Куда сходить на валааме

Обновлено: 18.09.2024

На Второе региональное совещание по вопросам развития круизного туризма на Северо-Западе, которое проходило 17-20 августа 2010 года на борту теплохода "Виссарион Белинский", собрались руководители круизных компаний "Инфофлот", "Водоходъ" (Москва), "Водоходъ" (Санкт-Петербург), ""Волга-флот-тур", "Л атти". Совещание было организовано паломнической службой Спасо-Преображенского Валаамского монстыря при поддержке компании "Водоходъ" (Санкт-Петербург).

Начало моего рассказа получилось вполне официальным, хоть прямо бери и ставь его в пресс-релиз. И действительно: как не упомянуть о том, по какому поводу мы собрались и благодаря чему мы побывали в таком редкопосещаемом российскими туристами месте, как Новый Валаам?

Настроение, однако же, совсем не такое, чтобы писать пресс-релизы. Я расскажу о том, что мы увидели во время этой поездки.

Пасмурным вечером 17 августа мы отправились на теплоходе "Виссарион Белинский" из Санкт-Петербурга на остров Валаам. Оттуда нам предстояло добраться до Сортавалы, а дальше - автобусом через финскую границу, на территорию коммуны Хейнявеси, где и расположен Нововалаамский монастырь.



Совещание в тот же вечер открыл директор паломнической службы Спасо-Преображенского Валаамского монастыря Игорь Степанов.


А наутро "Метеор", носящий имя Преподобного Серафима, уносил нас с острова Валаам на север.


Время в пути до Сортавалы по озеру - всего сорок минут. Половину этого пути "Метеор" идет по открытой воде, а потом - через живописные ладожские шхеры. Именно в этих шхерах встают на рейд большие туристические теплоходы, прибывающие в Сортавалу, и дальше их везут теми же "Метеорами".



Вот и Сортавала.


Окрестности бывшего финского городка Сортавала представляют собой не меньший, а для кого-то и больший интерес, чем сам город.

Сколько раз мне приходилось слышать восхищение "природной красотой" карьеров у деревни Рускеала. Но на самом деле эти карьеры имеют рукотворное происхождение: здесь в течение многих десятилетий добывали мрамор, а сейчас они затоплены, и в последние годы превращаются в туристический аттракцион. Помимо путешествия вдоль карьера, гостям предлагается лодочная прогулка, дайвинг и даже полет над карьером, точнее, стремительный спуск по протянутому над карьером тросу.


Неподалеку можно насладиться красотой небольшого водопада, где снимали сцены фильма "А зори здесь тихие".


От Сортавалы до Ново-Валаамского монастыря - три-четыре часа на автобусе. Что же это за монастырь?

Вернемся в 1930-е годы, когда остров Валаам находился на территории Финляндии, он постепенно стал довольно модным местом паломничества. Правда, паломники приезжали в основном из европейских стран, и это были люди не православной веры. Поэтому точнее будет сказать не о паломничестве, а о туризме. Как бы то ни было, жители СССР посетить этот финский остров не могли. Это продолжалось до советско-финской войны, после окончания которой, в январе 1940 года, часть территории Финляндии, включая и остров Валаам, отошли Советскому Союзу. Монастырь было решено эвакуировать вглубь Финляндии.

Дело было непростым. Полбеды - эвакуировать монастырское имущество. Но ведь и валламским монахам надо было переезжать с обжитого острова, а это были люди уже преклонных лет. Вот что писал в своих воспоминаниях тогдашний игумен монастыря Нестор:

"В 10 часов 40 минут нам подали несколько грузовиков. Было очень печально смотреть, как полубольные старики суетились со своими узелками. Некоторые не могли вскарабкаться и беспомощно ждали, кто бы им помог влезть в кузов. Но вот погрузка кончилась, не успели собраться только игумен, наместник и еще пять-шесть человек, которым обещали завтра рано утром подать два грузовика и легковой автомобиль.

В 12 ночи при зареве пожаров мы тихо, с большой осторожностью начали спускаться к Ладожскому озеру, которое к нашему благополучию в эту зиму очень хорошо покрылось льдом. Не было ни торосов, ни больших трещин. Ехали без затруднений, но все же наши вожатые останавливались и несколько раз прислушивались, нет ли где засады. Не доезжая до берега километров 15, выжидали целый час, причину нам не объяснили. С Божию помощью до Лахденпохья добрались благополучно к 3 утра. Поместили нас в хорошей школе, приготовили кипяток, но от переживания и потрясения мало кто им воспользовался. Большая часть наших отцов ткнулась на пол во всем своем гардеробе и забылась кошмарным сном".

Монахи, послушники и работники монастыря, всего более двухсот человек, были временно размещены в школах села Каннокоски, в условиях большой скученности, без бытовых удобств. Не все пережили дорогу с острова и пребывание в Каннокоски. Но пока братия жила в школах, велся поиск подходящего для монастыря места. Проходил он в спешке: ожидался большой поток беженцев с территорий, отошедших СССР, и был риск, что в ближайшем будущем все подходящие места будут заняты. Были подобраны несколько вариантов, но остановились на приобретении усадьбы Паппиниеми в местности Хейнявеси.

Почему выбрали именно усадьбу Паппиниеми? Этому помог удивительный случай. Когда осматривали имение, в одной из комнат обнаружили икону преподобных Сергия и Германа. Как она оказалась у хозяев-лютеран, не признающих икон, неизвестно. Тем более что эта икона была вывезена с Валаама незадолго до этого, при эвакуации имущества монастыря. Но монахи посчитали это знаком, и вскоре переехали на территорию усадьбы. Да и окружающая природа напоминала братии о Валааме. Так появился Нововалаамский монастырь.

Здание главного корпуса поместья Паппиниеми сохранилось до наших дней. Сейчас в нем находятся апартаменты настоятеля монастыря и представительские помещения.


Бывшая молочная ферма теперь служит летним магазином и кафе.


Налаживать жизнь на новом месте пришлось почти с нуля. В старой конюшне устроили кельи, а в объединенных вместе двух сараях - церковь. Эта церковь сохранилась до наших дней. Сейчас в ней проводятся летние богослужения.




В одном из уголков старой церкви, воссоздан был монашеской кельи Нового Валаама.


И здесь же можно увидеть огромное "рабочее кресло" легендарного игумена Дамаскина, который управлял Валаамским монастырем с 1839 по 1881 год, и внес огромный вклад в его развитие. По воспоминаниям, это был крепкий хозяйственник, и весьма суровый человек.



Новый Валаам начал приходить в упадок в 1950-е годы, когда из-за тяжелых условий жизни и возраста умерли почти все обитатели монастыря. Вот что писал схиигумен Иоанн своей духовной дочери Клавдии: "Вот и еще есть просьба: не достанешь ли сколько-нибудь луку? Потрудись прислать мне, здесь я не могу достать. Некий монах сделал грядку для меня, вот я и хочу посадить лук. Совсем избаловался схимник - захотел луку".

Такая просьба может показаться кому-то странной, особенно от Иоанна, который являлся одним из самых уважаемых и почитаемых монахов Валаама, но в то голодное время такая просьба не была чем-то неестественным. Питание в монастыре было плохим, и монахи старались готовить себе сами, кто как мог.

К началу 1970-х годов единственным монахом в монастыре, способным совершать богослужения, остался отец Симфориан, который, за неимением никого другого, был назначен и игумном монастыря. Перспективы православного Нововалаамского монастыря в лютеранской Финляндии рисовались мрачными. Обитель приходила в полное запустение.

Почти все насельники, покинувшие Валаам, похоронены на монастырском кладбище.



На этом кладбище всегда есть две-три пустые могилы, чтобы в случае смерти кого-то из монастырской братии могила для него была уже готова.


На кладбище находится часовня преподобного Германа Аляскинского. Герман Аляскинский прожил на острове Кадьяк на Аляске сорок три года с 1794 по 1837 год, и внес большой вклад в становление Православной церкви в Америке. Мне эта тема оказалась особенно близка, потому что всего четыре месяца назад я вернулся из Кадьяка, где, правда, пробыл совсем недолго, и видел там аналогичную церковь при семинарии Святого Германа (подробнее об этом здесь).


Но именно в 1970-е годы обитель стала воссоздаваться православными христианами уже из Финляндии. В 1977 году, к 800-летию Православия в Финляндии, был открыт новый храм - церковь Преображению Господнему, который строился как на пожертвования, так и на государственные средства.




Две главные святыни храма - чудотворные иконы. Коневская икона божией матери (справа) принесена в Россию с Афона в 1398 году. Валаамская икона божией матери (слева) написана на Валааме в 1878 году. Обе иконы были вывезены с острова Валаам во время эвакуации монастыря в 1939-1940 гг.



Сегодняшний Новый Валаам - место паломничества и туризма. Здесь ничего не напоминает о годах упадка обители.

Гостей встречает информационный центр с сувенирным магазином.


Монастырская библиотека впечатляет своей коллекцией книг. Здесь имеется самое большое в Западной Европе собрание православной литературы, которое постоянно пополняется новыми изданиями. Здесь же, в архиве, находится уникальная книжная коллекция Старого Валаама, и в этом же здании расположены музей и конференц-зал.




В Валаамском народном университете проводятся курсы духовной тематики.


Для приезжающих в Новый Валаам работают две гостиницы: народного университета и монастыря.


Питание в трапезной монастыря организовано в виде "шведского стола".




Братия монастыря состоит из десяти человек во главе с настоятелем архимандритом Сергием. Монастырь живет на пожертвования прихожан, а также на доходы от туризма и виноделия. Смородина выращивается рядом с монастырем, а вино из нее можно купить в монастырском магазине.


Тем же вечером мы вернулись в Россию, на остров Валаам, на борт теплохода "Виссарион Белинский".


И на этом я закончу рассказ о Новом Валааме, хотя говорить о нем можно еще много. Но я надеюсь, что, может быть, кто-то из прочитавших его захочет там побывать и сам.

А в конце я покажу несколько фотографий, сделанных на следущий день, когда мы побывали на юго-восточной оконечности острова Валаам. Там редко бывают туристы, но эти места любимы среди жителей острова и валаамских экскурсоводов, которые приходят сюда в свободное время.

На берегу Крестового озера стоит огромный деревянный Поклонный крест.


Многие надписи, вырезанные у основания креста, уже имеют имеют историческую ценность. Есть и такие, которые станут исторической ценностью через сто лет.



Эти два для с нами был студент Санкт-Петербургской духовной академии Иван Крутенко, который рассказал много интересного о Новом Валааме, а теперь сопроводил нас с рассказом и по Старому Валааму.



От Крестового острова мы пешком перешли к узкой бухте Дивной, глубоко вдающейся в остров. Здесь прекрасные виды, да и вода порой бывает очень теплой.



Вот и все. До следующего раза. На Валааме я бывал больше десяти раз, на Новом Валааме побывал впервые. Теперь тянет оказаться в этих местах зимой. Значит, эта поездка была не последней.

Как туристу съездить на Валаам без экскурсионного обслуживания

Важно знать! Решив съездить на Валаам без экскурсионного сопровождения, нужно продумать заблаговременно: как добраться до острова, где остановиться, куда сходить поесть.

Какие способы добраться до Валаама?

Для начала нужно доехать до побережья Ладожского озера. Ближайшие к Валааму населённые пункты – Приозерск, Сортавала.

Как туристу съездить на Валаам без экскурсионного обслуживания

Сделать это можно так:

Железнодорожным транспортом

В городах Приозерск и Сортавала есть железнодорожные вокзалы, с нечастыми проходящими поездами. На них прибывают поезда из Санкт-Петербурга, Москвы, Выборга, Суоярви, Петрозаводска и Костомукши.

Как туристу съездить на Валаам без экскурсионного обслуживания

Автобусом или маршруткой

По вышеуказанным направлениям налажены регулярные рейсы автобусов.

На автомобиле

Оптимальным вариантом будет поездка на автомобиле. Состояние трасс приемлемое, пейзажи за окнами – завораживающие.

Как туристу съездить на Валаам без экскурсионного обслуживания

В сезон судоходства есть возможность на теплоходе можно добраться из Санкт-Петербурга.

Когда уже вопрос о городе прибытия снят, возникает следующий – как попасть на Валаам?

Из Сортавала также можно добраться до Валаама по озеру.

Как туристу съездить на Валаам без экскурсионного обслуживания

Тут существует три варианта:

Как туристу съездить на Валаам без экскурсионного обслуживания

В туристический сезон также нужно позаботиться о месте в гостинице, если с первого дня попасть на остров не получиться. В Сортавала есть много гостиниц, и разброс по ценам большой.

Как туристу съездить на Валаам без экскурсионного обслуживания

Если изначально путешествие происходило на автомобиле, то появляется необходимость куда-то пристроить машину на время посещения острова. Возле каждого причала есть платная автопарковка, где можно оставить автомобиль.

Продумав заранее маршрут и ознакомившись с нюансами посещения острова Валаам, вполне можно обойтись без услуг экскурсионных и туристических агентств и сделать своё путешествие комфортным.

Продолжение
Посмотрев на карту, мы снова решили пойти по ближайшей от нас дороге и посмотреть, куда же она нас приведет.

Шли около двадцати минут по холмистой местности, а вокруг был только плотный лес и тишина, пока не набрели на поляну.

Поляна была хорошо обустроена для ночлега: здесь были скамейки, столы, а также место для костра. Ближе к лесу стояли три палатки. Как выяснилось позже, данное место специально предназначено для туристов, которые желают остановится с ночевкой в палатках на острове.

И хочу отметить, что место выбрано достаточно живописное. И возможно, именно про это место поговаривают, что за ночевку на острове какой-то лесник берет 100 рублей. К сожалению, лесника встретить нам не удалось, и немного отдохнув, мы отправились по дороге обратно, в сторону Монастырской бухты.

Все фотографии кликабельны! (открываются в полный размер)

01. Вид на поляну на берегу Ладожского озера

02. Берег Ладожского озера

Работный дом
На обратном пути сильно мучала жажда, а купить с собой в дорогу воды мы по каким-то причинам не смогли, да и до магазина у Спасо-Преображенского монастыря еще прилично были идти. И у первой встречной женщины поинтересовались, есть ли по близости колонка или какое-либо другое место, где можно уталить жажду. Женщина, немного подумав, указала нам дорогу к Работному дому.

Подходя ближе к дому, мы обратили внимание на детей, играющих в футбол, так как до этого не встречали никого моложе двадцати лет на острове. У входа в дом сидел пожилой мужчина, у которого мы спросили, что это за дом и где конкретно можно набрать воды. Мужчина оказался глуховат, но все равно ответил. В доме живут люди, которые приезжают на остров для того, чтобы очиститься от грехов своих.

03. Вид на Монастырскую бухту

04. Надпись на скале по дороге от Монастырской бухты

05. Поклонный крест по дороге в скит Всех Святых

Дорога лежала через скалистую местность, различные мосты и даже большое поле с выкорчеванными деревьями.

Через 40 минут пешего хода мы добрались до красивейшей развилки, на которой и сделали небольшой привал.

06. Живописная развилка по дороге в скит Всех Святых

Еще немного посидев, мы отправились по красивой аллее в сторону скита Всех Святых.

07. Аллея по дороге в скит Всех Святых

08. Вид на Скит Всех Святых

Скит Всех Святых, как выяснилось, находился на реставрации, и на территории было несколько рабочих, но это не помешало нам пройти.

Как уже видно на фотографии выше, у скита есть свое хозяйство. На территории, к нашей радости, был еще и колодец, где мы с удовольствием набрали воды.

Сам скит мужской, и девушек на его территорию не пускают, поэтому все экскурсионные группы с женщинами стояли за его территорией.

Еще немного осмотревшись, мы направились по единственной дороге, указанной на карте. По логике, мы должны были выйти в сторону Воскресенского скита, но наши надежды не оправдались. Об этом небольшом приключении можно прочитать в предыдущем моем посте в ЖЖ про Смоленский скит (ссылка откроется в новом окне).

09. Поклонный крест по дороге от скита Всех Святых

Ночевка на Валааме
В начале десятого часа вечера мы уже приехали на площадь рядом с Воскресенским скитом. На площади находится большой базар с сувенирами, который к этому времени уже сворачивался. Вокруг было много спешивших на теплоходы туристов. Что самое удивительное, такого количества туристов мы не видели за весь день, пока находились на побережье со стороны Сортавалы.

Осмотрев Воскресенский скит, мы спустились на специальный смотровые площадки, с которых открывался вид на бухту, а также на три больших пришвартованных теплохода. Громко играла музыка и доносились не совсем трезвые, но восторженные возгласы туристов. Прозвучал длинный гудок, и один из теплоходов начал отчаливать. Честно скажу, что это было очень красивое зрелище, тем более в лучах закатного солнца. Даже местный житель на велосипеде приехал, чтобы полюбоваться такой красотой.

Проводив все три теплохода, мы отправились искать место для ночлега. Определились с местом очень быстро, как только зашли вглубь леса по берегу острова.

10. Утренний вид из палатки на бухту

Проснувшись ближе к одиннадцати утра, мы снова увидели пришвартованные теплоходы и большое количество туристов, бегающих у лавок на площади.

Стоимость метеора была такой же — 550 рублей с человека в один конец.

11. Провожающая девушка (вид с метеора)

Как только мы прибыли в Сортавалу, то выяснилось, что на ночном автобусе выбраться в Санкт-Петербург мы уже не сможем, потому что все билеты были раскуплены заранее. Пришлось взять такси и поехать до вокзала, потому что ближайший поезд был через 40 минут.

Быстро домчавшись до вокзала, приобрели билет до Кузнечного за 60 рублей. И уже по дороге в Кузнечное проводница продавала билеты на пересадку до Санкт-Петербурга за 230 рублей. Билеты купили сразу, потому что в Кузнечном отстоять огромнейшую очередь просто не было бы возможности — на платформе было несколько тысяч человек, основную массу которых составляли студенты.

К полуночи мы уже были в Санкт-Петербурге.

12. Олег и автор блога перед метеором

Надеюсь, что данный отчет кому-нибудь пригодится. Спасибо за внимание!

С первой частью отчета можно ознакомиться в моем ЖЖ (ссылка откроется в новом окне).
Также можно посмотреть фотографии, которые не вошли в отчет (ссылка откроется в новом окне).


Где находится Валаамский монастырь

Как доехать до Валаамского монастыря

Тех, кто планирует посетить Валаамский монастырь, в первую очередь волнует вопрос, как добраться до обители.

  • Сделать это удобнее всего из Санкт-Петербурга. Сначала необходимо доехать до Финляндского вокзала, откуда электричкой добраться до Приозерска (сюда ходит две электрички: одна проходящая, вторая – с конечной станцией в Приозерске).
  • Также попасть в городок можно и автобусом №859, который отправляется с Северного автовокзала ежедневно.
  • В самом Приозерске железнодорожный и автобусный вокзалы совмещены, поэтому далее путь одинаков: на такси или пешком добраться до монастырского причала, а там – сесть на теплоход или метеор.

Важно! Обратите внимание, что судоходство начинается только после того, как Ладога растает, поэтому в основном паломники отправляются в обитель летом.

Посещение обители и режим ее работы

Обитель открыта ежедневно, с пяти утра до позднего вечера, однако основной наплыв паломников здесь в летние месяцы, в период активного судоходства по Ладоге. Побывать здесь стремится большое количество людей – как верующих, так и тех, кто просто интересуется архитектурой и историей монастыря. Для соблюдения порядка проще всего заранее связаться с паломнической службой и заказать экскурсию.
В монастыре следует соблюдать определенные правила поведения:

  • мобильные телефоны лучше отключить или хотя бы перевести в беззвучный режим;
  • помнить о форме одежды: женщины должны быть в юбках или платьях, с покрытой головой и руками, не оголять ноги, без косметики и сильных парфюмов; мужчины – не в спортивной одежде, с покрытыми руками и ногами, без головных уборов;
  • на территории монастыря недопустимы музыка, громкие разговоры или смех;
  • нельзя фотографировать в храмах, особенно во время службы, снимать братию без разрешения;
  • нельзя заходить в хозяйственные помещения, братские трапезные – для паломников есть отдельные трапезные и мини-кафе;
  • поскольку остров, на котором находится обитель, является заповедной территорией, здесь запрещено рвать цветы или ягоды, разводить костры. Также не стоит купаться или загорать.

Расписание богослужений обители

День недели Служба Время начала
Понедельник-пятница Полунощница
Утреня
Часы, Литургия
Молебен
Вечерня
Повечерие, каноны
5.00
5.45
7.30
13.25
17.00
18.00
Суббота Полунощница
Утреня
Часы, Литургия
Молебен
Исповедь (общая)
Всенощное бдение
5.00
5.45
7.30
13.25
18.45
19.00
Воскресенье Часы, Литургия
Вечерня
Повечерие, Акафист
9.00
17.00
17.50

В Валаамском монастыре можно заказать и требы о здравии или поминовении. Сделать это можно и при личном посещении монастыря, и при помощи интернета.

Где остановиться неподалеку

Важно! Проживать с палатками на острове не рекомендуется, поскольку его территория является заповедником.Обратите внимание, что в паломнической службе можно не только забронировать номер в гостинице, но и воспользоваться одной из экскурсионных программ.

История Валаамского монастыря

  1. Считается, что на острове Валаам Андрей Первозванный установил каменный крест, проповедуя евангелие на Севере. Саму обитель основали спустя девять сотен лет и сделали это иноки Герман и Сергий, которые позже были канонизированы. Предположительно они были греками.
  2. Что касается времени основания монастыря, к единому мнению историки не пришли – обитель могла появиться как в период крещения Руси, так и позже.
  3. До XIV века точных данных об укладе жизни местных монахов нет, а вот уже с XVI века Валаам стал центром книгопечатания этого региона. Нападение шведов на остров привело к тому, что он стал практически пустынным, здесь жили только иноки. Восстанавливали монастырь по петровскому указу, достроив храмы, кельи, хозяйственные корпуса.
  4. До начала XIX века обитель разрасталась и отстраивалась; здесь возвели колокольню, отлили колокола. Количество монахов постепенно увеличивалось, монастырь процветал.
    Октябрьская революция не стала для обители фатальной, поскольку территория, на которой размещался монастырь, отошла к Финляндии. Острова капитально укрепили в военных целях, но обитель закрывать не стали, однако вынудили перейти на григорианский календарь. С тех пор между братией пошел раскол, и часть монахов переехала в другие страны.
  5. Зимой 1940 года последние монахи уехали отсюда, вывозя с собой иконы и другие ценности. Они основали Новый Валаам, который действует и сегодня, являясь финским православным монастырем.
    Что же касается Старого Валаама, здесь организовали боцманскую школу, а позже размещали лесничество, фабричные помещения, дом инвалидов. В конце семидесятых обитель стала музеем-заповедником.
  6. Верующим обитель вернули в конце восьмидесятых, и сегодня Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь продолжает свою деятельность. Датой его возобновления считается 13 декабря.

Архитектурные и культурные памятники монастыря

Особое внимание стоит уделить и скитам Валаамского монастыря, в которых жили монахи, желающие уединения. Всего здесь насчитывается более десятка скитов, как на острове Валаам, так и на других островах, включая отдаленные. Первым был основан Большой скит во имя Всех Святых, где был построен двухэтажный скитский храм. На месте, где, как считается, Андрей Первозванный воздвигнул крест, расположен Воскресенский скит с храмом, сочетающим черты классицизма и барокко.

Святыни Валаамской обители

Многие иконы Валаамского монастыря, а также другие святыни были вывезены монахами в 1940 году, а переговоры о возвращении Валаамской иконы Божьей матери продолжаются и сегодня. Однако после возрождения обители здесь хранятся такие святыни:

  • мощи преподобных Германа и Сергия, основателей монастыря;
  • мощи одного из старцев обители, Антипы Валаамского;
  • список Валаамской иконы богоматери (чтимый).

Фото Валаамского монастыря

Валаам — ступень к небу

Бывали ли вы в Валаамском монастыре? Что в обители понравилось больше всего? Пробовали ли вы знаменитые валаамские вина? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Читайте также: