Красивые места в петровске

Обновлено: 04.10.2024

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Глава I. Возникновение города………………………………………………..4-5

Глава II. Историко-топонимическое исследование…………………………. 1.Происхождение старых названий улиц города……………………………5-9

Список используемой литературы………. 13

Введение

Актуальность темы.

Наша гипотеза:1) мы предполагаем, что названия улиц тесно связаны с социально-экономической историей нашего города и всей страны, с природной средой.

2) мы предполагаем, что через изучение возникновения названий улиц, мы пополним свои знания по истории родного города.

Цель работы: выяснение происхождения названий улиц г. Петровска-Забайкальского Забайкальского края.

Нами были поставлены следующиезадачи:

Изучить карту города и составить перечень улиц г. Петровска-Забайкальского Забайкальского края.

Выяснить когда и в связи с чем появились названия улиц.

3. Изучить историю возникновения названий отдельных улиц.

4. Проанализировать и обобщить полученные данные.

Объект исследования : улицы г. Петровска-Забайкальского Забайкальского края.

Предмет исследования: названия улиц г.Петровска-Забайкальского Забайкальского края.

Методы исследования:

анализ литературных и архивных источников информации;

обобщение полученных данных.

Основная часть

Глава I. История возникновение города

Город Петровск – Забайкальский небольшой провинциальный городок, история которого вошла страницей в историю России, расположен на западе Забайкальского края. Находится в межгорной котловине между отрогами хребтов Цаган-Дабан (на севере) и Заганский (на юге), по узким долинам рек Баляга и Мыкырт, недалеко от границы Забайкальского края с Республикой Бурятия.

С 1790 года домна Петровского завода начала давать металл, в котором нуждалась Восточная Сибирь.

Памятные страницы в истории города связаны с декабристами: здесь в 1830 году для них была построена особая тюрьма, где они провели 9 лет. Пребывание декабристов в Петровском заводе (ныне город Петровск-Забайкальский) оставило заметный след в его истории. Благодаря их стараниям появилась школа для детей местных жителей. Была построена новая церковь, на железоделательном заводе введен ряд усовершенствований, позволивших облегчить труд горнозаводских рабочих.

Петровский Завод был не только местом пребывания декабристов, но и других политических ссыльных гарибальдийцев, польских повстанцев, революционеров шестидесятых годов 19 века.

С городом Петровск-Забайкальским связаны имена известных людей страны – В.А.Орлов- первооткрыватель месторождения редкого металла – тантала, исполнитель в кино роли В.И.Ленина – Кузнецов М.; певец – И.Л.Кучин.

Глава II. Историко-топонимическое исследование

1.Происхождение старых названий улиц города

Улица Дамская.

Известно, что на этой улице стояли и другие дома, принадлежавшие жёнам декабристов. Где? Кому они принадлежали?

Обширный дом и усадьба княгини М.Н. Волконской были построены в 1832 году. До этого Волконская жила в другом доме на небольшом участке, купленном княгиней накануне прихода декабристов в Петровский Завод и находящимся на приличном расстоянии от каземата. Новый дом с многочисленными надворными постройками, большим тёплым флигелем располагался на усадьбе площадью 3200 кв. метров. К речке вели каменные ступени.

Далее располагалась усадьба П. Е. Анненковой примерно такой же площадью, как у Волконской. Дом с пятью окнами по уличному фасаду имел те же размеры, что и дом Волконской. А вот надворных построек было мало.

В 1836 году Анненковы выехали на поселение, а дом вместе с мебелью продали заводскому ведомству. Дом впоследствии использовался для различных целей. По свидетельству Горбачевского, в шестидесятые годы прошлого века здесь располагалась заводская контора. В восьмидесятые годы в доме жил заводской доктор.

Если дома Волконской и Анненковой выходили фасадами на улицу, то следующий единственный в посёлке двухэтажный дом княгини Е. И. Трубецкой, стоял в глубине усадьбы. Нам нет нужды описывать его, ведь дом, в котором сейчас музей декабристов, восстановлен в том виде , который он имел при декабристах. В начале нашего века дом был перенесён на новый участок на улицу Туманова (нынешняя улица Декабристов) и был приспособлен для почты и жилья её начальника. Коренные петровчане помнят этот дом как Дом колхозника, как коммунальную гостиницу.

Усадьба Трубецких имела немногочисленные хозяйственные постройки и занимала площадь около 1500кв. метров.

Появление декабристов в Петровском Заводе не только всколыхнуло жизнь селения, но частично изменило его внешний облик. В селении был построен не только каземат, но и появилась новая улица, получившая название Дамской. Застройка улицы типична для Сибири того времени -бревенчатые заборы из грубо отёсанных брёвен или плах, уложенные между массивными столбами, широкие ворота, дощатые тротуары. Дома жён декабристов, расположенные на ней, мало, чем отличались от домов горнозаводских рабочих, разве, что были просторнее. Исключение составлял дом княгини Е. И. Трубецкой. Это был единственный двухэтажный дом во всём селении. В своём внешнем облике дома жён декабристов имели много сходства. Все дома были рублённые, с четырёхскатными крышами, обнесённые высокими заплотами. Изображение этой улицы оставили декабристы В. П. Ивашев, Н. П. Репин. Примечательно то, что на этих рисунках вдалеке можно рассмотреть здание церкви, на погосте селения. Через семь лет с момента прихода декабристов в Петровскую тюрьму, у входа на погост появится новое здание одноименной церкви, построенной при материальной помощи декабристов.Сейчас на улице Дамской находится , Центральный рынок ,Сберегательная касса,магазины.

Улица Горбачевского

21 июня 1951 года решением исполнительного комитета Петровск -Забайкальского совета депутатов трудящихся Читинской области, в целях увековечивания памяти декабриста И.И. Горбачевского, отбывавшего каторгу в городе Петровск - Забайкальский (Петровский Завод) и проживавшего по улице Большая, где сохранился его дом, улица Большая переименована в улицу имени И. И. Горбачевского.

История ул. Большая уходит своими корнями к началу строительства железнодорожного завода. Она появилась одной из первых в селении, поскольку первые дома строителей завода строились недалеко от домны, рядом с прудом, где и начинается улица.

Большая улица- действительно большая. В 19 веке она была главной улицей Петровского Завода. На ней располагалась церковь Святого Покрова, жил архиерией, находились дома купцов: Белозёрова, Белокамень, жил декабрист И. И. Горбачевский, открывший первую библиотеку в Восточной Сибири. Она была своеобразным духовным центром селения. Дом декабриста Ивана Ивановича Горбачевского - памятник истории Федерального значения, построенный декабристом в 1864 году по ул. Большой ( ныне ул. им. И.И. Горбачевского). Описание дома оставил В.А. Обручев, сотрудник "Современника", в 1862 году отбывавший ссылку в Петровском Заводе и близко знавший декабриста: "Дом И.И.Горбачевского… находился на главной улице и представлял из себя простую избу, но избу больших размеров, сложенную из чрезвычайно толстых бревен - не знаю, какого дерева, лиственницы или особенной сосны,- получающих от времени не наш обыкновенный серый цвет, а искрасна-бурый, очень красивый"

Улица Декабристов

Улица Декабристов в 19 веке называлась Тюремная . В конце 19 века была переименована в улицу Тумановскаа, а сейчас носит название Декабристов, так как здесь располагался Каземат Декабристов и, а сейчас находится Музей декабристов.

Музей расположен в двухэтажном деревянном доме, выстроенном княгиней Екатериной Ивановной Трубецкой, женой декабриста Сергея Петровича Трубецкого, в 1832 году .

Создание музея декабристов в городе Петровск-Забайкальском явилось большим событием в культурной жизни города и района. Музей стал подлинным украшением города, являясь одной из главных его достопримечательностей. Благодаря людям, стоящим у истоков создания музея, он уже в первые годы своего существования быстро обрел известность и вскоре стал одним из самых посещаемых музеев Забайкальского края. Многочисленные туристы, гости города, приезжающие из разных уголков страны, считают своим долгом посетить места декабристов, и в первую очередь музей Петровск-Забайкальского, хранящий память о них. Наибольшим интересом у посетителей пользуются темы: "Жизнь и деятельность декабристов в Петровском Заводе", "Декабристский некрополь", "Жизнь жен декабристов в Петровском Заводе", "Иван Иванович Горбачевский на поселении в Петровском Заводе"

Улица Муравьёвская

История улицы началась в конце 18 века, когда российская императрица Екатерина Вторая надумала строить в Петровске железный завод на берегу пруда. Росло селение. И росла вместе с ним появившаяся улица Мокрая.

Многое слышала и знала она: и кандальный звон декабристов, и рождение советской власти, и дома, в которых собирались подпольщики.

Многое связано у неё с отбыванием в Петровском Заводе каторги декабристов, в их числе Никиты Михайловича Муравьёва и его жены Александры Григорьевны.

Улица Ленина

В каждом городе есть, главная улица. У нас – улица Ленина. Она начинается с площади, носящей имя вождя. Здесь на высоком постаменте – скульптура Владимира Ильича Ленина. На правой стороне улицы самое красивое здание города – Дворец металлургов. На главной улице города находится Городская Администрация, средняя общеобразовательная школа №6, множество магазинов, филиал Сберегательного банка №4190.

Улица им. Вадима Орлова

Вадим Александрович Орлов. Он прожил всего-то 33 года, но так много сделал для развития Забайкалья, что иному и за долгую жизнь не сделать. Выпускник железнодорожной школы № 3 он в 1946 году поступил в Иркутский горно-металлургический институт, потому что с детства мечтал стать геологом, постоянно возился с различными камнями. В учебе он был настойчивым, целеустремленным, даже его преподаватели поражались. А потом работа в родном Забайкалье. Вадим Орлов прошел через много трудностей, прежде чем открыл месторождение редкого металла — тантала, которое расположено в Агинском округе. Но порадоваться промышленному освоению он не успел — тяжелая болезнь быстро его скосила.В его родном городе Петровске память о Вадиме Орлове увековечена. На школе, где он учился, мемориальная доска, да и сама школа вот уже пять лет носит имя В.А. Орлова. В школьном музее собраны его личные вещи, ему посвящен целый стенд.

В городе также одна из улиц названа именем знаменитого земляка В 1987 году улица Луговая посёлка Пески переименована в улицу имени Вадима Орлова.

2.Улицы Петровска-Забайкальского сегодня

За свою 255-летнюю историю Петровск-Забайкальский пережил много разных событий. Он рос и развивался, отвечая требованиям определённого времени. Появлялись новые улицы, переименовывали уже существующие. Мы привыкли к одному их названию, а когда-то они носили совсем другие.

Так, на заседании межведомственной комиссии 6 апреля 1923 года было принято решение о переименовании улиц: Мокрая- в Муравьёвскую, Кабашная- в Пролетарскую, Базарная- в Советскую, Ерзовка- в Лунинскую, Тумановская- в Декабристов, Аникеевская- в Комсомольскую, Тракторная- в Красную, Генеральская- в Горбачевского, Конторская- в Октябрьскую, Хомутовская- в Лебедевскую, Лазаретная- в Партизанскую, Филитовская- в Красноармейскую, Федосеевка- в Заводскую.

Группы названий улиц

Названия улиц можно разделить на несколько групп, улицы названы:

В честь декабристов – ул. Декабристов, Лунинская . Муравьёвская, Дамская,Горбачевского,

В честь других городов – ул. Иркутская.

В честь писателей и поэтов – ул. Гоголя, Горького, Лермонтова, Маяковского, Некрасова, Льва Толстого, Пушкина, Фурманова,Островского,Крылова,Герцена,Чехова,Чернышевского .

В честь композиторов-Чайковского

В честь людей, прославивших нашу страну – ул. Чапаева, Тельмана, Олега Кошевого, Зои Космедемьянской, Чкалова,, Мичурина, Вадима Орлова, Пугачёва, Лазо, Тимирязева, Разина ,Павлова, Ломоносова.

В честь выдающихся политических деятелей – ул. Ленина, Дзержинского, К. Маркса, Фрунзе, Крупской,Жданова.

Слова, отражающие советскую действительность – ул. Советская, Пролетарская, Комсомольская, Красноармейская, 50-лет ВЛКСМ,70 лет Октября, Партизанская ,Свободная, Красная, Верхне-Красная, Первомайская.

Слова, отражающие особенности природных условий – ул. Малая-Луговая, Зелёная, Песчаная, Верхняя, Горная, Подгорная, Мыкыртинская, Балягинская, Поперечно-Горная, Забайкальская, Мысовая, Сосновая, Полевая.

Слова, связанные с металлургическим заводом- Заводская, Индустриальная, Мартеновская, микрорайон Металлургов, Литейная.

Слова, отражающие профессиональную деятельность жителей города - ул. Почтовая, Локомотивная, Станционная, микрорайон Агропром ,Тракторная, Кооперативная, Вокзальная, Кузнечная ,Энергетиков.

Заключение

Поставленные цели и задачи исследования выполнены.

В процессе работы было проведено историко-топонимическое исследование.

В процессе исследования наша гипотеза полностью подтвердилась.

Итак, сопоставив все полученные данные в результате проведенного исследования, мы сделали следующие выводы:

Нами были сделаны следующие выводы:

Исследование подтверждает гипотезы, которые мы выдвинули: 1) Во время работы пришлось познакомиться с историей происхождения названий улиц, что позволило лучше понять историю не только своего города Петровска-Забайкальского, но и нашей страны.

2) Названия улиц тесно связаны с социально-экономической историей нашего города и всей страны, с природной средой, с богатейшей отечественной культурой и наукой.

Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках окружающего мира, при проведении классных часов и викторин, на кружковых занятиях по краеведению

Большое количество улиц, в старое время, было названо в честь людей, чья деятельность связана с основанием нашего города. Затем больше стали уделять внимание революционным и политическим деятелям. В названиях чапаевских улиц запечатлены также имена выдающихся деятелей науки, культуры и искусства. Названия некоторых улиц хранят память о подвигах наших земляков.

Литература:

Презентация: Экскурсия в город Петровск.

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Содержание

Презентация: Экскурсия в город Петровск.

Экскурсия в город Петровск.


Слайд 2

Петровск…

Мы с моим классом на летних каникулах 2017 года путешествовали в 4 города:Пенза,саратов,петровск,энгельск. Нам Татьяна Ивановна сказала что нужно сделать презентацию про город который понравился. Мне больше всего понравился Петровск.


Слайд 3

По сведениям, сообщенным историком Саратовского края А. Леопольдовым, Петровск основан Петром Великим, как укрепленный пункт, для защиты от набегов кочевников. Первыми жителями Петровска были выходцы из Пензы, Саранска, Инсара, Мокшане и других мест, память о чем сохранилась доныне в названиях улиц: Пензенской, Инсаровой и других. С 1780 г. - уездный город. Из памятников старины сохранилась пушка Петра Великого, находящаяся в присутствии по воинской повинности, и евангелие в медном окладе, подаренное им для построенного в первый год основания города деревянного Петропавловского собора, который существовал до 1825 года, когда был перестроен в каменный. Хранились в Петровске 7 знамен, алебарда и бердыш, подаренные Петром Великим, но в 1873 году они взяты были на выставку в Москву и не возвращены. Петр Великий (I)


Слайд 4

Поездка в Петровск.


Слайд 5

Петровск — один из старейших городов на территории нынешней Саратовской области. Да что там говорить, старше его только Саратов! Мы посвятили этому городу 3,5 часа, о чём нисколько не жалеем. Специально из далёких краёв сюда приезжать не стоит, но из Пензы или Саратова — вполне. Погуляв по городу, мы составили маршрут, который поможет вам максимально охватить все достопримечательности Петровска


Слайд 6

Дорога на автобусе из Саратова, как и из Пензы, занимает не более двух часов, расписание опубликовано в интернете. В июле 2017 года один билет в одну сторону обошёлся нам в 250 рублей. Официальные автобусы от автовокзала между Саратовом и Петровском ходят не очень часто; когда мы вернулись на станцию, оказалось, что следующий рейс будет только через полтора часа. Нам повезло: через несколько мгновений подъехал автобус, следовавший из Пензы в Саратов, и взял нас с собой — за 150 рублей с каждого.


Слайд 7


Слайд 8


Слайд 9


Слайд 10


Слайд 11


Слайд 12


Слайд 13


Слайд 14


Слайд 15

Вернувшись на Московскую улицу и пройдя ещё один квартал, мы свернули на улицу Льва Толстого и наконец-то нашли искомое — Петровский краеведческий музей. Взрослый билет стоит 50 рублей, фотографирование — 100 рублей. В нём всего четыре зала, причём три из них довольно типичны для краеведческих музеев нашей необъятной Родины.


Слайд 16


Слайд 17


Слайд 18


Слайд 19


Слайд 20

А вот четвёртый, за шторками, нас поразил. В небольшой комнате собраны вещи из разграбленных дворянских усадеб — да какие вещи! Картины-копии работ известных мастеров (в том числе, и Рембрандта), прекрасные мебельные гарнитуры, часы, зеркала. Сразу же при входе в зал приковывает внимание бронзовая скульптура собаки. Оказывается, это был надгробный памятник на могиле пса Угара — любимого питомца княгини Голицыной. Удивительно, как эта замечательная вещь уцелела, не попала в лапы скупщиков металлолома и просто вандалов. Осмотром комнаты с усадебными сокровищами и завершилось наше знакомство с краеведческим музеем, длившееся около 40 минут. Уточнить время его работы можно по телефону 8 (8455) 52 63 06; объявление обещает, что он открыт с 09:00 до 17:00 во все дни, кроме пятницы. Адрес Петровского краеведческого музея — улица Льва Толстого, дом 45А.


Слайд 21


Слайд 22


Слайд 23


Слайд 24


Слайд 25


Слайд 26


Слайд 27


Слайд 28


Слайд 29


Слайд 30


Слайд 31


Слайд 32

Недалеко виднеется храм Покрова Божией Матери. Его построили в 1884 году по проекту известного саратовского архитектора Алексея Сальков. Поэтому церковь несколько похожа на посвящённый тому же празднику собор в областном центре. Богослужения здесь начинаются в 08:00 и 16:00; мы зашли днём, когда внутри была только уборщица. Конечно, интерьеры не сохранились — советские анти клерикалы для этого очень постарались. Да и сам огромный храм был восстановлен относительно недавно. Церковь окружена милым сквером с маленькими скульптурами животных.


Слайд 33


Слайд 34


Слайд 35


Слайд 36


Слайд 37


Слайд 38


Слайд 39


Слайд 40


Слайд 41


Слайд 42


Слайд 43


Слайд 44


Слайд 45


Слайд 46


Слайд 47


Слайд 48


Слайд 49

Мост вывел нас к храму Казанской иконы Божией Матери конца XIX века, который сейчас ремонтируется. Церковь считается объектом культурного наследия, её адрес — Московская улица, 120. Возле неё наш осмотр Петровска и завершился, мы вернулись обратно к автостанции. Кстати, в городе бросилось в глаза обилие велосипедистов. Магазинов здесь много, как сетевых, так и обычных; было замечено несколько точек общепита, но в них мы не заходили, так что ничего рекомендовать не можем. В общем, если вы уже изучили Саратов вдоль и поперёк, то можно заехать и в Петровск — ради моста и Угара.


Слайд 50

Берегите свой город, и он станет частичкой вас!


Слайд 51


1. Памятник с барельефной группой установлены в 1953 году. Мемориальная табличка гласит "Петровский железоделательный завод основан в 1789 году. С 1830 года по 1839 год был местом отбывания каторги декабристов". Представлены барельефы М.А.Бестужева, Н.А.Бестужева, Ф.Б.Вольфа, И.И.Горбачевского, М.С.Лунина, А.Е.Мозалевского, Н.М.Муравьева, И.И.Пущина.


2. Не стоит удивляться тому, что станция в городе Петровск-Забайкальский называется Петровский Завод. С получением в 1926 статуса города село переименовали, а станция осталась с прежним названием.
Вокзальный комплекс состоит из трёх частей, построенных в разное время: сталинской (на переднем плане) - сегодня в ней располагается линейное отделение полиции, советской с залом ожидания и "современной" башни, служащей местом пребывания администрации станции.


3. "Советскую" часть комплекса украшает мозаичное панно, изображающее ссылку декабристов.


4. Рассказывая о вокзале, нельзя не упомянуть крытый пандус для инвалидов. Задуманный для возможности перехода людей с ограниченными возможностями через пути, он простаивает закрытым. Всё-таки вызывает вопросы целесообразность его строительства. Дело в том, что на противоположной от вокзала стороне поблизости от перехода жилых домов почти и нет - смысл было вкладывать миллионы в то, что в принципе не особо и нужно. За состоянием пандуса с "вокзальной" стороны следит полиция, а вот другой без присмотра разбит вандалами.

5. Несколько видов с башни. После поезда, прибывшего в полседьмого утра, нужно подкрепиться сладким чаем, а потом уже за работу :) На переднем плане - как раз "советское" здание вокзала, которое я со стороны путей не заснял. Вокзал, кстати, тут довольно большой, обслуживает не только город, но и Петровск-Забайкальский и Красночикойский районы, а также рядом расположенный район соседней Бурятии - Мухоршибирский, к которому Петровск-Забайкальский ближе, чем Улан-Удэ.



6. Хорошо просматривается заводской пруд на реке Мыкырт.


7. Общие виды станции с пешеходного виадука. Все-таки отличная идея с памятником на перроне - проезжающие могут ознакомиться со славной историей этого города.


8. Станция Петровский Завод - стыковая между двумя дорогами, Восточно-Сибирской и Забайкальской. В советские годы локомотивы приписки как Забайкальской, так и Восточно-Сибирской за пределы своих дорог не выходили, поэтому здесь все грузовые и пассажирские поезда имели стоянку для смены локомотива, на станции действовали крупные локомотивное и вагонное депо. В 1990-е годы плечи обращения электровозов удлинили, теперь почти все грузовые поезда следуют напроход, а пассажирские останавливаются не больше чем на 5 минут. В начале 2000-х многие железнодорожники целыми семьями переезжали на другие станции, где для них нашлась работа.


9. Вид в сторону Улан-Удэ, до него всего 200 километров и три часа дороги. Чита отсюда дальше - до нее 450 километров и почти 8 часов в поезде. Там, за границей станции, начинается Восточно-Сибирская железная дорога.


10. Горный рельеф добавляет колорита этим местам. Город расположен в котловине между хребтами Цаган-Дабан и Заганского, по долинам рек Баляга и уже упомянутого Мыкырта.


11. Пора и поработать.

На служебной машине меня довезли до нечётной системы станции, попутно немного покатав по городу, развозя работников станции. Расстояние между парками станции - 5 километров, и это по железной дороге, по извилистым городским автодорогам
выйдет куда больше. Межгорная долина узкая, и город фактически вытянут вдоль нее и Транссиба. Нечётная система станции в советские годы была отдельной станцией Декабристы, обслуживавшей металлургический завод. С закрытием завода и изменением технологии работы локомотивов на полигоне дорог объёмы работы значительно упали, и две станции в одном городе объединили. Несмотря на это, между ними действует полноценный межстанционный перегон.


12. Рядом с нечётной системой фактически и расположен центр городской жизни - сталинский Соцгород и позднесоветский Микрорайон. Некоторые железнодорожники, впрочем, этот район называют по старому названию нечётной системы, "Декабристы" - "живу на Декабристах". Среди местных еще встречается "Новый город". В обеденный перерыв я пошел прогуляться по его улочкам


13. Улица Спортивная встречает типовыми двухэтажными сталинками, непролазной грязью на солнечной стороне, а на теневой - ледяной коркой, на которой я чуть пару раз не навернулся


14. Симпатичный детский сад


15. Видно, что многоэтажки не так давно прошли капитальный ремонт. Вот кто бы еще такой же ремонт сделал на городских дорогах.

Нашел кафе "Лакомка", в котором мне посоветовали отобедать работники станции. Ожидал увидеть пустое заведение с неприветливой теткой на приёме заказов - обычно так бывает в маленьких городах. Но, к своему удивлению, свободных столов почти не было! Если там обедают местные - этому кафе можно и свой желудок доверить :) Ещё там совсем недорого - щи, плов и чай с пирожком обошлись мне всего в 135 рублей.
Подбираясь через грязевые потоки к кафе, стал случайным свидетелем диалога двух пожилых мужчин. "Ой, а ты чё, живой ещё что ли?" - "Ага, а ты думал, я умер уже?" - "Дак пожил уж своё, пора и помирать".


16. Очень неэстетичный способ прокладки теплотрассы. Замечена единственная девятиэтажка, по узору на балконах напоминающая, что построена она была из комплекта, произведенного на заводе крупнопанельного домостроения в соседней Бурятии. За ней - вторая, по-видимому, начатая в начале 90-х, но так и недостроенная.


17. Кажется, такие же я видел в Улан-Удэ. Обратите внимание на проезжую часть!


18. Скромный новодельный православный храм. До революции в селе Петровский Завод было две церкви (Покровская и Петропавловская), до наших дней не сохранившихся. Храм находится в Микрорайоне с самым свежим в городе жилым фондом - нового строительства в городе, население которого сократилось за последние 30 лет почти в 2 раза - с 30 до 17 тысяч, вроде как и не требуется.


19. Школа №6 по улице Ленина


20. На сильную грязь на дорогах влияют и заметные перепады высот в городе. Да, в Петровск-Забайкальском есть маршрутки. И даже не один маршрут, хотя основной - №1 "Микрорайон - Железнодорожный вокзал". Проезд стоит 22 рубля. Ходят они безобразно, кучкуясь на конечных остановках, при этом по ходу маршрута их не дождаться.


21. Сталинки с красивыми эркерными окнами


22. Несмотря на серьёзную депопуляцию, пустых квартир в городе вроде бы не попадалось. Хотя я гулял только по центральным улицам. Благоустроенное жилье здесь не такое уж и дешёвое, как можно подумать. Однокомнатные квартиры стоят порядка 800-900 тысяч, двухкомнатные - миллиона под полтора. Причём трёхкомнатные продаются часто дешевле двушек. Платить лишние тысячу-две за коммуналку, в городе, где и работать-то почти негде - непозволительная роскошь.


23. На центральной площади Ленина встречает монументальный Дворец культуры металлургов 1957 года.


24. Здание, кстати, хорошо видно из окна поезда


24. Памятник вождю, куда же без него


25. Всё-таки не каждый крупный комбинат в 1950-х строил для своих рабочих такие помпезные здания


26. Общий вид площади. Слева за кадром - здание городской администрации, снимок против солнца не получился


27. Стадион. Внизу - железнодорожная линия со станцией Декабристы


28. Реновированные сталинки. Можно было пройти дальше и посмотреть остатки Парка Победы и интересную пожарную каланчу, но меня уже поджимало время - должен был подъехать служебный транспорт


29. Обратно в чётную систему поехали по западной, "высокой" стороне.
В 1781 году был основан Петровский железоделательный завод - предприятия Нерчинского горного округа нуждались в чугуне, который получали из руд Балягинского месторождения. Впрочем, тот, старый завод, находится в исторической части города, а здесь в конце 1930-х годов фактически было выстроено новое производство, и рядом с ним и сложился район сталинской застройки, показанный выше. Завод являлся предприятием так называемой передельной металлургии - работал на привозном чугуне и металлическом ломе. Отец рассказывал, что весь металлолом, который они собирали в школе, отправлялся именно сюда, в Петровск-Забайкальский. Пик производства пришелся на 1970: в этом году выплавили 284,8 тыс.тонн стали. Действовали мартеновский, прокатный, огнеупорный цехи, также на заводе было крупное предприятие промышленного железнодорожного транспорта для перевозки продукции между ними. В 1990-е годы из-за развала системы поставок металлолома завод ежегодно снижал темпы производства, пока в июле 1999-го не остановился. В 2001 году после недолгого возобновления работы завод закрылся окончательно. Еще лет 10 назад при путешествии на поезде от Улан-Удэ на восток можно было наблюдать пустые корпуса некогда мощного предприятия (а оно располагалось узкой полосой вдоль Транссиба), но сегодня и от них почти ничего не осталось.


30. Умер завод - умирает и город


31. Новый город я показал, а остальная часть выглядит как-то так.


32. Рабочий день закончился, а до обратного поезда в Читу еще есть время - почему бы не исследовать Старый город?
Часть города, примыкающая к железнодорожному вокзалу, возникла в связи со строительством станции Петровский Завод. Кстати, из-за железоделательного завода Транссиб и был отклонен от кратчайшего и более благоприятного по рельефу пути. Посёлок железнодорожников получил название Родькина Падь. Сегодня, по заверениям водителя служебки, этот район "стрёмненький".


33. Мостик через речку Баляга. Хотел до Старого города доехать на маршрутке, но за 40 минут ходьбы мне попалась только одна попутная. Пришлось сделать кружок в 4 километра вокруг сопки с кладбищем


34. Перехожу по проезду под железной дорогой - и вот он, Старый город. В щель забора наблюдаю электростанцию постройки 1930-х, после подключения города к единой энергетической системе работающей в качестве ТЭЦ. Рядом располагался и старый завод, на подсобных работах которого работали ссыльные декабристы. В сам завод каторжан не допускали - боялись опасного влияния на рабочих.


35. Всё-таки чувствуется, что центр - дома поприличнее, да и в первый раз встретилась улица с хорошим покрытием!


36. Хотя к 1917 году население составляло порядка 6 тысяч, здесь существовала крупная еврейская община. Здание бывшей синагоги - теперь в ней что-то административное


37. И главная достопримечательность города - Музей декабристов, в который упирается улица Дамская, названная в честь их жён:


38. Находится в доме Трубецкой. В 1973 году принято решение об организации музея - дом освобожден для реставрационных работ, но в 1975 сгорел. Отстроен заново по оригинальным чертежам с включением в сруб отдельных бревен прежнего дома. Внутрь не заходил, торопился посветлу дойти обратно.


39. Мемориальная доска.


41. Приятно погулять по историческому месту


42. Добротный домик по улице Советская


43. Здание ТЭЦ, показанное на фото 34, с другого ракурса. Интересна причина появления столь гигантской дыры в стене


44. Обелиск "За свободу", поставленный в первые годы советской власти.


45. Жилой дом купца Вехнера, памятник архитектуры. Примечательно высокое крыльцо с лучковым навесом и дощатый резной фриз. Сегодня его занимает некий баптистский приход "Воскресение"


46. Дома в своем большинстве сохранили свой изначальный вид - обшитых сайдингом не припомню


47. Вышел на окраину бывшего села


48. По берегу пруда выхожу к вокзалу, описав круг по старой части города


49. На горе еще лежит снег


50. Каково же, интересно, жить в этих домиках? Примерно на километр вокруг других строений нет.

Вот так, совместил приятное с полезным :) Несмотря на довольно противоречивые впечатления, город понравился - а по-другому и не может быть, учитывая богатую историю этого места. Жаль только, что перспектив на будущее у него не прослеживается.

Существование в Петровске в течение 200 лет металлургического завода подарило городу ещё один замечательный феномен – историческое кладбище, на котором могилы прекрасно сохранялись, несмотря на все революции и годы – просто потому, что любой зажиточный крестьянин ещё в начале XIX века мог пойти и заказать себе или родственнику на заводе литой чугунный памятник или надгробие. Не говоря уже о купцах, промышленниках или чиновниках. На этом же кладбище упокоились и некоторые декабристы, и их дети, рожденные уже в Сибири. Но о нём у меня будет отдельный большой пост, который уже почти готов, так что этот разговор отставим пока в сторону, и давайте просто посмотрим колорит Петровска.

Мы приехали сюда с Бодо из Читы ночным поездом, высадившись тут около восьми утра, и пробыли около одиннадцати часов – он уехал отсюда на запад - на Улан-Удэ, а я – на восток, где живет моя бабушка, в посёлке Новопавловка в 45 км от Петровского Завода.


А вот и та самая ленинско-декабристская композиция, ставшая несомненной достопримечательностью вокзального комплекса.


В старой части вокзала установлены мозаики на тему подвига декабристов и их жён.


Пешеходный мост через станцию на довольно глухую, малообжитую северную часть.


Я перешёл из-за любопытства, и обнаружил любопытную картину из жизни местных гастарбайтеров: стоит вот такой вагон, с вырезанной серединой, там живут люди (видите, мешок картошки прислонён?). Стоит столик, стулья, печка и сделаны нары. Поближе я уже не рискнул, ибо они забеспокоились присутствием совершенно необычного человека с фотокамерой.


Вот это место находится всего лишь в километре западнее того, которое было изображено на предыдущей картине 1831 года. Вид с большого обрыва над Транссибом: виден сам Транссиб, за ним – кусок Заводского пруда, затем дореволюционные корпуса железоделательного завода (сталинские корпуса находятся дальше на восток), а на сопку взбегает деревянный отросток города, коих я насчитал около девяти. Сам исторический центр – он за кадром, правее.


Если повернуть голову на пол-оборота влево, то видна остальная, западная часть Заводского пруда, далеко внизу под нами, опять же, Транссиб, а вокзал находится за снимком, километром левее.


Идя вдоль Транссиба, мы наткнулись на любопытный артефакт. В посте про руины металлургического завода вы увидите и полную композицию, где это находится.


Патриархальность и тишина, нарушаемая редкими проезжающими машинами – вот это и есть окраинный Петровск.


Таких плакатов мы нашли в городе около пяти. Любопытно, что они изготовлены по заказу частного предприятия (?). Странно.


Подступаем к центру. Одно из самых монументальных его зданий – Баня №1.


Отойдя подальше, я увидел ещё более впечатляющий ракурс на неё. Полюбуйтесь :)


Харчевня нас встретила строгой и эпической надписью, это очень по-сибирски.


Отобедав, мы направились мимо нового рынка к музею Декабристов, который базировлся в доме княгини Трубецкой (она в нём прожила 9 лет, с 1830 по 1839 год). Перед домом стоит памятник декабристу Трубецкому, его жене и ребенку (склеп этого ребенка вы увидите в посте про историческое кладбище).


Дом Трубецкой был восстановлен лет 30 назад по чертежам и с планировкой того времени. Жена жила здесь, муж сидел в призаводском остроге (см. картну выше).


Вид со второго этажа дома княгини Трубецкой на улицу Петровска. В торце улицы – наша знакомая харчевня, а далее – дореволюционный корпус Завода.


Обстановка в одной из комнат. Что приятно (Сибирь всё же, глушь - украсть, продать и увезти не так просто) – много осталось вещей подлинных от княгини, начала XIX века. Это и гобелены, и часы, и картины, и книги, и медальоны. Вообще, музей этот рекомендую – сходите, такого у нас весьма немного, чтоб подлинное, а не воссозданное.
Правда, насчет мебели они признались, что много реконструкции. Служительницы (как, впрочем и везде там) были к нам чрезвычайно предупредительны, включая везде свет, гости для них из таких мест – большая редкость.


Вот ещё – большой деревянный капитальный дом XIX века, примерно за полкилометра от исторического кладбища. Тут находится какое-то училище, вроде. Состояние – отличное, я ему просто поражался.


А это уже век XX, но тоже дерево :)


Газета в Петровске называется под стать современной тяжёлой истории города. Действительно, их гнут, а они – выживают. Как прожили те годы – непонятно, сами признаются.

Читайте также: