Куда сходить в бирюлево

Обновлено: 18.09.2024

О Рублевке ходят много разных слухов, разной степени достоверности - от весьма интересных наблюдений, до совсем уж запредельного бреда, типа туда не пускают "простых смертных". Это, разумеется, не так, и сегодня каждый, кому не жалко 50 рублей на маршрутку, может туда попасть от ближайшего метро. Если у вас по каким-то причинам не получается посмотреть на нее, но очень интересно, приглашаю это сделать прямо сейчас.


Прежде всего, надо сказать, наверное не все знают. Никакой Рублевки на карте России нет - ни в виде поселка, ни в виде города, ни как-нибудь еще. Есть, например, поселок Рублево, но он находится не совсем на Рублевке, а рядом, и застроен он в немалой степени обычными пятиэтажками с недорогими магазинами около запущенной автобусной остановки. Термином "Рублевка" географически объявляется несколько дачных поселков, как мясо на шампур нанизанных на Рублево-Успенское шоссе. Эти поселки и деревни называются просто и по-русски: Раздоры, Барвиха, Жуковка, Усово и много-много Горок с разными номерами. В каждом из этих сел проживает всего лишь по нескольку сотен человек.

Разумеется, "гламурной" и богатой Рублевка стала не сразу. В 60-ые годы тут мог получить участок любой хороший сотрудник правильного завода, в числе которых была и моя бабушка (от участка она отказалась, слишком уж неудобной была тогда легендарная ныне Рублевка). Удивительно, но даже сейчас, с космическими ценами на землю в этих краях несложно найти те, старые строения. Даже от шоссе уходить далеко не нужно.



Одновременно с раздачей совтруженникам земли тут постепенно начали строится и госдачи. Если заглянуть на такой забор невольно удивляешься спартанской скромности советских вождей и сопровождающих их лиц. Удивительно, но госдачи тут до сих пор именуются просто по номерам.


Немым свидетелем свалившегося "престижа" на узкое и неудобное Рублево-Успенское шоссе является. Этот почтовый ящик, помнящий еще те времена, когда простые служащие на лето сюда ездили выполнять персональную продовольственную программу:


Обратите внимание, в каком мерзком состоянии здесь содержатся тротуары. Я, конечно, понимаю, что ходить пешком на Рублевке моветон, похуже гомофобских заявлений в гей-баре, но все равно. Надо же улицы хотя бы чистить? Но зачем? "Илитные" башмаки, как правило, не касаются местных тротуаров, а что за пределами госдач - никого не волнует. Главное, чтобы охранялся периметр. На охране (неужели от вороватых соседей?) тут предпочитают не экономить :)


Экономят тут не только на очистке тротуаров, но ни на чистке дорог, так и ездят в колее, благо за окном мега-джипов даже в феврале виден эталонный сосновый лес. на картинке.


Зато уж на чем тут не экономят - так это на рекламе. Щедрые рекламодатели не скупятся завешивать все окрестности невероятных размеров растяжками. На чем эти конструкции крепятся -- рассмотрим чуть позже.



Но нельзя сказать, что жителей Рублевки интересуют только материальные блага. Тут в большом почете ДУХОВНОСТЬ. Различные аспекты духовности замысловато переплетаются в самых необычных пропорциях:


Вот мы и подошли к первой нашей большой остановке - центральной площади Барвихи. Тут неподалеку находится местная администрация. Адрес у ней простой: просто Администрация.


Напротив администрации - торговый центр. Он не очень большой, но очень гламурный. Внутри почему-то запретили фотографировать, так что фото не будет. Но удивило, что там никого не было. То есть, почти никого, за исключением 3-4 человек, пьющих кофе в кафетерии.


Напротив ТЦ для сельских гурманов находится спецларек со спецпайком. Сначала не очень ясно, что за домашняя еда, если там в ассортименте лишь Дошираки, сигареты да газировка, но если приглядеться - на верхних полках стоят банки с варениями-солениями от специально натренированных бабок. Говорят, стоит дорого, но советская ностальгия о полуголодном детстве, как говорится, бесценна.


И тут же, через дорогу -- главное, так сказать, здание всего рублевского заповедника тщеты и понтов -- Barvikha luxury village. В общем, тут полное Лакшери:


В village Барвиха этот комплекс зданий одновременно выполняет роль клуба.



. и машинно-тракторной станции:


А по своему функционалу этот ТЦ напоминает аутлет Fisherman's wharf в Макао, тут только все намного дороже. Дороговизне есть объяснение -- это единственное чистое место на всей Рублевке. И, что забавно, самое безлюдное. Хотя, возможно, все потенциальные покупатели в момент съемки собрались на стадионе Фишт, не исключено.


Что изображено на следующем кадре, неведомо мне самому. То ли владельцы дорогих автомобилей решили паркануться в пешеходной зоне и пора звонить активистам движения "СтопХам", то ли дворники испугались сбрасывать снег с них, то ли машины выставлены на продажу - так и не понял. Но вид прилично присыпанных снегом суперкаров на фоне почти безупречно убранной пешеходной зоны удивляет.


Да, надо отдать должное, тут есть красивые дома. Но как деревня никогда не уедет из девушки, так и в Жуковке: подъезд на переулок закрыт каким-то идиотско-убогим шлагбаумом. Зачем? Там за китайскими стенами, небось, по взводу спецназа на охране, так что столь хилой защитой можно и пренебречь. С другой стороны, наверное, это какая-то психологическая особенность местных жителей -- максимально затруднить доступ чужаков в свой заповедник.


Так, выходим из Барвихи и заходим в Жуковку. Оборачиваемся. Прекрасная картина, ящетаю: там, где уже нет Жуковки нужно то, на чем едет сила, но только до аэропорта. Расписание рейсов на биллборде чуть подальше.


Для запрета доступа чужаков в хоромы господ лучшее средство - забор. Забор должен быть максимально высоким, чтобы никто не узрел, очевидно, размах зазаборного строительства. Смею разочаровать зазаборщиков, все их хоромы можно осмотреть в гугл-картах. Другая версия - высота забора помогает сберечь дорогую недвижимость от последствий выстрела из гранатомета прямой наводкой прямо с дороги - мне тоже кажется несостоятельной. Все таки тут ФСО на каждом шагу, не говоря уже о других сотрудниках. Или им у зазаборщиков доверия нет?


Кстати, на Рублевке иногда встречаются не только особняки, но и многоквартирные дома. Тоже на 3-4 метровым забором. Privacy по-рублевски, очевидно.


О! На Рублевку приехали новые гости!


После Luxury village в Жуковке есть магазинчик попроще - Plaza. Особенностью Плазы является невероятно высокие цены на еду. И не надо говорить о каком-то там эксклюзиве, просто понты -- даже в олимпийской "Розе Хутор" все в 1,5-2 раза дешевле.


Площадь у Плазы представляет собой грязную парковку, где какие-то мутные типы обсуждают с таджиками-парковщиками особенности тех или иных автомобилей.


Ну не меню же ресторанов им обсуждать! Тем более, что почти уверен, что там дорого и невкусно.


Выходим из Жуковки, а тут снова духовность.


Оказалось, что у местных рестораторов какие-то нелады с русским языком. Или проще: сломалась кнопка "B" на клавиатуре, а боязливый архитектор не переспросил, подумал, что так "гламурнее" и "дороже".


Еще открытие! Остановка, вокруг которой убрали снег! Вообще-то городской транспорт сюда не добирается, направление обслуживается маршрутками, как правило, украинской марки "Богдан" (ну а какой транспорт еще достоин Рублевки?). За остановкой - очередной римейк на Великую Китайскую стену.


Любопытство пересилило, зашел за стену, а там - ничего нет. Просто стеной отгорожен пустой лес. Неужели для звукоизоляции? Похвальная забота о дачниках.


Кстати, тут даже реклама необычная. Что же это за школа "Президент" такая, что именно из-за вида на нее надо обязательно купить тут квартиру?


Выхожу к Усово. Тут стена работает именно стеной. Нечего тут шастать всяким, в заповеднике гламура и богатства!


Усово известно еще и тем, что сюда несколько раз в день приезжает самая обычная электричка. Наверное, за потомками тех самых советских огородников. Для нее начали было реконструировать станцию, но помешала Олимпиада нашлись другие важные дела, и теперь на самой гламурной РЖД-станции из половины вагонов поезда надо буквально выпрыгивать на снег.


Зашел в кабину к машинисту. В кабине намного интереснее, чем на всей Рублевке.


Ну где, ну где еще в России можно найти рядом таких два архитипических символа страны, как "горбатый" "запор" и новый (хоть и не 600-ый) "Мерседес"? Только тут, на Рублевке.


За станцией находится небольшой памятник героям ВОВ.


Посмотрите, вот они -- особняки миллиардеров! :)


Нашелся единственный агрегат, который чистит тротуары. Да, не густо.


Опять встречаю торговую точку. За модно-красивым названием - типичный овоще-ларек, как будто не на Рублевке он стоит, а в переулках Западного Бирюлева. И, конечно, цветочный развал. Тут реально очень много цветочных магазинов. Может местные жители - пчелы? :)


Еще один деревенский ДК (Калчуга - это деревенька сразу за Усово)


А после этой Калчуги тротуаров просто нет. То есть, вообще нет, даже тех, которые не убирают. Приходится лезть на овраг по растоптанной тропинке. Мимо с большой скоростью пролетает спецтранспорт.


Через пару километров выходим к какой-то развилке, а там -- социальная реклама! -- "Дякую тоби Боже, шо я нэ москаль"!


Вот и последняя деревенька в нашем коротком обзоре. Тут заборы уже пожиже, а особняки -- поскромнее.


Но и тут вся жизнь -- за забором. Жить без забора местные жители, очевидно, просто не умеют. Подсознательная подготовка к тюрьме что ли? Не понятно.


Вот и Рублевке конец, кто смотрел - тот молодец!


После прогулки по сему заповеднику заметил следующее:

1. Никакой единой "Рублевки" нет. Нет даже этих деревенек, случайно оказавшихся на столь "элитной" земле. Вся Рублевка (в мировоззренчески-гламурном понимании этого термина) состоит из несвязанных друг другом поселков за великокитайскими заборами. Связывает их только узкое Рублево-Успенское шоссе, в пробках которого водители "Мазерати" и "Майбахов" отдыхают вместе с пассажирами маршруток.

2. Когда у нас впечатлительные интеллигенты вопрошают, "почему у нас все плохо", смело шлите в этот грязный и неуютный клочок подмосковных лесов, которые называются Рублевкой - там сразу поймут, почему. Если "элиты" не могут сделать нормальной и удобной жизнь своей резервации, отчего у "народа" должно быть иначе?

3. Вспомнился "пора валить". "Поравалители" живут именно здесь, мало того, я абсолютно уверен, что они видели, "как надо" организовать жилое пространство. И в Швейцарии, и в Сингапуре. Да какой Сингапур, в любом, даже любом депрессивном государстве Евросоюза, например, в Литве, небольшой курорт выглядит в сто крат чище, красивее и просто благоустроеннее. Но местным жителям этого не надо, значит они в нашей стране, получается, вахтовики, о чем нас много лет предупреждали т.н. "патриоты".

01

01

02

02

03

03

Остров мечты / Технопарк

04

04

05

05

06

06

07

07

Кленовый бульвар

08

08

09

09

10

10

Станция Бирюлёвской линии мелкого заложения с островной платформой. У станции два вестибюля: северный с выходами на перекрёсток улицы Новинки с Кленовым бульваром и южный, общий с восточным вестибюлем станции Большой Кольцевой линии и одновременно пересадочный на неё.

11

11

12

12

В 2020 году был проведён международный конкурс на проект архитектурного оформления данной станции метро, в котором победило Архитектурное бюро Захи Хадид (Zaha Hadid Architects). Посмотрим, что они предлагают:

13

13

14

14

15

15

При этом сами павильоны довольно сложной формы, что потребует от тех, кто их будет монтировать, высокой квалификации. Обратите внимание, таблички на рендерах ошибочно содержат указатель станции Московских Центральных Диаметров, которой здесь нет.

16

16

17

17

18

18

Уровнем ниже находится северный вестибюль станции Бирюлёвской линии. Обилие стёкол с криволинейными поверхностями на стенах выглядит для нашего метростроения новаторски, но и вряд ли реализуемо.

19

19

20

20

21

21

Конструкция станции двухпролётная, что мы можем наблюдать на схемах и рендерах. Архитекторы предложили оригинальный способ декорирования колонн криволинейными панелями:

22

22

23

23

24

24

Данный проект вполне может быть и изменён при реализации, и заменён на другой. Оба прецедента в практике метростроения Москвы имеются.

Батюнино / Курьяново

25

25

26

26

27

27

Для строительства станции будет засыпан Батюнинский пруд в одноимённом парке, расположенном вдоль 4-й Курьяновской улицы.

28

28

Москворечье

29

29

30

30

31

31

Кавказский бульвар / Сабурово

32

32

33

33

34

34

Недавно появилась представленная выше схема, подтверждающая, что все или некоторые станции линии с береговыми платформами переделали на станции с островной платформой, а все или часть перегонов заменили на однопутные, строящиеся щитами 6-метровой ширины. Также конкретно по этой станции была информация, что её сместили ближе к улице Медиков.

35

35

36

36

6-я Радиальная улица

37

37

38

38

39

39

Липецкая

40

40

41

41

42

42

Запроектированы две вестибюля — южный к пересечению улицы Липецкой с Педагогической и северный. У обоих вестибюлей показаны выходы на обе стороны Липецкой улицы.

43

43

Загорье / Бирюлёво

44

44

45

45

46

46

47

47

Бирюлёво / Бирюлёво-Пассажирская

48

48

49

49

50

50

Перспективы

51

51

52

52

Также рассматривается вариант с пересадкой с Бирюлёвской линии на новое ответвление Курского направления. Оно пройдёт от Бутово или Щербинки до станции Кресты на Большой Московской Окружной железной дороге. Между линиями пересадка может быть в Новокруьяново или южнее, в Старосырово.

Что происходит сейчас?


Необходимо различать деревню Бирюлёво и посёлок Бирюлёво. Бывшая деревня Бирюлёво находилась в районе современного Кировоградского проезда, на территории районов Чертаново Центральное и Чертаново Южное. Между тем земли бывшего посёлка Бирюлёво находятся в пределах районов Бирюлёво Западное и Бирюлёво Восточное.

Название деревни и посёлка Бирюлёво произошло от имени старинного дворянского рода Бирилёвых. Эта версия наиболее предпочтительная, но существуют и другие. Например, от бирюлек – производимых здесь игрушек или от названия речки Бирюсы.

История деревни Бирюлёво

1627 год – первое упоминание деревни в писцовых книгах. Она была частью поместья Ивана Васильевича Плещеева — видного деятеля Смутного времени, действующего против поляков. Состояла на тот момент из помещичьего двора, где жил приказчик и одного крестьянского двора.

1646 год – деревня принадлежит Алексею Андреевичу Плещееву, двоюродному племяннику Ивана Васильевича. При нем уже в деревне семь крестьянских дворов и проживает 13 человек.

1666 год – деревня отписана на государя, до этого она принадлежала стольнику и воеводе Льву Андреевичу Плещееву, брату Алексея Плещеева.

1678 год – деревня принадлежит Степану, Никифору, Ивану и Льву Плещеевым.

1704 год – деревня переходит их дяде Ивану Кузьмину сыну Плещееву.

1709 год – сельцом Бирюлёвым владеют стольники Алексей Львович и Иван Никифорович Плещеевы. Одному принадлежал крестьянский двор и пять душ, второму – два крестьянских двора и шесть душ.

1750-е годы — Бирюлёво принадлежит секунд-майору Петру Алексеевичу Татищеву и поручику Александру Алексеевичу Плещееву. Они располагали 74 душами.

1769 год — Пётр Татищев становится единственным владельцем деревни после смерти его жены Настасьи Плещеевой.

Заканчивается почти 150 летнее владение Бирюлёво родом Плещеевых.

1812 год – деревня принадлежит княгине Наталье Петровне Долгоруковой, внучке Петра Алексеевича Татищева.

1815 год – имение у Натальи Долгоруковой выкупил князь Николай Петрович Оболенский.

Бирюлёво переходит во владение князей Оболенский.

1820 год – после смерти Николая Оболенского, Бирюлёво достается его вдове княгине Аграфене Степановне Оболенской. В это время здесь проживают 36 мужчин и 37 женщин.

1853 год – княгиня Оболенская продала часть владений мещанке Романовой.

1859 год – имение владеет князь Григорий Николаевич Оболенский.

1861 год – в деревне проведена крестьянская реформа. Земля частично переходит крестьянам. Основные земли с усадьбой остаются за Оболенскими.

1876 год – владения в Бирюлёво переходят от Григория Оболенского его сыну князю Алексею Григорьевичу Оболенскому.

1884 год – деревня входит в состав Зюзинской волости Московского уезда. В Бирюлёво находятся 18 дворов, с населением 108 человек, а также почтовая станция с двумя трактирами и пятью дворами с 30 жителями.

1887 год — заканчивается владение Бирюлёво родом Оболенских после смерти Алексея Оболенского.

1890 год – бывшая усадьба Оболенских принадлежит капитану и купцу 2-й гильдии Ивану Александровичу Ромейко. Здесь Ромейко основал свое дачное имение.

1899 год – владельцем усадьбы после Ромейко становится действительный статский советник Донат Адамович Печонтковский, в Бирюлёво уже 25 хозяйств и 149 человек на 125 гектаров земли.

1911 год — последним владельцем усадьбы в Бирюлёво был некто Печатников.

1926 год – в Бирюлёво 43 хозяйства на территории в 195 гектаров. Население составляло 241 человек.

1960 год — деревня вошла состав Москвы, начинается массовая застройка.

1991 год — территория, на которой находилась деревня Бирюлёво, входит в состав районов Чертаново Центральное и Чертаново Южное.

История поселка Бирюлёво


1900 год — образовалось поселение в 5,5 км от деревни Бирюлёво. Первоначально станция при железной дороге на участке пути д. Бирюлёво — Москва, получившая название Загорье. Позже, при расширении железной дороги при станции появился посёлок, который стал именоваться по имени деревни Бирюлёво.

1903 год — при станции открылось железнодорожное училище в деревянном одноэтажном особняке, в котором были три классных комнаты.

1912 год — при училище открывается школа-церковь, освещенная во имя Святого Александра Невского.

1913 год — в пристанционном поселке трудятся более 200 человек. В посёлке имелось паровозное здание и располагались мастерские. Были построены 11 жилых домов и многочисленные бараки для рабочих.

1917 год — при посёлке организовано обширное кладбище.

1920 год — в посёлке было 145 домовладений с 340 квартирами. Численность населения состовляла 1600 человек.

1924 год — церковь Александра Невского закрывается и сносится, на территории кладбища строится новый храм, освященный во имя Николая Чудотворца.


1926 год — в посёлке 152 домовладения с 300 квартирами, в которых проживали 2 тыс. человек. В этом же году поселение получает статус рабочего посёлка.

1930-е годы — в посёлке построена кирпичная двухэтажная школа.

1937 год — в посёлке построено 300 новых домов, средняя школа, амбулатория, 3 магазина, дома для фабричных рабочих и много других объектов.

1938 год — на территории Бирюлевского лесопарка создан дендрологический парк.

1939 год — в посёлке Бирюлёво проживает более 12 тыс. человек. Построена двухэтажная школа № 13.

1940 год — в посёлке построен водопровод длинной 5 км и пешеходный мост через жд дорогу.

1941 год — в ходе массированного авианалета фашистов был атакован крупный эливатор зерна, расположенный в посёлке. Было сожжено такое количество зерна, которого хватило бы на все четыре года войны.

1959 год — развитие посёлка, население увеличивается до 21,5 тыс. человек.

1960 год — территория посёлка входит в состав Москвы.

1971 год — началась массовая жилищная застройка территории посёлка.

1991 год — территория, на которой находилась станция Бирюлёво, была поделена между районами Бирюлёво-Восточное и Бирюлёво-Западное.

Некоторые здания бывшего посёлка до сих пор сохранены, некоторые названия улиц перенесены на новопостроенные улицы. Память о бывшем посёлке сохранилась в названии московских районов Бирюлёво Западное и Бирюлёво Восточное, а также улицы Бирюлёвская.

На портале "Активный гражданин" 20 января начнется общественное обсуждение проекта планировки линейного объекта (ППЛО) Бирюлевской линии метро, сообщили порталу MSK News в Москомархитектуре.

Кроме того, с 20 января проект линии будет представлен на экспозициях в управах тех районов, через которые она пройдет.

Общественные обсуждения по проекту будут проведены в районах Даниловский, Нагатинский Затон, Москворечье-Сабурово, Царицыно, Бирюлево Восточное, Бирюлево Западное и Печатники.

Общественные обсуждения продлятся до 2 февраля.

Как и сообщалось ранее, линия на первом этапе будет начинаться на территории бывшего завода ЗИЛ и возле одноименной станции Московского центрального кольца (МЦК). Станция расположится вдоль проспекта Лихачева и торгового центра “Леруа Мерлен”.

Представлен окончательный проект Бирюлевской линии метро

Далее линия пойдет в сторону станции “Технопарк” Замоскворецкой линии и парка развлечений “Остров мечты”. Станцию планируется разместить между проспектом Андропова и самим развлекательным комплексом. При этом планируется, что станция получит название "Остров мечты". Такое же название может быть присвоено и действующей станции "Технопарк".

Представлен окончательный проект Бирюлевской линии метро

После этого линия пересечет в первый раз Москва-реку и выйдет к Кленовому бульвару, где разместится станция с одноименным названием и пересадкой на Большую кольцевую линию (БКЛ). Станцию построят между пересечениями бульвара с улицей Новинки и Коломенской улицей.

Представлен окончательный проект Бирюлевской линии метро

Далее линия второй раз пересечет Москва-реку и выйдет к микрорайону Курьяново района Печатники. Станцию "Батюнино" планируется построить возле Батюнинского парка между Батюнинской улицей и одноименным проездом.

Представлен окончательный проект Бирюлевской линии метро

Затем линия в третий и последний раз пересечет Москва-реку и выйдет к Каширскому шоссе. На месте бывшего стадиона “Динамо-2” возле остановки общественного транспорта “Спортивная” будет построена станция “Москворечье”.

Представлен окончательный проект Бирюлевской линии метро

После чего Бирюлевская линия протянется к Пролетарскому проспекту, где на Кавказском бульваре недалеко от пересечения с проспектом планируется построить станцию с рабочим названием “Кавказский бульвар”. Станцию планируется разместить вдоль существующего дома №18, который будет снесен по программе реновации.

Представлен окончательный проект Бирюлевской линии метро

Далее линия придет в район Бирюлево Восточное, на территории которого появятся три станции. Первая из них с рабочим названием “6-я Радиальная улица” будет построена на территории ЖК долгостроя “Царицыно”. Станция будет располагаться между Проектируемым проездом №5437 и 6-й Радиальной улицей рядом с Проектируемым проездом №6631.

Представлен окончательный проект Бирюлевской линии метро

Вторая станция в Бирюлево Восточном с рабочим названием “Липецкая улица” разместится вдоль одноименной улицы в районе ее пересечения с Педагогической улицей.

Представлен окончательный проект Бирюлевской линии метро

Последнюю станцию в районе с рабочим названием “Загорье” построят на Липецкой улице перед ее пересечением с Лебедянской улицей.

Представлен окончательный проект Бирюлевской линии метро

После этого линия пойдет в соседний район Бирюлево Западное, на территории которого построят одну станцию с рабочим названием “Бирюлево”. Ее разместят вдоль Булатниковской улицы и пруда Подосёлки. Примерно в 250 метрах от будущей станции расположена железнодорожная станция “Бирюлево Пассажирская”, которая в будущем войдет в состав МЦД-5.

Представлен окончательный проект Бирюлевской линии метро

Далее планируется построить электродепо на территории существующей промзоны между Булатниковской улицей, 3-й Никопольской улицей, Мелитопольской улицей и Проектируемым проездом №5450.

Представлен окончательный проект Бирюлевской линии метро

В будущем от станции в районе бывшего завода ЗИЛ линия может быть продлена дальше. В частности, она может пройти через станции “Тульская” и “Фрунзенская” в район Москва-Сити, где соединится с проектируемой Рублево-Архангельской линией.

От станции "Бирюлево" линия на втором этапе будет продлена в новую Москву в район Щербинки и деревни Андреевское.

Читайте также: