Куда сходить на соловках

Обновлено: 18.09.2024


В зимний период на Соловках нет летней суеты и многолюдья. Все просто, строго и спокойно. Чистый снег, высокое небо. Это и заметила в своем репортаже о крещенском празднике на Соловках Марина. Она авиационный фотограф, любит путешествовать и учится фотографировать.
Мне кажется, её снимки очень удачные. Смотрим и читаем.


Мы уже третий день на острове, вчера и сегодня снимали великое освящение
воды на Святом озере непосредственно у стен Соловецкого монастыря.

Соловки, крещение

1. Иордань выпилили 17-го января утром.
Мы прилетели 16-го и её еще не было, а в 9 утра на следующий день уже была готова.

Соловки, крещение

2. Перед освящением убирают намёрзший за ночь лёд, сегодня его было 4 сантиметра.

Соловки, крещение

3. Местную Юлю просят убрать свою собаку со льда, процесс скоро начнется.

Соловки, крещение

4. После утренней службы священнослужители выходят из храма
через восточные ворота к иордани.

7. МЧС на службе в сторонке.

Соловки, крещение

8. Епископ Савва читает молитву.

10. Вчера и сегодня как по заказу солнечное утро, а ночью все затянуто и метель.

Соловки, крещение

Соловки, крещение

15. Потом все по очереди подходят, набирают воду, умываются.


16

17

18

19

20

21

22

23

24

25. А как же крещенские купания в ледяной воде?
Оказывается, эта иордань сделана только для освящения и набора воды.

27. Окунаются соловчане и гости монастыря вот в этой часовне,
которая построена над ручьём, впадающим в Святое озеро.

Соловки, крещение

Соловки, крещение

29. А вот ответ на вопрос в заголовке - они это делают без одежды, поэтому фотографий купаний с Соловков ни у кого нет. Даже если бы кто-нибудь согласился сфотографироваться, я бы не стала такое выкладывать.

30. Вот эта фотография, по-моему, не менее красноречиво передаёт крещенское настроение.

Соловки, крещение

Соловки прекрасны! Полностью согласна с Мариной.
Спасибо за репортаж


Монастырь, крепость, тюрьма…

Соловецкий архипелаг, состоящий из шести больших островов и множества малых островков, находится в Белом море, в 165 километрах от Северного полярного круга. Ближайшие населенные пункты на материке — Архангельск, Кемь и Беломорск.

Еще в доисторические времена сюда приплывали саамы и устраивали ритуальные танцы перед камнями-идолами. На островах находились их языческие капища. Затем поморы облюбовали ближайшие к материку острова Белого моря для своих стоянок на промысле.

В 1429 году монахи Савватий и Герман причалили на небольшой поморский лодке-шняке к берегу Большого Соловецкого острова. Три дня шли они в ледяном море на веслах, для того что бы приобрести желанное уединение отшельничества. С тех пор на Соловецких островах началась совсем другая жизнь. Недалеко от берега Сосновой губы, в удобном для жительства месте у озера Савватий и Герман воздвигли крест и построили келью. Так было положено начало иноческой жизни на Соловках. Устроителем самой Соловецкой обители стал преподобный Зосима, сподвижник преподобного Германа. Текст жития повествует о чудесном видении: преподобному Зосиме явилась на востоке прекрасная церковь в небесном сиянии. На месте видения был сооружен деревянный храм в честь Преображения Господня. Построена также церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так был основан Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Этому монастырю суждено было стать сердцем духовной жизни, миссионерским центром и форпостом российского государства на севере. Он же стал и самой суровой тюрьмой в России. То, что монастырь — бывший лагерь, хорошо видно и сейчас. Следы тюремной жизни — толстые деревянные двери с глазками, кормушками и ржавыми запорами — сохранились до сих пор.

С 1923 года на Соловках располагался один из первых концлагерей для противников советской власти — Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). Весь архипелаг — это, по сути, огромное кладбище.


Пока светит солнце

После посещения монастыря пути паломников расходятся. На Соловках так много всего, что даже за целый отпуск можно не успеть все посмотреть. Тем более что где-то хочется задержаться подольше: помолиться, посмотреть на море. Поэтому, если вы едете ненадолго, то не стремитесь обежать все. Получится одна суета. Лучше выбрать на ваш взгляд два самых интересных или важных места и сделать их основной своей целью. Например, остров Анзер и Секирная гора. Оптимальное время, чтобы и в монастыре помолиться, и успеть совершить два больших путешествия, — две недели.


Ездить или ходить?

Места, которые можно посетить с пользой на Соловках, — везде. Приблизительное среднее расстояние между ними — 12 километров. Есть и очень удаленные скиты, километров на восемнадцать от поселка. Так какой вид передвижения выбрать?

Автобусные экскурсии, машины напрокат (такое тоже есть на Соловках) подойдут тем, кто хочет успеть побывать везде за три дня, кто немощен или приехал с детьми. Велосипед — для тех, кто хочет за короткий срок самостоятельно успеть в несколько мест. На острове есть несколько пунктов проката велосипедов. Цены везде разные.

Если вы никуда не спешите, лучше всего ходить пешком. По дороге можно полюбоваться лесом, собрать грибов, покупаться в озерах, подивиться разноцветным валунам, сфотографировать гигантские муравейники, полежать на мягких мхах и лишайниках, до черных ладоней наесться черники! В вашем распоряжении будут не только проезжие дороги, но и узкие тропки. Разумеется, в такое самостоятельное путешествие нельзя отправляться без карты. Лучшая карта продается в монастыре, она подходит и паломнику, и туристу. На ней обозначены и не самые популярные дороги, а расположение объектов наиболее приближено к действительности.


Куда пойти в плохую погоду

Если на острове хмарь и дождь, наступило время для обзорной экскурсии по Соловецкому монастырю. Лучше пойти на экскурсию паломническую, тогда вам не только расскажут про храмы монастыря, но и сообщат расписание богослужений, подскажут, когда можно приложиться к мощам (раки с мощами открывают во время братского молебна, который служится каждый день в 6 утра).


Наиболее популярные маршруты:

1. Остров Анзер. Здесь были основаны первые скиты Соловецкого монастыря. В XVIII веке преподобный Иов Анзерский (в схиме — Иисус) организовал Голгофо-Распятский скит на горе Голгофа. 7 февраля 1929 года в больничном изоляторе, который сделали в скиту, окончил свой земной подвиг священномученик Петр Зверев. Там же, на месте братских могил, выросла необычная береза, ветки которой раскинулись правильным крестом.
Попасть сюда можно только по морю с экскурсией.

2. Свято-Вознесенский скит на Секирной горе Большого Соловецкого острова. Во времена лагеря в скиту был штрафной изолятор, одно из самых страшных мест лагеря СЛОН. От подножия горы к скиту ведет крутая лестница — 71 м в высоту. С нее сбрасывали больных, чтобы не тратить на них патроны.

3. Остров Большой Заяцкий. Портовый комплекс, предназначавшийся для приема торговых и промысловых судов, был основан в XVI веке при святом игумене Филиппе. Летом 1702 года в гавань на Заяцком острове зашли суда Петра I. Государь приказал построить на острове деревянную церковь в честь святого апостола Андрея Первозванного. Эта церковь сохранилась до наших дней. В лагерное время здесь был женский штрафной изолятор.
Попасть на остров можно только по морю с экскурсией.

4. Остров Муксалма. Остров соединяется с Большим Соловецким островом дамбой длиной 1220 метров. Это уникальное техническое сооружение — результат труда монахов в 60-х годах XIX века. На острове находится скит преподобного Сергия Радонежского. Во время гонений XX века скит был тюрьмой. Сейчас в нем восстановлена церковная жизнь. До острова можно дойти пешком (9 км). Дамба — редкое по красоте место.


Также интересно


Как добраться?

2. Поездом Москва—Мурманск или Петербург—Мурманск до станции Кемь. Далее морем до Соловков от 2 до 4 часов, в зависимости от погоды и быстроходности судна. Как правило, навигация на Белом море открывается в начале июня. Катер отходит от причала в соседнем поселке Рабочеостровск в 8 утра. До поселка вас довезет либо городской автобус № 1, либо маршрутка, либо такси за 300 рублей. В 6.30 утра обязательно надо быть на причале. Можно заранее купить билеты на катер в гостинице около причала. Тогда вы сможете получить места в трюме, где не так холодно и не качает. Не забудьте взять с собой теплые вещи: шапку, перчатки, теплую куртку. Если вы не попадете в трюм, все это пригодится.


Как и где жить?

Для паломников за стенами крепости, в поселке, функционирует бесплатная монастырская гостиница. На территории самого монастыря есть корпус для трудников-мужчин. Чтобы устроиться трудником, необходимо отдельно договориться с благочинным обители.

Женщины-трудницы проживают, как и паломники, в паломнической гостинице в поселке. Монастырская гостиница представляет собой двухэтажный деревянный барак (до революции это было ремесленное училище). Все комнаты, тесноватые и душные, сплошь заполнены металлическими кроватями, вплотную придвинутыми друг к другу. Каждая паломническая группа готовит себе пищу отдельно на общей кухне, а едят в коридорах за длинными деревянными столами. После 23.00 двери гостиницы закрываются до утра. Трудники обедают в отдельной трапезной.


Расписание богослужений в Соловецком монастыре

6.00 Утреннее богослужение. Полунощница. Братский молебен преподобным Зосиме, Савватию и Герману. По окончании молебна братия обители, трудники и паломники, кроме служащих и клиросных, исходят на послушания. В храме продолжается богослужение, совершаются часы и Божественная Литургия.

17.00 9-й час. Вечерня. Утреня. 1-й час.

После 1-го часа совершается заупокойная лития, а в пятницу — панихида. По окончании богослужения — тропарь, кондак и молитва преподобным Зосиме, Савватию и Герману.
Вечером, по окончании трапезы, молитвы на сон грядущим.

17.00 Вечерня. Молебное пение с Акафистом преподобным Зосиме, Савватию и Герману.

В предпразничные дни:

17.00 Всенощное бдение. 1-й час. По окончании 1-го часа — молитвы на сон грядущим, тропарь, кондак и молитва преподобным Зосиме, Савватию и Герману.

В праздничные дни:

8.00 Утренние молитвы. Полунощница. Тропарь, кондак и молитва преподобным Зосиме, Савватию и Герману. Часы и Божественная Литургия. Вся братия обители, трудники и паломники присутствуют за богослужением. По окончании богослужения — Чин о Панагии.

17.00 Вечернее богослужение.


Что почитать перед поезкой:

Постройки Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря разбросаны по четырём основным островам Соловецкого архипелага (площадь которого составляет 347 кв. км.).


Главный архитектурный ансамбль Соловецкого монастыря расположен на берегу бухты Благополучия Большого Соловецкого острова (это самый крупный по площади остров — 246 кв. км.). Пятиугольная территория монастыря окружена массивными стенами (высота — от 8 до 11 метров, толщина — от 4 до 6 метров) с семью воротами и восемью башнями, построенными в 1584-1594 гг. зодчим Трифоном. Стены имеют протяженность в 1084 метра, и сооружены из огромных камней размером до 5 метров.


На территории монастыря сохранились храмы и другие монастырские сооружения, соединённые крытыми переходами, окружённые жилыми и хозяйственными помещениями, среди которых наиболее значимыми являются: Трёхглавый Успенский собор (1552—57 гг.) с огромной трапезной (475 кв. м.) и келарской палатами; Преображенский собор (1558—66); церковь Благовещения (1596—1601), каменные палаты (1615), водяная мельница (начало XVII века), колокольня (1777), Николаевская церковь (1834), Троицкая церковь (1856-59). Перед монастырём сохранились две часовни, Александровская и Петровская, установленные в середине XIX века в память о посещении обители царями Петром и Александром II


При входе в монастырь на стене имеется весьма редкий для православной традиции элемент оформления – солнечные часы, на которых циферблат отображает время от 7-ми утра до 5-ти вечера (см. нижнее фото).
В настоящее время Соловецкий монастырь является действующим (25 октября 1990 года Священный Синод благословил открытие Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря). В 1992 году комплекс памятников Соловецкого музея-заповедника был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 1995 году в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.


Из истории Соловецкого монастыря

Монастырское поселение на Соловках было основано монахами Германом и Савватием в 1429-1430 годы. В 1436 году монахами Зосимой и Германом был основан монастырь, тогда он находился в землях Новгородской республики.


Икона из Храма Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (Троице-Стефано-Ульяновский монастырь)


В допетровское время Соловецкий монастырь являлся одним из крупнейших землевладельцев государства. В монастыре процветали ремёсла. Монастырь владел солеварениями, кузницами, монахи и послушники ловили и разводили рыбу, добывали зверя, выращивали овощи. Особого расцвета хозяйство монастыря достигло при игумене Иринархе (1613-1626 гг.).


Во времена Русско-шведской войны (1656-1658 гг.) Соловецкий монастырь превратился в важный военный форпост для борьбы с шведской экспансией. Монастырь стал важной приграничной крепостью, был хорошо укреплён и вооружён гарнизоном и артиллерией, а его насельники (425 человек на 1657 год) и 600—700 послушников и крестьян владели воинскими навыками. Влияние монастыря широко распространялось по берегам Белого моря.




До марта 1682 года монастырь находился в ведении Новгородской епархии. А в марте 1682 г., монастырь отходит в вновь учрежденную Холмогорскую епархию. В 1765 году монастырь становится ставропигиальным, то есть подчиняется непосредственно Синоду.


После посещения монастыря Петром I в конце XVII века к Соловецкому монастырю было приписано ещё несколько монастырей, включая Краснохолмскую пустынь в Подмосковье. В монастыре находилась обширная библиотека.



Вид на Соловецкий монастырь из Преображенской гостиницы. Фото: С. М. Прокудин-Горский, 1916 год

Монастырь развивался и в начале XX века, к примеру, в это время в нем появилась собственная гидроэлектростанция. См. Монастырь в фотографиях С.М. Проскудина-Горского, который посетил монастырь в 1916 году.


Электростанция, Спасо-Преображенский собор и Филипповская церковь. Соловецкий монастырь. С. М. Прокудин-Горский, 1916 год.

При советской власти монастырь в 1920 году был ликвидирован приказом М.С. Кедровым, и с этого года на территории монастыря начал действовать 1-й в стране лагерь особого назначения. Культурные ценности монастыря и большие запасы продовольствия были реквизированы. В 1923 был учреждён СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения).


Бараки на соловках. Здесь жили заключенные. В наше время эти бараки также заселены.


Корожная башня и Поклонный крест, встречает приезжающих на Соловки в гавани Благополучия

С 1942 года по октябрь 1945 года в монастыре базировалась часть Соловецкой школы юнг при учебном отряде Северного Флота, готовившихся к боевым действиям. В 1967 году создан Соловецкий музей-заповедник, реорганизованный в 1974 году в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, продолжающий существовать и по возобновлении монашеской общины.

В декабре 1988 года был создан церковный приход, куда был назначен иеромонах Герман (Чеботарь), который 4 июля 1989 года освятил находящуюся за монастырской оградой часовню святителя Филиппа — первый возрожденный храм Соловков.


В 2003 году началась полномасштабная реконструкция шпиля колокольни. В 2006 году реставрация верхней части колокольни была завершена. С полностью восстановленного шпиля были сняты леса и водружён новый 4-метровый титановый крест.


В настоящее время Соловецкий монастырь является популярным местом для туристов и паломников.


Солнечные часы на стене монастыря. Созданы примерно в 15 веке. При перестройке монастыря часы сохранялись в форме близкой к первоначальной


Под крылом двухмоторного Ан-24 Белое море. Если заливы уже давно и прочно сковало льдом, то в открытом море сплошное месиво из ледяных осколков и мелкой крошки. Водного пути на острова не будет до мая месяца, сейчас добраться до Соловков можно только по воздуху. Если повезет, и на неделю не повиснет туман.


Зимой добраться к главный туристическим хитам - горе Секирной, острову Муксалме, Переговорному камню — можно в лучшем случае на снегоходах, а на другие острова архипелага пути и вовсе нет. Жителей Соловков это слабо интересует, у них дела. Побелевший поселок Соловецкий встречает редкого туриста закрытыми витринами сувенирных лавок,запорошенными снегом будками велопрокатов, замками на дверях гостиниц и кафе.



То, что дверь одного из кафе оказалась открытой, в этой ситуации вводит в легкий ступор. Ответ на вопрос сразу за порогом - в заведении общепита ремонт. За грязным от раствора столом сидит мужичок. Представляется Олегом. Кучерявые волосы с проседью, орлиный нос - небритый армянин в прожженном свитере больше тянет на Алика.

- Какое "перекусить"! Зачем ты вообще сюда зимой приехал?! Кругом все белое, что ты тут увидишь? - работник говорит с глубоким, как священный Севан, горским акцентом, - Пока нет никого, вот, надо печку отремонтировать.

Летом четыре из пяти жителей Соловков так или иначе работают с туристами. Зимой на турбизнес работает горстка людей, да и то косвенно. Для Алика Овсепяна зима — единственное время, когда можно отремонтировать печь. Летом со всеми туристами будет просто не до этого. Печник берет мастерок. Я решаю поснимать, как он работает:

- О, снимать будешь! Хорошо, - Алик начинает резкими движениями набрасывать раствор на облупленную печку, - Вот она, моя скорость, вот она! Снимай-снимай, потом в Москву Путину отправишь, он увидит, какой я молодец и к себе позовет, - на заляпанном раствором лице ни тени иронии.


Завода мастеру хватает минут на пятнадцать, и Алик возвращается за стол к чаю, свежему хлебу и толстым кольцам колбасы. Историю о том, как южный человек оказался на севере, Олег-Алик рассказывает без особых подробностей:

- Ну уехал я оттуда, когда ты еще не родился - в 68 году. Ну не сам уехал - попросили. Ну это я подробно рассказывать не буду, - печник обильно перемежает рассказ непечатными выражениями, - Потом в Великих Луках жил, много где жил, а в 86 году сюда перебрался. Получается, местный я.


Таких "местных" на Соловках абсолютное большинство. История Алика Овсепяна - типичная история соловецкого жителя, доведенная до гротеска. В 1939 году Соловецкий лагерь особого назначения расформировали и вывезли. Вместо заключенных и надзирателей на остров начали приезжать военные с семьями. Позже подтянулись охотники за длинным рублем - добытчики водорослей на Соловках получали щедрые северные надбавки. К тому времени поморов, коренного населения острова, на Соловках уже не было лет двести-триста. Монахи как сейчас, так и в прошлом приезжали на Соловки со всей России, совершали на острове духовный подвиг монашества и умирали, не оставив потомства. Так что семья украинских армян или мимоходом брошенная подначка "А вас, поляков, никто не спрашивает" на Соловках норма. Алик Овсепян такой же местный, как любой другой из тысячи жителей поселка Соловецкий, как эстонцы, украинцы, белорусы. На вопрос "Почему остался", Алик отвечает очередной трехэтажной тирадой, из которой можно сделать общий вывод "Так получилось". На Соловках у Алика родился сын, так что Овсепян-младший - соловчанин во втором поколении. Овсепян-старший с острова никуда не собирается, а к главному туристическому символу Соловков относится просто:

- А монахи? А что? Кому-то нравится, кому-то нет. Я вот не против, - Алик пытается серыми от раствора пальцами стереть с носа грязное пятно, но только размазывает его еще больше, - Они всем всегда помогают, кто не попросит. Деньгами помогают, делом помогают. Нормальные ребята. Только я ничего не прошу, у меня все есть. Ну ладно, пойду печь доделаю. Работать надо.

Читайте также: