Какие места наиболее опасны для туристов лыжников

Обновлено: 15.09.2024

Призер Олимпийских игр Елизавета Кожевникова – о сладком кошмаре горнолыжников.

Что за Кицбюэль такой?

Так бы и остался Киц тирольской проезжей станцией по дороге на перевал Турн, если бы в 90-х годах XIX века в низкие и уютные кицбюэельские Альпы не стали захаживать лыжные туристы из Мюнхена.

А дальше началась история про конкуренцию. В двух разных точках Альп развивались одни и те же процессы. Англичане стали спортивными колонистами Венгена, а немцы – Кица. Отели, канатки, гонки – эволюционный путь оба места проходили синхронно, не отпуская конкурента друг от друга. Поэтому, когда швейцарцы зарегистрировали в 1930-м свою Лауберхорн-Реннен, австрийцы через год сделали то же.

В 1931-м в Кицбюэле появился Ханненкам-Реннен. Была бы достойная вывеска, организовать под нее достойный кипиш – вопрос техники. Под вывеску Ханненкама подбили: гонку, лыжный клуб, пулы канатных дорог и отелей. Очевидно, что сработали качественно – теперь все это является самым модным и посещаемым в Европе.

Почему все боятся Кицбюэля?

Трасса Штрайф, Кицбюэль

Фото: Getty Images

Ханнненкам – гора, не потрясающая воображение: лесистый холм, заросший елками, с резким ломаным профилем. Местные зовут его Петушиным гребнем. Метафора хорошая. Езда на ходах более 100 км/ч по такому рельефу отправляет тело в зону космических перегрузок. Оставим истории ту часть легенды, рассказывающую про гонки лесорубов на бревнах. Каждый лыжник, стоявший на старте Шрайфа на протяжении последних 87 лет, испытывает одно и то же: покручивание в животе и хаос в мыслях.

Когда ты на трассе – то внутренним переживаниям нет места. Атлет переходит в совмещение двух несовмещаемых режимов: исполнение сверхсложного координационного движения и борьба за жизнь. Поэтому Ханненкам – самая сложная гонка на земле. Чтобы понять ее величие, надо понять, насколько почти невозможно перевести тело в атаку, когда психика требует защиты. А в цифрах – ничего внушительного: высота старта 1665 метров, длина – 3312 метра, перепад высот 860 метров, средний уклон – 27%.

Кто и как следит за трассой?

Трасса Ханненкам – это курица, несущая золотые яйца для кицбюэллеров. Весь ее километраж лежит на частных участках нескольких фартовых землевладельцев, срубающих ежегодный заоблачный куш на сдаче ее в аренду организаторам Ханненкам-Реннен. За гонку отвечает самый богатый в Австрии лыжный клуб. А потому тарифы и ценники значения почти не имеют. История знала эпизоды, когда в бесснежные зимы снег на спусковую и слаломную трассы возили вертолетами с ледников (географически неблизких), и все эти кубометры драгоценного снега смывало январским дождем.

Гонка прожила почти век, но только потому, что ресурс и гибкость организаторов не имеют границ. Мы видели укороченнную, двухпопыточную трассу Штрайф, трек слева от слаломного склона и справа от него. Так в 2018 году, чтобы провести безопасный, но интригующий супергигант, организаторы отошли от традиционного склона, сместили старт выше (на Маусфалле – первый прыжок спусковой трассы) и разместили финиш на Обер-Хаусберге (зона перед последним большим прыжком).

Что говорят гонщики?

Любить Штрайф можно лишь в той мере, в какой можно любить дракона за чудесный отблеск его чешуи на солнце. Но можно уметь его ездить. Вот что говорят про трассу спортсмены.

А еще есть Ханси Райхельт, который не объясняет публике технологию победы на Штрайфе с парастезией ноги (результата грыжи межпозвоночного диска). Стоит таким людям платить 100 тысяч евро за победу? Двух мнений быть не может – стоит.

Как пройти трассу?

Победный пролет Дрессена на самой экстремальной трассе мира в Кицбюэле

Нельзя соваться на Штрайф, если не отработаны до автоматизма навыки пилотирования: заход на прыжок в передней стойке; полет – носочки вниз; контруклонные виражи (а других тут нет) только на внешней ноге и с откренкой туловища для создания максимального давления на лыжу; длинные куски трассы типа Brückenschuss и Gschöss – в сверхплотной стойке, следить, чтобы лыжи не играли.

Ну и отдельным пунктом – выживание на Хаусбергканте. Гонщики, кто удержался на той траектории монструозного виража, которую они себе сочинили при просмотре трассы – великие гонщики!

Это хотя бы престижно?

Победивший на Штрайфе получает все: деньги, славу, имя на одной из гондол канатной дороги, ведущей на вершину Ханненкама. В целом, карьеру профессионального горнолыжника в этой точке можно заканчивать. Когда Штефан Эберхартер выиграл кицбюэельский скоростной спуск в 2004-м с преимуществом в 1.21, это была логическая точка.

Ни одно олимпийское золото не идет в сравнение с этим эпосом. Прости, Бернар Русси, твои трассы хороши, но Штрайф – это Штрайф.

https://i.eurosport.com/2018/01/22/2251347.jpg

С Райхельтом та же история – в 2017-м Свиндаль, Райхельт и Штрайтбергер улетели в одном и том же месте – Хаусбергканте. С той лишь разницей, что Райхельт имеет фантастическое понимание своего внутреннего состояния, своих пределов и реакций на страх и напряжение. А следовательно, и отвечать на эти состояния он может более широким спектром действий, чем соперники.

Фойц при всей своей винни-пушестости имеет гироскоп внутри, способный к каждой точке трассы и на поверхности любого уклона подобрать идеально сбалансированное движение или стойку. Лыжник, ощущающий снег, скольжение, компрессию и скорость с той же остротой, с какой лиса чует мышь.

Дрессен – копия, писанная с Райхельта. Ее перенес Матиас Бертхольт, тренер мужской сборной Германии, до нее работавший с австрийцами. Его реноме – умный деспот – набор качеств, без которого в современном спорте невротиков не будет результата. Бертхольд – профессионал 100-процентного результата; у него нет команд, которых он не вытаскивал на пьедетал. Спусковая сбораная Германии, сидевшая почти 30 лет без громких побед, казалась заболоченным, грустным, поросшим тиной вызовом. Но Бертхольд его принял. А дальше – дело техники.

Лыжные гонки — один из шести видов спорта (также фигурное катание, прыжки на лыжах с трамплина, хоккей, лыжное двоеборье и конькобежный спорт), которые входили в программу всех зимних Олимпийских игр. Соревнования среди женщин проводятся на Играх с 1952 года.

Основные стили передвижения на лыжах — классический и свободный. К классическому стилю относятся те виды передвижения, при которых практически всю дистанцию спортсмен проходит по предварительно подготовленной лыжне, состоящей из двух параллельных линий. Свободный стиль, по сути, является синонимом конькового хода.

В Ванкувере будет разыграно 12 комплектов медалей - по шесть у мужчин и у женщин - в следующих дисциплинах: индивидуальный спринт, командный спринт, индивидуальная гонка, дуатлон (гонка преследования), и эстафетная гонка.

На в Турине у женщин победительницами стали эстонка Кристина Шмигун (дуатлон, индивидуальная гонка), канадка Чандра Кроуфорд (индивидуальный спринт), словачка Катержина Нойманова (), сборная Швеции (командный спринт) и сборная России (эстафета). У мужчин победу праздновали россиянин Евгений Дементьев (дуатлон), эстонец Андерс Веэрпалу (индивидуальная гонка), швед Бьорн Линд (индивидуальный спринт), итальянец Джорджио Ди Чента (), сборная Швеции (командный спринт) и сборная Италии (эстафета).

Российская сборная помимо двух золотых наград завоевала в Турине два серебра (Юлия Чепалова в , Евгений Дементьев в ) и три бронзы (Евгения Медведева в дуатлоне, Алена Сидько в индивидуальном спринте, Иван Алыпов и Василий Рочев в командном спринте).

На Играх-2010 в Ванкувере Россия получила максимально возможное представительство — 20 участников (максимум 12 одного пола).

Женщины, спринт. Екатерина Чуйкова, Елена Турышева, Евгения Шаповалова.
Женщины, дистанция. Ирина Хазова, Наталья Коростелева, Евгения Медведева, Ольга Завьялова, Ольга Рочева, Ольга Щучкина.
Мужчины, спринт. Никита Крюков, Николай Морилов, Алексей Петухов, Александр Панжинский, Михаил Девятьяров.
Мужчины, дистанция. Александр Легков, Максим Вылегжанин, Петр Седов, Николай Панкратов, Сергей Новиков, Сергей Ширяев.

Индивидуальная гонка

Проходит на дистанции 10 км у женщин и 15 км у мужчин. Спортсмены стартуют поочередно с интервалом 30 секунд. Побеждает тот, кто покажет лучшее время.

Спортсмены начинают гонку одновременно, причем лыжники с более высоким рейтингом занимают более выгодные места на старте - на первой линии. Дистанция — 30 км у женщин и 50 км у мужчин. Побеждает тот, кто первым пересечет финишную черту. В победителя часто приходится определять с помощью фотофиниша.

Дуатлон (гонка преследования)

Спортмены стартуют одновременно (лыжники с более высоким рейтингом занимают более выгодные места на старте). Они проходят первую часть дистанции классическим стилем, после чего меняют лыжи и бегут свободным стилем. Дистанция у женщин — 15 км (7,5 км классическим стилем, 7,5 км — свободным), у мужчин — 30 км (15 км классическим стилем, 15 км — свободным). Побеждает тот, кто первым пересечет финишную черту.

Индивидуальный спринт

Сначала проходит квалификационный раунд, в ходе которого спортсмены, стартуя с интервалом, бегут один круг (1,5 км у женщин и мужчин). Лучшие 30 лыжников выходят в четвертьфинал. Начиная с этой стадии лыжники отправляются на дистанцию с общего старта — по шесть человек в гонке. В полуфиналы выходят 12 спортсменов — по два лучших из каждой четвертьфинальной шестерки, а также два лыжника из всех оставшихся, показавшие лучшие время. Аналогичным образом проходит отбор в финал А, куда попадают шесть лучших лыжников. Они и разыгрывают между собой медали. Побеждает тот, кто первым пересечет финишную черту. Кроме того, проводится финал В, в котором разыгрываются места с по .

Командный спринт

Команда состоит из двух спортсменов. В ходе гонки они поочередно сменяют друг друга после каждого из кругов, в общей сложности команда пробегает шесть кругов (по три на каждого из членов команды). Один круг — 1,5 км. Передавая эстафету, лыжник должен обязательно коснуться партнера по команде и при этом не мешать передаче эстафеты конкурентов. Сначала проводится два полуфинала, по итогам которых в финал проходят по пять лучших команд. Побеждает команда, представитель которой первым пересечет финишную черту.

Эстафета

Гонка проходит на дистанции 20 км у женщин (четыре круга по 5 км) и 40 км у мужчин (четыре круга по 10 км). Команды состоят из четырех человек, каждый из которых бежит один этап. При этом первый и второй этапы нужно проходить классическим стилем, а третий и четвертый — свободным. Все команды стартуют одновременно. Передавая эстафету, лыжник должен обязательно коснуться партнера по команде и при этом не мешать передаче эстафеты конкурентов. Побеждает команда, представитель которой первым пересечет финишную черту.


Швейцария – уникальная страна в самом сердце Западной Европы. Она известна не только сверхточными часами и банками с безупречной репутацией, но и восхитительной природой, привлекающей любителей активного отдыха. Учитывая, что 60% территории страны занимают Альпы, неудивительно, что развитие горного туризма началось давным-давно. Чего только стоит старинная железная дорога, экстремальные маршруты которой проходят по крутым склонам гор и жутко-темным туннелям.

1. Пилатус – самое живописное и таинственное место Швейцарии

Более 130 лет швейцарцы развлекают туристов, катая их в красных вагончиках по крутым склонам гор (Pilatus, Швейцария). | Фото: obwalden-tourismus.ch.

Попасть на вершину горной гряды можно с помощью канатной дороги либо по зубчатому железнодорожному полотну (Pilatus, Швейцария).

Попасть на вершину горной гряды можно с помощью канатной дороги либо по зубчатому железнодорожному полотну (Pilatus, Швейцария).

Если говорить об экстремальном туризме в Швейцарии, то стоит начать с горной гряды Пилатус (Pilatus), которая является частью масштабного массива в Эмментальских Альпах. Восхитительная природа приправленная чистейшим воздухом привлекает массу туристов, которые выбирают любой из трех способов, чтобы взобраться на вершину самого высокого пика: пешком, по катаной дороге или с помощью зубчатой железной дороги. Как ни странно это звучит, но в горной местности имеется уникальная железная дорога, проложенная в настолько жутких местах, что просто диву даешься, как она еще существует.

Пилатус – одна из самых живописных и таинственных гор Швейцарии.

Справка: Пилатус – горная гряда в центральной части Швейцарии, в 10 км от старинного города Люцерн. Томлисхорн – это главная вершина гряды, высота которой составляет 2121 м над уровнем моря. Легенды, раскрывающие тайну названия гряды, связывают его с именем прокуратора Понтия Пилата судившего Иисуса Христа. По преданию, его останки захоронены на вершине горы, на которой раз в год можно видеть его силуэт, смотрящий вдаль. Какой бы сказкой это не казалось, но власти кантона до начала XX века запрещали подниматься на гору без специального на то разрешения.

2. Изобретение зубчатой железной дороги Эдуардом Лохером

В конце XIX века, когда немного развеялись предания и люди перестали бояться вершины горной гряды, возникла необходимость ее изучения. Также начал зарождаться туристический бизнес, поэтому было недопустимо, чтобы изнеженные ножки тех, кто мог себе позволить путешествовать, страдали от затяжных подъемов. В этот период во многих регионах страны активно использовали канатные дороги, которые очень быстро прижились и здесь.

Горизонтальная компоновка зубчатых колес, используемая только в Швейцарии (изобретение Эдуарда Лохера). | Фото: swissinfo.ch.

Хотя один из цюрихских промышленников, инженер по образованию Эдуард Лохер (Eduard Locher), решил использовать железную дорогу, которая могла бы поднимать по крутым склонам путешествующих, исследователей и старателей. Естественно, его посчитали сумасшедшим, но энтузиасту все же удалось собрать инновационную по тем временам конструкцию с горизонтальным зубчатым колесом (во всем мире используют вертикальное) и зубчатой балкой между рельсами железнодорожной линии. По тем временам это изобретение стало поистине революционным, его даже представили на Всемирной выставке в Париже в 1889 году.

Благодаря особому внедрению в виде зубчатых компонентов, вагоны и целые поезда могут двигаться по крутым склонам (Pilatus, Швейцария). | Фото: swissfamilyfun.com.

Технологические особенности: Главным отличием зубчатой железной дороги от традиционной стало дополнение в виде зубчатой рейки, которая устанавливалась между парой параллельно проложенных рельсов. При этом подвижной состав и локомотив оборудованы дополнительными зубчатыми колесами, которые включаются в процесс во время движения. Данная конструкция обеспечивает более надежное сцепление и позволяет составу или одному вагончику подниматься/спускаться, даже если дорога состоит из 48% наклонного рельефа.

Строительство железной дороги на склонах гор – сложнейшая задача. | Фото: switzerland-tour.com.

До 1937 г. вагоны, курсирующие на гору Пилатус, были на паровом ходу. | Фото: cattur.ru.

Как бы не смеялись над предложением Лохера, местные власти все-таки решили построить невиданный аттракцион, ведь поток туристов увеличивался, и канатная дорога уже не справлялась. В 1888 г. началось сложнейшее строительство трассы. Горные склоны меньше всего приспособлены к прокладке железнодорожного полотна, что сделало труд рабочих поистине каторжным. Тем не менее 600 строителей, преимущественно итальянцы, которые были ранее задействованы на строительстве Сен-Готтардской железнодорожной линии, умудрились проложить трассу длиною в 4,6 км всего за 400 дней.

Первый рейс по зубчатой железной дороге Pilatus (4 июня 1889 г., Альпнахштад). | Фото: swissinfo.ch.

И уже в июне 1889 года по железной дороге Пилатусбан (Pilatusbahn) в первый рейс оправился пассажирский состав. Этот рейс действительно стал грандиозным событием, которое швейцарцы отмечают по сей день. Да это и понятно, ведь такого успеха не ожидал ни сам автор разработки, ни даже оптимистично настроенные энтузиасты.

Кабина машиниста, который поднимает вагон на высоту 2073 метров над уровнем моря и следит за туристами, чтобы они не высовывались из окон (Pilatus, Швейцария). | Фото: swissholidayco.com.

Справка: Инфраструктура, созданная более 130 лет назад, действует и по сей день. Единственная модернизация произошла в 1937 году, когда железную дорогу электрифицировали. В тот период поменяли и весь подвижной состав. На данный момент предприятий, производящих вагоны не существует, поэтому при депо организована мастерская, занимающаяся ремонтом и заменой изношенных деталей и узлов.

4. Самый крутой маршрут железной дороги мира

Станция в деревеньке Альпнахштад, откуда отправляется экстремальный железнодорожный маршрут (Pilatus, Швейцария). | Фото: switzerland-tour.com.

Маршрут Альпнахштад-Пилатус начинается с зеленых лугов и соснового леса (Pilatus, Швейцария).

Чем дольше длится поездка, тем страшней становится (Pilatus, Швейцария).

Поездка по зубчатой железной дороге – самое популярное развлечение туристов (Pilatus, Швейцария).

Важно: На данный момент по маршруту Альпнахштад-Пилатус курсирует 10 красных вагончиков, каждый из которых совершает 6 полных рейсов (туда и обратно). Средняя скорость движения составляет 9–12 км/ч, чего вполне достаточно, чтобы пассажиры натерпелись страху во время подъема/спуска и при прохождении туннелей. Пропускная способность дороги – 8 вагонов в час (в каждом из них 40 посадочных мест). По пути следования предусмотрено несколько 5-минутных остановок, некоторые из них в деревеньках, где можно продегустировать местный сыр.

Из нашего нового видеоролика можно узнать, чем шпага отличается от рапиры:

Почти две сотни лет железнодорожные составы являются одним из самых важных средств передвижения и перевозки грузов. Не последнюю роль в инновационном развитии отрасли играет скорость, которая увеличивается с каждым годом, о чем свидетельствуют 5 самых быстрых поездов мира.

Сейчас, в самый разгар Олимпиады, интерес в зимним видам спорта особенно высок, но нельзя забывать о тех рисках, которые таят в себе популярные спортивные дисциплины. При этом опасность травм подстерегает не только профессиональных спортсменов, но и любителей.

В этом выпуске речь пойдет о восьми самых опасных видах зимнего спорта.

Фотография: Самые опасные зимние виды спорта №1 - BigPicture.ru

Фотография: Самые опасные зимние виды спорта №2 - BigPicture.ru

Проанализировав статистические данные минувших зимних олимпиад, эксперты определили самый опасный зимний вид спорта. Самым травмоопасным признали сноубординг, спортивную дисциплину, которая была включена в программу зимних Игр в 2006 году. Здесь часты падения спортсменов и столкновения на большой скорости. В Ванкувере из 22 сноубордисток пострадали 16, тогда как среди мужчин-спортсменов — четверо из 35. Всего в этом виде травмы получили 35% олимпийцев.

Фотография: Самые опасные зимние виды спорта №3 - BigPicture.ru

Этот спорт включает в себя исполнение различных трюков на лыжах, лыжную акробатику, прыжки со специального трамплина, а также скоростной спуск по специальной трассе, изобилующей кочками и буграми. В результате многочисленных случаев травм и даже смертей спортсменов лыжный фристайл заработал славу опасного вида спорта, что оттолкнуло от соревнований спонсоров, а также надолго закрыло дорогу фристайлу в олимпийскую программу.

Фотография: Самые опасные зимние виды спорта №4 - BigPicture.ru

Для того чтобы получить травму, катаясь на коньках, совсем не обязательно прыгать тройной тулуп или крутить бильман, подобно именитым фигуристам. Даже просто скользя по периметру катка, можно очень неудачно упасть.

Катание на коньках также характеризуется повышенной степенью травмоопасности. К этому выводу пришли британские ученые проанализировав официальную статистику, согласно которой ежегодно на территории Соединенного Королевства регистрируются сотни несчастных случаев, произошедших на ледовых аренах. Чаще всего это – ушибы и сотрясения от падений, однако, встречаются и более серьезные последствия, которые обычно связаны с повреждениями от лезвий коньков других спортсменов. Одной из наиболее часто встречающихся видов травм является травмы рук, в частности, когда человек начинает падать и выставляет руки перед собой, то риск того, что на них наедет конек другого катающегося, может быть весьма велик.

Фотография: Самые опасные зимние виды спорта №5 - BigPicture.ru

Предпочитающие крутые горные склоны лыжники могут получить травму ног или позвоночника вследствии неудачных падений, во время которых особенно страдают колени. Начинающие лыжники особенно рискуют, так как их мускулы еще недостаточно сильны, а движения не скоординированы и не уверены. Одна из типичных ошибок новичков – это скрещивание лыж. Кроме того, нельзя выставлять вперед палки, поскольку такое положение увеличивает риск травмы. Ну а невнимательность на горном склоне, равно как и возможные столкновения резко повышают опасность разбиться.

Фотография: Самые опасные зимние виды спорта №6 - BigPicture.ru

Фотография: Самые опасные зимние виды спорта №7 - BigPicture.ru

Трагедией началась 4 года назад Олимпиада в Ванкувере – еще до официального открытия Игр на бобслейной трассе в Уистлере насмерть разбился грузинский спортсмен Нодар Кумариташвили. Он не справился с управлением саней в последнем повороте, в который спортсмены входят под углом 270 градусов при скорости порядка 140 км/ч. Сани перевернулись, и саночник с силой ударился о металлический ограничитель, получив травмы несовместимые с жизнью.

Этот случай наглядно иллюстрирует то, каким опасным может быть санный спорт. При этом следует помнить, что рискуют не только профессиональные бобслеисты, ведь даже на обычных санках можно получить тяжёлую травму. А при спуске на санях с крутого склона на скорости легко получить перелом, так как тормозить часто приходится ногами. Возможны и травмы головы, полученные при столкновении с другими катающимися. Как правило, большую часть всех повреждений, полученных на санном склоне, составляют черепно-мозговые травмы.

Фотография: Самые опасные зимние виды спорта №8 - BigPicture.ru

Этот вид спорта – захватывающий и необычайно красивый. Но красота требует жертв, а зрелищность объясняется экстримом. Как следствие – высокая травмоопастность прыжков с трамплина. Даже искушенные прыгуны не застрахованы от неожиданностей в этом опасном спорте. Здесь необходимо учитывать все мелочи и нюансы. Представьте себе спортсмена, скорость которого во время разгона достигает 100 км/ч, и который прыгает с высоты в 70–90 метров. При этом дальность прыжка составляет в среднем от 80 до 140 метров…

Вследствие такой высокой травмоопасности, прыжки с трамплина – это практически единственная дисциплина лыжного спорта, в соревнованиях по которой женщины не принимали участия вплоть до 2010‑х годов. В 2014 году прыгуньи впервые выступили на Олимпийских играх в Сочи.

Фотография: Самые опасные зимние виды спорта №9 - BigPicture.ru

Однако чем более профессиональны спортсмены – тем безопасней игра, поскольку опытные хоккеисты лучше скоординированы, умеют правильно сгруппироваться при падении или ловко уйти от столкновения. Кроме того современный хоккей стал гораздо безопаснее благодаря усовершенствованию защитного обмундирования. Качественную защитную экипировку можно купить в магазинах Спортмастер.

Фотография: Самые опасные зимние виды спорта №10 - BigPicture.ru

Несмотря на все вышеописанное, не стоит унывать, ведь ничто не стоит на месте, а защитная экипировка для зимних видов спорта совершенствуется производителями от сезона к сезону. Поэтому вместо того, чтобы лишать себя удовольствия заниматься физическими упражнениями на морозном воздухе, лучше хорошо экипироваться и продолжать оттачивать свои умения в любимом виде спорта.

Читайте также: