Красиво поешь место встречи изменить нельзя

Обновлено: 18.09.2024

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Москва в кино. Х/ф "Место встречи изменить нельзя" (Одесская киностудия, 1979). 1 серия.

В качестве вступления. Сегодня, по многочисленным просьбам, мы начинаем разбор, пожалуй, самого известного телесериала о милиции. Раз в неделю будем стараться сделать разбор серии, коих в фильме 5. Это не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд. В конце 1970х снимали Москву 1945 года, а потому некоторые районы иной раз "играли роль" абсолютно других мест. Но об это позже. Сегодня мы будем говорить о первой серии. Москвы в ней не слишком много, но кое-что интересное разглядеть можно. Итак, поехали!

Лето 1945-го. Отгремел салют Великой Победы и страна постепенно начинает возвращаться к мирной жизни. Из "огня да в полымя" попадает молоденький коммандир разведроты Володя Шарапов, придя по распределению в МУР.

И вот как раз в самых первых кадрах фильма Володя Шарапов идет по летней Москве, по проспекту Маркса (Театральный проезд)

1. Вот на заднем плане витрины первого этажа "Метрополя"

Арка Третьяковского проезда

Газон и строения возле памятника первопечатнику Ивану Федорову

Вот в стеклах проезжающего авто отражаются окна дома, стоящего на углу Неглинной и проспекта Маркса (Театральный проезд-сегодня)

А вот и первый киноляп. В отражение попал осветительный прибор :))

Известный факт, но упомянуть об этом стоит. Роль старшего лейтенанта Шарапова сначала прочили Евгению Герасимову, но тот отказался из-за сильной занятости, о чем потом серьезно пожалел. Другого кандидата Евгения Леонова-Гладышева забраковал худсовет, однако актеру досталась в фильме эпизодическая роль Васи Векшина (его мы увидим еще в сегодняшнем киноразборе)
Напарника Жеглова также мог играть Иван Бортник - талантливейший актер и друг Высоцкого. Кандидатура Бортника нравилась и Владимиру Высоцкому, и Станиславу Говорухину, но худсовет был другого мнения.
Одесской киностудией Говорухину было поставлено чуть ли не условие, что мол если он хочет видеть в фильме Высоцкого, то вторую главную роль должен играть украинский актер.
К этому времени Владимир Конкин снялся в роли Павки Корчагина и был заслуженным артистом Украинской ССР, и режиссеру практически приказали взять его на эту роль. А Бортнику предложили сыграть роль Промокашки.

2. Следующий эпизод, где мелькает Москва - это двор Петровки, 38

Здесь пару слов стоит сказать о самом здании ГУВД МВД. Много лет назад оно выглядело так (вид со стороны Петровки).

Это были Петровские казармы. Казармы получили своё название от находившихся поблизости Петровских ворот Белого города. В 1800 г. архитектор О.И. Бове выстроил для князя Щербатова дом, приобретённый впоследствии военным ведомством для учреждённых в 1816 г. военно-рабочих батальонов. В 1834 г. здесь содержался под арестом Н.П. Огарёв, известный поэт, публицист, революционер, дальний родственник и друг А.И. Герцена. С 1842 г. в казармах размещались Управление 2-ого округа корпуса жандармов и жандармский батальон. После 1917 г . в них разместилось Управление московской милиции. Перестроены казармы в 1952-1958 гг. (архитектор Б.С Мезенцев).

Так же в кадре мы видим Церковь Знамения за Петровскими воротами на Песках, к счастью, сохранившуюся и до наших дней.

3. Следующая сцена в городе - "Бандиты назначили встречу". В кадре Чистые пруды - место, где снято великое множество фильмов.

Здесь в кадре здание по адресу Чистопрудный бульвар, 16 (справа) и маленький кусочек типовой гостиницы, построенной еще в конце 18 века (слева)

Интересное фотосравнение - рабочий момент съемок (спасибо privratnik ) и кадр из фильма

А вот на этом кадре мы остановимся подольше. Здесь есть о чем поговорить:)

Во первых здание на заднем плане - доходный дом церкви Троицы "что в грязях", возведен в 1908 году архитектором П.К. Микини и художником С.И. Вашковым. Фасад его украшают отлично выполненный растительный и звериный орнамент, образцы которого заимствованы у древних памятников ростово-суздальского зодчества. Первоначально четырехэтажный дом был надстроен в 1945 году и утратил часть декора. А вот как это здание выглядело раньше

В самом центре виден медальон с датой "1908", написанной по славянской системе счисления - "АЦИ". Ровно под ним - две руки, держащих палку. Есть версия, что медальон словно "закреплён" на палке и руки "несут" его в качестве транспаранта.
Также над каждым окном последнего этажа есть орнамент в виде треугольников (местами опущены вниз, местами подняты вверх) и пятиугольников, венчает дом длинная решётка - всё это тоже было утрачено. Кроме того, на фото присутствуют балконы второго этажа, тоже позднее разобранные. Также хорошо видна расстекловка окон, которая частично уцелела до наших дней. Ну, и, наконец, окно у правого входа несколько лет назад превращено в дверь, к которой подведена некрасивая лестница.

Следующий объект на кадре, которому мы уделим внимание - это трамвай. Трамвай - киногерой снимался во многих фильмах, а в "Месте встречи" аж в двух сериях :)

Фильмография: Место встречи изменить нельзя (1979), Покровские ворота (1982), Законный брак (1985), Холодное лето 53-го (1987), Брызги шампанского (1989), Мастер и Маргарита (1994)

Ну, и наконец, обратите внимание на красную телефонную будку в кадре. Она образца 1970х, напомню, что действие в фильме происходит летом 1945.

4. Следующая локация. Большой каменный мост. Вид в сторону Кремля. Красота!

Но я прошу вас обратить внимание на одну деталь на ограде моста (выделена красным)

Это изображение официального герба Москвы с 1924 по 1993(!) год.

5. И последний кадр на сегодня. Ограблен магазин. Оперативники едут на выезд.
В кадре Полуярославская набережная

Этот фильм стал сенсацией осени 1979 года. В те пять вечеров, когда его показывали по телевизору, автобусы и троллейбусы ходили полупустые. В стране снижалась преступность, а в домах – расход коммунальной воды.


Фото: Алексей Панов, ТАСС

Говорухин не сомневался: играть Жеглова в его фильме должен Высоцкий. Для этого в киносценарии пришлось изменить образ главного героя. В романе Вайнеров начальник отдела по борьбе с бандитизмом – высокий плечистый красавец, которому всего 26 лет, а Высоцкий – совсем другой мужской типаж.


Фото: Чумичев Александр, ТАСС

Утвердить Высоцкого на Жеглова помог тогда один из заместителей министра внутренних дел, но для порядка Говорухина все-таки попросили провести актерские пробы.

С претендентами на Шарапова все было не так однозначно. За эту роль боролись десяток популярных артистов. Среди них – Александр Абдулов, Сергей Никоненко, Станислав Садальский.

Говорят, что в утверждении Владимира Конкина был задействован партийный ресурс. На Одесскую киностудию позвонили из приемной завотделом культуры Украинского ЦК и сказали: играть Шарапова должен Павка Корчагин. Братья Вайнеры приняли это решение в штыки, вплоть до того, что грозились снять свою фамилию с субтитров.

У Вайнеров Шарапов – бесстрашный боевой офицер, в милицию пришел из разведки. За Конкиным же этой серьезной военной истории не читалось, но зато тянулся шлейф известного революционного героя.

Стычки двух муровцев – Жеглова и Шарапова – в кадре выглядят предельно натурально. Артистам даже играть ничего не надо было. Они то и дело конфликтовали на съемочной площадке.

Но были между главными исполнителями и теплые моменты. Съемки сцены на каменном мосту, в которой Шарапов приглашает Жеглова к себе переночевать, затянулись до пяти утра. После тяжелейшей ночной смены Высоцкий пригласил Конкина к себе в гости. Об этом Владимир Алексеевич потом рассказывал сыну Высоцкого Никите.

По фильму герой Владимира Конкина – порядочный, добрый и принципиальный, идеальный советский сыщик. Но, удивительное дело, любимцем миллионов советских зрителей после премьеры станет не он, а жесткий, грубоватый, порой несдержанный капитан Жеглов.

И на все остальные роли в своем фильме Говорухин приглашал исключительно сильных артистов. Ради Евстигнеева в роли вора Петра Ручникова ему даже пришлось поступиться исторической правдой.

На главную женскую роль в фильме пробовались 12 актрис. Среди них была и жена Владимира Высоцкого Марина Влади, но худсовет ее не утвердил. Подруга идеального советского следователя, такого как Шарапов, не могла быть француженкой, а Влади на советскую гражданку не тянула. На роль сержанта Варвары Синичкиной в итоге утвердили актрису Наталью Данилову.

А эту актрису, которая сыграла Надю, сестру Ларисы Груздевой, многие узнали не сразу. В том числе и собственные родители.

Перед съемками Светлана очень волновалась, но на площадке ей помогал сам Владимир Высоцкий. Это он предложил сыграть их совместную сцену на кухне, один на один.

10 мая 1978 года стартовал первый съемочный день, который чуть не стал для картины последним.

В итоге пошли на компромисс: весь съемочный график картины подогнали под расписание Высоцкого. Один из самых сложных эпизодов фильма, погоню за Фоксом, Говорухин снимал целый месяц. И все это время он работал без Жеглова. Высоцкий в это время был на Таити.


Фото: Христофоров Валерий, ТАСС

Перед тем как стрелять, Высоцкий должен был опустить оконную раму, но актер решил сымпровизировать – ударил, стекло не разбилось. Высадить его удалось только с третьей попытки. Осколком Высоцкий до кости разрезал мизинец левой руки, потерял много крови. Сразу после съемок он собирался лететь на гастроли в Сибирь, но концерты пришлось отменить. По количеству гастролей 1978 год выдался у Высоцкого рекордным. Кроме того, на нем было два мощнейших проекта – Жеглов в Одессе и Гамлет в Москве. Но он везде успевал.

Повесить фотографию Вари на дверь подсобки, в которой спрячется Шарапов, – ход, тоже придуманный Высоцким. Почти по каждой сцене у него рожалось большое количество идей. Все его предложения режиссер щедро внедрял в картину. Кроме одного.

Озвучание картины шло тяжело. И Высоцкий, и Говорухин к этому моменту уже устали. К тому же Высоцкого выводило из себя то, что приходится еще раз проживать сыгранную роль перед микрофоном.

Высоцкий нервничал, отказывался работать, предлагал даже Говорухину взять для озвучания Жеглова другого артиста.


Фото: Яковлев Александр, ТАСС

У фильма в работе сотрудников Московского уголовного розыска было много кураторов. Одним из консультантов картины был заместитель министра МВД, генерал-лейтенант Константин Никитин. Весь режиссерский сценарий был исчеркан его замечаниями.

Однако высшие чины МВД фильмом остались недовольны. Картина могла погрязнуть в редакторских правках или вообще лечь на полку.

Сыграй капитана Жеглова кто-то другой, картина тоже бы стала известной, возможно, очень популярной. Но культовой – вряд ли. Высоцкий создал героя, которого ждали – неправильного, жесткого, уверенного в своей правоте и в этом свободного. Таким запомнили Высоцкого в его последнем фильме.

Место встречи изменить нельзя

Семнадцать мгновений весны

Бригада


Атмосфера сериала довольно мрачная. Своих героев режиссер не щадит, и даже хеппи-энд оставляет ощущение лишь временной передышки.

Главные герои — Глеб Жеглов и Владимир Шарапов — персонажи легендарные. Непохожие друг на друга, яркие, харизматичные, запоминающиеся персонажи в исполнении звезд советского кино — еще один залог проекта вне времени. Владимир Конкин, Леонид Куравлев, Наталья Фатеева, Светлана Светличная, Евгений Евстигнеев, Армен Джигарханян, Лариса Удовиченко и, конечно же, сам Владимир Высоцкий — эти имена знает каждый.


Владимир Высоцкий — Глеб Жеглов

Начальник отдела по борьбе с бандитизмом. Закончил девять классов, самоучка, талантливый сыщик, но не брезгует провокационными способами.

Владимир Конкин — Володя Шарапов

Молодой фронтовик, устроившийся на работу в МУР, отдел по борьбе с бандитизмом. Честный и справедливый.

Евгений Леонов-Гладышев — Вася Векшин

Лев Перфилов — Гриша Ушивин

Сотрудник МУРа, фотограф по прозвищу Шесть-на-девять.

Наталья Данилова — младший сержант Варвара Синичкина

Работница постовой службы, председатель шефской комиссии бюро комсомола. Добрая милая девушка, до войны училась в педагогическом. Влюбляется в Шарапова.

Евгений Шутов — Сергей Ипатьевич Панков

Александр Милютин — Иван Пасюк

Сержант, сотрудник МУРа.

Андрей Градов — Николай Тараскин

Армен Джигарханян — Горбатый

Виктор Павлов — Левченко

Участник банды, бывший однополчанин Шарапова.

Александр Белявский — Евгений Фокс

Бандит. Носит офицерскую военную форму с орденом и нашивками.

Лариса Удовиченко — Манька Облигация

Мария Колыванова по кличке, девица легкого поведения.

Леонид Куравлев — Копченый

Станислав Садальский — Кирпич

Вор-карманник Костя Сапрыкин.

Людмила Давыдова — Верка-модистка

Наталья Фатеева — Соболевская

Ира (Ингрид Карловна), подруга Ларисы и бывшая любовница Фокса.

Евгений Евстигнеев — Петр Ручников

Екатерина Градова — Светлана Петровна Волокушина

Сообщница и подручная Ручечника

Иван Бортник — Промокашка


1 серия

2 серия

Опергруппа пытается захватить банду на месте преступления, но безуспешно. Шарапов начинает сомневаться в версии Глеба о причастности Груздева к убийству своей жены. Новой уликой становится браслет убитой, который он видит на девице легкого поведения Маньке-Облигации. Постепенно они выходят на след неизвестного ранее бандита Фокса. Между напарниками возникает первая ссора из-за методов Шарапова.

3 серия

Шарапов пытается выйти на след Фокса — он уверен, что это тот же мужчина, которого он встретил во время поимки банды. МУРовцы планируют устроить засаду в доме Верки-модистки, но из-за трусости милиционера Соловьева все срывается.

4 серия

Шарапов решает самостоятельно заняться делом Ларисы Груздевой и находит доказательства невиновности ее мужа. Фокс пытается ускользнуть от милиционеров.

5 серия


Место встречи изменить нельзя


Лента вышла на экраны в 1979 году. Её сюжет основан на романе “Эра милосердия” братьев Вайнеров, который снял Станислав Говорухин. Действие фильма происходит в начале 50-х годов в Москве во время существования банды “Черная кошка”. Частично история рассказывает о реальных событиях и поиске группировки Ивана Митина.
Премьерный показ приурочили ко Дню милиции. Тогда зрители и журналисты обратили внимание на нравственные вопросы и проблемы, так как они вызывали противоречивые мнения, в том числе и со стороны авторов сценария.

История создания фильма

Станислав Говорухин ознакомился с романом и решил, что это готовая основа для полноценного фильма. Он предложил прочитать книгу Владимиру Высоцкому. Актер остался в восторге и попросил “застолбить” для него роль Жеглова.
Когда сценарий утвердили на Одесской киностудии, именно Владимир настоял на выборе Станислава как режиссера, хотя изначально на эту должность претендовали Алексей Баталов и Виллен Новак. Он пообещал братьям Вайнерам, что не изменит ни одной строчки произведения, поэтому авторы романа поддержали его кандидатуру.По данным редакции “Стоп Кадра”, Владимир Высоцкий лично принимал участие в создании истории, предлагал разные варианты развития сюжета и делился своими драматургическими ходами. Образ Жеглова разрабатывался в соответствии с внешностью актера, хотя в романе он был совершенно другим. Братья Вайнеры хотели рассмотреть других кандидатов, но Говорухин специально приглашал на пробы актеров, которые заведомо проигрывали Высоцкому. Из-за небольшого бюджета в фильме снимались родственники и друзья его создателей: Вадим Туманов, Наталья Дарьялова, Олег Савосин, Юнона Карева и сын Марины Влади Петр.

Вырезанные сцены

Изначально в фильме должно было быть 7 серий, и все они были отсняты. Первый фрагмент рассказывал историю главного героя, благодаря чему общая концепция была более понятной и драматичной.

Удалённая любовь


Из кинокартины вырезали постельную сцену Синичкиной и Шарапова, побоявшись цензуры. Также были удалены кадры, где актеры просто держатся за руки.

Смех вместо испуга


Говорухин сам решил убрать фрагмент с приставаниями Промокашки к Анне. Актер вошел в образ и постоянно смешил актрису, а не пугал ее. Сцена получилась странной, поэтому режиссер не спорил с цензорами и согласился вырезать ее.

“Абдуловская” сцена


В картину не вошла сцена с Александром Абдуловым. Актеру нужно было сделать вид, что он помочился на колесо автомобиля. Рядом стоял ассистент и наливал воду из чайника, чтобы все выглядело правдоподобно, но фрагмент посчитали неудачным, и Говорухин решил больше не заставлять Абдулова повторять его снова.

Дракам не бывать


Сцену выхода бандитов из подвала вырезали по другой причине: Иван Бортник заигрался, между ним и милиционерами завязалась настоящая драка. Цензоры не могли допустить, чтобы зрители увидели как уголовник плюет в лицо “власти”.

Исправленный финал


Изменили и финальную сцену. В ней Варя Синичкина должна была погибнуть, но в худсовете посчитали, что это слишком трагичный конец. Фрагмент пришлось переснимать спустя месяц после окончания съемок.

После выхода на экраны фильм, увы, не был удостоен ни одной кинематографической награды. Однако народная любовь к ленте не знает границ по сей день. Жеглову и Шарапову возводят памятники, о них пишут стихи и песни, они даже становятся героями анекдотов. А каждый показ “Места встречи” по телевидению до сих пор собирает у экранов миллионы зрителей. Что несомненно доказывает – Станислав Говорухин сумел создать шедевр.

Читайте также: