Куда можно поехать автостопом

Обновлено: 18.09.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Понимаю, что, возможно, дублирую чьи-то посты и поднимаю затертую тему, но, сколько не перерывала сообщество, подробной инфы не нашла. Опыт стопа довольно большой, но в Европы не каталась)). Итак:
- КАК ВООБЩЕ ВСЕ ЭТО ДЕЛАЕТСЯ?))
- где лучше всего делать визу (я склоняюсь к Франции, но, может, кто еще подскажет)?
- нормально ли пропустят (например, из Белоруссии в Польшу), если у меня виза выдана Францией и я еду "как бы туда"?
- можно ли говорить на границе, что едешь автостопом? т.е. если нас спросят, почему это мы такие умные и пешком, нам говорить правду или . как вообще все объяснять и какие могут быть проблемы?
- можно ли сделать так: в посольстве сказать, что едешь с друзьями на машине (предоставить техпаспорт), а потом на границе придумать историю о том, что машина у друга сломалась и теперь вы едете так? (или, опять же, честно говорить, что мы, мол, автостопщики?) как к этому отнесутся?
- как вообще лучше всего получать визу и что делать с заездом в эту страну (он же вроде как очень желателен)?

если что, у нас маршрут такой: Москва-Белоруссия-Польша-Чехия-Германия (6 июля там концерт) - Голландия-Франция-обратно.

плюс: - как обстоят дела с палаточными городками? (хостелами планируем пользоваться по минимуму)

  • Tags: Европа, визы, вопрос
  • Music: Noel Gallagher – Stop Crying Your Heart Out

На счёт визы - не знаю как лучше. Я делала французский шенген, но и влетала через францию.

Автостоп в Европе мне не понравился (ехала в этом мае Франция-Люксембург).

На автобанах стоять нельзя. Реально - ездят специальные машинки и проверяют.
Стоять можно на заправках и ПШ (именно это мне и не понравилось - не люблю "напрашиваться)*
*Можно и без этого уезжать, но так дольше.

А вообще: Подбирают хорошо. По-английски почти все понимают. Кое-кто даже русский немного знает)

1. Делается это легко и непринуждённо, особенно летом.
2. Визу лучшего всего делать в стране первого въезда, хотя формально нужно запрашивать в той стране, где собираетесь находиться дольше всего. На вашем месте я бы делал польскую.
3. Плавно вытекает из п.2. Обязаны пустить по любой визе, но я безвизовый, так что на практике мало разбираюсь.
4. Да, можно, проблем никаких. Я не однократно пересекал границы шенгена пешком и никаких вопросов мне не задавали. Европа хорошо относится к путешественникам любого рода. Проблем не может быть никаких. Никто не запрещает пересекать рубежи именно тем видом транспорта, который вам больше всего нравится.
Даже если до заставы вас довезли и предлагают ехать дальше, лучше всего пройти границу отдельно от драйвера и потом опять вписаться в машину. Мало что. Отвечайте только за себя.
5. НЕ ВРАТЬ! Если вы не везёте наркотики-оружие-детей-на-ограны, то врать смысла нет никакого. Цель посещения Европы - туризм - вполне самодостаточный повод. Если же будете пойманы на вранье, вас завернут назад с большой вероятностью. Если в Консульстве (Посольство не выдаёт визы) вас спросят про транспорт, скажите - рейсовый - автосбусы и поезда. На границе НЕ ВРАТЬ! НЕ ВРАТЬ! НЕ ВРАТЬ!
6. Если не уверены в своих талантах, идите в турфирму, там вам помогут с визами. Впрочем, даже для детей военных эта процедура обычно не слишком затруднительна.
7. С палаточными городками дела обстоят не важно. Их почти нет, а те, что есть расположены ну никак не рядом с основными автостопными трассами. Кроме того, они обычно платные. Ни в коем случае не заходите в кемпинг-парки (особенно во Франции) - на 90% это цыганские поселения, откуда очень трудно выбраться не потеряв в деньгах и ценных вещах. Однажды нам с другом пришлось практически давить местных, которые не выпускали мою машину из своего уютного лагерька :)

В крупных городах разбитие палатки как правило запрещено (в первых шенгенских странах точно). В мелких скорее всего тоже, но внимание обращают меньше. Можно ставать в парках и ложиться спать. Если вас разбудит патруль, ничего страшного не произойдёт. Максимум попросят собраться и уйти. НО НЕ В ГЕРМАНИИ. Люфтваффе почти наверняка оштрафует и может создать ещё какие-нибудь проблемы.

На больших трассах можно спокойно ставиться на заправках и зонах отдыха, это не запрещено и к вам никто не полезет.

На автобанах стопить ЗАПРЕЩЕНО. Это означает, что на проезжую часть пешком попадать нельзя, а машину нужно брать на выезде с заправок. Очень помогают таблички с указанием направления вашего движения:

В минувший четверг в одной из групп Вконтакте появилась необычная запись: парень по имени Эдуард просил приютить его на одну ночь, так как он будет в Астрахани проездом. В обмен на ночлег он предлагал душевное общение, интересные истории о путешествиях по России и ничего кроме этого.

Астраханцы на запись отреагировали крайне негативно.


Мы решили встретиться с Эдуардом и в личной беседе выяснить, как ему удается путешествовать, встречаясь с такой реакцией в соцсетях.

Нам повезло: уже в пятницу вечером Эдуард автостопом добрался до Астрахани. Как оказалось — таким образом он передвигается по России уже 5 лет. Сейчас ему 21 год, а когда начинал — было всего 16.

Я делаю перерывы на месяц, максимум на два. В один из перерывов в Москве подрабатывал актером-эпизодником по знакомству. Зимовал как-то в Сочи. Остальное время в движении.

Ты начал путешествовать, когда тебе было 16. Это же, можно сказать, незаконно. Тебя не останавливала полиция?

Полиция могла привлечь за то, что я без сопровождения был, но я с матерью договорился, что если вдруг ей позвонит полицейский и скажет фамилию и имя какого-нибудь человека совершеннолетнего, который будет меня сопровождать, она будет подтверждать, что она в курсе. В таком случае полиция не забирает. Главное, чтобы на трассе одного не увидели. А так, если останавливала полиция, они даже не придирались, потому что я со взрослым водителем ехал, мало ли, кто он мне, может, дядя. Доказать, что он не официальный родственник, сложно, обычно полиция не заморачивается с этим. После 18 лет стало гораздо проще.

Я с 12-ти лет жил отдельно, работал на стройке, ей говорил, что якобы с теткой со своей живу, тетка это подтверждала, а на самом деле я жил у друзей, которым по 16-18 лет. Не знаю почему, но я никогда не любил жить с родителями. Уже тогда я работал и помогал друзьям. Потом, когда мне было лет 16, мама узнала, что я не у тетки живу. Но она смирилась. Сказала - ну езжай. Она знает, что я нигде не пропаду. В прошлом году до Владивостока автостопом ездил. Она переживала за меня. Но пережила.

Пока немного стран — Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Абхазия, Беларусь, на Украине не успел побывать, сейчас туда сложно визу получить. В Туркмению заезжал буквально неделю назад. Теперь там открыта граница, все те же условия, что и с Узбекистаном: без регистрации три дня, с регистрацией — месяц, по заграннику можно заехать. Я об этом узнал, когда как раз в ту сторону ехал, решил заехать, посмотрел Ашхабад, и сразу назад.



Ну почему же, задерживаюсь на несколько дней, 4 дня был в Астане. Я обычно захожу в Яндекс-картинки, ввожу название города, сразу смотрю фотки самых красивых мест и потом стараюсь туда попасть. Плюс 2гис мне помогает, я с ним ориентируюсь как местный. Если мне очень сильно город нравится, я в нем остаюсь на три недели, на месяц. Смотрю город, подрабатываю. Кем только не подрабатывал. Но проще всего промоутером. Сразу позвонил, сразу заработал, работаешь, пока не надоест. Иногда можно в билайне агентом работать, в каждом городе есть такое, нужно находить новых клиентов. На жизнь хватает. Плюс новые друзья, а я стараюсь искать друзей, которым не по 16-18, а по 25 лет, они работают, с ними есть, о чем поговорить, и не сильно старые, и если вдруг какие-то проблемы — они и с работой могут помочь или немного денег дать. Самое оптимальное это 23-27 лет.

Ну почему, из Москвы я выезжал - у меня было 35 рублей, чтобы сесть на электричку, на ней зайцем доехать до трассы, я купил на 35 рублей билет до ближайшей станции, вышел где-то километров за 30 от МКАДа, дошел до трассы, поехал дальше автостопом, 35 рублей у меня закончились еще когда я билет покупал. На другие страны — да, надо тратиться, покупать визу, конечно, допустим, в Америку виза не так уж и дорого стоит, самолет тоже не так уж дорого стоит, до Владивостока дороже, а люди летают - и ничего.

Так это потому что у меня загранника не было. А теперь все быстрее пойдет.



Было, что чуть не изнасиловали, такое бывает раз в неделю. Но я всегда выходил из всех сложных ситуаций.

Ну, как минимум, нужно смотреть, к кому ты в машину садишься. Был случай, я ехал из Краснодара в Москву года три назад, и кучка парней на машине остановились под Воронежем, говорят - давай садись, мы в Москву едем. Я посмотрел - у них по салону дым такой стелется. Подумал — нет, не надо мне с ними. Они очень долго пытались уговорить сесть, но я отказывался. Главное - не садиться, если много парней в машине. Но вообще жить опасно. Идешь по улице - это тоже опасно. Вы в маршрутках ездите - там еще больше людей, сколько аварий случается. А у меня за 5 лет ни разу ничего не случилось.

Хотя один раз авария была, тоже кстати в Воронежской области. Водитель пил воду, впереди ехала фура, он не смотрел на дорогу, фура резко начала тормозить, он резко тоже дал по тормозам, нас покрутило на 360 градусов по трассе, это было страшно, три дня меня трясло, на 4-й день я поехал дальше, отпустило..

Нет, у них, оказывается, никто никого не грабит, у них все друг друга знают, как огромная деревня. Если что-то произойдет - об этом узнает весь город.


А как вообще отличаются люди, в зависимости от широты и долготы?

Если бы я знал такой город, я бы там и осел. Я был в России почти во всех регионах, в областных центрах, кроме Сахалина, Камчатки, Калининграда, куда планирую в этом году, и еще не был на севере Свердловской области.

Вообще - чем глубже в Россию - тем проще люди. Ну вот в Астрахани как-то не очень гостеприимны все, в группе один негатив увидел. Особенно заметно на контрасте после Узбекистана. Я сюда приехал - тут как будто конец света только что случился, люди все на свете потеряли, ходят злые такие, расстроенные все.



Назови топ-10 городов России по красоте и обаянию жителей.

1. На первом месте Чечня, Грозный — самый красивый город, самые хорошие люди.

2. На втором месте Владивосток. Так получилось, я там был 6 июля, а 11 июля у меня день рождения, и я понимал, что если я поеду автостопом домой (а я очень хотел его дома отметить, но загулялся как-то), то скорее всего я на трассе останусь ночью. И я попробовал, чтобы успеть на день рождения, первый раз в своей жизни пострелять денег на самолет. Я написал на табличке, что собираю на билет, всем показывал паспорт, что он в Москве выдан, что 11 числа день рождения. Я за три часа настрелял 50 тысяч. Представляешь, сколько бы за весь световой день я бы набрал? Я подумал - ладно, время пока есть, поеду назад автостопом, а если время будет поджимать — то сразу на самолет сяду. И я успел до 11 числа автостопом доехать. Я не хотел обманывать жителей Владивостока, я реально стрелял на самолет, но потом решил денежку себе оставить - на визу пригодится. Владивосток - это же не последнее место, где я планировал быть.

3. Третий город — это, наверное, Питер. И люди там ничего такие. Хотя он не красивей, чем Москва. Все говорят, что Питер - самый красивый город, но я думаю, центр Москвы - он как Питер, только там больше всего.

4. Четвертый город - это Москва, люди там всякие бывают, есть и хорошие, и плохие.

5. Пятое место — Сочи. Но люди там очень плохие. Они как москвичи, только в 10 раз хуже. Если ты не местный - это отстой, позор, не стесняются такое говорить, понаехали. Хотя Сочи 150 лет городу, и то изначально это деревня была, это город, который очень быстро продвинулся и вырос в населении. Зимой там тысяч 200 живет, а летом, когда были Олимпийские игры, туда прилетело больше 100 миллионов человек. Из Москвы самолеты летали каждые полчаса.

6. Шестое место — Казань. Там красиво, но не так, как все говорят. Во Владивостоке красивее. В Казани очень много красивых зданий, но они все одинаковые. Их просто очень много. Люди там получше чем в Сочи, получше чем в Москве, но похуже, чем в Питере.

7. На седьмом месте Новосибирск. Очень красивый город, люди такие же, как в Казани, точно такие же.

8. На восьмом месте. Наверное Екатеринбург и Челябинск, люди одинаково злые, города одинаково красивые, практически, но все-таки в Екатеринбурге красивее, там есть очень красивое метро.

9. На девятом месте Красноярск, очень красивый город, очень мне понравился.

10. И на десятом - Хабаровск.

Почему-то чем севернее - тем красивее. Единственное - во Владивосток я не очень горю желанием опять ехать автостопом, потому что очень тяжело ехать от Читы до Хабаровска, или от Читы до Владивостока, потому что ближайший город — далеко, две с чем-то тысячи километров, и больше ничего между ними нет.

Нет. Когда живу долго без автостопа, месяц, например, скучаю по трассе, когда каждый день в новом городе. Это здорово.

Введение

Когда мне было 14 лет, я училась в 10 классе — это была вторая смена, и я ее успешно прогуливала. Потом 11 класс поставили на первую смену, а привычка прогуливать осталась. Воронеж, 2003 год. Я садилась на кольцевой автобус 9а, проезжала пару кругов по заснеженному городу — а потом шла в ЦУМ, который открывался в 10 утра. Там работал мой друг Андрей Мамонов, и до обеда он рассказывал мне байки о своем автостопном путешествии в Африку — так я узнала про путешествия вообще и автостоп в частности.

Антон Кротов и АВП

Автостоп первого рода — на резиновых колесах.

Автостоп второго рода — все, что катится по рельсам.

Автостоп третьего рода — все, что ходит по воде, сплавляется и так далее.

Автостоп четвертого рода — все, что летит над поверхностью планеты.

Деньгопрос — человек, просящий (или вымогающий) у путешественника деньги в тех ситуациях, когда, рассуждая логически, оплата денег не подразумевается. Термин имеет подчеркнуто негативный эмоциональный характер. Вольные путешественники стараются не давать денег деньгопросам, за исключением чрезвычайных ситуаций.

Ментотрах — повышенное внимание представителей власти к личности вольного путешественника. Проявляется в постоянных проверках документов и доставок в отделение с целью выяснения личности.

Самоходность (самоходные свойства) — качества человека, позволяющие ему свершить какое-либо путешествие и не потерять при этом своего здоровья, оптимизма и прочих качеств своего организма.

Стопник — атлас автомобильных дорог автостопщика. Как правило, в него включены всякие полезные сведения, например дороги, не обозначенные ни на одной карте. Стопник научного путешественника имеет весьма потрепанный вид. В последнее время легче скачать в интернете карту.

В нулевых Антон Кротов начал проводить автостопные фестивали — Трезвые слеты АВП. Антон никогда не пил и не поощрял употребление алкоголя и другие вредные привычки, а летом 2001 года он принял ислам. Это породило волну исламизации других путешественников — тогда были очень популярны путешествия автостопом в мусульманские Иран, Пакистан, Афганистан и африканские страны. Люди вдохновлялись новым образом жизни, но в большинстве своем потом из ислама ушли. Были и интересные случаи: например, путешественник Антон Веснин стал исламским ученым и проповедником, а после и шиитским шейхом — это почетное название видного богослова в исламе.

Одно из интересных явлений русского автостопа — гонки на скорость, которые начал делать Алексей Воров, основатель ПЛАС. Его организация так и началась, с первого соревнования на маршруте Ленинград — Нарва (160 километров) в 1978 году.

Если обычно путешественники стремились больше познавать мир вокруг, то это был спортивный автостоп: участники старались сделать все, чтобы стать более заметными на трассе и выиграть гонку. Специальные яркие комбинезоны, светоотражающие ленты, особенные жесты и долгие споры о более эффективных для автостопа позициях на трассах — все это стало неизменными атрибутами гонок. Воров даже разработал подробные правила соревнований.

Обычный маршрут на выходные составлял одну-две тысячи километров, но были и длинные дистанции. Личный рекорд Алексея Ворова — 9500 километров от Петербурга до Владивостока за 7 дней.

Уже больше 10 лет Антон принимает гостей в своем бангкокском кондо на станции метро Phra Khanong. За это время у него остановились более 850 человек.


Антон Дряничкин


И его квартира в Бангкоке. Это 2012 год, но Антон здесь живет и сейчас

Новый мир

Книги Антона Кротова и его соратников повлияли на мир путешествий в России куда больше, чем может показаться. Их не постят в инстаграм, о них мало говорят — но даже те, кто на 20–30 лет моложе основателя АВП, начинали свой путь именно с его книг.


Влад Бакуменко и Полина Кнейс

Я из Воронежа, и у нас была смешанная неформальная тусовка — многие путешественники проезжали наш город, так как он находится по дороге к Черному морю. Было чем вдохновиться. В 13 лет я пришла к маме и сказала, что еду автостопом в Петербург. Мама не стала возражать.

Это был 2001 год. Мир был совсем другим: чтобы позвонить маме, надо было идти на главный городской телеграф и платить за минуту по межгороду — на большее не было денег. Когда появились карточки для звонков из телефонов-автоматов, это был прогресс. Адреса вписок — мест, где можно было бесплатно переночевать у разного рода единомышленников — записывались и переписывались из блокнота в блокнот. Из трех-пяти телефонов или адресов на город один обычно срабатывал — а если нет, то надо было подойти к любому прохожему и спросить, где в городе тусуются неформалы. Обычно это были пешеходные улицы, главные площади, подземные переходы в центре. Когда мы находили таких людей, мы просто подходили и говорили, что нужна вписка. Если город дружелюбный, то через час-полтора мы уже пили чай у кого-то дома.


Осень 2010 года, Ужгород, Украина

Я путешествовала автостопом по России и Украине до 2012 года, а после переехала в Москву, начала зарабатывать и превратилась в бэкпекера — автобусы, самолеты, отели. В 2014 году рубль обвалился, и пришлось вспомнить навыки автостопа. В 2017 году я отправилась в большое путешествие по Латинской Америке с очень скромным бюджетом — и проехала почти весь регион.

Я могу сколько угодно проклинать автостоп — когда тебе за 30, романтика многочасового ожидания на трассе или ночевки на очередной мусорке в палатке улетучивается. Но без этих путешествий моя жизнь сложилась бы совершенно иначе.


Александр Федоров в первом путешествии


Роман Свечников

XXI век

С появлением интернета и гаджетов внутренний компас получил большую поддержку, и мир российского автостопа начал стремительно меняться. Появились оффлайн-карты, гугл-переводчик, путешествовать стало намного удобнее — к тому же сильно вырос уровень жизни: если раньше люди путешествовали без денег из нужды, то сейчас это стало скорее своего рода экспириенсом. Сложились разные внутренние направления: из тусовки путешественников выросли писатели, журналисты, блогеры. Случайные заработки в путешествиях местами стали выгоднее офисной работы в Москве. Трансляция своего путешествию на публику превратилась в обязательный атрибут.

После этого была многолетняя стагнация — пока кто-то не попробовал стритовать в Гонконге и не заработал первую сотню долларов. Оказалось, что люди в развитых азиатских мегаполисах рады помочь заезжему путешественнику, и за счет разницы в уровне жизни заработки выходили очень неплохие. Народ потянулся в Гонконг: кто-то поддерживал таким образом свое путешествие, а кто-то приезжал именно заработать — особо старательным удавалось даже накопить на квартиру в Москве.

«Я туда попала случайно — позвала подруга. Это был 2017 год. Мне просто было интересно на это посмотреть, на этот мир.

Вообще, это достаточно тяжкий труд. Сидеть или стоять на жаре и холоде и что-то делать перед большой толпой не каждый может — быстро выгораешь. Со мной это случилось после месяца непрерывного стрита: просто в голове щелкнуло — больше никогда.


Подъем — в 7 утра. Потому что после невозможно спать из-за жары в палатке. Холодный душ прямо на пляже. Чаек, сделанный на горелке. Поездка с острова в город в индийский храм, где можно бесплатно поесть — конечно, за пожертвование, но почти никто его не оставлял. После обеда все расходились на стрит, кто куда. Это занимало еще 4–5 часов. Потом — обратно на остров, посиделки, душ, сон.

Ребята были все очень разные, в основном с гибкой картиной мира. Были те, кто делал это стабильно. Кто-то стритовал временно, чтобы заработать на покупку, дальнейшую поездку. Атмосфера была хорошая: делились информацией о местах, в свободное время ездили вместе по достопримечательностям, если проблемы — все друг другу помогали.

Потом стало слишком много людей — особенно с табличками, гонконгцы уже смеялись. Доходило до того, что на одной станции метро могло быть несколько человек, стритующих с табличкой. Люди перестали относится к стриту положительно, их отношение сменилось на порицание. Страдать стали все — даже те, кто занимались уличным искусством. Если раньше горожане давали еду и воду, то теперь — жаловались в полицию. Многих стритовщиков ловили на выносе продуктов из магазинов, были репортажи в новостях.


Олеся Новикова в блог-туре по Японии

Последние куски неокультуренной природы останутся в России; впрочем, и у нас поймут, что на всем можно делать деньги, и организованные туры по Колымской трассе, по зимникам Индигирки и Колымы будут не менее популярны, чем сейчас заброски на Северный полюс. Гостиницы, автосервисы, интернет-кафе и полицейские кордоны встретят иностранцев на самых отдаленных трассах России, а ряженые ханты, чукчи и эвенки в бутафорских хижинах родят долгожданный приток валюты. Прежний же дух первопроходчества в этих районах навсегда будет утрачен.

Дания. Тоже все быстро и легко. Датчане вне зависимости от возраста и пола очень открыты и не боятся, что ты окажешься бандитом. Достаточно найти въезд на трассу и немного нарушить, но поскольку из прилегающих территорий трафик не очень большой, то машина остановится.

Нидерланды. Берут средне, но берут. Многие говорят по-английски (но не все), встречаешь тех, кто учил русский или может говорить по-польски. В целом, дружелюбны.

Австрия. Здесь было сложно. И лучше сразу же спрашивать людей на заправке. Так гораздо сложнее отказать, чем если ты стоишь, а он просто выезжает с заправки. Очень удобно, что на табличках, указывающих заправки, написано, сколько до ближайшей и сколько до следующей после нее.

Чехия. В Чехии меня подвозили либо поляки, либо турки, либо немцы, и очень мало, когда брали чехи, поэтому про них ничего не понятно и могу только сказать, что они недоверчивые и подозрительные.

Венгрия. В Венгрии водители легко берут автостопщиков, нарушают правила, прикольно болтают на венгерском. Английский знают очень мало людей, как и во всей Венгрии, но очень многие учили русский в школе.

Словакия. Первый дальнобойщик с радостью тебя подберет, легковые машины сложнее, но тоже охотно берут, причем вне зависимости от пола. Нарушают правила и ругают свою страну, гордятся Татрами.

Португалия. Тяжело. Нужно спрашивать и хвататься за каждую машину, появившуюся на заправке. Возьмут, с легкостью, но надо спрашивать, и слишком мало машин на трассе и совсем мало едущих людей. Заправки более-менее часто, можно спросить, куда человек едет, если впереди еще км 50 по трассе, то можно попросить довезти до следующей заправки

Испания. Автостоп есть везде и в Испании тоже, но! Испанцы очень подозрительные, поэтому надо к ним подходить и спрашивать. А если точнее выразиться, то подходить, тыкать пальцем в табличку и в карту и очень активно жестикулировать (почему-то помогает), очень мало людей говорят по-английски, это скорее исключение для них. Заправки на дорогах очень часто, можно хотя бы просить до следующей довезти, и в Испании очень удобные дороги, через каждые несколько десятков километров есть съезд, чтобы водитель мог развернуться и поехать в обратном направлении.

Франция. Все очень просто и быстро! Подвозят все: и женщины, и молодые пары, и даже семьи с детьми в машине! Очень удобно, что перед самой заправкой или 5 км до нее указано, сколько км до следующей, остается только посчитать, как далеко едет с тобой водитель, и через сколько км он сворачивает, чтобы попросить его высадить тебя на заправке.

Швейцария. Автостоп в Швейцарии развит, и на дорогах страны встречались такие же автостопщики. Тоже быстро и не напряжно, но следует помнить, что они говорят по-немецки и по-французски, и совсем немного понимают по-английски. На табличках указатели, через сколько км ближайшая заправка, и через сколько следующая.

Люксембург. Очень просто и также быстро. Дяденьки в деловых костюмах говорят по-английски и если повезет, даже довезут до центра города.

Румыны. Что творится в Румынии с автостопом – не понятно, но никогда я не сяду в машину с румынскими номерами! Никогда. Они не довозят, куда надо, и могут тебя оставить на заправке за 10 километров после города, сказав: "Ну мы же рядом, а еще тут есть хостел". Никогда!

Читайте также: