Какие ресурсы способствуют восстановлению здоровья человека создающие условия для хорошего отдыха

Обновлено: 18.09.2024

Человек может заниматься спортом, закаляться, иметь режим дня, гулять на свежем воздухе и др.

Вопрос 2. Охарактеризуйте влияние геохимической и экологической ситуаций в регионе на здоровье человека.

(Каждый описывает ситуацию своего региона) Например, ситуация в Краснодарском крае.

Социально-экологическая ситуация в России характеризуется как напряженная. 14% ее территории относится к экологически неблагополучной. Экологическая нестабильность одного региона сказывается на положении дел в других.

Краснодарский край – это не только административно-хозяйственная система в Российской федерации, но и экологическая система.

Деградация природной среды, сочетаясь с экономическими, политическими, социально-психологическими факторами, отрицательно влияет на состояние здоровья населения Кубани.

Для Краснодарского края определены следующие и основные экологические проблемы. Схематично их можно представить образом:

сбросы городских запрещенных сточных вод (синтетические моющие средства, нефтепродукты нефтехимической промышленности, интенсивное загрязнение сточных вод органическими веществами и пр.);

свалки твердых бытовых отходов (пыль, дым, неприятный запах, смывы в водоемы и пр.);

выбросы в атмосферу окислов углерода, серы, пятиокиси ванадия (районы тепловых станций и др. объектов энергетики, возможность образования кислотных дождей и пр.);

загрязнение природной среды токсичными промышленными отходами (нефтеперерабатывающая, деревообрабатывающая, станкостроительная, приборостроительная, фармацевтическая, пищевая промышленность и пр.);

радиоактивное загрязнение территории г. Краснодара.

Также существует значительный отрицательный эффект от сельскохозяйственной деятельности на геохимическую ситуацию. Идет загрязнение почвы при неумеренном внесении удобрений и ядохимикатов. Имеет место пестицидный геноцид.

Вопрос 3. Поясните, может ли человек воздействовать на процесс реализации своей генетической программы.

Возможно тренировками тела и разминками ума он может по-настоящему использовать заложенные возможности.

Вопрос 4. Почему воспитание навыков здорового образа жизни является важной и актуальной проблемой современного общества?

Культура здорового образа жизни выступает как один из основных компонентов общей культуры человека. Обучающиеся пропускают уроки физкультуры, многие мальчики и девочки курят уже с седьмого класса, с каждым годом все больше и больше детей занимаются в специализированной медицинской группе, а в спортивных секциях занимаются преимущественно те ребята, которые имеют хорошее здоровье и любят спорт. Вот почему вопрос о формировании у подростков ценностного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих его людей, получение необходимых знаний о здоровом образе жизни, стремление вести здоровый образ жизни и воспитание в себе негативного отношения к вредным привычкам является не только актуальным, но и одним из самых важных для подрастающего поколения.

Здоровый образ жизни в значительной степени содействует разумному удовлетворению физических и духовных потребностей человека, формированию социально активной личности, несущей ответственность за состояние своего здоровья. Среди составляющих здорового образа жизни можно выделить основные (схема 1). Первым шагом к созданию индивидуальной системы здорового образа жизни является выработка твердой мотивации. К здоровому образу жизни нельзя прийти без глубокого осмысления его необходимости.

Человек должен быть твердо убежден в том, что иного пути к здоровью просто не существует. Перечисляя составляющие здорового образа жизни, на первое место можно поставить режим жизнедеятельности. Жизнь каждого человека проходит в режиме распределения времени. Часть времени уделяется общественно необходимой деятельности, другая его часть отводится личным потребностям. Так, например, режим жизнедеятельности студента определен расписанием занятий; резким военнослужащего распорядком дня; режим работающего человека началом и концом рабочего времени.

Схема 1. основные составляющие здорового образа жизни


    • Режим жизнедеятельности
    • Отказ от вредных привычек
    • Состояние окружающей среды
    • Общая гигиена организма
    • Оптимальный двигательный режим
    • Рациональное питание

    Режим это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.

    Работающий человек живет в заданном ритме: он должен в определенное время вставать, выполнять свои служебные и иные обязанности, питаться, отдыхать и спать. И это неудивительно, все процессы в природе в той или инок мере подчинены строгому ритму: чередуются времена года, ночь сменяет день, день приходит на смену ночи. Ритмичная деятельность является одним из основных законов жизни и основой любого труда. Рациональное сочетание элементов режима обеспечивает более продуктивную работу человека и высокий уровень его здоровья. Можно сказать, что в трудовой деятельности человека участвует весь его организм, поскольку трудовой ритм задает ритм физиологический. В определенные часы организм испытывает нагрузку, вследствие чего повышается обмен веществ, усиливается кровообращение, учащается дыхание, затем появляется чувство усталости. В другие часы и дни, когда нагрузка снижается, наступает отдых, восстанавливаются силы и энергия организма. Правильное чередование труда и отдыха это основа высокой работоспособности человека.

    Известный русский физиолог Н. Е. Введенский (1852 1922) отмечал, что устают не столько оттого, что много работают, сколько оттого, что плохо работают, не умеют организовать свой труд. Он выдвинул ряд условий для достижения высокой работоспособности, а значит, и высокого уровня здоровья: постепенное вхождение в работу; продуманная и отработанная последовательность в труде; правильное распределение нагрузки дневной, недельной, месячной и годовой. Неравномерность нагрузки, спешка в одни периоды и бездеятельность в другие одинаковы вредны. В деле восстановления работоспособности наиболее эффективным является активный отдых, позволяющий рационально использовать свободное время. Чередование видов работы, гармоничное сочетание физического и умственного труда, физическая культура обеспечивают эффективное восстановление сил и энергии. Отдыхать человеку требуется ежедневно, используя свободное время для укрепления своего здоровья. К важнейшему виду ежедневного отдыха относится сон. Вез достаточного, нормального сна здоровье немыслимо. Потребность в сене у каждого из нас индивидуальна. она зависит от возраста, образа жизни, типа нервной системы человека. Сон прежде всего способствует нормальной деятельности центральной нервной системы. Недосыпание, особенно систематическое, ведет к переутомлению, а подчас и истощению нервной системы, заболеванию всего организма. Сон нельзя заменить ничем, он ничем не компенсируется. Соблюдение режима сна это основа здорового образа жизни. Чтобы быть здоровым и работоспособным, необходимо выработать привычку вставать и ложиться спать в одно и то оке время, научиться быстро засыпать.

    Важнейшим условием здорового образа жизни является оптимальный двигательный режим. Движения, потребность в которых обусловлена закономерностями роста организма, непременное условие нормального развития, общего укрепления здоровья, формирования и правильной осанки и овладения основными двигательными навыками. Для того чтобы стать сильным и ловким, выносливым и работоспособным, необходимо регулярно заниматься физическим трудом, физкультурой и спортом. Способность выполнять физическую работу зависит от степени тренированности мышц. Занятия физкультурой и спортом в первую очередь повышают мышечную силу. У тренированного человека утолщаются мышечные волокна и укрепляются все мышцы в целом. Регулярные тренировки способствуют улучшению координации и автоматизации мышечных движений, повышению работоспособности. Тренированный человек, утомленный работой, способен быстро восстанавливать свои силы. Физкультура благотворно действует и на состояние скелета. Изменяется осанка, движения становятся скоординированными, человек становится более ловким. Усиленная мышечная работа значительно увеличивает потребность в кислороде, т. е. способствует тренировке дыхательной и сердечно-сосудистой систем, развитию сердечной мышцы и мышц грудной клетки. когда человек активен, у него улучшается настроение, ощущение бодрости не оставляет его в течение длительного времени, что в конечном счете приводит к повышению жизнедеятельности всего организма. Недостаток, равно как и снижение физических нагрузок, неблагоприятно отражается на здоровье. У человека развивается слабость скелетных мышц, затем возникает слабость сердечной мышцы, наблюдаются нарушения в работе сердечно-сосудистой системы. Одновременно происходит накопление в организме жира, развивается атеросклероз (хроническое заболевание, проявляющееся в повреждении внутренней стенки артерий и нарушении кровообращения), падает работоспособность, снижается устойчивость к инфекциям, ускоряется процесс старения. Эпоха научно-технической революции привела к уменьшению доли ручного труда за счет механизации и автоматизации трудовых процессов. Развитие городского транспорта и таких средств передвижения, как лифты, эскалаторы, движущиеся тротуары, развитие телефонизации и других средств связи привели к широкому распространению малоподвижного образа жизни, к гиподинамии понижению двигательной активности. Основными способами борьбы с последствиями гиподинамии являются все виды физической активности: физкультура, спорт, туризм, физический труд. Регулярные занятия физкультурой и спортом, ежедневная утренняя зарядка, физкультминутки на работе, пешие прогулки, туризм призваны компенсировать двигательное голодание. Случайные физические нагрузки не решают дела, поскольку они, как правило, воздействуют на одну группу мышц. Укрепить физическую подготовленность, развиваться пропорционально и разносторонне позволяют только специально продуманные комплексные физические упражнения. однако, занимаясь физкультурой, участвуя в спортивных играх и турпоходах, следует помнить, что все эти мероприятия могут быть полезны для организма только в том случае, если физическая нагрузка соответствует физическому развитию. Чрезмерные физические нагрузки могут принести неокрепшему организму не меньший вред, чем малоподвижный образ жизни. Важный элемент здорового образа жизни общая гигиена организма. Она включает в себя уход за телом, соблюдение гигиены одежды и обуви, точное следование режиму дня. Уход за телом связан прежде всего с поддержанием чистоты кожного покрова. В человеческом организме содержится большое количество потовых и сальных желез, которые выделяют около 0,5 литра пота и около 20 граммов сала в сутки. кроме того, в поверхностных слоях кожи идет непрерывное обновление клеток. Но на грязной коже могут скапливаться вредные для здоровья человека микроорганизмы, способные привести к различным заболеваниям, в том числе грибковым. При загрязнении кожи засоряются также выводные протоки потовых желез, и нарушается способность организма к терморегуляции. Не меньшее значение имеет и ношение чистой одежды. Человек, стремящийся соблюдать здоровый образ жизни, хорошо понимает, как важно следовать режиму дня. У тех, кто придерживается режима, вырабатывается четкий ритм функционирования организма, а это повышает работоспособность и создает наилучшие условия для восстановления сил.

    Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивидуальные потребности людей не позволяют рекомендовать один вариант режима для всех. Однако каждый может составить для Себя распорядок дня, опираясь на основные принципы: выполнение различных видов деятельности в строго определеннное время, правильное чередование работы и отдыха, регулярное питание. Режим дня имеет не только оздоровительное, но и воспитательное значение. Его соблюдение воспитывает такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность, целеустремленность. Человек рационально использует каждый час, каждую минуту своего времени, что значительно расширяет возможность разносторонней, содержательной жизни. При организации режима дня следует чередовать умственную и физическую работу, более широко использовать активный отдых для восстановления работоспособности. Уровень работоспособности человека во многом определяется биологическими ритмами.

    Биологические ритмы это периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в организме человека. Они развиваются в тесном взаимодействии с окружающей средой и являются результатом приспособления к тем ее факторам, которые возобновляются с четкой периодичностью в рамках определенного времени (вращение земли вокруг Солнца и своей оси, колебания освещенности, температуры, влажности, напряженности электромагнитного поля земли.

    Закаливание это комплекс приемов, которые систематически используют для тренировки устойчивости организма к температурным колебаниям окружающей среды.

    Закаливание мощное оздоровительное средство. С его помощью можно избежать многих болезней и на долгие годы сохранить трудоспособность, умение радоваться жизни. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. Закаливающие процедуры снижают их числа в 2- 4 раза, а в отдельных случаях помогают и вовсе избавиться от недомоганий. Закаливание оказывает на организм общеукрепляющее Действие, повышает тонус центральной нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ. Начиная закаливание, надо помнить, что это не одномоментное, а систематическое действие. Через 2 3 месяца после прекращения закаливающих процедур достигнутый ранее уровень устойчивости организма начинает снижаться. Наиболее распространенной формой закаливания является использование прохладного воздуха. В любое время года хороши длительные прогулки, туристические походы, сон в помещении с открытой форточкой или окном. В холодное время года рекомендуются лыжные прогулки, коньки, медленный закаливающий бег на улице в облегченной одежде. Повышению устойчивости к низким температурам способствуют также занятия утренней гимнастикой на открытом воздухе или в тщательно проветриваемом помещении.

    Наиболее сильный закаливающий фактор вода. Кроме температурного вода оказывает на кожу и механическое воздействие, что является своеобразным массажем, улучшающим кровоснабжение. Закаливание можно проводить в виде *тираний или обливания водой. Одним из закаливающих факторов являются солнечные ванны. Они вызывают расширение сосудов, усиливают деятельность кроветворных органов, способствуют образованию в организме витамина D. Но солнцем надо пользоваться с большой осторожностью. Загорать можно только до 11-12 часов Дня или после 16 часов, когда солнце не такое активное. Важнейшей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Рациональное питание невозможно без соблюдения двух Основных законов, нарушение которых опасно для здоровья.

    Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, т. е. мы съедаем пищи больше, чем это необходимо, мы полнеем. Избыточный вес приводит к развитию атеросклероза, ишемической болезни сердца, сахарного диабета и многим другим недугам.

    Второй закон соответствие химического состава пищевого рациона физиологическим потребностям организма. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности организма в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Рациональное питание рассматривается как один из важнейших критериев здорового образа жизни. Оно обеспечивает человека энергией и веществами, из которых строится организм и которые регулируют обменные процессы. Если человек питается неправильно, нерационально, его организм начинает давать сбои, а некоторые заболевания могут даже привести к смертельному исходу (например, уже упоминавшийся выше атеросклероз, который развивается на фоне излишнего накопления холестерина, содержащегося в жирных продуктах). Рекомендуется принимать пищу не менее четырех раз, в день. Для ее переваривания в среднем требуется около трех часов, поэтому есть надо примерно через 3,5 -4 часа. Если питаться всегда в одно и то же время, организм своевременно подготавливается к приему пищи: выделяются пищеварительные соки. В результате пища хорошо усваивается.

    Первое правило здорового питания : есть надо всегда в одно и то же время.

    Ежедневный рацион человека должен быть строго сбалансирован. Он должен содержать в достаточном количестве и оптимальном соотношении все необходимые организму вещества. А для этого ему нужно быть разнообразным. В него должны входить продукты самых разных групп: зерновые, стручковые плоды, продукты животного происхождения (нежирные), овощи и фрукты.

    В состав пищи входят белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, вода, и все они нужны организму.

    Белки, содержащиеся в животных продуктах мясе и рыбе, называются животными. В них особенно нуждается растущий организм. Из животных белков строятся мышцы, кожа, мозг, внутренние органы. Дети хорошо усваивают животные белки, содержащиеся в молоке и молочных продуктах. Вот почему в рационе обязательно Должно быть молоко. Растительные белки содержатся в горохе, фасоли, хлебе.

    Организму нужно восполнять затраты энергии. А этому помогают углеводы и жиры. Углеводы содержатся в крупе и хлебе, картофеле и других овощах, сахаре. Жиры подразделяются на растительные и животные. Например, сливочное масло относится к животным жирам, а подсолнечное к растительным.

    Авитаминоз это наиболее тяжелая форма витаминной недостаточности. Авитаминозы развиваются при отсутствии либо значительной нехватке того или иного витамина в пище вызывают такие заболевания, как цинга (при недостатке витамина С), рахит и остеопороз (при недостатке витамина D).

    При гиповитаминозе незначительной нехватке витаминов наблюдаются такие неприятные явления, как снижение иммунитета, расстройство сна, плохое самочувствие; человек теряет работоспособность, жалуется на ослабление памяти. Опасен не только недостаток, но и избыток витаминов, или гипервитаминоз.

    Человек нуждается в минеральных веществах: железе, кальции, магнии, калии и др. Минеральные вещества содержатся в самых обычных пищевых продуктах: капусте, яблоках, молоке, рыбе. Но больше всего человек нуждается в воде. Известно ли вам, что все органы человеческого тела насыщает вода? В головном мозге, например, до 80 % воды, в мышцах 76 % , в костях 25 % . Без воды не будут происходить никакие жизненные процессы. Без пищи человек может прожить недели, без воды считанные дни.

    Второе правило здорового питания : пища должна быть разнообразной.

    Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.

    В настоящее время актуальным является вопрос, связанный с употреблением в пищу генетически модифицированных продуктов (ГМП). Каждый из нас стоит перед выбором есть такую пищу или не есть. Для того чтобы сделать правильный выбор, необходимо владеть информацией об этих продуктах.

    Генетически модифицированные организмы (ГМО, трансгены) это растения и животные, в гены которых искусственным путем введен чуждый ген. Наследственный материал таких организмов изменен методом генной инженерии. Изменения производят для того, чтобы придать растению некоторые полезные свойства: устойчивость к вредителям, морозостойкость, урожайность, калорийность и т. п.

    Основной вопрос - безопасны ли такие продукты для человека?

    Пока остается без ответа. Некоторые ученые уже пришли к выводу, что активное употребление в пищу генетически модифицированных продуктов связано с определенными рисками. Например, использование трансгенной еды может привести к образованию новых болезнетворных бактерии, на которые действие распространенных лекарственных препаратов окажется бессильным . Экологи также опасаются, что генетически измененные формы растений могут случайно проникнуть в дикую природу, что приведет к ката-строфическим изменениям в экосистемах.

    Приобретая пищевые продукты, следует внимательно изучить, из чего они изготовлены, особенно обратить внимание на информацию, написанную мелким шрифтом.

    Говоря о факторах, воздействующих на здоровье, нельзя не отметить наследственность.

    Наследственность, это присущее всем организмам свойство повторять в ряду поколении одинаковые признаки и особенности развития; способность передавать от одного поколения к другому материальные структуры клетки, содержащие программы развития из них новых особей.

    Человек великое чудо природы. Поразительны рациональность и совершенство его анатомии и физиологии, его функциональные возможности, его сила и выносливость. Постепенная эволюция обеспечила организм человека неисчерпаемыми резервами прочности и надежности, которые обусловлены избыточностью элементов всех его систем, их взаиомозаменяемостью и взаимодействием, способностью к адаптации и компенсации.

    Реализация возможностей, заложенных в организме человека, зависит от образа жизни, от тех привычек, которые человек приобретает или вырабатывает целенаправленно, от умения разумно распорядиться потенциальными возможностями здоровья на благо себе, своей семьи и государству, гражданином которого он является.

    Здоровый образ жизни позволяет в значительной мере раскрыть те неоспоримо ценные качества личности, которые столь необходимы в условиях современного динамичного развития. Речь идет о высокой умственной и физической работоспособности, социальной активности, творческом долголетии. Сознательное и ответственное отношение к здоровью как к общественному достоянию должно стать нормой жизни и поведения всех людей.

    Вопросы для самоконтроля:

    1. Выделите основные составляющие здорового образа жизни.

    2. Такова роль режима в обеспечении здорового образа жизни?

    3. Что такое биологические ритмы?

    4. От чего зависит работоспособность человека?

    5. такова роль физической культуры в обеспечении здорового образа жизни?

    6. Сформулируйте основные принципы рационального питания.

    7. Как влияет состояние окружающей среды на здоровье человека?

    8. Что такое наследственность?

    9. Какие качества личности позволяет раскрыть здоровый образ?

    ОБЖ. Учебник для ссузов, Косолапова Н.В.,Н.А.Прокопенко.М-Академия, 2017 -336с

    Рекреационные ресурсы - это ресурсы, способствующие восстановлению здоровья человека, создающие условия для хорошего отдыха.

    Требования людей к рекреационным ресурсам разные: одни любят загорать и купаться в теплых водах Черного моря, другие предпочитают ходить по музеям и выставкам, третьи - сидеть с удочкой на берегу лесного озера, четвертые обожают путешествовать. Но все же есть общие требования к рекреационному району. Это живописность ландшафта.

    Вопросы к классу:

    1 Ребята, какой ландшафт вам кажется живописным: сплошной лес, сплошная степь или чередование леса и степи, полей и перелесков?

    2 Какой рельеф более живописен: ровный или холмистый?

    Оценка комфортности природных условий произведена с точки зрения жителя центральных районов европейской части России (Воробцова, 2002).

    Работа с картой.

    Вопросы к классу:


    1. Какие районы признаны наиболее благоприятными для жизни, здоровья?

    2. Какие районы являются неблагоприятными для жизни?

    3. В каком районе вы живете? Дайте ему свою оценку.

    4. Какие показатели природных условий в вашей местности можно оценить самой высокой оценкой- 5 баллов?

    5. Как вы думаете, если бы оценку природных условий давали коренные жители Севера, она изменила бы карту природных условий? Вспомните уголок России, который вы считаете самым лучшим районом России. Почему?

    • Как отличается жилище коренных жителей тайги и степи?

    • В какую сторону должны быть обращены окна дома жителя Астраханской области? (На север.) А жителя Архангельской области? (На юг.)

    • Жители каких районов России должны иметь большую жилую площадь? (Жители Севера.)

    • Что предпочитают одевать зимой жители Севера?

    • Какая пища должна преобладать у жителей Севера и у жителей средней полосы России зимой? ( Пища животного происхождения с большим содержанием белков и жиров.)

    • От чего возникает цинга (болезнь проявляется в разрыхлении и кровоточивости слизистой оболочки десен, в мышечно - сосудистых болях, слабости)?

    • Почему полярники болели и умирали от цинги, а коренное население нет?

    • Что такое рекреация, как она связана со здоровьем людей?

    • Какие требования предъявляются к рекреационному району?

    • Может ли любая территория России иметь рекреационные ресурсы?

    По учебнику А.И. Алексеева: §8, вопросы для самооценки (с.35).

    Пример 3 Расселение населения. Сельское население России

    Тема урока: Расселение населения. Сельское население России.

    ( 9 класс; учебник А. И. Алексеева, В.В. Николиной. География: население и хозяйство России; §11 и §19.)

    Цели: Изучить плотность населения России. Познакомить учащихся с основными типами сельских поселений, образом жизни жителя села, состоянием здоровья сельчан, с особенностями деревенской национальной культуры. Выяснить влияние урбанизации на деревню, последствия и возможные пути решения проблемы.

    Оборудование: Карты плотности населения, качества жизни населения.

    1 Организационный момент

    2 Проверка домашнего задания:

    а) Повторение терминов: урбанизация, агломерация, мегалополис, инфраструктура, рождаемость, смертность, половозрастная структура населения, миграция, депопуляция, естественный прирост, иммиграция, эмиграция.

    в) Географический диктант:

    Разница между рождаемостью и смертностью…(естественный прирост).

    - Сокращение численности населения в стране…(депопуляция).

    - Скопление городов вокруг крупного города…(агломерация).

    - Механическое движение населения…(миграция).

    - Выезд людей из страны…(эмиграция).

    - Въезд людей в страну…(иммиграция).

    - Число родившихся в расчете на 1000 жителей за год…(рождаемость).

    - Процесс роста городов и городского населения, распространение городского образа жизни…(урбанизация).

    - Количество умерших на 1000 жителей за год…(смертность).

    - Совокупность сооружений, зданий, служб, необходимых для нормальной жизни населения…(инфраструктура).

    3 Изучение нового материала

    План урока - беседы:


    1. Размещение населения России.

    2. Сельское население.

    3. Сельские населенные пункты, их разнообразие.

    4. Проблемы деревни.

    1 Размещение населения России

    Население России размещено неравномерно. Средняя плотность населения составляет 8,6 человека на 1 километр квадратный. Но в европейской части России плотность составляет 29 человек на один километр квадратный, а в Сибири - 2,5 человека на один километр квадратный.

    На территории России выделяют два типа заселения территории.

    А) Зона очагового заселения: населенные пункты разбросаны по тайге и тундре (зона Севера). Среднее расстояние между ними часто превышает 100 километров.

    Б) Зона сплошного заселения или главная полоса расселения. Ее площадь составляет 1/3 часть территории России, а доля населения, проживающего здесь, составляет более 93% населения России.

    Запись в тетрадь:

    Эквидемические карты - это карты, на которых размеры территории (района) соответствуют не его площади, а численности населения.

    Задание (работа с картой):

    Сравните географическую карту с эквидемическими картами.

    Ответьте на вопросы:


    • Какие регионы имели наибольший рост населения в течение двадцатого века, т.е. с 1926г. (карта Б) по 1989 год (карта В)?

    • Какие районы на эквидемической карте имеют большую площадь, чем на географической карте, т.е. большую численность населения, а значит и большую площадь? ( Центральный, Северо - Западный, Северо-Кавказский, Москва и Московская область.)

    Грань между селом и городом расплывчата. Постройки на окраинах большого города с деревянными домами и с коттеджами очень похожи на сельскую местность. Но и в селах часто можно увидеть улицы из многоэтажных домов.

    Современные ученые считают, что города возникают на торговле и обмене, на производстве, на управлении районами и странами, т.е. на внешних связях. Деревня же может прожить сама по себе, используя поля, леса, луга. Сельская местность хранит традиции, а город - распространяет новое (Жижина, 2005).

    В сельской местности живет 1\4 населения мира, а в начале двадцатого века 85% населения было сельским.

    3 Сельские населенные пункты, их разнообразие

    Вопросы к классу:


    • Какие населенные пункты считаются сельскими поселениями? (Населенные пункты с населением менее 12 тысяч человек.)

    • Какие типы сельских населенных пунктов можно выделить на территории России? (В России можно выделить следующие типы сельских населенных пунктов: деревни, села, хутора, станицы, аулы. Преобладают деревни и села. Сельские жители традиционно жили общиной.)

    • Что характерно для сельского образа жизни? (Учащиеся могут принять участие в обсуждении этого вопроса, опираясь на свой опыт жизни в сельской местности, так как у многих из них в деревнях живут бабушки и дедушки.)

    • А что является главным занятием сельских жителей? (Сельское хозяйство- растениеводство, животноводство.)

    • Почему села не должны быть очень крупными? (Чем крупнее населенный пункт, тем дальше добираться до полей.)

    • От чего зависит плотность сельских населенных пунктов? (Чем плодороднее почва, тем выше плотность населения.)

    Главная проблема деревни - проблема вымирания деревень. Тысячи деревень исчезли за период урбанизации в России. В деревнях, которые доживают свои последние годы, остались пожилые люди, в основном женщины.

    Одним из путей решения проблемы обезлюдения села может быть заселение исчезающих деревень мигрантами с Севера, беженцами и вынужденными переселенцами.

    Деревня всегда была сильна добросовестностью, трудолюбием, любовью к семье. Традиции земледелия, нравственные устои хранились в деревне. Но теперь поля приходят в запустение, зарастают лесом.

    Без традиций и национальной культуры не может существовать ни один народ.

    Традиционно считалось, что в сельской местности более благоприятные условия для здоровья людей: чище воздух, чище вода и почва. Но новые технологии сельскохозяйственного производства нацелены на интенсивное использование небольших территорий. А значит, возрастает роль химизации; идет накопление в почве пестицидов, гербицидов и других вредных веществ. Много вреда загрязнению вод приносит животноводство, в частности – свиноводство. Таким образом, вопросы здоровья актуальны для современной деревни, учитывая низкий уровень медицинского обслуживания на селе и распространение повсеместного пьянства в России.


    • В чем отличие сельских поселений от городских? (По численности населения: сельский населенный пункт имеет численность населения менее 12 тысяч человек, по занятию населения: жители сельского населенного пункта заняты в сельском хозяйстве.)

    • Почему села и деревни лесной зоны не могут быть крупными? (Малоплодородные подзолистые и дерново - подзолистые почвы не дают высоких урожаев и не могут прокормить многочисленное население. Почвы требуют внесения удобрений, и должны находиться недалеко от фермы.)

    • Назовите две главные зоны расселения населения в России. ( Основная зона расселения и Зона Севера.)

    • Докажите, что сельские поселения возникают на ресурсах. (Сельские жители используют земельные, лесные, охотничьи и водные ресурсы. Используя ресурсы, жители деревни сами себя обеспечивали почти всем.)

    5 Домашнее задание

    По учебнику А.И. Алексеева: §11 и §19, вопросы для самооценки (с.89).

    Обратим внимание будущего учителя на роль внеклассной работы по географии в решении проблемы воспитания у учащихся сознательного отношения к своему здоровью. Внеклассная работа по географии играет весьма значимую роль в решении проблемы воспитания у учащихся сознательного отношения к своему здоровью. И это не случайно, ведь внеклассная работа в современное время вносит вклад в формирование таких качеств личности, как инициатива, активность, творчество, способность саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию.

    Цель внеклассной работы - создать средствами предмета условия, чтобы школьник умел вести себя в природной и социальной среде, не нанося вреда природе и своему здоровью. Важнейшая цель - общественно полезная работа, которая позволяет школьникам применять знания и умения, полученные на уроках географии, в практической деятельности.

    В содержании внеклассной работы по географии особенно выделим экологическое направление. Оно связано с углублением знаний о взаимодействии природы и общества, о влиянии природной среды на здоровье человека; изучение антропогенных и культурных ландшафтов и др.

    Внеклассная работа по географии позволяет учащимся самостоятельно делать выводы о необходимости организации оздоровительных мероприятий, что свидетельствует о повышении сознательного отношения детей к своему здоровью,самовоспитанию и самообразованию

    Основные выводы, к которым приходим мы, завершая практическую работу по спецкурсу:

    Задача охраны здоровья учащихся относится к числу первоочередных задач школы, поэтому для педагога - географа важна работа с позиции здоровьесбережения. Педагогу важно сформировать у учащихся ценностное отношение к своему здоровью, ведь сохранение здоровья каждого- залог здоровья нации.

    Возможности оздоровительной работы в курсе географического образования высоки, их необходимо развивать и актуализировать в учебном процессе. Важно, что на уроках географии учащиеся имеют возможность развивать умение адаптироваться к окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени – к экономической, социальной, культурной).

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1 Алексеев, А.И. География: население и хозяйство [Текст]: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений /А.И. Алексеев, В.В. Николина. -М.: Просвещение, 2003.- 333с.

    3 Вронский, В.А. Экология [Текст]: словарь- справочник / В.А. Вронский. - Ростов н/ Д: Феникс, 2002. –576с.

    4 Дронов, В.П. География России. Население и хозяйство. 9 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. – М.: Дрофа, 2005. –383 с.

    5 Жижина, Е.А. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России: 9 класс [Текст]: метод, пособие / Е.А. Жижина. – М.: ВАКО, 2005. –288 с.

    6 Кучма, В.Р. Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни современных подростков [Текст] / В.Р. Кучма // Вестник образования России. –2004. -№18. –С. 34-39.

    7 Ломоносов, М.В. О сохранении и размножении российского народа / М.В. Ломоносов // Собр. соч: в 9 т. – М.,1963.-Т.5.-С26-54.

    8 Мальковская, Т.Н. Социальная активность старшеклассников [Текст]: метод, пособие / Т.Н. Мальковская. – М.: Педагогика, 1998.- 212 с.

    10 Осипов, П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся [Текст]: метод, пособие / П.Н. Осипов. – Казань: Карпол, 1997. – 73 с.

    12 Панчешникова, Л.М. Методика обучения географии в школе [Текст]: учеб.– метод, пособие / Л.М. Панчешникова. – М.: Просвещение, 1997. – 320с.

    13 Раковская, Э.М. География: природа России [Текст]: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Э.М. Раковская. -М.: Просвещение, 2003.- 301с.


    2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов/ Г. С. Абрамова // – 4-е изд. – М.: Академич. проект, 2003. – 670 с.

    9. Савченков М.Ф. Здоровый образ жизни как фактор активного долголетия / М.Ф. Савченков, Л.М. Соседова // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2011. – Т. 103, № 4. – С. 138–143.

    10. Широкова И. Будущее медицины: взгляд за горизонт / И. Широкова // Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской технике. – 2009. – № 8–9. – С. 8–14.

    В настоящее время медицина является одной из самых интенсивно прогрессирующих областей науки, в которую активно интегрируют применение высоких технологий с целью ее улучшения. Например, уже сегодня производится внедрение специального программного обеспечения, в задачи которого входят диагностика состояния здоровья человека, наблюдение, анализ и, по необходимости, дальнейшее направление отчетов соответствующим медицинским специалистам. Будущее медицины в конечном итоге направлено на продление жизни. Но медицина будущего намного интереснее, чем лекарства от рака или лечения болезни Альцгеймера.

    Если медицине и не удастся пока качественно выращивать органы, то есть и второй вариант – киборгизация человека. К примеру, остановившееся сердце человека можно будет заменить на более стойкий к износу аналог. Стоит отметить, что в 2011 году одному из американских пациентов полностью удалили сердце и поставили вместо него два ротора, качающих кровь [6].

    Относительно давно уже на сердце ставят искусственные стимуляторы, и основной проблемой таких устройств было то, что их нужно было менять через каждые несколько лет. Сегодня же израильскими учеными разработаны стимуляторы (и не только стимуляторы, но и другие искусственные приспособления), которые питаются биотоками человеческого тела, возникающими от мышечного сокращения [6].

    Ну и какое же будущее в медицине возможно без развития ранней диагностики? На самом деле большинство неизлечимых или трудноизлечимых заболеваний возникают именно из-за того, что пациенты слишком поздно обращаются за профессиональной медицинской помощью или же из-за некачественного оборудования.

    Новые технологии будут максимально простыми, удобными в использовании, а главное – очень точными. Благодаря им медики смогут определять возникновение всех заболеваний на очень ранних стадиях, а значит, процесс лечения тоже упростится, и будет менее болезненным и дорогостоящим.

    Наука уже сделала существенные шаги в этом направлении, вспомнить хотя бы всевозможные приборы, позволяющие следить за давлением человека, уровнем сахара в крови, и т.д.

    В будущем планируется создание небольших датчиков, которые можно будет вживлять в кожу человека или же вшивать в его одежду. При помощи таких биосенсорных механизмов каждый сможет следить за общим состоянием своего организма, в том числе и о таких показателях, как частота сердечных сокращений, давление, уровень сахара в крови, уровень гормонов и о многих других, не менее важных. Эти данные будут передаваться вашему лечащему врачу, и в случае каких-либо нарушений он сразу же вам об этом сообщит и предложит курс лечения на ранних стадиях заболевания или же в качестве профилактики [5].

    Специалисты уверены: в обозримом будущем медицина станет персонализированной, она будет основываться на подборе лечения с учетом индивидуальных генетических особенностей человека. По некоторым оценкам, в 2030 году персонализированная медицина будет занимать около 25 % объема фармацевтического рынка (250 млрд долл.). При этом значительно расширится диапазон лекарств [10].

    Процесс старения представляет собой генетически запрограммированный процесс, который сопровождается определенными возрастными изменениями в организме [2]. С возрастом снижается интенсивность обменных процессов. Также возрастает риск развития атеросклероза, гипертонической болезни, инфаркта миокарда, инсульта, сахарного диабета, опухолевых и других заболеваний. В старости происходит естественное и обязательное снижение силы и ограничение физических возможностей человека. Эти процессы касаются и психической деятельности, что проявляется в снижении силы и подвижности психических процессов. Пожилые люди не настолько сильны и не способны, как в молодости, выдерживать длительную физическую или нервную нагрузку; общий запас энергии становится у них все меньше и меньше; нарастает обезвоживание организма, что приводит ко многим нарушениям, в первую очередь, со стороны костно-мышечной системы. Из-за ослабления чувствительности нервной системы пожилые и старые люди замедленно реагируют на изменения внешней температуры и поэтому больше подвержены неблагоприятному воздействию жары и холода. Внешние проявления выражаются в ослаблении чувства равновесия, в потере аппетита, в потребности более яркой освещенности пространства и т.д. [9].

    В пожилом возрасте легко развивается витаминная недостаточность, что вызывает необходимость повысить в пище пожилых и старых людей содержание ряда витаминов (А, Е, С), ограничить введение витамина D, способствующего отложению в стенках сосудов кальция и холестерина. В настоящее время учеными было доказано, что увеличению продолжительности жизни способствует умеренность в питании за счет существенного уменьшения потребления сладкой и жирной пищи. Увеличения в рационе хлеба с отрубями или из нескольких злаков, маложирных молочных и кисломолочных продуктов, доступной по цене рыбы, источников дефицитных в питании пищевых волокон – овсяной, гречневой, перловой, пшенной круп. Необходимо увеличить потребление сырых или приготовленных овощей и фруктов, желательно местного производства. Шире следует использовать: грибы, ягоды и орехи. Все эти продукты стимулируют пищеварение, способствуют восстановлению работы кишечника, желчного пузыря, поджелудочной железы, снижают риск развития выше перечисленных заболеваний [9].

    Одна из важнейших причин развития преждевременного старения – недостаточность мышечной деятельности. Вот почему эффективным средством борьбы за долгую и активную жизнь являются систематические, правильно организованные занятия физическими упражнениями, использование естественных сил природы с целью закаливания, организация рационального режима деятельности и отдыха [4].

    Остановить процесс старения как таковой полностью невозможно. Однако успешно бороться с его интенсивным течением – в силах каждого желающего. Необратимые изменения в организме происходят по многим причинам. Не в последнюю очередь этому способствуют эмоциональные перегрузки, стресс, злоупотребление алкоголем, курение, нерациональное питание и, конечно же, негативное отношение к жизни и окружающим.

    В последнее время мировая медицина достигла значительных результатов в борьбе с преждевременным старением. Это стало возможным благодаря изобретению уникальных препаратов, использованию новейшей техники, а также профилактическим мероприятиям, активно внедряемым в жизни общества. Широкое применение получили сравнительно новые методики, позволяющие повысить общий жизненный тонус организма и его иммунитет. Примером тому краниосакральная терапия (КСТ). При ее проведении практически не применяются химические препараты и сложное оборудование. Тем не менее, КСТ благотворно влияет на сосуды головного мозга, улучшает работу опорно-двигательного аппарата и других систем организма.

    Несомненным достоинством сегодняшней медицины стала ее кардинальная переориентация – от борьбы с симптомами к поиску причин тех или иных патологий. В этом направлении достигнуты немалые успехи, прежде всего, в области изучения психофизических факторов заболеваний. Пропагандируя здоровый образ жизни, современная медицина, в частности, указывает на необходимость сбалансированного питания и соблюдения режима, что особенно важно для поддержания нервной системы [3].

    В coвременных экономических условиях пожилые люди занимают в обществе маргинальное социокультурное положение. Ограничение в физической способности, набора социальных ролей и культурных форм активности сужает рамки их образа жизни. Поэтому особое значение необходимо придать досугу после ухода на пенсию или в связи с болезнью, когда пожилой человек должен адаптироваться к новым условиям к жизни вне сферы трудовой деятельности. Досуг и отдых направлены на реабилитацию пожилых людей путем достижения жизненно важных для них целей. Cсущественное значение имeет психологическая мотивация пожилого человека для участия в проведении досуга [9].

    Таким образом, активному долголетию пожилого человека способствует много факторов, ведущими психологическими среди которых можно считать такие: развитие его как социально активной личности, как субъекта творческой деятельности и яркой индивидуальности. И здесь огромную роль играет высокий уровень самoорганизации, сознательной самoрегуляции своего образа жизни и жизнедеятельности [7].

    Время без болезней. Как люди будут жить в таком мире? Как развитие технологий изменит наше мировоззрение? Футурологи отмечают, что это важнейшие вопросы, на которые уже очень скоро необходимо будет находить решения. Скорость развития показывает экспоненциальный рост. Невероятными темпами ученые совершают открытия и проводят успешные испытания новейших технологий. Ожидаемая революция в области медицины относительно рядом. Нам остается лишь дожить до этого времени, когда мы сможем наслаждаться жизнью столько, сколько захотим.

    Читайте также: