Красивые места в ступинском районе

Обновлено: 18.09.2024

Красивые места в Подмосковье на машине — едем на выходные или в отпуск!

Подмосковье – не просто один из наиболее развитых регионов России, но и кладезь красивейших мест. Во многом, это обязано именно бурному развитию цивилизации на территории МО.

К интересным достопримечательностям относятся не только древние храмы и иные знаменитые памятники культуры, но и малоизвестные объекты. При чем, до целого ряда из них можно добраться на собственном автомобиле, совсем недалеко отъехав от МКАД.

Преимущества самостоятельной поездки – независимость от жестких графиков экскурсий или от разного рода формальных ограничений (связанных с эпидемиологической обстановкой и т. п). В данном обзоре приведем описание десяти таких мест, укажем оптимальный маршрут следования от Москвы.

Недалеко от с. Ярополец (под Волоколамском) находится гидроэлектростанция, построенная еще в первые годы существования Советского Союза. Заложено сооружение было В.И. Лениным на реке Ламе.


Станция является действующей с перерывами: в годы Второй мировой войны была разрушена при наступлении войск Германии на Москву. После завершения боевых действий данное инженерное сооружение восстановили, в последствии был открыт на него и доступ для туристов.

Как добраться

Доехать на авто можно либо по федеральной трассе М-11 (с последующим съездом на автодорогу Р107), либо через М-9 (переезд на ту же дорогу будет по Р108). Разница в направлениях: по правую руку от МКАД в первом и по левую во втором случае при выезде с запада Москвы.

Если двигаться по направлению к наукограду в направлении к каналу им. Москвы, то при входе в него, на берегу расположен второй по величине в мире памятник В. И. Ленину.


Данные сооружения не единственные в своем роде на территории старого научного города: в окрестностях лежит загадочный каменный шар, высотой в пять этажей жилого дома. История его происхождения неизвестна даже для местных жителей.

Как доехать

Город находится на границе МО и Тверской области, маршрут пролегает напрямую от МКАД – следует использовать автодорогу А-104.


Явление интересно с точки зрения пейзажной фотографии, являясь отличным фоном. Ценность данной достопримечательности конечно спорна, но необычность очевидна.

Маршрут от Москвы

Добраться до Воскресенска от столицы можно выехав с юго-восточного направления через кольцевую автодорогу на трассу Е-30 и далее свернуть налево по автомобильной дороге А-108

Недалеко, под пос. Лыткарино находится старый карьер. В период советской власти он активно разрабатывался, но, примерно в 70-е годы прошлого столетия был заброшен и заполнен водой.


Едем загорать и купаться

Упомянутая деревня находится совсем рядом с Москвой, ехать до нее следует от МКАД по Е-30 и далее повернуть направо на одноименное Лэткаринское шоссе.

В северной части Московской области есть весьма примечательное место, которое тоже можно считать рукотворным чудом: с небольшого съезда в сторону Шереметьево открывается вид на главный маршрут самолетов в аэропорт и из него.


Добраться совсем не сложно

Доехать до места можно от кольцевой автодороги по трассам М-11 и Е-105, главное не пропустить выезд на Шереметьевское шоссе (с ним пересекаются обе упомянутые трассы).

Под Истрой находятся отличные точки обзора на Новоиерусалимский монастырь и старинную мельницу. Примечательны именно периоды восхода солнца: отблески лучей светила отражаются от куполов, создавая удивительную игру красок.



Едем навстречу солнцу

Добраться до Истры от МКАД проще всего по Волоколамскому шоссе и выехать на дорогу по ул. Московская, прямо, после поселка Высоково.

До этого места можно добраться не только на авто, но и на метро. Находится оно в Красногорске – одном из ближайших спутников столицы. Мост был построен на средства частного инвестора и протянулся через Москву-реку по направлению к Павшинской пойме.


Среди архитектурных достоинств сооружения можно выделить: высокие треугольные арки, круглосуточную красивую подсветку и плавные скаты-съезды по дуге.


Простой маршрут

Населенный пункт примечателен Знаменской церковью. Но это не просто древний храм, но и весьма интересное сооружение в плане использованных архитектурных решений своего времени.


Церковь имеет мощный фасад, обильно украшенный лепниной, больше похожа на европейскую крепость в готическом стиле. На верхушках стен можно увидеть качественно проработанные фигурки статуй.

Добираемся на своем авто

Ехать нужно от МКАД в южной части Москвы по Варшавскому шоссе до Подольска, пересечь р. Пахра по автомобильному мосту и далее двигаться через улицы Кирова, Октябрьская и Беляевская.

Возле реки Лопастя, между селами Калянино и Бекетово есть старый заброшенный дом. Рядом находится нетронутый лес. Когда-то эта была база отдыха и с ближайшего холма открывается удивительный вид на окрестности, если поискать, то можно наткнуться на старенькие качели.


Двигаться на автомобиле нужно по трассе М-4 до ее пересечения с А-108, далее повернуть направо (если ехать от Москвы через МКАД с южного направления), следующий поворот будет налево после моста через р. Лопатня – на первую крупную дорогу, по которой следует ехать все время прямо и мимо села Тенякова.

Интересный ориентир: при повороте после моста, по левую руку будет знаменитая Сталинская дача.

Этот природный памятник расположен рядом с поселком (уже фактически микрорайоном Москвы) Путилково. В последние годы идут бурные споры между властями региона и экологами по поводу вырубки деревьев для дальнейшего расширения столицы.


Данный фактор говорит о том, что посетить место действительно стоит, пока оно еще есть.

Совсем рядом

Доехать до места можно выехав с МКАД в сторону Путилково или Химок, далее следовать по Путилковскому шоссе (проходит между двумя указанными населенными пунктами). В первом случае, лес будет по левую, во втором по правую руку.

Преимущества посещения достопримечательностей Подмосковья

Среди достоинств интересных мест для досуга и отдыха именно в МО выделим:

К недостаткам можно отнести разве что наличие пробок при выезде с МКАД. Но, со временем эта проблема уйдет – развитие транспортных сетей догоняет темпы застройки прилегающих к столице территорий и загруженность снижается.

Описанные места действительно красивы и вполне доступны для посещения в выходные на своем личном авто. Можно найти самые разные объекты для таких экскурсий, которые подойдут для молодежных компаний или людей в возрасте, семей, любителей уединения, спортсменов и художников.

Как видим, даже совсем недалеко от оживленного мегаполиса есть интересные места, до которых можно добраться своими силами, в рамках одного выходного дня. За такую поездку не нужно ничего платить – потребуются только расходы на бензин.

Важное замечание: необходимо учитывать вероятность пробок и выезжать/возвращаться в соответствии с этим, так удастся сэкономить время на непосредственно отдых.

Здесь необходимо учитывать и развитость территории МО: все описанные объекты можно найти через гугл-карты в открытом доступе, это полезно тем более, если поездка совершается не из Москвы, а из регионов.





Маршрут проходит по Ступинскому и Серпуховскому районам Московской области. Вы пройдете по дорожкам лесопарка г. Ступино, левому берегу р. Ока, увидите дюны с сосновыми лесами на пологом склоне к Оке.

СтадияРасстояние / Набор высоты
Акри - Прилуки18.4 км123 м
Прилуки - Турово7.5 км87 м
























Отзыв о прохождении маршрута

Что интересного на маршруте

Главные природные объекты на маршруте – берег и пойма р. Ока с разнообразными видами вдаль, высокие песчаные дюны у Оки в районе Малюшиной дачи (Пьяный бугор) и более удаленный от реки ряд дюн в сосновом лесу к северу от дер. Прилуки. В давние времена Пьяный бугор, расположенный примерно посередине между Каширой и Серпуховом, был местом отдыха бурлаков во время остановки челнов с грузом. Днем песок нагревался на солнце, ночью оставался теплым. Отсюда и название: пьяный мог заснуть на песке и не замерзнуть.

Фотоотчет Сергея Странника с хорошей подборкой снимков этих дюн. Настоящее место силы!

К сожалению, несколько лет назад эти земли перешли в собственность ОАО Туровский. Подходы к Пьяному бугру перекопаны траншеями, стоят запрещающие таблички. Поэтому маркированный маршрут проложен не через дюну, а мимо, по дороге. Хотя видны следы пешеходов и велосипедистов, поднимавшихся на дюну.

Дюны к северу от Прилук, скрытые в лесу, обладают сложным и причудливым рельефом, что в сочетании с чистым, легко пробегаемым сосновым лесом сделало район привлекательным для проведения соревнований по спортивному ориентированию. По замечательной карте, составленной Владимиром Люком, в этом лесу дважды проводилось Первенство О-Клуба, а весной 2017 года сюда забегали и участники ММБ. Среди сосновых холмов спрятались небольшие, но очень красивые озера: Черное и Новое.

Село Турово существует с незапамятных времен. Вблизи этого места в 1380 году, двигаясь в сторону Куликова поля, 150-тысячное войско Дмитрия Донского пересекало Оку через Сенькин брод (говорят, в особенно сухие периоды Ока действительно переходится там вброд пешком). На Туровском холме, рядом с которым проходит маршрут, установлен знак в память об этом событии. Неподалеку уже почти восстановлена заброшенная в советское время церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Важно знать

Ограничения и особенности

Почти весь маршрут проходит по хорошим дорогам и тропам, за исключением короткого прохода по тропе в высокой траве. В не слишком мокрую погоду вполне возможно пройти его в кроссовках, не замочив ног. Комаров не очень много. На велосипеде проезжается, но на некоторых дорогах и тропах много песка, корней, веток.

Как правило, маркировки достаточно для уверенного продвижения по маршруту. Однако в отдельных местах маркировка может быть редкой, слабозаметной или уничтоженной действиями посторонних лиц (последнее более вероятно в населенных пунктах и вблизи них). Поэтому настоятельно рекомендуем взять с собой распечатанную карту, описание маршрута, а также трек и точки, загруженные в навигатор или телефон.

Как добраться

Ближайшие города: Москва, Ступино, Кашира, Серпухов.

До пл. Акри можно доехать на электричке от Москвы-Павелецкой, время в пути чуть меньше двух часов. До села Турово можно доехать на автобусе от г. Серпухов (время в пути 45-90 минут), а сам Серпухов находится в 1.5-2 часах пути от Москвы. Также можно сойти с маршрута (или выйти на него) на автобусных остановках Лесопарк, Соколова Пустынь, Прилуки.

Места для отдыха и ночевок

Для ночевки, отдыха и купания хорошо подходит большое количество мест на берегу Оки, вдоль которой маршрут проходит на протяжении более 7 км. Летом в выходные стоянки у реки могут быть заняты отдыхающими, приехавшими на автомашинах. Очень уютно можно устроиться на ночевку в лесных дюнах к северу от Прилук, возле Черного озера (OZ-CHERNOE).

Вода в Оке загрязнена промышленными и прочими стоками, может быть использована для приготовления пищи после кипячения, только если нет другого варианта. Питьевую воду можно набрать в роднике в с. Турово (RODNIK). Хорошая вода есть также в ручьях, пересекающих маршрут в точках RUCH1 (2км) и X14 (17км).

Магазины

Пополнить запасы воды и еды можно в магазинах пос. Соколова Пустынь, но это в стороне от маршрута. Вообще маршрут не пересекается с населенными пунктами за исключением с. Турово и 100 метров по границе пос. Соколова Пустынь.

Не забыть с собой

  • Запасы еды и питья.
  • Хорошую непромокаемую обувь.
  • Подходящую одежду.
  • Личное и групповое снаряжение.
  • Cредства от комаров.
  • Аптечку.
  • Распечатанную карту, описание маршрута, а также трек и точки, загруженные в навигатор или телефон.

Подробное описание маршрута

Маршрут промаркирован в обе стороны, от северо-западного (ближнего к Москве) конца платформы Акри до одной из главных улиц с. Турово (примерно до церкви). Основная маркировка: две белые полосы и красная между ними. Как правило, полосы вертикальные, за исключением тонких деревьев, где они горизонтальные. Марка может быть снабжена стрелкой, указывающей направление поворота. Дополнительная маркировка (в отдельных местах): красный скотч, красно-белые таблички RUTRAIL.

Маркировщик: Александр Тонис.

Сокращения: АТ – в направлении Акри – Турово; ТА – в направлении Турово – Акри. В легенде даны только основные перекрестки и развилки дорог – те, что необходимы для навигации по маршруту. В остальных местах следует двигаться прямо, придерживаясь основной дороги.

0км (AKRI). Северо-западный (дальний от Москвы) конец пл. Акри, юго-западная сторона (платформа от Москвы). АТ: Начало маршрута и маркировки. Выйдя из хвостового вагона (если ехать от Москвы), сойдите с платформы поверните налево, перейдите автомобильную дорогу Ступино – Озеры, немного спуститесь с нее и поверните направо, на дорогу, наискосок спускающуюся к мотодрому и р. Кремница. ТА: Конец маршрута. Билетная касса – на платформе в сторону Москвы.

0.35км (MOST1). Мост через р. Кремница. АТ: Путь от пл. Акри к мосту пересекает мотодром с множеством дорог. Надо двигаться все время примерно в одном направлении, на запад-северо-запад, пересекая наискосок склон и долину Кремницы. После моста подъем и вход в лес.

1.4км (X01). Перекресток неподалеку от снт Металлург. Поворот АТ направо/ТА налево.

1.95км (RUCH1). Ручей с условно питьевой водой. Если не пересохнет.

3.25км (X02). Пересечение с шоссе Ступино – Соколова Пустынь.

3.25-4.2км (X02-X03). Асфальтовая дорога со слабым автомобильным движением.

3.55км (REST1). К югу от дороги (АТ слева/ТА справа) – место отдыха: поляна с кострищем и бревнами.

3.95км (PRUD). Дорога проходит между двумя прудами. По их берегам есть места отдыха. Но места для купания не просматриваются.

4.2км (X03). Пересечение асфальтовой дороги и тропы. АТ: поворот налево, на тропу. ТА: поворот направо, на дооргу.

4.9км (X04). Развилка. АТ: выход тропы на просеку малой ЛЭП, поворот налево. ТА: поворот с просеки ЛЭП направо, на тропу.

5-5.2км. АТ слева/ТА справа от основной дороги по просеке ЛЭП идет тропа, более ровная и чистая.

5.4км (X05). Развилка. АТ: поворот с просеки ЛЭП направо, на более слабую тропу. ТА: выход тропы на просеку малой ЛЭП, поворот налево.

5.6-5.75км. Тропа проходит по полю, заросшему травой, и слабо выражена в этом месте.

5.95км (X06). Автобусная остановка “Лесопарк”, пешеходный переход через Старое Каширское шоссе. Можно было бы спрямить этот угол трека, пройдя по прямой просеке между точками X05 и X07. Так экономится 0.45 км, но на этом пути нет оборудованного пешеходного перехода. Кроме того, вариант пути через X06 проходит по приятным пешеходным тропам в лесу, а прямой вариант – по автомобильной дороге по краю дач.

7.15км (X07). АТ: выход тропы на дорогу. ТА: поворот с дороги налево, на тропу, идущую параллельно по красивому сосновому лесу.

7.25км (X08). Пересечение автомагистрали М-4 “Дон” под мостом. На входе под мост висят странные и бессмысленные таблички “Граница зоны транспортной безопасности, проход запрещен”. Может быть, имеется в виду, что нельзя залезать на мост? По крайней мере, по дороге под мостом все ходят и ездят, игнорируя табличку.

7.3-7.8км. На дороге много песка. Велосипедистам будет трудно.

8.85км (X09). Сложный перекресток на окраине Соколовой Пустыни. АТ: повернуть на 45 градусов направо, на асфальт, пройти 70 метров до конца забора, что тянется слева, и сразу за его углом повернуть налево, на 45 градусов, на дорогу, спускающуюся вниз, к Оке. ТА: Дорога поднимается на асфальт. Надо повернуть на него направо, пройти вдоль забора до перекрестка и повернуть налево на 45 градусов на грунтовую дорогу (остальные три выезда с перекрестка – асфальт).

9.05-16.4км. Все эти семь с лишним километров маршрут проходит по грунтовым дорогам вдоль берега Оки. В сторону Оки имеется большое количество ответвлений к туристическим стоянкам и пляжам. Надо все время идти прямо, по основной дороге, за исключением двух развилок, X10 и X11, где маршрут переходит между верхней и нижней дорогами.

9.6км (PARKING). Дорога, уходящая от реки к асфальту, и большая автомобильная парковка. Есть большой мусорный контейнер. На берегу пляж.

10.5-10.65км. АТ подъем дороги на поле/ТА спуск в пойму Оки.

10.75км. Ручей, стекающий из старицы – озера Резвань, что тянется к западу параллельно Оке более, чем на километр, но совершенно не видно с нашей дороги. Там же стоит могучая ветла, заметная издалека.

12.4 (X10). АТ: поворот налево, на нижнюю дорогу. Основная примета: близко впереди виден ряд деревьев, окаймляющих р. Киреевка. ТА: подъем на верхнюю дорогу и поворот по ней направо.

12.55 (KIREEVKA). Переправа через р. Киреевка. Имеется мостик, на вид хлипкий, уже без одной секции. Но если наступать аккуратно, выдержит. А так там и брод есть неглубокий.

13.45км (X11). АТ: подъем на верхнюю дорогу и поворот по ней налево. ТА: поворот направо, на нижнюю дорогу. Основная примета: все более ранние (западные) повороты к реке были под прямым углом, а этот плавный: начинается почти параллельно верхней дороге и потом уходит вниз.

14.4-15.4км. Крутой песчаный обрыв по левому берегу Оки. В обрыве когда-то жили ласточки, сейчас он зарос травой. На западе виден Пьяный бугор и дер. Прилуки.

14.95км (VIEW-PUSHCHINO). Вдалеке на западе видны дома и высокая труба в г. Пущино. До него отсюда 20 км по прямой.

16.4км (X12). Перекресток. АТ: выход на улучшенную грунтовую дорогу. По ней налево. ТА: направо-вперед и направо-назад уходят две полевые дороги. Между ними ручей. Нам нужна дорога направо-вперед.

16.4-16.6км (X12-X13). С юга от дороги (AT слева/ТА справа) – дюна Пьяный бугор. Все подходы и подъезды к ней перекопаны траншеей, стоят таблички “Земли сельхозназначения, собственность ОАО Туровский, проход и проезд запрещен”. Видны старые столбы – заготовки так (пока) и не построенного забора. Немного западнее точки X12 и в точке X13 видны следы массового перехода через траншею пешеходов и велосипедистов, даже табличку снесли. Таким образом, физически дюна пока доступна, но маркированный маршрут проложен мимо нее, по дороге общего пользования.

16.6км (X13). АТ: дорога поворачивает направо. Ее продолжение вперед перекрыто траншеей, через которую переброшен пешеходный мостик. Можно перейти на ту сторону, и нигде не написано, что прохода нет. Но там дальше не очень интересно: начинается шоссе в сторону Серпухова, рядом с ним – вертолетные площадки, потом роскошные особняки за высокими заборами. Маркированный маршрут обходит эту территорию с севера, по дороге в сосновом лесу. ТА: поворот дороги налево.

16.7км (DOL-RODINA). Ворота детского оздоровительного лагеря “Родина” с лающей собакой, выскакивающей на цепи из-за забора. АТ: нам налево, вдоль забора. ТА: нам направо, по улучшенной грунтовой дороге.

17.05км (X14). АТ: дорога поворачивает вдоль забора на восток, а впереди, на севере – поляна для слетов (там был стартовый городок Первенства О-клуба). Нам надо перейти через нее и повернуть налево по укатанной грунтовке. ТА: слева, а потом и справа от дороги – поляны для слетов. Надо перейти через правую поляну к углу забора и продолжить двигаться вдоль него на юг по дорожке.

17.05-18.35км (X14-X15). Грунтовая дорога с достаточно интенсивным автомобильным движением. Поскольку сейчас это единственный проезд между Ступино и Серпуховом после перекрытия основной дороги, которая ближе к Оке.

18.35км (X15). АТ: поворот направо, на север, на хорошую прямую дорогу, уходящую вдаль мимо каменного забора богатого особняка. ТА: поворот налево, на восток, на грунтовый проезд Серпухов – Ступино.

18.6км (X16). AT: поворот налево, на лесную дорогу. ТА: поворот направо, на юг, на хорошую прямую дорогу.

19км. К югу от дороги (АТ слева/ТА справа) – здания заброшенного пионерлагеря Восток-1.

19-20.7км. Район дюн к северу от Прилук. Красивые холмы и впадины с чистым сосновым лесом.

19.3км (DUNA). Дорога проходит через вершину холма.

19.4км (X17). АТ: дорога поворачивает налево, на прямую просеку, а впереди и ниже видна тропинка. Надо спуститься на нее и пойти по ней налево. ТА: направо, на холм поднимается дорога. Нам туда.

19.6км (OZ-CHERN). К северу от тропы (АТ справа/ТА слева) – Черное озеро. Можно встать на ночевку где-нибудь неподалеку.

20.25км (X18). АТ: поворот направо, на дорогу, идущую по прямой просеке. Справа от дороги и просеки еще одна гряда холмов. ТА: поворот налево, на лесную дорогу.

21-21.4км. Участок менее качественной лесной дороги. Попадаются бревна, ветки и трава.

21.4км (X19). Перекресток лесных дорог. AT: поворот налево. ТА: поворот направо.

21.85-22.2км. Большая поляна с футбольными воротами.

23.4км (X20). Развилка. AT: справа сзади приходит дорога, нам левее. ТА: нам по правой дороге.

23.55км. АТ: начало Туровского поля. ТА: вход дороги в лес.

24.05км (X21). Развилка. АТ: слева сзади приходит дорога, нам правее, в сторону сотовой вышки. TA: нам по левой дороге.

24.05-24.7км. Дорога огибает ферму за забором.

24.45км. Дорога проходит рядом с сотовой вышкой.

25.15км. АТ: выход грунтовой дороги на асфальтовую улицу с. Турово. Нам по ней дальше на юг. Конец маркировки. Справа церковь Рождества Пресвятой Богородицы. ТА: начало маркировки. Уходим с асфальтовой улицы на северо-восток по грунтовой дороге.

25.15-25.8км (X22-X23). Идем по главной дороге – ул. Пушкина.

25.6км. АТ справа/ТА слева – Туровский холм с памятным знаком Дмитрию Донскому.

25.65км (RODNIK). АТ справа/ТА слева – мощный оборудованный родник возле самой дороги.

25.8км (X23). АТ: выход на шоссе Прилуки – Серпухов. Автобусная остановка и магазин справа. ТА: поворот налево, на ул. Пушкина.

25.9км (TUROVO). Автобусная остановка и магазин в Турово. АТ конец/ТА начало маршрута.

Расписания элетричек и автобусов

Расписания в тексте даны на лето 2017г. Со временем они могут поменяться. Актуальные расписания можно найти по приведенным ниже ссылкам на сайт Яндекс-расписания.

Автобусы Серпухов – Турово: 5:36, 7:05, 8:10, 11:12, 13:45, 17:10, 20:15.

Автобусы Турово – Серпухов: 6:52, 8:45, 9:47, 12:24, 14:57, 18:32, 21:16.

Автобусы Ступино – Соколова Пустынь. Внимание, автобусы 23 и 57 приходят на разные остановки! На автобусе 57 лучше ехать до остановки Лесопарк.

Автобусы Соколова Пустынь – Ступино. Внимание, автобусы 23 и 57 отправляются от разных остановок! На автобус 57 лучше садиться на остановке Лесопарк.

Заброшенные хутора: как пустеют воронежские деревни. Ступино

Горсть песка


Хутор Ступино находится примерно в пяти километрах от асфальта на песчаном холме, возвышающемся над Доном среди окрестных черноземов.



На хуторе около 20 домов купили под дачи не только павловчане и воронежцы, но и москвичи.



В начале 80-х в Ступино закрыли начальную школу, магазин, медпункт. Молодежь стала уезжать в город.


Старики оставались и умирали на родной земле.


Ступино входит во все неофициальные экскурсионные маршруты Воронежской области: в центре хутора стоит хорошо сохранившаяся деревянная мельница, а в 500 метрах от Ступино – живописное место, где Битюг впадает в Дон.


Летом в Ступино заглядывают шумные туристы, которые сплавляются по Дону. Гости охотно фотографируются на фоне старой мельницы.

Ракушки для крепости


Самая молодая хуторянка, 69-летняя хозяйка стоматологической клиники из Лисок Таисия Бондарева, несколько лет назад переехала на родину родителей. Из Ступино Бондарева девчонкой уехала поступать в Воронежский мединститут, потом долго работала в районной больнице в Лисках, а в конце 90-х открыла там свою клинику. Все три дочери Бондаревой – тоже стоматологи. Одна из них руководит бизнесом в Лисках, другая работает по специальности в Москве, третья – в Воронеже. Иногда Таисия ездит в Лиски, чтобы посмотреть, как идут дела в клинике, но непременно возвращается в родную глушь на берег Дона. Супруг Бондаревой Сергей 15 лет назад погиб в аварии.


В Ступино Таисия познакомилась с приехавшим порыбачить на Дон военным пенсионером Владимиром.


Теперь они держат общее хозяйство – коз, кроликов, овец, птицу.


У Таисии в Ступино два дома. Один – для жилья.


Вторая – хатка, в которой раньше жили ее тетя с мужем.


Хозяйка доит коз и держит птицу.


Стены довоенного дома укреплены донскими ракушками.


– В наших краях рыбаки издавна килограммами вылавливали из Дона ракушки, вываривали их, чистили и створки сдавали в Павловск и Лиски, где на специальных фабриках из них делали пуговицы, – рассказывает Бондарева. – Моя тетя Мария, жившая в этом доме, специально в раствор из глины с соломой, которым для крепости обмазывались стены хаток, добавляла донские ракушки.


Дело в том, что осенью, когда шли дожди, глина вымывалась со стен, а ракушки ее удерживали.

Аисты на счастье


Таисия Бондарева в Ступино – вроде мецената. На свои средства она отремонтировала памятник Герою Советского Союза, уроженцу Ступино Ивану Калашникову, погибшему в Белоруссии летом 1944 года.


Бондарева подправила оградку на сельском кладбище, где, по ее словам, четверть могил – ее родственников.


Теперь ее главная мечта – сделать металлическую ограду вокруг главной достопримечательности хуторка, деревянной мельницы, поставленной в начале XX века и исправно моловшей зерно примерно до 60-х годов.


– Дон обмелел, баржи перестали по нему ходить, возить зерно по реке стало дорого, и мельница была заброшена, – объясняет Бондарева.



В 2015 году гостями усадьбы Таисии Бондаревой стали аисты, которые свили гнездо на трубе дома. Когда пернатые вывели птенцов и улетели, Таисия наняла мужиков – те аккуратно сняли гнездо и перенесли на зиму в сарай, а весной во дворе вкопали шестиметровый столб, приварили к нему квадратное дно и сверху водрузили бережно сохраненное гнездо. В гнезде живет новая семья аистов.


Когда самец улетает за кормом, самка зорко следит за тем, чтобы ее птенцов никто не обидел.


– Они приносят счастье, – уверена Таисия Бондарева. – Хочу в следующем году поставить возле гнезда шест, на него – видеокамеру, и транслировать в интернет всю жизнь аистиной пары – от создания семьи до момента, как птенцы встанут на крыло.

Перс из Ступино



В 1903 году из Персии (название Ирана до 1935 года) дядя привез в Санкт-Петербург племянника Сына Аббаса Джелала. Аббас пошел служить в армию, охранял иранское посольство, и, как гласит легенда, после революции даже подавал пальто наркому иностранных дел, советскому дипломату Георгию Чичерину. В конце 20-х годов обрусевший перс окончил ветеринарный техникум, увлекся фотографией и отправился путешествовать по России. Случайно заехал в Ступино – и остался на всю жизнь.




Таисия твердо осела на родине предков в Ступино – у нее много дел, и самое важное – сохранить мельницу.

– Пока она стоит – стоит и наше Ступино, – уверена хозяйка.

Жизнь как Дон

Мечтают сохранить мельницу и три старушки, всю жизнь прожившие в Ступино и давно похоронившие мужей.


Раисе Овчаровой 90 лет, у нее трое детей, шесть внуков и восемь правнуков. Главную ступинскую достопримечательность, мельницу, строил в 1905 году ее прадед Николай Кузьменко.


Баба Рая к детям-внукам ехать не собирается.

– Я каждое утро в окно гляжу, мельницу вижу и жизнь себе на день продлеваю, – говорит она.


Ее однофамилица, 87-летняя Мария Овчарова, все больше болеет. Дети умерли, один внук, Саша, живет в Подмосковье, второй, Роман, там же отбывает наказание за наркотики. Александр зовет бабушку к себе, но та боится мегаполисов и, несмотря на неважное здоровье, ехать из Ступино никуда не собирается.


– К нам в Ступино даже автолавка не приезжает, – сетует Мария Овчарова. – Если бы не соседи, которые мне и продукты привозят, и по хозяйству помогают, скопытилась бы я уже давно.


Соседка старушек, 77-летняя Нина Еременко, шефствует над Марией Овчаровой. У Еременко трое детей, шесть внуков и четыре правнука. В ответ на их приглашения бросить хутор и поехать жить в цивилизацию неизменно отвечает:


– Пока я на своих ногах хожу – буду жить здесь!



Несмотря на возраст, Нина Еременко весной и осенью почти каждый день ездит два километра на велосипеде на свой дальний огород.


На краю хутора стоит дом, где почти 20 лет живут воронежцы – Борис и Светлана Гришины. Глава семьи, несмотря на свои 83 года, заядлый охотник и рыбак.


– В Ступино – какая-то аура особая, – считает Борис Гришин. – В город съездим с женой – голова болеть начинает. А возвращаемся в свою глухомань – все хвори как рукой снимает.


– Наш хутор не умрет, даже если нас, стариков, не будет. Он, скорее всего, останется как дачный поселок – дома-то тут охотно покупают, – говорит пенсионер.


Я уже очень давно ничего не писала. Много раз садилась, открывала страничку, смотрела свои фотки, и наступал ступор. Мысли есть, а изложить не могу, просто наваждение какое-то. Сегодня приехала из коротенькой поездки и почувствовала воодушевление. Села и вот…
Поездка получилась совершенно спонтанной. От этого, наверное, и азарт, и вдохновение. Да еще и с погодой однозначно повезло. В четверг вечером я вдруг понимаю, что до конца декабря я не собираюсь на машине никуда, и испытываю легкую тоску по дороге. Мысль: "А не прокатиться ли мне недалеко?" - не дает спать всю ночь. И с утра я принимаю волевое решение - пошерстить карту на выявление чего-то интересного в 100 - 150 километрах от дома. Вечером уехать не получилось. И рано утром в субботу я поехала на юг Москвы, в Ступино. Да-да, вы не ослышались в Ступино.


Городок не исторический, основан всего лишь в 1938 году. Почему выбрала его… Ну, во-первых, расстояние, от моего дома всего лишь 140 км. Во-вторых, фотки понравились. А в-третьих, ну если уж совсем не пойдет, рядом Кашира, а там уж точно есть где разгуляться…


А еще забыла тут была гостиница, устраивающая меня по всем параметрам (ну может цена чуть повыше чем планировала). Во всех остальных местах явно дороже и на порядок хуже. Чтобы не возвращаться больше к гостинице (писать отзыв, думаю, смысла нет): жила я в Ibis Stupino. Бронировала по спецпредложению, поэтому получилось весьма недорого.


Единственный минус - отказалась сама от завтрака, потому как показалось неоправданно дорого для такого маленького городка - 450 рублей. Но не похуделось, и хуже мне от этого не стало - в городе съела чудесные блины в кафе.
Ну так теперь про то что же я увидела за два коротеньких световых дня в Ступино. Приехала в субботу уже к обеду и решила что первое, что надо посетить, это Троицкий Белопесоцкий монастырь.


Монастырь был основан в XV веке, на самой границе Русского княжества, для защиты от набегов крымских татар боярином Владимиром Белопесоцким.


За время своего существования монастырь то процветал, то приходил в упадок, но до 1933 года там проходили службы, а до 1918 года жили монахи.



Ехала просто посмотреть достопримечательность, а зайдя в храм, почувствовала и радость, и боль, и умиротворение. Рыдала и не могла остановиться.



Место однозначно оказалось мое. Вернуться хочется очень.
Съездила к церкви Тихвинской иконы Божьей матери в бывшем селе Среднее.


Церковь симпатичная, не очень старая 1819 года. Но мне настолько душевной, как монастырь, не показалась.
А дальше я решила поехать поискать остатки усадеб, что были недалеко от Ступино. Усадьбу Тарасково и усадьбу Лиды. Если с первой мне повезло, пусть за забором восстанавливающуюся я увидала, то вторую не нашла. В Тарасково я была летом, когда ехала в Тамбов.






Дорога до усадеб проходила по очень примечательной дороге - величественные сосны, снежок и дорога очень извилистая. Жаль, нет обочины, чтобы остановится и показать вам всю эту красоту. Там же по шоссе видела границу обороны Москвы. В интернете прочитала, что сохранились окопы и огневые позиции, но сейчас по снегу и вчерашней слякоти идти в лес не хотелось.
Как всегда осенью световой день очень короткий, и уже потемну я вернулась в Ступино с мыслью, что пора бы уж покушать. В инете нашла по отзывам несколько кафешек и поехала искать с мыслью, что где-то я явно поем. Наивная… Первый адрес - кафе забронировано под банкет. Второй адрес - ремонт, третий - просто не находится… Кружу по городу два часа, есть хочу уже сильно…Не найдя ничего, остановилась у большого ТЦ, ведь там хоть что-то будет… Был МакДак, был Бургер Кинг, был Вилладж Хаус, была Крошка-картошка, какое-то суши и все… Ехать куда-то я уже не хотела, из всего перечисленного выбрала Вилладж Хаус. Это едальня типа МакДака, в Москве пробовала, и мне показалось что чуть получше. Супы закончились, пришлось ограничится салатом, на троечку… На этом решила все закончить и ехать в гостиницу.
Утро встретило меня солнышком. Стала как убитая аж до 7 утра, что со мной случается последнее время редко, бессонница… Кровать удобная, подушки приятные, одеялко теплое. Здорово! Пока собралась, выползла из гостиницы в начале одиннадцатого.
Погодка радует, легкий морозец и СОЛНЫШКО… Что еще надо для отличного настроения и прекрасного дня.



Самолет МИГ-23 установлен в 1985 году, все ж Ступино город авиастроителей. Около самолета надпись "Ступино".
Напротив вижу необычное сооружение или памятник, иду к нему. Это памятник создателям воздушных винтов.


Состоит из весьма непонятных и в названии, и в исполнении предметов винтовентилятора СВ-27 с гидромеханическим регулятором РСВ-27 для установки совместно с двигателем Д-27 на транспортный самолет Ан-70. Во как! Понятно, что такие названия нашла в интернете. В инет зашла сразу, было любопытно, и тут же увидала памятник еще одним вращающимся элементам – лопастям вертолета.


Правда, это памятник машиностроителям, создателям авиационной техники. Но выглядит весьма круто и впечатляюще. Так как четкого плана не было, все ж поездка спонтанная, решила ехать в центр, а там уж оглядеться. По дороге несколько раз останавливалась, подходила фотографировать некоторые сооружения и памятники.



Церковь Новомучеников и Исповедников Ступинских установлена на Площади металлургов, построена в 2005 году, а вот памятник Ступинским кузнецам-металлургам в 1998 году.



Мне вообще понравилось, что тут сохранены названия: Андропова, Косыгина, Калинина. Почему-то читать такие названия прикольно и памятно. На центральной площади обязательный



администрация. Дворец культуры очень величественное здание, явно советской постройки и очень хорошо отреставрировано. Еще мне понравился памятник соколу.


Сокол изображен на гербе и флаге города. Он является символом храбрости, разума, красоты и устремлённости в будущее.




Все таки Ступино город авиаторов. Села в машину и стала искать, чтобы еще съездить посмотреть. В музей не хочу, хоть его видела у храма.


Решила, что надо бы съездить посмотреть военные памятники. Первым был выбран памятник участникам ВОВ и труженикам тыла, открыт в 1995 году.






Этот батальон был сформирован в Ступино и принимал участие в разгроме немцев под Москвой. Памятник почетным гражданам города с датой образования города и с неизменным винтом построен в 2014 году.


Напротив, через дорогу, памятник рабочим и инженерно-техническим работникам заводов № 120 и № 150, участвовавшим в Великой Отечественной войне.



Тут я решаю, что памятников достаточно, и просто катаюсь по городу, разглядывая дома. Конечно, тут не встретишь архитектурных памятников, но некоторые дома весьма не дурны, есть современные, но есть и советской постройки.













мороженного. Остановки общественного транспорта тоже очень яркие и нестандартные. Дома не серые, а раскрашены в яркие цвета. Так как приезжать домой потемну не хотелось, то из города уехала рано. Дорога домой была быстрая и приятная, несмотря на пробки на МКАДе.

Читайте также: