Куда сходить в бухаре

Обновлено: 19.09.2024


1. Бухара — один из древнейших городов Узбекистана.

2. Про этот сказочный древний и величественный город практически каждый человек хотя бы раз да слышал. Священная Бухара – это один из древнейших городов Востока, окутанный старинными легендами.

3.Бухара является одним из самых известных и знаменитых городов Узбекистана, о котором до сих пор слагают легенды.

4.Город Бухара – это центр большого оазиса, она расположена на южной окраине огромной пустыни — Кызылкум.

5.Природа тут совершенно не такая, как в России или на Украине. Она, скорее, схожа с соседним Туркменистаном, большую часть территории которого занимает пустыня.


6.Климат тут жаркий и сухой, однако, это никак не влияет на поток туристов, которые ежегодно прибывают, чтобы собственными глазами увидеть достопримечательности древнейшего города.

7. В далекой древности это был крупнейший торговый и экономический центр Средней Азии.

8.Возраст Бухары достигает 2500 лет. В древности она входила в состав одной из областей Средней Азии — Согда, где прошли войска Искандера Зулькарная, то есть Александра Македонского.

9.Уже тогда здесь была развита градостроительная структура. Недалеко от города располагалось античное поселение Варахша, известное своими великолепными настенными росписями, представлявшими сцены охоты на гепардов.


11.В X веке активно развивающийся населенный пункт становится столицей арабского государства Саманидов. Тогда же в Бухаре утвердилась тюркская династия Караханидов. 1

12.В XII её разорили монголы. Против монголов выступил народ под руководством Махмуда Тараби.


13.Захватив земли нынешнего Узбекистана, кочевники-узбеки, во главе с Шейбани-ханом, создали в здешних оазисах свои монархические государства. Самыми могущественным из них было Бухарское ханство, которое в 1924 году вошло в состав Узбекистана.

14.Бухара торговала с Индией, Персией, Китаем, Россией.

15.В 1565 году из Бухары в Московию отправился торговый караван (посольство) — Абдулла-хан просил сына Ивана Грозного Фёдора Ивановича прислать ему кречетов для охоты, и разрешить бухарцам торговать в его, Фёдора Ивановича, землях. В 1619 году хан Имамкули-хан с подобной просьбой обратился к царю Михаилу Фёдоровичу.


16.Бухара имеет многовековую историю и лежит на знаменитом шелковом пути. Именно поэтому при въезде в город, каждого встречают старинные крепости и уникальные древние постройки.

17.Много веков подряд здесь останавливались караваны, располагали свои войска и строили крепости великие полководцы, а поэтому любителям исторических мест будет немало удовольствия побывать в Бухаре. Древний и величественный город Бухара готов показать всем очень много интересных архитектурных памятников.


МЕДРЕСЕ ЧОР-МИНОР

18.Хранящая многовековые традиции, Бухара является настоящим музеем под открытым небом, где каждый камень помнит о событиях многовековой давности, и устремленные вверх минареты напоминают о прошлом.

19.Архитектурное наследие города удивляет современников, а мастерство зодчих вызывает восхищение. Поистине Бухара – это город, который поможет окунуться в далекое прошлое. Уникальные достопримечательности Бухары, отражают все вехи богатой истории города.

20. Облик древней Бухары сложился в XVI-XVII. До наших дней сохранились стены старинной цитадели (Арк) и более сотни архитектурных памятников той эпохи.


21. Вхождение Бухарского эмирата в состав России имело огромное прогрессивное значение. Была отменена работорговля, ликвидирована феодальная раздробленность.

22.В городе были организованы телеграф, почта, появились культурно-просветительские учреждения. Построена железная дорога, появились больницы и аптеки. Открыли русско-туземную школу.



27. Минарет Калян был построен в 1127 году и является самой высокой точкой города. Уже много веков он служит сигнальным маяком многочисленным караванам, которые идут в дальние страны по Великому шелковому пути.

28. В Бухаре жил и работал, помогал бедным и смеялся над богатыми знаменитый ходжа Насредин (пир ходжи Наср ад-Дин).

29. Во время правления хана Убайдулла-хана большое влияние и вес в Бухаре имел шейх Абдулла Йеменский по прозвищу Мир-и Араб. Убайдулла-хан продал три тысячи пленных персов и вырученные деньги подарил шейху.

30.Выбор места под строительство медресе, возле самого высокого и хорошо известного минарета, в центре города, свидетельствует об огромном влиянии шейха на хана. В южной части — мечеть, а в северной — гробница шейха Мир-и Араба и хана Убайдуллы-хана.

31. В Бухаре жили и творили величайшие мыслители, поэты, зодчие: аль Бухори, Рудаки, Дакики, Абу Али ибн Сина (Авицена), Фараби.


МЕЧЕТЬ КАЛЯН ПОИ

33. Пятничная (соборная) мечеть в старых восточных городах всегда строилась среди базаров.

34.Абдулозиз-хана медресе — один самых интересных памятников Бухары. Декоративные расписные своды здесь достигают особой изощрённости мастерства (1620 год). Абдулазиз-хан строил медресе быстро: хотел превзойти своих предшественников (это медресе превосходит медресе Улугбека в размерах и великолепии), пригласил для строительства лучших мастеров. Сейчас здесь можно купить сувениры.


МАВЗОЛЕЙ САМАНИДОВ

35. Мавзолей Саманидов относится к памятникам средневековой архитектуры. Он был построен в IX веке, а реставрирован – в XX-ом. Мавзолей был построен с помощью десяти разных кладок, и это можно увидеть, если подойти поближе и рассмотреть постройку.

36.Кстати, рисунок, высеченный на каждом камне, ни разу не повторяется. Невозможно представить, сколько труда и мастерства было вложено в это произведение искусства.

37.Этот мавзолей имеет форму куба, что символизирует землю, мир. А крыша сделана в форме полукруга или купола, что символизирует небосвод. В целом по задумке древних архитекторов этот мавзолей должен был олицетворять единство всего в мире или саму Вселенную.


МЕДРЕСЕ КУКЕЛЬДАШ

38. Медресе Кукельдаш (1569 год при Абдулла-хане) — самое большое в Бухаре. Построено по типу медресе Улугбека в Самарканде. Построено на деньги мецената Кулбобо.

39.Кукельдаш — командующий войсками и одновременно отвечал за строительство дорог, арыков, караван-сараев. Сын хана Абдулла-хана уничтожил весь отцовский диван, в том числе и Кулбобо Кукельдаш. Позже шейхи объявили Кукельдаша мучеником.

40.Одна из частей медресе построена при Аль-Нассар-Ильчине на деньги русской императрицы Екатерины Второй ( она выделила сорок тысяч золотых рублей). Здание медресе имеет два этажа, большой, состоящий из двух арок, вымощенных мозаикой, вход, а также колонны, украшенные ониксом.


КРЕПОСТЬ АРК

41. Крепость Арк считается символом величия государственной власти, правителей. Сами местные жители точно не знают, когда была основана эта крепость, однако известно, что полторы тысячи лет назад она уже стояла в городе Бухара, и в ней уже тогда не первый год заседал бухарский эмир. Помимо правителей в крепости жили и творили великие философы, которых цитируют и сейчас. Это Омар Хайям, Рудаки, Фараби и другие.

42. Бухара в составе независимого Узбекистана переживает обновление и возрождение. Стремление бухарцев к цивилизованной жизни, желание жить демократично, свободно, рост национального самосознания обусловили многие прогрессивные перемены, происходящие в наши дни.

43.С 1992 года в соответствии с традициями узбекского народа и опытом передовых демократических государств начал действовать Закон о реорганизации местных органов власти: назначены хокимы города и районов, что является важным этапом нарождающейся политической системы и независимой государственности.


44.Сегодня прекрасно сохранившийся город считается туристической Меккой, которая таит множество архитектурных и культурных достопримечательностей. Бухара, имеющая огромное значение для мусульманского Востока, является тем местом, где можно окунуться в прошлые эпохи.

45. Прекрасный город, который когда-то был центром Великого шелкового пути, является тем самым местом, где можно познакомиться с его древней историей и перенестись на несколько столетий назад. Как говорят туристы, даже недели не хватит на то, чтобы познакомиться с основными памятниками пятого по величине города Узбекистана.

Бухара city center.jpg

Бухара ( узбекский : Buxoro / Бухоро , произносится [buχɒrɒ] ; таджикский : Бухоро , произносится [buxɔːˈɾɔː] ) - пятый по величине город в Узбекистане с населением 247 644 человека по состоянию на 31 августа 2016 года и столица Бухарской области .

СОДЕРЖАНИЕ

Имена

Точное название города Бухара в древности неизвестно. Весь оазис в древности назывался Бухарой ​​и, вероятно, только в Х веке окончательно был передан городу.

Во времена династии Тан и других последующих династий Императорского Китая Бухара была известна под названием Бухэ / Пухэ (捕 喝), которое было заменено в китайском языке современным родовым фонетическим написанием Bùhālā (布哈拉).

В 19-20 веках Бухара была известна как Бухара в английских публикациях, о чем свидетельствуют письменные источники и отчеты о Бухарском эмирате во время Большой игры .

Мухаммад ибн Джафар Наршахи в своей Истории Бухары (завершена в 943-44 гг.) Упоминает:

Со времен средневековья город назывался Buḫārā / بخارا в арабских и персидских источниках. Современное узбекское написание - буксоро .

Название города было мифологизировано как Альбракка в итальянской эпической поэме Орландо Иннаморато, опубликованной в 1483 году Маттео Мария Боярдо .

История



История Бухары насчитывает тысячелетия. В средние века Бухара была столицей империи Саманидов , Бухарского ханства и родиной имама Бухари .

В начале 11 века Бухара вошла в состав тюркского государства Караханидов . Правители Караханидов построили в Бухаре множество построек: минарет Калян, мечеть Магоки Аттори, дворцы и парки.

Бухара расположена к западу от Самарканда и ранее была центром обучения, выдающегося во всем исламском мире. Это старый район несравненного шейха Накшбанди . Он был центральной фигурой в продвижении таинственного суфийского подхода к теории, религии и исламу.

В настоящее время это столица в Бухарской области ( вилоята ) из Узбекистана . Расположенный на Шелковом пути , город долгое время был центром торговли, науки, культуры и религии. В золотой век Саманидов Бухара стала крупным интеллектуальным центром исламского мира . Исторический центр Бухары с многочисленными мечетями и медресе внесен ЮНЕСКО в список Всемирного наследия .



Империя Саманидов захватила Бухару, столицу Великого Хорасана , в 903 году нашей эры . В 1220 году Чингисхан осадил Бухару в течение 15 дней. Будучи важным торговым центром, Бухара была домом для общины средневековых индийских купцов из города Мултан (современный - день Пакистан), которые, как было отмечено, владели землей в городе.


Бухара была последней столицей Бухарского эмирата и была осаждена Красной Армией во время Гражданской войны в России . Во время Бухарской операции 1920 года войска Красной Армии под командованием большевистского генерала Михаила Фрунзе атаковали город Бухару. 31 августа 1920 года эмир Алим-хан бежал в Душанбе в Восточной Бухаре (позже он бежал из Душанбе в Кабул в Афганистане ). 2 сентября 1920 года, после четырех дней боев, цитадель эмира ( Ковчег ) была разрушена, красный флаг был поднят с вершины минарета Калян . 14 сентября 1920 г. был создан Всебухарский революционный комитет во главе с А. Мухитдиновым. Правительство - Совет народных назиров (см. Nāẓir ) - возглавлял Файзулла Ходжаев .

Исторические памятники Бухары


Архитектурные комплексы


  • Мечеть Калан (Масджид-и Калан), строительство которой предположительно было завершено в 1514 году, по размеру не уступает мечетиБиби-Ханым в Самарканде. Мечеть вмещает двенадцать тысяч человек. Хотя мечеть Калян и мечеть Биби-Ханым в Самарканде относятся к одному типу зданий, они различаются по строительному искусству. Двести восемьдесят восемь монументальных пилонов служат опорой многоглавой кровли галерей, окружающих двор мечети Калян. Продольная ось двора заканчивается порталом в главный зал (максура) с крестообразным залом, увенчанный массивным синим куполом на мозаичном барабане. В здании сохранились многие архитектурные раритеты, например, дыра в одном из куполов. Через это отверстие видно основание минарета Калян. Затем, шаг за шагом возвращаясь, можно пересчитать все пояса кирпичной кладки минарета до ротонды.
  • Медресе Мири Араб (1535–1536) . Строительство медресе Мири-Араб (Mir-Arab Madrasah) приписывают шейху Абдулле Ямани из Йемена, которого зовут Мир-и-Араб, духовному наставнику Убайдуллах-хана и его сына Абдул-Азиз-хана. Убайдулла-хан вёл постоянную успешную войну с Ираном. По крайней мере трижды его войска захватывали Герат. Каждый такой грабительский набег на Иран сопровождался захватом большого количества пленных. Говорят, Убайдуллах-хан вложил деньги, вырученные от выкупа более трех тысяч персидских пленников, в строительство медресе Мири-Араб. Убайдуллах-хан был очень религиозным. Его воспитывали с большим уважением к исламу в духе суфизма. Отец назвал его в честь выдающегося шейха 15 века Убайдуллаха аль-Ахрара (1404–1490), по происхождению из Ташкентской области. К тридцатым годам XVI века время, когда государи возводили великолепные мавзолеи для себя и своих близких, закончилось. Ханы из династии Шайбанидов были знаменосцами коранических традиций. Значение религии было настолько велико, что даже такой прославленный хан, как Убайдулла, был передан на землю своим наставником в своем медресе. В середине склепа (гурханы) медресе Мири-Араб находится деревянная гробница Убайдуллах-хана. На голове у него завернутый в формы его наставник Мири-Араб. Мухаммад Касим, мударрис (старший преподаватель) медресе (умер в 1047 году по хиджре) также похоронен неподалеку. Портал медресе Мири Араб расположен на одной оси с порталом мечети Калян. Однако из-за некоторого понижения площади к востоку пришлось немного приподнять здание медресе на платформе.




  • Комплекс Лаб-и Хауз (или Лаб-е хауз , персидский : لب حوض , что означает у пруда ) Ансамбль (1568–1622) - это название области, окружающей один из немногих сохранившихся хауз , или пруд, в городе Бухара. Несколько таких прудов существовало в Бухаре до советской власти. Пруды выступали в качестве основного источника воды в городе, но также были печально известны распространением болезней и, таким образом, в основном были засыпаны в течение 1920-х и 1930-х годов Советским Союзом. Лаби Хауз сохранился благодаря своей роли центральной части архитектурного ансамбля 16-17 веков. Ансамбль Лаб-и Хауз состоит из медресе Кукельдаш XVI века, самого большого в городе, расположенного вдоль северной стороны пруда. На восточной и западной сторонах пруда расположены жилой дом 17-го века для странствующих суфиев и медресе 17-го века.
  • Архитектурный комплекс Бахаутдин - это некрополь, посвященный памяти Шейха Баха-уд-Дина или Бахаутдина , основателя ордена Накшбанди . В комплекс входят дахма (надгробие) Бахаутдина, мечеть Хакима Кушбеги, мечеть Музаффаркан и ханга Абдул-Лазизхана. Этот объект внесен в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО 18 января 2008 года.

Крепость


Мавзолеи

Мавзолей Исмаила Самани (IX – X вв.) - одно из самых почитаемых произведений среднеазиатской архитектуры. Он был построен в 9 веке (между 892 и 943 годами) как место упокоения Исмаила Самани - основателя династии Саманидов , которая была последней персидской династией, правившей регионом в 9-10 веках после правления Саманидов. установила фактическую независимость от халифата Аббасидов в Багдаде .

Это место уникально своим архитектурным стилем, в котором сочетаются как зороастрийские, так и исламские мотивы. Фасад здания покрыт замысловатой кирпичной кладкой с круговыми узорами, напоминающими солнце - обычное изображение в зороастрийском искусстве того времени, которое напоминает зороастрийского бога Ахура Мазду, который обычно представлен огнем и свет. Форма здания кубовидная и напоминает Каабу в Мекке, а куполообразная крыша - типичная черта архитектуры мечетей. Синкретический стиль святыни отражает период с 9 по 10 века - время, когда в регионе все еще проживало большое количество зороастрийцев, которые примерно в то же время начали принимать ислам.

Святыня также считается одним из старейших памятников Бухарской области. Говорят, что во время вторжения Чингисхана святыня уже была залита грязью от наводнения. Таким образом, когда монгольские орды достигли Бухары, святыня была спасена от их разрушения.

Мавзолей отца-основателя Пакистана Мухаммеда Али Джинны , известный как Мазари-Куэйд в Карачи , был построен по образцу святыни.

Мечети

Мечеть Боло Хауз, построенная в 1712 году на противоположной стороне цитадели Арк в районе Регистан, внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО вместе с другими частями исторического города. Она служила пятничной мечетью в то время, когда бухарский эмир находился под властью большевистской России в 1920-х годах.


Чар Минор (альтернативно пишется Чор Минор , также известный как медресе Халифа Нияз-кула ) - это здание, спрятанное в переулке к северо-востоку от комплекса Ляби Хауз. Строение было построено Халифом Нияз-кулом, богатым бухарцем туркменского происхождения в 19 веке при династии Джанидов . Четырехбашенное строение иногда принимают за ворота медресе, которые когда-то существовали за строением; однако Чар-Минар на самом деле представляет собой комплекс зданий с двумя функциями: ритуал и убежище.

По обе стороны от центрального здания расположены жилые комнаты, некоторые из которых обрушились, оставив видимыми только их основания. Следовательно, для полноценного функционирования медресе не хватает только учебных и некоторых подсобных помещений. Однако было обычной практикой, что в так называемых медресе не было лекционных комнат или, даже если они и были, в них не читались лекции. Эти медресе использовались как студенческие приюты.

На набережной справа от Чар-Минара находится бассейн, вероятно, того же возраста, что и весь комплекс зданий. Чар-Минар сейчас окружен в основном небольшими домами и магазинами по периметру.


Бывшая мечеть Магоки Аттори была построена в 9 веке на остатках того, что, возможно, было более древним зороастрийским храмом. Мечеть не раз разрушалась и перестраивалась, а самой старой сохранившейся частью является южный фасад XII века, что делает ее одним из старейших сохранившихся построек в Бухаре и одним из немногих, уцелевших под натиском Чингисхана. . Ниже уровня земли мечеть была раскопана в 1935 году. Она больше не функционирует как мечеть, а в ней находится музей ковров.

В Бухаре есть мечеть, которая, как говорят, принадлежит Мир Сайиду Али Хамадани , покровителю кашмирских мусульман в долине Кашмира .


География

Примерно в 140 милях (225 км) к западу от Самарканда на юге центральной части Узбекистана, Бухара расположена на реке Зеравшан , на высоте 751 фут (229 метров).

Климат

Бухара имеет типично среднеазиатский прохладный засушливый климат ( Köppen BWk ). Средняя максимальная дневная температура в январе составляет 6,6 ° C или 43,9 ° F, повышаясь до среднего максимума около 37,2 ° C или 99,0 ° F в июле. Среднегодовое количество осадков составляет 135 миллиметров или 5,31 дюйма.

Вода была важна в жарком и засушливом климате Средней Азии , поэтому с древних времен было развито ирригационное земледелие. Города были построены возле рек, и водные каналы были построены, чтобы обслуживать весь город. Были построены открытые водоемы, известные как хауз . Вдоль караванных путей строились специальные крытые водоемы, или сардобы, для снабжения водой путешественников и их животных.

Однако интенсивное использование агрохимикатов в эпоху Советского Союза, отвод огромных объемов оросительной воды из двух рек, питающих Узбекистан, и хроническая нехватка водоочистных сооружений вызвали огромные проблемы со здоровьем и окружающей средой.

Транспорт


Внутренние транспортные средства

Город Бухара - крупнейший после Ташкента транспортный узел в Узбекистане. Внутри города имеется автобусный транспорт. Есть более 45 автобусных линий. Большинство из них оснащено автобусами ISUZU, но некоторые автобусы везут из Китая. По количеству автобусов и автобусных маршрутов Бухара является крупнейшей после Ташкента в Узбекистане.

Демография

В 2019 году в Бухаре проживало 279 200 человек. Бухара (наряду с Самаркандом) является одним из двух основных центров таджикского меньшинства в Узбекистане. Бухара также была домом для бухарских евреев, предки которых поселились в городе во времена Римской империи. Большинство бухарских евреев покинули Бухару в период с 1925 по 2000 год.

Этнические группы

Религия

Религия с самым большим сообществом последователей - это ислам . Большинство мусульман - мусульмане-сунниты, составляющие 88 процентов населения, православные - 9 процентов, а другие - 3 процента.

Бухара.

Бухара.

Бухара.

Бухара.

Пои Калон — архитектурный ансамбль, расположенный у подножия минарета Калон. Комплекс состоит из трёх сооружений, построенных в XII — XVI веках: минарет Калон, мечеть Калон и медресе Мири Араб.

Минарет Калон является самым высоким сооружением старой Бухары. Его высота 46,5 метров. Был построен в 1127 году.

Выйдя из узкой улицы, попадаешь на огромное открытое пространство, захватывает дух от величия сооружений. Особенно сильные впечатления ранним утром: солнце уже освещает верхнюю часть сооружений, площадь и внутренние сады тенисты и молчаливы (туристы и торговцы еще спят). Тишина и умиротворение, время как будто остановилось.

Комплекс Ляби хауз

Бухара.

В начале 1619 года визирем Имамкули-хана узбекским сановником Надиром Диван–беги началось строительство хауза (пруда, водоема) и ханаки, получившие имя своего создателя. В 1622—1623 гг. было построено еще одно здание в качестве караван-сарая, но в дальнейшем оно было переоборудовано в медресе. В 1993 г. медресе вместе с другими памятниками исторического центра Бухары включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ханака и медресе Надир Диван-Беги составляют единый ансамбль, в котором центральным элементом служит Ляби-Хауз (хауз Надир Диванбеги). Ляби-хауз – водоем восьмиугольной формы, стенки которого образованы каменными ступенями, вмещает около 4 тысяч кубических метров воды.

Бухара.

Вода в Ляби хауз поступала по системе арыков, стока не было. Также в городе были сделаны и другие искусственные водоемы, в которых хранились запасы воды для города, в том числе для питья. Но поскольку вода в них была стоячая, при таком жарком климате водоемы становились источниками серьезных заболеваний – холеры, чумы. В связи с этим в 20-е годы XX века большинство хаузов Бухары было осушено. Ляби хауз избежал этой участи, возможно из-за высокой художественной ценности ансамбля.

Существует интересная легенда, связанная с постройкой медресе. Надир Диван-беги задумал связать себя узами брака и в день свадьбы подарил возлюбленной лишь пару серег. Невеста сильно обиделась за такой скромный подарок, сказав, что семья жениха не настолько бедна, чтобы ограничиваться серьгами. Но визирь никак не прокомментировал слова жены. Спустя несколько лет Надир Диван-беги построил мечеть, медресе и хауз. Законная супруга с горечью напомнила, что на дорогую свадьбу и шикарные подарки денег не было, а на строительство они откуда-то появились! На что муж попросил ее заглянуть в шкатулку с драгоценностями. Жена открыла шкатулку и, обнаружив там только одну серьгу, подняла крик, что их обокрали. “Любимая, все сооружения, которые ты видишь, построены за счет одной твоей серьги! - сказал супруге Надир Диван-беги. - Ты не смогла оценить мой подарок, так оцени то, что построено за счет этого подарка!”

Медресе Чор-Минор

Бухара.

Бухара.

Бухара.

Главное здание с башнями — это мечеть. Несмотря на её необычную наружную конструкцию, мечеть имеет довольно обычный интерьер. Она служила для ежедневных пятикратных намазов. Наличие купола придает залу значение зикр-ханы, то есть места для проведения суфиями своих ритуальных церемоний, которые часто включали декламацию, пение и инструментальную музыку. По четырём углам здания мечети имеются четыре башни, по форме напоминающие минареты, благодаря чему весь комплекс получил название Чор-Минор (Четыре минарета). Каждая из четырёх башен имеет разную форму. Существует мнение, что элементы художественного оформления этих башен отражают символы четырёх мировых религий. По крайней мере, можно легко увидеть в некоторых элементах нечто напоминающее крест, христианскую рыбу и буддистские молитвенные колеса.

Комплекс Чор-Минор вызвал у меня ощущения уютного, спокойного места. Чор-Минор не подавляет своими размерами, небольшой садик вокруг, клетки с птицами на деревьях усиливают эти ощущения.

Когда я проходила мимо дастархана в саду, смотритель комплекса (так он нам представился) пригласил меня выпить чашку чая с самсой. И завязалась беседа. Многие жители Бухары рассказывают, что долго жили в России. При этом, какие бы воспоминания о России у них не остались, отношение к гостям из России всегда очень хорошее. Открыто и с удовольствием идут на контакт. А уж если спросишь о чем-то или попросишь помочь, тут их гостеприимство не знает границ. Расскажут с подробностями, могут еще и проводить, чтобы показать дорогу. В далекие восьмидесятые годы у меня с друзьями был печальный опыт путешествия в горах Узбекистана. Почему печальный, не буду здесь описывать. Просто в один из дней нашей группе пришлось изменить маршрут и заночевать в горном селении. Один из жителей селения случайно проходивший мимо нашей группы на улице, пригласил на переночевать в его доме. И это группу примерно из 20 человек! А вы смогли бы также?! Во дворе в огромном котле был приготовлен плов на всю нашу команду. Перед пловом был сладкий стол – курага, изюм, орехи, чай. Вот такое гостеприимство в этой удивительной стране.

Надо взять большой чугунный котел. Положить в него мясо не старых, но и не очень молодых барашков, отборный рис, разбухающий от гордости, что будет съеден смелыми воинами, молодую морковь, краснеющую от радости, и острый лук, жалящий подобно мечу высокочтимого эмира. Все это надо варить на костре до тех пор, пока запах приготовленного блюда не достигнет Аллаха, а повар не свалится в изнеможении, потому что попробует божественное кушанье.

В древности Бухара входила в состав одного из государств Центральной Азии — Согда, где уже во времена Александра Македонского была развита градостроительная структура.

Возникновение города связано с различными легендами и преданиями. В одной из легенд рассказывается, что сын иранского царя Сиявуш прибыл в Бухару, женился на дочери царя Афрасиаба и построил там крепость Арк.

Природные богатства оазиса Бухары привлекали внимание соседних государств и чужеземных завоевателей. В VI веке до нашей эры персидский царь Кир, а позднее Дарий, захватили бухарские земли. Господство персидских царей на территории Бухары продолжалось до 330 года до н.э.


В 329 г. до н.э. после завоевания Ирана Александром Македонским, территория Бухары (Согдианы), как и другие местности Азии, отошли во владение греков. Население оказывало активное сопротивление завоевателям, господство которых в Согдиане продолжалось до II века до н.э.

С I века до н.э. Бухара входила в состав Кушанского государства. Это было одно из самых больших государственных объединений в Центральной Азии.

В V веке н.э. Бухара вошла в состав государства эфталитов, столицей которого был город Пайкенд, в 40 км от Бухары.

Период VI—VII вв. в истории Согда отмечен активным процессом строительства городов. Из древних поселений вокругБухары выросли городища Варахша, Варданзи, Рамиш (Рамитан), Кермине, Пайкенд. От ранне-средневековой Варахши дошел до наших дней отрытый археологами дворец бухар-худатов (доарабских правителей Бухары) с монументальной настенной живописью.

Бухара была крупным торговым и культурным центром Средней Азии. Она имела торговые связи с Ираном, Индией, Китаем и другими странами.

В VII веке на историческую арену выступили арабы, которые в короткий срок завладели Ираном, Палестиной, Египтом и другими странами. В 709 году арабы после кровопролитного штурма взяли город Бухару.

С приходом арабов в Бухаре распространился Ислам. С этого времени начали возводиться мечети и минареты, медресе и культовые комплексы.

Уже в конце IX в. Бухара превратилась в один из крупных культурных и культовых центров мусульманского мира: ее называли "куполом ислама", хотя издревле она была средоточием множества религий и верований. И действительно, в названиях частей города и исторических памятников Бухары отразилось расположение доисламских храмов зороастрийцев, поклонников бога луны, христиан, манихеев и, наконец, буддизма.

Расцвет города начался когда Бухара была выбрана столицей государства Саманидов (IX-X вв. ), занимавшего территорию почти всей Центральной Азии. В это время значительно развились ремесла, торговля и культура. Внешний облик самого города резко изменился. Значительно возросло население. В X веке Бухара стала сосредоточием высочайшей культуры. Здесь работали многие ученые, известные всему миру, писатели, художники. Такие как историк Наршахи, поэты Рудаки, Дакики, медик и математик, энциклопедист Абу Али ибн Сина (Авиценна) и др.

В 999 году территория нынешней Бухары была завоевана тюркской династией Караханидов. Караханиды правили до 1141 года, после чего Бухару захватили новые кочевые племена - кара-китаи.

В эпоху Караханидов при правлении Арслан-хана (1102-1130) был построен один из шедевров бухарского зодчества - минарет Калон. В караханидское время в Бухаре некоторое время работал выдающийся поэт и ученый Омар Хайям.

В XII веке Бухарский оазис становится одним из центров суфизма (мистическое направление в исламе) в Центральной Азии. Одним из известных суфиев этого периода был Абдулхалик аль Гиждувани. Бухара считается одним из священных городов ислама. Город помнит многих великих суфиев. Один из самых почитаемых – Бахауддин Накшбанд. Мавзолей святого Бахаудина Накшбанда считается среднеазиатской Меккой. Сюда, как и в Мекку, приезжают верующие из разных мусульманских стран, чтобы попросить исполнения желаний и отвращения грехов.

В начале XIII века Бухара вошла в состав государства Хорезмшахов. В 1206 году в городе произошло восстание во главе с Малик Санджаром. Оно было подавлено войсками хорезмшаха Мухаммеда.

Богатство оазиса Бухары привлекли в начале XIII века внимание новых завоевателей — монголов. Под предводительством Чингисхана они захватили значительную часть Согда. В 1220 году Чингисхан занял город Бухару. Овладев городом, монголы разграбили его. Жители были обращены в рабство. Хозяйства подверглись разорению.

В 1370 году Бухара вошла в состав государства Тимуридов. Бухара потеряла свое политическое значение, так как столицей стал город Самарканд, но оставалась одним из центров искусства и науки. В эти годы в Бухаре были построены мечеть Калон, мавзолей Чашмаи Аюб и медресе Улугбека.

В 1595 году Бухарским ханством стала управлять новая династия Аштраханидов – ханов, выходцев из Астрахани. В период правления Шейбанидов и Аштарханидов отмечается значительный подъем в экономике Бухарского ханства. Большинство архитектурных сооружений - изумительные мечети и медресе, караван-сараи и бани, крепостные стены и ворота, а также крупные архитектурные ансамбли и усыпальницы, которые в основном определяют внешний вид старого города, были построены именно в этот период. До наших дней сохранились стены старинной цитадели, более 140 архитектурных памятников средневековой эпохи.

К концу правления династии Аштарханидов (XVIII в.) Бухарское ханство утратило свое экономическое и культурное значение. Упадок экономики ханства вызвал сокращение строительства в городе.

В 1740 году Бухару захватывает иранский шах Надир. В 1747 г. к власти приходит Мухаммад Рахим бай - амир из племени мангитов, ставший основателем новой династии Мангитов. Со времени прихода к власти амиров из Мангитов, Бухарское ханство стало Эмиратом. Оно просуществовало вплоть до 1920 г. Бухарский эмират наибольшего своего могущества достигла при амирах Шахмураде (1785-1800) и Насрулле (1826-1866), при которых в состав государства входила большая часть территории нынешних Узбекистана и Таджикистана, а также север Афганистана и часть Туркменистана. В начале XIX века город восстановил свой былой статус центра исламской религии. В Бухаре были восстановлены десятки медресе, в которых учились студенты из разных стран исламского мира.

Интересно, что в 1770-х годах российская императрица Екатерина Великая в знак дружеских отношений выделила 50 тысяч рублей для cтроительства медресе в Бухаре. Медресе получило название в честь бухарского посла Эрназара эльчи. К сожалению, оно было разрушено большевиками в 1930-х годах.

В 60-70 годах XIX века царское правительство России приступило к захвату Бухарского эмирата. Бухарский эмират не был подготовлен к ведению войны с Россией. Армия её не представляла серьёзной боевой силы. В 1868 году бухарские войска потерпели окончательное поражение в кровопролитных боях под Зирабулаком. В результате был заключен мир, по которому Россия установила протекторат над Бухарским эмиратом.

2 сентября 1920 года в Бухаре вспыхнуло восстание, поддержанное частями Красной Армии и в результате трёхдневного штурма город был захвачен восставшими и красноармейцами, последний эмир Бухары – Алим-хан свергнут и бежал в Афганистан. В Бухаре была провозглашена Бухарская Народная Советская Республика, просуществовавшая до 1924 года. После чего Бухара, как административный центр Бухарской области, была включена в состав Узбекской Советской Социалистической республики.

В 1991 году Узбекистан объявил о своей Независимости. Сейчас Бухара – административный центр Бухарского вилоята (области) Республики Узбекистан, крупный экономический, культурный и туристический центр страны.

Читайте также: