Куда сходить в енисейске

Обновлено: 18.09.2024

Статистика распространения коронавируса в Енисейске. На странице представлена актуальная статистика COVID-19 на 20 декабря. На графиках ниже вы можете найти информацию по числу заражений, выздоровлений и смертей за все время.

Куда обращаться в Енисейске при Коронавирусе

Статистика коронавируса в Красноярском крае на 20 декабря

На 20 декабря в Красноярском крае зафиксировано 166 863 подтвержденных случаев заражения коронавирусом Covid-19. Скончалось 8 207 человек. Полностью вылечилось в Красноярском крае - 150 535 человек. Коэффициент распространения коронавируса в Красноярском крае на 20 декабря составляет 0.94. Уровень летальности на сегодня составляет 4.92%. Оперативные данные по состоянию на 20 декабря 10:50

В Красноярске за неделю привлекли к ответственности 89 нарушителей масочного режима 13:23 В Красноярске специалисты администрации, полицейские и сотрудники Росгвардии продолжают проверять соблюдение масочного режима в магазинах, точках общественного питания и на остановках. В период с 13 по 19 декабря протоколы были составлены на 89 нарушителей.

В Красноярском крае снижается уровень заболеваемости COVID-19 07:26 Дмитрий Горяев напоминает, что активное посещение общественных мест может спровоцировать ухудшение эпидемиологической ситуации по COVID-19, особенно с учетом сезонного подъёма заболеваемости ОРВИ и гриппом. Жителям края рекомендуют провести новогодние праздники в семейном кругу.

В Красноярском крае ожидают пятую волну коронавируса 17 декабря, 13:22 Главный врач красноярской краевой больницы Егор Корчагин рассказал, когда в Красноярский край предположительно придет пятая волна коронавирусной инфекции.

Красноярский край повторил антирекорд по суточной смертности от COVID-19 16 декабря, 12:29 В Красноярском крае за сутки скончались 39 человек, заразившихся коронавирусом, следует из данных сайта стопкоронавирус. рф. Предыдущий антирекорд по суточной смертности в крае был зафиксирован на прошлой неделе, 8 декабря — тогда умерли также 39 человек.

За сутки в Красноярском крае скончались 39 человек с коронавирусом 16 декабря, 12:16 В Красноярском крае по данным регионального Роспотребнадзора на 16 декабря подтверждено 164 239 случаев заболевания COVID-19, при этом за последние сутки выявили 726 новых случаев заражения.

В Красноярске обновлен суточный антирекорд по зараженным коронавирусом 16 декабря, 11:42 За день в Красноярске выявили 193 новых случая Covid-19. Это на 4 больше, чем накануне и самый большой суточный прирост с начала пандемии. Всего же в крае насчитали 726 новых случаев коронавируса, что на 11 больше, чем накануне.

Минздрав рассказал о графике работы поликлиник и больниц Красноярска в праздничные дни 16 декабря, 11:35 Экстренная стоматологическая помощь будет оказываться круглосуточно по адресам поликлиник: ул. Железнодорожников, 26 ул. Коммунальная, 6а Без изменений в графике и режиме работы функционируют травмпункты, в них также будут проводиться перевязки в нерабочее время амбулаторной службы.

ЛУЧШИЕ ПРОВАЙДЕРЫ Енисейска

Провайдеры Красноярского края

Ачинский р-н
Березовский р-н
Богучанский р-н
Большемуртинский р-н
Дзержинский р-н
Емельяновский р-н
Енисейский р-н
Иланский р-н
Канский р-н
Кежемский р-н
Курагинский р-н
Манский р-н
Минусинский р-н
Нижнеингашский р-н
Пировский р-н
Рыбинский р-н
Саянский р-н
Сухобузимский р-н
Таймырский Долгано-Ненецкий р-н
Ужурский р-н
Уярский р-н
Шарыповский р-н
Эвенкийский р-н

Популярные разделы

Рейтинги

Рейтинг провайдеров

Полезное

Статьи, заметки и обзоры

Интересное

Интересное в сети Интернет

Вы еще не выбрали себе самого лучшего провайдера?

Тогда наш сервис поможет Вам в этом не простом деле! Подключить Интернет - просто! Сравните всех провайдеров, их услуги и цены, почитайте отзывы и смело оставляйте заявку на подключение к понравившемуся!

Последние отзывы

Много лет был на Мультиме. Проблем не было. После того перешел на Сибирские Сети,только и пошли проблемы.В этом году несколько раз не работало кабельное. Оказывается,нужно учитывать,когда и насколько оно отключалось.У них такой учет не ведется.А как произвести оплату,сразу созваниваются.В августе искали причину 3 дня. Приходит мастер.Выясняется,что была авария.Сообщают,что придет другой мастер.Вот и сейчас .Третий день нет кабельного.Пришел мастер 25 октября только к вечеру.Сказал,что авария на линии.И все. Сегодня три раза звонил в СибСет.Берут трубки-Света,Денис,Никита.Обещают разобраться.И что?Сидим без кабельного.Ни кто не перезванивает.Остается только писать.И возможно искать другого провайдера.Сергей

Связь плохая плохо грузит

Пропадает интернет деньги на счету есть, и постоянно то потеря сети то нет подключения, потом появится мин 2, 3 и снова итернета нету, деньги взяты а результата ноль,

Отвратительная компания, никому не рекомендую, жулики и мошенники. Буду подавать на них в суд

Подключилась20 июля, а вчера (6 августа, пятница) уже пропал интернет, а сделать его могут только в понедельник. С ростелекомом было проще. Буду подыскивать другого провайдера.

Отвратительная работа, видимо в связи с тем что монополисты. Были бы конкуренты отказался бы сразу.

не могут продлить до 28 числа обещанный платёж, так как нет такой возможности, тик у меня нет такой возможности заплатить именно завтра так как я зарплату получу 28 января из за митинга этого вы не учитываете.













Душа Енисейска

576435423423.jpg

Раньше при взгляде на Енисейск с реки можно было увидеть много храмов, будто выстроившихся в ряд, да и сам острог, с которого начался город четыре столетия назад, был поставлен неподалеку места подвига монахов-пустынножителей. А Иверский монастырь Енисейска неразрывно связан с именем праведного Даниила Ачинского… Что из православной истории и традиций этих мест мы безвозвратно утратили во время атеистического безвременья, а что сохранилось и сейчас, как после лесного пожара, даёт новые ростки?

История монастыря

Эта история известна, я просто кратко напомню её. 1619-й – год основания Енисейска. И уже через четыре года, в 1623-м, по указу царя Михаила Феодоровича и по благословению первого архиепископа Тобольского Киприана был учреждён женский Христорождественский монастырь, названный так по имени храма и просуществовавший 300 лет. Большая территория вокруг речки Мельничной – тогда ещё настоящей реки, в которую заходили парусные и вёсельные суда (сейчас она превратилась в ручеёк). Посадские люди селились вблизи, чтобы было удобнее ходить в церковь и водить детей в монастырь для обучения грамоте.

Конечно, церковь была деревянной. Но Енисейск часто горел, и поэтому постепенно деревянные здания стали заменять каменными. Монахини на своих плечах носили стройматериалы, деньги жертвовали купцы, собирали прихожане, и в 1758 г. строительство шестипридельного каменного, очень красивого храма было закончено.

Монахини оказались без пристанища. Стараниями игумении Афанасии и благотворителей началось восстановление монастыря. В 1872 году была построена каменная церковь в честь Иверской иконы Божией Матери, а монастырь переименовали в Иверский. При обители устроили сад с оранжереями, скотный двор и амбары, там действовали трёхклассное училище для девочек духовного звания, церковно-приходская школа для девочек, золотошвейная мастерская.

Славная страница истории монастыря – это краткое пребывание в Иверской обители святого праведного старца Даниила Ачинского. Он прибыл к своей духовной дочери игумении Евгении из села Зерцалы и, как сообщает монастырская летопись, проживал в землянке-келье с января по апрель 1843 года.

В XX веке наступили лихие времена, когда монахов и священство гнали, расстреливали, топили, а храмы взрывали. Могилу старца Даниила разграбили, мощи выставили на посмеяние; где они теперь – неизвестно.

Храмы обители

Церковь Иверской иконы Божией Матери

В Иверскую церковь я пошла одна. Дивный храм – в нем душе тепло. Просторно, высокий купол, уютно, пахнет деревом. Лучи солнца преломляются в жёлто-красных вифлеемских звёздах окон-витражей на куполе; синих и зелёных – в окнах храма, и тогда становится очень светло и красиво. Он был каменный до половины, выше – из брусьев. Брусья сгнили, поэтому пришлось разбирать всё и строить заново. Сейчас храму возвращен первоначальный вид.

Из-за крестильни, расположенной сбоку, иконостас в храме несимметричный: одной стороны три, с другой – пять икон. Купель есть и для детей, и для взрослых, с полным погружением. Хотелось бы и мне погрузиться в купель… Шесть колонн поддерживают своды, три из них старые. Заканчиваются колонны украшениями из листьев и завитков. Несколько листьев оставили от старого храма – на память и для сравнения. Всё сделано в едином стиле: иконостас, оклады для икон белые деревянные с золотыми узорами, витыми столбиками. Святое место, намоленное.

Церковь Иверской иконы Божией Матери

Есть ещё домовый храм во имя Иоанна Предтечи. И часовня святого праведного Даниила Ачинского, вся увешанная иконами; там же находится обломок чугунной плиты с могилы старца, найденный на свалке жителем города. Он передал находку в Успенский собор, а когда построили часовню, фрагмент плиты перенесли в Иверский монастырь. Ведь старец последние месяцы жил в нём, там почил и был похоронен. Над его могилой тогда возвели резную каменную часовню с колоколенкой, очень красивую. Но все это было порушено!

Скит в Еркалово

На Ильин день иеромонах Амвросий (Китель) по просьбе настоятельницы Иверской обители игумении Олимпиады (Шмик) взял меня в скит, где он строит церковь во имя Даниила Ачинского. У монастыря два скита: один далеко, на расстоянии полусотни километров, там огороды, картошка. Туда ездят полоть, поливать, снимать урожай. Другой – в 7 км от города, в деревне Еркалово. Машина движется по берегу Енисея, потом – переправа на пароме. Такое приключение!

Очень красивася маленькая деревенская церквушка. Уже и колоколенка есть, и колокола. Деньги на них собирали всем миром, лили в Воронеже. Благовестник – самый большой колколол – с Казанской иконой Божией Матери, образами Пресвятой Троицы, преподобного Серафима Саровского и с именами дарителей. Есть также четыре зазвонных, четыре подзвонных колокола – чистый, серебряный звук их плывёт над водой. На колокольню ведёт довольно крутая двухмаршевая лестница.

Стоит церковь на обрыве над Енисеем. Очень красивый вид, вдалеке – очертания города. Внутри еще идет строительство: обозначено место для алтаря, сделана солея. Вкусно пахнет деревом. Купола с крестами уже поставлены над алтарем и колокольней, центральный купол дожидается своей очереди в монастырском дворе. За алтарём – поклонный крест. Кусты бузины, две громадные березы.

Возрождение Православия в Енисейске

Казаки недаром выбрали это место для Енисейского острога. Сейчас на набережной города, на взвозе, стоит памятник первопроходцам: казачий атаман Пётр Албычев, стрелецкий сотник Черкес Рукин, монах Тихон, над ними развевается хоругвь; стрелец держит саблю, монах – книгу. Собственно, город с него и начинался. В конце XVI века отшельник поселился на горке в тайге недалеко от берега Енисея. Через несколько лет казачьи кочи (парусно-гребные суда – прим.) пристали в этом пригожем месте, люди увидели тропинку в гору, пошли по ней. Встретил пришедших старец. Впоследствии решили ставить здесь острог, и вот 2019 году городу Енисейску исполнилось 400 лет.

Спасский собор Спасо-Преображенский монастырь-1.JPG

Спасский собор Спасо-Преображенского монастыря

Иконостас Спасского собора.JPG

Иконостас Спасского собора

А какие иконостасы! Резные Царские врата, витые столбики, гроздья винограда, узор из трав и цветов взметнулся ввысь, как гребень волны. Сейчас собрали из обломков старого иконостаса новый и поставили в Спасо-Преображенском соборе. Такой красавец! Семиярусный, с позолоченными узорами, торжественный. Оклады икон – в форме трилистника, цветка, круглые, овальные.

В Успенском соборе, можно сказать, живут старые иконы – ими заполнен весь придел во имя апостолов Петра и Павла. Вот Николай Чудотворец с клеймами, а здесь святитель держит в руке храм. Апостол Пётр с ключами от Рая. Старая, уже склеенная доска, краска обсыпается, темная. И таких много. На аналое – икона двух первоверховных апостолов, которым посвящён придел. Она лежит на мягкой пушистой декоративной травке, так же – икона Серафима Саровского, ему было празднование накануне. А когда я подошла к образу пророка Божия Илии, вдруг порывом ветра распахнуло окно, ударил страшный гром, захлопали форточки – начался ливень с градом. Да ведь это был день его памяти – частенько в этот день гроза. Но тут было страшновато.

В центральном нефе на аналое – храмовая икона в позолоченной ризе, образ Успения Божия Матери. Много семейных икон: в центре – Богородица, по бокам – святые покровители заказчика и его семьи. Я люблю образ вознесения пророки Илии на небо: колесница, белые кони и яркий зелёный фон. Очень жаль порубленную икону: лики Божией Матери и распятого Христа иссечены топором, часть, где был изображен святой апостол Иоанн Богослов, отрублена и до сих пор не найдена. Это чудотворный образ: во время эпидемии, когда умирали младенцы, с ним совершали крестный ход вокруг деревни. Эпидемия случилась второй раз, но иконы уже не было. Нашли её после долгих поисков на чердаке старого разрушенного дома, разрубленную на части. Что нашли – скрепили брусками, принесли в церковь. Много икон сохранили прихожане в лихие годы. Сейчас они постепенно возвращаются домой.

В дореволюционное время существовала Енисейская школа иконописи. Её манеру легко узнать: телесные образы, круглые лики, добрые глаза. Сейчас иконописная школа работает год при Троицком храме, туда приглашены студенты педагогического колледжа Енисейска и все желающие.

Возрождение Православия – это, в первую очередь, возрождение храмов. Тех, которые мы видим, и невидимых – в наших душах. И то, и другое идёт медленно и трудно. К 400-летию Енисейска восстановили Иверский, Богоявленский, Троицкий храмы. Восстановили плохо: крыши уже протекают, штукатурка обваливается, заводские кирпичные узоры расходятся на стыках. Нет у нас сейчас храмостроителей, резчиков. Раньше камень резали вручную, создавая узор целиком, сейчас же штампуют на заводах кирпичи с элементами каменных кружев. А укладывать не умеют или не хотят. Кроме того, это храмы-музеи. Они принадлежат не Церкви. Там идёт совместная работа краеведческого музея и правящего архиерея. Сложно. Что ж, Исаакиевский собор – тоже музей. Только далеко нам до Петербурга.

Богоявленский собор.jpg

Богоявленский собор

Но, слава Богу, приходы пополняются. Если в прошлом году в Богоявленском храме я не увидела ни одного молящегося, то нынче люди заходили, ставили свечи, а приход увеличился до 30 человек. На праздник Серафима Саровского в Успенском храме причащали 120 человек, в Воскресенском – около ста. Здесь всегда бывает много народу, даже из Лесосибирска приезжают. В этих храмах – интересные батюшки: иеромонах Тихон, отец Александр, которого я знаю давно, и отец Амвросий.

Как строят храмы? Верующие объединяются в общину, молятся, по их молитвам Господь посылает им духовного отца, начинаются службы, а потом усилиями людей, молитвами, с помощью благотворителей возводится здание, освящается. Внутренняя отделка завершается уже во время богослужений. Вот в такую общину в селе Подтёсово и отправили на беседу молодого диакона Сергия Лукашенко (будущего отца Тихона). Отдали им помещение бывшего кинотеатра. В день, когда отец Геннадий Фаст должен был совершить первый молебен, диакон пораньше приехал на место, обнаружил там дым, вонь, грязь. Кое-как привели помещение в порядок. С 1994 по 1998 год служил диакон, а потом и священник Сергий в новом храме, каждый четверг приезжал, это был его приход.

Подтёсово – посёлок речников, место ссылки немцев, прибалтов, среди которых было много монахов, священников. Может быть, церковь строили тайно, может быть, с разрешения местных властей, да те потом спохватились и переделали постройку в магазин. Как бы то ни было, за долгие годы в храме сменилось много настоятелей, а молодые священники приезжали сюда на стажировку – в храме в Подтёсово их учили так же, как в Подтёсовском речном училище учат капитанов.

Спасский собор Спасо-Преображенский монастырь-2.JPG

Наталия ЕРЫШЕВА

Фотографии Максима БУРНЫШЕВА

Енисейск – город в Красноярском крае, городской округ, является одним из старейших городов Сибири. Расположен на левом берегу реки Енисей, в 335 км к северу от краевого центра – города Красноярска. Ближайшая железнодорожная станция расположена в в 46,5 км от города – в городе Лесосибирске, в черте города находятся аэропорт и пристань.

Численность населения – 17 999 человек (2017 г.). Площадь территории – 6 641 га.

Фотографии (0)

Улицы и индексы Енисейска (98) Все улицы

История Енисейска

Основание Енисейского острога

Освоение русскими Сибири началось много веков тому назад. Продвигаясь вглубь Сибири, казаки строили деревянные укрепления – остроги. Многие современные сибирские города возникли на месте таких деревянных укреплений. Крепости были необходимы для того, чтобы закрепиться на только что покорённой земле и подчинить России жившие на этой территории немногочисленные народы.

В 1618 году из Тобольска, в те годы главного города Сибири, вышла экспедиция под руководством будущих основателей Енисейска – Черкаса Рукина и Петра Албычёва. В состав экспедиции также входило 30 казаков. Рукин и Албычёв должны были провести дорогу к Енисею и Тунгуске и обложить ясаком (дань пушниной) енисейских эвенков, живших вдоль реки. Из-за недостатка продовольствия экспедиция вынуждена была зимовать на Кети. На месте зимовки был построен небольшой острог, названный Намаковским (затем он стал называться Маковским). В 1619 году Рукин и Албычёв двинулись дальше. Вскоре ими был основан второй острог, названный Енисейским.

Енисейский острог ничем не отличался от подобных ему укреплений, построенных в те годы на сибирской земле. Кроме самой крепости на территории острога находились хлебный, пушной и денежный амбары, тюрьма, съезжая и таможенная избы и множество необходимых в быту хозяйственных построек. Со всех сторон к острогу примыкали жилые постройки, в которых жили казаки, золотопромышленники, крестьяне, торговцы и ремесленники, ставшие первыми жителями будущего города. Недалеко от Енисейского укрепления начинают появляться монастыри. Сначала они были деревянными, затем начинают строить и каменные. В дальнейшем строительство монастырей на этой территории было запрещено указом Петра I. Енисейское укрепление подчинялось Тобольску, откуда в крепость присылали воевод.

Отношения казаков с аборигенами были непростыми. Сборщики дани часто проявляли к местным жителям жестокость и несправедливость. Чтобы заставить аборигенов платить дань вовремя, казаки брали заложников, которых месяцами держали в тюрьме. Тунгусы нередко оказывали сопротивление. В 1624 году восставшие напали на сборщика дани Савина и убили нескольких казаков. Сдача дани нередко происходила следующим образом: сдававшие ясак подходили к ясачной избе и, бросив в открытое окно необходимое количество шкур животных, выкрикивали название своего рода, дабы сборщик знал, кто ему заплатил. В саму избу аборигены заходить опасались, так как боялись быть взятыми в заложники. Сборщики дани также предпочитали не выходить из избы из-за боязни быть убитыми. Жестокое обращение со стороны казаков приводило к тому, что тунгусы были вынуждены уходить всё дальше и дальше на восток. Казаки двигались в том же направлении в погоне за пушниной.

К 1630 году на территории Енисейского острога проживало более сотни служилых людей. Из их числа был выделен небольшой отряд из 25–30 человек, который отправился на восток для дальнейшего освоения Сибири. Жизнь в остроге была в те годы достаточно суровой. Особые проблемы возникали с доставкой продовольствия. Суда, на которых в Енисейск доставлялся хлеб, нередко замерзали на реке Кеть.

В статусе города

В 1629 году Сибирь была разделена на 2 разряда – Томский и Тобольский. Енисейск был причислен к Томскому разряду. Статус города и герб укрепление получило в 1635 году. Управление городом, как прежде острогом, было поручено воеводе.

Енисейск в XVIII веке

В начале и середине XVIII века Россия испытывала острую необходимость в деньгах в связи с многочисленными войнами и строительством флота и новой столицы. В Сибири начинается усиленный поиск полезных ископаемых. В Енисейске был обнаружен каменный уголь. В 1733 году Енисейск становится отправным пунктом для экспедиции Витуса Беринга. В городе строили парусные суда, заготавливали провизию.

На протяжении всего своего существования Енисейск был местом ссылки. Ссыльных обычно расселяли по окрестным деревням и устраивали работать на мыловаренный и солеваренный заводы. В монастыри отправляли ссыльных раскольников. В XVIII столетии Енисейск 2 раза пострадал от крупных пожаров (в 1703 и в 1778 годах). Город выгорал почти дотла, так как почти все городские постройки были деревянными. После второго пожара Енисейск был отстроен по новому плану с чётким проведением улиц. Однако в 1784 году город постигло стихийное бедствие в виде наводнения. Второе серьёзное наводнение произошло в Енисейске в начале XIX века. Большая часть города была затоплена. Многие постройки были снесены. Жители некоторых домов, опасаясь мародерства, решили не покидать свои дома, спасаясь на крышах.

Енисейск считался не только одним из самых красивых населённых пунктов своего уезда и Сибири, но и всей Российской империи. Большая часть домов в городе по-прежнему была деревянной, но встречались и каменные постройки. На Базарной площади в центре города располагался гостиный двор. Положительное впечатление о Енисейске портила только находящаяся в черте города скотобойня. Однако через некоторое время губернатору удалось добиться переноса скотобойни за город. К 1830-м годам в Енисейском уезде было более двухсот поселений. Несмотря на огромное количество сёл и деревень, сельское хозяйство уезда было развито слабо. Своего хлеба практически всегда не хватало. Его приходилось завозить из южных районов Красноярского уезда. Из-за постоянного недостатка хлеба население северных районов Енисейского уезда голодало. Среди тунгусов были зафиксированы случаи людоедства.

В 1819 году в Енисейск прибыл реформатор Сперанский. В те годы он был Сибирским губернатором. Город настолько понравился реформатору, что он предложил сделать его центром губернии. Однако местное руководство отказалось от этой идеи, испугавшись предстоящих хлопот. В 1821 году Сибирь была разделена на Восточную и Западную. Енисейск был отнесён к Восточной части Сибири, центром которой был Иркутск. По свидетельствам очевидцев, в Енисейске царили патриархальные нравы. Большинство женщин были неграмотными. Образование было представлено народным училищем, преобразованным в 1818 году в уездное. Городская больница размещалась в частном доме. Помещение больницы не отапливалось. Средства на бесплатные лекарства городская казна не выделяла. Больные должны были приносить собственные продукты. Если такой возможности не было, их отпускали в город просить подаяние.

В начале XIX века Енисейск развивается в качестве торгово-промышленного города. В 1830-х годах в Енисейском уезде было обнаружено золото. С этого времени Енисейск начинает развиваться уже в качестве золотопромышленного центра. В те годы в городе проживало 5 тысяч человек. В 1835 году была разрешена частная добыча золота. Ранее это считалось исключительно государственным делом. В Енисейск приезжают золотоискатели. Одним из первых был открыт Петропавловский прииск в Южной тайге. Прииск принадлежал компании Рязановых. В Северной тайге первым золото нашёл Пётр Иванович Жмаев. История этого человека интересна и трагична одновременно. В раннем детстве он был куплен купцом Зотовым у семьи голодавших киргизов за гривну и ковригу хлеба. Впоследствии Жмаев становится одним из самых удачливых золотоискателей. Своему хозяину Пётр сделал целое состояние, сам же умер в нищете.

Все прииски принадлежали богатым купцам. Трудиться же на них приходилось беднякам. Работа на прииске была очень тяжёлой. Копать нужно было вручную. Добывали золотоносный песок в глубоких пещерах под землёй. Единственным освещением были свечи. Рабочие жили в избах с печками без труб или в землянках. За малейшую провинность и нарушения дисциплины золотоискателей избивали. Продукты рабочие обязаны были покупать только в лавках золотопромышленника, на которого работали. Цены в этих лавках были завышенными. Тех, кто пытался бежать с прииска, ловили, жестоко избивали и отправляли работать на солеваренный завод.

В 1842 году золотоискатели впервые восстали. Поводом для выступления послужил трагический случай, произошедший на приисках Асташева. 1500 рабочих, возвращаясь после окончания работ на Ново-Никольском прииске, заблудились в лесу. 122 человека погибли от голода и холода. Восстание было подавлено военной силой. Рабочих нередко грабили и убивали, когда они возвращались из тайги. Некоторые предприимчивые жители поселений вблизи приисков встречали возвращающихся из тайги работников вином и водкой. Таким образом, многие рабочие пристрастились к алкоголю и стали тратить на него весь заработок.

В 1848 году генерал-губернатор Муравьёв ввёл полицейские меры для наведения порядка вблизи приисков. Только после этого грабежи и убийства прекратились. Злоупотребление алкоголем, тем не менее, осталось. Пьянство было распространено не только среди рабочих приисков, но и среди самих золотопромышленников. В Енисейске не было никаких заведений для проведения культурного досуга. В результате, золотопромышленники устраивали застолья друг у друга дома. Одним из главных развлечений таких застолий становились лошади, которых предварительно поили шампанским.

Золотопромышленность Енисейска достигла своего пика в 1847 году. К тому времени здесь было добыто 95% всего золота Российской империи. В уезде действовало около ста приисков, на которых было занято 19 тысяч рабочих. Однако, начиная с конца 1840-х годов, добыча золота резко пошла на спад. Некоторые золотопромышленные компании разорились. Между купцами всё чаще возникали тяжбы. Многие золотопромышленники стали сдавать свои прииски в аренду. Рабочий день для трудящихся на приисках был удлинён, а оплата труда была повышена. Теперь работники жили в бараках с решётками. На ночь бараки запирали. Отношения между хозяевами приисков и работниками регулировались исправниками, которые всегда были на стороне хозяев. Рабочие активно выражали своё недовольство забастовками, побегами и бунтами.

Енисейск постепенно выходит из кризиса. После стихийных бедствий в городе появилось огромное количество плотников, так как городские постройки нуждались в восстановлении. Некоторые здания нужно было строить заново. В городе открылось множество питейных заведений. Земледелие в окрестностях Енисейска по-прежнему было развито слабо. Перепродажа хлеба считалось одной из самых выгодных торговых отраслей. Администрация Енисейска практически не уделяла внимания благоустройству города. На улицах не было освещения и тротуаров. Первые керосиновые фонари появились в городе только в 1885 году.

Представителем государственной власти в Енисейске начала ХХ века являлось окружное полицейское управление, подчинявшееся непосредственно губернатору. Приставы, урядники и полицейские подчинялись исправнику. В сельской местности в подчинении исправника были десятники, старосты и волостные старшины. Городское хозяйство находилось в ведении городничего, а затем городского главы.

После прихода в Енисейск Советской власти город начинает развиваться по схеме, характерной для большинства городов советской эпохи. Памятники светской архитектуры (усадьбы и особняки богатых горожан) постепенно ветшали или были снесены. Уничтожению подверглись также и некоторые памятники церковной архитектуры. В городе началась массовая жилищная застройка. Были выстроены здания социально-культурного назначения (магазины, дома культуры, клубы, кинотеатры и т. д.), активно шло строительство промышленных объектов.

По сведениям Всероссийской городской переписи 1917 года в Енисейске проживало 7 073 человека – 3 221 мужчина и 3 852 женщины, в том числе воинских чинов – 164. В городе было 1 250 жилых зданий.

Несмотря на то, что в начале ХХ века многие памятники архитектуры были уничтожены, Енисейску удалось в общих чертах сохранить свой изначальный облик. В наши дни в городе ведутся работы, направленные на воссоздание и сохранение этого облика. Власти города планируют выделить средства на восстановление 22 культурных объектов. В ближайшем будущем в Енисейске планируется модернизация транспортной и коммунальной инфраструктур. Действия администрации города направлены на то, чтобы сделать Енисейск максимально привлекательным для туристов.

Знаменитые люди (1)

Читайте также: