Куда поехать учиться ребенку

Обновлено: 04.10.2024

Многие родители задумываются над тем, чтобы отдать ребёнка учиться за границей. Поступить в университет за рубежом намного легче после окончания европейской школы. Аналитики международного брокера недвижимости Tranio рассказывают о школьном образовании рубежом: особенности разных стран, нюансы поступления и стоимость обучения.

Школьное образование за рубежом для россиян

Чтобы ребёнка приняли в государственную школу в Европе, его семья, как правило, должна постоянно проживать в стране обучения. Чтобы ребёнок мог попасть в государственную школу, можно назначить временного опекуна – резидента страны, где находится школа.

Проще всего иностранцу поступить в частную школу-пансион. Там нет ограничений для нерезидентов, а функции опекуна берёт на себя сама школа. Единственным минусом становится стоимость обучения – в странах Европы такая школа может стоить до 70 тысяч евро в год.

Финляндия: лучшее школьное образование в Европе

В Финляндии – лучшее школьное образование в мире, как показывают данные OECD. Она также долгие годы возглавляла рейтинг, составленный PISA, международной программой по оценке образовательных достижений учащихся. А ещё финское общество – самое счастливое в Европе.

В Финляндии не оставляют на второй год, а составляют индивидуальную программу обучения с тьютором. Уроки обычно начинаются с 9 до 9:45. В финских школах осознанно отказались от раннего начала занятий: считается, что оно негативно влияет на здоровье и мотивацию учеников.

Большая часть школ в Финляндии – государственные, но иностранному школьнику, чья семья не живёт в Финляндии, легче всего попасть в частную школу. Среди частных финских школ есть интернациональные – в них обучение проходит на английском или другом популярном в Финляндии языке, например русском.

Обучение в финской частной школе будет стоить от 9 до 16 тысяч евро в год. Для поступления, как правило, нужны мотивационное письмо самого школьника, рекомендательные письма от учителей, оценки за последние два года. Потом школьник проходит собеседование на английском. Требования к знанию английского или финского языка невысокие – международный сертификат не требуется.

Эстония: недорогое европейское образование на русском

Эстонские школьники также показывают одни из лучших в Европе результатов в исследованиях PISA. Эстония начала перестраивать образовательную систему сразу после выхода из СССР, и уже в 90-ых годах в стране появились единые выпускные экзамены – аналог ЕГЭ.

Сейчас Эстония ориентируется на скандинавские страны, в особенности на Финляндию, но в отличие от финской системы, в Эстонии задают много домашних заданий. Примерно 20% эстонских школьников – из русскоязычных семей. В стране есть много русских школ, но даже в них часть предметов обязательно преподается на эстонском.

Год обучения в частной эстонской школе стоит от 1 350 до 3 000 евро, за питание, кружки и экскурсии обычно надо платить отдельно. Для поступления ученик должен сдать вступительные тесты (как правило, по эстонскому, русскому, английскому языкам и по математике) и принести оценки за предыдущие года обучения.

Отдать ребенка в школу за рубежом

Photo by CDC on Unsplash

Дания: школы, где учат дружить

Датское образование основано на тех же скандинавских принципах – в школах помогают отстающим ученикам и ценят критическое мышление выше зубрёжки. Много внимания уделяют командной работе, учат детей общаться и договариваться друг с другом.

Государственные школы в Дании бесплатны для граждан страны. Частных школ немного – около 16%. Чаще всего частные школы имеют определённый тематический уклон – например, школы для христиан и мусульман или школы, придерживающихся альтернативных систем обучения, таких как Вальдорфская. Есть среди них и интернациональные школы, однако их всего 24 на всю страну. Они стоят недёшево, но всё же более доступны, чем школы в Великобритании или США. Так обучение в интернациональной школе в Копенгагене будет стоить как минимум 17 тысяч евро в год.

Словения: школы для развития сообразительности

О Словении вспоминают не в первую очередь, когда речь заходит об эмиграции, а между тем индекс человеческого развития в этой стране выше, чем во Франции и Испании. А OECD отмечает словенских детей среди самых сообразительных.

В Словении, как и в большинстве стран, бесплатное образование в государственных школах для жителей страны. Чтобы поступить в государственную старшую школу, нужны только оценки за предыдущие года обучения, вступительных экзаменов нет. Частных школ в стране очень мало, и во многие из них иностранцев не берут.

Для приезжих школьников открыто ограниченное количество международных гимназий, где обучают по программе International Baccalaureate (IB). Там детей принимают в старшие классы на основании не только оценок, но и внеучебных занятий, рекомендательных писем и собеседования. Обучение в таких гимназиях будет стоить 5–6 тысяч евро в год.

Швеция: образование с социальной защитой

Средним образованием в Швеции считаются классы с первого по девятый. Потом дети идут в гимназию, где учатся ещё 2–3 года. Государственные шведские школы бесплатны, причём государство платит и за обеды, учебники и канцелярию. До 6 класса шведские школьники не получают оценок.

Как и в случае с Данией, шведская школа довольно закрыта для иностранцев. 98% школьников учатся в государственных школах, куда поступают только резиденты Швеции. Школьников из других стран принимают частные школы – во многих из них обучение проходит на шведском, но есть и английские школы. Чтобы поступить в них, дети должны сдать вступительные тесты по математике и английскому языку. Обучение и проживание в такой школе на протяжении учебного года стоит в районе 40 тысяч евро.

Хочу ребенка, но не мужа

Яна, приветствую! Спасибо вам за познавательный и вдохновляющий блог. Читаю с удовольствием уже семь лет. Привет кисонькам) Решила написать вам…

А не рановато мальчик "изучает себя"?

Яна, здравствуйте! Спасибо за возможность задать вам вопрос в жж. Мне очень захотелось узнать ваше мнение по поводу истории, которая меня несколько…

Никогда не зарекайся

Здравствуйте, Яна! Извините, что повторно отправляю - не ту тему поставила в предыдущее письмо. Прочитала письмо от читателя. и вспомнила себя.…

Информация об этом журнале

  • Цена размещения 100 жетонов
  • Социальный капитал 641
  • В друзьях у 2 500+
  • Длительность 24 часа
  • Минимальная ставка 100 жетонов

Я тут в конце года обиженно отказалась подводить какие-либо итога года, потому что ощущение от года было какое-то тоскливое и тяжелое. И меня всю дорогу преследовало ощущение, что я не сделала ничего. Нет, я все время что-то делала. Местами даже умудрилась ощутить выгорание, и иногда было ощущение,…

В Чехию неплохо. Осенью на языковые курсы, и следующей весной поступать. У меня дочь в Подебрадах на курсах училась - маленький курортный городок недалеко от Праги. Нет таких соблазнов, как в столице. А потом на платное, или бесплатное поступать.

я смотрю сейчас на ИТ и очень жалею, что после вуза не качнулась в ту сторону, а ушла в финансы. у меня образование как раз на стыке.
я прям сильно рекомендую ИТ. это же не только программисты, но и куча околопрограмистских профессий.

"околопрограмистских профессий" - это каких, например? Действительно интересно, у самой сын с проблемой выбора профессии.

Учусь в Швеции по стипендии Visby на англоязычной программе ( в Швеции все отлично говорят по-английски, много англоязычных программ). И на моем курсе из стипендиатов только я, потому что курсы не по принципу наличия стипендии набирают.

Если учиться в Швеции платно, цены на обучение вроде адекватные, по сравнению с остальной Европой, но утверждать не буду - ценами особо не интересовалась. Но высокие цены на еду, жилье и вообще всё, опять же по сравнению с остальной Европой.

Еще нюанс, который применим ко всем странам, где гос язык не английский - чтобы остаться через получение работы, нужно знать как минимум на приличном уровне местный язык (потому что без него очень сложно будет найти работу). Программистов и околопрограммистов это естественно не касается.

посылать ребенка в геевский запад.

Не знаю Вас . Не знаю ваше чадо . Зачем вам все это , пусть ребенок учится здесь .
Скоро боятся (*если не отстреливать ) начнут тех , кто там чему-то научен .
Не патриот и не пидар . Просто Гарпунер .

а если серьёзно иногда удивляюсь

главное такой инфантилизм - сейчас решил стать дизайнером одежды
мамаша имеет ввиду то что ее сын в ес станет модельером и покорит тамошние подиумы.

блин, ребенку 15 лет. в этом возрасте единицы четко знают чего хотят и болеют своими занятиями. чего сразу накидываться с оскорблениями. взрослые люди и то вдруг понимают что не знают чем заняться в 30-40-50 и теряются. тут речь о маме и ее проблеме - все родители задаются вопросами на тему будущего своих детей. и то, что она в принципе указала чем он любит заниматься, уже значит что она не хочет принимать решение за него, как многие другие родители, мол "идешь в музыкалку", "будешь врачом", не интересуясь планами самого ребенка.

Знакомый учится в Греции. Обучение бесплатно, первый год языковой, не требуется сдавать сессию в срок и после окончания даётся ещё пара лет на досдачу хвостов, можно один раз поменять факультет/универ, можно подрабатывать.

Чтобы где-то учиться- сначала бы неплохо поступить. В хороших ВУЗах- конкурс. Нужно портфолио, и такое, чтобы нравилось не только маме. А еще творческие экзамены, с довольно специфическими заданиями, вроде "Нарисуйте комнату архитектора, увиденную глазами его печальной собаки". Чтобы быть модельером, мало неплохо рисовать, нужно понимать и любить геометрию, черчение. Руки должны расти из нужного места - шить придется много. А без мотивации вообще ничего не получится. Без нее вылетают не только из европейских, из любых институтов.

м, я мечтала быть дизайнером одежды. пока не поступила на почти нужную специальность (сразу скажу, был еще и факультет где именно дизайнеров готовили, но программа у нас была совершенно одинаковая, разве что они рисовали больше - натюрморты, давидов. остального на тему того как шить-кроить одежду было гораздо больше). и тут, независимо от страны, довольно много рабочего процесса, который вообще никак не относится к "рисованию". ты в начале только нарисовал платье, а потом начинается - техэскиз-чертежи-выкройки-шить это самое платье, и. в общем, я теперь не хочу заниматься одеждой :). чтобы ею заниматься, это надо не просто рисовать одежки, а и шить их самому в том числе, и до того как впервые сядешь за машинку в вузе. если ребенок никак не проявляет интереса к практической части уже сейчас - лучше забить. или хотя бы сводить сначала на курсы кройки и шитья хотяб. тогда будет попонятнее.

я вот вроде и хотела дизайнить, но когда получала диплом - подумала, что просто так пять лет потратила и теперь мне это не нужно. у меня теперь даже швейной машинки нету. (на практике когда увидела рабочий процесс, подумала - нафиг нафиг). и работаю в другой сфере. и да, в целом я тоже была ребенком, который не знает чего хочет - мне предложили пойти в языковой вуз, я согласилась - предложили в технический - тоже согласилась. вообще я хотела всего и сразу, и в итоге меня это парализовывало, поэтому проще было чтобы решение помогли принять близкие.

а если просто нравится рисовать, то пусть на курсы запишется (9 класс, время есть), посмотрит, может что-то откликнется - там же стооолько сфер, блин, и нетолько по рисованию, но и по техническим вещам тоже пусть поучит что-то. и лучше чтобы часть курсов были с дедлайнами и обратной связью, то есть не в формате "учи когда хочешь". тогда проще выбирать будет чем заняться. иногда хобби это просто хобби, и переводить его в статус профессии может оказаться плохой затеей. особенно если это что-то творческое.

Детям бывает сложно определиться с тем, чем они будут заниматься во взрослой жизни. Поэтому перед ними встает проблема, куда пойти учиться после школы — на курсы, в вуз или ссуз. Современное образование предоставляет широкий выбор специальностей и форм обучения. В таком разнообразии легко растеряться и поэтому нужно определиться с не только с предпочтениями, но и со способностями.

Куда пойти учиться после окончания школы

Виды учебных заведений

После школы могут можно пойти учиться на профессиональные курсы. Это самый быстрый и доступный способ освоения специальности. Обучение длится несколько месяцев, оно может быть платным и бесплатным. Часто его организуют центры занятости или крупные промышленные предприятия.

На курсах можно выучиться на следующие профессии:

  • водитель;
  • мастер ногтевого сервиса, лэшмейкер, парикмахер и т. д. ;
  • повар;
  • бармен и т. д.

Человек получает сертификат

После окончания курсов человек получает сертификат. Недостаток курсов в том, что нет гарантии получения качественного образования. Для поступления ничего особенного не требуется, только внести плату и купить материалы за свой счет.

Некоторые салоны красоты практикуют обучение за свой счет, но взамен человек обязан отработать определенное время.

Средние специальные учебные заведения — вот куда могут пойти учиться выпускники школ. Колледжи и техникумы могут принимать на базе 9 и 11 классов образования. Средний срок обучения от двух до четырех лет. Человек может пройти обучение по следующим направлениям:

  • медицинское — фельдшер, медсестра, лаборант, зубной техник и другие;
  • педагогическое — воспитатель, учитель начальных классов;
  • сельскохозяйственное — ветеринарный фельдшер, агроном, тракторист-машинист и другие.

Это далеко не самый полный перечень. После окончания ссуза выпускник может пойти работать или продолжить обучение в вузе — высшем учебном заведении. Здесь более широкий спектр подготовки от гуманитарного до технического направления. Но и процесс обучения дольше от четырех до шести лет. После окончания вуза и ссуза человек получает диплом.

Способы выбора

Не всегда выпускнику просто определиться с тем, какое образование после школы получать — среднее специальное или высшее. Нельзя однозначно сказать, какое именно лучше. Можно попробовать выбирать по степени востребованности профессии. Например, со строительством новых школ и детских садов появляется спрос на учителей начальных классов и воспитателей. Всегда будут востребованы медицинские работники.

Способы выбора профессии

Преимущество ссузов — короткий срок обучения. Это позволяет быстро приступить к работе. При желании человек может получить другую специальность в институте. Например, диплом колледжа может быть получен по профессии воспитатель, а в педагогическом институте человек учится на логопеда. В таком случае будет два образования по разным направлениям.

Не всегда удается поступать в вуз после школы из-за высокого конкурса. В таком случае ссуз может стать запасным аэродромом. Если выпускник совсем не знает, что делать после школы, то ему можно окончить курсы и пойти работать.

Особенности поступления

В колледжи и техникумы принимают на основе конкурса аттестатов. Для этого смотрят оценки по профильным предметам. В некоторых ссузах проводят свои испытания, например, рисунок или прослушивание. В вузы принимают на основе результатов ЕГЭ. Каждый факультет устанавливает нижние границы баллов с которыми принимают документы.

Например, не меньше 40 баллов по математике и обществознанию. Если у выпускника нет таких результатов, он не может претендовать на место. Вузы тоже могут устанавливать особые профильные экзамены.

Поступление в университет

В университетах и колледжах есть два варианта обучения — бесплатное и платное. Первое предполагает поступление на бюджет на конкурсной основе. У каждого факультета свое количество бесплатных мест — их выделяет Министерство Образования. Порог прохождения на бюджетное место формируется исходя из тех, кто подал документы. Для формирования рейтинга берут данные абитуриентов с максимальным количеством баллов. Например:

  • Петров — 272;
  • Иванов — 270;
  • Сидоров — 255;
  • Васильев — 230.

Бюджетных мест всего три, получается, что проходят только Петров, Иванов, Сидоров. Минимальный проходной балл — 255. Он будет меняться каждый год и ректорат никак на него не может повлиять.

При хорошей учебе на четверки и пятерки студент будет получать стипендию, при хороших показателях повышенную — ее размер зависит от учебного заведения, она может достигать 20000—30000 рублей в месяц. При платном обучении за каждый семестр вносится определенная сумма. Студент на контрактной форме не получает стипендии.

Есть также два варианта обучения — очное и заочное. При первом студент ходит на все пары в течение семестра, при заочном большую часть информации человек учит сам, приезжает только на сессию, которая длится месяц.

Для того чтобы понять, куда можно поступить девочке или мальчику, нужно хорошо все проанализировать. Стоит изучить, какие учебные заведения есть в городе, какие направления подготовки есть, можно посмотреть спрос на профессии.


Worldschooling для каждой семьи означает что-то свое. Одни путешествуют непрерывно, другие устраивают себе годовой семейный отпуск (family gap year) , третьи отводят на путешествия несколько недель в году.

В одних семьях учителями выступают родители, в других на помощь приходят онлайн-педагоги и репетиторы. Где-то ребенок составляет расписание сам, где-то структуру прописывают родители, опираясь на школьную программу.

Чаще всего worldschooling — это комбинация методов и подходов к обучению: семья берет по чуть-чуть от каждого, пробует разное и выбирает то, что подходит именно ей.

Естественное познание происходит через взаимодействие с миром — физическое проживание опыта, погружение в другую культуру, включение в разнообразные практики местных жителей, решение повседневных задач.

Многие думают, что Лэйни Либерти и придумала слово worldschooling, но это не так. Она позаимствовала его у писателя Эли Герзона, который в 15 лет перешел на самообразование, предпочтя школе путешествия, и в 2007 году написал пост про worldschooling, homeschooling и unschooling. Анскулингу уже по меньшей мере полвека — американский педагог Джон Холт предложил этот термин еще в 1970-х.

Как и другие формы альтернативного образования, worldschooling не укладывается в единожды данное определение: каждая семья изобретает свой формат, смешивая учебу и путешествия в разных пропорциях и учитывая правовые нормы своей страны.

В России, согласно Семейному кодексу, родители обязаны дать детям общее образование (9 классов), но вправе сделать это вне школы — в форме семейного образования или самообразования. Ученики могут сдавать бесплатные промежуточные аттестации каждый год или подготовиться только к итоговой — ОГЭ, допуском к которому будет промежуточная аттестация за 9-й класс. К ОГЭ и ЕГЭ готовят дистанционные и онлайн-школы, у которых есть аккредитация. Сдать экзамены и получить аттестат можно только очно в той школе, куда официально зачисляется ученик.

Как правило, worldschooling — это отсутствие строгого распорядка дня и уроков от звонка до звонка. Это более гибкая система, которая позволяет подстроиться как под интересы и способности конкретного ребенка, так и под образ жизни семьи, в том числе в путешествиях.

Сыновья Лики полностью перешли на анскулинг, хотя раньше были прикреплены к разным дистанционным школам и сдавали аттестации.

Луане Волковой 13 лет, она путешествует с мамой, говорит на четырех языках, ведет инстаграм и последние несколько месяцев живет на Бали. Она родилась в Москве, но большую часть жизни прожила в Турции, где ходила в начальную школу.

Луана рассказывает, как перестраивалась на домашнее обучение после третьего класса:

Сейчас Луана не прикреплена ни к какой школе и не сдает аттестаций.

Блоги семей ворлдскулеров:

Мама Ханны несколько лет проработала учительницей и считала, что структура в обучении нужна. Поэтому она строго следила за тем, что и когда изучают дети. А изучали они абсолютно те же самые предметы, что и их ровесники, — просто в дороге. Приходилось даже возить с собой учебники. Ханна закончила изучать школьную программу на два года раньше, в 15 лет, и начала слушать онлайн дополнительные курсы.

Традиционная школа предлагает ограниченный набор предметов, программы по которым почти не пересекаются и зачастую не образуют в голове единой картины. А worldschooling дает возможность, во-первых, расширять количество сфер и, во-вторых, закреплять знания с помощью практики и наглядных примеров. Ворлдскулеры придерживаются холистического подхода, при котором всё взаимосвязано и очень важен контекст: природа, культура, история, наука изучаются параллельно. Время не делится на учебу и досуг, потому что обучение интегрировано в повседневную жизнь — ребенок учится непрерывно. Чем больше он видит, слышит, пробует, щупает — тем больше он знает.

Географию места можно изучать, читая истории экспедиций и великих открытий. Чтобы закрепить тему по химии или физике — искать интерактивные программы и научно-популярные шоу для детей в музеях.

В картинных галереях — рассматривать работы импрессионистов и другие шедевры изобразительных искусств. А чтобы выучить чужой язык, нет лучшего способа, чем погрузиться в среду носителей. Всё это помогает вдохнуть жизнь в скучные предметы из школьной программы.

Доступ в интернет, разнообразие образовательных платформ и приложений позволяют учиться дистанционно — из любой точки мира, в любое время, в любом темпе.


За счет темпа освобождается время на любимые занятия: можно читать, вести блог, брать уроки музыки у местных жителей, изучать программирование, журналистику или дизайн — всё, что ребенку интересно и, вероятно, поможет определиться с будущей профессией.

С расписанием, по словам Лики, всё сложно — каждый день разный.

Образовательные ресурсы, которые используют ворлдскулеры:

Одноклассники третьей планеты

После трех лет путешествий вдвоем Лэйни Либерти и ее сын поняли, что восполнить недостаток общения — со сверстниками и такими же не-школьниками, как Миро, — поможет сообщество. Так появился Project World School — серия образовательных ретритов для подростков и молодежи, организуемых несколько раз в год.

Программа предполагает глубокое погружение в культуру другой страны и обучение у местных жителей практическим навыкам. Например, в Перу участники изучали археологию, готовили блюда андской кухни, учились играть на перуанской флейте и ткать ковры, наблюдали за традиционной церемонией Деспачо и ездили на ферму в Священную долину инков. Подростки, которые принимали участие в одном ретрите, могут поехать на следующий волонтерами.

Психолог Джина Рили опросила участников пяти ретритов, которые проводились в течение 2016 года в Мексике, Амазонии, Перу, Уэльсе и Таиланде. Программы длились две-четыре недели, а в группы, как правило, набиралось до десяти человек в возрасте 13–25 лет. Многие из них были анскулерами всю жизнь, но некоторые до этой поездки никогда не путешествовали.

В зависимости от страны ретриты проходили с уклоном в разные сферы: в Амазонии были ботаника и микология, в Мексике — мифология и философия. Участники отмечали, что было здорово научиться и чисто бытовым вещам — готовить, стирать, шить, разводить костер, вести собственный бюджет. Но, согласно исследованию, именно чувство принятия и поддержки сообщества оказалось тем, что каждый из них хотел бы перенести в свою повседневную жизнь.

Мероприятий, которые организуют сообщества ворлдскулеров, с каждым годом становится больше. В феврале 2020 года проходил Worldschooling Summit, который можно было прослушать бесплатно. На вебинарах обсуждалась удаленная работа, путешествия с детьми и в том числе юридические вопросы, связанные с переходом на семейное обучение в разных странах.

Например, в Германии домашнее образование незаконно: не ходить в школу нельзя. Но не для всех это оказывается препятствием — всегда можно эмигрировать. Немецкая семья Sundance Family, в которой шестеро детей, переехала из Германии в Коста-Рику 12 лет назад. Они путешествуют full-time и часто проводят зимы в Таиланде, в сообществе, где порядка 200 семей, около сотни детей и большинство из них — ворлдскулеры.

Сообщества ворлдскулеров:

Лика Демаева говорит, что в дороге редко, но всё же сталкивается с этим:


В школе ученик проходит тему, часто не зная заранее, где это может пригодиться в будущем. А применяя знания на практике здесь и сейчас, он понимает, что это ему дает, и сразу получает ощутимый результат, который оправдывает затраченные усилия и мотивирует учиться дальше — не для галочки, а из интереса.

Тем не менее у ворлдскулинга действительно есть недостатки, которые стоит учесть:

  • Не во всех странах домашнее обучение легитимно и принимается обществом. Нужно знать правовые ограничения, уметь отстаивать эффективность семейного образования.
  • Ответственность за обучение детей ложится на плечи родителей. Нужно решать больше вопросов, это может вызывать стресс, тревожность, напряжение. С другой стороны, нет родительских собраний, дети не трясутся перед контрольными.
  • Требуется много времени, сил и терпения на то, чтобы подбирать программу, педагогов и курсы, контролировать прогресс, разбираться с бумажками, проходить бюрократические процедуры. У родителей остается меньше времени на себя, свою работу.
  • Стартовые условия у всех разные, начиная с цены авиабилетов до пункта назначения и заканчивая финансовыми ресурсами в принципе. Не у всех есть возможность перестроить свой график работы, наладить пассивный доход или сдавать недвижимость в аренду, чтобы компенсировать часть расходов на путешествия, репетиторов и курсы. С другой стороны, можно пользоваться только бесплатными платформами в интернете.
  • Не все профессии переводятся на удаленку. Работать врачом, строителем, водителем или поваром дистанционно невозможно.
  • При домашнем обучении у детей нет того количества общения со сверстниками, которое дает школа. С другой стороны, нет и школьной травли.
  • Если долго путешествовать, часто переезжать с места на место, могут возникнуть усталость, переизбыток впечатлений, эмоциональная перегрузка. Требуется дополнительное время, чтобы восстановиться.

Рассмотрим некоторые пункты подробнее.

Знания и навыки

Сдавать ли аттестации, каждая семья решает сама, но, как правило, родители контролируют, чтобы уровень знаний детей примерно соответствовал тому, что должны знать школьники в их возрасте.

Согласно американскому исследованию 2014 года, в котором приняли участие 75 выросших анскулеров, большинство из них не испытывали трудностей при поступлении в колледж или на бакалавриат и более половины стали предпринимателями.

Путешествия — это возможность перемещаться и смотреть на мир каждый раз сквозь новые очки, общаться со свидетелями исторических событий и получать знания из первых рук, а еще — научиться выкручиваться из разных ситуаций, быстро адаптироваться к новым условиям и мириться с неудачами.

По мнению Лэйни Либерти и Миро, worldschooling:

  • развивает навыки критического мышления,
  • формирует глобальное видение мира,
  • помогает стать восприимчивым к другим точкам зрения,
  • мотивирует активно действовать,
  • прививает любовь к постоянному обучению.

Последние 20 лет показали, что мы не в силах предсказать, какие профессии появятся завтра и какие навыки будут нужны. Ворлдскулеры верят, что главное — научить детей учиться самостоятельно, зная свой темп, сильные и слабые стороны. Учиться постоянно — критически необходимо.

Друзья и общение

«В родном городе у сыновей есть друзья, а в дороге их, по сути, не было, — говорит Лика. — С одной стороны, мы общались много с кем, но как только познакомишься — уже уезжаешь. К тому же редко когда у принимающей семьи есть дети, еще реже — подходящие по возрасту и интересам.

Безопасность и комфорт

Вторая крайность — считать, что дети вырастут избалованными, привыкшими к комфорту и отсутствию обязанностей. И здесь стоит сразу перейти к вопросу, который волнует всех.

Деньги

Комфортом иногда приходится жертвовать — в путешествии нужно быть готовым к разным условиям.

«В Колумбии был не очень удачный опыт с workaway, — рассказывает Лика. —

Хозяин сказал: хорошо, я возьму вас с детьми, только платите за их питание. Домик оказался реально сараем, туалет без воды, без света. Еды тоже почти никакой не было, а работа физически тяжелая — грядки копать, таскать что-то.

Для многих семей worldschooling означает необходимость не только тратить, но и зарабатывать в дороге. Ханна получила свой первый доход в 15, а полностью перешла на удаленку и стала независимой от родителей в возрасте 20, организовав собственный бизнес — бюро виртуальных ассистентов. Она начинала с блога на платформе Wandering Educators, писала заметки, редактировала, обслуживала сайты, вела социальные сети и даже работала литературным негром для книжной серии. А иногда переодевалась в фею, играла на скрипке в детском лагере или на улице.

«Когда мы приехали в Португалию по каучсерфингу, хозяин стал меня поучать: хоумскулингом надо заниматься вот так, всё я делаю неправильно, — рассказывает Лика. —

Мы договаривались на пять ночей, а он нас после четвертой выставил: всё, уезжайте, надоели. Нам пришлось срочно искать, где ночевать, мы не нашли и спали в палатке на пляже.

О кругосветке Лика мечтала с детства:

Есть много способов быть ворлдскулером. Эшли Даймок, автор книги World Schooling: How to Revolutionize Your Child’s Education Through Travel, выделила четыре возможных подхода:

Где еще почитать об опыте ворлдскулинга:

    — истории семей — еженедельные интервью — обсуждения семейных путешествий

Хочешь рассмешить коронавирус, расскажи ему о своих планах

Отмены бронирований, самоизоляция, кризис, стресс и прочие неприятности, вызванные пандемией, заставили многие семьи пересмотреть свои маршруты.

В конечном счете worldschooling — это не про то, что нужно срочно продавать имущество, увольняться с работы и скакать по планете с детьми, на ходу придумывая программу. Это о более осмысленном подходе к путешествиям и образованию детей. Путешествие не сводится к списку стран рядом с вашей фамилией, так же как образование — к сумме баллов за тесты. И даже если вы путешествуете только в пределах своей страны, вы всё равно можете представлять, что мир вокруг и есть ваша школа.

Читайте также: