Коля сапрыкин место встречи изменить нельзя

Обновлено: 13.04.2024

– Я сказал… – окрепшим голосом произнес я, перешагнув первую, самую невыносимую ступень выдачи неприятной правды в глаза. – Я сказал, что мы, работники МУРа, не можем действовать шельмовскими методами!

Жеглов так удивился, что даже не осерчал. Он озадаченно спросил:

– Ты что, белены объелся? О чем ты говоришь?

– Я говорю про кошелек, который ты засунул Кирпичу за пазуху.

– А-а. – протянул Жеглов, и когда он заговорил, то удивился я, потому что в один миг горло Жеглова превратилось в изложницу, изливающую не слова, а искрящуюся от накала сталь: – Ты верно заметил, особенно если учесть твое право говорить от имени всех работников МУРа. Это ведь ты вместе с нами, работниками МУРа, вынимал из петли мать троих детей, которая повесилась оттого, что такой вот Кирпич украл все карточки и деньги. Это ты на обысках находил у них миллионы, когда весь народ надрывался для фронта. Это тебе они в спину стреляли по ночам на улицах! Это через тебя они вогнали нож прямо в сердце Векшину!

Ну и я уже налился свинцово-тяжелой злой кровью:

– Я, между прочим, в это время не на продуктовой базе подъедался, а четыре года по окопам на передовой просидел, да по минным полям, да через проволочные заграждения. И стреляли в меня, и ножи совали – не хуже, чем в тебя! И может, оперативной смекалки я начисто не имею, но хорошо знаю – у нас на фронте этому быстро учились, – что такое честь офицера!

Ребята на задних скамейках притихли и прислушивались к нашему напряженному разговору. Жеглов вскочил и, балансируя на ходу в трясущемся и качающемся автобусе, резко наклонился ко мне:

– А чем же это я, по-твоему, честь офицерскую замарал? Ты скажи ребятам – у меня от них секретов нет!

– Ты не имел права совать ему кошелек за пазуху!

– Так ведь не поздно, давай вернемся в семнадцатое, сделаем оба заявление, что кошелька он никакого не резал из сумки, а взял я его с пола и засунул ему за пазуху! Извинимся, вернее, я один извинюсь перед милым парнем Костей Сапрыкиным и отпустим его!

– Да о чем речь – кошелек он украл! Я разве спорю? Но мы не можем унижаться до вранья – пускай оно формальное и по существу ничего не меняет!

Глядя в сторону, я сказал:

– А ты как думаешь, суд – он тоже от имени всех этих людей на улице? Или он от себя только работает?

– У нас суд, между прочим, народным называется. И что ты хочешь сказать?

– То, что он хоть от имени всех этих людей на улице действует, но засунутый за пазуху кошелек не принял бы…

– И это, по-твоему, правильно?

Я думал долго, потом медленно сказал:

– Наверное, правильно. Я так понимаю, что если закон один разок под один случай подмять, потом под другой, потом начать им затыкать дыры каждый раз в следствии, как только нам с тобой понадобится, то это не закон тогда станет, а кистень! Да, кистень…

Все замолчали, и молчание это нарушалось только гулом и тарахтением старого, изношенного мотора, пока вдруг Коля Тараскин не сказал со смешком:

– А мне, честное слово, нравится, как Жеглов этого ворюгу уконтрапупил…

Пасюк взглянул на него с усмешкой, погладил громадной ладонью по голове, жалеючи сказал:


Дуэта Высоцкий – Конкин могло бы и не быть, на обе роли пробовались другие популярные актеры. За кандидатуру Владимира Высоцкого насмерть стоял режиссер, а за Владимира Конкина – телевизионное начальство.

На роль лейтенанта Шарапова пробовались восемь человек. Первым претендентом был актер, ныне депутат Мосгордумы Евгений Герасимов, но он в это время был занят на других съемках. Также Володей Шараповым могли стать Андрей Градов, сыгравший в итоге Колю Тараскина, и популярный питерский артист Евгений Леонов–Гладышев. В своем интервью актер признался, что Шарапова можно было бы сыграть иначе.

Ничего не хочу сказать против Володи Конкина. Он вполне убедительно сыграл своего героя. И если в этом образе есть огрехи, то проблема здесь не в нем. Жеглов – Высоцкий со своей яркой харизмой подавил персонаж Конкина, а они по книге стоят на одной ступени.

– Вы были одним из претендентов на роль Шарапова. Не жалеете, что вас не утвердили?

– Нет. Вася Векшин появляется лишь в одной серии, в эпизоде, но его навсегда запомнили зрители, от этого я счастлив. Станислав Говорухин тщательно продумал эпизод с моим участием.

Смерть – она же впечатляет. Это человеческое состояние тоже надо ярко суметь срежиссировать, сыграть. У нас сейчас по всем телеканалам показывают сериалы, где трупы в штабеля укладываются, но от этого сердце не ёкает.

– Каким вам запомнился Владимир Высоцкий?

На шее у моего Васи Векшина белое морское кашне, такие после войны носили многие молодые люди, чтобы продемонстрировать свою принадлежность к ветеранам. Так вот, этот аксессуар предложил мне надеть Высоцкий, изучавший послевоенный быт и моду.

– Высоцкий готов был отказаться от роли Жеглова?

В фильме фигурирует вымышленный персонаж Лёля, якобы девушка Шарапова, о ней он рассказывает бандитам. Так вот имя Лёля предложил Володя – оно было самым популярным после войны. Только в бильярде он был не силен. Здесь лавры достались Лёне Куравлеву, сыгравшему рецидивиста Копченого. По сюжету все шары забивает Жеглов, а в жизни было иначе.

– Между Жегловым и Шараповым пробежала черная кошка.

На роль подруги Фокса – Анны – Говорухин пробовал двадцать самых красивых актрис, но выбрал Татьяну Ткач. Яркая брюнетка с красивым низким голосом влюбила в себя миллионы мужчин, хотя играла бандитку. После съемок ей пачками приходили письма с предложением руки и сердца.

Одной из ярких эпизодических ролей стала роль Верки–модистки, с ней прекрасно справилась Людмила Шляхтур. Мама Людмилы была модисткой, превращала старые вещи в модные наряды. Из–за такого совпадения Шляхтур считала, что сыграть швею ей было уготовано свыше.

Людмила призналась матери, что хочет уйти из жизни. Она пугала родительницу, что отравится таблетками, та после звонка дочери вызывала ей скорую. В один из дней актриса позвонила маме и в очередной раз сказала, что перед ней гора таблеток, которую она собирается принять. На этот раз мать не стала вызывать неотложку, решив, что это очередной каприз дочери. Через несколько часов несчастная женщина была найдена мертвой. Мать ушла вслед за дочерью через три недели, не пережив того, что не поспешила ей на помощь.

– Ваня, Пасюк, держи меня!
– Как держать, Глеб Егорыч?
– Нежно!

Кстати

Нежного обаятельного милиционера Варю Синичкину сыграла актриса Наталья Данилова, а ведь она хотела отказаться от роли. После съемок в картине на актрису обрушилась слава, а вместе с ней выпало столько испытаний, что хватит для сюжета нескольких сериалов. После всего пережитого Наталья Юрьевна боится даже собаку завести, говорит, что страшно терять живое существо. Она дважды была замужем, и оба ее мужа погибли молодыми. После неудачного аборта Данилова не могла выносить ребенка. Наталья, подобно своей героине, хотела взять малютку из детдома, но тут ее мужа разбил инсульт.

Весь театральный Петербург знал о том, какую страсть к актрисе питал знаменитый режиссер питерского БДТ Георгий Товстоногов. После смерти Георгия Александровича она вынуждена была покинуть родной театр, в кино ее не снимали. Находясь без работы, в полном забвении, актриса собирала бутылки на улицах, чтобы выжить. К счастью, сейчас в жизни Даниловой все хорошо, она активно снимается, выходит в люди, чего не делала долгих 25 лет.

Кадр из фильма Место встречи изменить нельзя

Тридцать лет исполнилось культовому советскому фильму "Место встречи изменить нельзя". Показ сериала не зря был приурочен ко дню милиции: в те пять вечеров, когда показывали "Место встречи…", в стране было зафиксировано рекордный минимум преступлений, что нашло доказательство в отчете МВД.

Тридцать лет исполнилось культовому советскому фильму "Место встречи изменить нельзя". Показ сериала не зря был приурочен ко дню милиции: в те пять вечеров, когда показывали "Место встречи…", в стране было зафиксировано рекордный минимум преступлений, что нашло доказательство в отчете МВД. Многие зрители до сих пор надеются на продолжение фильма, однако режиссеры опасаются, что без главного борца с преступностью в лице Высоцкого фильм уже не будет иметь такого успеха.

"Я пришел застолбить Жеглова"

Именно Высоцкий подсказал братьям Вайнерам идею создания сценария фильма. Прочитав один из первых экземпляров только что вышедшего романа "Эра милосердия", он явился в дом писателей со словами: "Я пришел застолбить Жеглова". "В каком смысле застолбить?" – удивились Вайнеры. "Ваша "Эра" - это большое, очень большое кино! И так, как я вам сыграю Жеглова, - его вам никто не сыграет", - отвечал актер.

Один из братьев тогда спросил Высоцкого, чем же плох для Глеба Жеглова другой актер, Сергей Шакуров, например. Высоцкий, всегда щепетильный в оценках коллег, ответил: "А что? Красивый, мужественный. Да, Шакуров сыграет. Он сыграет! Не хуже меня. ".

После этого писатели обсудили еще несколько кандидатур, но в итоге, остановили выбор на Высоцком. Ради него они даже пошли на изменение внешности героя: в романе оперативник Глеб Жеглов был высокий и плечистый красавец, пишет журнал "Одесса".

Кстати, прототипом Глеба Жеглова был знакомый братьев Вайнеров, начальник ОБХСС Дзержинского района Москвы. Его посадили за взяточничество, но он ни в чем не признался и добился пересмотра своего дела. Освободившись за недоказанностью, он восстановился на своем прежнем посту, а на следующий день. подал заявление об отставке.

"Ну и рожа у тебя, Шарапов!"

Рассказывают, что изначально режиссером должен был стать Алексей Баталов. Однако по каким-то причинам он не смог взяться за фильм, и снимал его Станислав Говорухин. Кинопробы на Жеглова Говорухин провел формально, чтобы отчитаться перед руководством. А после утвердил Владимира Высоцкого.

Напарника Жеглова также мог играть Иван Бортник - талантливейший актер и друг Высоцкого. Кандидатура Бортника нравилась и Владимиру Высоцкому, и Станиславу Говорухину, но худсовет был другого мнения.

К этому времени Владимир Конкин снялся в роли Павки Корчагина, и режиссеру приказали взять его на эту роль. А Бортнику предложили сыграть роль Промокашки. Поскольку слов у его героя почти не было, актер сам придумал весь текст.

"Тебе бы не картины, начальник, тебе бы книжки писать"

Когда начались съемки, Высоцкий буквально заражал своей энергией и уверенностью всех участников. Говорухин, уезжая в командировки, не боялся оставлять его за главного. Правда, выдержать бешеный темп работы Высоцкого могли далеко не все.

Нагрузка у Владимира Семеновича была огромная: он успевал и сниматься, и играть в театре. Приходилось едва ли не каждый день летать из Одессы в Москву на спектакли.

Владимир Конкин в интервью "Комсомольской правде" рассказывал, как однажды ему пришлось сниматься в сцене с огромнейшим монологом, который ему никак не удавалось произнести без запинки. Ситуация усугубляло и то, что Высоцкому в этот день надо было улетать. Когда же текст таки удалось произнести, Говорухин объявил, что нужно снимать еще второй дубль, и тогда возмущенные осветители начали тушить свет – их рабочий день окончился.

"Все уговаривают, умоляют этих “светляков” - а те вырубают свет. В это время Высоцкий лежал на диванчике. Внимания ни на кого не обращает. Глазки закрыты. Никогда не забуду, как среди этого всеобщего стона вдруг встает Высоцкий. Моментально наступает тишина. И только слышно его скрипучие сапоги. Он выходит на середину. Ни одного слова из того, что он сказал, я произнести нашим уважаемым читателям не могу. Я только тогда понял, что такое “тридцатитрехэтажный”. Это было так скомпановано! Последнее слово было: убью. Как закипела работа! Сразу все стало зажигаться!"

Без участия Высоцкого в фильме не было бы многих деталей. Это он помог создать образ карманника Кирпича Станиславу Садальскому, приделал фотографию Вари (любимой девушки Шарапова) на дверь, где должен был спрятаться Шарапов. Васе Векшину он надел на шею белое морское офицерское кашне. В то время в таком наряде щеголяли подростки, подчеркивая принадлежность к фронтовикам. На руке у Векшина появилась наколка "Леля" (самое модное имя тех лет).

Облигация или Аблигация?

Высоцкий был не единственным актером, которому была дана свобода импровизации на съемочной площадке. Лариса Удовиченко, сыгравшая в фильме роль Маньки Облигации, в одной из телепередач о фильме рассказала, что ставшая крылатой фраза "Облигация или Аблигация?" вырвалась у нее случайно. В тот момент она действительно не знала правильного написания этого слова. Так эта реплика и попала в фильм.

Режиссер сам требовал от актеров импровизации. И Иван Бортник, игравший Промокашку, настолько преуспел в этом деле, что во время съемок сцены, когда преступники выходят из подвала, удивил не только статистов-милиционеров, но и самого Высоцкого.

Бортник буквально на ходу придумал себе выход с "блатной" песней "И на черной скамье, на скамье подсудимых. ". А потом еще и плюнул в Жеглова. Тогда-то милиционеры и набросились на него как на настоящего бандита, пишет "Российская газета".

Режиссер несколько раз вносил поправки в сценарий, правда, это не всегда происходило по его собственной воле. По указанию руководства Гостелерадио и вопреки собственным представлениям, ему пришлось изменить концовку фильма и оставить в живых подругу Шарапова – Варвару Синичкину.

"Это было решение Гостелерадио СССР, у которого была норма смертей в каждом фильме. Если в конце фильма убивали Левченко, у которого Шарапов был командиром, то еще одна гибель - это был бы уже перебор. Нам сказал Лапин, что всю неделю люди будут смотреть фильм по телевизору, закончится он, скорее всего, в воскресенье - с каким же настроением они пойдут в понедельник на работу, если еще и Варя погибнет? Пришлось оставить Варю в живых", - приводит воспоминания Георгия Вайнера "Комсомольская правда".

"Здесь МУР, а не институт благородных девиц!"

Однажды во время съемок ночной погони пришлось оцепить часть территории возле Большого театра. Однако поклонницы все же прорвали ограждение. В перерыве кто-то услышал, как кричит Высоцкий. Бросились к нему и увидели, как он пытается оторвать от себя молодую женщину, от переизбытка чувств вцепившуюся зубами в его кожаное пальто.

Впоследствии образ капитана милиции крепко слился с актером. Неслучайно Высоцкий стал единственным из создателей и актеров фильма "Место встречи изменить нельзя", кому в 1987 году была присвоена Государственная премия. Это была его последняя большая работа в кино.

"Не дают консерваторию окончить!"

После первого же показа фильм "разобрали" на цитаты:

Вор должен сидеть в тюрьме!
- Как держать? Нежно!
Кофелёк, кофелёк… Какой кофелёк?
Дурилка картонная…
Вы бы сняли пиджачок, гражданин начальничек!
Поучи жену щи варить.
О делах наших скорбных покалякаем.
Правопорядок в стране определяется не наличием воров, а умением властей их обезвреживать!
А то я огорчу тебя до невозможности.
Да погаси ты свет, Шарапов! Ни днём, ни ночью от тебя покоя нет.
Не бери на понт, мусор!
Проводи его, Шарапов. До автобуса.
- Что у вас с лицом? В "Астории" поужинал.


Мы с мужем смотрим этот фильм каждый раз, когда его показывают по телевизору.
Он из той же серии, что и "Шерлок Холмс и доктор Ватсон" с Ливановым и Соломиным, а также незабвенный "Ирония судьбы. или с легким паром!"
Я над мужем посмеиваюсь, якобы иду у него на поводу.. но сама с удовольствием снова и снова с удовольствием возвращаюсь в "эру милосердия".

Рассказывают, что спустя какое то время после того, как Вайнеры подарили Высоцкому экземпляр своей книги, он пришел к ним с тем, чтобы застолбить роль Жеглова. Они не поняли, о чем речь, так как о фильме еще и не помышляли. Но Высоцкий был убежден, что фильму - быть! И он - лучший Жеглов, которого можно было бы представить


В книге Жеглов - высокий и плечистый красавец!
И на его роль рассматривали, например, Сергея Шакурова.

Но в итоге выбор пал все-таки на Высоцкого.

КТО МОГ СЫГРАТЬ ШАРАПОВА


Евгений Герасимов. Отказался из за занятости. Потом кусал себе локти
Он же играл робота Вертера и в "Петровке,38"


Евгений Леонов-Гладышев. Его кандидатуру забраковал худсовет. В итоге сыграл эпизодическую роль Васи Векшина, которого убивают в самом начале фильма.


Иван Бортник. Хороший друг Высоцкого. Забраковал худсовет, хотя режиссер Станислав Говорухин был ЗА. В итоге сыграл Промокашку. Практически сам придумал себе всю роль.


Владимира Конкина приказали утвердить на роль Шарапова, так как до этого он прогремел по всей стране со своей ролью Павки Корчагина в фильме "Как закалялась сталь".

СЪЕМКИ
Проходили в Одессе.
Режиссером фильма стал Станислав Говорухин.
В его отсутствие режиссера заменял сам Владимир Высоцкий. И тогда вокруг все кипело и бурлило.
Параллельно актер успевал играть в театре в Москве, куда регулярно летал.
Авторитет Высоцкого был палочкой-выручалочкой, когда нужно было в срочном порядке решить рабочие вопросы, а они никак не хотели решаться.
Именно он помог Садальскому создать окончательный образ карманника Сапрыкина.
Он придумал (не только в фильме, но и в реале) поместить фото Вари на дверь для того, чтобы дать знак Шарапову.


Многие актеры импровизировали.
Лариса Удовиченко в своем интервью призналась, что фраза ее героини "Облигация или Аблигация?" вырвалась у нее на съемках совершенно случайно, так как она, действительно, на тот момент сомневалась в правильности написания этого слова


Иван Бортник (Промокашка) удивил всю съемочную группу, вывалившись в кадре из подвала в сцене задержания банды с песней " И на черной скамье, на скамье подсудимых. ". все застыли, продолжая снимать (и сниматься), но после того, как актер еще и плюнул в Жеглова, милиционеры на самом деле кинулись его унимать И все вошло в фильм.

Изначально фильм планировался длиной в 7 серий. Поэтому очень многое было вырезано после того, как было принято решение о сокращении количества серий.
Например, в момент узнавания Шараповым Левченко, как участника банды "Черная кошка", должны были быть кадры, объяснявшие откуда они знакомы. Но в итоге они не вошли в фильм.

Место встречи изменить нельзя. вот уже 35 лет


По книге Варю Синичкину в конце убивают. Как и Левченко.
Но оказывается у Гостелерадио СССР была норма смертей на каждый фильм.
Опять же руководство было озабочено тем, с каким настроением трудовой народ пойдет на работу на следующий день после просмотра фильма с таким трагическим концом. И разрешили убить только Левченко.


Все время съемок Высоцкого преследовали поклонницы.
Однажды ему пришлось звать на помощь, так как он никак не мог оторвать от себя молодую женщину, которая от избытка чувств вцепилась зубами в его кожаное пальто


Высоцкий очень хотел спеть в этом фильме, также как делал это во всех своих других.
Он даже написал специально для этого две песни.
Но Говорухин был принципиально против. Он говорил, что ему не нужен в фильме Высоцкий, ему был нужен Жеглов.
Из за этого разногласия случилось несколько стычек между ними.
Когда режиссер попросил Высоцкого спеть пару строчек про "лилового негра", тот вспылив отказался.
Однако, все же практически проговорил их в одном из эпизодов, помня о своем обещании либо петь свои песни, либо не петь вовсе.


В сцене, где Варя Синичкина ведет за руку хулигана, сыграл сын Марины Влади и Робера Оссейна — Пьер Оссейн.

Кстати, в книге Вайнеров присутствует "постельная сцена" Вари с Шараповым. В фильме, как знаете - нет.

Место встречи изменить нельзя. вот уже 35 лет


В фильме совершенно звездный состав. За каждым именем - вселенная с названием АКТЕР!
Владимир Высоцкий
Владимир Конкин
Сергей Юрский
Виктор Павлов
Наталья Фатеева
Леонид Куравлёв
Светлана Светличная
Александр Белявский
Евгений Евстигнеев
Армен Джигарханян
Лариса Удовиченко
Станислав Садальский
Зиновий Гердт
Наталья Данилова
Александр Абдулов
Иван Бортник
Лев Перфилов
Наталья Крачковская
Всеволод Абдулов
Людмила Давыдова
И тд.

Это была последняя большая роль в кино Владимира Высоцкого.
Впрочем как и Владимира Конкина. который с тех пор больше участвовал в озвучке иностранных фильмов, чем снимался.
На этой стезе он озвучил 133 фильма.
Его голосом, например, говорят: полицейские в "Полицейской академии", Том Круз в "Миссия невыполнима", а также в "Джерри Маквайер", Дэвид Уэнэм во "Властелине колец".

Читайте также: