Какой храм построен на месте спора афины и посейдона

Обновлено: 04.10.2024

Цели урока: составить представление о городе Афины как центре греческой культуры; учиться описывать памятники культуры Афин, быт и праздники афинян; особое внимание уделить духовной культуре афинян и роли античного наследия в современном мире; составить первоначальное представление об общегреческих ценностях.

Планируемые результаты

  • Предметные: описывать памятники истории и культуры Афин; выявлять черты их сходства и различия по предложенным вопросам; формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования.
  • Метапредметные: учиться работать в группе, определять собственное отношение к явлениям культуры прошлого; формулировать свою точку зрения и аргументировать ее; слушать других учеников; работать с различными источниками информации, в том числе с помощью компьютерных средств; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.
  • Личностные: формировать мотивацию к изучению нового материала; осмысливать культурный и нравственный опыт предшествующих поколений.

Основные понятия и термины: храм, Агора, Акрополь, архитектурный ордер (дорический, ионический), портик, фронтон, Пропилеи, Парфенон, Эрехтейон, кариатиды.

Оборудование:

Электронные ресурсы

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

1. Организационый момент

Приветствие учеников, распределение по группам.

2. Мотивационно-целевой этап

Афиняне очень гордились своим городом. "Ты чурбан, если не видел Афин. Если ты был в Афинах и не восторгался ими, то ты осел, а если по своей воле покинул их, то ты верблюд".

- О чем свидетельствует эта оценка? Каковы были причины богатства могущества Афин в V в. до н.э.

На предыдущих уроках мы говорили о расцвете греческих полисов после греко-персидских войн, о населении полисов. Расцвет афинской демократии связывают с именем стратега Перикла, которого выбирали на эту должность в течение 15 лет. Стараниями Перикла Афины превратились в один из красивейших городов Эллады. Недоброжелатели упрекали Перикла в том, что он потратил союзную казну на украшение города. Вспомните, что предложил Перикл в ответ на эти упреки (он предложил возместить эти затраты из собственных средств, но на зданиях поместить таблички со своим именем). Почему афиняне, подумав, отвергли это предложение? (Красота города должна быть общим достоянием, прославляющим его жителей).

Проблемный вопрос. Почему Афины до сих пор вызывают восхищение туристов?

План урока

2. Агора - главная площадь Афин.

3. На афинском Акрополе.

3. Работа по теме урока

Мы уже начали с вами знакомство с Афинами, а точнее с портом Пиреем - морскими воротами Афин. Предлагаю продолжить наше путешествие-знакомство с городом (задание: составить карту достопримечательностей Афин). Показ презентации (Приложение 1)

- Как вы думаете, почему город Афины имеет такое название? (Ученики вспоминают миф о споре Афины и Посейдона за право стать покровителем города. почему победу одержала Афина?)

1. Керамик

Афины - это шумный город с узкими улочками. Одноэтажные и двухэтажные дома, похожие друг на друга, выходят глухими стенами в переулки. Они небольшого размера, не имеют украшений ( в отличие от общественных зданий, храмов)

- Как вы думаете, почему греки не стремились к украшению жилых домов? (Большую часть времени мужчины проводили в общественных местах - на Агоре, в Народном собрании, на спортивных площадках, близ храмов, в театре. Дома лишь едят и спят).

Среди жителей Афин были кузнецы, каменщики, кожевники, ткачи. Особенно много было гончаров, Они селились на северо-западе от Акрополя, в районе Керамик, название которого произошло от слова керамос, что в переводе с греческого означает глина. В Керамике были расположены десятки гончарных мастерских, где из глины делали различные изделия.

Работа с иллюстрациями (учебник, альбом по культуре Древнего мира, раздаточный материал) - знакомство в видами гончарных произведений, их назначением (учеб. с.176).

Особенное восхищение вызывали краснофигурные и чернофигурные вазы.

- Почему они так назывались?

- Какие сюжеты изображались на вазах? (сцены из мифов, поэм Гомера "Илиада" и "Одиссея", состязания атлетов, военные сцены, диковинные животные и птицы).

- Для чего мог предназначаться пифос? (Это большой сосуд-бочонок для хранения разных припасов. В пифосе мог спокойно уместиться человек. По легенде именно в такой бочке жил знаменитый греческий философ Диоген)

- Почему амфора не имела плоского дна? Предположите, почему у нее была такая странная форма.

2. Агора - главная площадь Афин

Выйдя из Керамика, мы направимся на юго-восток. Наш путь проходит мимо рыночной площади - Агоры. По утрам в рыночные часы здесь было многолюдно и шумно. Слышны голоса торговцев, зазывающих покупателей.

Работа с учебником (с.177-178): -Какие еще сооружения находились на Агоре? Перечислите их.

Афиняне не представляли себе жизни без ежедневных посещений Агоры.

Но сегодня мы не будем задерживаться на Агоре. Наш путь ведет дальше.

3. На афинском Акрополе

В каком бы месте Афин вы не находились, отовсюду был виден Акрополь - холм с крутыми и обрывистыми склонами (в переводе с греческого верхний город). Акрополь - сердце Афин. Здесь находились главные храмы, к которым собирались жители города в дни празднеств. Самые древние храмы были деревянными. Но они были сожжены персами по приказу царя Ксеркса (В каком году это произошло? Во время каких событий? - 480 г. до н.э. Вторжение персов в Грецию).

После победы над персами большинство сооружений Акрополя были перестроены заново по инициативе Перикла. Именно за них его ругали в народном собрании. Работами руководил выдающийся греческий скульптор и архитектор Фидий (-Какие его работы вам известны? - Скульптура Зевса в Олимпии).
У подножия Акрополя располагался театр Диониса.

Поднимемся на Акрополь и познакомимся с его сооружениями.

На Акрополь ведет неширокая тропа. Полого поднимаясь, она огибает холм и подводи к входной колоннаде - Пропилеям.

Пропилеи - это крытая проходная галерея из темного камня и светлого мрамора. Слева - массивный мраморный павильон. Это Пинакотека - первый в мире художественный музей. Здесь знаменитые художники изобразили эпизоды Троянской войны. Работы греческих художников не сохранились, мы можем судить о них по росписям на вазах.

Справа перед нами самое маленькое здание Акрополя - храм богини Ники, построенный в честь победы над персами.

Нику обычно представляли прекрасной женщиной с большими крыльями: победа непостоянна и перелетает от одного противника к другому. Афиняне изобразили Нику бескрылой. - Как вы думаете, почему? (Чтобы победа никогда не покидала Афины)

Пройдя Пропилеи, мы окажемся на площади. Прямо перед нами возвышается бронзовая статуя Афины - воительницы, в доспехах и шлеме. Ее создал знаменитый скульптор Фидий. Блистающие на солнце доспехи были видны издалека, служили своеобразным маяком для кораблей, подплывающим к Пирею.

Здесь же мы видим несколько храмов. Познакомимся с особенностями греческой архитектуры. Греческие храмы представляли собой прямоугольное здание, окруженное колоннами, с двускатной крышей. Храм находился, как правило, на трехступенчатом основании. Внутреннее пространство храма небольшое, в нем помещались статуя бога, ценные подарки, казна полиса. Основное действие проходило перед храмом на площади. Поэтому главное внимание уделяли внешнему виду здания.
Сложились определенные правила соотношения разных частей здания - ордер (порядок). В период расцвета Греции существовали два архитектурных ордера - дорический и ионический.

Ионический ордер

Колонны массивны и лишены украшений. Храмы величественны и строги. Напоминают воинственный и твердый характер дорийцев, их потомков - спартанцев

Колонны стройные, заканчиваются красивыми завитками, похожими на бараньи рога. Храмы изящны, легкие. Напоминают утонченных афинян, поклонников науки и искусства.

Теперь каждой из групп предстоит выполнить задание: познакомиться с одним из памятников и поделиться своими знаниями и впечатлениями с другими группами.

Материал для 1 группы. Познакомьтесь с Парфеноном

Это самое прекрасное творение греческих строителей! Парфенон, сооруженный из мрамора, окруженный колоннами, создавал впечатление безупречной красоты, благодаря ясному чувству меры и гармонии, вызывал всеобщее восхищение.

Построен он был архитекторами Иктином и Калликратом в 447-438 гг. до н.э. Размеры храма: 70х30 м, окружен 46 колоннами.

Парфенон сложен из мраморных блоков с деревянным потолком. Греки не признавали ни глины, ни извести, ни цемента, а укладывали блоки, вырубая в мраморе пазы, соответствующие выступам в соседних плитах. прочность постройки достигалась главным образом безукоризненной подгонкой деталей. Только в особо ответственных местах, например в колоннах, камни просверливали насквозь и соединял бронзовыми скобами или штырями. Пазы между металлом и камнем заливали свинцом.

Скульптурные украшения Парфенона, созданные Фидием, связаны с легендами о жизни и подвигах богини Афины. На восточном фронтоне изображена сцена рождения Афины (учеб. с.179). На западном - спор Афины и Посейдона за господство над Аттикой (учеб. с.142). На метопах восточного фриза изображена борьба богов и гигантов, северного - разрушение Трои, западного - битва афинских героев с амазонками, южного - схватка греков с кентаврами. И наконец, финалом этой скульптурной симфонии является рельефный фриз Парфенона, который проходит вокруг всего здания. На мраморной ленте длиной 160 м и высотой 1 м изображалось торжественное шествие жителей Афин к Акрополю в день Великих Панафиней. так великий Фидий перенес на стены храма реальное событие из жизни города.

Материал для 2 группы: Познакомьтесь с описанием статуи Афины в Парфеноне

На высоком постаменте стояла двенадцатиметровая статуя Афины Парфенос (Афины Девы), созданная Фидием из дерева, золота и слоновой кости. Тысячи пластинок слоновой кости были искусно пригнаны к основания из дерева, так что казалось, будто голова и руки изваяны из драгоценного и благородного материала, придававшего чертам чуть сурового лица богини мягкость. Желтоватая кость казалась белой благодаря контрасту с одеянием богини, сделанным из чеканных листов золота. В приглушенном свете на фоне красных и синих стен мерцающая золотом фигура казалась таинственной и могущественной.

На голове Афины был шлем с изображением сфинкса и крылатых коней, на груди - эгида с маской Медузы Горгоны, у ног богини скульптор помести громадного священного змея, на правой руке богиня держала двухметровую крылатую богиню Нику, а левой рукой - щит. На рельефе этого щита Фидий среди богов изобразил себя и Перикла, что вызвало негодование его противников, которые сочли подобное действие за святотатство.

"Скульптор Фидий подрядился изготовить статую [Афины]. Так как он был другом Перикла (главы Афинского государства) и пользовался у него большим авторитетом, то у него было много личных врагов и завистников; а другие хотели на нём испытать народ — как поступит народ в случае суда над Периклом. Они уговорили одного из помощников Фидия, Менона, сесть на площади в виде молящегося и просить, чтобы ему было дозволено безнаказанно сделать донос на Фидия и обвинить его. Народ принял донос благосклонно. При разборе этого дела в Народном собрании улик в воровстве не оказалось: по совету Перикла Фидий с самого начала так приделал к статуе золото и так её обложил им, что можно было всё его снять и проверить вес, что в данном случае Перикл и предложил сделать обвинителям. Но над Фидием тяготела зависть к славе его произведений, особенно за то, что, вырезая на щите сражение с Амазонками, он изобразил и себя самого в виде плешивого старика, поднявшего камень обеими руками; точно так же он поместил тут и прекрасный портрет Перикла, сражающегося с Амазонкой. Рука Перикла, державшая поднятое копьё перед лицом, сделанная мастерски, как будто хочет прикрыть сходство, но оно видно с обеих сторон.

Материал для 3 группы: познакомьтесь с Эрехтейоном

Памятник древнегреческой архитектуры, один из главных храмов древних Афин. Находится на Акрополе к северу от Парфенона. Строился в 421–406 гг. до н.э. в сложной обстановке Пелопоннесской войны. Архитектор не известен. Храм посвящен Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею и располагался на месте мифического спора Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Не случайно рядом росло оливковое дерево – дар Афины (в 480 г. оно было сожжено, но затем, по легенде, возродилось вновь), а в самом храме находился колодец с ключом соленой воды, выбитым Посейдоном. Эрехтейон служил хранилищем важнейших реликвий полиса. Храм имел необычную планировку с нарушением симметрии. В целом он был построен в ионическом ордере, но на южной стороне храма находится знаменитый Портик кариатид, где колоннами были шесть статуй девушек кор (кариатид) высотой более двух метров из пентеликонского мрамора. В наши дни от храма остались развалины, кариатиды заменены на копии. Оригиналы хранятся в Британском музее (одна кариатида, вывезенная лордом Эльджином в XIX в.) и в музее Акрополя (все прочие).

Выступление представителей групп с кратким рассказом об "увиденном".

Здесь наше путешествие заканчивается. Со времен Перикла и Фидия минули века. Время и войны разрушили прекрасные храмы Акрополя. Но даже их руины производят неизгладимое впечатление на посетителей Афин.

"Я взглянул, увидел все сразу и сразу понял - скалы Акрополя, Парфенон, Пропилеи - и почувствовал то, что не забуду до самой смерти.

В душу хлынула радость того великого освобождения от жизни, которое дает красота. Мне показалось, что все мое прошлое, все прошлое человечества, все двадцать болезненных, мятущихся и скорбных веков остались там, позади, и ничего уже не возмутит царящей здесь гармонии и вечного покоя. Только здесь, в Акрополе, понимаешь, что значит дух свободного великого народа". (Д.С.Мережковский, русский поэт, писатель, литературный критик)

4. Закрепление изученного материала

Познакомьтесь со стихотворением русского поэта М.Волошина.

Серый шифер. Белый тополь.
Пламенеющий залив.
В серебристой мгле олив
Усечённый холм — Акрополь.
Ряд рассеченных ступеней,
Портик тяжких Пропилей,
И за грудами камений
В сетке лёгких синих теней
Искры мраморных аллей.
Небо знойно и бездонно —
Веет синим огоньком.
Как струна, звенит колонна
С ионийским завитком.
За извивами Кефиза
Заплелись уступы гор
В рыже-огненный узор.
Луч заката брызнул снизу.
Над долиной сноп огней.
Рдеет пламенем над ней он —
В горне бронзовых лучей
Загорелый Эрехтейон.
Ночь взглянула мне в лицо.
Чёрны ветви кипариса.
А у ног, свернув кольцо,
Спит театр Диониса.
М.Волошин

- Какие достопримечательности Афин упоминаются в этом стихотворении?

- Какие поэтические сравнения использовал автор для архитектурных памятников Акрополя?

2. Заполните карточки с кроссвордом (Приложение 2).

3. Напишите рядом с цифрами названия памятников афинского Акрополя, указанных на плане (Приложение 3)

5. Подведение итогов урока

- Какие части города Афины вам известны?

- Какое значение они имели для жителей Афин?

- За что афиняне любили свой город?

- С какими достопримечательностями Афин мы познакомились? Какие из них произвели на вас наибольшее впечатление?

- Что нового вы узнали?

Д/з: §37, вопр., план Афин на карте, составить рассказ-описание по рисунку.

Творческое задание: Выберите греческий сосуд любой формы и украсьте его росписью. Сюжет придумайте самостоятельно. Не забудьте про орнамент. В вашем распоряжении черный, коричневый, кирпичный, желтый и белый цвета.

Слайды и текст этой презентации

Подготовили: Цуркан данила, Дьячкова вероника, роенко Анжелика, артюкова ирина, климова виктория
Группа т/б-20-1-о

Эрехтейон. Последний из великих храмов Акрополя.Храм построен в 5 веке до н.э. Началось строительство в 421 году

Эрехтейон. Последний из великих храмов Акрополя.

Храм построен в 5 веке до н.э. Началось строительство в 421 году до н.э., а закончилось в 406 году до н.э. Посвящён он богам Афине и Посейдону, а также царю Эрехтею.
По легенде был построен в месте спора Афины и Посейдона за право власти в Афинах. Разрешить спор должны были старейшины города, по их желанию власть отдавалась тому из богов, чей дар окажется самым полезным для города.
Посейдон сделал поток солёной воды из холма Акрополя, Афина же вырастила оливковое дерево. Дочь Зевса была признана победителем, а оливковое дерево – символом города.

Эрехтейон. Последний из великих храмов Акрополя.Расположен храм в Афинском Акрополе.

Эрехтейон. Последний из великих храмов Акрополя.

Расположен храм в Афинском Акрополе.

История храма Эрехтейон началась в 421 г. до н.э. Для работ над проектированием и строительством святыни пригласили архитектора Мнесикла. А украшал здание знаменитый скульптор Фидий, до этого работавший над святилищем Афин, Парфеноном и монументальной статуей богини.

Архитектурный облик Эрехтейона.Храм возведён в ионическом ордере и имеет две целы – западную и восточную.Западный фасад храма,

Архитектурный облик Эрехтейона.

Храм возведён в ионическом ордере и имеет две целы – западную и восточную.
Западный фасад храма, обрамленный четырьмя полуколоннами, украсили фресками и мраморной резьбой. Также с западной стороны были расположены высокие оконные проемы.

Архитектурный облик Эрехтейона.Восточная стена храма имела портик из шести монументальных колонн. Эта часть строения целиком посвящена культу

Архитектурный облик Эрехтейона.

Восточная стена храма имела портик из шести монументальных колонн. Эта часть строения целиком посвящена культу богини Афины, который был главенствующим для афинян.

Кариатиды храма Эрехтейон.Мраморные фигуры дев в ниспадающих одеждах, опираясь на одну ногу, удерживают на своих плечах архитрав.

Кариатиды храма Эрехтейон.

Мраморные фигуры дев в ниспадающих одеждах, опираясь на одну ногу, удерживают на своих плечах архитрав. Девы-кариатиды – это жрицы богини Артемиды. Современный облик храма дополняют копии знаменитых скульптур. Настоящие кариатиды Эрехтейона хранятся в музее Акрополя. На данный момент там пять фигур, хотя изначально храм украшали шесть дев. Дело в том, что одну кариатиду в 1802 году вывез в Лондон и передал Британскому музею лорд Элджин.

Внешний облик храма Эрехтейон.

Внешний облик храма Эрехтейон.

Дальнейшая судьба храма Эрехтейон.В византийское время в нем устроили христианскую церковь. После завоевания города турками Эрехтейон превратили

Дальнейшая судьба храма Эрехтейон.

В византийское время в нем устроили христианскую церковь. После завоевания города турками Эрехтейон превратили в гарем турецкого правителя Афин.Первая реставрация храма была сделана сразу после завоевания Грецией независимости, в 1837–1847 гг. Повторно храм реставрировался в 1902–1909 гг. Были восстановлены портик кариатид, северная и южная стены, западный фасад храма.

Древняя Греция

Среди всех чудес света есть и архитектура Древней Греции: Колосс Родосский – гигантская статуя бога солнца, впечатляющая статуя Зевса и храм Артемиды – богини плодородия.

Для читателей блога TravelHouse мы отобрали 7 чудес Греции, которые помогут лучше понять корни этой удивительной страны!

Кносский дворец

Кносский дворец располагается в древнегреческом городе Кносс, который находился на острове Крит, недалеко от Ираклиона. Город Кносс являлся главным во времена минойской цивилизации.

Дворец возведён в 1900 году до нашей эры, после два раза был разрушен природными катаклизмами. В XX веке его развалины были найдены археологами. Дворец построен из различных камней и представлял собой лабиринты с большим двором. Уже тогда королевский дворец был обустроен системой канализации и водоснабжения.

По предположению учёных во дворце проходили балы, театральные представления, а во дворе цвёл прекрасный сад. На уцелевших стенах найдены многочисленные фрески.

Кносский дворец

Микенские Стены

Находится этот памятник архитектуры на полуострове Пелопоннес, в древнегреческом городе Микены, и датируется вторым тысячелетием до нашей эры. Жители Древней Греции считали, что они построены циклопами, такое предположение строилось на невероятных размерах валунов, из которых и сооружён этот памятник.

Первые находки стен произведены греческими археологами в 1841 году. Особый восторг вызвали Львиные ворота – два льва у входа, как символ защиты земли.

А в конце XIX века были проведены масштабные раскопки и найдены захоронения в купольных гробницах с большим количеством даров, в том числе золота. Огромный интерес представляет вся архитектура микенской цивилизации, она таит в себе множество загадок.

Микенские Стены

Храм Парфенон

Храм построен в 432 году до нашей эры в честь Афины Парфенон, на самом высоком месте Акрополя. Представляет собой всю монументальность Афин V века до нашей эры. Этот памятник архитектуры – классический образец дорического стиля.

Весьма интересен тот факт, что весь храм построен по косой линии. Ранее тут размещалась великолепная статуя богини. В эпоху оккупации Турцией памятник лишился всего декора, а сама статуя сегодня находится в Британском музее.

Строился храм из лучшего мрамора, дерева и драгоценных металлов. Одним словом, это величественное сооружение, в котором продумана каждая деталь.

Храм Парфенон

Эрехтейон

Один из главных храмов Древних Афин на севере Акрополя, построен между 421 – 406 годами до нашей эры, в честь Афины и Посейдона.

Если верить древнегреческим мифам, то Афина и Посейдон серьёзно спорили, кому управлять полисом. И именно там, где Посейдон ударил трезубцем, а Афина показала оливковое дерево, и построен храм Эрехтейон.

Оливковое дерево растёт у храма и сегодня, только высадили его уже современные реставраторы.

Именно тут был захоронен Афин Эрехтей – мифический царь Древней Греции. А внутри храма находилась статуя Афины из дерева, которая спустилась с небес.

Особенная отделка и оригинальная конструкция отличают храм. Кариатиды – женские фигуры, исполняющие функцию колонн. Это небольшое строение, скорее напоминающее небольшой дом и весьма асимметричное, из-за неровной почвы.

Эрехтейон

Древний театр Эпидавра

Античный театр, который был построен в 340 – 330 годах до нашей эры, находится он около Асклепиона. И является действующим по сей день: каждое лето на его территории проходит фестиваль античной драмы.

Постройка выделяется красотой и прекрасной акустикой. Даже самое тихо произнесённое слово слышно в последнем зрительном ряду. Это один из лучших образцов эллинистической архитектуры.

Возведён для развлечения знатных персон: считалось, что театр благотворно действует на здоровье. В древние времена он вмещал в себя более 15 тысяч зрителей. Театр вновь открыт после раскопок в начале XX века и занесён в список ЮНЕСКО.

Древний театр Эпидавра

Храм Аполлона Эпикурейского

В местечке Бассы был построен один из самых значительных храмов Древней Греции, в честь Аполлона Эпикурейского. Сохранившаяся постройка архитектора Иктина относится к 430 – 420 годам до нашей эры.

Среди памятников архитектуры этих веков он отличается новыми элементами как внутри, так и снаружи.

Храм действовал в эллинистическую и римскую эпохи, со временем он потерпел два обрушения. Причинами были ослабление конструкций и вытаскивание скоб жителями для оборонительного оружия.

Храм был найден в XVII веке французским архитектором, а в XX веке произведена реконструкция памятника.

Храм Аполлона Эпикурейского

Монастырь Святого Петра на Святой Горе

На горе Афон возвышается самый смелый монастырь Греции, построен в начале XIII века нашей эры на крутой скале и пережил не один пожар. Посвящен он Рождеству Христову. На территории монастыря расположены 15 часовен и 4 храма. Общая численность братии около 130 человек.

Рядом с монастырём находилось поселение раннехристианского периода.

В библиотеке насчитывается порядка 500 рукописных книг и 18 тысяч печатных. Кроме этого множество икон и драгоценной утвари.

Гулять по территории монастыря можно долго, прислушиваясь к звукам природы и жизни зданий.

Монастырь Святого Петра на Святой Горе2

Уже захотели окунуться в эту атмосферу? История Греции насчитывает тысячелетия с величественными сооружениями и невероятно живописной природой! Планируйте летний отдых именно в эту страну, отели Греции всегда рады принимать гостей.

Бронируйте отдых – Греция из Минска по самым выгодным ценам в Сети Турагентств Travel House!

Акрополь - (греч. akropolis, от akros- верхний и polis - город), возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, крепость, убежище на случай войны. На Акрополе обычно строили храмы в честь божеств-покровителей данного города. Наиболее знаменит Акрополь в Афинах. Всякий человек, оказавшись в Афинах, прежде всего видел Акрополь. Он находился на скалистом холме с отвесными склонами. Это было священное для афинян место. Здесь находились храмы их богов, прежде всего Афины - покровительницы полиса.

Его постройки изысканны по пропорциям и гармонично связаны с пейзажем. Этот ансамбль, созданный под общим руководством Фидия, состоит из парадного входа Пропилей (437-432 до н.э., архитектор Мнесикл), храма Афины Ники (449-420 до н.э., архитектор Калликрат), главного храма Акрополя и Афин Парфенона (447-438 до н.э., архитекторы Иктин и Калликрат), храма Эрехтейон (421-406 до н.э.).

акрополь древнегреческий афина эрехтейон

Афинский Акрополь, представляющий собой156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок.300 м в длину и 170 м в ширину), место древнейшего поселения в Аттике. В микенский период (15-13 вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В 7-6 вв. до н. э. на Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560-527) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (т. е. храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады.

В 447 по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство. Сначала был составлен план, какие здания надо строить и как они должны относиться друг к другу. Все храмы возводились целиком из мрамора. Общий план Акрополя принадлежал великому греческому архитектору и скульптору, другу Перикла - Фидию. Ему Перикл поручил руководство всеми работами на Акрополе. Для строительства пригласили лучших мастеров со всей Греции.

Подняться на Акрополь можно только с одной стороны, к тому же по узкой дороге. Здесь проложили мраморную лестницу. Она вела к парадному входу на Акрополь - Пропилеям. Потолки Пропилей были расписаны золотыми звездами на фоне синего неба.

Справа от Пропилей стоял храм Ники - богини победы. Обычно Нику изображали крылатой. Но афиняне хотели, чтобы богиня никогда не покидала их город. Поэтому они сделали ее без крыльев. Храм вызывает чувство радости - такой он стройный и изящный.

Центральное место на Акрополе занимает величественный храм Афины-Девы, по-гречески - Парфенон. Храм необычайно богато украшен. На одном фронтоне представлена сцена рождения Афины из головы Зевса, на другом - спор Афины и Посейдона за власть над Афинами.

На фризе изображено торжественное шествие афинского народа.

Внутри храма стояла 12-метровая статуя Афины, созданная Фидием. На Афине роскошный шлем и праздничная нарядная одежда. Лицо богини и ее руки Фидий сделал из слоновой кости, а одежду покрыл золотыми пластинами.

Другое знаменитое сооружение на Акрополе - небольшой храм в честь Афины, Посейдона и древнего мифического царя Афин Эрехтея - Эрехтейон. Храм стоял на месте, где, по преданию, произошел спор между Афиной и Посейдоном о власти над городом. Часть колонн в этом храме была необычна, их сделали в виде статуй девушек.

На Акрополе стояла еще одна статуя Афины - Афины-Промахос (Воительницы) работы Фидия. Грозная богиня правой рукой опиралась на копье, а левой держала щит. Сделанная из бронзы, статуя имела высоту 7 м и была хорошо видна с любого места города. Даже на кораблях, подплывавших к Афинам, замечали сверкавшие на солнце конец копья и гребень шлема богини.

Назовите особенности греческой архитектуры и скульптуры.

1. Акрополь. Человек, впервые оказавшись в Афинах, прежде всего видел Акрополь. Он находился на скалистом холме с отвесными склонами. Это было священное для афинян место. Здесь возвышались храмы их богов, прежде всего Афины — покровительницы полиса.

Во время нашествия персы разрушили и сожгли все постройки на Акрополе. Афиняне решили не восстанавливать разрушенные здания, а построить на их месте новые. Общий план Акрополя принадлежал великому греческому архитектору и скульптору, другу Перикла — Фидию. Ему Перикл поручил руководство всеми работами на Акрополе. Для строительства пригласили лучших мастеров со всей Греции. Все храмы возводились целиком из мрамора.


Афинский Акрополь (макет). 1. Пропилеи. 2. Храм Ники. 3. Парфенон. 4. Эрехтейон. 5. Статуя Афины-Промахос

Подняться на Акрополь можно только с одной стороны, к тому же по узкой дороге. Здесь проложили мраморную лестницу. Она вела к парадному входу на Акрополь — Пропилеям.

Справа от Пропилей стоял храм Ники — богини победы. Обычно Нику изображали крылатой. Но афиняне хотели, чтобы богиня никогда не покидала их город, и поэтому сделали её без крыльев. Храм вызывает чувство радости — такой он стройный и изящный.

Подумайте, за что греки восхваляли богиню Нику.

Центральное место на Акрополе занимает величественный храм Афины-Девы, по-гречески — Парфенон. Храм необычайно богато украшен. На одном фронтоне 1 представлена сцена рождения Афины из головы Зевса, на другом — спор Афины и Посейдона за власть над Афинами.

На фризе 2 изображено торжественное шествие афинского народа. Внутри храма стояла 12-метровая статуя Афины, созданная Фидием. Лицо богини и её руки Фидий сделал из слоновой кости, а одежду покрыл золотыми пластинами. На правой руке Афины стояла крылатая фигура богини Ники.

Другое знаменитое сооружение на Акрополе — небольшой храм в честь Афины, Посейдона и древнего мифического царя Афин Эрихтония — Эрехтейон. Храм стоял на месте, где, по преданию, произошёл спор между Афиной и Посейдоном о власти над городом. Часть колонн в этом храме необычна, их сделали в виде фигур девушек.

На Акрополе стояла ещё одна статуя Афины — Афины-Промахос (Воительницы), тоже работы Фидия. Грозная богиня правой рукой опиралась на копьё, а левой — держала щит. Сделанная из бронзы, статуя имела высоту 7 м и была хорошо видна с любого места города. Даже на кораблях, подплывавших к Афинам, замечали сверкавшие на солнце конец копья и гребень шлема богини.

До наших дней сооружения Акрополя дошли сильно повреждёнными, но всё равно они поражают своей красотой и величием.

2. Греческая архитектура. Жилые дома греков были очень простыми, делали их из глины и кирпича. Все свои силы и мастерство греки обращали на храмы. Основу этих зданий составляли колонны и лежащие на них перекрытия. Архитекторы тщательно рассчитывали размеры всех частей здания, добиваясь наилучшего соотношения между ними — гармонии. В архитектуре сложилось два стиля, или ордера: дорический и ионический. Легче всего увидеть разницу между ними по колоннам. Колонны в постройках дорического стиля постепенно утолщались книзу. Это создавало впечатление прочности и мощи. Верхняя часть колонны была простой, без украшений. Колонны в дорическом стиле были в Парфеноне.


Статуя Афины в Парфеноне. Реконструкция

1 Фронтон — верхняя треугольная часть на торце здания.

2 Фриз — верхняя часть наружных стен храма.


Храм Ники Бескрылой


Парфенон, построенный архитекторами Иктином и Калликратом


Слева храм в дорическом стиле, справа — в ионическом стиле

Ионический стиль был распространён в греческих городах Малой Азии и на островах. Ионические колонны стройнее и тоньше, их верхняя часть имеет украшения в виде двух завитков. Образец ионического стиля — храм Бескрылой Ники на афинском Акрополе.


Статуя дискобола работы Мирона

Ионический стиль более изысканный, дорический — более простой и тяжёлый.

Кроме храмов, строили театры и иные здания общественного назначения.

3. Скульптура. Самые древние статуи греки делали из дерева. Потом их стали изготавливать из глины, камня, прежде всего мрамора. Но выше всего греки ценили статуи из бронзы. Первые скульптуры изображали лишь богов. Затем начали делать и статуи выдающихся граждан.

В 5 веке до н. э. в Греции творили три прославленных скульптора — Фидий, Мирон и Поликлет. О Фидии вы уже знаете. Помимо статуи Афины, он создал и другую знаменитую статую из золота и слоновой кости — статую Зевса в храме Зевса в Олимпии. Эту статую причисляли к семи чудесам света.

Мирон стремился показать в каменной статуе движение. Среди его произведений наиболее известна статуя дискобола (метателя диска). Юноша как бы замер, чтобы в следующий момент распрямиться и метнуть диск.


1. Копьеносец (копьё не сохранилось). Скульптор Поликлет; 2. Гермес с младенцем Дионисом. Скульптор Пракситель; 3. Афродита Книдская. Скульптор Пракситель

Статуи победителей в соревнованиях не имели портретного сходства с победителями. Скульпторы стремились создать идеальный образ гражданина.

Одна из известных статуй Поликлета — копьеносец. Поликлет воплотил в скульптуре идеал своего времени — разносторонне развитую личность. Копьеносец не только совершенен физически, как атлет-победитель, он доблестный гражданин и воин, храбрый и добрый.

Самым знаменитым скульптором в 4 веке до н. э. был Праксителъ. В то время мастера всё больше внимания уделяли передаче чувств своего героя, его переживаний. Таков созданный Праксителем Гермес с младенцем Дионисом. Гермес изображён в момент, когда он остановился в пути отдохнуть. Он развлекает младенца гроздью винограда.

Другая прославленная статуя Праксителя — Афродита Книдская. Скульптор в образе богини любви изобразил красоту земной женщины. Статуя стояла в открытом круглом храме на острове Книд.

Стихотворение о статуе Зевса работы Фидия в Олимпии

Зевс ли на Землю сошёл показать тебе,

Фидий, свой облик,

Или на небо ты сам видеть его восходил?

Почему эту статую называли одним из чудес света?

1. Составьте рассказ о достопримечательностях Афин. 2. Какие постройки и статуи на Акрополе связаны с именем Афины? 3. Выберите слова и имена, относящиеся к истории Афин: Тутмос, Леонид, Солон, Крез, Мирон, фаланга, остракизм, Ольвия, тирания, хлопок, полис, рис, гоплит. 4. Что такое стиль (ордер)? Чем дорический стиль отличается от ионического? 5. Расскажите о греческих скульпторах и их произведениях.

1. Что объединяет и чем различаются монументальные сооружения в Древнем Египте и Древней Греции? 2. Объясните, почему при Перикле начался расцвет архитектуры, скульптуры.

Читайте также: