Какое время отдыха требуется после окончания лечебно профилактических процедур детей

Обновлено: 18.09.2024

Теперь для лицензирования медицинских кабинетов действуют новые правила. Приводим здесь как полный текст нового СанПиНа, так и выдержки требований для медицинских кабинетов, действующих с 2021-го года.

Мы полностью проведем процесс лицензирования медицинской деятельности в Казани.

В отличие от множества сайтов всероссийских юридических агентств, мы находимся непосредственно в Казани и будем сами подавать и получать за Вас документы, полностью избавив Вас от посещений всех инстанций.

Минимальные площади помещений для медицинской деятельности с 2021-го года (выдержка из СанПиН для кабинетов медицинских центров)

2. Консультативные, лечебные, диагностические помещения, помещения восстановительного лечения, общие для разных структурных подразделений 4. Вспомогательные, служебные и бытовые помещения, общие для всех структурных подразделений

Признать утратившими силу с 01.01.2021:

II. Общие требования

2.1. Хозяйствующий субъект в соответствии с осуществляемой им деятельностью по предоставлению услуг населению, должен осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, с проведением лабораторных исследований и измерений с привлечением испытательных лабораторных центров, аккредитованных в национальной системе аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации1.
2.2 Здания, строения, сооружения, помещения, используемые хозяйствующими субъектами, должны быть оборудованы системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения.
При отсутствии централизованной системы водоснабжения и водоотведения здания, строения, сооружения, помещения, используемые хозяйствующими субъектами, должны быть оборудованы нецентрализованными (автономными) системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, со спуском сточных вод в локальные очистные сооружения.
При отсутствии горячего централизованного водоснабжения должны устанавливаться водонагревающие устройства.
2.3. Вода, используемая в хозяйственно-питьевых и бытовых целях, должна соответствовать гигиеническим нормативам.
Не допускается использование воды из системы отопления для технологических, а также хозяйственно-бытовых целей.
2.4. В помещениях обеспечиваются параметры микроклимата, воздухообмена, определенные требованиями гигиенических нормативов.
В воздухе не допускается превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, определенных требованиями гигиенических нормативов.
2.5. Уровни естественного и искусственного освещения, инсоляции, шума, вибрации, электромагнитных полей в помещениях хозяйствующих субъектов должны соответствовать гигиеническим нормативам.
2.6. Помещения, в которых установлено оборудование, являющееся источником выделения пыли, химических веществ, избытков тепла и влаги, должны быть обеспечены местной системой вытяжной вентиляции.
Обследование технического состояния системы вентиляции проводится перед вводом здания (помещения) в эксплуатацию или его реконструкцией, затем через 2 года после ввода в эксплуатацию, в дальнейшем не реже 1 раза в 10 лет. При обследовании технического состояния вентиляции должны осуществляться инструментальные измерения объемов вытяжки воздуха.
2.7. Покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком, и должны быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств.
В помещениях с повышенной влажностью воздуха потолки должны быть влагостойкими.
2.8. На территории земельного участка, используемого хозяйствующим субъектом на праве собственности или ином законном основании (далее -собственная территория), не допускается скопление мусора. Уборка собственной территории проводится ежедневно или по мере загрязнения.
2.9. Мусор должен собираться в контейнеры, закрывающиеся крышками. Очистка мусоросборников должна проводиться при заполнении 2/3 их объема.
2.10. Контейнерная площадка для сбора твёрдых коммунальных отходов должна быть с твердым покрытием. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны.
2.11. Уборочный инвентарь, используемый для уборки помещений, маркируется в зависимости от назначения помещений и видов работ. Инвентарь для уборки туалетов должен иметь иную маркировку и храниться отдельно от другого инвентаря.
По окончании уборки весь инвентарь промывается с использованием моющих средств, ополаскивается проточной водой и просушивается.
Инвентарь для туалетов после использования обрабатывается дезинфицирующими средствами.
2.12. В помещениях не должно быть насекомых, грызунов и следов их жизнедеятельности.
При появлении синантропных насекомых и грызунов проводится дезинсекция и дератизация. Дезинсекция и дератизация проводится в отсутствие работников и потребителей.

IV. Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений при осуществлении деятельности хозяйствующими субъектами, оказывающими медицинские услуги

4.6. К естественному, искусственному и совмещенному освещению помещений медицинских организаций предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования:
4.6.1. В медицинской организации показатели естественного, искусственного и совмещенного освещения должны соответствовать гигиеническим нормативам. Помещения с постоянным пребыванием пациентов и работников должны иметь естественное освещение.
4.6.2. Без естественного освещения или с освещением вторым светом при условии обеспечения нормируемых показателей микроклимата и кратности воздухообмена размещаются:
а) технические и инженерные помещения (тепловые пункты, насосные, компрессорные, вентиляционные камеры, дистилляционные, мастерские по эксплуатации зданий, серверные);
б) помещения работников (помещения для занятий работников, конференц-залы, помещения отдыха, приема пищи, выездных бригад, гардеробные, душевые, санитарный узел);
в) помещения вспомогательных служб (экспедиции, загрузочные, архивы, кладовые и хранилища всех видов, термостатная, комната приготовления сред, центральные бельевые, помещения приготовления рабочих дезинфекционных растворов, моечные, столовые, помещения пищеблоков, прачечных, центральных стерилизационных, дезинфекционных отделений, помещения хранения и одевания трупов, траурный зал, помещения обработки медицинских отходов, санитарные пропускники, санитарные комнаты, клизменные);
г) кабинеты и помещения восстановительного лечения организаций, для которых медицинская деятельность не является основной, помещения в составе лабораторий площадью до 100 , кабинеты консультативного приема врачей, при наличии ординаторской (помещения) работников с естественным освещением, кабинеты гирудотерапии, сауны, помещения подготовки парафина, озокерита, обработки прокладок, фотарии, кабинеты бальнеологических процедур, регенерации грязи, лечения сном, кабинеты электросветолечения, процедурные лучевой терапии, лучевой, радионуклидной и магнитно-резонансной диагностики, комнаты управления при них и другие помещения кабинетов, представляющие с ними единый функциональный процесс, блоки радионуклидного обеспечения, помещения зуботехнических лабораторий, кабинеты медицинской оптики, помещения медицинской организации, расположенных в торгово-развлекательных комплексах, общей площадью не более 100 .
4.7. В лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях (кроме административных и вестибюльных) должна использоваться мебель, выполненная из материалов, устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств.

4.16. К физиотерапевтическому отделению и отделению медицинской реабилитации предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования:
4.16.1. Физиотерапевтическое отделение и отделение медицинской реабилитации может быть общим для всех структурных подразделений организации, за исключением отделений инфекционного профиля.
4.16.2. Уровень электромагнитных полей в кабинетах физиотерапевтического лечения должен соответствовать гигиеническим нормативам для производственных помещений.
4.16.3. В кабинетах гипокситерапии должны быть реализованы противошумовые мероприятия от работы компрессора и естественное проветривание. Для мойки и дезинфекции масок и шлангов должно быть отдельное помещение. Между сеансами устраивается перерыв для проветривания. После окончания рабочей смены должна производиться уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств, а также обеззараживание воздуха.
4.17. К эндоскопическому отделению предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования:
4.17.1. Прием врача, обработка эндоскопического оборудования, проведение эндоскопических процедур должны осуществлять в разных помещениях.
Для проведения бронхоскопии, эндоскопии верхних отделов пищеварительного тракта и нижних отделов пищеварительного тракта выделяются отдельные процедурные. При процедурной для исследования нижних отделов пищеварительного тракта должен быть туалет.
В случае необходимости совмещения эндоскопии верхних отделов пищеварительного тракта и нижних отделов пищеварительного тракта, данная манипуляция осуществляется в процедурной для эндоскопии нижних отделов пищеварительного тракта.
При оказании анестезиологического пособия в ходе проведения эндоскопического обследования в амбулаторных условиях должно быть организовано помещение для отдыха и наблюдения за пациентом.
4.17.2. Для проведения бронхоскопии, эндоскопии верхних отделов пищеварительного тракта и нижних отделов пищеварительного тракта выделяются отдельные процедурные. Проведение этих манипуляций в одной процедурной не допускается. При процедурной для исследования нижних отделов пищеварительного тракта должен быть организован туалет.

4.26.17. Минимальное количество помещений, необходимых для функционирования стоматологической медицинской организации включает: вестибюльную группу, кабинет врача-стоматолога, комнату работников, туалет, кладовую.

Физиологический эксперимент и клинические наблюдения (И. П. Павлов) показывают, что после более или менее продолжительного отдыха нервной системы ее реакции нормализуются. Столь высокая эффективность лечения детей в санаторных условиях и объясняется тем, что особенности санаторной обстановки обеспечивают детям все условия для отдыха центральной нервной системы и для нормализации реактивности. В санатории ребенка не только лечат, но и оберегают от всякого рода вредных воздействий внешней среды, от тех мелких психических травм, которые неизбежны в обычных условиях жизни и которые не оказывают влияния на здорового ребенка. Другими словами, в санатории ребенку создается так называемый лечебно-охранительный режим.

Внешняя среда в санатории состоит из комплекса разнообразных воздействий, которые можно разбить на две группы тесно переплетающихся между собой мероприятий. Одни из них направлены к обеспечению хорошего физического ухода за ребенком — ребенок должен получить все, что диктуется требованиями гигиены, и быть обеспечен всеми необходимыми видами лечения, доступными в санаторных условиях.

Но не менее важное значение имеют и те мероприятия, которые направлены на повышение психического и эмоционального тонуса больного или ослабленного ребенка. Ведь эмоциональные воздействия могут часто оказывать во много раз большее влияние, чем какой-либо физический фактор (К. М. Быков). Еще в прошлом веке В. А. Манассеин указывал на роль психики в здоровье человека, на значение душевных переживаний и потрясений в возникновении различных заболеваний, в том числе и туберкулеза. На то, что подавленное настроение, тоска, скука не способствуют выздоровлению ребенка, снижают способность выработки активного иммунитета, указывают виднейшие отечественные педиатры Д. Д. Лебедев, П. С. Медовиков, М. С. Маслов. Т. П. Краснобаев говорил, что невнимание к душевной жизни больного, и особенно больного ребенка, вредно влияет не только на его мировоззрение и настроение, но и на течение местного костнотуберкулезного процесса.

Большое значение в создании для детей благоприятной внешней среды имеет отношение к ним персонала. Люди, работающие в детском санатории, какую бы они ни выполняли работу, должны быть так воспитаны, чтобы дети некогда и ни при каких обстоятельствах не слышали от них резкого слова, грубого окрика. В каждом сотруднике больной ребенок должен видеть друга, стремящегося помочь ему восстановить здоровье.

Основная роль в повышении эмоционального и психического тонуса больного ребенка, несомненно, принадлежит педагогическим мероприятиям, делающим жизнь детей содержательной, интересной, дающей им возможность не отставать в своем умственном развитии от здоровых сверстников. В этом сочетании одна из основных специфических особенностей детского санатория, которая играет существенную роль в достижении благоприятных результатов.

Чем тяжелее заболевание ребенка, тем больше внимания должно уделяться повышению его психического тонуса. Больной ребенок тяжело переживает свою физическую неполноценность и это чувство должно быть у него уничтожено. В нем должна быть вызвана вера в выздоровление, в то, что у него есть перспективы, что он найдет свое место в жизни и примет активное участие в строительстве своей страны. Таким образам, перед детским санаторием, особенно таким, где ребенок находится длительно, ставится большая и ответственная задача — достигнуть возможно более полного оздоровления ребенка, создать ему бодрое, спокойное настроение и обеспечить соответствующее его возрасту умственное развитие.

Какие же требования предъявляются санаторию в отношении лечения ребенка?

Из санатория для детей с активными формами туберкулеза ребенка выписывают после того, как туберкулезный процесс перешел в фазу обратного развития; ребенка, страдающего ревматизмом, выписывают из санатория, когда общее состояние и специальные исследования дают основание считать, что ревматический процесс потерял активность; ребенка, страдающего рахитом, — когда он излечен от рахита; детей-психоневротиков — когда восстановлено их общее состояние, устранены сопутствующие заболевания, поведение и успеваемость стали такими, что дети могут жить в семье, посещать школу и т. д.

Для того, чтобы детские санатории могли осуществлять такие требования, с 1951 г. Министерство здравоохранения СССР установило новые, значительно увеличенные сроки лечения, дифференцировав их в зависимости от медицинского профиля санаториев. Для детей, страдающих костно-суставным туберкулезом, сроки лечения индивидуальные, для детей-реконвалесцентов после туберкулезного менингита — 6 месяцев, с активными формами туберкулеза легких, лимфатических узлов и других органов — 4 месяца, для детей, страдающих ревматизмом, психоневрозами, рахитом, с последствиями полиомиелита и для всех детей раннего возраста — 3 месяца. Самый короткий срок лечения в санаториях для детей с затихающими формами туберкулеза и в общетерапевтических удлинен до 2 месяцев.

Фактически детские санатории любого профиля имеют полную возможность подойти к срокам лечения каждого ребенка индивидуально. Им дано право решением внутрисанаторной врачебной комиссии продлевать лечение ребенка на тот срок, который диктуется медицинскими показаниями. Этот вопрос решает только указанная врачебная комиссия (в нее могут входить соответствующие специалисты). Между тем, иногда приходится встречаться с таким уродливым фактом, когда орган здравоохранения, которому подчинен санаторий, а еще чаще диспансер, обязывает санаторий выписать определенное количество детей, не считаясь с тем, имеется или нет такое количество детей, которых по состоянию здоровья можно выписать из санатория.

Конечно, в санатории прием и выписка не могут производиться ежедневно, как это имеет место в больнице; это осложняло бы предупреждение инфекционных заболеваний в санатории, делало бы невозможной правильную организацию жизни детского коллектива и проведение плановой педагогической работы с детьми. Во всех местных специализированных санаториях проводится групповой прием и выписка детей. В детских санаториях на бальнеологических курортах, где срок лечения определяется курсом бальнеологических процедур, индивидуальные сроки лечения не применяются, приезд и отъезд всех детей происходят одновременно. Но для того, чтобы лечение детей могло проводиться с учетом особенностей реактивности детского организма, и в бальнеологических санаториях сроки лечения увеличены до 60 дней (вдвое против сроков, существовавших в довоенные годы).

Поставленные перед детским санаторием как специальным лечебно-профилактическим учреждением задачи могут быть осуществлены только при условии бесплатного санаторного лечения детей. В этом отношении никакой разницы между лечением ребенка в поликлинике, больнице и санатории быть не может. Все эти учреждения лечат больного ребенка на различных этапах его заболевания. Санаторное лечение ребенка — не роскошь, без которой можно было бы обойтись. Оно должно быть доступно каждому нуждающемуся в нем ребенку независимо от материальных возможностей его семьи. Кроме того, только при бесплатном лечении могут практически быть осуществлены необходимые для получения желаемой эффективности сроки лечения.

Как и все детские лечебно-профилактические учреждения, детские санатории должны функционировать в течение круглого года. В послевоенные годы почти все детские санатории были переведены на круглогодовую работу. Опыт прежних лет подтвердил, что эффективное санаторное лечение как в местных санаториях, так и на курортах может успешно осуществляться в течение всех сезонов. Это имеет большое практическое значение, так как дает возможность своевременно обеспечивать детей санаторным лечением, в частности осуществлять этапный метод лечения, т. е. непосредственный перевод ребенка-реконвалесцента из больницы в санаторий по окончании острого периода болезни. Этапный метод лечения, дающий наилучшую эффективность, все шире начинает внедряться в практику и в будущем будет применяться при большинстве заболеваний у детей.

Этапный метод лечения детей делает еще более неразрывной и обязательной существующую связь между детскими санаториями, больницами, консультациями и поликлиниками. Детский санаторий не может полноценно выполнять поставленные перед ним задачи, находясь в отрыве от всей системы лечебно-профилактической помощи детям, он должен являться ее неотъемлемым звеном, органически связанным со всей цепью детских учреждений.

Какова же роль детского санатория в лечении тех заболеваний, которые являются наиболее серьезными в патологии детей дошкольного и школьного возраста?

В годы первых десятилетий советского здравоохранения в заболеваемости детей первое место занимал туберкулез, поэтому вполне естественно, что участие в борьбе с туберкулезом среди детского населения являлось основной задачей детских санаториев. Неуклонное повышение материально-бытового и культурного уровня жизни населения и широкая система противотуберкулезных мероприятий привели к резкому снижению заболеваемости туберкулезом и уменьшению смертности от него, причем это наиболее резко сказалось на детях. По ряду крупных городов число детей с активными формами туберкулеза в 1954 г. снизилось на 60% по сравнению с 1949 г., число детей-бацилловыделителей сократилось в 10 раз, число умерших от туберкулеза — в 12 раз; вдвое, а в ряде городов и втрое снизилась заболеваемость костно-суставным туберкулезом (С. В. Массино, К. П. Беркос).

Если мы обратимся к результатам лечения, достигаемым в детских туберкулезных санаториях, то будет ясна и та роль, которую они играют в этом общем деле. По данным за ряд лет многих санаториев для детей с активными формами легочного туберкулеза, 97—98% детей выписываются с процессом, перешедшим в фазы обратного развития (причем около половины из них — в фазе уплотнения), и с полностью восстановленным самочувствием. Дальнейшие наблюдения за этими детьми показывают, что примерно у 80% из них достигнутые результаты держатся стойко и дети являются практически здоровыми. Лечение детей, больных костно-суставным туберкулезом, осуществляется почти исключительно в санаториях. Летальность в этих санаториях в настоящее время является редким событием; в среднем около 90% детей выписываются из санаториев с полностью затихшим процессом; лишь около 1% остаются неработоспособными.

Вторым по своей значимости заболеванием детей раньше являлся ревматизм. Однако в настоящее время анализ структуры заболеваемости детей школьного и даже дошкольного возраста заставляет считать, что в патологии детей этого возраста ревматизм занял первое место. Заболевание ревматизмом приводит к тяжелым нарушениям в развитии ребенка, в большинстве случаев инвалидизирует его; оно занимает первое место в структуре летальности детей этого возраста. Ревматизм у взрослых — обычно лишь продолжение заболевания, перенесенного в детстве.

Обследования школьников показывают, что около 2—3% из них больны ревматизмом, а в VII—X классах число больных несколько выше. Около 1% дошкольников также болеют ревматизмом. Такое положение сделало необходимым создать соответствующую систему мероприятий по борьбе с ревматизмом среди детского населения, в которой санаторное лечение играет большую роль. Известно, что первая атака ревматизма нередко не оставляет поражения сердца, оно развивается при последующих рецидивах. Следовательно, важно предупредить эти рецидивы. Далее известно, что примерно у 40% детей ревматизм протекает без атак, с медленно нарастающим поражением сердца. Важно этого не допустить. Опыт последних 10 лет показывает, что если дети, у которых была атака ревматизма, находятся в благоприятных условиях специализированного ревматического санатория, то в дальнейшем рецидивы ревматизма у них наблюдаются в 3—4 раза реже, а если было проведено полное этапное лечение (больница — ревматический санаторий — ревматическая лесная школа), то случаи рецидивов сводятся к единичным (Е. И. Покровская). При своевременном распознавании скрыто текущего ревматического процесса у детей и помещении их в санаторий обычно удается прекратить его прогрессирование и предупредить развитие атаки.

В связи с имевшими место в послевоенные годы вспышками заболеваний полиомиелитом лечение детей с его последствиями приобрело серьезное значение и повело к развертыванию большой сети специализированных детских санаториев соответствующего профиля. Опыт работы этих санаториев показал, что своевременное, систематическое и правильно организованное лечение дает возможность в большинстве случаев в значительной мере восстановить пострадавшие функции органов движения и тем самым избавить детей от перспективы остаться на всю жизнь калеками. Независимо от того, находится ли санаторий на курорте или вне его, при использовании всех необходимых методов лечения у 80—90% больных детей достигаются положительные результаты.

Нередко тяжелые, с трудом поддающиеся лечению нервно-психические заболевания и болезненные отклонения характера у взрослых людей являются следствием психоневрозов, перенесенных в детстве. Между тем у детей нервная система отличается большой гибкостью и потому психоневрозы у них обычно не глубоки и не стойки.

Психоневрозы легко обратимы, если ребенок своевременно помещен в условия, которые способствуют нормализации его нервно-психической сферы и общему укреплению организма. Такие условия полностью обеспечиваются ребенку в санаториях психоневрологического профиля. Примерно у 43% детей наступает полное выздоровление, у 51%—значительное улучшение; данные катамнеза показывают, что у 94% детей достигнутые результаты держатся стойко: дети хорошо ведут себя в школе, успеваемость в школьных занятиях у них хорошая или удовлетворительная (К. М. Куханов, Москва).

Наблюдения, проведенные в санаториях для детей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта (Н. С. Киселева, А. А. Кураноза, Железноводск; Н. И. Пономарева, Озеро Шира), показывают, что во многих случаях у детей, страдающих язвенной болезнью, хроническим гастритом или колитом, хроническим гепато-холециститом, безуспешно лечившихся в условиях поликлиники и даже больницы, в санатории удается достигнуть в большинстве случаев значительного улучшения, а при повторном лечении — выздоровления.

Приведенные примеры достаточно убедительно показывают нам то место, которое детские санатории занимают в общей системе лечебно-профилактической помощи детям. Они также подтверждают целесообразность проведенной Министерством здравоохранения СССР в последние годы специализации детской санаторной сети с почти полным переключением детских санаториев на лечение больных детей.

Несомненно, что в дальнейшем будут создаваться санатории не только уже существующих медицинских профилей, но и нового профиля — для лечения детей, страдающих неспецифическими хроническими заболеваниями легких и верхних дыхательных путей, носоглотки, почек, для реконвалесцентов после различных тяжелых заболеваний и перенесенных операций.

Но кроме больных детей, имеются и такие дети, которые не нуждаются в каких-либо специальных методах лечения, а лишь в общем укреплении организма. Им нужен полноценный, правильно организованный отдых в загородных условиях. Дети дошкольного возраста имеют такую возможность, так как повсеместно широко практикуется вывоз детских садов в летние месяцы на дачи. Дети школьного возраста в этом отношении находятся в худшем положении. Пионерские лагеря являются прекрасным местом отдыха для здоровых детей, но они не могут обеспечить условий, необходимых для восстановления сил ослабленного ребенка. Это и не является их задачей. Ослабленному ребенку, перенесшему в прошлом ревматическую атаку, воспаление почек, болевшему туберкулезом костно-суставного аппарата или легких, недавно перенесшему воспаление легких или другие серьезные заболевания, противопоказано направление в условия пионерского лагеря. Но он уже и не больной, и лечение в санатории ему не показано.

Вопрос оздоровления этих детей был бы правильно решен путем создания сети детских домов отдыха. Это должны быть сезонные оздоровительные учреждения, функционирующие 4 месяца — с мая по сентябрь, которые пропускали бы за лето 3 смены детей по 40 дней каждая: в первую смену — учащихся младших классов, во вторую смену — старших классов (сразу после окончания экзаменов) и в третью смену — средних классов. Содержание таких домав отдыха обходилось бы значительно дешевле, чем санаториев, так как в них нет необходимости иметь многочисленный медицинский персонал, лечебно-диагностические кабинеты. Правильный режим дня, рациональное питание, физкультура и хорошо поставленная педагогическая работа под общим врачебным наблюдением создавали бы все необходимые условия для укрепления и закаливания детей и для отдыха.

Вопрос отдыха и укрепления здоровья учащихся старших классов мог бы быть успешно разрешен путем создания для них школьных ночных санаториев. Опыт довоенных лет показал, что многие старшеклассники, переутомившиеся вследствие отсутствия правильного режима дома и недостаточно гигиенических условий быта, хорошо восстанавливали свои силы и работоспособность при помещении в ночные санатории. Здоровье их укреплялось, успеваемость повышалась. Такого типа санатории для старших школьников легче организовать, чем круглосуточные, так как в них не требуется штата учителей для преподавания разных предметов, проходимых в старших классах.

Право несовершеннолетних на отдых и оздоровление

Однако воспользоваться этими двумя гарантиями, к сожалению, могут не все, так как, согласно законодательству РФ несовершеннолетние могут быть направлены в организации отдыха детей и их оздоровления только при отсутствии медицинских противопоказаний, установленных в пункте 2 Порядка ( пункт 3 статьи 12 ФЗ № 124 ).

Помимо вышеуказанных изменений, Порядок также был дополнен пунктом 2.1, которым были установлены особые правила направления в организации отдыха и оздоровления (далее – учреждения) следующих категорий детей:

  • а) Несовершеннолетние, нуждающиеся в соблюдении назначенного лечащим врачом режима лечения (диета, прием лекарственных препаратов для медицинского применения и специализированных продуктов лечебного питания) - направляются в учреждения, в которых созданы условия для их пребывания, в том числе наличие врача-педиатра, условия для хранения лекарственных препаратов для медицинского применения и специализированных продуктов лечебного питания.
  • б) Несовершеннолетние, нуждающиеся в сопровождении и (или) индивидуальной помощи в связи с имеющимися физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями - направляются в учреждения, в которых созданы условия для их пребывания в сопровождении законных представителей или иных лиц при наличии заверенной в установленном порядке доверенности и медицинской справки о состоянии здоровья сопровождающего лица

Также Порядком отмечается, что для детей-инвалидов нуждаемость в сопровождении и (или) индивидуальной помощи определяется в соответствии с имеющимися ограничениями основных категорий жизнедеятельности, указанных в индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалида.

Отличия санаторно-курортного лечения от оздоровления и организованного отдыха несовершеннолетних

Хотелось бы обратить Ваше внимание, что к организациям отдыха детей и их оздоровления согласно статье 1 Приказа № 124 относятся детские лагеря, в том числе санаторно-оздоровительные, что может ввести в некоторое заблуждение. Однако следует различать противопоказания для направления несовершеннолетних на санаторно-курортное лечение от противопоказаний для направления детей на оздоровление и организованный отдых. Действительно, детские лагеря и детские санатории - это во многом схожие учреждения. Однако, если лагеря - это, прежде всего, отдых и развлечения для ребенка, то санаторий - это, главным образом, все же лечение и оздоровление.

Так, напомним, что санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах (часть 3 статьи 40 ФЗ № 323).

В свою очередь отдых детей и их оздоровление – это совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей (статья 1 ФЗ № 124).

Таким образом, в данных случаях следует руководствоваться разными нормативными правовыми актами и формами документов. Например, направление на санаторно-курортное лечение предоставляется пациентам не только при отсутствии противопоказаний для его осуществления, но и при наличии у них показаний для санаторно-курортного лечения. Напомним, что перечень таких показаний и противопоказаний установлен Приказом Минздрава России от 05.05.2016 № 281н. Кроме того, отличия касаются и медицинской справки, необходимой для направления ребенка в лагерь ( форма № 079/у , утвержденная приложением № 17 к Приказу Минздрава России от 15.12.2014 № 834н). Данная форма в общем и целом лишь подтверждает, что у ребенка нет противопоказаний, в то время как санаторно-курортная карта для детей ( форма № 076/у , утвержденная приложением № 15 к Приказу Минздрава России от 15.12.2014 № 834н) описывает особенности состояния здоровья ребенка более подробно.

Для справки!

Напоследок хочется напомнить, что законодательство субъектов РФ может предусматривать полную или частичную оплату отдыха проживающих на территории данного субъекта детей. Так, например, в подпункте 2.10 Порядка организации отдыха и оздоровления детей, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 15.02.2011 № 29-ПП (далее – Порядок № 29-ПП), имеющих место жительства в городе Москве, гарантируется бесплатное предоставление путевки и проезда к месту отдыха и обратно за счет средств бюджета города Москвы следующим льготным категориям граждан:

  • детям-сиротам;
  • детям, оставшимся без попечения родителей;
  • детям-инвалидам;
  • детям, находящимся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
  • детям - воспитанникам специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающимся в социальной реабилитации;
  • детям, пострадавшим в результате террористических актов;
  • детям из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
  • детям - жертвам вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
  • детям из семей лиц, погибших или получивших увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
  • детям, состоящим на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • детям, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств в семье, вызванных утратой имущества вследствие ограбления, пожара, затопления, разрушения или утраты жилища;
  • детям из малообеспеченных семей;
  • детям из семей, в которых оба или один из родителей являются инвалидами;
  • лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет (включительно), обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования или образовательным программам высшего образования по очной форме обучения.

В качестве еще одного примера можно привести подпункты 2.11 и 2.12 Порядка № 29-ПП, согласно которым путевки на льготной основе с частичной оплатой их стоимости родителями (законными представителями) в размере 10% стоимости путевки (проезд к месту отдыха и обратно осуществляется за счет средств родителей) в период школьных каникул раз в год предоставляются:

  • детям - лауреатам детских международных, федеральных, городских олимпиад, конкурсов;
  • детям - участникам детских коллективов различной направленности, созданных в учреждениях, находящихся в ведении органов исполнительной власти города Москвы;
  • детям, обучающимся в образовательных организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, следующим в походы, экспедиции в составе организованных групп, формируемых образовательными организациями уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в сфере образования.

Кроме того, иногда компенсация оздоровления и отдыха работников и членов их семей может входить в перечень обязательств работодателя по коллективному договору (статья 41 Трудового Кодекса РФ).

Профилактические осмотры проводятся бесплатно в поликлинике по месту прикрепления ребенка, в детском саду или школе. Мы расскажем, зачем это нужно, а также каких врачей нужно пройти и какие анализы сдать (в зависимости от возраста).

Все о диспансеризации детей и подростков

Профилактический медицинский осмотр ребенка (а это и есть диспансеризация) - комплексное обследование здоровья и развития ребенка, в целях профилактики и ранней диагностики различных заболеваний (что существенно повышает успех лечения).

Можно ли отказаться?

Да. Можно отказаться от проведения диспансеризации полностью или от ряда процедур, которые входят в диспансеризацию. Но принимая решение об отказе, Вы фактически принимаете решение не за себя, а за ребенка, который пока не может решать сам за себя, в том числе и в вопросах сохранения здоровья.

Как проходит медосмотр?

Право на бесплатный медицинский осмотр имеет каждый несовершеннолетний ребенок в возрасте до 17 лет.

Перечень исследований

Все дети проходят профилактические обследования ежегодно. Углубленная диспансеризация проводится у детей в 1 год, 3 года, 6, 7, 10, 14, 15, 16 и 17 лет.

Диспансеризация детей инфографика.jpg

Каких врачей нужно пройти ребенку до года

Первое обследование новорожденного проводится в роддоме. Новорожденным детям положено:

  • осмотр педиатра
  • неонатальный скрининг на врожденный гипотиреоз, фенилкетонурию, адреногенитальный синдром, муковисцидоз и галактоземию
  • аудиологический скрининг

Дальнейшие обследования проводятся по определенному графику. От рождения и до 1 года педиатр осматривает ребенка раз в месяц.

1 месяц

В возрасте месяца проводятся:

  • Педиатр
  • Невролог
  • Детский хирург
  • Офтальмолог
  • Детский стоматолог
  • Ультразвуковое исследование органов брюшной полости (комплексное)
  • Ультразвуковое исследование почек
  • Ультразвуковое исследование тазобедренных суставов
  • Эхокардиография
  • Нейросонография
  • Аудиологический скрининг

В качестве профилактики ребенку может быть назначен лечебный массаж или гимнастика.

2 месяца

В возрасте двух месяцев проводятся:

3 месяца

В возрасте трех месяцев проводятся:

12 месяцев

Каких врачей нужно пройти в год:

  • Педиатр
  • Невролог
  • Детский хирург
  • Оториноларинголог
  • Травматолог-ортопед
  • Общий анализ крови
  • Общий анализ мочи
  • Электрокардиография

Каких врачей нужно пройти ребенку в возрасте 1-3 лет

От 1 до 2 лет диспансеризация детей проводится раз в квартал, от 2 до 3 лет – раз в полгода.

Осмотры педиатра проводятся в:

2 года

Также проводится анкетирование родителей на выявление группы риска возникновения или наличия нарушений психического развития.

3 года

  • Педиатр
  • Невролог
  • Детский хирург
  • Детский стоматолог
  • Офтальмолог
  • Оториноларинголог
  • Акушер-гинеколог
  • Детский уролог-андролог
  • Общий анализ крови
  • Общий анализ мочи

Каких врачей проходят в 4-5 лет

Каких врачей нужно пройти ребенку в 6 лет

  • Педиатр
  • Невролог
  • Детский хирург
  • Детский стоматолог
  • Травматолог-ортопед
  • Офтальмолог
  • Оториноларинголог
  • Психиатр детский
  • Акушер-гинеколог
  • Детский уролог-андролог
  • Общий анализ крови
  • Общий анализ мочи
  • Ультразвуковое исследование органов брюшной полости (комплексное)
  • Ультразвуковое исследование почек
  • Эхокардиография
  • Электрокардиография

Каких врачей нужно пройти в 7 лет

Каких врачей проходят в 10 лет

  • Педиатр
  • Невролог
  • Детский стоматолог
  • Детский эндокринолог
  • Травматолог-ортопед
  • Офтальмолог
  • Общий анализ крови
  • Общий анализ мочи

Каких врачей нужно пройти в 11-14 лет

В этом возрасте требуются ежегодные осмотры у двух специалистов:

В 13 лет добавляется и осмотр у офтальмолога.

В 14 лет дополнительно еще два специалиста:

  • акушер-гинеколог — девочкам
  • детский уролог-андролог — мальчикам

Каких врачей нужно пройти ребенку в 15-17 лет

В профилактических осмотрах, рекомендуемых для 15-, 16- и 17-летних подростков, набор врачей совпадает, различаются списки исследований.

Читайте также: