Куда сходить с ребенком аутистом в москве

Обновлено: 04.10.2024

Аутизм неспроста называют синдромом века: в настоящий момент этот диагноз встречается все чаще. Несмотря на старания общественных и медицинских организаций, мы по-прежнему многого не знаем об аутизме.

Наш внештатный корреспондент Александра Чканикова провела беседу с директором НПЦ ПЗДП им. Г. Е. Сухаревой, психотерапевтом высшей квалификационной категории Мариной Александровной Бебчук, с директором Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройства аутистического спектра МГППУ Артуром Валерьевичем Хаустовым, а также с некоторыми учителями московских школ.

В результате получился экспресс-справочник для педагога о том, каким образом может быть организовано обучение ребенка с аутизмом в массовой школе, к чему готовиться родителям и учителям.

Что такое аутизм?

Сегодня детский аутизм рассматривается как общее расстройство развития, то есть это не заболевание, но тяжелое нарушение психического развития. Существует несколько вариантов аутистических расстройств. Согласно международной классификации болезней МКБ-10, выделяют четыре типа:

F84.0 – детский аутизм (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера);

F84.1 – атипичный аутизм;

F84.2 – синдром Ретта;

F84.5 – синдром Аспергера, аутистическая психопатия.

В последнее время все аутистические расстройства стали объединять под общей аббревиатурой РАС – расстройство аутистического спектра.

Итак, ребенок с РАС идет в школу…

Кто решает, где и как учиться ребенку с РАС?

Фактически, решение всегда принимают родители, и здесь возможны два сценария. Первый – если родители успели заметить, узнать и принять тот факт, что у их ребенка аутизм. Они вовремя обратились к врачу, ребенку был поставлен диагноз, на врачебной комиссии было уточнено, что интеллект ребенка сохранен (нарушения интеллекта являются единственным фактическим препятствием). Будущий школьник регулярно наблюдался у специалистов и получал необходимую психолого-педагогическую коррекцию. Таким образом, к семи годам многие аутистические симптомы у ребенка уже сглажены и, скорее всего, он готов к школе настолько, насколько позволяет его расстройство.

Второй сценарий – когда родители не знают, не видят, умышленно умалчивают о болезни своего ребенка. Естественно, в данном случае не было никаких комиссий, консультаций, никакой психолого-педагогической работы, и ребенок с запущенным расстройством оказывается в школе, где тоже никто не предупрежден. Это более сложная история для всех участников: мучительная для ребенка, сложная для педагогов и в конечном счете неприятная для родителей, так как РАС – не из тех диагнозов, которые пройдут сами собой. Рано или поздно всем участникам учебного процесса станет ясно, что у ребенка проблемы со здоровьем.

Если мы – ответственные родители, тогда…

Лучше всего, если на момент зачисления в школу по основному списку (то есть, к марту-апрелю) у родителей были готовы все документы, связанные с особенностями развития ребенка. Для этого в ноябре-декабре стоит показать ребенка на ПМПК – психолого-медико-педагогической комиссии.

Это постоянно действующий орган, задача которого – комплексное обследование ребенка на наличие того или иного диагноза, оценка общего уровня его развития и рекомендации по организации его образования. В состав комиссии входят разнопрофильные специалисты – дефектологи, логопеды, врачи (неврологи, психиатры). Они дадут родителям ребенка рекомендацию по поводу того, какая форма обучения ему подойдет и по какой программе ребенок сможет учиться.

До того, как пройти ПМПК, ребенок с РАС проходит врачебную комиссию при медицинском учреждении. Цель врачебной комиссии – определить диагноз, чтобы затем выбрать тип образовательной программы, соответствующий особенностям и интеллектуальному уровню развития ребенка.

Важно, что ПМПК работает в преемственности с врачебной комиссией. Например, на врачебной комиссии ребенок демонстрирует достаточный уровень интеллекта, чтобы учиться по программе 8.1 или 8.2, а на ПМПК не справляется с заданиями – тогда ПМПК обязана все равно рекомендовать ему учиться по инклюзивной программе.

Должны ли родители сообщить школе, что у их ребенка РАС?

По закону – нет, никто не обязывает родителей сообщать школе о том, что у ребенка аутизм. Они не должны предоставлять какие-либо справки – но, чтобы ребенок попал в подходящие для него условия, важно поставить администрацию школы в известность о том, что ребенок особый. В случае если родители своевременно не проинформировали школу о существующих у ребенка трудностях, то школа не будет готова обучать ребенка с РАС, и это приведет в итоге к серьезным затруднениям в организации учебного процесса – и для самого ребенка, и для всего класса.

Обычно первая встреча представителей администрации школы с будущим учеником и его родителями происходит во время формирования первых классов, в апреле-мае. В этот момент и без всяких справок специалистам (школьному психологу, логопеду, дефектологу) станет ясно, что с ребенком не все благополучно. Дальнейшие уточнения придутся на учебный год (осень), и неизвестно, сколько неприятных моментов успеет случиться с ребенком во время учебного процесса.

Как учатся дети с РАС?

Программы обучения

В соответствии с ФГОС существуют четыре разных варианта программы обучения детей с РАС, подразделяемые по степени интеллектуального развития ребенка.

Программа 8.1: по ней обучаются дети с сохранным интеллектом. Уровень их итоговых достижений должен быть таким же, как у сверстников. Дети учатся по обычным учебникам, по обычной программе и стандартному учебному плану. Разница заключается в том, что им обязательно дополнительно заниматься с психологом, логопедом. На период адаптации к школе ребенку может потребоваться тьютор.

Программа 8.2: обучаются дети с РАС, имеющие задержку психического развития. Их уровень итоговых достижений также должен соответствовать уровню сверстников, но учатся они в более пролонгированные сроки. Если ребенок ранее посещал дошкольную организацию и получал психолого-педагогическую коррекцию, срок его обучения в начальной школе составит пять лет. Если он не посещал дошкольную организацию – он будет учиться шесть лет.

Программа 8.3 – по этой программе обучаются дети с легкой и умеренной степенью интеллектуального нарушения. Это пограничная ситуация: с одной стороны, такие дети могли бы учиться в специализированных школах, с другой стороны, по желанию родителей они могут быть зачислены и в массовую школу. Предполагаемый уровень их итоговых достижений не соответствует уровню сверстников, они учатся по адаптированным учебникам. Срок обучения в начальной школе для таких детей – 6 лет.

Программа 8.4 – для детей с тяжелой степенью задержки интеллекта и множественными нарушениями развития. Как правило, такие дети имеют серьезные логопедические проблемы (не говорят совсем или имеют серьезные задержки речевого развития). Срок обучения по программе 8.4 – 6 лет, предполагаемый уровень достижений значительно отличается от уровня сверстников, при этом основной акцент делается в большей степени на социализацию ребенка, чем на академические успехи. Примерно 70% образовательной программы будет направлено на освоение ребенком бытовых навыков и жизненных компетенций.

Как может быть организовано обучение?

Что касается вариантов организации обучения для детей с РАС, то они могут быть следующие:

Полная инклюзия. Ребенок обучается в обычном классе вместе со сверстниками.

Инклюзивное образование с использованием технологии ресурсной зоны. Ребенок зачислен в обычный класс, но, когда у него возникают трудности, он может получить индивидуальную поддержку в отдельном помещении – ресурсной зоне. Эта форма возможна, если к ребенку приставлен тьютор и если в школе оборудована ресурсная зона – большой кабинет, где каждый ребенок с особенностями развития занимается индивидуально со своим тьютором.

Коррекционные классы в общеобразовательной или специальной коррекционной школе, или же ребенок обучается в спецшколе. И здесь возможны варианты – например, ребенок с аутизмом может попасть в класс, где собраны очень разные дети с очень разными нарушениями развития (интегрированный класс). Или, если у него наблюдается задержка интеллектуального развития, он может обучаться в классе с детьми с нарушениями интеллекта. Или же класс полностью укомплектован детьми с РАС – в разных формах и проявлениях.

Индивидуальное обучение на дому. Некоторым детям в силу их поведенческих нарушений рекомендуется учиться индивидуально на дому, но даже в этой ситуации стоит задуматься о социализации – например, подключаться к классу сверстников хотя бы раз в неделю на те или иные предметы, на выездные мероприятия.

Индивидуальный план

Обратим внимание: прямой связи между уровнем программы и формой организации обучения нет. Важно, чтобы форма организации обучения подбиралась индивидуально, в соответствии с потребностями и уровнем социализации ребенка

И еще! У каждого ребенка есть возможность составить индивидуальный учебный план. Это особое расписание для ребенка – где, чему и в какой момент он будет учиться. Например, для ребенка с РАС крайне сложна математика, поэтому он проводит в инклюзивном классе почти все время, а во время уроков математики отправляется на индивидуальные занятия с дефектологом.

Индивидуальный план для ребенка составляет школа, по совместному решению специалистов внутри организации – классного руководителя, психолога, логопеда, учителей-предметников. Как правило, решение об индивидуальном плане принимается по истечении диагностического периода, который длится около месяца. Таким образом, к концу первой четверти ребенок уже может получить свой индивидуальный план.

Нужны ли детям с РАС особые учебники?

Это больной вопрос, так как универсального учебника для детей с РАС нет и, вероятно, создать его будет практически невозможно: слишком разнообразны проявления этого расстройства. Каждому ребенку с РАС требуется индивидуальный подход.

В настоящий момент, обучая детей с РАС по программам 8.1 или 8.2, учителя могут брать за основу линейку для общеобразовательной школы, но и в этой ситуации учебники нуждаются в адаптации. Если же ребенок обучается по программе 8.3 или 8.4, то за основу берутся учебники для детей с интеллектуальными нарушениями, которые тоже нужно адаптировать. Например, уменьшать число упражнений на одном листе, делать крупнее шрифт, уменьшать количество мелких незначимых деталей в рисунках, добавлять визуальную поддержку (рисунки, упрощающие понимание).

Обычно учителя инклюзивных школ сами, как могут, адаптируют те или иные главы учебников под нужды учеников. Но, конечно, если бы когда-нибудь появился учебник для детей с РАС, хотя бы усредненный – это было бы очень ценно.

Как подобрать для ребенка самый удобный путь?

Бытует мнение, что учеба в обычном классе всегда лучше, чем в коррекционном. В этой связи многие родители детей с РАС ставят перед собой цель – бороться за возможность учиться в режиме полной инклюзии.

Все эксперты единодушны во мнении: прежде чем бороться, родителям следует спокойно, не спеша рассмотреть все плюсы и минусы каждой формы организации образования – применительно конкретно к их ребенку, к их случаю. В частности, обязательно задайте себе следующие вопросы:

Что вам важнее – социальная или образовательная инклюзия? Довольно часто одна и та же форма обучения не даст вам и то, и другое. Например, в коррекционном классе ребенок будет чувствовать себя как рыба в воде, где его все понимают, снисходительны к его особенностям. Но, конечно, в образовательном плане здесь все проще и слабее. А в обычном классе он будет получать больше знаний, но чувствовать себя будет чужим среди сверстников, что, конечно, губительно для его социализации.

Стоит ли игра свеч? Точнее, стоит ли учеба в обычном классе затрачиваемых усилий и стрессов. Детям с РАС излишний стресс просто противопоказан.

Что именно ваш ребенок может получить от обычного класса? Скажем, возможно сформировать индивидуальный план, по которому основные предметы (русский язык, чтение, математика) ребенок проходит по облегченной программе в коррекционном классе или даже на дому, а в школу в обычный класс приходит на те предметы, которые развивают его физически, связаны с ручным трудом и общим развитием (музыка, технология, физкультура).

Родители и школа: правила взаимодействия

Может ли администрация школы отказать ребенку с РАС в обучении?

Непростой вопрос. С одной стороны, согласно Закону об образовании, любой ребенок с любой степенью РАС при сохранном интеллекте может учиться в массовой школе. С другой, далеко не каждая школа способна предоставить такому ребенку все необходимые условия. Инклюзия – это очень дорогое удовольствие для школы, которое к тому же не так просто организовать.

Если школа не может предоставить ребенку с РАС все условия для обучения, у родителей есть два выхода: либо найти другую школу, либо настоять на создании специальных образовательных условий для их ребенка в этой школе.

То есть ученик с РАС для школы – неизбежная проблема?

Если мы имеем дело с негативистским сценарием (когда родители не признают особенностей ребенка) – да, это безусловно проблема для всех. Если же родители обзавелись всеми необходимыми документами, возможно, оформили ребенку инвалидность – то для школы это своего рода возможность. Вместе с документами об инвалидности ребенка родители приносят в школу и дополнительные бюджетные средства. В некотором смысле школе даже выгодно побороться за статус инклюзивной.

Все ли школы могут гарантировать ребенку с РАС адекватное обучение?

Конечно, не все. Как правило, на этапе приема представители администрации школы честно объясняют родителям, что школа не готова предоставить ребенку надлежащих возможностей. Тогда ребенку могут порекомендовать коррекционную школу или дать адрес ближайшей инклюзивной школы. Такие школы есть: они вкладывают много сил и денег в то, чтобы удерживать статус инклюзивных, ресурсных. Родителям детей с РАС стоит поискать такую школу: учиться в ней ребенку будет гораздо полезнее.

Но таких школ немного: например, в Москве их не более десяти, зато те, которые есть, действительно умеют работать с особыми детьми. Здесь их действительно учат, адаптируют, включают в социум.

На самом деле, вполне нормально, что обычная школа не спешит принять к себе ребенка с РАС. Если директор, педагоги, администраторы никогда не имели дело с этим феноменом – вряд ли опыт учебы в такой школе будет полезен для ребенка. Честнее будет объективно видеть свой ресурс и понимать, что вы действительно можете дать ребенку с аутизмом, а чего пока не можете.

Известно, что многим детям с РАС показано учиться с тьютором – личным помощником и наставником. Где найти тьютора для ребенка, должна ли этим заниматься школа?

Если по заключению ПМПК ребенку полагается помощь тьютора в обучении, то школа должна предоставить ему тьюторское сопровождение. Для этого в школе вводится дополнительная штатная единица.

Всего есть три формы тьюторского сопровождения:

Должность тьютора есть в штатном расписании, и тогда тьютора вам предоставляет школа.

У вас обычная школа, тогда родители сами находят, приглашают тьютора и, вероятнее всего, сами изыскивают способ оплатить его услуги, но при этом тьютор обязательно подписывает договор со школой.

Родители прибегают к помощи студентов, проходящие производственную практику, или волонтеров. Волонтера может найти как школа, так и семья ребенка, обратившись в одну из общественных организаций по вопросам поддержки детей с аутизмом. Здесь важно, чтобы найденный человек обладал достаточным уровнем понимания ребенка.

Самый неблагоприятный вариант – когда в качестве тьютора на уроках в школе присутствует один из родителей ребенка. Мы не поддерживаем такую ситуацию, но, к сожалению, если тьютора найти не удалось, приходится прибегать и к такой мере.

К чему готовиться учителю?

Итак, к вам в класс придет ребенок с расстройством аутистического спектра…

Появление в классе ребенка с РАС – это серьезный вызов педагогу. Скорее всего, вы будете шокированы: перед вами окажется ученик, у которого, к примеру, не сформирован учебный стереотип – то есть, он не готов сидеть за партой, быть смирным, молча слушать, отвечать на вопросы. Или он будет постоянно отвлекаться, не сможет сконцентрироваться, его эмоции непредсказуемы, и нередко их просто невозможно легко усмирить.

2. Наблюдайте за ребенком. Хоть вы ему не родитель и не тьютор, но вам для успешной работы необходимо знать, как он ведет себя в той или иной ситуации, что его пугает, раздражает, успокаивает. Если родители ребенка готовы к контакту, расспросите их, узнайте как можно больше о том, как помочь себе и ребенку в затруднительной ситуации.

3. Проявите интерес. Да, ребенок с РАС – не самый легкий ученик. В некотором смысле его появление бросает вам вызов: достаточно ли вы любите детей, чтобы продолжать с блеском выполнять свою работу? Ваш интерес, внимание, увлеченность жизнью и интересами ребенка – наиболее адекватный путь взаимодействия.

4. Преобразуйте учебное пространство. Вам потребуется особым образом структурировать среду, в которой находится ребенок. Если обычным детям достаточно расписания в дневнике, ребенку с РАС просто необходимо всю важную информацию видеть перед глазами. Повесьте расписание на доске, приклейте к парте бумажку с подсказками, обозначьте направление движения стрелками. Вы сможете учить ребенка с РАС только в том случае, если образовательная среда будет для него предсказуемой и безопасной.

Может ли учитель без специальной подготовки начать обучать ребенка с РАС?

Минимально возможный уровень обучения – прохождение краткосрочных курсов повышения квалификации. В среднем срок обучения составляет около 2 месяцев, но значительных результатов достигают уже за 1-2 недели интенсивной работы. Огромную роль играет здесь и личность учителя, и его жизненные установки. Ключевые качества для учителя инклюзивного класса – терпение, целеустремленность и готовность к тому, что в таком деле, как обучение ребенка с РАС, быстрых результатов не бывает. Но, когда вы дождетесь результатов, пусть медленных, – вы почувствуете, что покорили настоящий педагогический Эверест.

Найти место, куда пойти с ребенком в Москве совсем не трудно. Трудно — выбрать из огромного количества театров, парков развлечений, цирков, выставок, шоу. Ежедневно столичные мероприятия вереницей сменяют друг друга, многие из которых проходят в Москве на постоянной основе.

Выбор развлечения напрямую зависит от возраста и предпочтений ребенка, а также от сезона. Непоседам наверняка захочется выплеснуть энергию, катаясь с горок или резвясь в аквапарке, а юный эрудит скорее выберет научно-познавательную выставку, где все можно потрогать и самостоятельно поставить эксперимент.

Парки развлечений Москвы

Отдых в Москве с детьми

Для гостей парка Кидзания в Москве разыгрывается целое представление для более реалистичного погружения в мир профессий. Ребята могут играть, познавать новое и зарабатывать свои первые деньги (в местной игровой валюте). Еще одним крупным центром детских развлечений и обучения является Мастерславль. В игровой форме малыши не только учатся специальностям, но и от души веселятся на занятиях. Следует отметить, что парки развлечения подобного типа — универсальны и в них не будет скучно как малышу, так и подростку, так как их программы и ресурсы подстроены под ребят всех возрастов.

Музей занимательной науки Экспериментаниум, который часто ошибочно называют московский Экспериментариум, позволит детям увидеть увлекательный мир науки, самостоятельно поставить опыты и посетить развлекательные мероприятия (шоу мыльных пузырей и т. д.).

Детям более старшего возраста наверняка понравится парк виртуальных развлечений Arena Space. Окунуться в мир мультфильмов, комиксов, дикой природы, гоночных трасс помогут очки виртуальной реальности.

Отдых в Москве с детьми

Дети любят активные игры на свежем воздухе, особенно такие, в которых можно подурачиться и побеситься. В игре бамбербол можно не только сбивать соперника сног, но и стоять на глове и кататься по полю. Поиграть в бамбербол в Москве можно на стадионе имени В. А. Мягкова.

Парки развлечений Москвы

Аквапарки Москвы

Климат Москвы далек от тропического. Не всегда даже летом погода радует безоблачностью и превосходными температурными показателями. Окунуться в лето и почувствовать себя на курорте помогут крупнейшие аквапарки столицы.

Отдых в Москве с детьми

В целом, в Москве можно найти множество менее востребованных, но не менее хороших аквапарков. Некоторые из них меньше и скоромнее, а в некоторые можно попасть только через покупку клубной карты.

Водные развлечения для детей в Москве

Океанариумы

Главным и самым современным океанариумом столицы является Москвариум. В панорамных аквариумах подводного центра содержится несколько тысяч обитателей, таких как осьминоги, акулы, мурены, скаты, морские звезды и многие другие. В Москвариуме на постоянной основе проводятся представления с участием дельфинов и касаток, что будет интересно детям любой возрастной категории. Также при океанариуме функционирует центр плавания с дельфинами, после посещения которого ребенок с гордостью будет рассказывать всем об этом значимом в его жизни событии.

Отдых в Москве с детьми

Более 5 тысяч рыб содержится в океанариуме Крокус Сити. В более чем сотне аквариумов проживают экзотические и хищные рыбы, нерпы, пингвины и многие другие. Для самых маленьких в океанариуме организован контактный зоопарк.

Океанариум на Чистых прудах является одним из самых первых в столице. Сравнительно небольшой океанариум содержит коллекцию около тысячи рыб и проводит представления по кормлению акул.

Океанариумы Москвы

Батутные центры в Москве

Излюбленное место детей всех возрастов — джампинг-парки. Именно там можно повеселиться от души, выплеснуть всю энергию и заработать хороший аппетит. Как правило, батутные центры Москвы не ограничиваются только одним аттракционом и имеют в своем арсенале множество арен и зон.

Отдых в Москве с детьми

Батутные центры Москвы

Веревочные парки Москвы

Еще одним активным видом детского развлечения является посещение веревочного парка. Пройти сквозь запутанный веревочный маршрут, пробраться сквозь препятствия и заняться паркуром — отличный способ увлекательно провести время и выплеснуть энергию. Стоит помнить, что такой тип развлечений имеет сезонный характер и доступен в теплое время года. О весеннем открытии сезона того или иного веревочного парка можно прочитать на официальных сайтах.

Отдых в Москве с детьми

Веревочные парки Москвы

Парки и зоопарки

Несчитанное количество московских парков — отличное место для прогулок, активных игр на открытом воздухе, посещения аттракционов и контактных зоопарков. Шикарный современный парк Зарядье раскинулся у стен Кремля. На территории парка находится музей, ледяная пещера, красивые мосты, детские площадки и много интересного. К созданию парка приложили руку именитые зарубежные ландшафтные дизайнеры.

Отдых в Москве с детьми

Одним из самых знаменитых мест отдыха с детьми в Москве остается парк Горького, где помимо неспешных прогулок можно насладиться катанием на лодках и получить заряд адреналина на аттракционах. Не менее популярным остается парк Победы на Поклонной горе, где также можно весело и с пользой отдохнуть на свежем воздухе, взяв в прокат велосипед, сегвей или любой другой вид мини-транспорта.

Не уступает по посещаемости и парк Сокольники. В любое время года в парке организован детский досуг: летом это аттракционы, катание на роликовых коньках, выставки, а зимой — каток.

Детям любого возраста, ровно как и взрослым понравится поездка по канатной дороге. Увидеть красоту столицы можно как с высоты птичьего полета, так и со смотровой площадки на Воробьевых горах.

Отдых в Москве с детьми

Где погулять с ребенком в Москве

Лазертаг в Москве для детей

В целом, практически в каждом московском торговом центре или парке можно найти площадки с детскими аттракционами и мини-парками развлечений. Отличной идеей станет провести день с ребенком в Москве в лазертаге. Лазертаг позволяет ребенку стать частью игр, в которые он так любит играть на компьютере. В ходе игры разыгрываются различные сценарии и дети с большим удовольствием вовлекаются в процесс. Лазертаг в Москве для детей доступен в клубах Легион, Медведь, ЛазерЛенд, Космозар на ВДНХ и др.

Лазертаг в Москве для детей

Квесты для детей в Москве

Отдых в Москве с детьми

Детские квесты в Москве набирают все большую популярность как среди детей, так и среди их родителей. Бурю положительных и новых эмоций детям дарят прохождение испытаний в игровой форме. Квест-игры организованы таким образом, что дети могут проходить их самостоятельно, в командах или вместе со взрослыми. Стать Гарри Поттером, слетать в космос, выжить в доме с привидениями и сыграть в прятки в Хогвардсе можно в одном из столичных развлекательных центров, таких как Exit Games, Космик, Viva, Улица квестов и др.

Квесты для детей в Москве

Детские театры Москвы

Многие театры Москвы ориентированы именно для маленьких зрителей. Постановки столичных театров заинтересуют не только детей дошкольного и младшего школьного возраста: театрам Москвы есть что показать подросткам. Спектакли по произведениям классиков помогут глубже прочувствовать то, что включает в себя школьная программа, а многие современные постановки преподнесут обычные вещи в ином свете.

Отдых в Москве с детьми

При возможности обязательно стоит попасть в старейший молодежный театр РАМТ, основанный еще в 1921 году. В репертуаре гастролирующего по всему миру театра можно найти произведения как современников, так и классиков, увидеть как оживают сказки и проникнуться зарубежным фольклором.

Отдых в Москве с детьми

Постановками для детей от 2 до 16 лет порадует Лианозовский театр. Для самых маленьких в театре работает кукольное отделение, а более старшему зрителю будут представлены старые сказки на новый лад, произведения зарубежных детских писателей и многое другое.

Репертуар московского молодежного театра В. Спесивцева направлен на аудиторию от 8 до 18 лет. Постановки затрагивают социальные темы, классику, а выступающие актеры приезжают из разных уголков мира.

Говоря о детских театрах нельзя не упомянуть о классическом ТЮЗе, чья работа не прекращалась даже в годы Великой Отечественной Войны. В наши дни в театре не редко появляются звезды экрана и проходят детские постановки по мотивам излюбленных произведений прошлых лет.

Детские театры Москвы

Московский театр марионеток получил статус государственного осенью 1998 года. Его неизменным художественным.



Цирк в Москве

Цирк во все времена являлся местом притяжения маленьких зрителей. Ребята не без интереса наблюдают за послушными дикими животными, гибкими и бесстрашными гимнастами и уморительными клоунами. В Москве находится несколько стационарных цирковых площадок. Одна из главных — Московский цирк на Цветном бульваре, руководителем и артистом которого был Ю. Никулин.

Отдых в Москве с детьми

Самым крупным цирком по праву принято считать цирк на проспекте Вернадского, вмещающий 3400 человек. Много десятилетий репертуар цирков радует и восхищает как маленьких зрителей, так и их родителей, которые при каждом посещении с удовольствием возвращаются в детство.

Цирки Москвы

Московский цирк на Цветном бульваре появился в 1880 году, став одним из первых в России стационарных.

Музеи Москвы для детей

Отдых в Москве с детьми

Московский планетарий позволит почувствовать себя настоящим астрономом и увидеть красивейшее звездное небо на крупнейшем в Европе куполе.

Девочкам непременно будет интересно в музее уникальных кукол, где собрана огромная коллекция антикварных кукол в красивейших нарядах ручной работы. Мальчики останутся довольны посещением музея музея ретро-автомобилей, музея автомобильных историй или железнодорожного музея, где смогут познакомиться с техникой, которую можно увидеть лишь на страницах старых журналов. Со 100% уверенностью можно утверждать, что ни один мальчишка не уйдет недовольным из музея Восстания машин, экспонаты которого оживают из мультфильмов и кино, а также со страниц журналов с комиксами.

Выставка-музей Lego в Москве расскажет об истории уникального конструктора и даст возможность увидеть множество собранных эксклюзивных экспонатов.

Отдых в Москве с детьми

Для культурно-познавательного отдыха самых маленьких подойдет дом-музей сказок Жили-были или музей народной игрушки Забавушка, где ребята знакомятся с героями сказок и участвуют в представлениях. Для умственного досуга школьников и подростков круг музеев значительно расширяется: в зависимости от интересов можно посетить дома-музеи знаменитых писателей, экспозиции связанные с Великой Отечественной Войной и многое другое.

Посетить музей советских игровых автоматов будет равноценно интересно и детям и их родителям. Вспомнить былые времена, окунуться в детство и сыграть в автоматы по 15 копеек взрослые могут наравне с детьми, которым наверняка будет интересно сравнить современные автоматы с раритетными.

Музеи Москвы для детей

Аэротруба в Москве

Отдых в Москве с детьми

Картинг для детей в Москве

Картинг-центры для детей в Москве

Новогодняя Москва для детей

Отдых в Москве с детьми

Обратите внимание: некоторые мероприятия в 2021 году могут быть отменены или перенесены на более поздний срок.

В период Новогодних праздников Москва преображается. Сказочную атмосферу создают предновогодние и рождественские ярмарки, улицы украшаются гирляндами, нарядные ели красуются на площадях и в торговых центрах, открываются катки, в театрах проходят праздничные спектакли. А еще в это время можно встретить Деда Мороза, попросить у него самый желанный подарок и сфотографироваться на память.

Мероприятия к Новому году начинаются с конца октября и длятся до конца праздников.

Московский зоопарк приглашает детей на новогодние программы и интерактивные шоу. Даже морские обитатели Крокус Сити Океанариума празднуют Новый год — для всех желающих проводятся прямые эфиры.

Зимние забавы, игры на свежем воздухе ждут детей и их родителей в Новогодние праздники в усадьбе Деда Мороза в Кузьминках. В музеях-заповедниках Коломенское, Измайлово и Люблино проходят зимние экскурсии, работают горки и катки, возможно, вы даже встретите Деда Мороза со Снегурочкой.

И, конечно, в Новогодние праздники в кинотеатрах Москвы проходят кино- и мультпремьеры.

Москва — столица России, огромный мегаполис с самыми разными развлечениями. Поэтому найти, куда можно сходить с ребенком в Москве на выходных или каникулах, не составит труда. Мы составили целый список мест, куда можно отвести детей и отлично провести время. На сайте представлены цены, адреса, подробное описание и фото всех площадок. Начинаем!

Список мест, куда сходить с детьми в Москве в 2021

  1. Дарвиновский музей (5+).
  2. Планетарий (5+).
  3. Галерея иллюзий Eyebirint (3+).
  4. ТРЦ Авиапарк (2,5+).
  5. ПандаПарк (6+).
  6. Аквапарк Карибия (0+).
  7. Веревочный парк Sky Town (6+).
  8. Экспериментаниум (6+).
  9. Дом великана (0+).
  10. Музей анимации (5+).
  11. Парк Сокольники (0+).
  12. Театр Кукол (0+).
  13. Интерактивный Бэби Театр (0+).
  14. Зоопарк (0+).
  15. Батутный центр Невесомость (5+).

В скобках мы написали примерный возраст ребенка, с которого рекомендуется посещение данных мест. Расскажем о каждой площадке подробнее.

Дарвиновский музей

Считается одним из лучших семейных музеев Москвы — в нем собрано множество экспозиций и выставок, которые понравятся как детям, так и взрослым. В музее есть несколько программ: шоу и показы, мастер-классы, лаборатории, квесты, непосредственно музей и многое другое. Ребенок сможет познакомиться с растительным и животным миром.

Адрес: ул. Вавилова, 57, Москва.

Режим работы: вт, ср 10:00–18:00; чт 10:00–21:00; пт-вс 10:00–18:00.

Цена: от 150 рублей на человека.

Планетарий

Московский планетарий — по-настоящему знаковое сооружение. Это один из самых крупных планетариев в мире и старейший планетарий в России. Находится в Москве возле новой территории Московского зоопарка.

Адрес: Садовая-Кудринская ул., 5, стр. 1, Москва.

Режим работы: пн, ср, чт, пт, сб, вс (10:00–21:00).

Цена: от 550 руб.

Галерея иллюзий Eyebirint

Эта галерея иллюзий , где можно встать в определенную точку и 3D-эффект создает полное впечатление, что вы в центре невероятных событий или находиться в сказке! Рекомендуем к посещению с детьми, они будут в восторге.

Адрес: Театральный пр., 5, стр. 1, Москва (ЦДМ, этаж 4).

Режим работы: ежедневно, 10:00–22:00.

ТРЦ Авиапарк

Это крупнейший торговый центр в Европе, где вы сможете найти развлечение для ребенка на любой вкус и возраст: парк профессий, аттракционы, большой фуд-корт.

Адрес: Ходынский бул., 4.

Режим работы: пн-чт 10:00–22:00; пт,сб 10:00–23:00; вс 10:00–22:00.

ПандаПарк

Это первая и самая крупная сеть веревочных парков в Москве. Действуют ограничения по росту ребенка, будьте внимательны (от 90 см). Работает и летом, и зимой.

Адрес: Москва, парк культуры и отдыха Фили.

Режим работы: ежедневно, 10:00–20:00.

Цена: от 500 руб.

Аквапарк Карибия

Водные горки, открытые пляжи, банный комплекс, бассейны, игровые комнаты и многое другое! Ваш ребенок будет в восторге от всех развлечений.

Адрес: Зелёный просп., 10Б, Москва.

Режим работы: ежедневно, 10:00–22:00.

Цена: от 600 руб.

Веревочный парк Sky Town

Если хотите получить много ярких воспоминаний, то вам точно следует посетить парк Sky Town. Адреналин и эмоции обеспечены. Ребенку понравится!

Адрес: просп. Мира, 119, Москва.

Режим работы: ежедневно, 10:00–22:00.

Цена: от 600 руб.

Экспериментаниум

Это интересный интерактивный музей в Москве, открывшийся в 2011 году. Экспозиция музея демонстрирует законы точных наук и явлений окружающего мира, охватывает основные разделы школьного курса.

Адрес: Ленинградский просп., 80, корп. 11, Москва.

Режим работы: пн-пт 09:30–19:00; сб,вс 10:00–20:00.

Цена: от 550 руб (дети до 4 лет — бесплатно).

Дом великана

В Доме великана ваш ребенок окажется в настоящей сказке — все предметы будут казаться огромными. Получится много интересных фотографий.

Адрес: ул. Арбат, 16/2с3, Москва.

Режим работы: ежедневно, 10:00–22:00.

Цена: от 500 руб.

Музей анимации

Адрес: Измайловское ш., 73Ж, Москва (Кремль в Измайлово).

Режим работы: сб, вс 10:00–18:00.

Цена: от 500 руб.

Парк Сокольники

Парк на территории района Сокольники на северо-востоке Москвы. В парке очень красивые пейзажи и множество развлечений для детей всех возрастов.

Адрес: ул. Сокольнический Вал, 1, стр. 1, Москва.

Режим работы: ежедневно, круглосуточно.

Театр Кукол

В репертуаре кукольного театра есть разнообразные программы для детей всех возрастов.

Адрес: Спартаковская ул., 26, Москва.

Режим работы: ежедневно, 10:00–19:00.

Цена: в зависимости от спектакля.

Интерактивный Бэби Театр

Интерактивные спектакли с самыми маленькими зрителями. Подойдет для посещения с малышами.

Адрес: Большой Патриарший пер., 10, Москва.

Режим работы: ежедневно, 09:00–19:00.

Цена: от 1500 руб.

Интерактивный Бэби Театр (фото).

Фотография взята с сервиса Яндекс.Карты.

Зоопарк

В московском зоопарке ребенок познакомится с самыми разными животными. Это будет увлекательно и познавательно.

Адрес: Большая Грузинская ул., 1, стр. 1, Москва.

Режим работы: ежедневно, 07:30–21:00.

Цена: от 800 руб.

Батутный центр Невесомость

Адрес: МКАД, 32-й километр, вл4, Москва.

Режим работы: ежедневно, 10:00–22:00.

Цена: от 500 руб (дети до 3 лет — бесплатно).

Батутный центр Невесомость (фото).

Фотография взята с сервиса Яндекс.Карты.

Куда можно сводить ребенка в Москве: цены, адреса

Заключение

Как мы говорили ранее, Москва — большой город, где каждый найдет занятие по душе. Делитесь своими впечатлениями в комментариях, мы с радостью послушаем!

— Если это диагноз, как это может быть обидно? Диагноз — это определение состояния здоровья человека. Хотя, наверное, алкоголик — это тоже диагноз, но в данном случае… (смеется). Вы знаете, наверное, все нужно называть своими именами. По-настоящему обидно как раз, когда люди боятся назвать что-то своими именами, что сейчас мы и видим. Обидно — когда люди боятся признаться, что кто-то — не такой, как он. Нам всем должно быть за себя обидно потому, что мы за такое количество времени боимся поговорить о детях с аутизмом.

Вы будете удивлены — я сегодня ехал к вам, и соседка попросила довезти ее до города. Мы ехали, беседовали, и в процессе разговора она начала рассказывать о трехлетнем внуке, она описывала проблемы, которые нам уже знакомы. Рассказывала о действиях своих детей — родителей ребенка, и я понял, что они находятся на той же самой стадии напуганности, в которой и мы находились. Более того, они делают те же самые шаги, которые предпринимали мы, думая, что делаем их во благо ребенка, а впоследствии оказалось, что без определенной диагностики применять те или иные терапии было неправильно. Информации о том, как делать правильно, ее просто нет. Удивительно, как все совпало с этой женщиной, но первая проблема, которую она озвучила, — они не могут устроиться в садик. И мы тоже — мы прошли три разных садика…

— Вам приходилось забирать сына из сада по требованию руководства?


По-настоящему обидно как раз, когда люди боятся назвать что-то своими именами, что сейчас мы и видим. Обидно — когда люди боятся признаться, что кто-то — не такой, как он. Нам всем должно быть за себя обидно потому, что мы за такое количество времени боимся поговорить о детях с аутизмом

— Чем они аргументировали отказ: нехваткой персонала или условий?

Так вот, оказалось, что дети, которые имеют те или иные особенности, очень спокойно относятся друг к другу. В этой группе — я не думаю, что это какой-то секрет — воспитывалась дочь одной из очень известных ваших коллег, я просто не буду называть ее имя, абсолютно здоровый ребенок. И то, что Володя не говорит, или что-то еще, не было проблемой для всех детей.

— Я была свидетелем подобного спора родителей и руководства одного из детских садов. Заведующая детсадом говорила родителям о том, что у нее попросту нет достаточного штата людей, чтобы ухаживать за детьми с особенностями, нет возможности взять еще педагогов.

Для многих это смена, в которой самая главная задача — чтобы все строем сели кушать, строем вышли на улицу, строем зашли, строем сели покушать, строем пошли поспать, строем сели заниматься.


— Если один ребенок выйдет из строя, выйти скорее всего захотят и остальные 29, именно для этого, насколько я знаю, нужен строй в детском саду.

— Я сейчас объясню, начну с другого конца. Меня больше всего поражает, что практически везде к аутистам идет в комплекте ярлык — о том, что они не нуждаются в коммуникации. Это неправда, на самом деле они в ней нуждаются значительно больше, чем здоровый ребенок. Занятия спортом, каким-то видом искусства, детский сад. Если ребенку без каких-либо особенностей достаточно два раза в неделю в бассейн сходить, этого ребенка нужно водить пять раз в неделю.

Поймите правильно, почему я про строй сказал. Я же не против строя, я за строй. Конечно, нужно отделять мух от котлет. Если у ребенка имеется умственная отсталость, то, скорее всего, правильнее его не мучить. И если ребенок пришел в школу и истерит, конечно, это больше вина родителей.


Чтобы вы понимали, стартуют от звука сирены, стартового пистолета — от звуков, которые в привычной жизни для людей с аутизмом являются ужасными. Аутиста слишком громкие, пронзительные звуки могут привести к испугу, к панике. А он плывет и добивается успеха

Для особенных ребят общество важно — это первое. У нас же на сегодняшний день система образования — как дошкольного, так и школьного для этих детей — не приспособлена. И это редкий случай — найти хорошего педагога. Обычно же мы либо ставим на детях штамп умственной отсталости, что проще всего. Почему? Только потому, что он как-то ведет себя не так? Или кто-то пока решил не разбираться в том, нужно ему это общество или нет?

— Вы коснулись еще одного острого вопроса, который у многих вызывает споры — необходимости для особенных детей находиться среди обычных.


Получается, что один всегда вынужден копировать тот социум, в котором он находится. О чем это говорит? Это говорит о том, что таких ребят нужно как раз-таки размещать в том обычном социуме, и тогда все будет замечательно

Поэтому на первом месте для родителей деток с подобными проблемами я все-таки вижу необходимость как можно быстрее действовать и работать: если вы увидели, что есть какая-то проблема, по вашему мнению, ребенок долго не начинает разговаривать, начните сразу с хорошей диагностики и помощи ребенку в изучении мира.

— Во сколько лет вы пошли в школу? Там, насколько я понимаю, проблемы никуда не делись…

— Это была обычная средняя общеобразовательная школа?

Хочу немного подвести к выводам: в первую очередь у нас есть срочная необходимость в разработке системы как дошкольного, так и школьного образования таких особенных детей. Потому что, чем быстрее родители поймут, что проблему ни в коем случае нельзя держать втайне, нельзя ждать какой-то волшебной таблетки, тем проще будет всем. Жить в обществе и быть от него отделенным нельзя. Не будет и той проблемы, когда ребенок уже в школу пришел и истерит, в этом уже виноваты родители. Они виноваты, может быть, невольно, потому что не смогли понять. Ведь не хватает образования не только педагогам и родителям, не хватает, в том числе и медикам.


Хочу немного подвести к выводам: в первую очередь, у нас есть срочная необходимость в разработке системы как дошкольного, так и школьного образования таких особенных детей

— В какой момент и как начался спорт в жизни Володи?

— В 2016 году? Очень поздно для профессионального спорта. Это норма для особенных деток?

— Да, по сути дела, Володе было 15 лет. Здесь мы опять возвращаемся к проблеме информированности: никто из родителей не знает, что так тоже можно. Вы спрашиваете — а много групп в детских садах, а много школ, а все ли дети поздно приходят? Вопрос стоит в отсутствии информации, и мы опять возвращаемся к тому, что эта проблема на нашей территории имеет системный характер. И я не могу обвинить в этом лишь руководство республики, может быть, просто потому, что и руководство не знает, что такая проблема есть. Хотя, когда я понимаю, что у нас сегодня есть специальная федерация для лиц с интеллектуальными нарушениями… Опять-таки, она есть, но это как машина без механизма… Мы в итоге больше зависим от федерации для инвалидов, в которой есть понимающий наши проблемы человек. Мы практически со всеми проблемами идем туда.

Я этой проблеме придал такую формулировку — мы долгое время выходили на старт с вязаным флагом Татарстана. Бабушка нам вязала флаг. Мы сами создавали имитацию того, что мы выступаем за Татарстан. И когда нас спросили, чем помочь, я рассмеялся — хотя бы дайте возможность, флаг в руки! Флаг-то вроде дали, но, видимо, я зря запятые не поставил после флага, надо было еще что-то вставить в списке. На этом все и закончилось. Правда, очень хорошее отношение к нам и у федерации, и у Министерства спорта Татарстана — я очень им благодарен, помогают нам заниматься.


Мы долгое время выходили на старт с вязаным флагом Татарстана. Бабушка нам вязала флаг. Мы сами создавали имитацию того, что мы выступаем за Татарстан. И когда нас спросили, чем помочь, я рассмеялся — хотя бы дайте возможность, флаг в руки!

— В чем выражается помощь, и насколько она покрывает ваши потребности?

— Нам компенсируют расходы по пребыванию на соревнованиях, в определенном количестве, конечно, не на всех. И даже за это я благодарен. Выезд на каждое соревнование — это недешево: все соревнования проходят не меньше четырех дней, а это и проживание, и питание. Иногда лучше приехать заранее. На сегодняшний день Володя является членом сборной Татарстана среди спортсменов-ЛИН, это все замечательно. Но к чему я веду — отсутствие информации есть, потому что нет слаженной системы. Вы говорите — а везде ли так поздно приходят? Конечно, нет. Наш чемпион России тоже в 16 лет пришел по той причине, что там, где они жили раньше, никто этим не занимался.

Мы пришли случайно, нам тренер предложил выставиться на всероссийский кубок. На этих соревнованиях мы узнали, что, оказывается, есть еще такие соревнования, такие и такие. Мы практически сразу после Салавата поехали с Володей в Петербург на специальные спартакиаду и Олимпиаду, где Володя тогда в первый раз занял первое место в заплыве. После этого мы поехали в Киров — там Володя в 2017 году выступил в первый раз, для первого раза, я считаю, неплохо — он стал 7-м в рейтинге. Впоследствии уже в 2018 году он выполнил первый разряд в Кирове. А в прошлом году Володе было присвоено звание кандидата в мастера спорта России.

— И сейчас, насколько я понимаю из ваших рассказов, большинство детей с диагнозом аутизм попадают в спорт случайно.


Задача — не излечить, задача — дать возможность находиться в комфорте, но при этом, находиться в обществе. А у нас до сих пор во взрослую жизнь детки-аутисты выходят с диагнозом шизофрения. Это же страшно

Дети с диагнозом аутизм находятся в зоне уязвимости, весь мир для них непонятен. А наша задача — помочь им понять. И, наверное, да, можно рассуждать на тему того, что аутизм неизлечим или излечим. Задача — не излечить, задача — дать возможность находиться в комфорте, но при этом, находиться в обществе. А у нас до сих пор во взрослую жизнь детки-аутисты выходят с диагнозом шизофрения. Это же страшно. Это только из-за того, что не принято считать, что у взрослых может быть аутизм. Потому что не принято, что взрослому можно оставить этот же диагноз. Считается, что для детей этот диагноз возможен, а у взрослых это уже не аутизм, а шизофрения.

И дальше — в никуда. Когда мне начинают говорить о том, что с этим диагнозом можно хотя бы работать, я говорю — кем? В родном колхозе сторожем? Шизофреников такими делают обстоятельства: с шизофренией не рождаются, ей помогают развиться, если не найти правильных педагогов детям, не погрузить их в среду. Вот и получается, что в любом деле должен быть просто высокообразованный специалист.

— Они настолько все разные. Они выделяются непохожестью поведения в первую очередь. Если мы присмотримся, мы все вроде бы разные, но мы все достаточно одинаково себя ведем. Надо понимать, что для них стрессом является весь мир, и весь мир его вызывает — все то, что не предсказуемо, не как обычно. Резкие громкие звуки и движения чего-либо. Щелчок и человек замыкается.


— Как большинство людей реагирует?

— Уже когда он стал взрослым, важнейшим элементом общения для него стало приветствие людей, он начал с людьми здороваться. И здороваться он начинал по-разному. Одной из важных задач на определенном этапе развития, особенно на маленьком, считается обнять аутиста, поскольку он тяжело переносит тактильность… Но как приучить обниматься? Только обнимать, по-другому никак. И как обнять, на каком этапе? Просто так нельзя, сошлись на том, что будем обниматься при встрече. К чему мы пришли? Он приходил в детский садик и начинал обнимать всех детей. Кто-то визжал, кто-то думал, что он так пытается обидеть. А он здоровался.

— Кто в большей степени такое поведение демонстрирует, подростки?

— Вы знаете, полтора года назад, когда с сыном все это случилось, первое, что я сказал — я больше всего боялся агрессии его ровесников — я боялся, что в поведении Володи что-то покажется им смешным. В итоге это произошло со стороны практически моего ровесника… Помню и свое детство, когда смеялись над каждым, кто хоть чуточку был непохож на остальных. У меня до сих пор перед глазами стоит картинка из детства: парень с моего двора, у которого, как уже сейчас я понимаю, была та же проблема. И каждому, проходя мимо, обязательно нужно было его обозвать и ткнуть, а с возрастом все это заканчивалось закидыванием камнями. То есть в моем детстве все это тоже было, но в то время таких детей от нас просто прятали.


Вся проблема только в одном — отсутствии информации о проблеме. Либо мы признаем проблему и начинаем ее системно развивать, создавать определенные условия

Вся проблема только в одном — отсутствии информации о проблеме. Либо мы признаем проблему и начинаем ее системно развивать, создавать определенные условия. Почему мы сегодня папочек учим рожать с женами, но не учим особенностям поведения разных людей? Мы были на Шри-Ланке и нас настолько поразили некоторые нюансы их системы среднего образования: бесплатные полные 11 классов, два раза в год новая школьная форма за счет государства, причем шикарная. Плюс на протяжении всех 11 лет обучения вся суббота посвящена изучению религий, дети знают, что существуют мусульмане, христиане, буддисты, иудеи и с уважением относятся к каждой. Ребята, в этой стране обувь носят не всегда, но и там со школы учат детей уважению к иному, другому, не такому, как мы. У нас отсутствует целая система информированности об особенных людях. Отсюда и идет отторжение таких людей.


Система сейчас не заточена под таких ребят, и помочь им могут только отдельные неравнодушные люди, готовые работать, такие как наш тренер, некоторые учителя, врачи. Об этом нужно говорить, чтобы что-то изменилось

— После травм как скоро Володя вернулся в привычный для него ритм жизни, в спорт?

В этот период проходил кубок в Салавате, но травма не позволяла нам выступать. После этого он худо-бедно начал поправляться, выступил в Саранске на первенстве по короткой воде (25-метровая дистанция). Потом они с Иваном Феликсовичем начали подготовку к Кирову, к чемпионату на длинной воде. В апреле 2019 года в Кирове, он сумел перебороть свои страхи, показать хороший результат и взять КМС (спортивный разряд — кандидат в мастера спорта).

А в мае мы поехали на соревнования в Смоленск, на спартакиаду специальной олимпиады, где он взял два первых места. Та поездка отметилась еще одним важным для нас событием — Володя научился улыбаться для фото, мы, наконец, нашли волшебное слово. Для него это было маленьким достижением. Ребятки все хотят сфотографироваться после стартов, но он понимает, что выглядел не так, как все, стеснялся. В Смоленске мы это преодолели. В ту поездку мы каждый день гуляли, исходили весь город — красивый, цветущий, хорошее настроение. И я понял, мальчишка после этого восстановился.


В тот момент, когда случилась эта ситуация, вокруг Володи собралось очень много хороших людей, оказалось, что их на самом деле много. Я думаю, все были бы такими, если бы всем с детства показывали, приучали, что бывает еще и так

Читайте также: