Какой принцип реализует регулярность проведения занятий совместно с периодами отдыха

Обновлено: 18.09.2024

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Духова Г.А., Сосонкина В.П.

Методика развития силовых качеств у студентов-юристов в процессе самостоятельной подготовки в период обучения в вузе

Именно эти принципы, на наш взгляд, достаточно полно описывают сущность гуманитарного метода, реализуемого сегодня в Тольяттинской академии управления при формировании культуры общения студентов. Отметим, что многие из выше приведенных принципов носят общую направленность, однако каждый из них несет в себе и ряд специфических особенностей формирования культуры общения студентов. Данное обстоятельство позволяет утверждать, что их совокупность образует методологическую основу для реализации задачи формирования культуры общения.

1. Блинов В.И. Методика преподавания в высшей школе: учеб.-практ. пособие / В.И. Блинов, В.Г. Ви-ненко, И.С. Сергеев. - М.: Юрайт, 2014. - 315с.

2. Дрокина С.В. Формирование культуры общения будущих специалистов (теоретико-методологический аспект): монография / С.В.Дрокина. - Тольятти: НОУ ВПО ТАУ, 2012. - 300 с.

4. Дрокина С.В. Технология формирования культуры общения будущих специалистов (практико-ориен-тированный аспект): монография / С.В. Дрокина. -Тольятти: НОУ ВПО ТАУ, 2012. - 268 с.

ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ В ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Одна из главных задач современной науки - продление человеческой жизни. Здоровье человека в современном гуманистическом обществе представляет собой наивысшую ценность и зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов. Поэтому важно отметить, что Концепция развития физической культуры и спорта в РФ среди целей, задач и принципов содержит направления повышения качества физического воспитания, проведения мониторинга физической подготовки и физического развития детей и молодежи. Важнейшей задачей воспитания и образования подрастающего поколения, решающим условием формирования нового уровня культуры жизнедеятельности населения, является целенаправленное и интенсивное освоение детьми и подростками ценностей национальной и мировой культуры физической активности, актуализированных в здоровом стиле жизни.

Системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, является физкуль-турно-спортивная деятельность, направленная на физическое совершенствование человека. В сфере физической культуры целесообразно говорить о специфической деятельности, связанной с укреплением здоровья, развитием физического потенциала и достижением физического совершенства.

Физическая активность, как и любая человеческая деятельность, не существует иначе, как в форме действия и цели этого действия. Условия и способы организации физической активности оказывают существенное влияние на ее формирование. Применение тренажеров в занятиях физической культурой следует рассматривать, как компонент, выполняющий функцию инициации физической активности. Современное развитие техники предопределяет появление все большего количества видов спортивных тренажеров, обеспечивающих широкий спектр занятий физической культурой и спортом, что подчеркивает актуальность выбранной темы.

Одним из факторов, влияющих на уровень физического здоровья студентов, является их физическая подготовленность. Однако анализ тестирования физической

подготовленности студентов первого курса показал, что только у 30% физическое развитие и физическая подготовленность соответствует нормативным требованиям. При этом на неудовлетворительном уровне оказались силовые, скоростные, скоростно-силовые качества, а также координационные способности.

Учитывая интересы студентов к определенным видам занятий и низкий уровень развития отдельных физических качеств, в программу по физкультуре включены дополнительные занятия силовой подготовкой.

Под силой понимается способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.

Один из наиболее существенных моментов, определяющих мышечную силу - это режим работы мышц. При существовании лишь двух реакций мышц на раздражение - сокращения с уменьшением длины и изометрического напряжения, - результаты проявленного усилия оказываются различными в зависимости от того, в каком режиме мышцы работают. Если, преодолевая какое-либо сопротивление, мышцы сокращаются и укорачиваются, то такая их работа называется преодолевающей (концентрической). Мышцы, противодействующие какому-либо сопротивлению, могут при напряжении, и удлиняться, например, удерживая очень тяжелый груз. В таком случае их работа называется уступающей (эксцентрической). Преодолевающий и уступающий режимы работы мышц объединяются названием динамического.

Сокращение мышцы при постоянном напряжении или внешней нагрузке называется изотоническим. При изотоническом сокращении мышцы, от предъявляемой нагрузки зависит не только величина ее укорочения, но и скорость: чем меньше нагрузка, тем больше скорость ее укорочения.

Выполняя движения, человек очень часто проявляет силу и без изменения длины мышц. Такой режим их работы называется изометрическим, или статическим, при котором мышцы проявляют свою максимальную силу. В целом для организма изометрический режим оказывается

самым неблагоприятным в связи с тем, что возбуждение нервных центров, испытывающих очень высокую нагрузку, быстро сменяется тормозным охранительным процессом, а напряженные мышцы, сдавливая сосуды, препятствуют нормальному кровоснабжению, и работоспособность быстро падает.

При насильственном увеличении длины мышц в уступающих движениях сила может значительно (до 50100%) превосходить максимальную изометрическую силу человека. Это может проявляться, например, во время приземления с относительно большой высоты, в амортизационной фазе отталкивания в прыжках и т. д.

Сила, развиваемая в уступающем режиме работы в разных движениях, зависит от скорости: чем больше скорость, тем больше и сила.

Меньшую силу, чем в статическом и уступающем режимах, мышцы генерируют, сокращаясь в преодолевающем режиме. Между силой и скоростью сокращения существует обратно-пропорциональная зависимость.

При педагогической характеристике силовых качеств человека выделяют следующие их разновидности:

1. Максимальная изометрическая (статическая) сила -показатель силы, проявляемой при удержании в течение определенного времени предельных отягощений или сопротивлений с максимальным напряжением мышц.

2. Медленная динамическая (жимовая) сила, проявляемая, например, во время перемещения предметов большой массы, когда скорость практически не имеет значения, а прилагаемые усилия достигают максимальных значений.

3. Скоростная динамическая сила характеризуется способностью человека к перемещению в ограниченное время больших (субмаксимальных) отягощений с ускорением ниже максимального.

5. Амортизационная сила характеризуется развитием усилия в короткое время в уступающем режиме работы мышц, например, при приземлении на опору в разного вида прыжках, или при преодолении препятствий, в рукопашном бою и т. д.

Силовая выносливость определяется способностью длительное время поддерживать необходимые силовые характеристики движений. Среди разновидностей выносливости к силовой работе выделяют выносливость к динамической работе и статическую выносливость.

Выносливость к динамической работе определяется способностью поддержания работоспособности при выполнении профессиональной деятельности, связанной с подъемом и перемещением тяжестей, с длительным преодолением внешнего сопротивления.

Статическая выносливость - это способность поддерживать статические усилия и сохранять малоподвижное положение тела или длительное время находиться в помещении с ограниченным пространством.

В последнее время в методической литературе выделяют еще одну силовую характеристику: способность к переключению с одного режима мышечной работы на другой при необходимости максимального или субмаксимального уровня проявления каждого силового качества. Для развития этой способности, зависящей от координационных способностей человека, нужна специальная направленность тренировки.

Тренажеры - учебно-тренировочные устройства для развития двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), совершенствования спортивной техники и анализаторных функций организма. Применяются преимущественно в физкультуре и спорте. Тренажёры могут быть индивидуального и коллективного использования, а их воздействие на организм — локальным (когда в работе участвуют отдельные мышечные группы), региональным (в работе участвует примерно третья часть мышц) и общим (в работе задействовано большинство мышц).

Технические особенности тренажёров зависят от конструкторских решений, которые определяются необходимостью преимущественного развития одного или одновременно нескольких двигательных качеств.

Например, такие технические устройства, как "бегущая дорожка", велотренажер, гребные и другие подобные тренажёры позволяют направленно развивать общую, скоростную и силовую выносливость.

Различные конструкции тяговых устройств, эспандеров, роллеров способствуют развитию динамической силы и гибкости; занятия на мини-батуте совершенствуют ловкость и координацию движений.

Цели оздоровительных тренировок на тренажерах:

- развитие правильной осанки;

- коррекция различных проблем позвоночника;

- снижение избыточного веса;

- улучшение функциональных возможностей организма;

- занятия при различных отклонениях в состояниях

Цели реабилитационных тренировок:

- восстановление после травм;

- ликвидация дисбаланса физического развития;

- улучшение подвижности суставов.

Под принципами понимают основополагающие закономерности, выражающие основные требования к построению, содержанию и организации тренировочного процесса.

Принцип сознательности и активности. Наибольшего успеха при занятиях можно достигнуть при сознательном, заинтересованном отношении занимающихся. Необходимо четко поставить цель в занятиях.

Для реализации этого принципа при занятиях на тренажерах применяются специальные тренировочные видеокассеты; звуковые и световые датчики и сигналы.

Принцип доступности. Занятия на тренажерах исходят из учета особенностей занимающихся (пол, физическое развитие и подготовленность) и посильности предлагаемых заданий. Прогресс в развитии физических качеств возможен лишь при определенной нагрузке, способной стимулировать эти процессы. Однако при этом важно не превысить меру разумного, чтобы не навредить здоровью. Вместе с тем принцип доступности не означает, что

нагрузки должны быть упрощенными и предельно элементарными.

Принцип систематичности. Данный принцип подразумевает прежде всего регулярность занятий и системное чередование нагрузок и отдыха.

Эффективной может быть лишь такая система, которая обеспечивает постоянную взаимосвязь между отдельными занятиями. Небольшие нагрузки или продолжительные интервалы отдыха между занятиями не приводят к развитию тренированности. Слишком большие нагрузки и короткие интервалы отдыха между занятиями могут привести к превышению адаптационных возможностей организма.

Принцип динамичности. В основе этого принципа лежит постоянное, но постепенное повышение требований. Это касается физической нагрузки и сложности двигательных действий. Только в этом случае может быть прогресс в развитии физических качеств. Ответная реакция на стандартную нагрузку со стороны организма не остается неизменной. Под воздействием привычной нагрузки происходит адаптация, что позволяет организму выполнить ту же работу с меньшим напряжением. Поэтому, на многих видах спортивных тренажеров предусмотрены специальные программы, которые позволяют изменять нагрузку по данным показателей физического состояния.

Понятие силы непременно ассоциируется с крепкими, тренированными мышцами. Широкие плечи, хорошо развитые бицепсы, мощная спина, мускулистые ноги. Кто из мужчин с детства не мечтал выглядеть именно так? К сожалению, подобных атлетов в настоящее время встречается все меньше и меньше, в основном это

спортсмены или люди, занимающиеся физическим трудом. Зато гораздо больше сейчас мужчин, которые уже после 30 лет имеют далеко не атлетическую фигуру: узкие плечи, руки с едва различимыми мышцами, выпирающий живот. Немало среди молодых еще людей и толстяков с округлыми женскими формами. Но беда их не только в отсутствии внешней красоты. Ведь хорошо известно, что внешний вид отражает и состояние здоровья человека.

Таким образом, рациональное использование многообразных возможностей атлетической подготовки в тренажерном зале для развития силы различных групп мышц тела и гармонизации фигуры позволяет не только повышать показатели физической подготовленности и функциональные возможности студентов, но и воспитывать в них личностные качества и формировать у них мотивацию к физическому совершенствованию и самосовершенствованию. Эффективные занятия помогают в решении лечебных и оздоровительных задач студентов.

1. Румянцева Э.Р. Спортивная подготовка тяжелоат-леток. Механизмы адаптации / Э.Р. Румянцева, П.С. Горулев. - М.: Теория и практика физической культуры, 2005. - 260 с.

2. Водлозеров, В.Е. Тренажеры локально направленного действия / В.Е. Водлозеров. - Киев: Издательский центр КГМУ, 2003. - 102 с.

3. Евсеев, С.П. Тренажеры в гимнастике / С.П. Евсеев. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 254 с.

4. Лейкин, М.Г. Биомеханические аспекты воспитания силы в процессе обучения и тренировки / М.Г. Лейкин. - Киев: Изд-во Минобразования Украины, 2001. - 152 с.

РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Ермолаева Елена Петровна

преподаватель специальных экономических дисциплин высшей категории Уральского колледжа газа, нефти и

отраслевых технологий, г. Уральск, Казахстан Умбетова Нургуль Сериккалиевна

преподаватель специальных экономических дисциплин первой категории Уральского колледжа газа, нефти и

отраслевых технологий, г. Уральск, Казахстан Ешмуханова Актота Ербулатовна преподаватель специальных экономических дисциплин первой категории Уральского колледжа газа, нефти и

отраслевых технологий, г. Уральск, Казахстан

В настоящее время в образовании происходят существенные изменения, связанные с реализацией задач модернизации образования.

Стратегической целью государственной политики в области образования названо повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. В основу новых образовательных стандартов положена методология компетентностного подхода, преподаватель должен не просто передать сумму знаний учащимся, а сформировать у них способы самостоятельного получения знаний. Под компетенцией следует понимать «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков,

Это самое общее определение указывает то, что тренировка может быть направлена на достижение различных целей.

Поэтому вполне понятно, что различные дисциплины науки о спорте связывают с процессом тренировки различные задачи.

Различные подходы, в которых отражаются различные цели, а также индивидуальность тренера и спортсмена и особенности их взаимодействия показывают, насколько комплексный и динамичный процесс представляет собой тренировка. Чтобы ориентироваться в этом сложном процессе, необходимо ставить четкие цели, которые становятся исходным пунктом при планировании тренировки и составлении ее программы.

Тренировка спортсменов - первостепенный компонент спортивной подготовки, которая также включает соревнование и восстановление. Спортивная подготовка состоит из физической, технической, тактической, психологической и интеллектуальной подготовки, которые имеют свои собственные задачи и особенности.

Основные термины методологии тренировочного процесса были исторически сформированы в ответ на запросы практики - это цели тренировки, содержание тренировки, средства тренировки и методы тренировки. Таблица содержит эти термины (для облегчения понимания сути сначала задается вопрос, а затем даётся краткий ответ).

Общеподготовительные упражнения составляют значительную часть набора тренировочных средств и помогают увеличить уровень общего физического развития спортсмена. Обычно эти упражнения не похожи на соревновательные, так как при их выполнении используются различные устройства, оборудование, а также применяется широкий спектр естественных и искусственно создаваемых условий. Типичными примерами таких упражнений являются беговые или плавательные упражнения для спортсменов, специализирующихся в единоборствах и игровых видах; силовые упражнения на различных тренажёрах для представителей любого вида спорта, включая игровиков, гребцов, пловцов и т.д.

Основные термины спортивной тренировки с кратким объяснением

Вопросы, на которые надо ответить

Краткие ответы

Что должно быть достигнуто и/или усовершенствовано?

Цели выполнения тренировочных упражнений

Что должно быть выполнено?

Долгосрочный план тренировочного процесса. Среднесрочный тренировочный план. Краткосрочный тренировочный план

Какие упражнения, оборудование и вспомогательные устройства должны быть привлечены?

соревновательные, специфические по виду спорта (специальные) и общеподготовительные.

Технические средства тренировки:

тренажеры, устройства и разнообразное оборудование

Какие упражнения должны быть выполнены?

Непрерывные равномерные. Непрерывные переменные.

Интервальные с заданными интервалами отдыха.

Интервальные с неограниченными интервалами отдыха.

Методы тренировки отвечают на вопрос, как именно тренировочные упражнения должны быть выполнены.

Принципы адаптации применительно к тренировке объясняют фундаментальный процесс приспособления спортсменов к тренировочным нагрузкам. Обобщая, можно сказать, что три генерализованных фактора - величина воздействия, специфичность упражнения и аккомодация спортсмена - определяют реакцию на тренировочную нагрузку и адаптацию. Величина воздействия регулируется объёмом, интенсивностью и новизной упражнений. Эти три компонента нагрузки особенно важны в свете принципа перегрузки, в соответствии с которым увеличение уровня подготовленности требует, чтобы величина воздействия превышала привычный уровень.

Принцип специфичности процесса адаптации выдвигает на первый план перенос тренировочного результата с выполнения одной задачи (вспомогательного упражнения) на другую (основное упражнение). Существует перенос технических навыков, который является чрезвычайно важным для совершенствования движений, а также перенос физических качеств, который определяет эффект любой программы подготовки. Аккомодация как принцип адаптации в тренировке предполагает увеличение работоспособности. Спортсмен достигает более высоких уровней выполнения соревновательного упражнения, и снижается уровень его реакции на стандартную физическую нагрузку, что позволяет ему выполнять её более экономно.

Цикл суперкомпенсации как всеобъемлющий механизм спортивного совершенствования объясняет тренировочный процесс с точки зрения взаимодействия между нагрузкой, утомлением и восстановлением. Принцип суперкомпенсации был разработан в отношении отдельной тренировки и серии тренировок. Согласно этому принципу отдельная нагрузка или сумма нескольких вызывают фазы утомления и восстановления с последующим периодом увеличенной работоспособности (фазы суперкомпенсации), которая может использоваться для организации нового воздействия и подготовки к следующему шагу в процессе спортивного совершенствования. Несмотря на некоторые ограничения и оговорки, принцип суперкомпенсации остаётся основным в теории спортивной тренировки.

Представленный вариант основных принципов спортивной тренировки включает следующее: (1) принцип специализации, который касается социальных аспектов, выбора специфического вида спорта для дальнейшего совершенствования и определения специфических по виду спорта приоритетов; (2) принцип индивидуализации, который обращается к психофизиологическим особенностям спортсменов; (3) принцип вариативности, касающийся источников и особенностей изменения тренировочного воздействия; (4) принцип взаимодействия нагрузок, связывающий положительные, нейтральные и отрицательные воздействия в цепочке последовательных тренировок; и (5) принцип цикличности в планировании тренировочного процесса, соответствующий и поддерживающий общую идею периодизации тренировки.

Теория и практика физической культуры и спорта определили ряд принципов, соблюдение которых гарантирует успехи во время занятий физическими упражнениями и предотвращает нежелательные последствия. Среди дидактических и физиологических принципов спортивной тренировки следует отметить главные из них: постепенность, повторность, индивидуализация, систематичность, регулярность, разносторонность спортивной подготовки, специфичность тренировочных эффектов, их обратимость, тренуемость, принципы критических нагрузок и др. (Дубровский, 2005; Волков Н. И. и соавт., 1998; Спортивная медицина. Практические. 2003).

Принцип постепенности предусматривает последовательное увеличение интенсивности и объема нагрузок. Это связано, прежде всего, с последовательностью в осуществлении каждого разового занятия: приступая к нему, сначала выполняют упражнения для небольших групп мышц, например рук, затем ног, затем туловища. Последовательно должна увеличиваться интенсивность выполнения упражнений, амплитуда движений, сила, скорость. Затем постепенно увеличивается время тренировочных занятий. Если начинать сразу с больших физических нагрузок, то реакцией организма на них может быть перенапряжение внутренних органов и нервной системы. Соблюдение этого принципа обусловлено тем, что во время выполнения спортивных движений функционируют очень сложные временные связки, одновременно управляющие деятельностью мышц и вегетативных систем. Поэтому вырабатывать их необходимо с постепенным усложнением, чтобы не произошел срыв нервной системы и не развилось охранительное торможение.

Соблюдение принципа повторности необходимо для того, чтобы изменения, возникшие в организме в результате занятий физическими упражнениями, закрепились и окрепли. В основе этого принципа лежит такая закономерность — для возникновения стабильных условно-рефлекторных связей в нервной системе необходимо многократное влияние раздражителя, что приводит к закреплению временных функциональных связей. При несоблюдении этого положения функциональные связи гаснут.

Принцип систематичности и регулярности предусматривает, что достижение спортивных результатов возможно только в случае систематического выполнения физических упражнений в течение многих месяцев и лет. Тренировать функциональные системы следует регулярно, систематически выполняя физические нагрузки. Внешне принцип регулярности подобен принципу повторности. В обоих случаях главным является многократность повторных нагрузок. Но если принцип повторности диктует необходимость выполнения однотипных упражнений в комплексе (цикл), то регулярность означает повторение физических нагрузок (в том числе разных по характеру) в течение более продолжительного периода: месяцев, лет. В результате функциональные резервы становятся мощнее, крепче, надежнее.

Принцип разносторонней спортивной подготовки предусматривает использование в процессе спортивной тренировки разнообразных упражнений, способствующих вырабатыванию большого объема двигательных навыков. При этом увеличиваются возможности процесса экстраполяции и изменения двигательного акта при изменении условий. Обучение стереотипному выполнению упражнений тормозит развитие тренированности.

Принцип индивидуализации предусматривает строгое соблюдение соответствия физических нагрузок возможностям человека с учетом пола, возраста, физической подготовленности. Принцип индивидуализации обучения связан с необходимостью учета фонда ранее приобретенных навыков, а также генетических особенностей к усвоению движений (соматотип, композиционный состав мышц, тип высшей нервной деятельности, уровень V02max и др.).

Принцип специфичности тренировочных эффектов состоит в том, что систематическое повторение определенного упражнения формирует специфическую адаптацию организма, что проявляется в максимальном повышении результата в этом упражнении. Принцип включает специфичность тренировочных эффектов относительно:

  • двигательного навыка (спортивной техники);
  • состава активных мышечных групп;
  • различных условий внешней среды.

Обратимость тренировочных эффектов (эффект детренировки) состоит в том, что уже спустя несколько месяцев после значительного уменьшения объема тренировочных нагрузок или полного их прекращения происходит снижение физической работоспособности, функциональных показателей кислородтранспортной системы, V02max, уменьшается объем циркулирующей крови, число (плотность) капилляров, наблюдается атрофия мышечных волокон, снижается активность окислительных ферментов и т. д. Чем выше двигательная активность в этот период, тем медленнее снижаются тренировочные эффекты. Эти эффекты также замедляются при соблюдении принципов повторности и систематичности тренировочных занятий.

Принцип критических нагрузок состоит в том, что чем больше интенсивность и объем работы, выполняемой спортсменом, тем большие структурные и биохимические превращения возникают в организме. Физические нагрузки небольшого объема и интенсивности не вызывают глубоких биохимических и функциональных превращений и потому называются неэффективными. С возрастанием работоспособности нагрузки одного объема вызывают все меньшие изменения в организме. Поэтому для обеспечения повышения работоспособности величину пороговой нагрузки следует постепенно увеличивать. Это обеспечивает большее расходование энергетических ресурсов, большие функциональные изменения и, соответственно, большую суперкомпенсацию, что обусловливает возрастание спортивных результатов.

Тренируемость — это свойство организма изменять свои функциональные возможности под влиянием тренировки. Степень тренируемости может оцениваться величиной тренировочных эффектов: чем больше тренировочный эффект в ответ на данную тренировку, тем выше тренируемость. Тренируемость специфична, как специфичны и тренировочные эффекты. Она зависит от пола, возраста, исходного уровня показателя: изменение показателя тем больше, чем ниже его исходный уровень. Существенную роль в максимально возможной тренируемости играет генотип, то есть наследственно обусловленные генетические факторы: много антропометрических показателей, ЖЕЛ, время задержки дыхания, максимальная ЧСС, композиция мышц, V02max и др. (Биологический контроль спортсменов. 1986; Волков Н. И. и соавт., 1998; Платонов, Булатова, 1995; Спортивная медицина. Практические. 2003).

Контрольное задание. Возникла необходимость составить программу оперативного биохимического контроля переносимости тренировочных нагрузок аэробной направленности.

Ход выполнения задания

1. Определить метаболические критерии переносимости тренировочных нагрузок с учетом специфичности используемых физических упражнений.

2. Составить программу оперативного биохимического контроля переносимости тренировочных нагрузок.

3. Описать возможные варианты результатов измерений скорости протекания процессов в организме, связанных с фазой нагрузки и фазой восстановления.

4. Провести анализ и дать интерпретацию результатов указанных выше измерений переносимости тренировочной нагрузки.

5. Составить рекомендации к коррекции тренировочного процесса, исходя из базы данных, полученных во время обследования спортсменов.

Типовое решение задачи

  • Определение переносимости тренировочных нагрузок проводят по характеру изменений метаболизма, вызванных физической нагрузкой, непосредственно во время ее выполнения, сразу же по ее завершении и в разные периоды отдыха после нагрузки.

Основными критериями переносимости тренировочных нагрузок являются: степень завершенности пластических процессов, восстановление массы тела, уровня функций и характеристик метаболизма в состоянии относительного покоя (утром, перед зарядкой и завтраком).

Определить переносимость физических нагрузок можно по изменению ряда показателей: ЧСС, АД, данных электрокардиографических исследований, V02, уровня метаболитов углеводного, липидного и белкового обмена веществ в крови, смещения кислотно-щелочного состояния крови, показателя pH крови и др.

Распространенным метаболическим критерием оценки переносимости тренировочных нагрузок является динамика уровня мочевины в крови и соотношение этого показателя с нормой для состояния покоя (4,0—6,6 ммоль-л -1 (Волков и соавт., 1998; Куроченко, 2005; Тнимова, 2004; Henricsson, 1992; Williams, 1990).

  • Для анализа эффективности тренировочного процесса и, прежде всего, переносимости тренировочных нагрузок широко используют контроль динамики изменений пока?ателей метаболизма в крови по избранным показателям в зависимости от специфичности и объема используемых физических нагрузок.

Обследования спортсменов в зависимости от цели и задач проводят при помощи тестирования в лабораторных условиях или в естественных условиях тренировочной и соревновательной деятельности.

Задача для велосипедистов-шоссейников: тренировочное занятие аэробной направленности умеренной мощности, дистанция 250 км, продолжительность выполнения — 8 час, ЧСС — 160 уд-мин -1 . Запланированный прирост концентрации мочевины в крови должен составлять от 5 до 6 ммоль-л -1 , а остаточный прирост (после 18 час отдыха) не должен превышать 7 ммоль-л -1 . Результаты определения динамики мочевины в крови представлены в таблице 49.

Таблица 49 — Динамика мочевины в крови велосипедистов в условиях тренировочного занятия и восстановления, ммоль л -1

Принцип – это инструментальное, данное в категориях деятельности, выражение педагогической концепции.

Принципы обучения (дидактические принципы) — основные положения дидактики, которые определяют формы и методы организации учебного процесса, в соответствии с его целями.

Принципы обучения основаны на теоретическом обобщении и анализе педагогической практики. Они являются ведущими положениями, так как возникли из практической деятельности, имеющей под собой реальный опыт

Сущность принципа доступности обучения

Принцип доступности обучении – это предоставление возможности обучаться каждому ребенку, с учетом его возрастных и психологических возможностей.

Принцип доступности предусматривает организацию процесса обучения с учетом возможностей ребенка, при этом необходимо избегать таких отрицательных факторов как перегрузки ребенка (эмоциональные и интеллектуальные), которые отрицательно могут сказаться на здоровье ребенка и создать негативное отношение к процессу обучения. Большое значение при реализации принципа доступности обучения, в первую очередь является, учет уровня развития познавательной сферы ребенка.

Ориентир на доступность обучения для каждого ребенка и избежание перегрузок, не означает, что процесс обучения должен быть слишком легким. Необходимо оптимальное сочетание учебной нагрузки и отдыха ребенка. Нужно соблюдать меры психической напряженности в процессе обучения, чтобы сохранять должный уровень трудоспособности и производительности ребенка, поддержания его энергетического и интеллектуального тонуса.

Факторы принципа доступности:

  • соблюдение принципов дидактики;
  • рациональный отбор содержание и цели процесса обучения;
  • использование в процессе обучения актуальных и современных систем;
  • применение рациональных методов обучения, исходя из целей обучения, а также возрастных и психологических особенностей детей;
  • профессионализм педагога.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, принцип доступности обучения предусматривает организацию учебного процесса таким образом, чтобы каждому ребенку обучение было доступно и интересно, развивало у него желание и стремление к получению новых знаний, преодолению трудностей и достижение успехов в учебе.

Реализация принципа доступности обучения

Реализация принципа доступности обучения осуществляется на основании следующих правил:

Таким образом, принцип доступности основан на законах познания. Процесс познания всегда происходит от простого к сложному, то есть вначале выстраивается фундамент на основании общих (простых) познаний для последующего освоения более сложных.

Принцип доступности нарушается в случае, если:

Итак, в соответствии с принципом доступности обучение и воспитание школьников, их деятельность должны строиться на основе учета реальных возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.

Методические принципы физического воспитания совпадают с общедидактическим, и это оправданно, ибо физическое воспитание -- один из видов педагогического процесса и на него распространяются общие принципы педагогики:

сознательность и активность, наглядность,

Однако в сфере физического воспитания и, в частности, в области спортивной тренировки эти принципы конкретизируются и наполняются содержанием, отражающим специфику процесса.

Принцип доступности

Этот принцип обязывает строго учитывать возрастные и половые особенности, уровень подготовленности, а также индивидуальные различия в физических и психических способностях занимающихся.

Доступность не означает отсутствие трудностей в учебно-тренировочном процессе, а предполагает посильную меру этих трудностей, которые могут быть успешно преодолены. Занимающийся в этом процессе -- не пассивный субъект, а активно действующее лицо. Полное соответствие между возможностями и трудностями при мобилизации всех сил занимающегося и означает оптимальную меру доступности.

Принцип доступности в практике физического воспитания студентов предусматривает определение посильного упражнения, задания, оптимальных методических условий для их реализации. Уровень доступности заданий связан с необходимостью преодоления некоторой частью студентов объективных трудностей при достижении установленных программой нормативных требований.

Чаще всего всей группе даются задания усредненной сложности, доступные "средней части" студентов (фронтальный подход). Отрицательная сторона этого подхода в том, что сильнейшая часть группы работает в облегченных условиях, а слабейшая -- в усложненных.

По мере более глубокого знакомства с учебной группой преподаватель все чаще применяет так называемый групповой подход, когда внутри учебной группы определяются микрогруппы по степени их подготовленности к определенному заданию. Каждая из микрогрупп получает оптимальное задание. Микрогруппы не постоянны, так как у каждого студента своя "степень доступности" при выполнении разных упражнений. Групповой подход более эффективен, чем фронтальный, он требует от преподавателя-тренера хорошего знания занимающихся , учебно-тренировочной группы.

Границы доступного изменяются по мере развития физических и духовных сил занимающихся: что было недоступным на одном этапе подготовки, становится в дальнейшем легко выполнимым. В соответствии с этим должны изменяться и требования, предъявляемые к их возможностям.

Принцип систематичности

Принцип систематичности -- это прежде всего регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха.

Регулярность занятий предполагает рациональное чередование психофизических нагрузок и отдыха. Любая нагрузка имеет четыре фазы: расходование энергии, восстановление, сверхвосстановление, возвращение к исходному уровню. Вот почему учебные занятия по физической культуре никогда не проводят в течение двух дней подряд. Кроме того, именно необходимостью соблюдать принцип систематичности объясняется программное требование по дисциплине "Физическая культура" -- регулярное посещение всех занятий, предусмотренных учебным расписанием.

Принцип систематичности при проведении учебно-тренировочных занятий во многом обеспечивает преемственность и последовательность в освоении учебного материала.

Принцип систематичности обеспечивает непрерывность учебно-тренировочного процесса при оптимальном чередовании нагрузок и отдыха.

Необходимо, однако, учитывать, что если за тренировочным занятием последует слишком большой перерыв, то указанный эффект в той или иной мере постепенно утрачивается (редукционная фаза). Это относится прежде всего к уровню работоспособности (сформированные умения и навыки сохраняются в течение более длительного времени). Стало быть, интервал отдыха должен заканчиваться раньше, чем Наступает редукционная фаза. Это положение подчеркивает важность принципа систематичности и одной из его сторон -- непрерывности учебно-тренировочного процесса.

Повторяемость и вариативность в применении различных упражнений и заданий в оптимальных временных отрезках также являются обязательными составляющими принципа непрерывности.

Принцип динамичности

Принцип динамичности, или постепенного повышения требований, заключается в постановке все более трудных заданий по мере выполнения предыдущих. Это выражается

в постепенном усложнении двигательных задач, в нарастании объема и интенсивности нагрузок (при соблюдении принципа доступности). При реализации принципа динамичности предусматривается регулярно обновлять учебный материал, а также увеличивать объем и интенсивность нагрузок. Без обновления упражнений не овладеть широким кругом умений и навыков -- координационной основой для освоения новых, более сложных двигательных заданий.

Ответные реакции организма на одну и ту же нагрузку не остаются неизменными. По мере приспособления к нагрузке уменьшаются вызываемые ею биологические сдвиги. Под воздействием привычной нагрузки происходит адаптация, а значит, экономизация функции:

возможности организма, возросшие в результате приспособления к неизменной работе, позволяют ему выполнить ту же работу с меньшим напряжением. В этом состоит биологический смысл адаптации к нагрузкам.

Прямолинейное повышение нагрузок используется, когда общий уровень их сравнительно невысок и требуется постепенно втянуться в работу.

Ступенчатая же динамика резко стимулирует тренированность на базе уже проделанной работы.

Волнообразные колебания нагрузок в недельном, месячном, годовом циклах являются своеобразным фоном, на который накладываются прямолинейная и ступенчатая динамика.

Читайте также: