Куда поехать на кольском полуострове

Обновлено: 15.09.2024

Наше путешествие на Кольский полуостров началось
у памятника Александру Сергеевичу Пушкину в городе Москва. Символично он указывал нам дорогу на север своей поэмой. Цель поездки была снять документальный фильм о Русском Севере.

Стоя по колено в воде, рыбаки ловят сига.

На следующий день мы остановились на обед в Карелии в Медвежьегорске. Этот город когда-то был центром ГУЛАГа. Весь день лил дождь. По дороге на Колу, мы остановились в Кеми — перевалочный пункт для тех кто хочет посетить Соловецкие острова. Мы пообедали на балконе с видом на губу Белого моря. Дорога была сильно размыта, мы держали скорость не больше 30 км в час. Добрались до Мурманской области. Полярный день, серпантин и дождь.

20 июля 2015. В два часа ночи мы прибыли в Кировск. В дымных сумерках проявляются постиндустриальные артефакты — разрушенный завод, заброшенный железнодорожный вокзал, сгоревший дом на фоне озера Большой Вудъявр у подножия Хибинских гор. Главная улица города — проспект Ленина, она на контрасте выглядит довольно буржуазно и ухоженно. Вообще, первое впечатление жутко, необычно и красиво одновременно. Погода сегодня утром была для нас более благоприятной.

Индустриальный пейзаж на фоне Кировска.

Дополнение от 2016 года. Оказалось здание разрушенное это не завод, а старая котельная которую снесли. На этом месте планируется построить городской парк.

Мы оставили нашу машину на стоянке курорта Тирвас и пошли на озеро Малый Вудъявр. Вдоль дороги по обе стороны множество ручьев.

Хибины — это рай для путешественников: акварельные виды, множество маршрутов, нет необходимости в дорогом оборудовании или физической подготовке.

Погода меняется каждые двадцать минут. Это обусловленно горной местностью, горы притягивают дождевые облака. Мы поднялись до ледника, на нем были красноватые пятна — особый вид бактерии похожих на водоросли, узнал я об этом позже. Погода снова поменялась, пошел сильный дождь и мы благополучно промокли до нитки.

Мох, камни и карликовые деревья. Тропа исхожена туристами. В 2015 году здесь по сравнению с 2021 годом было очень чисто и ухоженно.

Мончегорск — город металлургов (Саамский — Монча, значит красивый, город в красивой тундре) встретил нас цветным дымом из труб и запылившейся тундрой. Пообщались с Владимиром Трусовым — инженером и бардом, который рассказал нам об особенностях северной природы, поделился своими впечатлениями о мегаполисе и успокоил нас касательно экологической ситуации в городе.

Чтобы добраться до Печенги, необходимо пройти контрольно-пропускной пункт. Граница с Норвегией находится неподалеку — военные здесь главные. Отец Митрофан (Баданин), бывший капитан второго ранга, рассказал нам о духовном подвиге 116 мучеников, сожженных финскими разбойниками в XVI веке. Потом пригласил нас пообедать с братьями в Трифоно-Печенгском монастыре в Луостари.

Тихое величество и спокойствие. Здесь два мемориала: немецкий и советский. Гранитные плиты, вырезанные с тысячами имен, произвели мрачное впечатление. Дальний горизонт, чистое голубое небо и только птицы нарушают тишину.

Вечером мы прибыли в Шонгуй, чтобы встретиться с саамской художницей Надеждой Фениной и председателем саамской общины Светланой Матрехиной. Светлана показала нам свою ферму: три собаки, белки и стадо оленей.

Пыжик — недавно родившийся (до месяца) теленок северного оленя.

Важенка — самка оленя, недавно принесла олененка и была переселена из стада в отдельный загон. Каждый день олени едят по два мешка мха, это их основная пища. Олень не может жить в местах, где он не растет. Светлана шутит, что олень это помесь кота и лошади.

Вечером мы остановились в центре современного искусства Roxy, где Роман Васин и Иван Дубовский рассказали нам о том, как обстоят дела с хип-хопом и уличным искусством в Мурманске.

Граффити в здании делают место похожим на сквот. Тут проводятся мероприятия в течение последних двух лет — фестивали, концерты и вечеринки, есть школа танцевального брейка и киноклуб. Ребята говорят, что северные люди отличаются от других только тем, что теплее одеваются.

Дети бегают и смеются, громкие крики чаек, шум ветра и моря. Звуки медленно кружатся в холодном воздухе на пустынном пляже.

Эти баркасы одна из причин почему сюда едут фотографы — знаменитое кладбище кораблей в Териберке. Природные условия не щадят их, с каждым годом они все больше разрушаются.

Советское наследие догнивает на берегу моря. Тело корабля похоже на брюхо кита. Живых настоящих китов я видел, но в другой поездке — большая удача.

Необычное сочетание английских афоризмов на грубых деревянных домах, стильные граффити на каменных руинах, ощущение полной изоляции места от внешнего мира окруженное фантастической природой вокруг.

Малое Батарейское Озеро — здесь снималась одна из сцен Левиафана. Впадает в море образуя знаменитый Териберский водопад.

Дорога к водопаду занимает около часа, а может и больше, ведь скалы озера они своими скандинавскими или исландскими видами скрадывают время.

Териберка единственное село которое имеет прямой выход к Баренцеву морю. Сюда переселялись поморы Белого моря. Баренцево море относится к Северному Ледовитому океану. Там за горизонтом Арктика всего через 2000 км.

Никто не хотел уезжать отсюда. Но сжатые сроки съемок не позволили выбиваться из графика. Териберка осталась в памяти как одно из тех особых мест, где хочется задержаться.

Поход на Сейдозеро был самым сложным этапом путешествия. Путь в двенадцать километров занял около шести часов. Помимо обычных туристических рюкзаков мы были загружены кинотехникой, но окружающая красота отвлекала от трудностей на пути. Тропа началась после пересечения узкоколейной железной дороги на Ловозерском горно-обогатительном комбинате в Ревде.

Мы вышли около девяти часов вечера. Полярный день позволял идти в ночное время суток, хотя какая это ночь — день.

Первая часть маршрута — верхняя тундра, покрытая крупными камнями, по которым тропа поднимается к перевалу. На вершине затаилось облако, и шел дождь.

Вид на Ловозерские тундры. Среди этой природы ты чувствуешь себя пионером севера, это чувство придавало сил. Следить за своим шагом нужно было постоянно, на мокрых и шатких камнях легко повредить ноги. Такие валуны называются Курумник.

Спускались с перевала, тропа петляла то вверх то вниз по северным джунглям: густой лес кустарников и ветвистых берез, бесконечные ручьи. Потом лес стал ровным и болотистым, и почти в конце дороги наткнулись на два болотистых луга и последнее препятствие в виде бревен через тихий приток озера. Короткие остановки были невозможны — наверху ледяной ветер, а внизу рой комаров. Температура воздуха была около 9 градусов. Всю дорогу был дождь. Мы промокли до нитки.

Лариса Авдеева, представитель саамской общины, рассказала нам, что на священном озере запрещено купаться, громко разговаривать, смеяться, мыть посуду и находиться женщинам после девяти вечера.

* Про чай и сладости ничего не было сказано.

Удивительно, но на следующий день стояла чудесная солнечная погода, редкая для этих краев. Воздух прогрелся до 16 градусов. Время, кажется, остановилось. Вокруг тишина, только редкий птичий крик над озером.

Жара. Нам постоянно не хватало воды. Большой ошибкой было не наполнить запасные фляги. Лишь к концу пути мы нашли холодный горный ручей.

Умба — старейшее поселение на Кольском полуострове. Оно расположено в устье одноименной реки, впадающей в белое море.

По дороге в Варзугу на протяжении 130 км мы видели только одну встречную машину, но увидели несколько зайцев и лисицу. Варзуга — красивая, богатая и бедная деревня. Поморы пришли на Кольский полуостров в 11-12 веках из Великого Новгорода. Они поселились на берегах Белого и Баренцева моря, занимались рыбной ловлей. Поморы — это образ жизни или профессия, а не национальность или религия. Варзуга расположилась оба берега одноименной реки недалеко от ее впадения в Белое море. Между двумя берегами нет моста. Есть речное такси. На вопрос почему бы не построить мост нам ответили что здесь у всех есть лодки.

В реке уникальная экосистема. Жемченосные раковины фильтруют воду. За счет чистой воды здесь на нерест приходит лосось.

На обратном пути мы снова оказались в Медвежьегорске. На фото вы можете видеть здание Управления НКВД Беломорканала, место, где выносились решения и приговоры, подписывались постановления о расстрелах или тяжелых работах, чтобы определить, кого направляли на самые сложные участки строительства Беломоро-Балтийского канала.

Отвечу на любые вопросы. Можно писать в WhatsApp или Telegram @northdocru

Начали мы своё знакомство из аэропорта имени Николая II, ведь большинство туристов начинают своё знакомство с полуостровом и его главным городом именно с него.

Экскурсия на Кольский полуостров (Россия, Мурманская область) фото

Там нас встретил гид Слава с которым мы отправились в увлекательную индивидуальную экскурсию в посёлок Териберка, который находиться на побережье Баранцевого моря. Гида выбирали по рейтингу и отзывам на сайте гидов Мурманска (с гидом не прогадали).

Сразу хочется признаться, что посёлок нам понравился больше чем Мурманск, а его уникальная природа не может никого оставить равнодушным.

От аэропорта до Териберки 138 километров, дорога заняла чуть больше двух часов (не считая нескольких остановок), ехали на автомобиле гида.
Дорога не везде идеальная, но ехать можно(виды великолепные).

Экскурсия на Кольский полуостров (Россия, Мурманская область) фото

Первой нашей остановкой была Верхне-териберская ГЭС, а точнее на одном из её каскадов где открываются необыкновенные виды и можно увидеть мощь воды.

Прогулявшись и насладившись природой и свежим воздухом мы немного проголодались. Пообедать решили в аутентичному ресторане, который внешне произвёл на нас большое впечатление, но в конце немного разочаровал.

После обеда мы отправились на морскую прогулку с рыбалкой (договаривались заранее), а наш гид остался на берегу и сделал отличные памятные снимки.

Экскурсия на Кольский полуостров (Россия, Мурманская область) фото

Подводя итог хочется сказать, что у нас получилась очень интересная и познавательная экскурсия с массой положительных эмоций, а также с невероятно красивыми фотографиями.

Если вы располагаете небольшим бюджетом или хотите сэкономить, то лучше всего взять еду с собой и устроить отличный пикник на природе с невероятными видами. Цены в местных кафе высоковаты.

Стоимость экскурсии - 14000 рублей. Благодаря гиду и природе я влюбилась в Териберку и по возможности вернусь туда вновь (очень хочется увидеть эту первозданную красоту природы и северное сияние).

Экскурсия на Кольский полуостров (Россия, Мурманская область) фото

Наш гид - Слава очень приятный и общительный человек, но главное отличный рассказчик. Время с ним пролетает незаметно, а также он показывает безумно красивые места. Маршрут экскурсии очень интересный и насыщенный.

Также хочется отметить его терпеливость, ведь наша принцесса задавала кучу вопросов и была немного нетерпеливая. Хочется отметить манеру езды и комфортабельность автомобиля.
Это немаловажно, ведь в дороге мы провели около 4 часов.

Экскурсия на Кольский полуостров (Россия, Мурманская область) фото

Закончилась наша экскурсия поздно вечером возле отеля Азимут (было обговорено заранее), где у нас был забронирован номер.

Встав рано утром мы позавтракали и отправились на пешеходную прогулку к морскому вокзалу.
Дорога заняла около 20 минут, но это из-за небольших остановок, чтобы запечатлеть некоторые моменты.

Экскурсия на Кольский полуостров (Россия, Мурманская область) фото

Проходя железнодорожные пути открываются красивые виды и получаются отличные снимки.

Перед морским вокзалом находиться небольшой скверик с любопытными фигурами и красивыми клумбами с цветами.

И мы смогли сделать только несколько снимков этого красавца, но очень хотелось побывать внутри, но карантин внёс свои коррективы.

Экскурсия на Кольский полуостров (Россия, Мурманская область) фото

Дальше мы пошли осматривать здание вокзала, которое внешне довольно строгое, но привлекательное. Фотографии получаются отличными.

Удобнее всего добираться на такси или автомобиле. Если на автобусе, то нужно будет немного подняться.

Очень жаль, что не смогли посмотреть его вечером.
Возле мемориала простыли минут 20 и на такси отправились в Grill & Bar Тундра, где вкусно пообедали и приятно провели время.

Экскурсия на Кольский полуостров (Россия, Мурманская область) фото

Потом на такси (так как все достопримечательности немного разбросаны) приехали к ещё одной достопримечательности города - памятнику покровителю мореплавателей Николаю Чудотворцу, который был создан по проекту знаменитого путешественника Фёдора Конюхова с которым мы познакомились немного позже на атомном ледоколе во время круиза.

Памятник расположен на главной лестнице города и привлекает к себе внимание.

А мы пешком через аллею Воровского и Центральный парк оправилось в гостиницу. Дорога заняла чуть меньше часа, но это из-за прогулки и осмотра парка (при желании можно дойти за 10 минут).

Экскурсия на Кольский полуостров (Россия, Мурманская область) фото

Встав рано утром и позавтракав у нас были подготовительные сборы. После которых мы отправились на базу Атомфлота. Откуда отправились в удивительное путешествие, которое длилось 13 дней.

Закончилось наше знакомство с полуостровом в аэропорту.

Плюсы:
- некоторые достопримечательности в шаговой доступности;
- красота природы;

- атомный ледокол Ленин - закрыт из-за пандемии;
- отсутствие набережной.

Экскурсия на Кольский полуостров (Россия, Мурманская область) фото

В заключение хочется сказать, что наше знакомство с Кольским полуостровом было очень коротким, но насыщенным. Жаль, что смогли осмотреть только небольшую его часть.
Природа просто необычайно красивая.

Всем спасибо за внимание к моему отзыву.

Однозначно рекомендую к посещению.

Всем приятных и насыщенных только положительными эмоциями путешествий и гастрономического удовольствия.

Автопутешествия и приключения Копытного или пение бороды в скитании праздника

Кольский полуостров. Автопутешествия.

Кольский полуостров. Автопутешествия — рубрика отчётов из самостоятельных путешествий по региону.

Полезная информация. Отчёты. Описание достопримечательностей, локаций, мест и дорог.

Фотоотчёты, статьи и заметки из самостоятельных путешествий по Кольскому полуострову.

По жизни я объездил множество мест на машине. Но Север для меня остаётся одним из самых любимых. Самым красивым и неповторимым регионом.

Когда-то, давно, прожив на Кольском полуострове много лет, я переехал много южнее. Но в силу того, что приезжаю в эти края практически по несколько раз в год, в разные времена года, возможно, эта рубрика с моими фотоотчётами будет кому-то полезна и актуальна.

У меня скопился приличный багаж отчётов об этом крае. И потому, я решил сделать отдельную рубрику. Посвящённую именно автопутешествиям по Кольскому полуострову.

В статьях этого раздела будет множество полезной информации. Из первых уст. Исторические справки, фото, подробное описание локаций и мест. Личные впечатления и отзывы. Рубрика может быть полезна как тому, кто впервые собирается на Кольский полуостров. Так и тем, кто хочет найти здесь что-то для себя новое.

Для удобства и поиска информации удобно будет использовать меню. Которое привожу ниже.

Меню рубрики Кольский полуостров. Автопутешествия:

Кольская сверхглубокая. 2021 год

Автопутешествие к самой глубокой скважине мира. По Кольскому полуострову на своём авто Кольская сверхглубокая скважина — одно из величайших достижений науки Советского Союза. Занесённая в Книгу рекордов Гиннеса, олицетворяющая мощь и прогресс советской инженерной мысли, ставшая одним из символов стремления человека к познанию мира. Фотоотчёт о самостоятельном автопутешествии к уникальному сооружению. Что сейчас представляет из себя […]

Кузоменьские пески. Дорога

Пески Терского берега и якутские лошади. Автопутешествие в Кузомень Итак… мы двинулись на своём авто в Кузомень. Каждый, кто собирается в это место, задаётся вопросом о дороге. О её состоянии. О возможности преодолеть знаменитые Кузоменьские пески. Места здесь удивительные. И очень необычные для Севера. О дороге, о самой Кузомени, якутских диких лошадях и необычной северной […]

Варзуга

С тони Тетрина на своём авто в Варзугу. Продолжение северного путешествия (Умба — Варзуга) Варзуга – одно из старейших поселений на Терском берегу, и посещение этого села было одним из знаковых пунктов нашего автопутешествия на Терский берег Кольского полуострова. Кроме того, неподалёку от Варзуги находится поворот на не менее легендарную Кузомень. Куда также мы планировали […]

Часовня преподобного Варлаама Керетского

Старая Умба

Путешествие по Терскому берегу. Умба Путешествие на авто в Умбу — было следующим пунктом нашего маршрута по Терскому берегу. Умба — третья знаковая точка цели нашего автопутешествия из Санкт-Петербурга на Терский берег и Север. Ниже — фототчёт и рассказ о старинном поморском селении. Дорога в Умбу. Едем вдоль берега Белого моря Пейзажи, которые можно лицезреть […]

Кандалакша

Кандалакша. Город у беломорских шхеров Кандалакша — самый южный город Кольского полуострова. Находится за Полярным кругом на берегу Кандалакшской губы Белого моря. Дорога на Терский берег, в Умбу, Варзугу и Кузомень идёт через этот населённый пункт. И, в соответствии с планом нашего автопутешествия, мы не могли мимо этого города проехать. Небольшой рассказ об этом северном […]

Путь туда: Самара, Ульяновск, Иваново, Ярославль, Вологда, Вытегра, Медвежьегорск, Кемь (поездка на Соловки), Умба, Варзуга, Апатиты (поход в Хибины), Мурманск, Териберка.

Обратный путь: Териберка, Кемь, Петрозаводск, Сортавала (поездка на Валаам), Вытегра, Вологда, Ярославль, Переславль-Залесский, Сергиев Посад, Суздаль, Владимир, Гусь-Хрустальный, Муром, Дивеево, Саранск, Самара.
На рисунках изображена карта пути.

Подготовка

Такой маршрут требует, конечно, соответствующей подготовки. Поэтому готовиться начали еще с осени 2018 года (почти сразу после летнего путешествия на Байкал). Я подготовил подробный буклет с картой поездки (около 60 страниц с планом проезда городов, достопримечательностями на маршруте, промер расстояний и определение мест ночевок, телефоны предполагаемых гостиниц в местах ночевок по трассе, заправочные станции и т.п.). Буклет очень пригодился (даже при наличии автомобильного навигатора). Кстати, могу поделиться буклетом (в электронном виде), если кто пожелает поехать по такому маршруту.

Что брали с собой в машину

От Самары до Териберки. Первая часть путешествия

Экскурсия по монастырю понравилась. Он интенсивно реставрируется. Сюда прибывает много туристов, в том числе иностранцы. Чтобы осмотреть все острова, там нужно прожить не менее 2 дней, но к вечеру мы отправились на этом же корабле в Кемь.

Набрав аметистов, мы продолжили путь до поселка Варзуга. От Умы до Варзуги 150 км., в том числе около 50 км. грунтовки (достаточно хороший грейдер красноватого цвета). Полюбовались деревянным зодчеством в виде старинной церкви и нескольких деревянных куполов, стоящих на земле. В Варзуге был разгар отлова горбуши. Рыбаки подарили нам рыбину. Когда вернулись в гостиницу в Умбе, то оказалось, что там заселились в основном рыбаки из Питера и Петрозаводска. За ужином и рюмочкой мы, конечно, познакомились и подружились. В обмен на бутылку самарской настойки мы получили еще 2 рыбины горбуши. В итоге мы сварили вкуснейшую уху и засолили балык, которого нам хватило на несколько дней пути.

Грейдер до Варзуги

Купола в Варзуге

В 6 часов утра 18 июля (при пробеге 2995 км.) мы стартовали в г. Апатиты. Отличная свободная дорога (фур почти нет), прекрасные пейзажи. Солнечно, 12 градусов тепла – для заполярья шикарная погода. С погодой нам везет. До нашего приезда в Кемь там 2 недели шли дожди! Нам скакали, что мы из Самары привезли лето. Там еще вовсю цвела сирень – это во второй половине июля!
В Апатиты мы прибыли в 15.00 часов (3285 км.). Шел дождь, но через час закончился, и до вечера было ясно. По звонку на пути из Умбы сняли двухкомнатную квартиру на двое суток – отличный вариант! Пообедав, поехали в город горняков Кировск. Там посетили отличный музей минералов (причем посещение бесплатное!), а затем забрались на местную вершину (чуть больше 1000 м.), с которой открывается красивый вид на город и Хибинские горы. Кировск — это центр добычи апатитовой руды и хибинских минералов. Перед музеем установлен памятник – фигура горняка на камне. Кроме апатитовых рудников Кировск является туристическим центром. Отсюда стартуют туристические группы в Хибинские горы, есть хорошие зимние горнолыжные трассы. В городе находится самый северный в России Ботанический сад.

На вершине над городом Кировск

Памятник горнякам у входа в музей минералов

Дорога до базы спасателей, по которой мы пытались ехать

Берлога в районе горы Рисчорр

Местный (хибинский) юмор

Вид на Хибины в районе базы спасателей

Вид на гору Куэльпорр (почти Фукусима)

Весь день до вечера мы пробыли в Хибинах, было солнечно и, когда шли по горам и ущельям, пешком даже жарко.

На подъезде к Мурманску был грандиозный ремонт дороги, так что пришлось немного поколесить по окраинам города, прежде чем попасть на развилку в сторону Териберки. От Мурманска до Териберки около 150 км., в том числе около 40 км. пыльной гравийки. 40 км. унылой дороги по однообразной тундре, среди сопок, без единого деревца и редкими машинами. Не доезжая 20 км. до Териберки, какой-то юморист соорудил чучело гаишника с косой среди пустынной тундры. Мы ехали в полярный солнечный день, но если ехать в глухую полярную ночь, а в свете фар возникает неожиданно это чудо с косой! Можно представить себе ощущения водителя!
Около чучела у нас случилось ЧП. Остановились сфотографировать это чудо, а когда попытались ехать дальше – почему-то в машине сработала сигнализация! Мы сидим внутри при заблокированных дверях, сирена воет и ее отключение стандартным способом не срабатывает! А за окнами тучи комаров, которые кажется, что прогрызут стекло и кинутся на нас! Минут 30 мы всячески пытались отключить воющую сигнализацию, вплоть до отключения клемм аккумулятора! Безуспешно. Проехало за это время пару машин, но водители ничем помочь не смогли. Разгадка оказалась простой. Александр случайно в кармане нажал на запасной пульт сигнализации и включил охрану. С моего пульта охрана не снималась! Прийти к разгадке помогла Анна. Она скомандовала успокоиться, сесть на 5 минут и спокойно попить горячего кофе. А за это время машина одумается. Когда пили кофе, мне пришла идея, чтобы Александр отошел от машины со своим комплектом ключей. Когда он отошел, то услышал, что на его комплект идет сигнал тревоги, и он нажал кнопку сброса. Машина ожила и была готова ехать дальше. Минут пять мы ехали молча, подавляя в себе эмоции после стресса. Но эти 30 минут в почти безлюдной тундре среди тучи комаров нам показались вечностью!

Поразили регулярные приливы и отливы океана. Вода уходит более чем на 2 метра по высоте, обнажая на берегу водоросли, ракушки и всяких морских червей. Вдоль всего побережья голые скалы, сопки, поросшие мхом, котлованы и ущелья с ледяной водой. На причале рыбаки подарили нам две только что пойманные трески. Когда мы ее приготовили, то поняли ее отличие от той трески, которую покупаем в Самаре!

Туры на сезон 2021-2022 уже доступны для бронирования! Программы от 2-х дней.
Группы до 16-ти человек.

Полезная информация

Размещение в мурманске

О северном сиянии

Куда сходить в Мурманске

Северная кухня

В помощь туристу Мурманск

Где покататься на горных лыжах в Мурманске

Только реальные отзывы туристов

Елена Хлиманкова – Северное сияние и Териберка

Нюта Асмаловская – Сборная программа

Татьяна Соловьева – Северное сияние

Юлия Суркова – Северное сияние

Дарья Цыгипа – Кольская скважина и Териберка

Александр Маслов – Сборная программа

На карте ниже вы найдете локации, которые заслуживают внимания туристов! Если вы захотели посетить то или иное место — свяжитесь с нами, и мы с радостью поможем вам!

Настоящая северная красота откроется вам в турах на полуостровах Средний и Рыбачий. Лучше всего ехать в эти места на 2 дня, чтобы в полной мере насладиться арктической природой! Летом здесь устраивают заезды на джипах и квадроциклах, а зимой на снегоходах.

Расположенная в 170 км от Мурманска, Кольская Сверхглубокая остается самой глубокой скважиной, когда-либо пробуренной человеком на планете. Здесь проходили исследования, которые были направлены на изучение древних пород земной коры и познание протекающих процессов.

Легендарное место. Рыбацкая деревня на берегу незамерзающего Баренцева моря. Всего 1,5 часа от Мурманска, настоящая Северная тундра. Эти виды вы запомните на всю жизнь.

Североморск находится в 25-ти километрах к северу от Мурманска. Это главная база военно морского Северного флота России. Именно здесь базируются действующие стражи северных морей: подводные лодки и крейсеры, готовые в любую минуту отчалить от берега Кольского залива.

В Мурманской области находятся несколько хаски-парков, где вы познакомитесь с этими веселыми и дружелюбными собаками, прокатитесь на упряжках и сделаете незабываемые памятные фотографии. Данная фотография была сделана во время хаски-сафари в Хибинах.

Познакомиться с коренными жителями Кольского полуострова — саами — должен каждый путешественник нашего севера. Вы узнаете про оленеводство, традиции и культуру этого народа, примерите традиционные одежды и даже пройдете через саамские ритуалы.

Поморское село Варзуга впервые упоминается в 1466 году и было вотчиной Соловецкого монастыря, устроившего здесь в 1765 году церковь в честь Вознесения Христова.