Куда поехать в тайгу

Обновлено: 18.09.2024

Свобода избавила староверов от вековых гонений — и породила кардинальный конфликт поколений

Приблизительное время чтения: 15 мин.

Первый раз к бирюсинским староверам я заглянул лет двадцать назад. В то время ученые еще не называли их культурно-историческим феноменом. Потом на рубеже веков проплыл через все пороги на резиновой лодке, останавливаясь в каждом общинном поселении. Тогда мне казалось, что время не в силах поколебать их устои. Триста лет постоянных гонений, а они, как кремень. Но мой последний приезд к ним был ошеломляющим. Как будто шел-шел по привычной дороге и вдруг — пропасть.

Другой мир

Приехали как-то к нам чалдоны. Неверующие, значит, по-нашему, — рассказывает он мне. — И спрашивают: что вы все бороды красным красите? А мы отродясь такие, говорю. Всегда — огнебородые.

Большое семейство Кочевых живет в Прилуках. Маленькую деревушку специально спрятали от мира за бурными чунскими стремнинами. Только раньше здесь было двадцать семей, а теперь — девять. Сперва такую текучесть мне пытались объяснить таежным пожаром, который оставил их без зверя и пушнины, грибов и ягод. Но потом Карп Иванович сообщил о настоящем бедствии:

У меня у самого два сына в мир ушли. Один в Киеве обитает. Второй в Канске.

На таежном отшибе: путешествие к староверам

— Веру они сохранили?

— Какая там вера! Где была она — теперь дыра на том месте…

— А кто ж виноват?

— Кто?! Отец за сына отвечает. Я виноват! На работу все время цыганским кнутом мы их гнали. А когда здесь лес сплавляли… Они и пошли матросами на катера. А потом… Уплыли. Оба. И от нас. И от веры нашей.

— А в городе можно остаться старовером?

Без покаяния

В учебниках об этом не пишется. Но последующие русские бунты, сотрясавшие всю Россию, были пропитаны не только смутой, но и староверческой идеологией. И сами их лидеры — Степан Разин, Кондратий Булавин, Емельян Пугачев — являлись старообрядцами. Такого противостояния между народом и властью до этого никогда не было.

На таежном отшибе: путешествие к староверам

За душевной благодатью

Новую избу семидесятилетний старовер Петр Харин срубил на берегу Бирюсы. Дом получился бравый. Только по соседству никого нет. На десятки километров — безлюдная тайга. Вот уже двадцать лет живет он отшельником в сибирской глухомани.

Жить ему тяжело, но одиночество — не в тягость. Потому что сам ушел за этим уединением. За душевной благодатью.

На таежном отшибе: путешествие к староверам

Философия Харина проста: жить по совести, в ладу с самим собой. И люди тянутся к нему. Кто раз у него побывал — мимо уже не проплывает. Потому что редкая добросердечность — сродни святости. А простота его поступков — убедительнее нравоучений. И находясь с ним рядом, подспудно ловишь себя на мысли: а ты бы так смог? И чаще всего отвечаешь: нет.

Улучив момент, высказываю Харину свое недоумение:

— Разве так можно, Петр Абрамович?! Вы же фактически припасы свои раздаете. Потом из-за этой доброты зимой голодным сидеть будете.

— Бывает, что и сижу, — отвечает. — Но только, как душа подскажет, так и поступаю. Вот в позапрошлом году на этой самой Хаинде, по осени, я много харюзов наловил. Целую бочку засолил. Тоже думал, что зимой с рыбой буду. А медведь выждал момент, пришел незваным гостем и все съел. Пока есть возможность — надо делать добро. От жадности — богатым не станешь.

Петр Абрамович пошел в дом и стал собирать котомку… Снабдил пострадавшего продуктами, да еще и сети дал, чтобы тот с рыбой домой вернулся.

— Скажи, чем я тебя могу отблагодарить? — причитает несказанно довольный Федор. — Что тебе надо привезти? Заказывай!

Петр Абрамович рассмеялся и на полном серьезе ответил:

— Есть одно такое дело. Можешь помочь. Вот когда меня в аду будут жарить… Так ты не забудь в кострище дровишки подбрасывать. Хорошо? Поможешь мне сполна за мои грехи ответить. Вот этим и отблагодаришь.

Соблазн свободы

На таежном отшибе: путешествие к староверам

Катерина, молодая староверка из Луговой, гостившая в Прилуках, скажет:

— От пережитков надо отказываться, пока не поздно. — И приведет пример.

У нас школу новую начали строить, а старики ворчат: достаточно и четырехлетки. И чтобы никаких там компьютеров не было.

— Лишку сказала… Может, старое-то и надо обновлять. Но не веру! Мы еще не доросли до этого. Иначе совсем к погибели придем!

Добро без отклика

— Раньше идешь по тайге в райцентр, лесовоз остановится и подвезет тебя без проблем. А сейчас деньги требуют. Перед носом дверцей хлопают. Совсем ваш рынок людей испортил. А если вы так к нам, почему я должен по-другому?!

На таежном отшибе: путешествие к староверам

Разговор о человечности мы продолжим с Хариным следующим днем. Задолго до рассвета. Солнце еще только собиралось показаться из-за горы, а в печурке уже трещали дрова и огненные отсветы прыгали по янтарным бревнам. Тепло не спеша выпроваживало утреннюю зябкость. Петр Абрамович готовил тесто на рыбный пирог:

— За квашней надо ухаживать, как за ребенком. Не доглядишь — на сторону уйдет или не поднимется. А в итоге — без хлеба останешься.
Поняв, что в этой прелюдии — отзвук вчерашнего разговора, спрашиваю:

— Добро без отклика — это зло?

— Нужно уметь прощать людей, — отвечает он мне, прекращая на время все дела. — Только без любви — и дары, и помощь благодатью не станут. Ни для других, ни для себя самого. Вот и у меня не всегда все получается… Несколько лет назад заглянул ко мне со свитой важный чиновник. Пили они, куролесили, ругались… Я в избу ушел. А ему не понравилось такое пренебрежение. Сказал, что живу я в тайге без соответствующего разрешения. И я для него — никто… Провожать эту компанию на берег я не вышел. Не смог пересилить свою гордыню. Грех взял на душу…

Странником оказался москвич Серега. Совсем запутался он в своей жизни. Увлекся какой-то новомодной философией и мир стал ему не в радость. Однажды ткнул он не глядя пальцем в карту. Попал в Бирюсу. Приехал в Сибирь. Подстригся, сделал плот и поплыл навстречу неизвестной судьбе по порожистой реке.

Сразу вспомнилось мне, как перед моим отъездом сообщил он неожиданное:

— Я в староверческий монастырь ездил на Енисей. Присматривал на будущее, куда можно мою немощную старость пристроить… Но не приглянулась мне северная обитель… Вроде все там есть. И река… И тайга… А душа не приняла. Свободы — нет… Видно, на Бирюсе мне суждено свой век доживать.

— Но здесь, случись что, даже воды подать будет некому…

— А ты на мои мысли внимания не обращай, — успокоил он меня. — Я с ними здесь все время, как медведь в берлоге: с одного бока на другой переворачиваюсь… А вообще-то я — не угрюмый. Просто о душе приходится все время думать. О самом ценном и дорогом, что есть у человека. Но это — тайное… И ни с кем я из иноков себя не сравниваю… Грехов много. Молюсь редко… Но может, Господь и приведет к чему-то… Веришь, я раньше был очень хорошим охотником. А сейчас ружье в руки не беру. Зачем кого-то убивать, когда радость в жизни приносит только живое?!

Уже сейчас другими глазами начинают смотреть многие староверы на бывших своих изгоев. Потому что именно в их неказистых хижинах, построенных на отшибе, теперь обретают веру те, кто потерял в лихолетье последнюю надежду.

Комментарий

Церковь не ошибается. А люди — ошиблись.

Надо сказать, что современное сознание даже в целом воцерковленных людей с большим трудом преодолевает инерцию прочно усвоенных секулярных ценностей, поэтому немалое число верных чад Русской Православной Церкви в искреннем недоумении спрашивают: как это понимать — Церковь признает, что ранее ошибалась?

Церковь ошибаться не может, но это могут делать находящиеся в ней люди. И не только ошибаться, но и грешить, малодушничать, соблазняться… Церковь же движима Духом Святым, под воздействием которого и признаются ошибки, осознаются грехи, преодолеваются соблазны. Преодоление ошибок, осознание частичной неправоты тех или иных церковных деятелей есть свидетельство великой духовной силы Святой Церкви.

К чести Русской Православной Церкви, разобраться во всем досконально и научно убедительно смогли маститые профессора православных духовных школ — Н. Ф. Каптерев, Е. Е. Голубинский, С. А. Зеньковский, А. В. Карташев, А. А. Дмитриевский, НД. Успенский и другие. Упомяну и моего учителя — заслуженного профессора Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Иоанна Белевцева.

Есть и другое соборно выраженное сожаление — о насильственных методах проведения церковной реформы XVII века. Такой уж был тогда язык, такие нравы, такой порядок взаимоотношений Церкви с государством.

Среди весьма деятельных сторонников церковного единства можно назвать митрополита Антония (Храповицкого) и архиепископа Андрея (Ухтомского). Публичные лекции специально для старообрядцев читали князь Евгений Трубецкой, Сергий Булгаков и другие популярные в церковных кругах люди. Однако все надежды и чаяния были сметены огненным смерчем национальной катастрофы.

Сегодня можно говорить о начале сотрудничества со старообрядцами в достаточно широкой области церковно-общественных отношений. В качестве примера можно назвать активное участие представителей старообрядчества в деятельности последнего Всемирного Русского Народного Собора, посвященного 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, где очень тепло было принято выступление недавно почившего старообрядческого митрополита Московского и всея Руси Андриана. Если под сближением понимать установление дружественных отношений, то, пожалуй, мы выходим на путь установления именно таких отношений.

Под диалогом же пока следует понимать, прежде всего, попытку глубже и внимательнее всмотреться друг в друга, чтобы понять, что реально нас разъединяет сегодня. И пока трудно даже сказать наверняка, реален ли в ближайшем будущем конструктивный диалог — в парадигмах сегодняшнего мышления, сегодняшнего исторического опыта.

Попробую выразить собственную точку зрения. Я люблю свой народ, но совершенно не склонен его идеализировать. В нем много разного, много противоречий. Так же и в старообрядчестве. Как к нему ни относись, но оно — глубоко национальное проявление религиозного чувства. Нельзя пытаться понять русскую душу, русскую ментальность, не понимая или не замечая старообрядчества. Слишком массовое и народное это было явление.

Но нельзя умолчать и об опасностях старообрядчества. Все же если это и культура Святой Руси, то культура, нелегкими условиями своего существования подвергшаяся определенной трансформации. Главная опасность — своеобразная психология раскола, нечуждая духа изоляционизма и ксенофобии.

Иван МИРОЛЮБОВ, консультант Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, член Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством

Было это весной 2003 года. На рейсовом автобусе мы ехали в Томскую область. Наши места оказались рядом с человеком, с которым и в дальнейшем совпала наша дорога. Когда мы познакомились, он представился Александром из Вертикоса. По дороге мы разговорились, и он рассказал нам про свою деревню, которая находилась на живописном берегу Оби. Когда он спросил нас, куда мы едем, мы ответили, что точно пока не знаем, что планируем сначала посмотреть места, а где понравится там и остановимся. По дороге Наталья рассказала свой сон о месте, которое видела. Он сказал, что знает, где это. Вместе мы доехали до последней деревни, до которой можно было доехать на автобусе, дальше возможно было передвигаться только по Оби. Мы пересели на катер и продолжили путь. Через несколько часов мы решили сойти на причале Вертикоса вместе с Александром. Когда мы сошли, Александра встречала машина, прощаясь с ним, мы спросили, где его можно будет найти, он сказал, что если нам судьба попасть в то место, которое Наталья видела во сне, то, значит, мы ещё увидимся. И мы направились в сторону тайги. По пути на берегу увидели дедушку, который прогуливался там. Мы познакомились с ним и, в последствие, стали друзьями. Мы заходили к нему в гости, когда приходили из тайги в деревню за хлебом. Он рассказывал нам о тайге, какие где реки текут, где какой зверь ходит. Вместе с ним ходили на его любимое место, на высокий яр, с которого была видна бескрайняя Обь и тайга. Он же нам рассказал про маленькую деревушку на берегу, что осталось там всего несколько домиков и из жителей только старики.

Первую неделю было немножко не по себе, на вторую неделю мы уже стали привыкать, за это время обошли все окрестности, в округе насчитали 14 видов съедобных ягод, а также всевозможное разнообразие съедобных грибов. С каждым днём нам открывалось что-то новое. К нашей избушке помаленьку начали приходить зверушки из тайги, сначала белки, бурундуки, потом и покрупней начали приходить, такие как соболь, каборга, молодые лоси и небольшие медведи. Каждое утро, ещё до восхода солнца, вокруг избушки собирались глухари и почти перед самым восходом солнца приходили из тайги остальные зверушки, как мелкие так и более крупные. Они выходили на самые солнечные места, а глухари и кедровки располагались на ветках, утки и журавли слетались на озеро. Даже прилетал орёл белохвост, а иногда и лебеди. Когда солнце начинало выходить из-за горизонта многие зверушки даже закрывали глазки от блаженства, нежась в первых лучах солнца. В этот момент тайга затихала. После того, как солнце поднималось над горизонтом, все расходились и разлетались, видимо по своим делам. И так было каждое утро, если погода предвиделась быть ясной.

Днём белки с бурундуками возвращались и устраивали возню на ветках или на брёвнышках, которые возле избушки были, а глухари иногда устраивали свои брачные танцы или просто ходили вокруг избы камешки клевали. Они нас совсем не боялись и очень близко подпускали к себе, как будто домашние питомцы. Продукты, которые мы брали с собой, вскоре после нашего приезда закончились, и мы стали питаться только ягодой и сушёными грибами, правда поначалу ловили и рыбу, но желание к рыбе отпало само собой после того как стали появляться грибы. Через некоторое время мы стали находить молочную шишку, которую роняли зверушки, когда лазили на кедр полакомиться. Из этой шишки мы делали кедровое молоко, потом научились делать кедровые лепёшки и кедровое масло. А ещё очень вкусным оказался напиток из голубики. Готовили мы его не так как морсы из других ягод, может поэтому он и обладал необычным исцеляющим действием, способным лечить не только тело, но и душу. Интересно, что на этом питании мы не чуточку не похудели, хотя фигура значительно начала меняться, она как будь-то заново строилась, лишнее уходило, а где не хватало, добавлялось. Правда был период примерно неделю, когда организм интенсивно начал очищаться и тело начинало сильно потеть, после этого аромат, исходящий от тела, стал подобен аромату окружающего пространства и нас перестали кусать комары, и мошки. И что удивительно, что за лето мы значительно подросли. Также обострилось обоняние, слух и зрительная реакция. Местонахождение озера или реки можно было по запаху определить на расстоянии километра, не говоря уже о том, что по запаху можно было определить, кто неподалёку ходит: медведь, лось или, к примеру, волк.

Прожив там лето, было ощущение, что мы прожили там три года, три самых счастливых года. Каждый день мы просыпались самыми счастливыми. Каждый вечер мы смеялись от того, что вспоминали разных зверушек и что они вытворяли за день. Они всё время смешили нас своими забавными поступками. Много интересного и познавательного происходило каждый день.

Что касается разных способностей, то их трудно было разделять на отдельные. Просто для нас открывалось то, что ранее было недоступно. Например, виденье на расстоянии. Стоило только настроится, и мы могли видеть в состоянии лёгкого сна, то чем занимаются родные, о чём думают и что чувствуют. Также в спокойном состоянии, не напрягая мысль, можно было получить нужную информацию из окружающего пространства. Иногда чувствовалось, что информация поступала откуда-то сверху. А ещё очень приятно было согревать какую-нибудь зверушку взглядом и тогда она начинала подходить и, глядя в глаза, блаженно призакрывать глазки, как будто нежилась на солнышке. Так же в состоянии бодрствования можно было настроиться на параллельный мир и наблюдать за жизнью ранее живших людей, которые продолжали жить в тех местах.

Путешествие в тайгу

Однажды мы решили сплавать по реке вверх по течению. Проплыв километров пять начало происходить необычное. Солнце, как будто, стало светить ярче и от этого на душе стало очень приятно. Потом место обычной тайги начало появляться селение. Мы видели, как ходила девушка с коромыслом по воду к реке, как играли ребятишки, как взрослые мужчины строили что-то. Одежды у них были красивые с узорами разными самовышитыми. В течение часа мы наблюдали за жизнью, которая была там много веков назад, а может быть и тысячелетий. А потом всё постепенно стало исчезать. Мы после этого туда несколько раз приплывали, но ничего подобного не повторялось. Ещё мы научились там моделировать будущее, встраивать образ будущего в цепь временных событий, создавать живые образы, которыми можно было управлять. А так же стали понимать мысли не только людей и животных, но и растений.

Осенью приехал Алексей и сказал, что у нас есть час на сборы, что мы едем домой. Мы сказали ему, что у нас совершенно нет денег, что бы ехать домой. Он сказал, что нам поможет вернуться домой тот, из-за кого мы туда попали. И через час мы уже сидели в лодке. По щекам катились слёзы. Ведь в этом месте мы стали по-настоящему счастливыми, а чувство было такое, что мы ещё очень долго не сможем вернуться туда.

Возвращались мы не спеша. Алексей говорил, чтобы нам успеть, нам нельзя торопиться. Три дня мы спускались вниз по течению. Когда мы приплыли в деревню к причалу, желающих уехать было столько, что у нас совершенно не было никаких шансов сесть на последний катер, так как в этот день закрывался сезон водной навигации. Алексей высадил нас из лодки, пожелал счастливого пути. Дал газу и поплыл обратно в тайгу. Если честно мы были в шоке. Возникало такое ощущение, что нас выкинули на улицу, как ненужных котят.

Капитан меня практически не о чём не спрашивал, лишь предложил вместе полюбоваться видом из его рулевого отделения и немного рассказал о себе. Мы отчалили. И примерно минут через 20 я вернулся на своё место. Когда мы доплыли до Каргаска, сразу с автовокзала позвонили по данному нам номеру телефона. Взяла трубку какая-то бабушка. Когда я представился, она передала трубку моей маме. Мама была в шоке не меньше нас, ведь она даже не знала, где нас искать и куда ехать или плыть. Она ехала просто на обум, в надежде, хоть что-нибудь о нас узнать. А мы тут сами, раз и появились. В общем, встретились мы на вокзале, сели в микроавтобус и поехали домой в Новосибирск.

После приезда домой было сложно адаптироваться к окружающим условиям. Очень сильно чувствовались мысли людей, их разные низменные желания и намерения. Вся еда казалась абсолютно пустой и порой отравляющей. Возникало такое ощущение, как будто мы вернулись в ад, которого раньше и не замечали. Даже самовыращенные овощи и фрукты казались несъедобными из-за нарушенной в них генетической информации предназначенной для жизнедеятельности организма.

Лишь со временем мы стали понимать, что встреча с дедушкой Алексеем была не случайна, и для чего он нас отвёз в то удивительное место. Он не писал догм и не устраивал никаких нравоучений, он сделал так, чтобы мы сами на себе прочувствовали всё. Ведь приехав в тайгу, мы были обычными такими же, как и все люди, с таким же мышлением и такими же пороками, как у большинства. Наш сын так же не чем не отличался от всех. На тот момент ему шёл пятый год.

Когда мы вернулись из тайги, мы заметили, что его память стала не такой как раньше. Прочитав несколько страниц взрослой книги, он без труда мог пересказать всё прочитанное слово в слово. И примерно раз в два, три дня он рассказывал то, что будет происходить в недалёком будущем. Стоило что-нибудь спланировать, как буквально через пару дней он рассказывал, как всё будет и все последствия задуманного.

Все наши способности сохранялись ещё несколько лет, а потом стали постепенно угасать, как у нас, так и у нашего сына.

После приезда мы хотели поделиться полученным опытом. Хотели рассказать о том, как обычный человек нашей цивилизации, вернувшись в условия естественной природы, может вернуть все свои утраченные способности данные человеку при сотворении.

Куда бы мы не приезжали, наш опыт был не слышим. Лишь спустя несколько лет стало ясно, что тогда было не время этим делиться, так как сами были ещё не готовы и мало что понимали.

Через 4 дня пути мы были на месте. В избе никого не было. Мы распаковали вещи и пошли готовить баню, чтобы попариться и искупаться в реке, как это делали 9 лет назад. Каждый день мы гуляли по тайге, кушали разную ягоду.

Наше суетливое состояние начало постепенно успокаиваться. Всё чаще стали ходить босиком, а потом и вовсе перешли на минимум одежды. Время от времени устраивали солнечные и воздушные ванны и каждое утро и вечер купались в реке. Постепенно стали возвращаться забытые чувства и ощущения, начали проявляться некоторые несложные способности.

Мысль о том, что совсем недалеко от нас находится то самое место, где мы когда-то обрели себя и стали по настоящему счастливыми, не давала нам покою. Со временем стало появляться непреодолимое желание побывать в там. 9 лет назад дедушка отвозил нас туда на своей моторной лодке. И мы решили сплавать туда на вёслах, на лодке, которую оставили проводники, чтобы можно было ловить рыбу. Выбрали день более подходящий и отправились в путь.

11 часов мы гребли против течения. И вот, наконец-то, увидели знакомый берег. Уставшие, но полные предвкушения увидеть то место, мы причалили и покарабкались на верх.

Проходя по тропинке мимо соснового леса, где мы любили собирать грибы, возникло странное, как будто что-то случилось. Тайга казалась тёмной и мрачной, ни одной птицы не было слышно, не одной белки не было видно на деревьях. Очень сильно кусали комары и мошки.

Когда мы стали подходить к избушке мы увидели ужасную картину. На песке возле заросшего костра валялись бутылки из-под водки, а на полянке, куда собирались зверушки встречать рассвет, стояли петли и капканы, возле которых лежали перья с кусочками шерсти и высохшая на палках кровь. Немного в стороне стояло сооружение, куда прятались охотники, чтобы в вырезанное отверстие в деревянном щите стрелять прилетевших птиц.

Со слезами на глазах Наталья начала разламывать охотничьи постройки и выдирать капканы, а потом ещё долго плакала сидя на брёвнышке в лесу.

А мы с Катей тем временем выкопали яму, собрали все ловушки и разбросанные патроны и всё, что можно было сжечь, скидали в яму и подожгли. В самой избушке были сорваны полы и выпилена бензопилой половина стены. Вокруг, где когда-то было изобилие грибов и ягод, была пустошь. Стало ясно. Природа в тех местах больше не откроется человеку.

Этим же вечером мы отправились обратно. Не преодолимая злоба бурлила на тех, кто так безжалостно надругался над тем прекрасным райским местом. Последняя надежда испытать то, что испытали 9 лет назад, разрушилась. И очень большая грусть и печаль охватила наши сердца. Казалось это не пройдёт никогда.

После того, как мы приплыли обратно в общую избу, от усталости и переживаний мы проспали весь день. А на утро следующего дня мы увидели то, чего мы уже не надеялись увидеть никогда. Забежала в дом Катя и позвала нас на улицу. На небольшую солнечную полянку возле избы начали слетаться птицы и собираться из тайги разные зверушки. Неподалёку в кустах рычали озорные медвежата, а с другой стороны трубил низким тоном лось. Значит, тайга не забыла нас. Они как будто пришли успокоить и показать, что сними всё в порядке. От всего увиденного на сердце стало легко и радостно. А Наталья и вовсе радовалась как ребёнок, хотя по щекам и катились слёзы.

Прошло несколько дней. Настроение было хорошее. Время от времени мы ходили купаться на озеро, до которого нужно было идти 4 км. Тропа шла через три болота. По дороге встречалась разная ягода, а по берегу озера, возле самой воды, мы находили грибы. Лето было засушливое и просто в тайге грибов было не найти.

Вода в озере прозрачная как слеза и очень вкусная. Когда в неё окунаешься, возникает ощущение нежности и мягкости. Накупавшись и набрав полные бутылки воды, мы возвращались обратно. Девять лет назад дедушка Алексей рассказывал, что вода в этом озере целебная и помогает от многих болезней. Он пару раз водил нас к озеру. Тогда у Натальи была астма и хроническая ангина. Когда мы подходили к озеру, астма проходила, а когда возвращались обратно, она опять начиналась. Мы с собой тогда тоже воду набирали и, когда Наталья её пила, у неё всё проходило. Так она вылечилась от астмы и хронической ангины.

И вот прошло уже почти два месяца. И вдруг нам стали сниться странные сны, которые повторялись, время от времени. Снилось, как горит тайга кругом, и огонь двигается в нашу сторону. Через несколько дней начал появляться запах дыма. И мы подумали, что нужно собираться, чтобы сплавиться на лодке по течению.

Мы собрали вещи и решили отправляться. Но через немного пошёл дождь, из-за которого мы решили задержаться. Дождик брызгал несколько дней. И после того как он закончился и погода наладилась, мы услышали гул моторной лодки. Я вышел на берег и увидел дедушку Алексея с двумя проводниками. Мы поздоровались и пошли в избу. Потом затопили баню, хорошо попарились, искупались в реке и сели ужинать.


Сам по себе дедушка человек необычный. Проводники рассказывали, как не раз привозили к нему в тайгу обездвиженных людей, от которых отказывались врачи, а обратно они уезжали своими ногами. Он обладал очень мощной энергией, которой и исцелял людей, без труда читал мысли, мог видеть прошлое и будущее человека, либо не зримо быть рядом с человеком и помогать ему в трудных ситуациях. Но это лишь малые проявления, которые удивляли многих. То, что нас по-настоящему удивило, так это то, как он умеет моделировать события, задействуя разных людей, и запускать задуманное в цепь временных событий. Либо создавать живые образы, которые могли целенаправленно влиять на материю, независимо от её масштаба.

В детском саду Казахстана разыграли сценку расстрела студента советскими военными

В детском саду Казахстана разыграли сценку расстрела студента советскими военными

В Москве от последствий коронавируса умерла судья Басманного райсуда Юлия Сафина, санкционировавшая громкие аресты

В Москве от последствий коронавируса умерла судья Басманного райсуда Юлия Сафина.

Домашние катастрофы - не дай бог такое!

Одна из попыток создать идеальное место заключения: вращающиеся тюрьмы

Одна из попыток создать идеальное место заключения: вращающиеся тюрьмы

Гостинцы для бабушки, которой больше нет

Проиграли. Все пропало?


"Нас избили толпой": в Твери охрана ночного клуба устроила потасовку с посетителями


"Не шесть миллионов, а 500 тысяч": в "Роскосмосе" обиделись на неверную информацию о банкете в.

В Свердловской области школьник нахамил учителю и получил пощёчину

В Свердловской области школьник нахамил учителю и получил пощёчину

Биологи обнаружили в глубокой шахте животное с 1306 лапами (3 фото)

Биологи обнаружили в глубокой шахте животное с 1306 лапами (3 фото)

Южный осьминог-пельмень: с начинкой из светящихся бактерий

Южный осьминог-пельмень: с начинкой из светящихся бактерий

Легендарная подводная лодка С-56

Реликвии прошлого: уцелевшие памятники советской эпохи

Реликвии прошлого: уцелевшие памятники советской эпохи

15 хитрых снимков, которые любого могут поставить в тупик

15 хитрых снимков, которые любого могут поставить в тупик

И девять лет не прошло: вышел трейлер нового сезона Bleach

И девять лет не прошло: вышел трейлер нового сезона Bleach

Олдскульные лесорубы, которые валили гигантские деревья вручную, 1890 - 1935 гг

Олдскульные лесорубы, которые валили гигантские деревья вручную, 1890 - 1935 гг

В Индии врачи удалили мужчине из почек 156 камней

В Москве преступники обчистили карманы уснувшего на остановке мужчины

В Москве преступники обчистили карманы уснувшего на остановке мужчины

В Филадельфии чернокожий раскатал губу на добро азиатов и был наказан

В Филадельфии чернокожий раскатал губу на добро азиатов и был наказан

Для любителей каллиграфии: примеры идеального почерка

Для любителей каллиграфии: примеры идеального почерка

На Ямале среди ночи в квартиру с чердака провалился бомж

На Ямале среди ночи в квартиру с чердака провалился бомж

Блогерша обменяла обычную заколку для волос на дом

Блогерша обменяла обычную заколку для волос на дом

Фотограф показал красоту покинутой роскоши

Инстаграм и реальность - это две большие разницы

Стали известны симптомы при заражении омикрон-штаммом

Стали известны симптомы при заражении омикрон-штаммом

Полярные медведи на покинутой советской метеорологической станции

Полярные медведи на покинутой советской метеорологической станции

Тест по фильму

15 бутылок водки и первый танец под песню Гурбангулы: в Туркменистане разъяснили, как правильно провести свадьбу

15 бутылок водки и первый танец под песню Гурбангулы: в Туркменистане разъяснили, как правильно.

В Италии мошенник 13 лет притворялся слепым ради 170 000 евро

В Италии мошенник 13 лет притворялся слепым ради 170 000 евро

Драка Дедов Морозов в Москве попала на видео

Самые необычные объекты во Вселенной

Женщины за станками: американки времен Второй мировой

Женщины за станками: американки времен Второй мировой


"Чистим снег, а он лежит": дорожные рабочие нашли в сугробе труп, который внезапно встал и пошел.

Макрохелес Реттенмейера: клещ, который заменяет муравью часть ноги

Макрохелес Реттенмейера: клещ, который заменяет муравью часть ноги

Жительница Пенсильвании родила в машине с автопилотом

Жительница Пенсильвании родила в машине с автопилотом

4 народа России, которых давно не существует: куда они исчезли

4 народа России, которых давно не существует: куда они исчезли

Магаданского депутата, обвиняемого в массовом отстреле гусей, нашли мертвым в офисе

Магаданского депутата, обвиняемого в массовом отстреле гусей, нашли мертвым в офисе

Когда сон не в радость: что вызывает болезненные ощущения после ночного отдыха?

Когда сон не в радость: что вызывает болезненные ощущения после ночного отдыха?

Работник метро не справился с поломоечной машиной и упал вместе с ней с платформы

Работник метро не справился с поломоечной машиной и упал вместе с ней с платформы

Ginetta G32 — малоизвестный спорткар 80-х со средним расположением двигателя

Ginetta G32 — малоизвестный спорткар 80-х со средним расположением двигателя

Мужчина спас собаку, застрявшую на обрыве скалы

В ГИБДД заинтересовались соцсетями блогеров-нарушителей

В ГИБДД заинтересовались соцсетями блогеров-нарушителей

Страусы не позволяют мужчине забрать яйцо

Подросток из Казахстана заявил в TikTok про стрельбу в школах и отправился в полицию

Подросток из Казахстана заявил в TikTok про стрельбу в школах и отправился в полицию


Договоримся на берегу: солнце, море и песок оставляем для отпуска. Пусть вы чемпион по наряжанию гирляндами пальм, без сияющей елки, свежего морозного воздуха и улиц, укутанных снегом, правильного ощущения Нового года не бывает!


За настоящей зимой едем в Сибирь. Невероятно красивая природа, качественный сервис, который вас приятно удивит, и по-настоящему уникальные места, увидеть которые нужно хотя бы раз в жизни. Новогодние праздники – лучшее для этого время, ведь особый сибирский колорит прочувствовать на 100% можно именно в это время!


Топ-1 и лучшее место для встречи Нового года – Белокуриха. Город-курорт, который нередко сравнивают с альпийскими деревушками, особенно хорош зимой и предлагает максимально разнообразный отдых. Добраться сюда легко: прямой перелет до Новосибирска, Барнаула или Горно-Алтайска, а дальше на рейсовом автобусе, такси или трансфере до самого курорта. Ближайший аэропорт расположен в Горно-Алтайске, отсюда до Белокурихи всего лишь полтора часа пути.

Уникальный микроклимат обеспечивает комфортную температуру и много солнца. Здесь можно насладиться величественной красотой алтайской природы: прогуляться к горе Церковке, полюбоваться панорамой заснеженных долин, восхититься инопланетными елками.

В Белокурихе работают несколько горнолыжных трасс: свой уровень найдут и начинающие, и уверенные спортсмены. Множество ресторанчиков и баров предлагают отведать блюда европейской кухни и местные деликатесы: мясо марала, таймень, мед, кедровые орешки, алтайские сыры. Так как Белокуриха – бальнеологический курорт, то сюда едут не только отдохнуть, но и подтянуть здоровье.

Размещаться гости предпочитают именно в санаториях. Каждая из здравниц готовит собственную новогоднюю программу и оформляет свою территорию, поэтому курорт в это время встречает световыми шоу, массой сюжетных ледяных фигур, катками и разнообразными активностями.

Легендарный Байкал – самое глубокое озеро на планете

Добраться сюда можно прилетев в Иркутск на самолете, а дальше на рейсовом транспорте или заказном трансфере до непосредственного места размещения. В Иркутске работает множество турфирм предлагающих услуги по доставке.

Шерегеш: в гости к шорцам


Знаменитый горнолыжный курорт – Мекка для поклонников зимних видов спорта. И совершенно не зря. Лучшую трассу в Сибири найти сложно, отлаженная инфраструктура и удивительная природа впечатляют даже тех, кто до этого катался только в Альпах. Несмотря на то, что в России много других, возможно, более продуманных с точки зрения инфраструктуры мест, Шерегеш обладает особой атмосферой, которую действительно не встретить больше нигде. Горы здесь не менее живописные, чем в кавказском Домбае.

Добраться до Шерегеша удобно на рейсовых автобусах из Новосибирска или Новокузнецка, куда легко прилететь на самолете. Гостиницы лучше бронировать заранее, их здесь в сезон разбирают быстро.

На четвертом месте излюбленное место летнего отдыха – Телецкое озеро. Здесь вас встретит особый озерный климат: летом он обеспечивает прохладу, а зимой, напротив, удерживают температуру на отметке гораздо выше, чем в городе. К примеру, если в Новосибирске – 25, здесь вас ждут вполне комфортные – 10.

Добраться сюда можно на рейсовом автобусе из Барнаула или Новосибирска или выкупив путевку (проезд) у туроператора.

Красноярск: Столбы и Бобровый лог


NB! Места в гостиницах, ресторанах и санаториях разбирают заранее, также как и места на рейсах с комфортными датами. Согласно данным Aviasales, основной авиапоток туристов в новогоднюю Сибирь придется из Москвы, Петербурга, Краснодара и Сочи. Например, сейчас можно купить билеты на новогодние каникулы по выгодным тарифам из Москвы в Новосибирск и обратно за 10 тысяч рублей или из Петербурга в Иркутск за 20 тысяч рублей. Ближе к праздникам билеты подорожают до 50%.

Читайте также: