Куда хотел поехать остап бендер

Обновлено: 15.09.2024

Между тем мне удалось вычислить, внимательно читая книгу, биографию Остапа – литературного персонажа. Она отнюдь не совпадает с биографией прообраза. В первую очередь, возраст. Он указан вполне точно.

Из этого следует, что он точно не воевал в первую мировую, а к семнадцатому году, когда все полетело в тартарары, благополучно успел окончить гимназию.

Остается третье – моральный кодекс. Именно на отсутствие коего у героя, а в первую очередь у авторов дилогии, как раз и наехала Надежда Мандельштам. И вот тут я смею выразить свое глубокое несогласие.

Для начала попробуем вычислить социальное и этническое происхождение Остапа.

Ясно, что Остап – еврей.

Особенно это ясно всем видам антисемитов. Еврейское происхождение Остапа – одна из причин неприязни патриотически-настроенных интеллектуалов к этой книге.

Физики… А у меня вот двойка по физике всю жизнь. И до физики Краевича я никогда не дошла. А Остап – дошел!

Они нас в этом и убедили. А сами Ильф и Петров в этом никого не пытаются убедить.

Для них это вообще не важно. Для них важно то, что Остап – одессит.

С уверенностью можно сказать одно: никаким евреем Остап себя не считает, русским тоже. Он, похоже, потомственный космополит, и, пожалуй, это единственная точка, в которой он сходится с Советской властью: космополитизм буржуйского сына Остапа вполне совпадает с интернационализмом победивших коммунистов. Во всем остальном Остап, как известно, с Советской властью расходится.

Как вы помните, в оба романа Остап Бендер входит пешком и абсолютно нищим.

Вот тут важен факт еврейского, хотя бы наполовину, происхождения Остапа.

Но мы сейчас не обо мне – об Остапе.

Почему же он, мой подзащитный, отказался от наследства? Почему месит ногами пыль с яблоком в кармане и астролябией под мышкой? Почему он не едет в роскошном автомобиле? Почему он не работает в угрозыске? Или комиссаром? Или одним из многочисленных деятелей и управителей культуры? Почему Остап – не управленец, хозяйственник? Почему, в конце концов, если уж он жулик, он сам не стал Корейко – авантюристом высокого масштаба?

Ответ на этот вопрос только в одном. Вспомните первый выход героя. Он дает яблоко беспризорнику. Он говорит про ключ от квартиры, где деньги лежат. Денег у Остапа на тот момент нет ни копейки. У него есть астролябия, которую он мечтает продать, чтобы поужинать, и вот это яблоко.

Яблоко он отдает голодному ребенку. Это мелкий штрих, но именно такими штрихами и написан образ моего подзащитного.

Тут, конечно, незримый обвинитель может сразу напомнить мне про дутый золотой браслет и ситечко, украденное у вдовы.

Что касается основных сюжетных линий обеих книг, то в первом случае Остап помогает Воробьянинову вернуть свое собственное имущество, а во втором наезжает на крупного преступника Корейко с просьбой немного поделиться. То есть он никого не грабит и не обманывает – все честно.

Он, в общем-то, по-матерински забоится о другом малосимпатичном старике – Кисе Воробьянинове.

За сценой похорон следует другая, почти незаметная. Остап садится в поезд, а потом выскакивает, догоняет уходящих антилоповцев и сует в руку Козлевичу весь их общий на тот момент капитал – пятнадцать рублей. Как мамаша, пихающая деньги детям. За себя он не переживает, переживает за ставших своими охламонов.

Остап ни в каком месте не заявлен трусом. Более того, он явно не хлюпик физически.

Но видно, что он сильно не любит драться. Его метод – все таки, если можно, убегать.

У Булгакова – да. Но Булгаков был потом. А сперва – вот эта народная мистерия. Сказание об Остапе.

Я рассказала вам его прошлое. Там есть какие-то пробелы. Что же он все-таки делал в Одессе во время революции и гражданской войны?

Есть еще одно подозрение. Мало кто замечает, что Остап не бесконечно одинок. У него, если приглядеться, есть друзья. Это бывшие студенты-химики Коля Красоткин и не появляющийся в романе Пантелей Антонопуло, судя по фамилии – его одесский земеля. Отношения Остапа с Колей и незримым Антонопуло явно близкие. Запросто можно предположить, что в какой то момент Остап успел побыть и московским студентом-химиком. Вот такое стопроцентно интеллигентское прошлое.

Сочинять будущее Остапа даже и не хочется, до того безрадостно и безнадежно оно выглядит. Убежать не удалось. Представить себе вот такого Остапа выжившим в тридцатые, сороковые и пятидесятые – нереально. Парень явно не жилец. Не выживет. Как не выжили и его отцы – Ильф и Петров. От лагерей Ильфа и Петрова с их шуточками и поездочками в Америку спасла одного – болезнь и ранняя смерть, другого – война и гибель на ней. Остап, я думаю, и до войны бы не дотянул.

Впрочем, есть ровно один вариант голливудского конца, и этот вариант стоит того, чтобы, чисто по-американски написать продолжение любимого романа.

Я отчетливо вижу Остапа, например, режиссером или актером какой-нибудь ГУЛАГовской самодеятельности.

Вот так наш герой, пожалуй, и смог бы дотянуть до середины пятидесятых и в цветущем возрасте пятидесяти пяти лет выйти за лагерные ворота… кем? Ну конечно, писателем!

Доктор Живаго тоже не жилец, несмотря на свою фамилию. Он умирает в середине двадцатых – Остап в это время еще скачет бодрым козликом. На Остапа у его создателей рука сначала поднялась, а потом дрогнула. У Пастернака, писавшего в пятидесятых – не дрогнула.

Ему было абсолютно ясно, что ждет Живаго, и он не захотел его дальше мучить. Хотя и у Живаго был шанс – он доктор. Тот же шанс – придурком, в больничку. Но великий выживатель Пастернак к этому моменту уже сам так сам измучился, сам так устал выживать, что решил избавить своего героя от этой тяжкой работы: жить в неправильное время, в неправильном месте.

Да, они могли умереть одновременно – выживатель Остап и выживатель Пастернак.

А Живаго умер раньше, почти одновременно с Ильфом. Чуть позднее умер Петров – этот умер самой лучшей смертью, на войне, защищая это неправильное, но бесконечно любимое место.

Все вы врете, Владимир Ильич, насчет жидкого дерьма – дерьмо, как известно, не тонет.

А интеллигенция тонула, еще как тонула. Полны братские могилы, полны выгребные ямы, всюду вперемежку с крестьянством, пролетариатом и служащими лежит прослойкою интеллигенция. Вместе с остальным народом ее долго и упорно косили.

Не знаю, убедительно ли позвучала моя защитная речь. Итак, резюме, господа присяжные заседатели.

Мое мнение, что оба они – и Остап Бендер, и доктор Живаго – родные братья, русские интеллигенты. Они по одну строну.

Правильные ребята посреди неправильного места и времени. Их непохожесть друг на друга – это непохожесть Буратино и Пьеро. Один – бойкий весельчак, другой грустный нытик. Один в пудре, другой в румянах, но оба они пытаются не позволить Карабасу Барабасу дергать себя за нитки. И мечтают о Волшебной стране.

Далеко, далеко, далеко….

И никакого тебе папаши Карло.

Куда ни плюнь, всюду были сплошные Карабасы. Потом их сменили Дуремары. Потом – Коты Базилио и Лисы Алисы. На этом, мы, кажется, стоим и по сей день.

Единственное, что утешает – наша изрядно покошенная интеллигенция непонятно с какого хрену все время возрождается. Ну, все наше неправильное место – это некий ванька-встанька. В том числе, и интеллигенция.

И вот опять под крик о том, что кругом сплошь коты да лисы, что русскому интеллигенту пришел конец, что опять его, беднягу, обманули и не дали порулить, (а когда это ему давали рулить, не его это чистоплюйское дело), в России по-прежнему – культ интеллигенции.

Вот в чем разница. Интеллигенция, безусловно, есть повсюду, но в культ она возведена именно у нас.

У нас велико число людей, которые хотели бы, чтобы так могли называться их дети. Актер Меньшиков сказал в интервью, что, увлеченный своей работой в театре, вообще не собирался возвращаться в кино, но есть роли, от которых не отказываются.

Потому что его герои, семья потомственных интеллигентов, превратились в героев популярного сериала. И тем, кто покупает эту книгу, значит, нравятся такие вот чистоплюйские герои.

И вот пришла очередь Бендера и Живаго. Бендера и так любит и знает вся страна.

И все это, как сказал бы русский интеллигент старинных времен, весьма похвально и утешительно.

Осип Беньяминович, в миру Остап Васильевич Шор, брат одесского поэта А.Фиолетова, завсегдатай "Коллектива поэтов", приятель Багрицкого, выпускник гимназии Раппопорта, студент университета, милиционер в 1917 году, боец красного партизанского отряда в 1919-м, профессиональный рыбак, снова студент, поклонник Бахуса, на вопрос, что он пьет, водку или вино, неизменно отвечавший: "И пиво!".


Но давайте посмотрим на другой фильм, который можно смело считать классикой экранизаций про Бендера, а образ, созданный Юрским, — лучшим воплощением комбинатора на экране. Вспомним мы этот фильм не просто так, а попробуем разобраться, сколько же денег было у подпольного миллионера.

Но насколько много денег хотел забрать Бендер у подпольного миллионера? Посчитать это можно и цифры по-настоящему удивляют.

Александр Иванович Корейко откладывал шикарную жизнь на потом. Он работал на обычной работе и получал зарплату — 46 рублей. По меркам того времени это был обычный скромный оклад конторского служащего — его сослуживцы искренне удивлялись, как Корейко существует на эти деньги.

У подпольного миллионера был чемодан с десятью миллионами рублей, но деньги он оттуда тратил с осторожностью. Корейко не хотел, чтобы окружающие его люди что-то заподозрили, ведь заработал свой капитал он на махинациях. Кстати, в чемодане хранились не только рубли, но ещё и валюта.

На дворе был 1929 год. В то время доллар стоит 1,94 рубля. А значит весь капитал Александра Ивановича равнялся пяти миллионам долларов. По сегодняшним меркам это колоссальная сумма, но нужно учитывать инфляцию. С 1929 года покупательная способность доллара упала в пятнадцать раз. А значит, пять миллионов тогда равнялись бы пяти миллиардам рублей сегодня.

$5 000 000 * 15 раз покупательная способность * 75 рублей за доллар = 5 625 000 000 рублей

Остап Бендер хотел забрать у Корейко миллион рублей, то есть одну десятую его состояния, а значит, полмиллиарда рублей. Этих денег великому комбинатору хватило бы до конца жизни, если бы, конечно, он придумал как их потратить. Увы, всё сложилось трагичного для Бендера.

Миллион, который Остап Бендер забрал у Корейко — сколько это сегодня? Насколько богат был Александр Иванович

Судьба Балаганова — настоящая трагедия

Но ещё трагичнее оказалась судьба Шуры Балаганова. Шура говорил, что для полного счастья ему нужно шесть тысяч четыреста рублей. Бендер дал ему пятьдесят тысяч. И если бы Балаганов не сглупил и не попался на мелкой краже, то заполучил бы в своё распоряжение двадцать пять миллионов рублей по сегодняшнему курсу.

Миллион, который Остап Бендер забрал у Корейко — сколько это сегодня? Насколько богат был Александр Иванович

Но всё же на всякий случай давайте проведём ещё один альтернативный расчёт. Мы знаем, что зарплата Корейко была 46 рублей и это был невысокий доход. Предположим, сегодня это что-то вроде 15 000 рублей. Значит, капитал Корейко равнялся 200 000 зарплат.

15 000 рублей * 200 000 зарплат = три миллиарда рублей

Меньше, но тоже неплохо! В таком случае доля Бендера составляет триста миллионов рублей, а Балаганова — пятнадцать миллионов.

Миллион, который Остап Бендер забрал у Корейко — сколько это сегодня? Насколько богат был Александр Иванович

И для верности, попробуем ещё один подсчёт. Десяток яиц в то время стоил 50 копеек. Сегодня упаковка с десятью яйцами обойдётся в семьдесят рублей. Цены поднялись в 140 раз.

10 000 000 рублей Корейко * 140 раз = миллиард четыреста рублей

Ещё меньше, но всё равно много. Доля Бендера — сто сорок миллионов рублей, а Балаганова — семь миллионов.

Как видите, независимо от методики подсчёта, одно можно сказать точно — Корейко был очень богат.


Это был Рязанский (сегодня Казанский) - самый свежий и новый из всех московских вокзалов.

Прямо против них тускло поблескивал Октябрьский вокзал, выкрашенный масляной краской в два цвета. Часы на нем показывали пять минут одиннадцатого. На часах Ярославского вокзала было ровно десять. А посмотрев на темно-синий, украшенный знаками Зодиака циферблат Рязанского вокзала, путешественники заметили, что часы показывали без пяти десять.

- Очень удобно для свиданий! - сказал Остап. Всегда есть десять минут форы.

Внимательно смотрим на кадр с часами Ленинградского вокзала. Часы показывают десять часов и сорок восемь минут.


На Ярославском вокзале часы показывают десять часов и пятьдесят восемь минут. А на Казанском вокзале - это самая первая фотография - десять часов и двадцать минут. В чем здесь режисерское видение романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова?



Выехали на Арбатскую площадь, проехали по Пречистенскому бульвару и, свернув направо, остановились на Сивцевом Вражке. - Что это за дом? - спросил Ипполит Матвеевич. Остап посмотрел на розовый домик с мезонином и ответил: - Общежитие студентов-химиков имени монаха Бертольда Шварца. - Неужели монаха? - Ну, пошутил, пошутил. Имени Семашко.

Роль общежития имени монаха Бертольда Шварца сыграл особнячок в Староконюшенном переулке. Маска этого льва есть в моей коллекции.



- Извозчик! - завопил Остап. Они сели не торгуясь.


После провала на аукционе, кстати здание аукциона снимали в Рыбинске, впрочем как и многие другие сцены из фильма, в голове Бендера сразу созрел план. Он выбежал на Петровку, направился к ближайшему асфальтовому чану и вступил в деловой разговор с беспризорными.

С ролью Петровки справился Большой Ватин переулок, на кадре из фильма хорошо видно, что замыкает перспективу улицы легко узнаваемая колокольня церкви Никиты Великомученика на Швивой горке.






Гаврила стул купил на рынке, был у Гаврилы стул плохой.


Вчера на площади Свердлова попал под лошадь извозчика 8974 гражданин О. Бендер. Пострадавший отделался легким испугом.


Угол улицы Воронцово поле и Подсосеновского переулка.


У третьего окна от парадного подъезда железнодорожного клуба Ипполит Матвеевич остановился. Зеркальные окна нового здания жемчужно серели в свете подступавшего утра. В сыром воздухе звучали глуховатые голоса маневровых паровозов. Ипполит Матвеевич ловко вскарабкался на карниз, толкнул раму и бесшумно прыгнул в коридор.

Государственный театр киноактера, улица Поварская дом 33.

Далее несколько кадров Москвы непосредственно к сюжету фильма не относящиеся. Видимо торжество победившего социализма над некоторыми пережитками прошлого.






Калининский проспект, визитная карточка столицы страны советов.



Молчите молчите, прошу не надо слов
Поверьте бродяге и поэту
На свете есть город моих счастливых снов
Не говорите, что его нету
Он знойный, он стройный, он жгучий брюнет
Там солнце и музыка повсюду
Там все есть для счастья, меня там только нет
Так это значит, что я там буду.

IMG_8731

На семейном голосовании выбрали, кто будет на фотографии. Ибо, Остапов трое, а выбрать нужно одного. Единогласно решили, что поедет Остап в исполнении Миронова.
Вторым делом стали думать, где. Действительно, где прикрепить фото? На набережной, где он мог реально в тридцатые ходить, сейчас скорее всего не самое лучшее место, ибо в Бразилии куча строений периода 1900- 1927 гг, находящихся в береговой зоне, в ужасном состоянии.

Пришли к решению, что повезём Остапа на верх, туда, откуда виден весь Рио. Сахарная голова или статуя Христа - уже не выбирали, ибо хоть с головы вид и лучше, но у статуи символичнее ;-))
Фотографию подобрали, после этого супруга долго и вдумчиво колдовала над ней в фотошопе, отлаживала цвета, делала пробные распечатки. Последним аккордом была печать на специальной толстой, почти фото- бумаге.
Напечатали и поставили на самое почётное место, чтобы не помять и положить в чемодан в самый последний момент.

IMG_1559


Как вы видите на фотографии, где я прищурился, мы нашу супер фотку так и не положили в чемодан.

Я уже было впал эйфорию и, так сказать, вывалился из гнезда по поводу своей забывчивости.
Но мы решили, а это значит - приплывет Остап Ибрагимович в Рио и точка!

Меня не смутило, что все исходники (про многочасовые бдения супруги я уже писал) оказались также дома.
На корабле были суровые проблемы с вай-фаем, и что-либо закачать или просто открыть страничку было практически не реально. Но в последнем, перед нашим рывком через океан, порту мы в Макдональдсе по фри вай-фаю качнули фотку, с которой супруга на родине занималась работой. Осталось её только распечатать, ну и добраться до горы.

Однако, когда я подошёл к нашему корабельному бюро экскурсий, то увидел надпись на трёх языках - все экскурсии проданы.Я решил пойти в ва-банк и рассказал всю историю с Остапом русскоговорящей девушке Инне, которая занималась продажей путёвок. Итог вот он, на фото.

IMG_1577

Инна испросила разрешения у менеджера, фото нам распечатали, хоть оно по правилам и не положено. С экскурсиями всё было глухо, ибо места были распроданы ещё в первые дни круиза.

Но буквально в ночь, перед заходом в Рио, освободилось три места (что символично, учитывая состав нашего семейства) на джиповую экскурсию. Это избавило нас от самостоятельного пути на гору, что с одной стороны может и не так весело, но с другой стороны, мы сделали то, что хотели и на пароход вернулись вовремя ;-)))

Кстати, джипы были 70-х годов, ломались и вели себя, как та легендарная Антилопа Гну.

Как мы теперь считаем, именно таким и должен был быть путь в Рио Остапа Бендера-Задунайского, ибо, как в фильмах и книгах — преодолевая препятствия =)) Но самое главное — он теперь там есть.

ЗЫ
Выражаю благодарность людям, оказавшим посильную помощь в непростые для Остапа минуты: Инне, Виктору и Светлане, Максу и Ане =)

Читайте также: