Какая связь между тяжестью труда и рекомендуемой степенью активности отдыха

Обновлено: 18.09.2024

Наука, которая изучает психологические процессы, происходящие во время труда, называется физиологией труда. Поскольку физиология труда исследует процессы, связанные с трудом, она составляет завершающую часть биологических наук и, в частности, вершину наших знаний физиологических наук.

Общая задача физиологии труда заключается в разработке мер повышения эффективности и оздоровления условий трудовой деятельности и приспособлении к труду жизненных функций.

Применение физиологических принципов и методов производится по следующим категориям рационального труда:

· усовершенствование инструментов и конструкций машин в отношении удобства управления ими;

· усовершенствование рабочих положений, рабочей позы и рабочего места;

· усовершенствование методов кооперации и разделения труда;

· уточнение ритма трудовых процессов;

· автоматизация и механизация трудоемких работ;

· рационализация режима труда и отдыха.

Рационализация инструмента может осуществляться путем эмпирического поиска работающих или на основании систематических научных исследований.

Режим работы способствует повышению работоспособности прежде всего в том, что является важным фактором укрепления и повышения устойчивости рабочего динамического стереотипа. Физиологический процесс повышения работоспособности при ритмизации движений широко используется в практике организации поточной работы. Но при многократном повышении однообразных рабочих действий возникает эффект монотонности.

Среди физиологически обоснованных мер борьбы против монотонности можно выделить:

· правильное распределение перерывов для отдыха;

· активный отдых (легкие физические упражнения);

· переключение работающих на другие операции;

· правильное укрупнение рабочих операций (повышение содержательности операции).

Ограничение статического напряжения является важным элементом рационализации трудовых процессов. Известно, что механизация и автоматизация трудовых процессов могут радикально решить задачу облегчения и полного исключения работы, поддающейся измерению в механических единицах – так называемой динамической работы. Но этих средств рационализации часто бывает недостаточно для того, чтобы уменьшить или исключить мышечные усилия статического характера, прилагаемые человеком не на каком – либо протяжении рабочего пути, а для фиксации предмета труда или поддержания неподвижной рабочей позы (статичные работы). Статичная работа быстро утомляет.

Для рационализации статической работы можно рекомендовать следующие способы:

· уменьшение статического напряжения;

· увеличение мышечной массы, участвующей в развитии статического напряжения.

Основы рационализации рабочей позы. Любая рабочая поза человека является такой формой физиологической активности, которую можно назвать " оперативным покоем”: постоянство и устойчивость позы связаны не с нулевой активностью организма, а с готовностью к немедленному эффективному, заранее запланированному рабочему действию.

Производственная целесообразность рабочей позы определяется спецификой производительного процесса и применяемой на производстве техникой, а физиологическая рациональность – физиологическими условиями: удобство развития необходимых для работы мышечных усилий, удобство выполнения точных и достаточно быстрых действий руками, минимальный расход мышечной и нервной энергии, максимальная производственная результативность движений.

Условия труда и их влияние на работоспособность человека

Под условиями труда принято понимать прежде всего внешнюю среду, в которой трудится работник, ту производственную обстановку, которая окружает его на производстве.

Условия труда оказывают прямое влияние на степень его тяжести, напряженности и утомительности. Тяжесть физического труда определяется прежде всего величиной затрат физической энергии человека в процессе работы. В соответствии с этим могут быть работы физически легкие, средней и высокой степени тяжести.

Вместе с тем тяжесть труда определяется еще и величиной затрат энергии в единицу времени, т.е. степенью интенсивности (напряженности) труда.

Физиология и психология труда устанавливают ряд показателей, характеризующих нормальный уровень тяжести труда применительно к различным видам работ. Такими показателями являются частота пульса и дыхания, степень изменения остроты зрения и слуха, время реакции организма на различные внешние раздражители, степень координации движений при работе и пр.

В числе факторов окружающей среды, оказывающих воздействие на работоспособность людей, можно назвать:

· общее состояние производственных помещений;

· метеорологические условия (температура, влажность воздуха, степень его подвижности, уровень атмосферного давления);

· освещенность производственных помещений и особенно рабочих мест;

· цветовое оформление интерьера производственных помещений;

· ультрафиолетовое, электромагнитное и ионизирующее излучение.

Совершенствование условий труда на предприятиях осуществляется в двух направлениях:

· путем устранения неблагоприятных и вредных факторов внешней среды;

· путем проведения ряда мероприятий, позволяющих защитить рабочего от влияний неблагоприятных и вредных факторов (или уменьшить степень их воздействия).

На практике используются оба пути рационализации условий труда. В тех случаях, когда нет возможности оградить человека от неблагоприятных воздействий внешней среды, практикуется предоставление рабочим ряда льгот и преимуществ, компенсирующих эти воздействия (применение повышенных тарифных ставок, доплата к заработной плате за работу в ночное время, уменьшение продолжительности рабочего дня, увеличение длительности очередных отпусков, сокращение продолжительности трудового стажа).

Критерием оценки состояния условий труда является соотношение фактических параметров внешней среды установленным нормам. НИИ Труда рекомендует проводить количественную оценку условий труда по коэффициенту условий труда (Ку.т.).

В качестве частных показателей условий труда принимаются: освещенность, чистота воздуха, его влажность, шум, вибрация и другие санитарно – гигиенические показатели, поддающиеся определению.

Значение Ку.т. рассчитывается по данным замеров и по нормативным материалам как средневзвешенная величина с использованием формулы


где n – количество рабочих мест, на которых изучалось состояние соответствующего показателя условий труда,

а – индекс отклонения фактических условий труда от нормативных по соответствующему показателю, рассчитывается по формуле


где Уф и Ун – фактическое и нормативное значение соответствующего показателя условий труда.

Физиологически обоснованный режим труда и отдыха

Под рациональным физиологически обоснованном режимом труда и отдыха подразумевается такое чередование периодов работы с периодами отдыха (или переключение на другую деятельность), при котором достигается высокая эффективность полезной трудовой деятельности человека, хорошее состояние здоровья, высокий уровень трудоспособности.

Важной организационной предпосылкой рационального сменного режима труда и отдыха является устранение простоев и штурмовщины. Задача рационализации сменного режима труда и отдыха заключается в том, чтобы найти оптимальное для данного вида труда соотношение между продолжительностью периодов работы и перерывов для отдыха на протяжении рабочей смены.

Создание условий для сохранения и поддержания на достаточно высоком уровне работоспособности людей в процессе их трудовой деятельности – одна из важнейших задач организации труда.

Одним из основных производственных показателей трудоспособности является уровень производительности труда (часовая выработка), или количество времени, затрачиваемое на выполнение единицы работы.

При анализе динамики работоспособности выделяют период врабатываемости (определенное время на настройку на работу, на "раскачку”, чтобы выработать определенный ритм движений). За ним наступает период максимальной, устойчивой работоспособности, характеризуемый устойчивостью физиологических процессов в организме (постоянство производственных показателей). Затем начинается период появления и нарастания утомляемости, прерываемый обеденным перерывом.

Во второй половине рабочего дня уровень работоспособности изменяется в той же последовательности, как и в первой, но период врабатываемости несколько ниже, а утомление в конце смены проявляется более ощутимо (рис 6 ).

Длительность различных периодов в течение рабочего дня, а также характер колебаний уровня работоспособности и степени утомления неодинаковы для различных категорий работников и зависят от конкретных условий производства. Например, период врабатываемости для некоторых видов работ может не превышать 10 мин., а в других случаях его продолжительность достигает 1.5 – 2 часов.

Динамика работоспособности на протяжении рабочей недели имеет ту же закономерность, что и при работоспособности в течение рабочего дня. В первые день – два – врабатываемость, к середине недели работоспособность достигает максимума, а затем она начинает снижаться. Аналогичные изменения работоспособность претерпевает в течение месяца и года.

ris6.jpg (18395 bytes)

Основные направления рационализации режимов труда и отдыха

Важнейшая задача совершенствования режимов труда и отдыха заключается в том, чтобы по возможности выпрямить кривую работоспособности, сделать менее крутым ее падение в конце рабочего периода.

Основные методы, рекомендованные наукой и практикой для решения этой задачи, следующие:

· время начала и окончания работы;

· начало и длительность обеденного перерыва;

· наличие кратковременных перерывов (строго регламентированных) на протяжении рабочей смены;

· оптимальная разработка графиков сменности.

Научно-практические задачи психологии труда

Профориентация и профотбор. Для достижения высокой эффективности труда необходимо, чтобы каждый человек выполнял работу, соответствующую его способностям и склонностям. Для этого психология труда знакомит его с существующими профессиями и теми требованиями, которые эти профессии предъявляют ему, и советуют выбирать ту или иную профессию. Эта работа называется профориентацией. Отбор на конкретные профессии работников из числа претендентов, обладающих разными способностями и склонностями, называется профотбором. Помимо данных об успеваемости, результатов бесед и наблюдений, используют специальные испытания, в том числе тесты.

Психология профессионального обучения

Психологические вопросы, относящиеся к производственному обучению, разделяются на три группы:

1. формирование мастерства обучаемых;

2. формирование мастерства обучающих;

3. вопросы рационализации учебного режима.

Мастерство квалифицированного работника определяется наличием у него навыков и умений.

Умение – успешное выполнение действия с выбором и применением правильных приемов работы, с учетом определенных условий.

Навык – высокоавтоматизированное действие. В настоящее время в подготовке трудовых кадров широко применяется операционно– комплексная система, которая заключается в том, что после чередования операционных работ учащиеся выполняют сложные комплексные работы и сдают квалификационные пробы.

Основную роль в формировании профессионально – квалификационных характеристик трудового потенциала играет система подготовки рабочих после окончания общеобразовательной школы: на производстве и во внепроизводственных учебных заведениях. На определенном этапе научно – технического прогресса внепроизводственная форма подготовки рассматривалась как наиболее прогрессивная. Ее основное преимущество заключается в широкой, по сравнению с обучением на рабочем месте, теоретической подготовкой.

Основные недостатки внепроизводственной формы подготовки – отсутствие подлинной связи с производством, низкий уровень направленности трудового потенциала. Теоретическая подготовка и ее специальная часть не всегда улавливают быструю смену техники, материалов. Поэтому получила распространение практика производственной "доводки” рабочих – выпускников внепроизводственных учебных заведений до необходимого квалификационного уровня (от 1 недели до 15 месяцев).

Попытку синтеза преимуществ и недостатков внутри- и внепроизводственной формы подготовки представляет собой развитие так называемой, альтернативной формы профессионального образования. Суть ее состоит в том, что процесс теоретического обучения постоянно чередуется (через день, неделю, месяц) с полноценной трудовой деятельностью по будущей специальности.

В современных условиях наиболее реальный способ соединения преимуществ внутри- и внепроизводственных форм подготовки заключен в развитии собственных учебных центров крупных фирм и производств. Формально такой учебный центр относится к внутрипроизводственной форме, но одновременно он является строгим учебным курсом, в котором сочетаются практические занятия в мастерских с лабораторными и теоретическими занятиями.

Условия труда, которым обычно посвящается специальный раздел организационного проекта, представляют собой совокупность элементов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека, удовлетворенность трудом, а поэтому и на его результативность. Неблагоприятные условия труда вызывают у людей изменения в работоспособности (переутомление, профессиональные патологии). Заболеваемость и инвалидность работников на 25-30% обусловлены именно ими.

Потери рабочего времени вследствие временной нетрудоспособности на предприятиях с неблагоприятными условиями труда составляют 5-10%, а с хорошими - 2,5%.

Требования у женщин к условиям труда выше, чем у мужчин, а к содержанию - ниже.

Выделяют общие и специфические условия труда.

К общим относятся обеспеченность персонала информаций, лечебно-профилактическими заведениями, базами и комнатами отдыха, клубами, питанием, спецодеждой.

Иногда к общим условиям труда относят экономическое положение фирмы, обеспеченность производственными площадями, служебными и вспомогательными помещениями, чистоту в них, состояние оборудования и техники безопасности.

Специфические условия труда подразделяют на четыре группы: санитарно-гигиенические, физиологические, психологические, эстетические.

К санитарно-гигиеническим условиям относятся:

Нормальный шум составляет 7 дб; психологические границы (неудобство в работе) - 85 дб, физиологическая граница (предел восприятия) - 120 дб.

  • санитарно-техническими системами (отоплением, освещением, вентиляцией, кондиционированием, горячим и холодным водоснабжением, канализацией);
  • санитарно-бытовыми помещениями (душевыми, гардеробами, санузлами, сушилками, ремонтными комнатами и пр.);
  • специализированными вспомогательными помещениями (аккумуляторными, респираторными и пр.);
  • санитарно-бытовыми устройствами (душами, питьевым водоснабжением).

Эти параметры раздельно нормируются в соответствии с рекомендациями санитарных служб.

В группу физиологических условий труда входят разного рода нагрузки на организм, возникающие в процессе выполнения физической и умственной работы. Эти нагрузки обусловлены:

  • динамическим и статическим воздействием в процессе трудовой деятельности;
  • сменностью работы;
  • позой (ограниченной, неудобной, неудобно-стесненной, очень неудобной), перемещениями в процессе работы;
  • длительностью (в процентах от времени смены) сосредоточенного наблюдения при нормальном освещении;
  • числом объектов контроля;
  • напряженностью труда, которая отражает степень двигательной активности, нервно-психические затраты и пр.;

По отношению к физическому труду напряженность может характеризоваться, например, числом движений в час. Как показывают исследования, оптимальный их темп не должен превышать 20% максимально возможного, который составляет: для пальцев - 6 движений в с; для ладоней - 3 в с; для рук - 80 в мин; для ног - 45 в мин; для корпуса - 30 движений в мин.

  • рабочим ритмом, т.е. характером чередования во времени выполняемых операций, трудовых приемов, движений;

Ритмичная (с равномерным чередованием операцией) работа повышает производительность труда примерно на четверть, благоприятно сказывается на самочувствии исполнителей, способствует высокой работоспособности. Принудительный ритм при дробном разделении труда, малой продолжительности операций вызывает перенапряжение нервной системы и повышает утомляемость.

  • монотонностью труда (многократностью повторения однообразных коротких операций и их циклов), которая характеризуется числом приемов в операции и ее длительностью (может быть незначительной, средней, повышенной).

Монотонность оценивается с помощью соответствующего коэффициента (время, затрачиваемое на повторяющиеся движения \ общее время работы) и может нормироваться.

Для ослабления монотонности желательно, чтобы работа состояла не менее чем из 6 элементов, предполагала оптимальное сочетание и чередование физических и нервных нагрузок.

Для компенсации усилий требуются дополнительные перерывы. Нормы затрат времени на них основываются на научных рекомендациях и выражаются в процентах к оперативному времени.

Так, при работе, требующей большого внимания и напряжения, нужны перерывы на 5 мин через каждые 45 мин, а при постоянной сидячей работе - 5-8 мин через каждые 2 ч.

Целесообразно предоставлять дополнительные перерывы для компенсации:

  1. Излишних физических усилий в среднем в размере 1-9% оперативного времени, в том числе связанных:
  2. с повышенным темпом работы, измеряемым в количестве движений в минуту, а также неудобным рабочим положением, - 1-4%;
  3. дополнительной нагрузкой на руку:

2,3–4,4 кг мужчинам — 1%, женщинам — 2%;

4,5–6,3 кг мужчинам — 3%, женщинам — 6%;

6,4–7,7 кг мужчинам — 7%, женщинам — 14%;

7,8–9,0 кг мужчинам — 12,%, женщинам — 24%;

по 1% для мужчин и 2% для женщин за каждые 0,45 кг свыше 9 кг;

  • сложности и опасности работы - 1-5%;
  • монотонности - 1-5%;
  • сосредоточенности - до 7%.
  • повышенного уровня температуры и влажности, загрязненности, характеризующейся высоким содержанием примесей в воздухе, - 5%;
  • повышенного шума, вибрации - 1–4%;
  • недостаточной освещенности - до 2% оперативного времени и т.п., а в целом до 15%.

Применительно к физиологическим условиям труда можно нормировать лишь степень тяжести и монотонности труда:

  • темпом (количеством движений в единицу времени), бывающим умеренным, средним, высоким;
  • режимом труда и отдыха, т.е. установленным в организации распорядком, регламентирующим определенную их последовательность на протяжении рабочей смены, недели, месяца, года. Рациональный режим обеспечивает наиболее полное использование средств производства, позволяет сохранять высокую и длительную работоспособность; В России рекомендованы 10 типовых режимов труда и отдыха, выбор которых проводится по показателям утомления, определяемым на основе данных функционального исследования либо по показателям количественной оценки условий труда.
  • нервным напряжением (вследствие особых требований к качеству, сложности управления, опасностей при выполнении работ, особой их точности), которое бывает незначительным, средним, высоким;
  • физическими усилиями (при перемещениях, поднятии тяжестей в течение определенного времени), которые имеют ту же градацию, что и в предыдущем случае.

К психологическим условиям труда относится моральный климат в коллективе, характер взаимоотношений между его членами, обычаи, традиции, а к эстетическим - интерьеры производственных помещений, предметная среда, эргономические требования к оборудованию.

Последние два вида условий труда не поддаются количественному выражению, а поэтому их нельзя нормировать; по ним можно высказывать лишь качественные рекомендации общего плана.

Воздействие на людей эстетических элементов окружения

Условия труда во многом определяют его тяжесть (характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы, например сердечно-сосудистую), которая официально классифицируется по шести классам.

Классификация условий труда.

  1. Первый класс - оптимальные условия труда, обеспечивающие сохранение здоровья, работоспособности, ее высокий уровень.
  2. Второй класс - нейтральные условия труда, формируемые факторами среды, значения которых не ниже гигиенических норм для данных рабочих мест. Если изменения функционального состояния организма и возникают, то устраняются к началу следующей смены в результате регламентированного отдыха и не оказывают в будущем влияния на состояние здоровья работника и его потомства.

Первый и второй классы - безопасные условия труда.

  • .. Первая степень характеризуется тем, что отклонения от норматива не вызывают необратимых изменений и развития заболеваний.
  • .. Вторая степень означает возникновение стойких функциональных нарушений в организме, приводящих к росту числа случаев временной утраты трудоспособности, повышению частоты общих и появлению начальных признаков профессиональных заболеваний.
  • .. Третья степень связана с развитием профессиональной патологии в легких формах в период трудовой деятельности, повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
  • .. Четвертая степень приводит к появлению выраженных форм профессиональных заболеваний, возможности хронической патологии, длительной утрате трудоспособности.

Классы условий труда устанавливаются в зависимости от наличия тех или иных воздействующих на человеческий организм факторов.

По времени появления они могут быть импульсными и кумулятивными, а по степени опасности:

  • опасными (вызывают травмы, резкое ухудшение здоровья, аварии, катастрофы);
  • вредными (заболевания, снижение работоспособности);
  • благоприятными (повышение работоспособности).

ГОСТ 12.0.003-74 выделяет следующие группы вредных и опасных производственных факторов: физические, химические, биологические, психофизиологические.

  1. Вредные вещества с концентрацией в воздухе рабочей зоны более 20 ПДК.

Можно рассчитать совокупный индекс условий труда (WBGN-индекс) для производственных помещений и открытых территорий в течение периода.

В расчет принимаются факторы, действующие не менее 80% рабочего времени; если 3 и более из них относятся к классу 3.1, то общая оценка - 3.2; если 2 и более 3.2, 3.3, 3.4 - общая оценка на балл выше.

Условия труда во многом определяют степень его тяжести и напряженности.

Тяжесть труда отражает нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы (например, сердечно-сосудистую). Такая нагрузка может быть статической и динамической. Динамическая связана с перемещением грузов (характеризуется, например, числом движений, перемещений в час), а статическая - с напряженностью мышц, например, из-за неудобной позы; она более утомительна из-за накопления в крови окислившихся продуктов и нарушения кровообращения.

Постановлением Госкомтруда СССР от 1972 г. подъем тяжестей до высоты 1,5 м и перемещение их в течение смены ограничивается 15 кг; а более 1,5 м - 10 кг; суммарная масса грузов, перемещаемых в течение рабочей смены, не должна превышать 7 т, а с помощью тележки - 15 т; максимально позволительный груз для мужчины 50 кг; для профессиональных грузчиков - 80 кг; для женщин - 8 кг; поднятие и перемещение груза более 500 кг допускается только с помощью механизмов.

Напряженность труда отражает степень активности, обеспечивающую выполнение деятельности, нервно-психическими затратами. Например, напряженность умственного труда зависит:

  • от длительности сосредоточенных наблюдений (в % длительности смены при нормальном освещении);
  • числа важных наблюдений, сложных решений;
  • интенсивности эмоционального воздействия;
  • режима труда и отдыха;
  • числа приемов и операций;
  • длительности повторяющихся их элементов и пр.

При высокой напряженности возникают первичные психические заболевания и утрата трудоспособности в 40-50 лет. Поэтому для лиц старше 50 лет нормальная нагрузка должна быть меньше в 2-3 раза.

Выделяют шесть категорий тяжести и напряженности труда, обусловливающие три основных состояния организма: нормальное, пограничное, патологическое.

Первая категория. Умственные, физические, нервно-эмоциональные нагрузки полностью соответствуют физиологическим возможностям человека (это имеет место, если работы выполняются в условиях, близких к физиологическому комфорту). Утомление к концу рабочего дня незначительно. В результате у практически здоровых людей только повышаются тренированность организма и работоспособность, которая сохраняется в течение всего периода жизни.

Вторая категория. Нагрузки также не вызывают существенных изменений психофизических функций (работы выполняются в благоприятных условиях). По окончании трудового процесса у людей, не имеющих медицинских противопоказаний к таким работам, не возникает значительного утомления. Работоспособность не нарушается, отклонений здоровья, связанных с профессией, не наблюдается в течение всего периода трудовой деятельности.

Третья категория. Повышенные мышечные, психические и нервно-эмоциональные нагрузки в рамках трудового процесса (протекающего в не вполне благоприятных условиях) вызывают у практически здоровых людей пограничные состояния организма: снижаются показатели физиологических функций (прежде всего центральной нервной системы) в момент трудовых усилий, особенно к концу работы, по сравнению с дорабочим уровнем; затягивается восстановительный период и т.п. Эффективное средство преодоления подобных отрицательных сдвигов - использование рациональных режимов труда и отдыха.

Четвертая категория. Нагрузки на организм (в неблагоприятных условиях) вызывают у практически здоровых людей глубокие пограничные (предпатологические) реакции. Большинство физиологических показателей ухудшается как в момент трудового усилия, так и в межоперационных интервалах: изменяются соотношения периодов в динамике работоспособности и производительности, повышается уровень общей заболеваемости, появляются производственно обусловленные заболевания, растет количество и тяжесть производственных травм. Необходимая работоспособность поддерживается только за счет перенапряжения механизмов, компенсирующих разрушение функций организма. При наличии повышенного уровня воздействия опасных и вредных производственных факторов могут возникать профессиональные заболевания.

Пятая категория. Нагрузки на организм в процессе работ, выполняемых в особо неблагоприятных условиях, порождают в конце рабочего периода (смены, недели) у практически здоровых людей реакции, свойственные патологическому функциональному состоянию организма. У большинства работников такие реакции исчезают после длительного и полноценного отдыха, но в силу разных причин могут стабилизироваться и перейти в более или менее развитое профессиональное заболевание. Одновременно значительно ухудшаются показатели работы, изменяются (нередко хаотично) кривые работоспособности и производительности.

Шестая категория. Нагрузки в рамках трудового процесса, протекающего в экстремальных условиях, вызывают быстрое развитие патологических реакций организма, нередко сопровождающихся тяжелыми функциональными нарушениями жизненно важных органов.

Категории тяжести труда определяются на основе интегральной оценки условий труда с помощью баллов, отражающих степень воздействия различных факторов производственной среды на организм человека. Интегральная оценка тяжести труда (Ит):


Каждый фактор (неблагоприятный, экстремальный) оценивается обычно от 1 до 6 баллами. По 6-балльной шкале принимаются во внимание биологически значимые элементы условий труда, вызывающие пограничные и патологические изменения и реакции в организме.

Условия труда, соответствующие по интегральной оценке 1 и 2 категориям тяжести, должны служить эталоном при разработке стандартов для других (труд слесаря, электромонтажника - 4-я категория тяжести, ремонтника подвижного состава - 5-я).

Интегральная оценка тяжести труда позволяет определить необходимость и уровень материальной компенсации. Для улучшения условий труда проводятся мероприятия технического, организационного, психофизиологического характера:

  • установка новейшего оборудования;
  • обеспечение здорового морально-психологического климата в коллективе;
  • соблюдение оптимального ритма работы (ритмичная работа менее утомительна и более производительна, чем неритмичная), устранение помех;
  • уменьшение жесткости регламентации труда;
  • рациональное чередование времени труда и отдыха (инерционность работы мозга приводит к тому, что она продолжается и в перерыв, и после окончания рабочего дня, поэтому необходим его правильный режим);
  • регулярная смена форм деятельности (дает лучшие результаты у молодых);
  • использование противоположных по характеру (интенсивности, сложности, монотонности) трудовых операций при совмещении работ;
  • создание возможности для двигательной активности и пр.

В результате улучшения условий труда происходит:

  • сокращение числа рабочих мест, не соответствующих нормативным требованиям в области гигиены, тяжести труда и т.п.;
  • снижение переутомления, заболеваемости, производственного травматизма и инвалидности;
  • уменьшение текучести и связанных с ней потерь рабочего времени;
  • повышение производительности труда (на 25% и более) и качества работы за счет того, что отпадает необходимость тратить силы на защиту организма;
  • удлинение периода профессиональной активности.

Благоприятные условия труда способствуют духовному и физическому развитию людей, их стремлению к творчеству.

Поэтому администрация должна заботиться об улучшении условий труда. Этот процесс можно контролировать с помощью коэффициента улучшения условий труда:


Условия труда во многом определяют качество трудовой жизни. Наряду с ними на последнее оказывают влияние приведенные ниже факторы:

Годовой, месячный, недельный фонды рабочего времени основных категорий работников.

Учет рабочего времени.

В системе мероприятий по созданию комфортных условий труда большое значение имеют рациональные режимы труда и отдыха , обеспечивающие высокую эффективность труда и сохранение здоровья работающих.

Рабочим называется время , в течение которого работник выполняет свои обязанности в соответствии с правилами внутреннего распорядка. Это период, с момента прихода на работу до ухода с нее в соответствии с установленным распорядком рабочего дня за вычетом регламентированного времени на обеденный перерыв.

Общий фонд времени включает кроме рабочего времени, также внерабочее время.

Внерабочее время – это часть календарного времени (за сутки, неделю, год) за вычетом рабочего времени. Между этими явлениями существует тесная связь. В настоящее время по мере роста производительности труда существует тенденция сокращения рабочего времени и роста времени внерабочего.

Дело в том, что время обладает таким свойством, как ограниченность, измеримость – минута, час, сутки, год и т.д. В сутках 24 часа, из которых часть используется человеком как рабочее время, для того, чтобы заработать средства для жизни. Другая часть – внерабочее время, которое подразделяется на время занятое, свободное и сон. По своей экономической сути внерабочее время – это время, в течение которого происходит воспроизводство рабочей силы.

Занятое время – это время, которое используется на переходы на работу и обратно, бытовые надобности, домашние дела. Это время желательно сокращать.

Свободное время – это время на активный и пассивный отдых, время на учебу, рост культурного уровня, творчество. Такое время желательно увеличивать и в последнее время наблюдается тенденция действительного его роста.

Время человеческой жизни ограничено временными рамками, поэтому важно рационально его использовать.

Согласно Трудовому кодексу РБ, продолжительность рабочей недели установлена в размере 40 часов . Рабочая неделя – это установленная законодательством норма рабочего времени (рабочих часов) в течение календарной недели. Она состоит из определенного числа рабочих дней и дней отдыха. При 5-дневной рабочей неделе предоставляется 2 выходных дня, как правило, подряд, если не существует специфических условий производства. Для расчета годового фонда рабочего времени исходят из количества календарных дней в году (365 или 366). Затем из этой цифры вычитают выходные и праздничные дни. В 2002г. 252 рабочих дня при 5-дневной рабочей неделе. Продолжительность рабочего дня в этом случае составляет 8 часов ( 40 часов в неделю : 5 дней ). Предпраздничные рабочие дни обычно бывают сокращенными на 1ч, поэтому из годового фонда рабочего времени также вычитают эту цифру ( в 2002г. – 8ч). И таким образом получаем годовой фонд рабочего времени в 2002г. – 2008 ч при 5-дневной рабочей неделе. При 6-дневной рабочей неделе фонд рабочего времени составляет 2016ч.

В сельском хозяйстве из-за сезонности сложно установить месячную норму рабочего времени, так как во время интенсивных полевых работ рабочий день длиннее, чем определенный законом. А зимой зачастую работники растениеводства работой не обеспечены. Поэтому при учете рабочего времени применяют два метода – поденный учет и суммированный учет рабочего времени.

При поденном учете подсчитывают время, проработанное исполнителями в течение каждого рабочего дня (смены).

При суммированном учете подсчитывается время, отработанное исполнителями в течение определенного календарного периода. Норма рабочих часов подсчитывается умножением числа часов рабочего дня, установленной для данной категории работников (с учетом выходных и предпраздничных дней), на число рабочих дней по календарю в учетном периоде. Для рабочих, имеющих переработку сверх нормального рабочего времени, устанавливают сокращенные рабочие дни в другой, менее напряженный период или производятся компенсации сверхурочного времени дополнительной оплатой в установленном порядке. Общее число сверхурочных часов за учетный период определяется разницей между фактически отработанным временем и нормой на этот период.

22. Работоспособность человека и ее динамика

в течение рабочей недели, дня, суток.

Понятие режимов труда и отдыха.

Необходимость чередования труда и отдыха в течение различных временных отрезков (смена, неделя, месяц, год) имеет физиологическое обоснование. Трудовая деятельность человека связана с расходованием физической и нервной энергии, которое приводит к изменениям в организме. До определенного периода времени эти затраты не приводят к необратимым изменениям в организме, который восстанавливает первоначальное состояние в период кратковременного отдыха. Если же эти пределы нарушаются, накапливаемое утомление и постоянное влияние вредных факторов на организм приводят к нарушениям его функций и профессиональным заболеваниям.

Научной основой для построения рациональных режимов труда и отдыха является динамика работоспособности человека , отражающая влияние на организм всего комплекса условий труда.

Работоспособность изучается по психофизиологическим и технико-экономическим показателям больших групп обследуемых работников в течение рабочей смены, недели, месяца, года и трудоспособного возраста. Исследования, проведенные НИИ труда совместно с другими научно-исследовательскими организациями, позволили установить, что динамика работоспособности в течение перечисленных промежутков времени не является стабильной.

В течение рабочей смены динамика работоспособности представляет собой ломаную линию, которая в начале смены поднимается вверх ( период врабатываемости ), нарастает в течение первых часов, затем определенное время остается на одном уровне ( период устойчивой работоспособности) и снижается перед обеденным перерывом ( период снижения работоспособности ). Такое же состояние наблюдается и после обеда.

Период врабатываемости (нарастающей работоспособности) характеризуется постепенно увеличивающейся, по сравнению с исходным уровнем, работоспособностью. Продолжительность этого периода в зависимости от особенностей выполняемой работы и состояния работника может длиться от нескольких минут до 1,5 часа и более. В это время человек восстанавливает навыки работы, автоматизм движений, координацию, входит в темп и ритм процесса. Для сокращения этого периода необходима хорошая организация рабочего места и его обслуживания. Рекомендуется вводная гимнастика и функциональная музыка, быстрее повышающие настроение и физиологические функции работника до оптимального рабочего уровня.

Период устойчивой работоспособности наиболее продолжительный по времени и может достигать в каждой из двух частей рабочей смены 2-3 и более часов. Для него характерны высокий и стабильный темп выполнения работы, относительно низкая степень напряженности физиологических функций человека. Для максимального поддержания рабочего в таком состоянии необходимо обеспечить четкую организацию трудового процесса и вводить кратковременные перерывы для переключения в организме процессов возбуждения и торможения. В зависимости от тяжести труда такие периоды могут составлять 5-10% рабочего времени, т.е. достаточно нормируемого времени на отдых и личные надобности, включенного в норму штучного времени, а для вспомогательных рабочих – микропауз, постоянно имеющих место, учитывая специфику их труда.

Период снижения работоспособности наступает в результате нарастающего утомления и проявляется в снижении производительности труда, замедлении темпа работы, ухудшении функционального состояния работающего. Для сокращения продолжительности этого периода необходимо правильно определить время начала обеденного перерыва, его длительность, вводить регламентированные перерывы перед началом наступления этой фазы с тем, чтобы максимально оттянуть время наступления усталости.

На эффективность труда оказывает влияние и суточный физиологический ритм работающего. Физиологические функции человека в течение суток меняются в строго определенном порядке. Большинство из них в дневное время повышается, а в ночное – понижается. Это обусловливает неодинаковую реакцию организма на физическую и нервно-психическую нагрузку в разное время суток, что приводит к определенным колебаниям работоспособности и производительности труда. При прочих равных условиях предпочтительнее утренние и дневные часы, которым предшествует полноценный ночной отдых, и которые совпадают со временем наибольшей биологической активности. В вечерние и ночные часы физиологические процессы замедляются. Поэтому оптимальным является двухсменный режим работы предприятия. При невозможности прерывать технологический процесс, т.е. при трехсменном режиме, продолжительность ночной смены должна быть меньше дневной. В ночных сменах предпочтительней более длительные перерывы на обед и отдых.

Работоспособность человека подвержена изменениям и в течение недели. Здесь также имеет место период врабатываемости, устойчивой работоспособности и ее снижения. После выходных дней работоспособность должна восстановиться. Наиболее производительными являются второй, третий и четвертый дни недели.

Для сохранения здоровья и обеспечения высокой работоспособности каждому работающему предоставляется ежегодный отпуск. Существующее законодательство дифференцирует его продолжительность. Основной минимальный отпуск составляет 21 календарный день. Основной удлиненный отпуск – от 28 до 56 календарных дней для отдельных категорий работающих. Дополнительные отпуска занятых на работах с вредными условиями – от 7 до 41 календарного дня. До 14 календарных дней предоставляется за ненормированный рабочий день, до 4 календарных дней – за продолжительный стаж.

Для длительного сохранения работоспособности работающих следует уделить особое внимание рационализации режимов труда и отдыха.

Режим труда и отдыха – это порядок распределения установленной законом для рабочих и служащих нормы продолжительности рабочего времени и времени отдыха в течение определенного календарного периода (суток, недели, месяца, года). При этом определяется продолжительность ежедневного труда, начало и окончание обеденного перерыва, количество и чередование смен, выходные дни. Поскольку режим рабочего времени зависит от особенности деятельности конкретного предприятия, то ему и дано право его устанавливать (в правилах внутреннего трудового процесса, графиками сменности или распорядком работы цехов и служб).

При разработке режимов труда и отдыха следует руководствоваться следующими общими правилами:

Рациональное чередование работы и отдыха, как одно из средств предупреждения утомления, должно проводиться на всех работах;

При совершенствовании режимов труда и отдыха требуется учитывать воздействие условий труда на организм человека, его работоспособность;

Регламентированный отдых эффективнее, чем беспорядочные перерывы в работе, устанавливаемые по усмотрению работающих. Случайные простои из-за недостатков в организации труда и производства не могут считаться полноценным отдыхом, так как вызывают нарушения рабочего динамического стереотипа и отрицательные эмоции;

Содержание отдыха и его продолжительность должны быть подчинены одной цели – максимальному снижению утомления и обеспечению высокой и устойчивой работоспособности на протяжении рабочего дня (смены).

Похожие страницы:

Общество в эпоху постмодерна и особенности его социально-экономических и политических процессов

. социально-экономических и политических процессов" на тему: Общество в эпоху постмодерна и особенности его социально-экономических . социальная помощь и социальная защита. В производительном обществе труд, затраты труда . , о роли конкретного общества .

Процесс информатизации общества и его социально-экономический аспект

. Процесс информатизации общества и его социально-экономический аспект. Деятельность отдельных . роль предмета труда (исходная информация) и продукта труда (результатная информация). Экономическая . являются: Быстродействие, производительность, тактовая частота. .

Современный этап развития мирового хозяйства и его социально-экономические последствия

Труд как основа развития общества и важный фактор производства

Социально-экономическое развитие региона

. сценариев социально-экономического развития Факторы, влияющие на социально-экономическое развитие Факторы размещения производительных сил . зависят его социально-экономические показатели. Регионы с напряженной ситуацией на рынке труда характеризуются сильным .

Трудовая деятельность – это специфическая для человека фор­ма активности, которая направлена на целесообразное преобра­зование внешней среды.
Труд относится к социально-обусловленным формам поведения и в процессе трудовой деятельности ” человека развивается адап­тация организма.

Целенаправленную трудовую деятельность определяет потреб­ность организма (П.В.Симонов). Для ее удовлетворений форми­руется соответствующая функциональная система, в которой главным системообразующим фактором является планируемый результат труда, он формирует доминирующую мотивацию.

Труд – это социально-детерминированная целенаправленная деятельность человека, которая обеспечивает создание матери­альных и душевных благ.
Физиология труда – прикладной раздай физиологии, который изучает механизмы адаптации к труду с целью разработки меро­приятий, направляемых на сохранение здоровья и повышение производительности труда при наименьшем вреде здоровья человека.

Поэтому необходимо изучать не только организм человека и процессы адаптации, происходящие в нем, но и условия труда, действующие вредные факторы, который сопровождают процесс труда
В процессе обучения трудовым навыкам под влиянием различ­ных факторов формируется динамический стереотип:
– факторы, определяющие наследственное развитие различных структурно-функциональных механизмов нервных центров;
– факторы внешней среды;
– целенаправленные педагогические действия.

Трудовая деятельность человека является основой его существо­вания и протекает в конкретной среде, поэтому физиологов, пси­хологов, гигиенистов в области эргономики труда интересуют условия труда,

Условия труда и их классификация

Условия труда – это совокупность факторов, от которых зависит работоспособность человека и его здоровье.

Классификация факторов условий труда;
1. Санитарно-гигиенические факторы:
а) микроклимат:
– температура воздуха;
– влажность воздуха;
– скорость движения воздушного потока;
б) освещенность рабочего места;
в) уровень шума;
г) запыленность (интенсивность загрязнения воздуха пылевыми частицами)
д) химические компоненты (загазованность);
е) наличие в зоне выполнения работы ультразвука, УВЧ, радиа­ционных источников.

2. Психо-физиологические факторы включают:
– режимы труда и отдыха;
– тяжесть и напряженность труда;
– рабочие позы;
– величину нагрузки на скелетную мускулатуру и ЦНС;
– интенсивность загрузки мозга поступающей информацией;
– характер принятия решения;
– степень риска и др.

3. Социально-экономические факторы включают:
– социальная защищенность работающего;
– заработная плата;
– покупательская способность;
– обеспеченность домами отдаст, детскими садами, школами;
– длительность отпуска и др.

4. Эстетические факторы:
– интерьер рабочего помещения;
– форма и цвет изделия, с которым приходится работать;
– форма, цвет, фасон рабочей одежды и др.

Виды трудовой деятельности человека. Оценка тяжести и напряженности труда

Труд делится на умственный и физический и в зависимости от характера нагрузки выполняемая работа также может быть фи­зической или умственной.

При физическом труде выделяют динамическую и статическую работу. Динамическая работа имеет место тогда, когда в физи­ческом смысле происходит преодоление сопротивления на определенном расстоянии, статическая работа происходит без укоро­чения мышцы или после ее начального укорочения, когда рабо­тающее звено тела не преодолевает расстояния.

Умственная работа включает 2 компонента:
– мыслительный;
– эмоциональный.

Мыслительный компонент преобладает в том случае, когда рабо­та затрагивает прежде всего интеллектуальные способности че­ловека (виды деятельности, требующие решения математических задач, обдумывания производственной ситуации и принятия ре­шения, концентрации внимания, обработки сигналов при работе за пультами упражнения).
Эмоциональный компонент преобладает в конкретных, достав точно выраженных вегетативных реакциях (вегетативные компо­ненты эмоций).

В каждом: виде трудового процесса есть элементы физического (при котором совершается мышечная нагрузка) и умственного труда.

Тяжесть ж напряженность труда различают для:
– регламентации режимов труда и отдыха;
– объективной оценки организации производства;
– назначения льгот и компенсаций;
– очередности оздоровительных мероприятий и др.

Труд классифицируется по его тяжести на 4-6 категорий или групп, но напряженности также на 4-6 категорий или групп.

Тяжесть работы – это фактически физиологическая стоимость работы. Тяжесть работы характеризует мышечные усилия (на­грузку на скелетные мышцы) и отражает нагрузку на мышечную, сердечно-сосудистую, дыхательную системы и их энергетическое обеспечение.

Величина тяжести труда определяется:
1. энергетическими затратами организма;
2. мощностью внешней работы или величиной статического усилия, необходимого при выполнении данной работы;
3. массой и расстоянием перемещения поднимаемого или опускаемого груза;
4. рабочей позой;
5. характером рабочих движений;
6. степенью напряжения физиологических функций (часто­та сердечных сокращений, процент снижения выносливости, степень утомления);
7. плотность загруженности рабочего дня.

В России применятся классификация труда, предложенная Ин­ститутом гигиены труда АМН. Она предусматривает деление труда по тяжести на 4 группы или категории:

I – легкий (энергетические затраты организма до 2,5 ккал/мин);
II – средний (2,5 – 4,1 ккал/мин);
III – тяжелый (4,1 – 6 ккал/мин);
IV – очень тяжелый (больше 6 ккал/мин).

Некоторый авторы предлагают выделить еще 2 группы труда по тяжести – чрезвычайно тяжелый и сверхтяжелый труд, при кото­ром энергетические затраты соответственно составляют 10-11,6 ккал/мин и более 11,6 ккал/мин.

Также имеется классификация, которая учитывает частоту сер­дечных сокращений:

I – легкий (энергетические затраты организма до 150 ккал/мин рабочий пульс да 80 ударов в минуту);
II – средний (150-200 ккал/мин, пульс 80-100 уд./ мин);
III – тяжелый (250-360 ккал/час; пульс 100-120 уд./мин);
IV – очень тяжелый (больше 360 ккал/час; жулье 120-140 уд./мин).

За рубежом выделяет 3 группы тяжести труда; 5
1. легкий (до 1,7 величины основного обмена, или до 2 ккал/мин);
2. средний (до 2,1 величины основного обмена, или до 3 ккал/мин);
3. тяжелый (до 3,8 величины основного обмена, или до 4 ккал/мин).

Нервная напряженность или напряженность труда отражает на­грузку на ЦНС, анализаторы, высшую нервную деятельность, психическую деятельность. Например, труд студентов относится к легкому по тяжести и напряженному или очень напряженному.

Напряженность труда характеризуется объемом воспринимаемой информацией и определяется:
– степенью напряжения внимания;
– плотностью поступающих сигналов;
– состоянием анализаторных систем;
– эмоциональным напряжением.

По напряженности труд делят на 4 группы или категории:
– ненапряженный;
– малонапряженный;
– напряженный;
– очень напряженный

Например, труд студентов оценивается как I степень тяжести (легкий по тяжести труд) и III-IV степени напряженности (напряженный и очень напряженный труд).

Более привычно деление труда на физический и умственный. При физическом труде нагрузка больше падает на мышечную активность, а при умственном труде – на ЦНС, ВНД и психиче­ские функции мозга.

Существует также классификация труда, учитывающая характер работы:

1. труд, требующий значительной мышечной активности;
2. механизированный труда;
3. автоматизированные и полуавтоматизированные виды труда;
4. групповые (конвейрные) работы;
5. труд, связанный с дистанционным управлением (оператор­ский труд);
6. формы интеллектуального труда, в том числе: управленче­ский, творческий, медицинских работников, учащихся и студен­тов.

Физический динамический труд

Скелетная мускулатура

Кровоток в мышцах
Во время выполнения динамической работы мышцы сокращают­ся в изотоническом режиме, изменение длины происходит за счет быстрых двигательных единиц. При тяжелой физической работе кровоток в активно работающей мышце увеличивается параллельно с обменом веществ более чем в 20 раз.

Усиление кровотока развивается постепенно в течение 20-30 с. При выполнении легкой динамической работы кровоток соответ­ствует мышечным потребностям. При тяжелой динамической работе эту потребность удовлетворить невозможно, обмен ве­ществ в мышце должен приспособиться к не адекватному крово­току.

Обмен веществ в мышцах.
В процессе работы анергия образуется анаэробным путем в течение короткого периода, во время которого отмечается увеличе­ние кровотока, после этого обмен веществ осуществляется аэробным путем с образованием кислородного долга.

Сердечно-сосудистая система.

Частота сердечных сокращений.
При выполнении легкой работы с постоянной нагрузкой ЧСС увеличивается в течение первых 5-10 минут и достигает постоянного уровня – такое стационарное состояние сохраняется до завершения работы.

При выполнении тяжелой работы с постоянным усилием не дос­тигается такого стационарного состояния ЧСС увеличивается по мере, утомления до максимума, величина которого отличается у разных людей.

Ударный объем сердца.
В начале работы ударный объем сердца возрастает на 20-30% и после этого сохраняется па постоянном уровне. При максималь­ном напряжении он немного снижен, так как при этом ЧСС велика и при каждом кардиоцикле сердце не успевает целиком заполняться кровью. Величина сердечного выброса и ЧСС при работе изменяются, примерно пропорционально друг другу, что обусловлено относительно постоянной величиной ударного объ­ема.

Давление крови.
При динамической работе артериальное давление изменяется следующим образом: систолическое давление увеличивается поч­та пропорционально выполняемой нагрузке и достигает величи­ны 220 мм рт. ст. при мощности работы 200 Вт. Диастолическое давление изменяется незначительно и чаще снижается, поэтому возрастают величины пульсового и среднего давления.

Потребление кислорода при динамической работе.

Зависимость потребления кислорода от нагрузки.
При легкой работе отмечается стационарное состояние, когда поступление кислорода и его утилизация уравновешены. Это состояние наступает через 3-5 мин, в течение которых кровоток и обмен веществ в мышце приспосабливаются к изменившимся условиям. До момента достижения стационарного состояния энергообеспечение мышцы зависит от небольшого кислородного резерва, который обеспечивается кислородом, связанным с бел­ком миоглобином, а также способностью мышц извлекать боль­шое количество кислорода из крови.

При тяжелой мышечной работе стационарное состояние не фор­мируется, потребление кислорода постоянно повышается и достигает максимальной величины.

Связь между потреблением кислорода и ЧСС.
При динамической работе с постоянным коэффициентом полез­ного действия (КПД) ЧСС пропорциональна потреблению ки­слорода и выполняемой нагрузке. При изменении КПД сохраня­ется четкая связь между ЧСС и потреблением кислорода, но ос­лабевает зависимость между ЧСС и выполняемой нагрузкой.

Потребление кислорода и ЧСС при увеличении интенсивности труда.
При повышении интенсивности динамической работы ЧСС и скорость потребления кислорода нарастают пропорционально увеличению нагрузки на организм, т.е. данные показатели отра­жают меру физического напряжения. Высокое напряжение раз­вивается при выполнении тяжелой работы даже при высоких значениях КПД (25%), но и при легкой работе, если КПД низ­кий.

Дыхательная система.

Внешнее дыхание.
При выполнении легкой работы минутный объем дыхания (МОД) увеличивается пропорционально потреблению кислорода в результате возрастания величин дыхательного объема (ДО) и (или) частоты дыхания (ЧД). Пропорциональность находится под контролем мышечных рецепторов.

При тяжелой работе рост величины минутного объема дыхания превышает сдвиги в потреблении кислорода за счет накопления молочной кислоты, которая образуется в мышце и действует как дополнительный стимулятор дыхания, вызывает метаболический ацидоз.

Напряжение кислорода и углекислого газа, в крови.
Во время легкой физической работы у здорового человека не­значительно изменяются величины рО2 и рСО2 в артериальной крови. При тяжелой работе выражено снижается рСО2 без су­щественных изменении рО2, что отражает избыточное увеличение вентиляции легких – механизм компенсации ацидоза, кото­рый возникает в результате накопления лактата в крови и мышцах.

Кислотно-щелочное состояние крови.
Легкая физическая работа не влияет на кислотно-щелочное со­стояние крови (КОС), так как легкие выделяют избыточное ко­личество углекислого газа.

При тяжелой физической работе развирается метаболический ацидоз, степень выраженности которого находится в прямой за­висимости от скорости образования лактата. Ацидоз частично компенсируется за счет гипервентиляции и снижения артериаль­ного рСО2.

Содержание продуктов метаболизма в крови.
Концентрация глюкозы в артериальной крови незначительно изменяется при выполнении легкой работы и средней тяжести. При тяжелой и длительной работе отмечается снижение уровня глюкозы, что связано с приближающимся истощением.

Содержание лактата в крови изменяется в широких пределах в зависимости от тяжести труда и определяется скоростью выра­ботки лактата в мышце, которая функционирует в анаэробных условиях, скоростью его удаления из крови. Лактат потребляется в неработающих скелетных мышцах и мио­карде, а также превращается в гликоген в печени. При очень тяжелой и напряженной работе содержание лактата в крови превышает нормальный уровень в 10-15 раз.

Содержание свободных жирных кислот и глицерина изменяется незначительно при труде легкой и средней тяжести, однако при продолжительной тяжелой работе содержание их в крови воз­растает в 4 раза и более.

Терморегуляция при динамической работе.
Секреция пота происходит при повышении нейтральной темпе­ратуры, что связано с повышением теплопродукции при мышеч­ной нагрузке и (или) с достаточной теплоотдачей из-за условий вешней среды.

При увеличении интенсивности работы, при постоянных условиях потоотделение возрастает пропорционально ректальной тем­пературе. В нормальных климатических условиях средняя ско­рость секреции пота при тяжелой физической работе составляет около 1 л/час. При тяжелой работе в поту возрастет содержание лактата до 2 г/л и электролитов. При очень длительной и тяжелой работе скорость секреции пота снижается.

Гормональная регуляция во время динамической работы.

Симпатоадреналовая система.
При физической работе отмечается возбуждение симпатического отдела вегетативно нервной системы, что приводит к повышению секреции в кровь адреналина из мозгового слоя надпочечников (в небольших количествах норадреналина и дофамина).

Адреналин мобилизует гликоген и жир из депо, стимулирует окисление углеводов и жиров, активирует сердечную деятель­ность и ретикулярную формацию ствола морга, возрастает чув­ствительность органов чувств.

Гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система.

Активация гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы до и в процессе работы сопровождается усилением секреции кортиколиберина в гипоталамусе, АКТГ в аденогипофизе, что приводит к стимуляции выделения кортикостероидов из коры надпочечников. Кортикостероиды повышают уровень питатель­ных веществ в крови (глюкозы и липидов), повышает образова­ние клеточных рецепторов к адреналину и норадреналину, тиреоидных гормонов и усиливает их действие; увеличивает возбу­димость нервной системы, влияют на эмоциональное состояние.

Активация гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы свидетельствует о том, что физический труд является фактором, который вызывает стресс-синдром, чаще в виде эустресса, при длительной изнуряющей работе может развиваться дистресс.

Центральная нервная система

В процессе трудовой деятельности в различных сочетаниях участвуют двигательные центры всех структур ЦНС:
– спинальные
– стволовые
– мозжечковые
– подкорковые
– корковые

Работу этих центров осуществляется на основе условных и безусловных рефлексов и их сложных взаимодействий в виде динамических стереотипов. Сложные произвольные двигательные программы профессиональной деятельности вырабатываются в мозжечке, базальных ядрах, премоторной зоне лобной коры (поле 6). Реализация этих программ происходит с помощью мотор­ной коры передней центральной извилины.

Вегетативные центры осуществляют энергетическое и пластиче­ское обеспечение трудовой деятельности организма. Необходимо взаимодействие моторных и вегетативных функций на основе двух разновидностей рефлексов – моторно-висцеральных и висцеро-моторных. Моторно-висцеральное влияние осуществляется с проприорецепторов на внутренние органы.

Центры психофизиологических процессов обеспечивают сле­дующие психофизиологические аспекты физического труда:

– мотивационный;
– эмоциональны;
– сенсорный;
– речевой;
– волевой.

Читайте также: