Куда сходить на полянке

Обновлено: 19.09.2024

Ездили всей семьей - то есть я, жена и ребенок 1,7 года. На Черноморском побережье мы прожили чуть менее месяца. В это время я полноценно удаленно работал, поэтому вылазки были только по выходным. Одни выходные выпали из-за болезни сына, поэтому в пару запланированных походов мы так и не сходили. Затем наступил двухнедельный отпуск, который мы начали с перемещения от моря в Адыгею и далее в Ставрополье. По каждому посещенному месту я ниже привожу свои краткие впечатления и по паре-тройке фотографий с телефона, чтобы было понятно, о чем речь. Ребенок ходил в походы частично сам, частично - в специальном каркасном заплечном рюкзаке Deuter Kid Comfort, ниже есть фото. Если есть вопросы - задавайте :)

1. Каньон "Белые скалы" в Хосте

Сходили в поход по каньону вдоль реки Большая Хоста в Сочинском национальном парке. Парк хорошо обустроен, в наиболее посещаемой части сделаны перила, скамейки и даже лежаки для отдыха, маршрут по каньону размечен, сделаны мостики. Большинство посетителей ходят до так называемой купели недалеко от входа, смотрят водопад и идут обратно. Мы прошли полный маршрут до кафе, оттуда вернулись по лесной дороге, уже ничем не примечательной, на УАЗе за 500 рублей. Каньон в солнечную погоду при полноводной реке очень красив, людей на маршруте до кафе практически нет. Очень понравилось.

https://yetlandia.ru/images/normal/5251.jpg

https://yetlandia.ru/images/normal/5253.jpg

2. Санаторий Орджоникидзе в Сочи

Центральный Сочи неожиданно понравился в плане прогулки по городу. Всё приведено в порядок, симпатично и современно. Заехали в заброшенный санаторий Орждоникидзе, охранник отловил нас на входе в парк и в букальном смысле перегородил путь к санаторию. Объяснить, что именно он "охраняет" и почему по территории нельзя гулять, объяснить не смог. Плюнули, развернулись и вошли с другого края парка, стараясь не шуметь. Потом выяснили, что можно вообще без приключений зайти еще через одни ворота - почему-то про это никто не писал в отчетах. Место очень интересное. Поговаривают, что скоро весь комплекс превратят чуть ли не в казино.

https://yetlandia.ru/images/normal/5436.jpg

https://yetlandia.ru/images/normal/5437.jpg

3. Дача Сталина в Мацесте и башня на горе Ахун

Дача Сталина не представляет из себя ничего особенного, но с персональным экскурсоводом было интересно. Ну это примерно как аудигид в замке сильно оживляет картинку. На башню на горе Ахун ездили вечером перед закатом - красиво. Если во время визита не подвезут автобус с экскурсионной группой - будет совсем хорошо. Оба объекта я бы оценил как "можно заехать".

https://yetlandia.ru/images/normal/5435.jpg

https://yetlandia.ru/images/normal/5440.jpg

4. Красная поляна

Сходили в поход по маршруту "Альпийские луга". Начало маршрута - от станции канатной дороги на высоте 2200 метров, маршрут честного красного цвета, с довольно крутыми подъемами, суммарный набор высоты в серии подъемов и спусков - 400 метров. Очень красиво. Можно встретить диких серн. Нужна нормальная обувь, хотя бы кроссовки.

https://yetlandia.ru/images/normal/5442.jpg

https://yetlandia.ru/images/normal/5443.jpg

https://yetlandia.ru/images/normal/5444.jpg

5. Роза Хутор

Прогулялись по большому и малому маршрутам в высокогорном парке "Менделиха" с водопадами. Большой маршрут доступен для людей с любой физической формой. Малый маршрут пожестче. До парка добираются вначале на обычном, а потом - на кресельном подъемнике с потрясающими видами. Пожалуй, поездка на кресельнике впечатлила даже больше самого парка :)

https://yetlandia.ru/images/normal/5445.jpg

https://yetlandia.ru/images/normal/5446.jpg

6. Мезмай и Гуамское ущелье

Покинув побережье Чёрного моря, мы перевалились через горы и приехали в село Мезмай, что на границе Краснодарского края с Адыгеей. В селе, несмотря на немалые размеры, до сих пор нет асфальта. Да и до села дорогу от Гуамки заасфальтировали совсем недавно. В общем, очень красивые, в меру дикие места. Здесь есть куда сходить в походы, но мы ограничились поездкой по узкоколейной железной дороге из Гуамки вдоль ущелья и далее прошли пешком по заброшенной ее части до Мезмая и обратно.

https://yetlandia.ru/images/normal/5447.jpg

https://yetlandia.ru/images/normal/5448.jpg

https://yetlandia.ru/images/normal/5450.jpg

7. Гранитный каньон в Адыгее

Проехали вдоль Гранитного каньона по приятному видовому серпантину от Даховской до Гузерипля и обратно с остановками. Красиво, умиротворяюще, интересно. Очень похоже на Норвегию. Стоит прогуляться по бесплатному подвесному мосту в поселке Никель. Вообще говоря, Адыгея весьма неожиданно удивила красотами, хорошими дорогами, очень невысокими ценами на всё. Регион явно развивается, и есть необычное для России ощущение, что цены отстают от качества.

https://yetlandia.ru/images/normal/5452.jpg

https://yetlandia.ru/images/normal/5453.jpg

https://yetlandia.ru/images/normal/5451.jpg

8. Водопады Руфабго в Адыгее

Сходили в поход по одноименному каньону. Место приятное, но уже не так впечатляет после предыдущих походов. Прошли до водопада "Девичья коса" (тут заканчивается основной маршрут), забрались на него и еще немного в гору. Поняв, что уклон становится слишком крутым, тропинка - слишком скользкой, а виды закончились, вернулись обратно. В целом неплохо, но местами много народа. Еще съездили к дольменам и в долину аммонитов. Аммониты, похоже, все вывезли, так как удалось найти только два валуна с отпечатками больших древних моллюсков. У входа на тропу к дольменам пытаются нелегально изъять по 100 рублей с каждого - не дали.

https://yetlandia.ru/images/normal/5455.jpg

https://yetlandia.ru/images/normal/5456.jpg

9. Плато Лаго-Наки на границе Адыгеи и Краснодарского края

Прошли весь маршрут выходного дня и даже дальше, вверх по горам. Потрясающе красивое место: синие горы, лошади на вольном выгуле, живописная долина и рождающаяся на глазах погода. На последних нескольких километрах к КПП нацпарка нет асфальта, но в целом грейдер удовлетворительный, особенно в обратном направлении под горку. В самом нацпарке первые полтора километра можно проехать на машине - в принципе, на любой. Мы прошли этот участок пешком.


https://yetlandia.ru/images/normal/5457.jpg

https://yetlandia.ru/images/normal/5458.jpg

https://yetlandia.ru/images/normal/5459.jpg

10. Пятигорск

В общем и целом впечатления не произвел. Если не сходить с туристическо-курортных маршрутов, выглядит неплохо. Чуть в сторону - уныние. Специально можно не ездить. На горе Машук делать нечего. Спускались пешком по терренкуру - он зарос деревьями, видов нет. На место дуэли Лермонтова лучше доехать на такси или машине, чем тратить время на спуск с Машука. Из Эммануэлевского парка можно увидеть Эльбрус, поражающий своими размерами на фоне остальной горной гряды.

https://yetlandia.ru/images/normal/5460.jpg

https://yetlandia.ru/images/normal/5461.jpg

11. Кисловодск

Неожиданно очень понравился. Центр нетипичный для российских городов по строению и архитектуре. Курортный бульвар и парк - на хорошем европейском уровне. Приятен и днем, и вечером. Обошли почти весь парк, поднялись к "Хозяину горы". На фотках в отчетах это место интереснее, чем есть на самом деле. В локации "Медовые водопады" и "Кольцо-Гора" можно не ездить - особо ничего интересного нет, зато полно местных Остапов Бендеров, собирающих деньги буквально за всё, и толпы народа из экскурсионных автобусов.

https://yetlandia.ru/images/normal/5462.jpg

https://yetlandia.ru/images/normal/5463.jpg

https://yetlandia.ru/images/normal/5464.jpg

12. Малое седло и Большое седло в Кисловодске

Хороший видовой маршрут на несколько часов. Подойдет людям с любой физической подготовкой. Начинается от верхней станции канатной дороги, но мы заехали к станции на машине (дорога раздолбанная, но ее делают и расширяют прямо сейчас). Набор высоты имеется, но он небольшой и очень плавный. Большое седло - почти 1500 метров над уровнем моря.

https://yetlandia.ru/images/normal/5473.jpg

https://yetlandia.ru/images/normal/5472.jpg

13. Джилы-Су и поляна Эммануэля

Полтора часа езды от Кисловодска по тупиковой дороге в Кабардино-Балкарию. Дорога в целом хорошая, виды - потрясающие, через полчаса от Кисловодска появляется величественный Эльбрус. Большинству хватает этих впечатлений и небольшой вылазки к водопадам недалеко от парковки. Нам же, как всегда, надо забраться в горы и потому мы сходили в поход на поляну Эммануэля, это долина у подножия Эльбруса - отсюда были сделаны первые успешные восхождения в XIX веке. Пожалуй, самое живописное место из всех посещенных в этой поездке. Эльбрус великолепен и как будто нереален своими размерами. Самое большое впечатление от поездки.


https://yetlandia.ru/images/normal/5469.jpg

https://yetlandia.ru/images/normal/5467.jpg

https://yetlandia.ru/images/normal/5466.jpg

https://yetlandia.ru/images/normal/5468.jpg

14. Ессентуки

Город уныл чуть менее, чем полностью и передает привет из начала 2000-х. Парк неухожен, вечерами неуютно даже на центральных улицах. Ессентуки 4 в бювете достойные. Можно смело проезжать мимо. Из внешне интересного, пожалуй, только грязелечебница, построенная в 1915 году в античном стиле и занимающая целый квартал.

https://yetlandia.ru/images/normal/5470.jpg

https://yetlandia.ru/images/normal/5471.jpg

Эх, повезло вам с Эльбрусом и Джилы-Су. А нам Эльбрус почти не показывался. Только когда совсем на него на канатке поднялись, разглядели :-)
И водопад представлял из себя почти чёрный поток, ещё позавчера снёсший мост, по которому мы тоже собирались пройти к сусликам.

Мы жили в Кисловодске в течение нескольких дней, поэтому поехали в Джилы-Су исходя из прогноза погоды. Понятно, что прогноз погоды и горы - это вещи малосовместимые, но в итоге все произошло, как было предсказано: утром ясно, чуть позже набежали облака, после обеда совсем затянуло и начал накрапывать дождь. Соответственно, утром мы встали пораньше и без остановок на каких-либо смотровых площадках доехали как можно быстрее до Джилы-Су, чтобы посмотреть на Эльбрус вблизи, пока его не скрыли облака.

Спасибо за рассказ впечатления в основном схожие с нашими. Это касательно тех мест, где и мы побывали.
Ну может про спуск с Машука не так. Нам он понравился больше, чем остальная прогулка по Пятигорску. Виды да, в основном закрыты, но отличная аллея среди деревьев, прохлада, воздух.
Может так сложились обстоятельства. У нас не было с собой коляски и в Пятигорске было жарко.
К седлам в Кисловодске спортивно подниматься пешком снизу по самому крутому теренкуру, кажется 3. А спускаться по другую сторону от Малого седла вниз по тропе :)
Ну и к Медовым водопадам тоже можно прогуляться по долине от Замка любви. Понравилось больше самих водпадов

Гламурненько :) На обратном пути от Дагов тоже хотел в Мезмай заехать по ущелью погулять и на Орлиную полку забраться. Ну и заодно всякие там Осетии с их кармадонами и Безенгийскими стенками.
Но решил, что все же лучше отдельную поездку сделать, а то впечатление от Дагов могут подпортить кайф :)

Выбрал бы ты правильный Дагестан при планировании маршрута, раздумий о заезде в Мезмай не возникло бы :)

https://yetlandia.ru/images/normal/5474.jpg

Во, прям растете на глазах! Ни одного сетования все четко, по делу, туристически-бодро и позитивно. Так держать!

всего-навсего, человек вместо Крыма поехал на Кавказ > Ни одного сетования все четко, по делу, туристически-бодро и позитивно.

Роза Хутор

Красная Поляна — это запутанный клубок из названий разных курортов, поселков, комплексов и подъемников. Новичку сложно разобраться! Я протяну вам путеводную нить, чтобы помочь выйти из лабиринта: расскажу, чем отличаются курорты, как они устроены и какой лучше выбрать для отдыха летом, покажу фото и поделюсь впечатлениями.

Содержание:

Что такое "Красная Поляна"

Перво-наперво нужно понять, что, когда говорят и пишут "Красная Поляна", могут иметь в виду:

  • конкретный жилой поселок
  • горнолыжный курорт, который до 2019 года носил дурацкое имя "Горки Город"
  • курортную зону со всеми комплексами и поселками, или горный кластер.

Поэтому, чтобы вы не запутались, я всегда буду уточнять, о чем пишу. Теперь расскажу о каждом поселке и курорте.

Где лучше бронировать жилье в Красной Поляне:

    — бронирование отелей — поиск лучшей цены на отели — покупка туров с перелетом и бронирование отелей по выгодной цене у туроператоров

Курорт Роза Хутор

В эту поездку мы отдали предпочтение подъемникам "Розы Хутор" и "Красной Поляны", потому что они самые зрелищные.

Карта курортов и поселков

Поселок Красная Поляна

До Кавказской войны тут жили горцы, а затем их изгнали. Теперь Красная Поляна — милый жилой поселок с деревянными шале, магазинами, уютными кафе и отелями. Еще недавно он был маленьким и скромным, но к Олимпиаде его застроили. Селитесь тут, если хотите пожить в тишине и спокойствии, а не среди толпы туристов.

Жить и питаться в поселке немного дешевле, но до подъемников придется ездить на автобусе или такси, что неудобно. Вроде как и недалеко, а на деле от Розы Хутор до поселка Красная Поляна мы ехали на автобусе около 30 минут!

Если ехать из Сочи, поселок будет самым первым. Чтобы попасть туда, с современной скоростной трассы нужно свернуть налево, иначе поселок останется в стороне.

Так выглядит жилой поселок Красная Поляна. Дома в поселке Красная Поляна. Транспорта немного, людей на улицах — тоже.

Эсто-Садок

Примерно пять минут езды на машине, и вы уже в Эсто-Садке. Именно к нему административно относятся все краснополянские курорты и комплексы: "Роза Хутор", "Газпром", "Альпика", "Красная Поляна" (бывший "Горки Город").

Эсто-Садок — жилой поселок с развитой инфраструктурой, поэтому для нашего отдыха летом в горах Красной Поляны мы выбрали его. Если вы хотите быть в центре курортной жизни, селитесь тут: есть прогулочная зона, много магазинов, большой выбор развлечений (даже казино), кафе и отелей, в том числе недорогих. До подъемников курорта "Красная Поляна" можно дойти пешком, а вот до остальных нужно ехать на автобусе.

В Эсто-Садке нам понравилось все, кроме широкой и шумной улицы Эстонской, которая проходит сквозь весь поселок. Чтобы попасть ко многим кафе, ресторанам и магазинам, нужно идти вдоль нее. Это некомфортно, и хваленым горным воздухом не подышишь. Ко всему прочему переходов мало, а светофоры для пешеходов включаться не спешат.

Думаю, в отеле с видом на Эстонскую улицу с открытыми окнами сладко не поспишь. Чтобы не слышать шум автомобилей с дороги, ищите отель подальше от нее или с окнами на другую сторону. Мы выбрали уютный мини-отель "Усадьба" на тихой улице, но в центре поселка.

Через весь Эсто-Садок проходит широкая трасса, и перейти ее можно лишь по нескольким переходам. Думаю, в отеле с видом на Эстонскую улицу с открытыми окнами сладко не поспишь. Приятно встречать утро, сидя на балконе с чашечкой кофе и любуясь таким видом! На территории Эсто-Садка находится часть курортного городка "Красная Поляна" 540 м. Именно там сосредоточена почти вся отельно-ресторанно-развлекательная жизнь, в том числе казино и торговый центр.

Курорт "Красная Поляна"

Курорт делится на нижнюю Поляну 540 и верхнюю Поляну 960.

Поляна 540 находится в Эсто-Садке и отделена от него улицей Эстонской. На территории Поляны 540 находятся огромное казино, отели Marriott 5* и Кортъярд Марриотт 4*, апартаменты "Горки Город", куча кафе, ресторанов, магазинов и даже ТЦ. Тут всегда оживленно, много огней и развлечений, играет музыка.

Поляна 960 — это продолжение поселка, но уже на высоте 960 метров над уровнем моря. Летом тут довольно тихо и малолюдно, поэтому жить приятно. На этой высоте много престижных отелей и кафе, красивые виды на горы, чистый воздух и нет шума машин, но цены на все довольно высокие, а выбор еды небольшой. Впрочем, вы всегда можете спуститься на канатке в Поляну 540, где кипит жизнь! Добраться можно не только на подъемнике, но и по автомобильной дороге. Проезд на канатке с высоты 540 на 960 и обратно для гостей отелей верхней Поляны бесплатный. Самые шикарные отели: Novotel 5*, Корпоративный центр Сбербанка 5* и Rixos 5*.

Меня курорт "Красная Поляна" заинтересовал живописными экотропами. Если тоже любите хайкинг, смело выбирайте для первого знакомства именно его: вы попадете на альпийские луга и увидите цветущие рододендроны, полюбуетесь на масштабные цирки, погуляете по реликтовому пихтовому лесу и увидите горные водопады и озера.

Кстати, до 2019 года этот курорт назывался "Горки Город". Название не самое красивое, но хотя бы вносило меньше путаницы в головы туристов!

Вид на курорт "Красная Поляна" 960 с фуникулера. Отель на Поляне 540, в Эсто-Садке. Вид с панорамной площадки на "Красной Поляне".

"Горная Карусель"

Так называется не курорт, а большой горнолыжный комплекс подъемников, трасс, кафе, трамплина "Русские горки" и прочей инфраструктуры на северном склоне хребта Аибга. На территории "Горной Карусели" находится курорт "Красная Поляна". Зачем комплексу нужно было отдельное название, мне не ясно — только внесли сумятицу. Летнему туристу голову этим названием можно не забивать.

"Роза Хутор"

Это самый фотогеничный и живописный курорт с крупным горнолыжным комплексом. Для иллюстрации Красной Поляны в СМИ и на сайтах почти всегда используют фото главной площади "Розы Хутор" с ратушей. Чаще всего туристы, когда говорят про Красную Поляну, тоже имеют в виду именно "Розу Хутор".

Как и курорт "Красная Поляна", Роза делится на два уровня — Роза Долина на 560 м и Роза Плато на 1170 м (горная Олимпийская деревня).

Долину делит пополам река Мзымта, на берегах которой примостилась череда ярких отелей в псевдоевропейском стиле, уйма кафе и кофеен. Отели все солидные, с ценником выше среднего: Radisson 5*, Tulip Inn 3*, Park Inn 4*. Также чуть в стороне от центра есть отличный бутик-отель "Невский" 4* — мы даже хотели остановиться именно в нем, но в итоге все-таки выбрали жилье в Эсто-Садке. Тут есть озеро с пляжем, где можно позагорать на шезлонге под расслабляющую музыку, этнопарк "Моя Россия", концертный зал, Тропа здоровья и троллей. В Долину удобно приезжать на ласточке, потому что тут конечная ж/д-станция, а также остановка автобусов.

На Розе Плато находятся отели в альпийском стиле. Цены в них ниже, чем в Долине, кроме бальнеологического курорта Rosa Springs 4*. Тут тише и малолюднее, чем внизу — только горы, зелень и чистый воздух.

Как и курорт "Красная Поляна", Роза хороша для первого подъема в горы, потому что подходит почти всем туристам: впечатлит видами, угостит глинтвейном, зарядит адреналином на качелях, подвесном мосту и родельбане. Она даст возможность походить по горным тропам, покормить оленей и посетить этно-хутор. Детям на Плато тоже есть чем заняться: йети-парк, детский клуб, хаски-хутор.

"Роза Хутор" — один из самых оживленных курортов. Тут есть живописная набережная реки Мзымта с кафе, магазинами и отелями, пляж у озера и канатная дорога. На "Розе Хутор" есть озеро с зоной для загара и свой пляж на побережье Черного моря для туристов, проживающих в отелях курорта. Вид с панорамной площадки на Розе Пик.

"Газпром"

Он же "Лаура". Полноценный горнолыжный курорт, который делится на два уровня — поляна и плато. На поляне, тесно зажатой между склонами гор, уместился огромный ТЦ "Галактика" с аквапарком, магазинами, кафе и прочими радостями жизни. Также внизу раскинулся огромный комплекс "Гранд Отель Поляна 5*".

"Газпром" у летних туристов не пользуется особенной популярностью, потому что конечная точка подъема на канатной дороге не такая высокая, как у соседей — всего 1660 метров. Да и по пути интересного мало. На плато можно подняться традиционно с пересадкой, но можно и без — от нижней станции "Альпики" путь займет около 30 минут. Наверху находятся ферма оленей и хаски, парк "Зеленая планета", совариум и самый высокогорный отель "Поляна 1389 отель и спа" — выглядит он классно, и жить там, наверное, здорово!

Зачем на "Газпром" подниматься летом? Большинство просто катается на канатках. Например, есть ски-пассы сразу на две вершины — 1660 метров и на соседний склон "Альпика". Открыта любопытная канатка G с потрясающими панорамными видами на хребет Аибга. К тому же отсюда удобно начинать некоторые пешие походы — например, на Бзерпинский карниз.

Мы сравнили все курорты и подъемники и решили оставить "Газпром" на потом, когда пойдем на карниз. Но это долгий поход, на 8 часов, а то и больше. Если вам нужен легкий однодневный хайкинг, выбирайте "Розу Хутор" и "Красную Поляну".

"Альпика-Сервис"

"Альпика-Сервис" — то, с чего вообще началась история Красной Поляны как горнолыжного курорта. Раньше он был отдельным комплексом и долгое время не работал, теперь же стал частью "Газпрома". С нижней станции есть два подъемника — "Альпика" до "Приюта ветров" и беспересадочный "Лаура" (А3) до приюта "Пихтовый", что расположен на газпромовском плато.

Стоит ли подниматься на "Альпику" летом? Мы решили оставить ее на потом и подняться сначала на "Розу Хутор" и "Красную Поляну", потому что на этих курортах больше развлечений, смотровых площадок и троп для первого знакомства с горами. Поднимайтесь сюда, если посмотрели уже все на других склонах или хотите полетать на параплане.

Выводы: кому какой курорт выбрать

Поселок Красная Поляна подойдет для простой и тихой жизни. Жить здесь дешевле всего, но до подъемников придется добираться на машине или автобусе.

Эсто-Садок понравится тем, кто любит быть в эпицентре всего. Много кафе, ресторанов, магазинов, развлечений и отелей, в том числе недорогих. Подъемник "Красной Поляны" под боком, до остальных нужно ехать. Шумно, но можно найти отель подальше от дороги.

Курорт "Красная Поляна" двуличен, как Янус. Поляна 540 — это активный и веселый Эсто-Садок, а Поляна 960 — спокойный городок на высоте. Летом в горах тихо и спокойно, чистый воздух и виды. Выбор кафе меньше, но на подъемнике легко спуститься в Эсто-Садок и поесть там. На склонах и на вершине много интересных троп.

Курорт "Роза Хутор" тоже двуличен: внизу — дорогие отели и активная жизнь, наверху — подешевле и спокойней. На Пике можно интересно провести целый день.

"Газпром" и "Альпика" — для тех, кто хочет быть сам по себе. Отеля всего два, зато каких. Есть все для комфортной жизни, а если чего-то не хватает, можно съездить. Курорты не так богаты на развлечения, да и экотроп немного.

Курорт Роза Хутор

В следующий раз мы обязательно сходим на Бзерпинский карниз! А на фото — легкий поход на Каменный Столб на Розе Пик.

Желаем вам, чтобы в каждом дне находилось место красивым пейзажам и радостям жизни

Те самые поля, на которые поглядеть — уже большое счастье

Фото: Элла Микушева

Территория музея поделена на Каргопольско-Онежский, Двинской, Пинежский и Мезенский секторы с деревянными зданиями — амбарами, избами, изгородями, мельницами, соответствующими традициям этих территорий.

Фото: Полина Карпович

Мир природы, с которым не надо сохранять дистанцию

Фото: Элла Микушева

Важно для тех, кто любит созерцать, — в музее много смотровых площадок. Они тоже, конечно, деревянные

Фото: Полина Карпович

Как добраться: Музей находится в 25 км от Архангельска — в деревне Малые Карелы. Общественным транспортом из Архангельска можно добраться по двум вариантам: автобус № 104 выходит от ж.-д. вокзала и идет до деревни Малые Карелы, автобус № 108 стартует с автовокзала по маршруту до поселка Боброво.

Просторы Краснофлотского острова

Остров на закате — простор и красота

Фото: Елена Ионайтис

Еще одно место, которое в летний сезон предпочитают посещать жители Архангельска, — это Краснофлотский остров. Расположен он посередине Северной Двины — между Бакарицей, Левым Берегом и Факторией.

Добраться до острова можно по Краснофлотскому мосту, не обязательно на транспорте (личном или общественном), но и устроив себе пешую прогулку по нему.

Краснофлотский мост запущен в работу в 1990 году

Фото: Сергей Яковлев

Раньше, говорят местные жители, здесь были шикарные пляжи, которые привлекали в теплые дни массу людей. Сейчас же пляжи заросли, но погулять по ним все равно приезжают, устраивают пикники.

Такие вот встречи возможны на Краснофлотском

Фото: Сергей Яковлев

Летние кадры с Краснофлотского

Фото: Сергей Яковлев

Как добраться: До Краснофлотского острова ходят несколько автобусов — дотуда ходят, например, № 125 и 145 (от МРВ).

Променад у Соломбалки

Гуляешь, и так близко проплывают лодочки

Фото: Полина Карпович

Соломбала — конечно же, часть Архангельска, но там почему-то чувствуешь себя немного оторванным от остального мира, полного суетой и делами. Не беремся говорить за красоту всей этой части Архангельска, но есть тут особое место притяжения для горожан в летние дни — речка Соломбалка. Рядом с улицей Советской есть спуск к ней на деревянные мосточки — по ним уютно прогуляться, можно даже пообщаться с утками. Здесь же летом часами сидят любители помедитировать с удочкой в руках — не факт, что что-то поймают, но удовольствие от тишины получат.

С другой стороны реки такого спуска к воде нет — он закрыт высокими деревьями. Здесь можно побродить по тропинкам между ними и представить, что ты оказался в роще.

Тропинка в мир, где правит лето

Фото: Полина Карпович

Узенькая Соломбалка впадает в Северную Двину. Полюбоваться этой рекой можете и вы, пройдя к набережной Георгия Седова. Сейчас она на ремонте, вдоль нее установлен глухой забор, который не дает насладиться речными пейзажами, но те, кто всё-таки хочет посидеть на берегу, могут это сделать в районе пристани, откуда уходят теплоходы на остров Хабарка. Здесь нет удобных скамеечек, но можно присесть на деревянные бруски и послушать реку.

Место для созерцания — напротив Северного УГМС, кстати

Фото: Полина Карпович

Как добраться: на любом рейсовом автобусе, который идет в Соломбалу (например, маршруты № 44, 1, 10 и другие).

Маршрут нашей с Ильёй varandej августовской экспедиции был крайне необычен и пролегал по малоизученным и труднодоступным местам на севере Западной Сибири. Местом старта основной части маршрута был сибирский город Омск, до которого мы добирались по отдельности. Илья, желая обновить свой взгляд на этот город, решил приехать туда на день раньше, чем я. Ну а я поехал следом. Причём из-за плохой транспортной связности Петербурга с Сибирью ехать было решено через Москву. В столице во время пересадки с одного поезда на другой мне предстояло провести всего чуть меньше двух часов. Поэтому ограничился я на этот раз небольшой прогулкой в районе Трёх Вокзалов (прибывал я в Москву на Ленинградский вокзал, а уезжал в Омск с Ярославского) и даже не спускался в метро.

Из практического интереса я решил наконец обкатать "Сапсан", на котором доехал от Питера до Москвы за четыре с небольшим часа. Поехал я на нём скорее действительно из интереса, чем из удобства: объективно говоря, мне было бы намного удобнее ехать в Москву ночным поездом, отоспавшись в своём вагоне, чем вставать ни свет ни заря и ехать на Московский вокзал к половине седьмого утра.

2. Начало дня на Московском вокзале Петербурга и Сапсаны. Мой — тот, что слева. А тот, что справа, уехал на десять минут раньше.

"Посдака окончена, поезд отправляется" — объявляет в назначенное время автоинформатор на двух языках. Салон вагона, наверное, похож, скорее на самолёт. Довольно многие пассажиры на Сапсане едут, как и я, впервые (что явствует из разговоров). Кстати, билет, если кому интересно, стоил 2200 рублей, и при этом, если бы я его купил на пару недель раньше, то есть в первые дни продажи, то заплатил бы примерно 1800. За окном постепенно проплывают пути Московского вокзала, потом Сортировочная, Обухово, Славянка. Петербург исчезает, — надо же, а ведь в следующий раз я его увижу уже после того, как побываю в. захватывает дух, когда я представляю, где мне предстоит побывать. Интересно, много ли среди окружающих меня пассажиров людей, которые в Москве будут пересаживаться на ещё какие-то поезда и ехать дальше. Наверное, всё-таки большинство просто ездит периодически меж двух столиц. К примеру, по соседству со мной едут женщины, по разговорам которых понятно, что обратно в Питер они поедут сегодня же ночным поездом.

Тем временем, я обнаруживаю, что южные окраины Питера, Колпино, Тосно — всё это остаётся позади как-то чересчур быстро! Да, я на таких скоростных поездах ещё не ездил. Правда, не могу сказать, что меня это сильно впечатлило, — всё же, мне более по душе езда не быстрее, чем примерно 120 км/ч. Хотя тот факт, что ещё ранним утром я выходил из дома в Питере, а вечером уже проезжал на поезде Нижний Новгород (при этом весь день не летая на самолётах, а перемещаясь только по земле), всё-таки впечатляет сам по себе.

3. Новгородская область. Утренняя Окуловка. Хорошо видна церковь Александра Невского рядом с вокзалом.

Кроме Окуловки, наш скоростной поезд ещё делал остановку в Бологое. А вот Тверь, как ни странно, пролетел без остановки. В общем, после четырёх часов скоростной езды, я уже в одиннадцать утра выходил на перрон Ленинградского вокзала. Традиционно его принято считать полной копией Московского вокзала в Петербурге, как это задумывалось в изначальном проекте, но заметные отличия у него были и до современной реконструкции. А после обновления Ленинградский вокзал внутри и вовсе почти перестал быть похожим на своего собрата в Северной Столице.

4. Ленинградский вокзал. Однако, архитектор Константин Тон в середине XIX века не знал, что строит Ленинградский вокзал :) Кстати, он и снаружи выглядит как, скорее, усечённая копия Московского, — у последнего ещё есть заметное боковое крыло со стороны Лиговского проспекта, где, в частности, находится, второй вестибюль метро "Площадь Восстания".

5. А вестибюль станции метро "Комсомольская" в Москве расположен в отдельно стоящем здании, построенном в 1952 году по проекту архитектора А. В. Щусева, — при открытии "Комсомольской-Кольцевой", и служащий при этом вестибюлем для обеих станций пересадочного узла.

6. Типовой гранитный памятник Ильичу по соседству:

7. Итак, Комсомольская площадь, более известная как "площадь Трёх Вокзалов". Правее кадра и за спиной у меня находятся соответственно, Ленинградский и Ярославский вокзалы. На другой стороне площади виден Казанский. А правее него — сталинские высотки: гостиница "Ленинградская" на площади, а чуть левее и дальше — бывшее здание Минтранса СССР.

На одной площади собраны не просто три вокзала, а ещё и какие три вокзала! Наиболее, пожалуй, оживлённые вокзалы Москвы. С Ленинградского вокзала огромное количество поездов ходит в Северную Столицу, а в придачу и ещё несколько (Псков, Новгород, Петрозаводск, Мурманск, Хельсинки, Таллин), а Ярославский и Казанский, вместе взятые, отправляют из Москвы больше половины всех поездов, идущих в Поволжье, Урал, Сибирь и на Север. Если бы на площади Трёх вокзалов были бы, к примеру, Павелецкий, Савёловский и Рижский, место было бы более спокойным. Но вот такое переплетение транспортных потоков возле одной площади придаёт этому месту суматохи, а также, между прочим, криминальности. Впрочем, рассказывать здесь об этом, наверное, ни к чему. Думаю, что на скопление бомжей и прочего не очень приятного контингента на одной площади обращали внимание, наверное, многие. Плохо, что, будучи расположенным у вокзалов, это место для многих приезжих является первым впечатлением от Москвы. И, забегая вперёд, скажу, что именно Три вокзала в Москве, пожалуй, что и были самым злачным и опасным местом на всём моём маршруте, — а вовсе не города и веси Крайнего Севера, как многие могут подумать.

Впрочем, не будем о плохом. Пока у меня есть почти два часа до поезда №92 Москва - Северобайкальск, который отправится с Ярославского вокзала в 12-45, я решил немного погулять. В тот день в столице стояла жара, — табло на Ярославском вокзале показывало +28 градусов. И тем более странно мне было представлять, что в моём большом рюкзаке за спиной лежит тёплый свитер, шарф, шапка. И главное, что всё это мне действительно в итоге пригодилось.

8. Краснопрудная улица и красивый столичный сталинский ампир. Семиэтажный дом на другой стороне улицы построен в 1947 году.

Кстати, обратите внимание на отсутствие машин в кадре. Это может, пожалуй, послужить подтверждением того, что причиной пустынности улиц на многих моих снимках городов является не постоянная якобы их пустынность, а именно моя привычка выжидать. Но ведь здесь же всё-таки Москва, а не провинциальный райцентр.

9. Но в целом обстановка на столичных улицах оживлённая. Люди куда-то спешат, ездят машины, трамваи, троллейбусы. А вон, кстати, на другой стороне перекрёстка — метро. Это вестибюль станции "Красносельская", которая была открыта в мае 1935 года в составе первой очереди Московского метрополитена, отмечавшего, таким образом, в 2015 году 80-летний юбилей.

10. Посмотрим чуть правее. Улица Краснопрудная уходит дальше и пересекается с Третьим кольцом. Это одно из основных радиальных направлений города (транспортная система Москвы ведь исторически сложилась как система лучей, расходящихся в разные стороны), ведущее из центра в Сокольники и Черкизово, а затем переходящее в Щёлковское шоссе.

11. Покажу теперь этот же перекрёсток с других ракурсов. Этот ракурс противоположен предыдущему снимку, — это вид назад на Краснопрудную в сторону Вокзалов. Длинный серый восьмиэтажный дом известен как "Дом ударников-железнодорожников" и построен в 1933-1937 годах.

13. Модерновый дом родом откуда-то из начала прошлого века, ныне сильно задавленный окружающей застройкой. Кстати, обратите внимание на Серп и Молот, — довольно забавно выглядит на таком фасаде.

14. Я свернул на довольно узкую и тихую (по московским меркам, конечно) улицу Нижнюю Красносельскую, по которой ходят трамваи. Девятиэтажный дом слева я уже показал на фото 12.

15. Примечательная деталь этой улицы — виадук. то есть, простите, эстакада (хотя, на самом деле, путепровод) над железной дорогой. Это — пути и вагонный парк Казанского вокзала, который скрывается за новостройками в правой части кадра.

16. Сразу за путепроводом — храм Покрова Богородицы в Красном Селе, построенный в 1751 году, и значительно перестроенный после обветшания в 1838. Первая церковь на этом месте стояла ещё в начале XVII века, когда Москва была совсем другой.

17. Доходный дом постройки 1914 года, ныне расселённый из-за аварийности. Чему посвящён современный рисунок на фасаде, — не знаю.

18. Противоположная сторона. Довольно живописная, в общем, улица.

19. Перекрёсток с Ольховской улицей и усть-катавский трамвай:

20. И вид дальше по Нижней Красносельской. Из-за домов выглядывают хорошо узнаваемые купола Богоявленского Елоховского собора (1845-1853), в котором, в частности, похоронен патриарх Алексий II. Было бы время, — сходил бы и туда, но, к сожалению, времени уже было маловато.

Хотя можно было дойти до собора, а потом сделать круг, вернувшись к Трём Вокзалам по улице Новорязанской. Но я как-то не догадался.

21. На обратном пути зашёл в один из дворов по Нижней Красносельской. Типовые дома, переходные от сталинской архитектуры к хрущёвкам, напоминают мой дом в Питере.

22. И даже в центре Москвы можно увидеть вездесущих лебедей из шин!

Посидев и передохнув во дворе, я выдвинулся в обратном направлении — теперь уже на Ярославский вокзал. До отправления северобайкальского поезда, которым мне предстоит ехать в Омск, осталось уже почти полчаса.

23. Снова путепровод над железной дорогой. И вдалеке видна игла Останкинской телебашни.

24. Это снова Краснопрудная улица (Комсомольская площадь уже видна впереди). В пятиэтажном здании, кажется, начала XX века сейчас находится управление Московской железной дороги. А в серой позднесоветской высотке, стоящей чуть дальше, — вычислительный центр системы "Экспресс-3".

Снова выглянуло солнце. Город плавится от жары. Необычно было, находясь в центре столицы, представлять, что впереди у меня — могучие сибирские реки, тихая и спокойная тайга, холодный Ямал и Полярный Урал. А главное, — всё это одна страна!

25. Трамвайная электроподстанция (1904 год), служащая по назначению и в наши дни.

26. Так я снова вернулся на площадь Трёх Вокзалов:

27. Я уже ездил из Москвы в восточном направлении с Казанского вокзала, и прибывал на него тоже. А в этот раз мне предстоит покидать столицу страны с Ярославского вокзала.

Лучше, конечно, было бы всё же перейти на другую сторону площади и запечатлеть его оттуда.

28. В вычурный псевдорусский стиль здания снова ненавязчиво вклинилась советская символика.

Читайте также: