воздействия, и занятия физкультурой должны быть нормой жизни.


Министерство спорта России сообщило, что на 1 января 2018 года регулярно занимались физическими тренировками лишь 36,8 % населения нашей страны.

Если вы пока в числе тех, кто не увлекается активным движением, некоторые факты о спорте могут вызвать такое желание. И это не привычное: будет сердце крепкое, подтянутые мышцы и не вырастет живот. Исследования показывают, чем полезен спорт для мозга.

Он даже помогает получать более высокие отметки в школе или в ВУЗе, лучше справляться с обязанностями на работе и формировать характер. Удивительно, на что влияет спорт помимо тела!

Как физическая активность помогает в работе?

По исследованию ученых Корнельского университета люди, активно занимавшиеся спортом в старших классах, во взрослом возрасте успешнее в карьере. Тренировки, где нужно состязаться или требующие выносливости, развивают упорство и лидерские качества. То, как спорт влияет на работу, связано не только с физическим здоровьем. Благодаря активности развиваются способности, помогающие выполнять свои обязанности лучше физически пассивных коллег.

Во многих ведущих компаниях мира на ответственные должности выбирают тех, кто занимается спортом. Такие люди выдерживают длительную физическую и умственную нагрузку, принимают нестандартные и практичные решения. У них быстрая реакция, развита внимательность и творческое мышление. Они реже берут больничный, что тоже ценно для руководства.

Как спорт влияет на мозг?

Физическая активность развивает способность управлять своим телом: движения становятся точнее, а ловкость удивляет окружающих. Правильная осанка и уверенная походка — дополнительные бонусы к подтянутой фигуре спортивного человека.


Физическая активность не только помогает мозгу лучше владеть телом, но и улучшает настроение и даже умственные способности.

Спортивные люди счастливее

Психолог и эксперт в области спорта Кип Мэтьюс подтвердил, что тренировки делают нас счастливее на химическом уровне. Они повышают в мозге содержание серотонина и норадреналина. Эти медиаторы передают сигналы по нервной системе. Так повышается способность переносить стресс, снижается вероятность развития депрессии.

Активные люди умнее в любом возрасте

При кардионагрузках в гиппокампе, участке мозга, отвечающем за обучение, эмоции и память, возникают новые клетки. Оказывается, для развития умственных способностей можно не только учить новую информацию и решать сложные математические задачи. Казалось бы, интеллект не напрягается при спорте, а его способности развиваются.

Кардионагрузки — это тренировки, при которых учащается сердцебиение. Если есть заболевания сердечно-сосудистой системы, необходимо проконсультироваться с врачом, подойдут ли они вам такие нагрузки.

Хотите сделать мозг еще больше? Добавьте полгода занятий аэробикой, и содержание серого и белого вещества в нем увеличится. Это показало исследование Иллинойского университета.

Спорт повышает креативность

Во время активного движения увеличивается содержание углекислого газа в крови. Спазмированные стенки сосудов расслабляются, питание мозга усиливается и повышается способность клеток усваивать кислород. Его приток к мозгу повышает творческий потенциал. Такой эффект остается несколько часов после тренировки. Если в течение рабочего дня периодически делать активные упражнения, идей и креатива хватит до вечера.


Если чувствуете сонливость и трудно сосредоточиться на работе, попробуйте сделать 10–15 приседаний или пройтись быстрым шагом. Точно взбодритесь!

Перезагрузка

Занимаясь физическими упражнениями, человек сосредоточивается на технике выполнения, точности или плавности движений и подсчете повторений. Это расслабляет мозг. После такого отдыха он опять готов к умственным нагрузкам.

Спорт и отношения с людьми

Физическая активность помогает сотрудничать и мирно улаживать разногласия в семье и с коллегами. И не потому, что в гневе можно пойти побить боксерскую грушу вместо того, чтобы кричать на тех, кто рядом. Тренировки помогают учиться контролировать негативные эмоции и расслабляться в напряженных ситуациях.

Физические нагрузки повышают терпение и самообладание, ведь нужно закончить подход или пробежать дистанцию, даже если это дается тяжело. Правильное размеренное дыхание помогает успокоиться и расслабиться. Этот навык переходит и на повседневные стрессовые моменты дома и на работе. Тогда легче ладить с коллегами.

Как выбрать подходящий вид спорта?

Возможно, узнав больше о том, как спорт влияет на жизнь человека, вам захотелось увеличить свою физическую активность. Чтобы получать от тренировок только пользу, важно правильно выбрать для себя подходящий вариант нагрузки. Есть несколько критериев, которые помогут определиться с видом спорта.

Выберите цель тренировок

Какой результат вам хочется получить от спорта? Можно ставить разные задачи и выбирать соответствующую нагрузку:

  • поддерживать тело в тонусе: фитнес, пилатес, плавание, тренажерный зал и умеренные силовые нагрузки;
  • сбросить вес и держать его в норме: бег, аэробика, велоспорт, теннис;
  • нарастить мышцы: тяжелая атлетика, силовые тренировки, пауэрлифтинг и др.;
  • тренироваться и весело проводить время: футбол, волейбол, сквош и другие игровые виды спорта.

Учитывайте свой характер и потребности

Кто-то по натуре спокойный. Тогда быстрые и командные виды спорта, где нужно много двигаться, могут оказаться не в радость. Аэробика, растяжка, скандинавская ходьба или размеренные силовые упражнения в тренажерном зале могут прийтись по душе. Хотя, если застенчивому человеку хочется развить азартность и коммуникабельность, баскетбол, футбол или групповые тренировки по фитнесу могут в этом помочь.


Подвижному человеку, который все делает быстро и часто спешит, может быть полезным добавить в свой спортивный график спокойные упражнения. Это поможет ему сосредоточиваться на деталях, разовьет усидчивость и внимательность.

Повышайте нагрузку постепенно

Перед тем как тягать железо в тренажерке, стоит сначала подготовить к этому свое тело с помощью силовых упражнений. Если человек долго вел малоподвижную жизнь и начнет с больших нагрузок, это может навредить здоровью и отбить желание заниматься спортом. Когда суставы, связки и мышцы не подготовлены к тренировкам, можно их повредить.

Прежде чем начать спортивные занятия, проконсультируйтесь с врачом. Узнайте, допустимы ли предстоящие нагрузки для вашего организма. Возможно, потребуется сделать кардиограмму, проверить зрение, сдать анализ на уровень сахара в крови и др.

Пробуйте новое и выберите свой топ тренировок

Не всегда получается заранее определить, какой вид спорта подойдет. Можно пробовать разные тренировки и игры. Возможно, захочется и плавать в бассейне, и играть в футбол, и делать растяжку. Разнообразие подарит новые эмоции, и тело получит разную нагрузку.

Важно, чтобы спортивные занятия были сбалансированными. Нужна силовая тренировка и кардиоупражнения, пилатес для суставов и растяжка для сухожилий, фасций и мышц. При разной работе тела также задействуются разные участки мозга. Тогда и он будет прокачиваться всесторонне: улучшится память, ориентация в пространстве и творческое мышление одновременно.

Вот так! Спорт – это не только физическая польза, но и зарядка для ума. Ну что, не пора ли на тренировку?

Лого

Мы заказали более 30 тысяч статей. Вы получите наш концентрированный опыт в виде инструкции сразу после регистрации.

умственная работоспособность

Умственная работоспособность — способность человека воспринимать и перерабатывать максимально возможный объем информации. Как повысить умственную работоспособность?Эту способность повысить возможно! Знаете ли вы, что она находится в прямой зависимости от двигательной активности человека? Именно движение усиливает циркуляцию крови, которая и несет к мозгу питательные вещества. Это важно и для студента, и для ребенка, и для любого взрослого человека. Рассмотрим все по порядку.

Причины снижения умственной работоспособности

В числе основных причин ухудшения умственной работоспособности здорового человека медики называют следующие.

  1. Переутомление головного мозга. Длительная умственная работа требует значительного расхода энергии и белков. Со временем энергетические ресурсы истощаются, происходит сбой во внутриклеточном обмене и гибель клеток мозга.
  2. Снижение двигательной активности. Движения мышц рождают огромное число нервных импульсов, поддерживающих головной мозг в рабочем состоянии.
  3. Отрицательные эмоции снижают эффективность кровообращения в головном мозге, ухудшают его питание.
  4. Неправильное питание, недостаточное поступление в организм белков, углеводов, биологически активных веществ (в том числе витаминов) и других полезных соединений.

И все же как повысить умственную работоспособность?

Физическая активность для повышения умственной работоспособности

Состояние умственной работоспособности находится в прямо пропорциональной зависимости от физической подготовленности человека. Двигательная активность обеспечивает отличную циркуляцию крови в головном мозге, поддерживает эластичное состояние сосудов, способствует быстрому восстановлению нейронных связей. Утренняя зарядка, занятия фитнесом, плаванием или простые пешие прогулки на свежем воздухе в течение хотя бы 20 минут в день помогут наладить основные когнитивные функции мозга: внимание, восприятие, интеллект, память, речь. Наряду с этим повысится способность опознавать формируемые образы (гнозис) и включать в деятельность новые двигательные навыки (праксис).

Питание для повышения умственной работоспособности

Для нормального функционирования головного мозга и обеспечения умственной работоспособности важно следить за регулярным поступлением в организм питательных веществ: белков, углеводов, жиров, витаминов и минералов, воды.

Белки участвуют в синтезе аминокислот и нейромедиатора дофамина, необходимых для передачи импульсов от одной нервной клетки к другой. Они нужны для синтеза адреналина – гормона, оказывающего возбуждающее воздействие на мозг, ускоряющего реакцию и процессы мышления, увеличивающего энергию. В ежедневном рационе человека, занимающегося мыслительной деятельностью, обязательно должны присутствовать белки растительного и животного происхождения.

Углеводы необходимы головному мозгу для выработки энергии. В спокойном состоянии главный орган центральной нервной системы потребляет 60% всей поступившей в организм глюкозы. Прекрасный источник углеводов – крахмал. Это комплексное соединение сахара способно постепенно расщепляться в организме и продлить умственную работоспособность на несколько часов.

Жиры – строительный материал для клеток мозга, нейроны на 60% состоят из липидов. Кроме того, жиры участвуют в обменных процессах. Пища, обогащённая жирными кислотами омега-6 и омега-3, улучшает мозговое кровообращение и когнитивные функции.

Витамины и минералы являются регуляторами мозговой активности, обменных реакций мыслительного органа. Крайне важные для мозга витамины группы В участвуют в производстве нейротрансмиттеров, понижают свёртываемость крови, помогают снять усталость и умственное напряжение. Чтобы умственная работоспособность была в норме, необходимы также витамины Е, Д и биофлавоноиды. Эти вещества прекрасно расширяют сосуды. Никотиновая кислота РР стимулирует работу мозга. Магний снимает спазмы. Калий помогает функционировать клеточным мембранам, снабжает мозг кислородом. Цинк улучшает мышление, защищает от депрессии и стресса. Кальций активирует приток питательных веществ к головному мозгу, нормализует работу его клеток, ускоряет передачу нервных импульсов.

Вода – не только значительная составляющая часть головного мозга (85%), но, как показало недавнее исследование специалистов Института психиатрии Королевского колледжа (г. Лондон) Мэтью Кемптона и Ульриха Эттингера, ещё и дополнительный источник энергии. Оказывается, проходя через специальные насосы, вода производит гидроэлектрическую энергию в оболочках мозговых клеток.

Правильный режим дня – залог высокой умственной работоспособности

Соблюдение правильного режима дня – ещё один способ повышения умственной работоспособности. Чтобы мозг дольше сохранял активность, нужно выработать у себя привычку ложиться спать и пробуждаться в одно и то же время. Необходимо исключить работу в ночное время. Почему? Дело в том, что темнота воспринимается мозгом как сигнал для расслабления и подготовки ко сну. Наука доказала, что наиболее интенсивное восстановление сил, потраченных в течение дня, происходит именно в ночные часы. Кроме того, только в тёмное время суток вырабатывается гормон мелатонин – сильнейший природный антиоксидант, положительно влияющий на клетки головного мозга. Учёные советуют засыпать до 23:30, а просыпаться не позже половины восьмого утра. Такой режим дня позволит вам сохранить нервную систему здоровой и поможет более эффективно выполнять свои профессиональные обязанности.

Массаж – лёгкий способ как повысить умственную работоспособность

Есть простой и доступный способ, как повысить умственную работоспособность. Это обыкновенный массаж головы и шеи в течение 7-10 минут. Массируйте виски, ежедневно делайте поглаживания, растирания, похлопывания, разминания мочек ушей. Такой самомассаж способствует улучшению циркуляции крови в коре головного мозга, а, значит, повышает мыслительные способности.

Свежий воздух для поддержания умственной работоспособности мозга

Для обеспечения умственной работоспособности головного мозга крайне необходим кислород. Установлено, что главный орган центральной нервной системы потребляет 20-25% всего поступающего в организм кислорода. Простое правило: нужно работать и спать с открытым окном, это позволит мозгу дольше оставаться активным, избавит от сонливости и рассеянности.

Цвета и запахи для повышения умственной работоспособности

Замечено, что одни цвета и запахи успокаивают, другие, напротив, стимулируют умственную работоспособность. Так, источниками бодрости считаются жёлтый цвет, древесные и цитрусовые ароматы натуральных эфирных масел.

Положительные эмоции благоприятны для мыслительной деятельности

Гормоны счастья, вырабатывающиеся при общении с позитивными людьми, прослушивании приятной музыки, просмотре добрых фильмов повышают мыслительную деятельность человека в десятки раз. Улыбка, оптимистический настрой, умение с юмором взглянуть на ситуацию защитят от излишней нервозности, вызванной стрессом.

В организме человека у головного мозга есть серьёзный конкурент в борьбе за энергетические ресурсы – мышечная система. Для её эффективной деятельности во время спортивных тренировок и тяжёлой физической работы затрачивается не менее 20% энергии. Где взять столько сил, чтобы их хватило и на обеспечение умственной работоспособности, и на покрытие потребностей мышц?

Читайте также: