Коля тараскин место встречи изменить нельзя

Обновлено: 19.09.2024

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Москва в кино. Х/ф "Место встречи изменить нельзя" (Одесская киностудия, 1979). 5 серия.

Сегодня мы завершаем разбор культового фильма "Место встречи изменить нельзя". Многое мы уже посмотрели, а в сегодняшнем нашем посте появится еще несколько интересных объектов.

1. Итак, Шарапов ждет "Аню" у памятника первопечатнику Ивану Федоровну

На заднем плане дома по Театральному проезду

2. Аня оказалось липовой, да к тому же Володя заметил за собй "хвост"
Неопознанные мной улочки, помогайте с опознанием! Средний Кисловский переулок. Формальный адрес дома с треуголной крышей: ул. Большая Никитская, д.11/4, стр. 3. (спасибо cozetta )

3. Попытка оторваться, а заодно позвонить Жеглову - кинотеатр "Буревесник"

Любопытно, что три кинотеатра (Буревесник, Победа и Слава), построенные по типовому проекту, разработаному И. Жолтовским, были открыты к 40й годовщине Октября, т.е. в 1957 году, т.е. в то время, когда происходит действие в фильме их еще не было. Но и это не самое главное! У "Буревесника" были достаточно интересные предшественники.

Просуществовал он аж, до 1930-х. В начале 30-х годов "Великан" был отремонтирован, расширен, снабжен новой, более современной аппаратурой, и стал кинотеатром второго экрана под названием "Спорт"; в начале войны был разрушен прямым попаданием бомбы во время одного из налетов фашистской авиации. И вот только в 1957 здесь открылся новый кинотеатр "Буревесник"

Замечательный материал об этом здании есть у уважаемого lugerovski . Обязательно почитайте! ССЫЛКА

А вот фотография еще живого здания

5. Еще один кадр, снятый в "интерьерах" деревянных Сокольников

6. Промокашка у Продмага. Интересные воспоминания о съемках этого эпизода есть у Л. Бурлака - оператора-постановщика фильма: "Снимали эти эпизоды в начале зимы. Неожиданно ударил морозище — градусов, наверное, за 25. От такого холода даже камера начала “скисать”. Вместо нормальных 24 кадров в секунду она стала тянуть только 18. Это сказалось на качестве изображения: движения суетящегося вокруг магазина Промокашки получились на экране дергаными. "

На углу Малой Полянки и Бродникова переулка. Сейчас весь квартал снесен, на его месте по обычаю какой-то дешевый новодел.


7. И снова двор в Серебряническом переулке.
В кадр попала Церковь Троицы Живоначальной, что в Серебряниках

И небольшое фотосравнение. Как выглядело место, где погиб Левченко во времена, когда снимали фильм и в 2006 году

8. Шарапов едет в роддом, в надежде забрать найденыша, но. финал фильма всем известен.
Едет Шарапов по Болотной набережной

Внимательный зритель заметит в кадре интересную крышу к/т "Ударник"

Удивительная крыша! По проекту она должна была раздвигаться.

А вот так набережная выглядит в наши дни

Ну, и в конце поста еще одно воспоминание, на сей раз от Аркадия Вайнера, о финале фильма: "Финальные эпизоды романа “Эра милосердия” и фильма “Место встречи изменить нельзя” очень отличаются. По книге Шарапов, возвращаясь после опаснейшей операции, видит на стене в вестибюле управления траурный лист с фотографией погибшей Вари Синичкиной. А в телесериале девушка остается живой-невредимой.
Это было вынужденное изменение сценария. Худсовет Творческого объединения “Экран” нам объявил: нельзя, чтобы Варя погибла. А еще их не устраивал эпизод, когда убивают при попытке к бегству бывшего фронтовика-разведчика Левченко. Но в конце концов удалось прийти к компромиссу: худсовет разрешил оставить в фильме одну из этих смертей — по нашему выбору.
Более важной — в смысловом значении показалась все-таки гибель Левченко. Ведь это же пиковая ситуация, характеризующая Глеба Жеглова: вместо того, чтобы стрелять на поражение, он мог бы убегающего просто в ногу ранить. Между прочим, в той же сцене пришлось редактировать реплику Шарапова. В первоначальном варианте он кричит Жеглову: “Я вижу, тебе нравится убивать!” — но потом эту фразу заменили более мягкой. (К немалой радости Высоцкого, который не хотел, чтобы его героя считали палачом.)"


DOMINIK



Перейти к альбомам пользователя


А в основу книги легло судебное дело кандидата медицинских наук Евгения Ильича Миркина, который в 1944 году был обвинен в убийстве жены и приговорен к смертной казни. Муровцы профессионально выполняли свою работу, хотя все улики были против Миркина. Уже после вынесения приговора оперативники нарыли дополнительные материалы, подтверждающие невиновность врача, и Миркин был оправдан.

001


Братья Вайнеры рассказывали, что идею создать сценарий фильма к их роману подсказал Высоцкий. Ради него писатели даже пошли на изменение внешности героя: в романе Жеглов был высокий и плечистый красавец.

002


Вот что об этом рассказывает Аркадий Вайнер:
— Я пришёл застолбить Жеглова! Никто вам не сыграет Жеглова так, как я его сыграю!
А у меня печень разболелась, и вообще, характер достаточно ехидный, я и говорю ему:
— Ну уж, так и никто…
— А кто сыграет?!
— Ну, начнём с Николая Губенко. Мужественный, красивый, пластичный, талантливый… Чем плохой Жеглов?
— Ты знаешь, ты прав, он замечательный актёр…
— Ну, а вот сейчас бушует повсюду новая звезда — Серёжа Шакуров — такой красивый, такой обаятельный, чем не Жеглов?
— У-у-у! И его я забыл… И он сыграет Жеглова…
Тут я сел на стул, потому что ещё ни от одного артиста в жизни не слышал, что он может предположить, будто кто-то сыграет его роль лучше него… Высоцкий постоял, перекачиваясь с ноги на ногу…
— Да, он сыграл лучше бы…
И тут же…
— Но вам-то с Жорой лучше не надо, вам надо так, как только я сыграю…
Тут я расхохотался, обнял его…
— Конечно, Володя, нет вопросов!

016 Лошак фотопробы


Фото пробы на роль водителя хлебного фургона Лошака

020


Героический пролог в картину так и не вошел. Режиссер понял, что если в начале фильма показать Левченко вместе с Шараповым, исчезнет детективная интрига 5-й серии, когда милиционер-оперативник проникает в банду. Вообще, Говорухин изначально снял 7-ми серийный фильм. Режиссёр не смог отстоять весь отснятый материал. Лапин, бывший тогда председателем Гостелерадио, потребовал две серии выкинуть. И их вырезали из готового фильма. Чтобы не изуродовать ленту механическим изъятием целых сцен, сокращали по маленьким фрагментам и эпизодам. Ухитрились сократить кинофильм на два часа экранного времени. Много интересного пришлось вырезать. После монтажа все вырезанные кадры режиссёр сдал в архив Одесской киностудии, где они, к величайшему нашему сожалению, благополучно потерялись

2

4

4bd1015429e3

А в основу книги легло судебное дело кандидата медицинских наук Евгения Ильича Миркина, который в 1944 году был обвинен в убийстве жены и приговорен к смертной казни. Муровцы профессионально выполняли свою работу, хотя все улики были против Миркина. Уже после вынесения приговора оперативники нарыли дополнительные материалы, подтверждающие невиновность врача, и Миркин был оправдан.

001


Братья Вайнеры рассказывали, что идею создать сценарий фильма к их роману подсказал Высоцкий. Ради него писатели даже пошли на изменение внешности героя: в романе Жеглов был высокий и плечистый красавец.

002


Вот что об этом рассказывает Аркадий Вайнер:
— Я пришёл застолбить Жеглова! Никто вам не сыграет Жеглова так, как я его сыграю!
А у меня печень разболелась, и вообще, характер достаточно ехидный, я и говорю ему:
— Ну уж, так и никто…
— А кто сыграет?!
— Ну, начнём с Николая Губенко. Мужественный, красивый, пластичный, талантливый… Чем плохой Жеглов?
— Ты знаешь, ты прав, он замечательный актёр…
— Ну, а вот сейчас бушует повсюду новая звезда — Серёжа Шакуров — такой красивый, такой обаятельный, чем не Жеглов?
— У-у-у! И его я забыл… И он сыграет Жеглова…
Тут я сел на стул, потому что ещё ни от одного артиста в жизни не слышал, что он может предположить, будто кто-то сыграет его роль лучше него… Высоцкий постоял, перекачиваясь с ноги на ногу…
— Да, он сыграл лучше бы…
И тут же…
— Но вам-то с Жорой лучше не надо, вам надо так, как только я сыграю…
Тут я расхохотался, обнял его…
— Конечно, Володя, нет вопросов!

016 Лошак фотопробы


Фото пробы на роль водителя хлебного фургона Лошака

020


Героический пролог в картину так и не вошел. Режиссер понял, что если в начале фильма показать Левченко вместе с Шараповым, исчезнет детективная интрига 5-й серии, когда милиционер-оперативник проникает в банду. Вообще, Говорухин изначально снял 7-ми серийный фильм. Режиссёр не смог отстоять весь отснятый материал. Лапин, бывший тогда председателем Гостелерадио, потребовал две серии выкинуть. И их вырезали из готового фильма. Чтобы не изуродовать ленту механическим изъятием целых сцен, сокращали по маленьким фрагментам и эпизодам. Ухитрились сократить кинофильм на два часа экранного времени. Много интересного пришлось вырезать. После монтажа все вырезанные кадры режиссёр сдал в архив Одесской киностудии, где они, к величайшему нашему сожалению, благополучно потерялись

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal


Конечно, зрительским успехом пятисерийный фильм Станислава Говорухина во многом обязан исполнителю главной роли Глеба Жеглова, но это качественное кино – не бенефис одного актера, а сплав интригующего сценария, умной режиссуры, крепкого актерского ансамбля, слаженной работы съемочной команды и даже взвешенного вмешательства худсовета.


Образ без прототипа





К счастью, режиссёр сумел убедить актёра, что без него фильма не будет. Когда Говорухина потом спрашивали, стоил ли этой роли год жизни Высоцкого, он отвечал, что на чаше весов не были его новые песни. Режиссер знал, что в планах артиста – гастрольный тур по Америке и путешествие с женой на Таити. Съемки были организованы так, что артисту удалось осуществить задуманное.

Сам себе режиссер



Но Высоцкий не требовал от других того, на что не был способен сам. Его скромность и работоспособность отмечали все, кто был рядом. Другие расслабляются, отдыхают, вспоминали очевидцы, а он даже с похмелья с карандашом в руках – если на гитаре не играет, то что-то пишет или о чём-то задумывается. На съемках Высоцкий всегда излучал энергию, был готов к работе, приходил на площадку с выстроенной в уме логикой эпизода и характера, назубок помнил текст роли и недоумевал, почему не знает слов партнер по сцене. Говорят, этим грешил Владимир Конкин, которого Высоцкий, как и Вайнеры, изначально не видел в роли Шарапова и заметно недолюбливал на площадке.




Помог Высоцкий попасть в картину и исполнителю роли запутавшегося фронтовика Левченко Виктору Павлову. Протягивал он руку помощи и другим артистам в сложных обстоятельствах. Когда у исполнителя роли Копытина Алексея Миронова во время съемок дали о себе знать проблемы со зрением, Высоцкий организовал ему встречу со знаменитым офтальмологом Святославом Федоровым. А когда снимали сцену пеленания подкидыша с потерявшей до этого собственного ребенка Натальей Даниловой (Варя), он один почувствовал, что молодая женщина – на грани срыва, и попросил перерыв якобы для себя, чтобы вывести из кадра и успокоить актрису.

Не форма, а содержание



Трудно пришлось Говорухину с артистом и на озвучивании ленты. Тонировка – процесс вторичный. Актер уже прожил свою роль на съемке, и повторять пройденное заново ему было скучно. Озвучивая Жеглова на чистовой записи, Высоцкий торопился и ухудшал образ. На требования режиссера повторить дубль он раздраженно отвечал, что сойдет и так, и нетерпеливо рвался из студии на свободу. Ему хотелось воздуха, простора и новых впечатлений – он спешил жить. Правда, остыв, через полчаса возвращался к микрофону и записывался, пока не получалось безупречно.

Сериал интересен уже самой реальной основой: в сюжете использованы материалы настоящих уголовных дел. Убийство с инсценировкой бандитского нападения, о котором в начале фильма рассказывает Шарапову Жеглов, было совершено в Москве на самом деле. И расследовал его реальный прототип Шарапова Владимир Павлович Арапов (он и похож был на исполнителя роли Владимира Конкина, но, в отличие от киногероя, в жизни был балагуром и весельчаком).



Согласно договору между Одесской киностудией и Гостелерадио СССР, фильм должен был получиться шестисерийным. Но в процессе работы по требованию Гостелерадио ряд сцен пришлось сократить, и в итоге недосчитались целой серии. После перемонтажа пропали, в частности, сцены, предшествовавшие убийству Васи Векшина, и фронтовые эпизоды, объяснявшие дружеские отношения Левченко и Шарапова. Но некоторые не вошедшие в окончательный вариант фильма дубли можно увидеть в коротких сюжетах из предыдущих серий в начале каждой последующей.


Отцы и дети


В связи с купюрами, зрители так и не увидели в картине обозначенного в титрах Пьера Оссейна – снимавшегося в военных эпизодах сына Роберта Оссейна и Марины Влади.

Ба, знакомые все лица!


Нашлась в фильме роль и для администратора Высоцкого Валерия Янкловича: он сыграл директора Большого театра, в кабинете которого Высоцкий беседует с вором Ручниковым и его подельницей Волокушиной. Кстати, сыгравший Ручникова Евгений Евстигнеев явился на съемку в собственном костюме – в 40-х годах таких фасонов не носили. Говорухину пришлось с самоуправством смириться: Большой театр был арендован на два дня, и переносить съемку не представлялось возможным.


Снялась в эпизоде и первая жена Станислава Говорухина, мать их общего сына, режиссера Сергея Говорухина, Юнона Карева – она сыграла гражданскую супругу Груздева Галину Желтовскую. Харьковчанка по рождению, Юнона Карева закончила в Москве театральное училище им. Щепкина, 37 лет прослужила в Казанском театре русской драмы, а после непродления договора осталась в той же столице Татарстана преподавать актерское искусство.




Кто во что горазд



Удался экспромт и исполнителю роли Ивана Груздева: Сергей Юрский случайно поранился во время бритья и заклеил порез от бритвы газетной бумагой. Режиссер находку оценил и включил эту деталь в окончательный монтаж.








© Вячеслав Капрельянц, 2016

Если вам понравился пост, ставьте лайк и разместите его в своем блоге, чтобы его могли прочитать ваши друзья!

Читайте также: