Какое место занимает конституция в системе действующего права республики казахстан

Обновлено: 04.10.2024

История Конституции Казахстана

В истории нашей республики было принято несколько Конституций. Конституция Казахской АССР 1926 года, Первая Конституция Казахстана, была принята в окончательной редакции Постановлением ЦИКа Казахской АССР 18 февраля 1926 года. Данный Основной закон закрепил форму правления и государственного устройства, политический режим, структуру органов государственной власти, исполнительно-распорядительных органов. Были определены основы начала активного и пассивного избирательного права. Согласно данной Конституции Казахстан являлся равноправной республикой в составе РСФСР.

Конституция Республики Казахстан 1993 года – Первая Конституция Независимого Казахстана - была принята на IX сессии Верховного Совета Казахстана XII созыва 28 января 1993 года. Структурно она состояла из преамбулы, 4 разделов, 21 главы и 131 статьи. Конституция впитала многие правовые нормы, принятые с момента обретения Казахстаном государственного суверенитета: суверенитет, независимость государства, принцип разделения властей, признание казахского языка государственным, признание Президента главой государства, органов суда — Верховного, Конституционного и Высшего Арбитражного судов и другие. В основу Конституции 1993 года легла модель парламентской республики. Закрепляя независимость Казахстана, Конституция 1993 года вместе с тем отразила сложность и противоречивость первых лет независимости. С одной стороны, она фиксировала юридические основы для дальнейшей трансформации всех сторон жизнедеятельности республики в направлении формирования рыночной экономики и демократического государства, с другой – Конституция вызывала широкие дискуссии о полномочиях законодательной и исполнительной ветвей власти, поскольку в её тексте этот вопрос остался неурегулированным. Такая ситуация не способствовала как стабилизации политической и социальной ситуации в стране, так и закреплению курса на трансформацию всех сторон общественной жизни. Более того, предметом общественной полемики стали некоторые принципиальные положения Конституции, касающиеся характера государственности, вопросов государственного языка, частной собственности на землю и гражданства.

Действующая Конституция Республики Казахстан была принята 30 августа 1995 года на всенародном референдуме. Этот день является государственным праздником — Днём Конституции Республики Казахстан. Принятию основного закона страны предшествовало широкое обсуждение проекта Конституции населением страны. В общей сложности состоялось около 33 тысяч коллективных обсуждений проекта, в которых приняли участие более 3 млн. граждан. Во время обсуждений было внесено почти 30 тысяч предложений и замечаний. В 55 статей были внесены более 1100 поправок и дополнений. За время, прошедшее с момента принятия действующей Конституции, изменения и дополнения в неё вносились три раза: в 1998, 2007, и 2011 годах. В 1998 году были внесены изменения и дополнения в 19 статей основного закона. Изменения коснулись сроков и полномочий президента, депутатов Сената и Мажилиса, был снят предусмотренный ранее верхний возрастной предел для государственного служащего. Кроме того, поправками 1998 года было предусмотрено, что 10 депутатов Мажилиса избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства. Более существенные поправки в Конституцию были приняты в 2007 году. В совокупности их суть сводилась к следующему: переход к пропорциональной избирательной системе; укрепление статуса парламента за счёт введения нормы об утверждении Премьер-Министра парламентским большинством и процедуры консультаций Президента с партийными фракциями при назначении главы правительства; Ассамблея Народа Казахстана была наделена конституционным статусом и получила право делегировать своих представителей в Мажилис и Сенат Парламента согласно установленной квоте.

На каждом этапе развития Казахстана перед нами открываются новые горизонты, определяя новые задачи, обеспечивая стабильность и преемственность стратегии развития страны.

Конституция – важнейший фактор политической стабильности, гарант гражданского мира, социального и национального согласия, также закрепила главную задачу государства - защиту прав и свобод личности, где высшими ценностями являются человек, его жизнь. Празднование Дня Конституции означает преданность народа своему государству и признание его суверенным, светским и правовым.

Гульдария Искакова, старший преподаватель кафедры истории ЖГУ имени Ильяса Жансугурова, магистр.

КАЗАСТ - Современная история Казахстана - 2017

Лена Винокурова

Лена Винокурова

Лена Винокурова

2. Формирование внутренней и внешней политики государства

После августовского путча 1991 года СССР по сути перестал существовать. Бывшие союзные республики одна за другой объявляли миру о своей независимости. В начале декабря 1991 года было подписано Беловежское соглашение, провозгласившее фактический распад бывшего СССР.
16 декабря 1991 года, Казахстан последним из всех бывших пятнадцати республик объявил о своей независимости, приняв соответствующий Закон.
20-21 декабря 1991 года руководители 11 бывших союзных республик (исключая республики Прибалтики и Грузию) подписали в Алматы соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).
Декабрь 1991 года был знаменателен, произошли несколько событий вписанных в историю республики: 1 декабря были проведены всенародные выборы Президента РК; 10 декабря сессией Верховного Совета принято решение о переименовании КазССР в Республику Казахстан; Конституционный Закон от 16 декабря определил Казахстан как независимое, правовое, демократическое государство.
Современный Казахстан является полноправным членом мирового сообщества. В числе первых государств, признавших независимость возрожденного Казахстана стали такие державы, как Турция, Россия, Китай и США.
К 2001 году на планете насчитывалось 223 страны, из них 188 являлись членами ООН, по линии ЮНЕСКО регистрацию прошли также 188 стран. Казахстан с первых дней независимости признали 120 государств, со 105 были установлены дипломатические отношения. Начали свою деятельность 55 посольств и представительств международных организаций. Расширилась сеть миссий Казахстана за рубежом – открыты посольства и консульства в США, Великобритании, Китае, Индии, Турции, Италии, Германии и других государствах ближнего и дальнего зарубежья. Китай вдоль северо-западной границы вместо одного соседа заимел сразу четырех из числа государств бывшего СССР, три из которых представляют Центральную Азию. 3 января 1992 года в Алматы было подписано Совместное коммюнике об установлении дипломатических отношений между РК и КНР.
РК является членом многих международных организаций: ООН (2 марта 1992), ОБСЕ (март 1992), ОЭС (Организация Экономического Сотрудничества, октябрь 1993), Европейское сообщество, Международный и Европейский банки реконструкции и развития, Международный валютный фонд, МАГАТЭ, Красный крест, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, ЭСКАТО (Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана), ЮНЕП (охрана окружающей среды), ВОЗ (здравоохранение), ОИК (организация исламской конференции, декабрь 1995), ПРООН (программа развития для стран – членов ООН), ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития).
Одним из основных вопросов, стоящих на повестке дня с первых дней обретения независимости стала ядерная политика страны. После распада СССР Казахстан оказался одной из трех республик, обладающих ядерным оружием. В республике были размещены 104 самые тяжелые в мире ракеты СС-18 с 10 ядерными боеголовками на каждой, стратегические бомбардировщики ТУ-95 с 240 крылатыми ракетами с атомной начинкой. Количество ядерных боеприпасов в ракетных дивизиях Державинска Тургайской области и Жангиз-Тобе Семипалатинской области, превышало допустимые нормы в 2 раза.

Лена Винокурова

Продолжение вопроса 2
С обретением независимости Президент республики настойчиво шел к тому, чтобы ликвидировать в Казахстане ядерное оружие. Многие страны были также заинтересованы в том, чтобы Казахстан отказался от ядерного оружия, и оказывали в этом вопросе давление.
Одной из крупных экологических проблем вступало функционирование Семипалатинского ядерного полигона. Общественность республики, передовая часть интеллигенции не раз ставили вопрос о ликвидации этого объекта. 29 августа 1991 года Указом Президента РК Семипалатинский полигон был закрыт.
В декабре 1991 года в Алма-Ате государства, владеющие ядерным оружием, определили механизмы совместного контроля за их использованием. Затем Казахстан подписал Лиссабонский пятисторонний протокол, республика взяла на себя ответственность за выполнение Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. В 1993 году Казахстан присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия и стал безъядерным государством. Наша страна продемонстрировала мировому сообществу свою миролюбивую политику.
В конце апреля 1995 года с территории республики были вывезены последние боеголовки. В мае 1995 года на Семипалатинском полигоне был уничтожен последний ядерный заряд. 30 сентября 1996 года по поручению Президента министр иностранных дел К. Токаев подписал от имени Казахстана Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. В сентябре 1997 года по инициативе РК была проведена международная конференция по проблемам нераспространения ядерного оружия. Впервые по инициативе Президента РК был обсужден вопрос о создании в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия.
9 декабря 1997 года 52-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию об оказании помощи в ликвидации последствий ядерных взрывов на Семипалатинском ядерном полигоне. В соответствии с этой резолюцией в Казахстан прибыли эксперты ООН, которые совместно с национальными экспертами в июне-июле 1998 года изучали и анализировали обстановку в районах, пострадавших от ядерных испытаний. Число пострадавших от ядерных взрывов составило 1,6 млн. человек. Эксперты предложили конкретную программу международной медицинской, экологической, экономической и гуманитарной помощи пострадавшим.
Отказ от ядерного оружия нисколько не снизил обороноспособность страны, поскольку она получила гарантии безопасности от ряда ядерных держав – США, России, Великобритании (декабрь 1994 года). Ядерные державы приняли, на себя обязательство уважать независимость и существующие границы РК, оказывать помощь в случае, если Казахстан станет жертвой акта агрессии или объектом угрозы агрессии с применением ядерного оружия. В феврале 1995 года китайское правительство выступило с заявлением о предоставлении Казахстану гарантий ядерной безопасности.

Лена Винокурова

Лена Винокурова

30 августа 1995 на всенародном референдуме была принята действующая Конституция Казахстана


День Конституции – государственный праздник, который Казахстан в этом году отмечает уже 23-й раз.

Поправки в Конституцию РК обсудили президент и парламент

Поправки в Конституцию РК обсудили президент и парламент

В итоге казахстанцы получили новую Конституцию, которая отличалась от образца 1993 следующими моментами:

- Переход широких полномочий парламента к президенту и потеря парламентом контрольных функций;

- Разделение парламента на 2 палаты (сенат и мажилис);

- Упразднение Верховного совета;

- Распределение законодательная функция парламента между тремя институтами – президентом, правительством и депутатами парламента;

- Упразднение Конституционного суда и Арбитражного суда.

Изменения в действующую конституцию вносились в 1998, 2007, 2011 и 2017.

В 1998 в 19 статей Конституции были внесены изменения и дополнения. В первую очередь, изменения коснулись сроков и функций президента, депутатов парламента. Также и был упразднен предусмотренный ранее верхний возрастной предел для госслужащего. Кроме того, поправками было предусмотрено, что 10 депутатов мажилиса избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства.

В 2007 поправки заключались в следующем: переход к пропорциональной избирательной системе; укрепление статуса парламента за счёт введения нормы об утверждении премьер-министра парламентским большинством и процедуры консультаций президента с партийными фракциями при назначении главы правительства, Ассамблея народа Казахстана была наделена конституционным статусом и получила право делегировать своих представителей в мажилис и сенат парламента согласно установленной квоте.

Основные поправки коснулись статуса президента РК. Снова было введено правило, что один и тот же человек не может занимать пост президента более двух сроков подряд, сам срок исполнения полномочий президента был уменьшен до 5 лет (ранее было 7 лет), введено правило, что президент должен постоянно жить в РК последние 15 лет (ранее время проживания в Казахстане никак не определялось, только его срок). Кроме того, в конституции было зафиксировано особое положение Нурсултана Назарбаева, на которого теперь не распространяется ограничение по срокам пребывания в должности, а статус первого президента Казахстана определяется отдельным конституционным законом.

В феврале 2011 в Конституцию были внесены изменения, направленные на установление конституционных основ назначения и проведения внеочередных выборов президента страны. Тогда же были внесены дополнения, которые закрепили за Назарбаевым статус "Елбасы". Нурсултан Назарбаев до конца жизни наделяется властными полномочиями независимыми от статуса президента. Также он и члены его семьи полностью освобождаются от уголовной ответственности. Помимо всего прочего, законопроекты предусматривают уголовную ответственность за порчу изображений первого президента Казахстана, публичные оскорбления и искажения фактов его биографии.

Конституционный совет высказался о поправках в закон о Совбезе

Конституционный совет высказался о поправках в закон о Совбезе

В марте 2017 Назарбаев объявил о конституционной реформе, главной целью которой стал переход отдельных полномочий президента республики к парламенту и правительству.

Также были внесены изменения, позволяющие устанавливать в пределах Астаны (МФЦА) особый правовой режим в финансовой сфере, предусмотрены основания лишения гражданства по решению суда за совершение террористических преступлений, а также за причинение иного тяжкого вреда жизненно важным интересам РК дополнены требования к президенту, а именно наличие высшего образования.

Согласно поправкам, Совбез стал главным конституционным органом Казахстана. К его задачам отнесено рассмотрение основных направлений государственной политики в области национальной безопасности, обороноспособности страны, а также координация деятельности государственных органов и организация в этих направлениях.

Все эти изменения в основной закон были внесены без референдума. Назарбаев, выступая 3 марта 2017 на совместном заседании палат парламента, объяснил, чем мотивировано данное решение.

- Учитывая, что основные моменты государственной системы власти не меняются, основные моменты прав и свобод человека не затрагиваются в этой реформе, нет необходимости проводить референдум с большими затратами, людскими ресурсами, и создавать политические проблемы, вопросы в обществе. Поэтому избранный народом депутатский корпус, согласно Конституции, вправе вносить эти законы. И я решил принять второй вариант - внести к вам на рассмотрение, - сказал президент.

В июне 2018 произошли последние поправки: Конституционный Совет Казахстана признал право Назарбаева возглавлять Совет Безопасности РК пожизненно конституционным. "Первому президенту республики Казахстан – Елбасы (лидеру нации, Назарбаеву) в силу его исторической миссии пожизненно принадлежит право возглавлять совет безопасности в качестве председателя", — говорится в законе.


Почтовая марка Казахстана 2005 года номиналом 72 тенге, выпущенная в честь 10-летия принятия Конституции Казахстана.

Конституция Республики Казахстан — основной закон Казахстана. Действующая Конституция Республики Казахстан была принята на всенародном референдуме 30 августа 1995 года.

Содержание

Наиболее важные положения [ | ]

В соответствии с Конституцией, Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. РК является унитарным государством с президентской формой правления. Единственным источником государственной власти является народ, который осуществляет её непосредственно через республиканский референдум, свободные выборы, а также путём делегирования своей власти государственным органам. Государственная власть осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом её разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Ветви власти взаимодействуют между собой с использованием системы сдержек и противовесов [1] .

Конституция Республики Казахстан провозгласила идеологическое и политическое многообразие, на основе которого в Казахстане созданы и работают различные политические партии и общественные объединения. Признаются и подлежат равной защите государственная и частная собственность. Земля и её недра, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Государственным языком является казахский язык, однако в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык. Государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народов Казахстана [1] .

Конституция РК имеет высшую юридическую силу: все законы, указы Президента, постановления правительства, другие нормативно-правовые акты всех государственных органов должны основываться на её нормах и не должны противоречить им. Конституция имеет прямое действие на всей территории республики: граждане вправе защищать свои права и свободы в суде и других органах, ссылаясь на соответствующие положения Конституции. Государственные органы могут применять нормы Конституции при решении спорных вопросов. Международные договоры РК не должны противоречить Конституции [1] .

История [ | ]

Конституция Казахской АССР 1926 года [ | ]

Первая Конституция Казахстана была принята в окончательной редакции Постановлением ЦИКа Казакской АССР 18 февраля 1926 года после образования СССР и с учётом Конституции РСФСР 1925 года, так как Казахстан являлся частью РСФСР. Данный Основной закон закрепил форму правления, государственного устройства, политический режим, структуру органов государственной власти, исполнительно-распорядительных органов. Были определены основные начала активного и пассивного избирательного права, бюджетного права. Согласно данной Конституции Казахстан являлся равноправной республикой в составе РСФСР [2] . Одним из авторов проекта первой Конституции был Абдурахман Айтиев.

Конституция Казахской ССР 1937 года [ | ]

Также была установлена система органов суда и прокуратуры. Народные суды избирались гражданами районов на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании, судопроизводство должно было вестись на казахском языке, а в районных с большинством других национальностей — на их языке (статьи 83-90) [2] .

В Конституции 1937 года были определены основные права и обязанности граждан: право на труд (статья 96), на отдых (статья 97), материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности (ст. 98), охрану здоровья, гарантии свободы слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, неприкосновенности личности, жилища, переписки граждан, право убежища иностранным гражданам имигрировавшим на террторию РК [2] .

Конституция Казахской ССР 1978 года [ | ]

Конституция Казахской ССР, принятая на внеочередной VII сессии Верховного Совета республики IX созыва 20 апреля 1978 года, состояла из преамбулы, 10 разделов, 19 глав, 173 статей [3] . Согласно ей вся власть принадлежала народу, который классово подразделялся на рабочих, крестьян и трудовую интеллигенцию. Над системой органов власти и управления была поставлена Коммунистическая партия Казахской ССР (ст. 6). Основой экономической системы республики была объявлена государственная, кооперативно-колхозная и собственность профсоюзных и иных общественных организаций [4] .

Конституция Республики Казахстан 1993 года [ | ]


Первая Конституция независимого Казахстана была принята на IX сессии Верховного Совета Казахстана XII созыва 28 января 1993 года. Структурно она состояла из преамбулы, 4 разделов, 21 главы и 131 статьи [3] . Конституция впитала многие правовые нормы, принятые с момента обретения Казахстаном государственного суверенитета: народный суверенитет, независимость государства, принцип разделения властей, признание казахского языка государственным, признание Президента главой государства, органов суда — Верховного, Конституционного и Высшего Арбитражного судов и другие [5] .

В основу Конституции 1993 года легла модель парламентской республики. Закрепляя независимость Казахстана, Конституция 1993 года вместе с тем отразила сложность и противоречивость первых лет независимости. С одной стороны, она фиксировала юридические основы для дальнейшей трансформации всех сторон жизнедеятельности республики в направлении формирования рыночной экономики и демократического государства, с другой — Конституция вызывала широкие дискуссии о полномочиях законодательной и исполнительной ветвей власти, поскольку в её тексте этот вопрос остался неурегулированным. Такая ситуация не способствовала как стабилизации политической и социальной ситуации в стране, так и закреплению курса на трансформацию всех сторон общественной жизни. Более того, предметом общественной полемики стали некоторые принципиальные положения Конституции, касающиеся характера государственности, вопросов государственного языка, частной собственности на землю и гражданства [6] .

Конституция Республики Казахстан 1995 года [ | ]


Действующая Конституция Республики Казахстан была принята 30 августа 1995 года [7] на всенародном референдуме. Этот день является государственным праздником — Днём Конституции Республики Казахстан. Принятию основного закона страны предшествовало широкое обсуждение проекта Конституции населением страны. В общей сложности состоялось около 33 тысяч коллективных обсуждений проекта, в которых приняли участие более 3 млн граждан. Во время обсуждений было внесено почти 30 тысяч предложений и замечаний. В 55 статей были внесены более 1100 поправок и дополнений [6] .

За время, прошедшее с момента принятия действующей Конституции, изменения и дополнения в неё вносились пять раз: в 1998, 2007, 2011, 2017, 2019 годах.

Изменения и дополнения 1998 года

В 1998 году были внесены изменения и дополнения в 19 статей основного закона. Изменения коснулись сроков и полномочий президента, депутатов сената и мажилиса, был снят предусмотренный ранее в статье 33 верхний возрастной предел в 60 лет (в исключительных случаях 65 лет) для государственного служащего. Кроме того, поправками 1998 года было предусмотрено, что 10 депутатов мажилиса (из 70) избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства [6] . Некоторые другие изменения можно описать следующим образом:

Раздел IV (Парламент). Был изменен срок полномочий депутатов Парламента с 4 лет до 6 лет для депутатов Сената и до 5 лет для депутатов Мажилиса. Было увеличено количество депутатов Мажилиса с 60 до 70. Был изменен порядок избрания депутатов, исключен нижний порог в 50 % явки избирателей на явку выборщиков. Добавлен порог в 7 % голосов избирателей на допуск политических партий на основе партийных списков на выборы в Мажилис (статья 51). Было исключено из исключительного ведения Мажилиса назначение внеочередных выборов Президента (статья 56).

Раздел V (Правительство). Было исключено из полномочий Правительства назначение четырех членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета. Согласно новой редакции статьи 68, члены правительства самостоятельны в принятии решений и несут персональную ответственность за работу подчиненных им государственных органов, а также подают в отставку или подлежат освобождению от должности в случае не согласия с проводимой Правительством политикой (в редакции 1995 года члены Правительства несли коллегиальную ответственность).

Раздел VII (Суды и правосудие). Был добавлен пункт об осуществлении уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных законом (статья 75). Высший Судебный Совет теперь возглавляется Председателем, назначаемым Президентом (ранее возглавлялся Президентом, статья 82).

Раздел VIII (Местное государственное управление и самоуправление). Акимы иных административно-территориальных единиц теперь назначаются на должность в порядке, определяемом Президентом (ранее назначались вышестоящими Акимами областей, городов республиканского значения и столицы, статья 87).

Раздел IX (Заключительные и переходные положения). Был изменен порядок о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан Республиканским референдумом в случае отклонения их Президентом (статья 91). Был добавлен пункт о сокращении срока полномочий Президента с согласия Президента, согласно которому Мажилис в течение одного месяца назначает выборы Президента Республики Казахстан. Президент избранный по итогам этих выборов осуществляет свои полномочия до вступления в должность Президента Республики, избранного на очередных президентских выборах, которые должны быть проведены после семи лет в первое воскресенье декабря (статья 94).

Изменения и дополнения 2007 года

Более существенные поправки в Конституцию были приняты в 2007 году. В совокупности их суть сводилась к следующему: переход к пропорциональной избирательной системе; укрепление статуса парламента за счёт введения нормы об утверждении премьер-министра парламентским большинством и процедуры консультаций президента с партийными фракциями при назначении главы правительства; Ассамблея народа Казахстана была наделена конституционным статусом и получила право делегировать своих представителей в мажилис и сенат парламента согласно установленной квоте [6] . Другие некоторые изменения и дополнения:

Согласно статье 44, Премьер-Министр назначается Президентом с согласия Мажилиса (ранее с согласия Парламента). Были добавлены полномочия Президента на назначение на должности и освобождение от них членов Правительства, на назначение на должности министров иностранных дел, обороны, внутренних дел, юстиции. С согласия Сената (ранее с согласия Парламента) Президент назначает на должность Председателя Национального Банка Республики Казахстан. Согласно правкам 2007 года, для назначения на должности Генерального Прокурора и Председателя комитета национальной безопасности Президенту более не требуется согласие Сената Парламента.

Раздел IV (Парламент). Мажилис теперь состоит из ста семи депутатов, избираемых в порядке, установленном конституционным законом (статья 50). Девять из них избираются Ассамблеей народа Казахстана (статья 51). Президент назначает пятнадцать депутатов Сената (вместо семи) с учетом значимых интересов общества (статья 50). Были изменены критерии для избрания в депутаты Парламента. Выборы депутатов Парламента теперь регулируются конституционным законом (п.5 ст.51). Были отдельно прописаны причины лишения полномочий депутатов Парламента (статья 52).

Были разделены полномочия Парламента на заседаниях Палат и порядок последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате (статья 54). Председатели Палат Парламента теперь представляют Палатам для назначения (а не назначают) кандидатуры членов Конституционного Совета, Центральной избирательной комиссии, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета (статья 58). Согласно статье 61, право законодательной инициативы, теперь кроме Парламента и Правительства, также принадлежит Президенту. Был прописан порядок принятия конституционных законов. Была исключена необходимость проведения не менее двух чтений для принятия конституционных законов (статья 62). Были исключены отдельные случаи при которых Президент имел право распустить Парламент, теперь необходима только консультация с председателями Палат Парламента и Премьер-Министра (статья 63).

Раздел V (Правительство). Согласно поправкам 2007 года, Правительство ответственно перед Президентом и более не подотчетно Парламенту в общем порядке, а только в установленных конституциях случаях (статья 64). Согласно статье 67, Премьер-Министр после своего назначения более не обязан представлять доклад о Программе Правительства Парламенту. Члены Правительства теперь могут занимать иные оплачиваемые должности, в случаях когда это является их должностными обязанностями в соответствии с законодательством (статья 68).

Раздел VIII (Местное государственное управление и самоуправление). Увеличен срок полномочий Маслихата с 4 до 5 лет. Полномочия маслихата теперь прекращаются досрочно Президентом (ранее Сенатом, статья 86). Согласно статье 87, Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются Президентом с согласия маслихатов (ранее по представлению Премьер-Министра). По инициативе не менее одной пятой от общего числа депутатов маслихата, может быть поставлен вопрос о выражении вотума недоверия Акиму (новое определение в поправках 2007 года), а поставить вопрос перед Президентом о его освобождении от должности большинством (ранее две трети).

Изменения и дополнения 2011 года

В феврале 2011 года в Конституцию были внесены изменения, направленные на установление конституционных основ назначения и проведения внеочередных выборов президента страны [6] . Так, в статью 41 был внесен пункт 3-1 о наделении полномочий Президента на назначение внеочередных президентских выборов.

Изменения и дополнения 2017 года

Кроме того, поправками были предусмотрены основания лишения гражданства по решению суда за совершение террористических преступлений, а также за причинение иного тяжкого вреда жизненно важным интересам Республики Казахстан (ч.3 ст. 10), дополнены требования к Президенту Республики Казахстан, а именно наличие высшего образования (ст. 41) и другие [9] . Некоторые другие изменения приведены ниже:

Раздел IV (Парламент). Парламент согласно поправкам является высшим представительным органом осуществляющим законодательную власть (ранее — законодательные функции, статья 49). Сенат вправе по представлению Президента избрать на должность и освободить от неё Уполномоченного по правам человека сроком на пять лет (статья 55). Президент теперь не может отклонить инициативу депутатов Парламента подтвержденную двумя третями голосов об освобождении от должности члена Правительства в случае не исполнения им законов Республики (ранее большинством голосов при повторном обращении, статья 57).

Раздел V (Правительство). Правительство вновь ответственно перед Парламентом, в дополнение к ответственности перед Президентом (статья 64). Правительство наделено полномочиями по утверждению государственных программ и единой системы финансирования для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета, но по согласованию с Президентом. Из полномочий Правительства было исключено назначение на должность руководителей центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства (статья 66). Правительство теперь слагает полномочия перед вновь избранным Мажилисом Парламента (ранее перед вновь избранным Президентом, статья 70).

Раздел VI (Конституционный совет). Конституционный совет теперь также рассматривает обращения Президента (ранее только обращения судов согласно Конституции, статья 72).

Раздел VIII (Местное государственное управление и самоуправление). Полномочия маслихата по прежнему прекращаются досрочно Президентом, но после консультаций с Премьер-Министром и председателями Палат Парламента (статья 86).

Раздел IX (Заключительные и переходные положения). Изменена статья 91 путем внесения в нее ссылку на Основателя независимого Казахстана, Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы, а также заложенного им основополагающих принципов деятельности Республики, независимость, унитарность, территориальную целостность и форму правления.

Изменения и дополнения 2019 года

Согласно изменениям к Конституции от 23 марта 2019 года, столицей Республики Казахстан является город Нур-Султан (прежде Астана).

Читайте также: