Какой образ занимает ведущее место в драматургии оперы русалка

Обновлено: 18.09.2024

События развиваются на берегу Днепра. К дочке мельника Наташе приехал князь. Ровно год, как они познакомились и полюбили друг друга. Отец Наташи, зная о взаимной любви Наташи и князя, всё время настраивает дочку извлечь как можно больше выгоды для себя и для родных из их отношений.

В последнее время князь начал заезжать всё реже и реже. Каждый день Наташа с тоской ожидает своего любимого. Едва услышав топот копыт его лошади, как Наташа готова была кинуться к князю на встречу, но её останавливает мельник и напоминает о своих советах и наставлениях. Князь приехал, чтобы проститься с Наташей навсегда. Князь с трудом сообщает ей о женитьбе на другой. На прощанье он одаривает Наташу подарками. Дочь мельника сообщает князю, что ждёт от него ребёнка. Князь обещает позаботиться о ней и малыше. Убитая горем Наташа бежит к Днепру и бросается в воду с головой. Мельник пытается её остановить, но не успевает.

Князь празднует пышную свадьбу с княгиней. Он обещает посвятить всю жизнь своей супруге. Свадебное веселье в разгаре. В момент пения свадебных песен князю слышится голос Наташи, которая поёт грустную песню. Он просит конюшего найти её среди гостей и вывести со свадьбы. У княгини портится настроение, она считает, что грустные песни на свадьбе предвещают беду. В момент, когда князь целует княгиню, из толпы гостей раздаётся громкий женский стон. Гости все в смятении. Свадьба совершенно омрачена.

Князь и княгиня так и не обрели счастья за двенадцать лет совместной жизни. У княгини подозрения в том, что у Князя есть тайная зазноба.

Князь приехал на берег Днепра, куда его постоянно влечет необъяснимая тоска, и раскаяние. Появляется человек и князь в ужасе узнаёт в нем старого оборванного мельника. После смерти дочки старик лишился разума. Князь сочувствует мельнику. Мельник набрасывается на князя с криками вернуть ему дочь. Княжеские охотники спасают князя. Его душа и сердце разрываются от отчаяния.

В подводном мире Днепра живёт царица русалок, у нее есть двенадцатилетняя дочь — маленькая русалочка. Русалочка рассказала матери, что выплывала к деду на берег. Мать наказывает дочери плыть опять на берег и заманить в воды Днепра мужчину, который приходит туда по вечерам. Она сообщает Русалочке, что это её отец. Наташа -царица русалок по-прежнему любит князя и желает вернуть его себе, однако также хочет отомстить княгине за разлуку с ним.

Князь встречает на берегу русалочку, она сообщает ему, что она его дочь и завет его к той, которую он когда-то любил. За князем следит княгиня, чтоб уличить его в измене. Когда княгиня показалась и заговорила с Князем из воды послышался манящий голос Наташи. Выбежал мельник и толкнул Князя в воду и за ним прыгнула русалочка. Русалки зловеще хохочут и доставляют труп князя к ногам своей царицы.

Легкомыслие и мягкость характера князя привели к гибели две жизни, а горе от потери дочери свело мельника с ума — что хуже смерти. Но даже раскаяние Князя не спасло его от мести Наташи.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Оперы. Все произведения

  • Балет Ромео и Джульетта
  • Беллини — Норма
  • Бородин — Князь Игорь
  • Вагнер — Валькирия
  • Вагнер — Гибель богов
  • Вагнер — Золото Рейна
  • Вагнер — Летучий голландец
  • Вагнер — Лоэнгрин
  • Вагнер — Тангейзер
  • Вебер — Вольный стрелок
  • Верди — Аида
  • Верди — Бал-маскарад
  • Верди — Дон Карлос
  • Верди — Зигфрид
  • Верди — Луиза Миллер
  • Верди — Макбет
  • Верди — Набукко
  • Верди — Риголетто
  • Верди — Травиата
  • Верди — Трубадур
  • Верди — Фальстаф
  • Гендель — Оттон
  • Гершвин — Порги и бесс
  • Глинка — Иван Сусанин (Жизнь за царя)
  • Глинка — Руслан и Людмила
  • Глюк — Орфей и Эвридика
  • Гуно — Фауст
  • Даргомыжский — Русалка
  • Доницетти — Дон Паскуале
  • Доницетти — Любовный напиток
  • Доницетти — Лючия ди Ламмермур
  • Жизель
  • Жорж Бизе — Кармен
  • Иисус Христос — суперзвезда рок-опера
  • Кальман — Принцесса цирка (Мистер Икс)
  • Корсар
  • Лебединое озеро
  • Леонкавалло — Паяцы
  • Масканьи — Сельская честь
  • Моцарт — Волшебная флейта
  • Моцарт — Дон Жуан
  • Моцарт — Похищение из сераля
  • Моцарт — Свадьба Фигаро
  • Мусоргский — Борис Годунов
  • Мусоргский — Хованщина
  • Мюзикл Кошки
  • Пуччини — Богема
  • Пуччини — Джанни Скикки
  • Пуччини — Мадам Баттерфляй (Чио-Чио-сан)
  • Пуччини — Манон Леско
  • Пуччини — Принцесса Турандот
  • Пуччини — Тоска
  • Рахманинов — Алеко
  • Римский-Корсаков — Золотой петушок
  • Римский-Корсаков — Псковитянка
  • Римский-Корсаков — Садко
  • Римский-Корсаков — Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
  • Римский-Корсаков — Снегурочка
  • Римский-Корсаков — Царская невеста
  • Россини — Севильский цирюльник
  • Рубинштейн — Демон
  • Рыбников — Юнона и Авось
  • Спящая красавица
  • Тристан и Изольда
  • Чайковский — Евгений Онегин
  • Чайковский — Иоланта
  • Чайковский — Пиковая дама
  • Чайковский — Чародейка
  • Чайковский — Щелкунчик

LiveInternetLiveInternet

Нинель_-_Ник-


Краткое содержание оперы.

Дочь Мельника Наташа ожидает страстно любимого ею Князя. Рассеянно выслушивает она наскучившие поучения отца-старика, твердящего ей о необходимости извлечь выгоду из благосклонности Князя. Появляется Князь. Однако он приехал лишь для того, чтобы навсегда проститься: он женится на девушке знатного происхождения. Князь пытается откупиться роскошными подарками Наташе и денежными подарками её отцу. Потрясённая Наташа признаётся Князю, что скоро должна стать матерью. Князь уезжает. Покинутая девушка даёт волю своему горю. Она горько упрекает отца за то, что, движимый алчностью, он потакал её связи. В отчаянии она кидается в реку.

Прошло 12 лет. Княжеский терем. Княгиня в одиночестве грустит. Муж охладел к ней, он неласков, подолгу отлучается из дому. Приближённая Княгини, резвушка Ольга, пытается развлечь её весёлой песней. Узнав, что Князь решил остаться ночью один на берегу Днепра, Княгиня вместе с Ольгой отправляется на его розыски. Ночь. Берег Днепра у разрушенной мельницы. Русалки водят хороводы. Приходит Князь. Он терзается мыслью об утраченной любви Наташи. Внезапно из-за деревьев появляется страшная фигура в лохмотьях. Это безумный Мельник, ведущий бродячую жизнь в лесу и вообразивший себя вороном. Бред старика производит угнетающее действие на Князя. Мельник пытается задушить убийцу дочери. Подоспевшие охотники спасают своего господина. Гордая и могучая царица русалок, Наташа посылает свою дочку на берег и поручает ей лаской и хитростью заманить в воду отца. Оставшись одна, она торжествует по поводу приближающегося часа давно замышляемой мести. Сопровождаемая Ольгой, Княгиня выслеживает мужа. Навстречу появляющемуся Князю выходит маленькая Русалочка и зовёт его на дно реки, уверяя, что его там ожидает прежняя любовь. Охваченный воспоминаниями о Наташе, Князь готов последовать за дочкой. Княгиня и Ольга пытаются удержать его. Из Днепра доносится манящий зов русалки. Девочка увлекает Князя, подоспевший Мельник сталкивает его в воду.

Опера в четырёх действиях Александра Сергеевича Даргомыжского; либретто композитора по драматической поэме А. С. Пушкина. Первая постановка: Петербург, 4 мая 1856 года.

Действующие лица: Князь (тенор), Княгиня (меццо-сопрано), Мельник (бас), Наташа, его дочь, потом Русалка (сопрано), Ольга, сирота, преданная Княгине (сопрано), Сват (баритон), Русалочка, 12 лет. Бояре, боярыни, охотники, крестьяне, крестьянки и русалки.

Увертюра

Опера открывается полной драматизма увертюрой. В ней мастерски слиты в одно музыкальное целое темы и мотивы, которые будут разработаны далее в опере и которые характеризуют главных персонажей и главные события этой драмы. Сначала мы слышим звуки свадьбы князя, затем вырисовывается образ грусти княгини, мелькают фантастические фразы из подводного царства, мелодии у скрипок из той сцены, когда дочь мельника в большом волнении объявляет князю, что скоро будет матерью, и тотчас же за этим — таинственные переливы мелодии и гармонии из последней сцены оперы.

Действие первое

На берегу Днепра в задумчивости сидит Наташа. Тревожно у нее на сердце, и нелегко ей слушать наставления отца — старого Мельника. Вот уже несколько дней к Наташе не приезжает Князь, ее возлюбленный. Мельник учит ее, как вести себя с Князем. Неплохо было бы подарок богатый или деньги получить от Князя. С трепетом встречает Наташа приехавшего Князя. Он ласково приветствует ее, но сразу же говорит, что скоро должен уехать. Князь кажется смущенным, он чего-то не договаривает. Наташа замечает в нем перемену. Даже дорогое ожерелье, которое дарит ей Князь, ненадолго отвлекает ее от недобрых предчувствий. Набравшись мужества, Князь сообщает Наташе о предстоящей разлуке и о своей женитьбе. Наташа цепенеет от горя. Мучительно пьггается она вспомнить что-то важное, о чем хотела сказать Князю. Наконец это важное ярко вспыхивает в памяти — она скоро должна стать матерью. Князь просит Наташу поберечь себя и быстро уходит. Безгранично горе Наташи. В отчаянии разрывает она на себе жемчужное ожерелье, срывает с головы повязку в дорогих камнях и с мыслью о мщении бросается в Днепр.

Действие второе

В богатых хоромах празднуется свадьба Князя. Все поздравляют молодых и желают им счастья. И лишь один голос на веселом празднике затягивает грустную песню о том, как в реке утопилась девушка, брошенная милым. Князь узнает голос Наташи. Веселье нарушено. Однако все пытаются сделать вид, что ничего не произошло. Гости поднимают чарки. Князь целует жену, в тот же миг в толпе раздается громкий женский стон. Все в замешательстве.

Действие третье

Картина первая. В тоске и постоянном ожидании Князя проходят дни Княгини. Князь пропадает на охоте. Княгиня вспоминает о промелькнувших безвозвратно первых радостных днях замужества. Возвращается ловчий и сообщает, что Князь один остался на берегу Днепра.

Действие четвертое

Картина первая. Подводный терем русалок. Прошло двенадцать лет с тех пор, как Наташа, бросившись в Днепр, превратилacь в Русалку, но жажда мести не угасла в ней. И вот час ее настал — Князь здесь, близко. Подозвав свою дочь, Русалка велит ей выйти на берег и заманить Князя в Днепр.

Картина вторая. Задумчиво стоит на берегу Днепра Князь, думая о Наташе. Внезапно появляется Русалочка. Она рассказывает Князю о своей матери, ставшей царицей вод днепровских, и приглашает к ней в терем на дне речном. Во власти непонятных чар Князь послушно идет за Русалочкой. Из-за мельницы выбегают Княгиня и Ольга. Они пытаются удержать Князя, но призывный голос Русалки его манит. Подоспевший Мельник сталкивает Князя в воду. Русалки влекут Князя к стопам своей царицы.

В. Панкратова, Л. Полякова

РУСАЛКА — опера А. Даргомыжского в 4 д. (7 к.), либретто композитора по одноименной драме А. Пушкина. Премьера: Петербург, Театр-цирк, 4 мая 1856 г., под управлением К. Лядова.

Драма героев показана на ярком фоне. Композитор многообразно использовал обрядовую сторону русской жизни, введя игровые и песенные элементы. Характер музыки народный. Стремясь правдиво передать жизнь во всех ее проявлениях, композитор органически сочетает драматические и комедийные, жанрово-бытовые и лирические элементы. Отсюда богатство содержания музыки, ее впечатляющая сила.

О. Петров создал ярчайший и, быть может, только Шаляпиным превзойденный образ Мельника. Он заложил основу сценической традиции исполнения этой роли, подобно тому как Ю. Платонова создала потрясающий по драматизму образ Наташи. Основные партии исполнялись крупнейшими русскими артистами, в том числе И. Мельниковым, М. Карякиным, К. Серебряковым, Н. Салиной, Ф. Литвин, Л. Собиновым, Д. Смирновым; мастерами советской сцены — К. Держинской, А. Пироговым, М. Рейзеном и др.

Традиция, идущая от Петрова — Шаляпина, продолжена их преемниками, и прежде всего А. Пироговым.

События развиваются на берегу Днепра. К дочке мельника Наташе приехал князь. Ровно год, как они познакомились и полюбили друг друга. Отец Наташи, зная о взаимной любви Наташи и князя, всё время настраивает дочку извлечь как можно больше выгоды для себя и для родных из их отношений.

В последнее время князь начал заезжать всё реже и реже. Каждый день Наташа с тоской ожидает своего любимого. Едва услышав топот копыт его лошади, как Наташа готова была кинуться к князю на встречу, но её останавливает мельник и напоминает о своих советах и наставлениях. Князь приехал, чтобы проститься с Наташей навсегда. Князь с трудом сообщает ей о женитьбе на другой. На прощанье он одаривает Наташу подарками. Дочь мельника сообщает князю, что ждёт от него ребёнка. Князь обещает позаботиться о ней и малыше. Убитая горем Наташа бежит к Днепру и бросается в воду с головой. Мельник пытается её остановить, но не успевает.

Князь празднует пышную свадьбу с княгиней. Он обещает посвятить всю жизнь своей супруге. Свадебное веселье в разгаре. В момент пения свадебных песен князю слышится голос Наташи, которая поёт грустную песню. Он просит конюшего найти её среди гостей и вывести со свадьбы. У княгини портится настроение, она считает, что грустные песни на свадьбе предвещают беду. В момент, когда князь целует княгиню, из толпы гостей раздаётся громкий женский стон. Гости все в смятении. Свадьба совершенно омрачена.

Князь и княгиня так и не обрели счастья за двенадцать лет совместной жизни. У княгини подозрения в том, что у Князя есть тайная зазноба.

Князь приехал на берег Днепра, куда его постоянно влечет необъяснимая тоска, и раскаяние. Появляется человек и князь в ужасе узнаёт в нем старого оборванного мельника. После смерти дочки старик лишился разума. Князь сочувствует мельнику. Мельник набрасывается на князя с криками вернуть ему дочь. Княжеские охотники спасают князя. Его душа и сердце разрываются от отчаяния.

В подводном мире Днепра живёт царица русалок, у нее есть двенадцатилетняя дочь — маленькая русалочка. Русалочка рассказала матери, что выплывала к деду на берег. Мать наказывает дочери плыть опять на берег и заманить в воды Днепра мужчину, который приходит туда по вечерам. Она сообщает Русалочке, что это её отец. Наташа -царица русалок по-прежнему любит князя и желает вернуть его себе, однако также хочет отомстить княгине за разлуку с ним.

Князь встречает на берегу русалочку, она сообщает ему, что она его дочь и завет его к той, которую он когда-то любил. За князем следит княгиня, чтоб уличить его в измене. Когда княгиня показалась и заговорила с Князем из воды послышался манящий голос Наташи. Выбежал мельник и толкнул Князя в воду и за ним прыгнула русалочка. Русалки зловеще хохочут и доставляют труп князя к ногам своей царицы.

Легкомыслие и мягкость характера князя привели к гибели две жизни, а горе от потери дочери свело мельника с ума — что хуже смерти. Но даже раскаяние Князя не спасло его от мести Наташи.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Оперы. Все произведения

  • Балет Ромео и Джульетта
  • Беллини — Норма
  • Бородин — Князь Игорь
  • Вагнер — Валькирия
  • Вагнер — Гибель богов
  • Вагнер — Золото Рейна
  • Вагнер — Летучий голландец
  • Вагнер — Лоэнгрин
  • Вагнер — Тангейзер
  • Вебер — Вольный стрелок
  • Верди — Аида
  • Верди — Бал-маскарад
  • Верди — Дон Карлос
  • Верди — Зигфрид
  • Верди — Луиза Миллер
  • Верди — Макбет
  • Верди — Набукко
  • Верди — Риголетто
  • Верди — Травиата
  • Верди — Трубадур
  • Верди — Фальстаф
  • Гендель — Оттон
  • Гершвин — Порги и бесс
  • Глинка — Иван Сусанин (Жизнь за царя)
  • Глинка — Руслан и Людмила
  • Глюк — Орфей и Эвридика
  • Гуно — Фауст
  • Даргомыжский — Русалка
  • Доницетти — Дон Паскуале
  • Доницетти — Любовный напиток
  • Доницетти — Лючия ди Ламмермур
  • Жизель
  • Жорж Бизе — Кармен
  • Иисус Христос — суперзвезда рок-опера
  • Кальман — Принцесса цирка (Мистер Икс)
  • Корсар
  • Лебединое озеро
  • Леонкавалло — Паяцы
  • Масканьи — Сельская честь
  • Моцарт — Волшебная флейта
  • Моцарт — Дон Жуан
  • Моцарт — Похищение из сераля
  • Моцарт — Свадьба Фигаро
  • Мусоргский — Борис Годунов
  • Мусоргский — Хованщина
  • Мюзикл Кошки
  • Пуччини — Богема
  • Пуччини — Джанни Скикки
  • Пуччини — Мадам Баттерфляй (Чио-Чио-сан)
  • Пуччини — Манон Леско
  • Пуччини — Принцесса Турандот
  • Пуччини — Тоска
  • Рахманинов — Алеко
  • Римский-Корсаков — Золотой петушок
  • Римский-Корсаков — Псковитянка
  • Римский-Корсаков — Садко
  • Римский-Корсаков — Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
  • Римский-Корсаков — Снегурочка
  • Римский-Корсаков — Царская невеста
  • Россини — Севильский цирюльник
  • Рубинштейн — Демон
  • Рыбников — Юнона и Авось
  • Спящая красавица
  • Тристан и Изольда
  • Чайковский — Евгений Онегин
  • Чайковский — Иоланта
  • Чайковский — Пиковая дама
  • Чайковский — Чародейка
  • Чайковский — Щелкунчик

Русалка

Действующие лица Голос Описание
Наташасопранодочь мельника, русалка, царица подводного царства.
Мельникбасжадный прагматик, любящий отец.
Князьтенорвозлюбленный Наташи
Княгинямеццо-сопраноневеста и жена Князя
Ольгасопраноприближенная к Княгине сирота
Маленькая Русалочкабез вокаладочь русалки Наташи, 12 лет

опера русалка

Дочь мельника Наташа безумно влюблена в Князя, каждый день она с тоской вглядывается вдаль, ожидая своего возлюбленного. Но Князь приезжает все реже и реже, и девушка начинает догадываться о причине его отсутствия. Он вынужден жениться на другой, знатной и богатой девушке, о чем и сообщает Наташе на последней встрече. Князь уходит, так и не узнав, что вскоре у нее должен родиться ребенок. Девушка не может жить без любимого и в отчаянии бросается в воды Днепра.

Но Князю не суждено обрести счастье с новой возлюбленной. Смерть Наташи обрекает на несчастную жизнь всех участников этой драмы. И на княжеской свадьбе, в самый разгар пиршества, страшным предзнаменованием этого прозвучит чья-то жалобная песня о трагической и обманутой девичьей любви. Княгиня все замужество проведет в одиночестве, отец Наташи сойдет с ума и возомнит себя вороном, а вот Князь… Князь встретит на берегу ночного Днепра маленькую Русалочку, которая расскажет ему о несчастной девушке, ее матери, бросившейся в воду 12 лет назад и ставшей Царицей подводного царства. А затем, под воздействием каких-то таинственных чар, он уйдет вслед за Русалочкой под воду…

Продолжительность спектакля
I АктII — III АктIV Акт
45 мин.60 мин.20 мин.

Фото:

Интересные факты

Русалка

Популярные арии и номера

Ария Русалки — слушать

Каватина Князя — слушать

Музыка


История создания

Александр Сергеевич Даргомыжский

Постановки

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Краткое содержание

Богатые хоромы. Князь справляет свадьбу. Величальные песни чередуются с забавными выходками балагура-свата и весёлыми плясками. Внезапно веселье нарушается: в толпе раздаётся женский голос, поющий печальную песню о покинутой девушке-утопленнице. Все подавлены. Виновницу смятения обнаружить не удалось. При попытке Князя поцеловать молодую жену раздаётся женский стон. Радостное настроение уже более не удаётся восстановить.

(Происходит 12 лет спустя).
1 картина.
Княжеский терем. Княгиня в одиночестве грустит. Муж охладел к ней, он неласков, подолгу отлучается из дому. Приближённая Княгини, резвушка Ольга, пытается развлечь её весёлой песней. Узнав, что Князь решил остаться ночью один на берегу Днепра, Княгиня вместе с Ольгой отправляется на его розыски.

Ночь. Берег Днепра у разрушенной мельницы. Русалки водят хороводы. Приходит Князь. Он терзается мыслью об утраченной любви Наташи. Внезапно из-за деревьев появляется страшная фигура в лохмотьях. Это безумный Мельник, ведущий бродячую жизнь в лесу и вообразивший себя вороном. Бред старика производит угнетающее действие на Князя. Мельник пытается задушить убийцу дочери. Подоспевшие охотники спасают своего господина.

4 действие.
1 картина.
Подводный терем. Танцы русалок. Гордая и могучая царица русалок (Наташа) посылает свою дочку на берег и поручает ей лаской и хитростью заманить в воду отца. Оставшись одна, она торжествует по поводу приближающегося часа давно замышляемой мести.

Берег Днепра. Сопровождаемая Ольгой, Княгиня выслеживает мужа. Навстречу появляющемуся Князю выходит маленькая Русалочка и зовёт его на дно реки, уверяя, что его там ожидает прежняя любовь. Охваченный воспоминаниями о Наташе, Князь готов последовать за дочкой. Княгиня и Ольга пытаются удержать его. Из Днепра доносится манящий зов русалки. Девочка увлекает Князя, подоспевший Мельник сталкивает его в воду. В ответ раздаётся зловещий хохот русалок. Подводная часть Днепра. К стопам своей царицы русалки влекут труп Князя.

События развиваются на берегу Днепра. К дочке мельника Наташе приехал князь. Ровно год, как они познакомились и полюбили друг друга. Отец Наташи, зная о взаимной любви Наташи и князя, всё время настраивает дочку извлечь как можно больше выгоды для себя и для родных из их отношений.

В последнее время князь начал заезжать всё реже и реже. Каждый день Наташа с тоской ожидает своего любимого. Едва услышав топот копыт его лошади, как Наташа готова была кинуться к князю на встречу, но её останавливает мельник и напоминает о своих советах и наставлениях. Князь приехал, чтобы проститься с Наташей навсегда. Князь с трудом сообщает ей о женитьбе на другой. На прощанье он одаривает Наташу подарками. Дочь мельника сообщает князю, что ждёт от него ребёнка. Князь обещает позаботиться о ней и малыше. Убитая горем Наташа бежит к Днепру и бросается в воду с головой. Мельник пытается её остановить, но не успевает.

Князь празднует пышную свадьбу с княгиней. Он обещает посвятить всю жизнь своей супруге. Свадебное веселье в разгаре. В момент пения свадебных песен князю слышится голос Наташи, которая поёт грустную песню. Он просит конюшего найти её среди гостей и вывести со свадьбы. У княгини портится настроение, она считает, что грустные песни на свадьбе предвещают беду. В момент, когда князь целует княгиню, из толпы гостей раздаётся громкий женский стон. Гости все в смятении. Свадьба совершенно омрачена.

Князь и княгиня так и не обрели счастья за двенадцать лет совместной жизни. У княгини подозрения в том, что у Князя есть тайная зазноба.

Князь приехал на берег Днепра, куда его постоянно влечет необъяснимая тоска, и раскаяние. Появляется человек и князь в ужасе узнаёт в нем старого оборванного мельника. После смерти дочки старик лишился разума. Князь сочувствует мельнику. Мельник набрасывается на князя с криками вернуть ему дочь. Княжеские охотники спасают князя. Его душа и сердце разрываются от отчаяния.

В подводном мире Днепра живёт царица русалок, у нее есть двенадцатилетняя дочь — маленькая русалочка. Русалочка рассказала матери, что выплывала к деду на берег. Мать наказывает дочери плыть опять на берег и заманить в воды Днепра мужчину, который приходит туда по вечерам. Она сообщает Русалочке, что это её отец. Наташа -царица русалок по-прежнему любит князя и желает вернуть его себе, однако также хочет отомстить княгине за разлуку с ним.

Князь встречает на берегу русалочку, она сообщает ему, что она его дочь и завет его к той, которую он когда-то любил. За князем следит княгиня, чтоб уличить его в измене. Когда княгиня показалась и заговорила с Князем из воды послышался манящий голос Наташи. Выбежал мельник и толкнул Князя в воду и за ним прыгнула русалочка. Русалки зловеще хохочут и доставляют труп князя к ногам своей царицы.

Легкомыслие и мягкость характера князя привели к гибели две жизни, а горе от потери дочери свело мельника с ума — что хуже смерти. Но даже раскаяние Князя не спасло его от мести Наташи.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Оперы. Все произведения

  • Балет Ромео и Джульетта
  • Беллини — Норма
  • Бородин — Князь Игорь
  • Вагнер — Валькирия
  • Вагнер — Гибель богов
  • Вагнер — Золото Рейна
  • Вагнер — Летучий голландец
  • Вагнер — Лоэнгрин
  • Вагнер — Тангейзер
  • Вебер — Вольный стрелок
  • Верди — Аида
  • Верди — Бал-маскарад
  • Верди — Дон Карлос
  • Верди — Зигфрид
  • Верди — Луиза Миллер
  • Верди — Макбет
  • Верди — Набукко
  • Верди — Риголетто
  • Верди — Травиата
  • Верди — Трубадур
  • Верди — Фальстаф
  • Гендель — Оттон
  • Гершвин — Порги и бесс
  • Глинка — Иван Сусанин (Жизнь за царя)
  • Глинка — Руслан и Людмила
  • Глюк — Орфей и Эвридика
  • Гуно — Фауст
  • Даргомыжский — Русалка
  • Доницетти — Дон Паскуале
  • Доницетти — Любовный напиток
  • Доницетти — Лючия ди Ламмермур
  • Жизель
  • Жорж Бизе — Кармен
  • Иисус Христос — суперзвезда рок-опера
  • Кальман — Принцесса цирка (Мистер Икс)
  • Корсар
  • Лебединое озеро
  • Леонкавалло — Паяцы
  • Масканьи — Сельская честь
  • Моцарт — Волшебная флейта
  • Моцарт — Дон Жуан
  • Моцарт — Похищение из сераля
  • Моцарт — Свадьба Фигаро
  • Мусоргский — Борис Годунов
  • Мусоргский — Хованщина
  • Мюзикл Кошки
  • Пуччини — Богема
  • Пуччини — Джанни Скикки
  • Пуччини — Мадам Баттерфляй (Чио-Чио-сан)
  • Пуччини — Манон Леско
  • Пуччини — Принцесса Турандот
  • Пуччини — Тоска
  • Рахманинов — Алеко
  • Римский-Корсаков — Золотой петушок
  • Римский-Корсаков — Псковитянка
  • Римский-Корсаков — Садко
  • Римский-Корсаков — Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
  • Римский-Корсаков — Снегурочка
  • Римский-Корсаков — Царская невеста
  • Россини — Севильский цирюльник
  • Рубинштейн — Демон
  • Рыбников — Юнона и Авось
  • Спящая красавица
  • Тристан и Изольда
  • Чайковский — Евгений Онегин
  • Чайковский — Иоланта
  • Чайковский — Пиковая дама
  • Чайковский — Чародейка
  • Чайковский — Щелкунчик

Русалка

Действующие лица Голос Описание
Наташасопранодочь мельника, русалка, царица подводного царства.
Мельникбасжадный прагматик, любящий отец.
Князьтенорвозлюбленный Наташи
Княгинямеццо-сопраноневеста и жена Князя
Ольгасопраноприближенная к Княгине сирота
Маленькая Русалочкабез вокаладочь русалки Наташи, 12 лет

опера русалка

Дочь мельника Наташа безумно влюблена в Князя, каждый день она с тоской вглядывается вдаль, ожидая своего возлюбленного. Но Князь приезжает все реже и реже, и девушка начинает догадываться о причине его отсутствия. Он вынужден жениться на другой, знатной и богатой девушке, о чем и сообщает Наташе на последней встрече. Князь уходит, так и не узнав, что вскоре у нее должен родиться ребенок. Девушка не может жить без любимого и в отчаянии бросается в воды Днепра.

Но Князю не суждено обрести счастье с новой возлюбленной. Смерть Наташи обрекает на несчастную жизнь всех участников этой драмы. И на княжеской свадьбе, в самый разгар пиршества, страшным предзнаменованием этого прозвучит чья-то жалобная песня о трагической и обманутой девичьей любви. Княгиня все замужество проведет в одиночестве, отец Наташи сойдет с ума и возомнит себя вороном, а вот Князь… Князь встретит на берегу ночного Днепра маленькую Русалочку, которая расскажет ему о несчастной девушке, ее матери, бросившейся в воду 12 лет назад и ставшей Царицей подводного царства. А затем, под воздействием каких-то таинственных чар, он уйдет вслед за Русалочкой под воду…

Продолжительность спектакля
I АктII — III АктIV Акт
45 мин.60 мин.20 мин.

Фото:

Интересные факты

Русалка

Популярные арии и номера

Ария Русалки — слушать

Каватина Князя — слушать

Музыка


История создания

Александр Сергеевич Даргомыжский

Постановки

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Образы главных героев

Трагическую трансформацию образа подготавливает и драматический финал I действия.

Драматургия

  • концентрированность драматического действия;
  • обилие конфликтных диалогических сцен;
  • наличие фантастических сцен4 и балета;
  • декоративность.

Вместе с тем национальная специфика вызвала коррективы этого жанра. Оттолкнувшись от большой романтической оперы, Даргомыжский создал народно-бытовую, лирико-психологическую драму5 со сквозным музыкальным развитием.

Наибольшим драматическим напряжением отличается I действие оперы. За исключением выходной арии Мельника и народной хоровой сцены, оно целиком состоит из ансамблевых номеров (два дуэта, терцет и финал с хором). Наташа, образ которой находится в центре действия, не имеет здесь ни одного самостоятельного сольного номера.

Форма рассматриваемого дуэта незамкнута: он оканчивается тонально подвижным построением, ведущим к дуэту Наташи и мельника. Одно столкновение сменяется другим.

Не пой

Присказка

Музыку Дворжака при этом в отличие от текста Чехова можно не выключать. Можно даже поставить весь первый акт в как бы традиционном стиле. Сценограф Олег Головко воздвиг на сцене романтические скалы, лес, пещеру и озеро посередине. Из озера течет водопад – это видео Александра Лобанова, тоже более чем нехилое. Современные высокотехнологические средства нимало не идут вразрез со старинной костюмно-декорационной эстетикой. Оркестр под управлением Айнарса Рубикиса с ходу задает напряженный пугающий тон. По ходу увертюры занавес открывается, и мы видим на скале статную женскую фигуру, одетую Галей Солодовниковой наподобие вагнеровской богини. Это, как выяснится позже, Ежибаба. К ней из чащи выбирается заросший мужик. Это, как выяснится позже, Водяной. На руках у него – о, нет! – новорожденный ребенок. Ежибаба берет дитя под спинку и – о, ужас! – кидает в озеро. На компьютере включается заготовленный видеослой, проектор передает его на сцену, и водопад окрашивается в цвет крови. В это время в оркестре как раз звучит кульминация увертюры. А режиссер, ценитель немоты, не глух ведь к музыке, думаешь ты в партере, оправившись от испуга. Или как минимум к ней не глух драматург спектакля Илья Кухаренко.

В течение первого акта, пока на сцене поют Динара Алиева (Русалка), Миклош Себестьен (Водяной), Елена Манистина (Ежибаба), Олег Долгов (Принц) и три Лесные нимфы (Гузель Шарипова, Екатерина Щербаченко, Виктория Каркачева), а из-за сцены им красивым эхом отвечает хор остальных нимф (во главе с Валерием Борисовым), ты в партере думаешь о том, что готов смотреть и смотреть на этот псевдоромантический оперный театр с компьютерным водопадом. Но ты прекрасно знаешь, что в один момент это кончится – поскольку ты смотришь спектакль, который поставил режиссер Тимофей Кулябин. Вопрос лишь в том, когда это произойдет.

Свадьба

Это происходит в конце первого акта, по обретении Русалкой одновременно немоты и человеческой сущности. В уместный по музыке момент воды озера размыкаются, и к нам с Принцем из них поднимаются три ярко-синих кресла кинотеатра. В одном из кресел сидит героиня и уплетает попкорн. Смотрит, наверное, сказочный фильм. Принц прыгает к ней на соседнее кресло. И вот оба они уже не в сказке – в реальности.

Тимофей Кулябин не единственный режиссер, кто декларирует, что ставит спектакли только о современных людях. Эта позиция стала типичной. Иногда думаешь – а чем плохо, наоборот, позвать зрителя из современности в мир прошлого или сказок? Но такие вопросы задавать опасно. Во-первых, потому, что из могилы может вылезти недовольный Жерар Мортье. Во-вторых, потому, что открывается занавес, и начало второго действия выглядит действительно удачно.

Мы попадаем в современный дворец, где скульптура русалки с рыбьим хвостом украшает фонтан: вот такое место сказке отведено в реальности. Акт держат две женщины-соперницы – приведенная сюда немая аутистка, в первом акте бывшая Русалкой, против нее – Иноземная княжна (теперь она – заглянем в буклет – Специальная гостья на свадьбе), по контрасту одетая в эффектно декольтированное вечернее платье. В исполнении Марии Лобановой она очень красиво соблазняет Принца. Сам же Принц (теперь, по буклету, просто Жених) выглядит недоумком, который только и пялится в мобильный телефон. Мизансценическое вдохновение режиссера обошло стороной его роль. Зато придуманы чопорные родители Жениха и фриковатые гости на свадьбе, для чего в спектакль привлечена дюжина драматических актеров. Очарователен и Поваренок в забавном травестийном рисунке Юлии Мазуровой. Схематичность акта нарушается явлением Отца невесты – потрепанного пенсионера (бывший Водяной). Он приносит дочери в мешке младенца. С мешком обычно ходит Риголетто – но у того в мешке сама дочь. А тут возникает вопрос к драматургу: по логике предшествующих событий решительно не понятно, когда младенец успел завестись. Дочь, однако, поступает столь же решительно: ловким движением отрывает младенцу голову.

Два этажа

В третьем акте младенцев уже два: один с головой, другой без. Тайна происхождения младенцев так и не разъясняется. Зато появляются они и в сказке, и в реальности – поскольку в заключительном акте сказка и реальность идут параллельно. Сказка – знакомые лес с пещерой – на верхнем этаже. Реальность – больничная палата – на нижнем. На койке – бездвижная героиня. Сказочный водопад теперь стекает с обратной стороны сцены – по стеклу больничного окна унылым дождиком реальности.

На верхнем, сказочном этаже продолжают петь и играть сказочные герои. Но это уже не главное. Главное – то, что происходит внизу, в разрезе больничного интерьера. А в нем поющих сказочных дублируют безмолвные реалистические персонажи, дублируют почти движение в движение (респект репетиционному процессу), только совсем-совсем не по-сказочному. И лишь сама героиня лежит пластом. Но ты в партере знаешь, что если героиня лежит, то когда-нибудь она встанет. И она таки встает – разумеется, в сцене кульминационного объяснения с Принцем. Потом выясняется, что она не вставала, а как лежала, так и лежит. Нам и Жениху так показалось, а на самом деле это был самый эффектный видеоаттракцион спектакля.

Принц томно умирает на руках Русалки, а вот от описания сцены смерти Жениха воздержусь: возможно, читатель знакомится с текстом рецензии за обеденным столом. Но дирижер Айнарс Рубикис заканчивает оперу очень проникновенно. Художник по свету Дамир Исмагилов так же проникновенно тушит свет.

Звук оркестра (в меньшей степени – вокал), чудеса видео – вот что остается от спектакля в ушах и на сетчатке глаз. В уме – его формально-симметричное построение. Ну и то, что современный режиссер проявил верность своей профессии, своему подходу к делу: в таинственную сказку внес безжалостную ясность, а в реальность – безголовых детей таинственного происхождения.-

“Русалка” — первая русская опера в характере психологической бытовой музыкальной драмы. Основная задача, поставленная композитором, — отражение душевного мира героев, их переживаний и характеров.

Новая задача потребовала и новых выразительных средств. Вот почему в опере сравнительно немного замкнутых музыкальных номеров, арий и лирических ансамблей. Преобладает принцип сквозного развития. Совместное пение в ансамбле свободно сменяется диалогом между действующими лицами. Причем именно в диалогах нередко содержатся яркие музыкальные характеристики героев. Этот смелый и новый прием позднее получил развитие в творчестве других русских композиторов — Мусоргского, Чайковского.

В основе содержания “Русалки” лежит социальный конфликт. С большой художественной силой и правдой рассказывается в опере о судьбе простой русской девушки, обманутой и брошенной богатым князем. Трагедия Наташи — это трагедия многих русских девушек, жизнь которых в условиях крепостного строя была искалечена барскими прихотями. Содержание драмы Пушкина композитор в основном оставил без изменений, присочинив лишь конец, отсутствовавший у Пушкина. При этом некоторые герои пушкинской драмы получили в опере имена. Так, дочери Мельника дано имя Наташа, а подруге Княгини — Ольга.

В опере четыре действия. Сценическому действию предшествует увертюра в сонатной форме. В ней звучат некоторые темы оперы, например: тема величального свадебного хора из второго действия во вступлении увертюры; на теме ариозо Наташи из первого действия основана побочная партия. Однако увертюра не отражает последовательно развития действия произведения, в ней воссоздается лишь общий характер музыки “Русалки”.

В своей опере Даргомыжский стремился прежде всего раскрыть душевный мир героев, их характеры. Под влиянием драматических событий меняются эти характеры. В нежной и самоотверженной Наташе пробуждаются гнев и отчаяние, ненависть к обманувшему ее человеку. В конце оперы это властная и мстительная русалка.

Мельник, отец Наташи, — весельчак и балагур. Но порой он не прочь поворчать на дочь, внушая ей, как надо девушке себя вести. В третьем действии, под влиянием пережитого горя, перед зрителем предстает совсем иной образ. Он потрясает своим трагизмом, вызывая чувство гневного негодования к людям, доведшим его до безумия.

Важное значение в опере имеет первое действие. В нем даны музыкальные характеристики главных действующих лиц — Наташи, Мельника, Князя. В нем же происходит и развязка драмы: Наташа кончает жизнь самоубийством и перестает существовать как реальная девушка, превращаясь впоследствии в надменную русалку — царицу днепровских вод.

Первое действие. Мельница на берегу Днепра. Наташа, дочь Мельника, и молодой Князь полюбили друг друга. Характерны многократно произносимые слова: “Одно и то же надо вам твердить сто раз”, исполняемые с напевом, в котором часто повторяются одни и те же мелодические обороты.

Облик Наташи раскрывается впервые в лирическом терцете. Терцет характеризует грустное настроение всех трех героев — Наташи, Князя и Мельника. Совместное пение свободно переходит в диалог между действующими лицами. Нежная и задушевная партия Наташи в то же время порывиста и стремительна. Ей присущи широкие ходы мелодии. Это отражает искренний и пылкий характер девушки. Особенно ярко раскрывается ее образ в начале Анданте фа минор “Ах, прошло то время, время золотое”. Песенная мелодия близка жанру городского лирического романса. Князь успокаивает девушку и дарит ей богатое ожерелье. С пением лирической песни “Ах ты, сердце” проходит группа крестьян. Спокойно и печально звучит соло гобоя, по своему тембру близкого народным духовым инструментам — свирели, жалейке. Ту же мелодию подхватывает запевала. Песня постепенно варьируется, обогащается подголосками. Мельник просит крестьян потешить Князя веселым хороводом.

Хороводная “Заплетися, плетень” — более веселая и оживленная. Запевает ее женский хор на фоне подвижного и прозрачного сопровождения альтов и кларнетов. Интересна в этой песне ее шеститактная структура, типичная для русских хороводных, что еще больше подчеркивает ее народный характер. Веселье становится все более бурным. Хороводная переходит непосредственно в третью песню — “Как на горе мы пиво варили”, — быструю, задорную, исполняемую веселой скороговоркой. В основе этого хора лежит подлинная народная мелодия. Песня сопровождается веселой хороводной игрой с притоптыванием и припляской.

Крестьяне уходят. Невесел Князь, смущена его задумчивостью и Наташа. С тревожным предчувствием расспрашивает она Князя, и тот сообщает ей о разлуке. Вначале Наташа не понимает его. Она готова идти с ним повсюду, даже в поход. Но затем догадывается в чем дело. Здесь композитор с большой правдивостью и драматической силой сумел раскрыть в музыке психологическое состояние героини. Робко и испуганно, боясь своих слов, спрашивает Наташа тихо: ‘Ты женишься?” Князь молчит. Теперь Наташа все понимает. Гневно выкрикивает она второй раз ту же фразу: ‘Ты женишься?” Даргомыжский находит в музыке интонации человеческой речи, когда одни и те же слова, произнесенные с различным значением, раскрывают различные настроения, переживания. И динамика, и интервальное соотношение звуков мелодии, наконец, остановка на неустойчивой ступени лада способствуют этому.

Князь пытается успокоить Наташу. Вкрадчиво звучит его мелодия “Суди сама, ведь мы не вольны жен себе по сердцу брать”. Ему предстоит жениться на знатной девушке, хотя Наташа должна вскоре стать матерью. Князь надевает ей на голову богатую повязку, оставляет для отца мешок с деньгами и поспешно уходит. Оцепенение Наташи сменяется взрывом гнева и горя. Она сообщает отцу о женитьбе Князя. Это объяснение также принадлежит к наиболее драматическим местам оперы. Вспоминая слова Князя, Наташа язвительно и с горечью повторяет их:

  • Видишь ли, князья не вольны
  • Жен себе по сердцу брать.

Они звучат с той же мелодией, с какой пел их Князь, но с более острым пунктирным ритмом, подчеркнутым еще и форшлагами. Это и создает впечатление язвительности, гнева. Не слушая уговоров отца и своих односельчан, девушка в глубоком отчаянии бросается в воды Днепра. Все потрясены.

Второе действие. Богатая свадьба в доме Князя. Хор гостей славит молодых. Княгиня прощается с подружками. Заздравный хор сменяется веселыми танцами — славянскими, цыганскими. Девушки поют шуточную песню “Сватушка”. Слова этой песни народные.

Внезапно раздается голос Наташи: ее полная скорби песня вносит смятение.

Песня Наташи служит переломным моментом в развитии действия. В разгар веселья в оркестре звучат нежные, но вместе с тем холодные и прозрачные переборы струн арфы, а печальную мелодию запевает гобой. Далее слышен голос Наташи:

  • По камушкам, по желту песочку
  • Пробегала быстрая речка,
  • В быстрой речке гуляют две рыбки,
  • Две рыбки, две малые плотицы.
  • А слыхала ль ты, сестрица,
  • Про вести наши, про речные?
  • Как у нас вечор красна девица утопилась,
  • Утопая, мила друга проклинала…

Читайте также: