Какое направление системы оздоровительной физической культуры представляет собой отдых

Обновлено: 18.09.2024

Проведен анализ литературы, в ходе которого были выявлены основные этапы развития оздоровительной физической культуры, в том числе в ВС РФ и других государств. Рассмотрен опыт различных исторических периодов: древности, эпохи классицизма, времени расцвета оздоровительной физической культуры в 20 веке. Представлен опыт развития оздоровительной физической культуры в ВС различных государств, показана актуальность совершенствования ее в нашей стране.

Ключевые слова

Полный текст

Об авторах

Ю. А Бойцова

А. М Сильчук

С. М Сильчук

Список литературы

  1. Аксенова О.В. Производственная гимнастика: второе дыхание творческого долголетия / О.В. Аксенова // Интерэкспо Гео-Сибирь. - 2016. - №2. - С. 114-116.
  2. Анохина А.Б. Развитие физической культуры и спорта в Ульяновской области в 1945-1991 гг.: дис. канд. ист. наук: 07.00.02. - Ульяновск, 2019.
  3. Башлакова Г.И. Плавание в профессиональной подготовке сотрудников и военнослужащих системы обеспечения национальной безопасности / Г.И. Башлакова, С.А. Гайдук // Опыт и современные технологии в развитии оздоровительной физической культуры, спортивных игр и туризма. - Минск: БГУФК, 2019. - С. 6-7.
  4. Макеева В.С. Теория и методика физической рекреации. Основы оздоровительной физической культуры / В.С. Макеева, З.С. Тинькова. - Орел: ФГБОУ ВПО "Государственный университет - УНПК", 2012. - 193 с.
  5. Николаев А.В. Развитие физического воспитания в военно-учебных заведениях России во второй половине XIX - начале XX вв.: автореф. дис. канд. истю наук: 07.00.02. - М., 2004.
  6. Пельменев В.К. История физической культуры / В.К. Пельменев, Е.В. Конеева. - Калининград: Калининградский государственный университет, 2000. - 186 с.
  7. Рябчук В.В. Международное военно-спортивное сотрудничество и физическая подготовка иностранных армий: Монография / В.В. Рябчук- СПб.: МО РФ, 2011. - 188 с.
  8. Сильчук А.М. Факторы, определяющие необходимость совершенствования оздоровительной физической культуры в ВС РФ. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - №9 (175). - С. 273-276. Юнкеров В.И. и др. Математико-статистическая обработка данных медицинских иследований. СПб, 2005. 292 с.
  9. Каминский Л.С. Статистическая обработка лабораторных и клинических данных: применение статистики в научной и практической работе врача. Ленинград, 1964. (2-е издание). 252 с.
  10. Григорьев С.Г. и др. Пакет прикладных программ Statgraphics на персональном компьютере. СПб, 1992. 104 c.
  11. Гублер Е.В. и др. Применение критериев непараметрической статистики для оценки различий двух групп наблюдений в медико-биологических исследованиях. Москва, 1969. 31 с.
  12. Степанов А.П. и др. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Омск, 2019. Том Часть 1 Основы безопасности жизнедеятельности. 299 с.
  13. Иванов В.В. и др. Решение военно-медицинских задач с использованием общего программного обеспечения. СПб, 2019. Часть 2 MS Word. 96 с.
  14. Корольков А.А., Петленко В.П. Философские проблемы теории нормы в биологии и медицине. Москва, 1977. 391 с.
  15. Петленко В.П. Основные методологические проблемы теории медицины. Ленинград, 1982. 115 с.
  16. Ушаков И.Б., Кукушкин Ю.А., Богомолов А.В. Физиология труда и надежность деятельности человека / Российская академия наук, Отделение биологических наук. Москва, 2008. 113 c.
  17. Бехтерев В.М. Вопросы общественного воспитания. Психоневрологический институт. Москва, 1910. 41 с.
  18. Зайцев Г.К. и др. Педагогика здоровья: образовательные программы по валеологии. СПб, 1994. 78 с.
  19. Утенко В.Н. и др. Физическая подготовка иностранных армий. СПб, 2007. 272 с.
  20. Щеголев В.А., Щедрин Ю.Н. Теория и методика здорового образа жизни с использованием средств физической культуры. СПб, 2011. 210 с.
  21. Болотин А.Э. и др. Педагогическая модель физической подготовки курсантов Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова с акцентированным развитием выносливости. Вестник Рос. воен.-мед. акад. 2016. № 1 (53). С. 256-259.
  22. Сапов И.А., Солодков А.С. Состояние функций организма и работоспособность. Ленинград, 1980. 192 с.
  23. Фисун А.Я. и др. Системные и надсистемные факторы медицинского обеспечения. Материалы всерос. науч.-практ. конф. 2019. С. 70-72.
  24. Иванов В.В. и др. Решение военно-медицинских задач с использованием общего программного обеспечения. СПб, 2017. Часть 1 MS Excel. 185 с.
  25. Юнкеров В.И. и др. Математико-статистическая обработка данных медицинских исследований. СПб, 2011. (3-е издание, дополненное). 318 с.
  26. Курамшин Ю.Ф. и др. Теория и методика физической культуры. Учебник / Москва, 2003. 463 с.
  27. Крестовников А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений Москва, 1951. 532 с.

© Бойцова Ю.А., Сильчук А.М., Сильчук С.М., 2020


Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Физическое воспитание - важная часть общего развития человека, уроки физкультуры начинаются в школе и продолжаются до последних курсов института. Целями физического воспитания становятся: укрепление здоровья, формирование психологических качеств и личности в целом. Это организованный педагогический процесс, развивающий силу воли и умение достигать поставленных целей.

Выделим три основных направления физического воспитания :

  • Общая физическая подготовка.
  • Профессиональная подготовка.
  • Спортивная подготовка.

Как вспомогательное направление можно выделить лечебно-реабилитационное.

Рассмотрим детальнее основные направления в физическом воспитании.

Общая физическая подготовка

Ее главной целью признано укрепление здоровья, а также развитие двигательных качеств. Ярким примером общей физподготовки можно назвать уроки физкультуры. Здесь не ставится цель воспитать спортсмена или особо подготовленного профессионала. Самое главное – дать телу минимальный уровень физического развития. Общая физподготовка является базой для профессиональной и спортивной подготовок.

Используются простые упражнения – вращение головой, кувырки, отжимания, приседания т. д. Есть определенные нормативы, которые используются в программе обучения. Общая физподготовка носит массовый и обязательный характер наравне с другими учебными дисциплинами. Не ходить на уроки физкультуры могут только те учащиеся, которые имеют справку от врача.

Профессиональная подготовка

Нужна для выполнения определенных профессиональных обязанностей. Например, для службы в армии, работы в силовых структурах. В ней используются преимущественно те упражнения, которые разовьют сугубо специализированные навыки человека. Базой для профессиональной подготовки служит общая физподготовка, ее уровень обязательно проверяется перед началом профессиональной подготовки. При низком уровне общей физподготовки соискатель сразу же отсеивается, другие его навыки и умения во внимание не берутся.

Профессиональная направленность физического воспитания предусматривает изучение особых приемов. Например, оперативная группа должна уметь обезвредить злоумышленника, обездвижить его, чтобы потом передать в руки правоохранителей. Для этого разработаны особые приемы, они тщательно отрабатываются до мелочей.

Спортивная подготовка

Ее целью являются высокие результаты в определенном виде спорта. Ориентирами служат успехи других спортсменов. Движущим фактором является желание победить, догнать, перегнать лидера. Максимально используются все возможности организма, тренировки строятся по особому графику. Жизнь настоящего спортсмена проходит вокруг тренировок, они являются для него смыслом жизни.

Спортивное направление подготовки тесно связано с диетами и здоровым образом жизни. Нужно тщательно считать калории, отказаться от употребления некоторых продуктов питания, вредные привычки непозволительны для спортсмена . Все это рассказывают тренеры в спортивных школах, ведь сами по себе тренировки без надлежащей мотивации являются практически бесполезными.

Лечебно-реабилитационная подготовка

Заключается в восстановлении потерянных организмом функций из-за болезней. Для этого используются физические упражнения по специально созданной программе.

Огромное значение для физподготовки любого вида является использование оздоровительных сил природы. Важно закаливание и пробежки на открытом воздухе – они делают тренировки эффективнее. Солнечные ванны способствуют укреплению и оздоровлению организма.

Принципы физического воспитания

Тренировки должны проводиться не только с учетом определенного направления, рекомендуется учитывать следующие принципы:

  • Принцип возрастной адекватности. Нужны разные нагрузки для разного возраста. В юношеском возрасте идет интенсивное развитие мышц и формирование скелета. До 25 лет организм бурно растет, поэтому при правильном подборе программы развития можно добиться хороших успехов в любом направлении физической подготовки.
  • Принцип гармоничного развития личности – нужен комплексный подход, чтобы успехи в спорте или профессиональной деятельности пошли на пользу человеку и обществу. Физическая культура и достижения в спорте не должны идти во вред человеку. Нужно пресекать использование силы и спортивных приемов для преступных целей, хулиганства, бахвальства и демонстрации превосходства над другими.
  • Принцип взаимосвязи физкультуры с практикой жизни – каждый тренирующийся человек должен понимать, что полученные навыки, умения и физическая выносливость обязательно пригодятся в повседневной жизни. Каждый мужчина, вне зависимости от профессии, должен уметь подтянуться, поднять тяжесть, обладать навыками самозащиты при нападении злоумышленников.

Нужно помнить, что все три направления физического воспитания подчиняются единой основополагающей цели – воспитать здоровую и развитую личность.

Классификация видов оздоровительной физической культуры

Оздоровительная физическая культура — это особым образом организованная физическая деятельность, направленная на решение задач по оздоровлению как отдельного человека, так и групп людей.

  • охрана здоровья;
  • профилактика заболеваний;
  • восстановление сил;
  • повышение работоспособности;
  • формирование устойчивости организма к неблагоприятным условиям;
  • укрепление суставов и мышц;
  • улучшение работы сердечно-сосудистой и дыхательной системы;
  • увеличение быстроты реакции и гибкости;
  • активизация обмена веществ;
  • активный досуг;
  • увеличение продолжительности жизни.

В 1960-1970-е гг. группа советских ученых под руководством доктора биологических наук М.Р. Могендовича доказала тесную связь между двигательной активностью и работой внутренних органов. Сформулированные ими выводы составили теоретическую основу для развития оздоровительной физкультуры в СССР.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Для профилактики заболеваний каждый человек должен уделять физической активности минимум 30 минут в день.

Наиболее известные виды

Существуют различные виды оздоровительной физкультуры. Все они делятся на две группы:

  1. Циклические — это такие формы двигательной активности, при которых повторяются одни и те же двигательные циклы. При этом организм насыщается кислородом, улучшается работа сердца, повышается выносливость.
  2. Ациклические — это когда движения меняются в ходе выполнения упражнения. Способствуют увеличению мышечной силы, повышению гибкости суставов, улучшению реакции.

В зависимости от того, как задействован в упражнениях кислород, двигательные нагрузки делят на две категории: аэробные и анаэробные.

  • аэробика;
  • плавание умеренным темпом;
  • ходьба;
  • медленный и средний бег;
  • кардиотренировки.

Анаэробные упражнения представляют собой вид физической активности, при которой распад молекул глюкозы с выделением энергии происходит без участия кислорода.

  • повышенное потребление кислорода;
  • интенсивный темп;
  • значительное увеличение пульса и частоты дыхания;
  • упражнения выполняются сериями с промежутками на отдых.
  • подъем по ступеням;
  • спринтерский бег;
  • силовые тренировки;
  • быстрое плавание.

Анаэробная активность используется для наращивания мышечной массы, сжигания подкожного жира, улучшения работы сердечно-сосудистой системы и профилактики стресса.

Ациклические упражнения

К ним относят разнообразные виды оздоровительной гимнастики.

Атлетическая гимнастика

Она представляет собой систему силовых упражнений с использованием отягощений (гантели, штанги, гири).

  • избавление от неправильной осанки;
  • наращивание мышц;
  • увеличение выносливости;
  • укрепление здоровья;
  • формирование пропорциональной фигуры.

К атлетическим упражнением следует подходить с осторожностью. Они сопровождаются дополнительной нагрузкой на сердце, повышением давления, нервным напряжением.

Этот тип гимнастики подходит в основном для молодых здоровых людей, способных переносить значительные нагрузки. У лиц старше 40 атлетика может вызвать перенапряжение Миокарда и гипертонию.

Производственная

Такая гимнастика состоит из набора простых физических упражнений, которые выполняются перед началом рабочего дня или во время пауз между работой. Главная цель — повышение работоспособности и профилактика переутомления.

В СССР существовала в 1961-1991 гг.

В набор упражнений для производственной гимнастики обычно входят:

  • ходьба на месте;
  • потягивания;
  • приседания;
  • маховые движения руками и ногами;
  • упражнения на расслабление разных групп мышц.

Ритмическая

Она представляет собой комплекс упражнений, выполняемых в заданном темпе под музыку.

Оказывает общеукрепляющее воздействие на нервную, дыхательную и сердечно-сосудистую систему.

Этот вид гимнастики не может в значительной мере уменьшить жировую прослойку и нормализовать холестериновый обмен. Но он способствует профилактике стресса и поддержанию мышц в тонусе.

Утренняя

  • приведение организма в рабочее состояние;
  • улучшение координации работы мышц и сердечно-сосудистой системы;
  • активизация деятельности рецепторов;
  • стимуляция правильной работы вестибулярного аппарата;
  • повышение возбудимости ЦНС;
  • увеличение работоспособности.

Это одно из направлений классической йоги. Возникла в X в. и представляет собой сложное философское учение в сочетании с психофизическими техниками.

  • положительное влияние на ЦНС;
  • уменьшение болей в спине;
  • укрепление мышц;
  • улучшение работы внутренних органов;
  • коррекция фигуры.

Особенно эффективна хатха-йога в утренние часы на свежем воздухе.

ЛФК — лечебная физическая культура

  • упражнения для больных сколиозом;
  • дыхательная гимнастика;
  • лечебное плавание.

Циклические упражнения

Аэробика

Это комплекс повторяющихся под музыку упражнений. Состоит из:

  • ходьбы;
  • бега;
  • прыжков;
  • упражнений на гибкость.

Термин введен в США физиологом К. Купером. Популяризацией аэробики во всем мире активно занималась американская актриса Дж. Фонда.

Аэробика способствует поддержанию мышц и кожи в тонусе, профилактике заболеваний, улучшению настроения.

Оздоровительный бег

Наиболее доступный вид оздоровительной гимнастики. Омолаживает организм, способствует нормализации работы центральной нервной системы, укрепляет выносливость.

Ходьба на лыжах

Один из самых продуктивных видов физической активности. Особенно распространен в северных регионах. Представляет собой сложную работу огромного количества мышц. Содействует улучшению обмена веществ, росту объема легких, укреплению сердечной мышцы. По уровню сжигания калорий соответствует интенсивному бегу, но при этом гораздо ниже уровень усталости.

Скандинавская ходьба

Возникла как альтернатива ходьбе на лыжах в летнее время года. В ней задействовано до 90% мышц тела. Сжигает в 2 раза больше калорий, чем обычная ходьба. Ей можно заниматься и людям преклонного возраста. Улучшает работу многих внутренних органов, особенно сердца и легких.

I. Значение учебного предмета в системе общего образования

Физическая культура является неотъемлемой частью культуры общества, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Физическое воспитание в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (далее – образовательные организации), является универсальным средством формирования разносторонней и гармонично развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Физическая культура и здоровый образ жизни подрастающего поколения – залог здоровья нации, основа национальной безопасности.

II. Проблемы изучения и преподавания учебного предмета

1. Проблемы мотивационного характера

несоответствие личностных интересов обучающихся и содержания программ учебного предмета, где виды двигательной деятельности, в большинстве случаев, неудовлетворяют современным запросам молодежи;

несовершенство механизмов, позволяющих формировать у обучающихся навыки самостоятельной учебной деятельности с учетом уровня их физического развития, физической подготовленности, индивидуальных особенностей здоровья и интересов;

неэффективность механизмов использования сетевой формы реализации образовательных программ общего образования (в том числе во внеурочной деятельности) и образовательных программ дополнительного образования, ресурсов физкультурно-спортивных и иных организаций для осуществления обучения и воспитания обучающихся.

2. Проблемы содержательного характера

преемственность и взаимосвязь уровней образования – дошкольного, начального общего образования, основного общего и среднего общего образования;

интеграцию и равные возможности для обучающихся в использовании урочных, внеурочных и других форм обучения и средств физической культуры и спорта;

системность вариативного, разноуровневого подхода к процессу обучения предмету (с учетом состояния здоровья, физического развития и интересов обучающихся);

формирование у обучающихся на уровнях дошкольного и начального общего образования навыков здорового и безопасного образа жизни средствами гимнастики;

единые подходы к критериям и методикам оценивания успеваемости обучающихся по учебному предмету;

механизмы педагогического и медицинского контроля за занятиями физической культурой;

возможности использования в содержании программ и учебников модулей по традиционным, национальным и новым видам спорта.

3. Проблемы методического характера

В методическом обеспечении учебного предмета недостаточное внимание уделяется:

созданию современных, научно обоснованных технологий обучения в области физической культуры и спорта;

методикам выявления одаренных детей в области физической культуры;

современным методам и средствам обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья;

обновлению учебно-методических комплексов и программ мониторинга состояния физической подготовленности обучающихся образовательных организаций с учетом современных технологий;

созданию единой федеральной электронной библиотеки (базы) образовательных проектов, программ и модулей по учебному предмету, внеурочной деятельности лучших отечественных традиций и успешных мировых практик в области физического воспитания;

развитию образовательных информационных ресурсов для учителей физической культуры;

созданию безопасных условий для проведения урочных и внеурочных форм занятий физкультурно-спортивной направленности;

современному оснащению спортивных залов инвентарем и оборудованием в соответствии с запросами участников образовательных отношений.

4. Кадровые проблемы

В кадровом обеспечении недостаточное внимание уделяется:

системе подготовки и дополнительного профессионального образования учителей физической культуры, не отвечающей современным требованиям в части формирования их компетенций в соответствии с запросами участников образовательных отношений;

процедуре аттестации учителей физической культуры, способствующей их профессиональному росту и выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий;

механизмам межведомственного сотрудничества (образование, спорт, здоровье, культура) по созданию скоординированных программ повышения квалификации педагогических работников физкультурно-спортивного профиля.

III. Цель и задачи Концепции

модернизация содержания учебного предмета на основе взаимосвязи учебной и внеурочной деятельности, а также дополнительного образования, с учетом новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий;

совершенствование учебно-методического обеспечения и материально-технического оснащения учебного предмета;

обеспечение условий для приобретения обучающимися базовых умений и навыков, способствующих повышению личных показателей физического развития, физической подготовленности, освоению широкого социального спектра универсальных компетенций, необходимых для выполнения различных видов деятельности, выходящих за рамки физкультурного образования;

расширение базы информационных ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ, технологического инструментария деятельности обучающихся и педагогических работников;

развитие кадрового потенциала в сфере физической культуры;

повышение у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой и формирование навыков здорового образа жизни.

IV. Основные направления реализации

Многолетние традиции преподавания физической культуры в образовательных организациях – методические подходы, учебно-методические комплексы, исторически сложившаяся образовательная, научная, спортивная практика, педагогический опыт физического воспитания – представляют собой важнейший потенциал российской системы общего образования.

Основные направления реализации Концепции обеспечивают научно-обоснованный подход в обучении и преподавании учебного предмета, межпредметную интеграцию, единообразие образовательного пространства, преемственность на всех уровнях образования, включая дошкольный, создание системы индексации физического развития и физической подготовленности обучающихся, выявление и поддержку одаренных обучающихся на основе межведомственного взаимодействия, материально-техническое обеспечение и развитие кадрового потенциала.

1. Обновление содержания и технологий преподавания учебного предмета

Обновление содержания и технологий преподавания учебного предмета определяется исходя из ключевых задач на каждом уровне общего образования.

На уровне дошкольного и начального общего образования у обучающихся следует обеспечить формирование познавательных интересов к занятиям физической культурой, навыков здорового образа жизни как основы физического воспитания. Приоритетами в обучении являются: получение знаний и умений выполнения базовых упражнений средствами гимнастики для правильного формирования опорно-двигательного аппарата, развития гибкости, координации, моторики; приобретение двигательного опыта и интеллектуального развития средствами различных видов спорта, не наносящих ущерба здоровью обучающихся; получение эмоционального удовлетворения от выполнения физических упражнений через игровую деятельность.

На уровне основного общего и среднего общего образованиянеобходимо обеспечить формирование у обучающихся компетенций по осознанному ведению здорового образа жизни,привычки к самостоятельным занятиям по развитию основных физических качеств, профилактике и укреплению здоровья через:

реализацию образовательных программ на основе традиционных, прикладных и вновь развивающихся видов спорта, а также современных оздоровительных систем;

преподавание уроков с оздоровительной, общеразвивающей, спортивной и практико-ориентированной направленностью;

участие в деятельности школьных спортивных клубов;

освоение дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта,участие в соревновательной деятельности.

В целяхобновления содержания и технологий преподавания учебного предмета целесообразно:

усовершенствовать контрольные измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации с учетом необходимости тестирования знаний о физической культуре, способах физкультурной деятельности, основных физических качеств в соответствии с уровнем образования;

совершенствовать учебно-методические комплексы по физической культуре, ориентированные на оптимальное сочетание обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, предполагающей приоритетное развитие самостоятельной творческой работы обучающихся;

совершенствовать технологии проведения и содержание всероссийской олимпиады школьников по физической культуре;

регламентировать деятельность школьных спортивных клубов как одной из форм внеурочной деятельности;

модернизировать формы, средства и технологии преподавания учебного предмета в соответствии с сенситивными периодами развития физических качеств и иными особенностями обучающихся;

обеспечить системный подход в интеграции содержания учебного предмета с программами воспитания и социализации обучающихся с учетом использования ресурсов социальной среды;

совершенствовать формы, средства и технологии педагогического и медицинского контроля за занятиями физической культурой;

использовать ресурсы физкультурно-спортивных и иных организаций различной социальной направленности, в том числе для популяризации здорового образа жизни;

в ходе достижения планируемых результатов освоения общеобразовательных программ учитывать необходимость формирования антидопингового мировоззрения и поведения.

2. Обновление учебно-методического обеспечения и материально-технического оснащения

В целях обновления учебно-методического характера необходимо:

совершенствовать учебно-методические комплексы по физической культуре, в том числе с использованием электронных и мультимедийных технологий, с учетом приоритета самостоятельной работы обучающихся, а также механизмы их экспертной оценки;

совершенствовать процессы разработки, апробации и внедрения новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, использования образовательных ресурсов, реализации инновационных проектов и программ;

использовать методические ресурсы различных видов спорта, удовлетворяющих современным запросам молодежи с учетом здоровьесберегающих технологий, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, или временными ограничениями физической нагрузки;

разработать инструментарий для оценки физических способностей, спортивных интересов обучающихся и образовательного самоопределения в области внеурочной деятельности, включая автоматизированное интерактивное тестирование;

создать электронную научно-методическую ресурсную базу по учебному предмету на основе современных подходов к диагностике результатов обучения, определения уровня здоровья и физической подготовленности обучающихся.

Для методического обеспечения деятельности учителя физической культуры целесообразно:

создание и организация деятельности информационных консультационных центров;

создание единой федеральной электронной библиотеки (базы) образовательных проектов, программ и модулей по учебному предмету, внеурочной деятельности лучших отечественных традиций и успешных мировых практик в области физического воспитания.

Для обновления материально-технического обеспечения и оснащения необходимо:

разработать требования безопасности к спортивному инвентарю и оборудованию, используемому в образовательной деятельности по учебному предмету, к его сертификации, правила безопасности по эксплуатации объектов физкультурно-спортивной инфраструктуры;

обеспечить обновление санитарно-эпидемиологических требований и норм к спортивной инфраструктуре образовательных организаций;

организовать испытательные центры для оценки технического уровня и безопасности объектов школьной спортивной инфраструктуры, оборудования и инвентаря;

обновить примерный перечень и характеристики современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений образовательных организаций;

создать единую электронную базу спортивных сооружений, спортивных площадок и зон рекреации образовательных организаций.

3. Развитие информационных ресурсов

Реализация основных общеобразовательных программ в современных условиях предусматривает для обучающихся и педагогических работников необходимость развития образовательных информационных ресурсов, включающих:

форматы организации индивидуальной (совместной) деятельности обучающихся, сетевые модули для самостоятельного углубленного изучения программ по видам спорта, отдельных тем и разделов по физической культуре, спорту, физическому воспитанию;

банки современных средств диагностики результатов обучения, физического развития, определения уровня здоровья, физической подготовленности;

функционирование информационного центра, координирующего процесс развития учебного предмета (урочную и внеурочную деятельность) и его результаты.

4. Повышение кадрового потенциала

В целях укрепления кадрового потенциала необходимо:

обеспечить преемственность между образовательными программами общего, профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования;

совершенствовать механизмы дополнительного профессионального образования педагогических работников физкультурно-спортивного направления с учетом использования модульной системыи электронного обучения; личных запросов в части формирования (совершенствования) новых компетенций и индивидуальных траекторий профессионального развития; привлечения ресурсов профессиональных сообществ учителей физической культуры и спортивных федераций;

совершенствовать систему подготовки и дополнительного профессионального образования руководителей и педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность в школьных спортивных клубах;

разработать механизмы профессиональной поддержки учителей физической культуры, работающих в сельской местности, в отдаленных территориях, реализующих программы по адаптивной физической культуре; молодых специалистов;

совершенствовать систему оценки качества работы учителей физической культуры, в том числе аттестацию, на основе внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников;

уточнить в профессиональном стандарте педагога требования к профессиональным компетенциям, необходимым для выполнения трудовой функции, в том числе по адаптивной физической культуре.

5. Формирование у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой и использованию навыков здорового образа жизни

Для формирования у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой и использованию навыков здорового образа жизни целесообразно:

обеспечить условия для индивидуализации обучения, профессиональной ориентации, выявления и поддержки обучающихся, проявивших выдающиеся способности в области физической культуры;

обеспечить условия для участия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в различных формах конкурсных мероприятий;

обеспечить в ходе реализации образовательных программ, включая внеурочную и соревновательную деятельность, сетевое взаимодействие с использованием ресурсов иных организаций (научных, медицинских, культурных, физкультурно-спортивных), а также организаций дополнительного образования;

разработать механизмы формирования навыков здорового образа жизни, в том числе антидопингового мировоззрения и поведения через взаимодействие с семьей и родительским сообществом, создание и реализацию индивидуальных образовательно-воспитательных проектов.

V. Реализация Концепции

Читайте также: