Куда сходить в филях

Обновлено: 19.09.2024

Про микрорайон Филёвская пойма знают далеко не все москвичи и уж тем более гости столицы. Он расположен на живописной окраине района Филёвский парк и представляет собой очень интересное и заповедное местечко. Его уникальность, несмотря на расположение вблизи ЦАО в том, что он полностью скрыт от окружающего мира огромной территорией Государственного космического научно-производственного центра им. М. В. Хруничева. И, хотя, ГКНПЦ и представляет собой большую промзону, однако основной деятельностью этого предприятия является разработка космических технологий и сборка готовых орбитальных модулей. Так что это предприятие экологически абсолютно безопасное и не наносит вреда.

Район расположен в живописнейшей пойме Москва-реки и добраться туда можно только по одной единственной двухполосной дороге, начинающейся у Берегового проезда в Филях - Новофилёвскому проезду. В микрорайон ходит два маршрутных автобуса (152 и 653), альтернатива - только личный автомобиль или такси. Пешком от ближайшего метро Фили идти весьма прилично, также можно попасть туда по довольно крутой местами тропинке, идущей вдоль живописного берега реки из расположенного с юга от ГКНПЦ Филёвского парка. Но язык не поворачивается назвать это интереснейшее место "медвежьим углом", уж больно оно уютное, атмосферное и умиротворяющее.

Но район уже ждут масштабные перемены. На части территории Хруничевского центра, где есть недействующие цеха уже начинается строительство Национального космического центра, который станет объектом большого притяжения людей. Планируется строительство пешеходного моста от строящейся на другом берегу реки станции метро Карамышевская, а также поговаривают об автомобильном, а иногда и целых двух автомобильных мостах в те края. Наверняка будет благоустроена и дикая ныне набережная, что в корне изменит облик этого заповедного уголка, поэтому сейчас тот самый момент, когда надо обязательно там побывать. Я собственно уже бывал там раньше, но не целенаправленно, а в ноябрьскую туманную субботу, мне захотелось изучить этот дивный "спальный" район более углублённо.


1. Начал я своё путешествие от Шелепихинского моста. Ещё несколько лет назад здесь была довольно обширная промзона, от которой ныне остался лишь Центр Хруничева и его железнодорожный подъездной путь от станции Фили.


2. Сейчас всё вокруг застраивается гигантами офисов и человейников, мегаполис обступил некогда совершенно тихий район Фили со всех сторон и постепенно поглощает его самобытность.


3. О собственно подъездном пути я уже писал аж дважды (здесь и здесь), поэтому в этот раз я не буду делать на нём акцента, использовал его лишь, чтобы обойти гигантскую, не прекрающуюся уже несколько лет стройку ЖК на месте бывшей промзоны.


4. Путь здесь вообще смотрится несколько дико и в то же время выглядит, как граница двух миров. Слева - тихие старые Фили 50-х - 90-х с небольшим вкраплением нулевых, справа - гиганты собянинской Москвы, растущие, как грибы после дождя.


5. Отрадно лишь то, что путь действующий, так как Центр Хруничева работает и на нём даже есть достаточно заметный накат. А значит, хоть один артефакт прошлого среди этого строительного безумия будет жить, как бы разделяя эти два мира - Москву, в которой я родился, рос и любил, и эту, которая мне чужда и в которой нет никакой души.


7. Сам проезд вряд ли многим показался бы живописным, кроме таких любителей промзон, как я. Он со всех сторон окружён заборами, автосервисами, пока ещё стоящим, но уже давно закрытым Московским заводом железобетонных изделий и труб. Ну, а слева, на всём протяжении тянется территория ГКНПЦ. Часть цехов стоят заброшенные, как цех № 30 на переднем плане, часть функционирует в полном объёме. К таким относится стоящее на заднем плане семиэтажное здание (кстати, одно из самых новых), в в котором расположен завод по эксплуатации ракетно-космической техники. Это вот то, с антеннами.


9. Взгляд назад. Граница двух миров.


10.


11. Красивая антенна.


12. Трудно даже представить, что эта дорога ведёт в симпатичный жилой микрорайон на диком и живописном берегу реки.


13.


14. И ещё разок полюбуемся антеннами. Вообще это здание выгодно отличается от всего вокруг. Хотя, мне любая промзона по душе, как вы знаете.


15. Потихоньку приближаемся к берегу реки.


16. Баянист, тамада и услуги. Давненько я уже этого нигде не встречал.


17. Дорога здесь делает крутой поворот, а я решил ненадолго спуститься к реке.


18. И сразу же обнаружил устье малой реки. Название мне, правда, сколько я не искал, выяснить не удалось. Сначала я думал, что это Филька, но потом разузнал, что её устье находится ниже по течению, как раз в районе Шелепихинского моста, у бывшего Западного порта.


20. Краснопресненский завод железобетонных конструкций. По слухам, уже мёртв. Но, судя по виду, какая-то жизнь там ещё теплится.


22. Затем я вернулся на улицу. Как я понял, в этих краях вообще не бывает пробок.


23. Слева за забором виднеются строительные бытовки. Именно здесь на месте недействующего цеха и вырастет Национальный космический центр. Строительство только в зачатке, поэтому пока что ничего не видно.


24. Здесь дорога расходится надвое и начинается жилой микрорайон. Слева - его более новая часть. Улица Мясищева, она названа так в 2003 г. в память о выдающемся авиаконструкторе Владимире Михайловиче Мясищеве (1902—1978). Направо - более старая часть.


25. Здесь начинается Филёвский бульвар. Он назван так в 1981 г. по расположению в местности Фили.


26. Заселение бульвара началось в 1982 году. Это видно по характерной застройке по его правой стороне. Здесь преобладают одноподъездные панельные дома серии П-43 1981-го года. По левую сторону тянутся построенные в конце 90-х - начале нулевых двухподъездные панельные дома серии П-44Т. Вообще район отличается очень интересной планировкой.


27. С домами соседствует лесопарковая прибрежная зона.


28.


29.

30. Сам бульвар, как и весь микрорайон был построен на месте заводского аэродрома (22-й завод потом 23-й, ЗИХ, ГКНПЦ им. Хруничева), который был открыт в 1929 году. Но использовали под аэродром ещё не оборудованное поле гораздо раньше, примерно с 1923 года. Длина полосы была всего 1400 метров. В 1954 году её удлинили до 1700 метров и с неё стали взлетать серийные М-4 и 3М. Удлинять было больше некуда: с двух сторон находилась Москва-река. Ширина взлётно-посадочной полосы была 100 м. Аэродром просуществовал до 1970 года, а потом на его месте выросли новые цеха завода и жилой микрорайон.


Кроме того, на Москва-реке располагался гидроаэродром. В 1923 году на заводе был налажен выпуск одномоторных двухместных разведчиков Ю-20 и Ю-21. Часть самолетов собиралась не на колесном шасси, а на поплавках. На специальных тележках гидросамолеты спускались в Москву-реку. Взлеты и посадки гидросамолетов осуществлялись на реке.


31.


32. За домами серии П-43, в глубине микрорайона ближе к реке расположено пять двенадцатиэтажных двенадцатиподъездных домов серии П-46, которые как бы окольцовывают микрорайон с севера. Дома напоминают подковы.


33. Даже трансформаторные подстанции здесь с космическим уклоном.


34. Здесь можно проводить политические собрания.


36.


37. Ещё один дом-подкова. Рядом спортивные площадки. Вообще с инфраструктурой здесь всё очень хорошо. По советским меркам здесь вообще всё было рассчитано на образцовую жизнь.


38. Вкрапление из нулевых в самом центре микрорайона. Двадцатидвухэтажный двухподъездный панельный жилой дом серии КОПЭ.


39.


40. Здесь очень тихо и уютно.


42. Тыльная сторона ещё одного дома-подковы.


43. Здесь стоял вот такой вот красавец. Неужели прямо из Ставропольского края приехал?


44. Возвращаемся на бульвар. Слева один из двух жилых домов серии П-44, построенных здесь в конце 90-х.


45. Новой доминантой бульвара стал храм во имя Всех Святых, который в настоящий момент достраивается.


46. Взгляд назад. Мы вплотную подошли к берегу реки. Вправо здесь можно попасть только на улицу Мясищева, чтобы уехать обратно к Новофилёвскому проезду. Бульвар и улица Мясищева образуют собой такое длинное овальное круговое движение, но выезд всё равно один.


47. Красивый получается храм. Рядом с ним стоит маленький деревянный храм Преподобного Серафима Саровского в Филёвской пойме (2004 г.).


48. Улица Мясищева.


49. Чтобы не возвращаться тем же путём, что пришёл, а вместо этого насладиться природой, я спустился к реке.


50. Вид храма с берега. Это фото я делал не в тот день.


51. Затем я пошёл по живописному берегу, периодически делая снимки.


52. Народу здесь ходит немного, в таком месте можно отлично отдохнуть душой, созерцая почти нетронутую природу, пусть даже и в состоянии зимней спячки, ведь, в этом тоже есть своя красота.


53. Другой берег реки - это искусственный остров Мнёвниковская пойма, которого уже тоже коснулась рука строителей. Именно там строится две станции метро Большой Кольцевой линии и несётся Северо-Западная хорда и ладно бы только это, но, как мы знаем, рядом с метро и дорогами у нас в городе непременно что-то вырастает. К счастью, пока он ещё не весь изменился, а часть его является ООПТ. Там даже сохранилась часть деревни Терехово.


54.


55. Если надоела природа, то можно посидеть с видом на трубы котельной Хруничевского центра. Территория производства тянется наверху вдоль берега.


56. Тропинка местами извилистая и крутая. Но на велосипеде проехать можно, мне встречались любители.


57.


58. Деревья, словно, щупальца гигантского спрута тянутся из толщи земли к воде.


59. Вдруг я увидел мостик.


60. А под ним вот такое сооружение. Не берусь сказать, что это, похоже на какой-то заводской водосброс, но, может быть, и малый ручеёк.


61. Завод нас не покидает.


62.


63. А это водозабор завода им. Хруничева, выступающий в реку. На нём можно посидеть и полюбоваться окружающими видами.


64. Например, вот таким. Город где-то далеко, а вокруг тишина и лишь журчание воды её нарушает.


65. Уютный маленький затончик. Летом здесь должно быть удобно заходить в воду, чтобы искупаться.


67. Тылы завода.


69. И какой-то запасный выход завода.


70.


71. Прощальный взгляд назад.


72. И вот мы уже на окультуренной набережной Филёвского парка. Её, правда, не доделали ещё полностью, но ходить вполне можно. И уток кормить.


73. И даже порыбачить.


74. Затем я поднялся наверх и прошёл наискосок по аллеям через Филёвский парк.


75. И вышел к Большой Филёвской улице, чтобы сесть на автобус и уехать.

На этом всё. Надеюсь, что эта серия из рубрики "Краеведение с Серёжей" пришлась вам по вкусу! До новых встреч! :)

Декабрь – это время волнующего ожидания праздничных дней. Но не только календарные события могут приносить радость и веселье! В эти выходные в Москве точно не нужно сидеть дома: выставки, спектакли, ярмарки и мастер-классы ждут своих посетителей. Интересные и захватывающие события лучше планировать заранее, и как раз для этого создана наша очередная подборка мероприятий!

Когда: 17 декабря 12:00-20:00
Где: Тверская площадь
Стоимость: бесплатно

санта клаус

За говорящим названием скрывается интригующая квест-игра. Участие в ней могут принять взрослые и дети, команды формируются по 2 или 4 человека, за пятого игрока доплата 500 рублей. Сюжет игры такой: вы и ваша команда оказываетесь должны огромное количество денег кровожадному мафиози. Конечно, требуемых средств ни у кого из вас на руках нет, поэтому вам предстоит рискованное, но волнующее событие – обыграть казино. Кто знает, может именно вы те самые счастливчики, которые сорвут куш? Но одно можно сказать точно: высокий уровень организации проведения игры гарантирует вам незабываемое времяпрепровождение и отличное настроение!

Карты, деньги, два стола

Вечные ценности

Китайская живопись

Эбру рисование на воде

новогодний сувенир

блошиный рынок

Винсент Ван Гог – одна из самых одиозных личностей в сфере изобразительного искусства. До сих искусствоведы и исследователи ломают голову над тем, кем был этот человек: гением, пророком или безумцем? Но как бы там ни было, совершенно точно можно сказать, что его полотна затрагивают душу и актуальны во все времена. Творчеству и наследию этого художника посвящена эта мультимедийная выставка. С помощью хитрой системы прожекторов и света, создается иллюзия полного присутствия внутри картины. Возможно, глядя изнутри, именно вы сможете понять то, о чем рассказывал Ван Гог, и сможете понять ход его мысли и ощутить авторское видение мира.

ван гог живые полотна

Когда: 17-18 декабря
Где: Пресненская наб., 6 стр. 2
Стоимость: от 150 руб. по купону

москва сити

ледовое шоу алиса

ярмарка новый год подарки

Когда: 18 декабря 20:00
Где: Театр Наций, Петровский переулок, д. 3
Стоимость: 2000-5000 руб.

хорошая республика гараж сейл

Вот такие разные мероприятия ждут своих посетителей на этих выходных. А вы уже решили куда пойдете?

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

История храма

Первый, деревянный храм Покрова в Филях был построен в 1619 году. Его возвели в честь победы русских войск над польским королевичем Владиславом и украинским гетманом Сагайдачным. Это событие произошло 1 октября 1618 года, в праздник Покрова Богородицы, что и дало посвящение храму.

Церковь Богородицы Фили

Позже село Фили было отдано во владение Льву Кирилловичу Нарышкину — крупному вельможе, дяде царя Петра I. Ему чудом удалось спастись во время Стрелецкого бунта 1682 года. Спрятанный своей сестрой, царицей Натальей Кирилловной, на женской половине дворца, Лев Нарышкин молился образу Спаса Нерукотворного, дав обет построить храм в случае избавления от смерти. Лев Кириллович сдержал слово. В 1690 году было начато строительство каменного храма на месте деревянного, продлившееся до 1694 года. Внутри церкви было устроено два храма: нижний, зимний, сохранил прежнее посвящение ‒ Покрову Богородицы, а верхний, летний, был освящен в честь образа Спаса. Стоит отметить, что храм располагался на территории личной усадьбы Нарышкиных и был их домовым храмом. В окрестностях храма разбили регулярный парк.

Необычный облик

Интересно расположение глав – строго по сторонам света. Традиционно на Руси купола, наоборот, были расположены по диагоналям от сторон света – по углам перекрытий кровли. Эта и некоторые другие особенности говорят об украинском влиянии на архитектуру церкви. Зато красный кирпич и обильный белый декор свидетельствуют о том, что храм построен в стиле московского барокко. Его также называют нарышкинским барокко, поскольку многие храмы этого стиля были заказаны архитекторам представителям богатого рода Нарышкиных. Филевская церковь не исключение.

Четыреста червонцев, как говорят, пожертвовал на украшение храма еще царь Петр I. После победы в Нарве царь привез в подарок своему дяде Льву цветные витражи для его церкви. Лев Кириллович отблагодарил племянника по-своему: западная и центральная главы храма были украшены двуглавым орлом и короной, атрибутами императорской власти, а в лике архидиакона Стефана, запечатленного на вратах жертвенника, некоторым исследователям видятся черты молодого Петра I.

Запрет и возрождение

Убранство западного притвора

В июле 1941 года, после начала Великой Отечественной войны, была совершена последняя служба перед закрытием храма. Для маскировки были разобраны главы и верхний ярус восьмерика, а нижний храм во время войны использовался как лазарет. С 1952 года началась реставрация церкви, продлившаяся с перерывами до 1980 года, когда церковь открылась как филиал Музея древнерусской культуры им. А. Рублева. Значимую роль в реставрации церкви Покрова сыграли И. Ильенко и Е. Михайловский. В храме сохранился дубовый престол – один из древнейших в России, а на сводах можно видеть фрагменты росписей, которым больше 200 лет.

С 1991 года при церкви возродилась община верующих, а с 2000 года храм находится в совместном пользовании музея и церкви. В нижнем храме проводятся богослужения, работает воскресная школа.


всего оценок: 42, средняя оценка: 4,52 (из 5)

Достоверно известная история Филей началась с XVI века, когда великий князь Василий III пожаловал местные земли в вотчину своему боярину Федору Михайловичу Мстиславскому, прибывшему на русскую службу из Литвы. Его сын Иван Мстиславский удержал вотчину при Иване Васильевиче Грозном, ибо был первым воеводой в походе на Казань, но при Борисе Годунове ему не повезло: Иван Мстиславский с дочерью Ириной участвовали в боярском заговоре против Годунова и после его воцарения оказались в опале. Мстиславский был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, где и пробыл до самой смерти, а Ирину постригли в инокини московского Вознесенского монастыря в Кремле.

В то время, когда Федор Мстиславский владел филевской вотчиной, здесь появилась деревянная Покровская церковь с приделом в честь Зачатия святой Анной Пресвятой Богородицы. Храм был основан в 1619 году не только Мстиславскими, но и тщанием недавно воцарившегося Михаила Федоровича в честь памятного и благодатного для Москвы и России события: в праздник Покрова, 1 октября 1618 года, войска польского королевича Владислава, призванного в период Смуты на русский престол, и польского гетмана Сагайдачного, попытавшиеся приступом взять Москву, были решительно отброшены русскими. Это было фактическое окончание Смутного времени. В этой победе москвичи увидели явное покровительство Богородицы, и тогда в Москве появились несколько новых Покровских церквей (в царских резиденциях Рубцове и Измайлове и в Медведкове – вотчине князя Пожарского) в том числе и в Филях. И хотя храм был устроен тщанием первого Романова, Мстиславские обустраивали храм, обеспечив его иконами, утварью и колоколами.

Появление же Зачатьевского придела было связано с тем, что Федор Мстиславский оставался бездетным – все его чада умирали в младенчестве, а он страстно хотел иметь наследника и в молении соорудил этот придел. И все же он остался без потомства. После его смерти в 1622 году филевская вотчина перешла его сестре Ирине, инокине Вознесенского монастыря. Поскольку обитель она не покинула, все дела в имении вел управляющий Третьяк Резанцев. В деревянном Покровском храме хранилась икона мученицы Ирины в честь тезоименитства владелицы. Лишь после смерти монахини, последовавшей в 1639 году, вотчину забрали в казну, и в ней было заведено дворцовое хозяйство. А духовенство в Покровский храм назначал сам патриарх ввиду дворцового статуса Филей.

Два брата царицы Наталии Кирилловны были убиты стрельцами, а третий, Лев Кириллович, которому тогда было всего 14 лет, спрятался на женской половине дворца, едва ли не в чулане. По преданию, над дверью этого чулана висела икона Спаса Нерукотворного. По другой версии, отрок заперся в какой-то комнате, где была икона Спаса Нерукотворного; пав на колени, он молился Господу о спасении жизни и дал обет: если останется жив, построит храм в честь этой иконы.

Лев Нарышкин уцелел и начал постепенно восходить в приближенные Петра: уже в 1688 году 20-летний юноша был пожалован в бояре. В июне 1689 года Петр подарил ему филевскую вотчину с деревнями, а после окончательной победы над Софьей, одержанной в августе того же года, назначил его главой Посольского приказа. Боярин сразу же приступил к исполнению своего обета, и вскоре в Филях появилась новая церковь…

В 1712 году, вскоре после построения церкви, пожар в московском доме Нарышкиных уничтожил весь архив. Неизвестными остались имена мастеров, строивших эту церковь, автор замысла, образец, ставший прототипом, а о времени ее построения можно только догадываться. Она точно построена между 1689 годом, когда Льву Нарышкину была пожалована филевская вотчина, и 1694 годом, судя по дате, выточенной на церковной лампаде. Главную трудность вызывает имя архитектора. На этот счет у ученых имеются три версии: неизвестный зодчий, украинские мастера, Яков Бухвостов. Или же Петр I предоставил мастеров из Приказа каменных дел и Оружейной палаты, что могло иметь место в любом случае. Известны два мастера, участвовавшие в отделке церкви и росписи, – Карп Золотарев и Кирилл Уланов. Бесспорно и влияние Украины, в том же столетии присоединенной к России, и влияние Польши, оказанное через ту же Украину. В 1681 году царь Федор Алексеевич послал Карпа Золотарева в Малороссию изучать местное зодчество и обмерять храмы. Государь тогда задумал построить роскошный храм Воскресения на Пресне, но его смерть оборвала эти замыслы, а работа на Украине пригодилась Карпу в дальнейшем.

Иностранные мастера, работавшие при царском дворе, были обязаны иметь русских учеников. Карп Золотарев был учеником живописца Богдана Салтанова, армянина из Персии, который писал иконы в европейском стиле. Сам Карп прежде работал в Ново-Иерусалимском монастыре, потом участвовал в создании иконостасов в Новодевичьем, работал он и у Голицына в Оружейной палате, а потом и в Посольском приказе. После 1689 года за близость к опальному Голицыну Карпа уволили из Посольского приказа, но быстро вернули обратно – уж больно хорошо мастер владел новым искусством, потребным Петру I и его новой эпохе. А в 1690 году Посольский приказ возглавил Лев Нарышкин – и тут же пригласил мастера в свои Фили, где он исполнил иконостас и несколько образов.

У храма Покрова в Филях есть две общие главные особенности. Во-первых, это домовая церковь, то есть предназначенная исключительно для хозяев резиденции и их гостей. Отсюда ее малая вместительность – внутри она несравнимо меньше, чем снаружи. Во-вторых, домовая церковь в то же время была призвана символизировать могущество, статус, богатство, заслуги, происхождение и положение ее владельцев, тем более ближайших родственников правящего государя. Достоверно известно, что деньги на строительство филевского храма пожаловала царица Наталья Кирилловна, и еще подарила полотенце, по преданию, вышитое ее руками, а сам Петр отпустил из казны 400 золотых червонцев. Он вообще любил вотчины своих родственников, а Фили особенно, к тому же владелец приходился ему ровесником, ибо был старше царственного племянника всего на четыре года.

Интересно, что в этом храме довольно неожиданно соблюдена древняя каноническая традиция – изображать на диаконских дверях святых диаконов – мучеников древнехристианской Церкви: на северной двери – образ первомученика Стефана, первого из семи диаконов, поставленных апостолами, и первого христианского святого, а на южной – образ римского архидиакона Лаврентия, пострадавшего в III веке. Позднее на диаконских дверях стали обычно изображать райских вратарников – архангелов Михаила и Гавриила.

Еще одна особенность храма – живоподобная живопись. Образы лишены аскетичности, им приданы совершенно живые, мирские черты. Великомученицы Екатерина и Варвара изображены обыкновенными, довольно красивыми девушками, но в роскошных одеяниях и драгоценных венцах, а венец – символ мученичества и царского достоинства. Обычно такую живопись в храмах считают западным влиянием, но ныне некоторые ученые видят в этом заимствование не европейское, а, напротив, греческое, внедрявшееся тем же патриархом Никоном.

И, наконец, стихи, что были начертаны в раме образа Спаса Нерукотворного:

Иисусе, Сын живаго Бога,
Милосердия пучина премнога.
Вемы, яко на Тя кто уповает,
От всех злых спасен бывает…
И ныне зрящих, Христе, на образ Твой,
В молитве приносящих Тебе глас свой,
Льву, верну рабу Своему,
Милость подаждь и дому всему
Немятежное даруй благоденство,
Посем в небеси вечное блаженство.

Церковь действительно потрясла современников и вызвала у многих желание иметь у себя подобное чудо. Воспроизводили даже посвящение храма, не говоря уже о деталях. Спасская церковь в Уборах, которую зодчий Яков Бухвостов строил для графа П.Б. Шереметева, яркий тому пример. Оба храма возводились почти одновременно, но церковь в Филях была закончена раньше, и граф Шереметев приказал архитектору переделать работу, освятить новый храм в честь Спаса Нерукотворного и скопировать стихи, только с изменением имени на Петр.

В маленькой нижней церкви иконостас имеет всего три чина, однако в нем сохранился дубовый престол из старой деревянной Покровской церкви, один из древнейших в Москве, и храмовый образ Покрова Богородицы, чтимый как чудотворный из-за совершившихся еще в XIX веке исцелений. Известно, что после молебна с акафистом, отслуженным перед этим образом, был избавлен от лихорадки человек, не нашедший помощи у врачей.

Уже во времена Льва Нарышкина определилось назначение двух церквей: верхняя Спасская была домовой, исключительно для хозяев имения, а нижняя Покровская – приходской для их дворовых слуг, администрации вотчины, а потом и для всего окрестного населения. Оттого службы чаще совершались именно в нижнем храме.

Грозным летом 1812 года Фили встречали императора Александра I – он тогда прибыл в столицу для организации ее защиты и для подъема народного духа. Получив известие, что государь проедет мимо Филей, священник Покровской церкви с крестом и в облачении отправился к Поклонной горе встречать его. Император вышел из экипажа, сделал земной поклон, приложился к кресту с тяжким вздохом и уехал. А 1 сентября в деревне Фили, что была расположена ближе к Можайской дороге, в избе крестьянина Андрея Фролова (самом просторной из всех местных домов) Кутузов созвал военный совет, на котором было принято трудное решение оставить Москву.

Наполеон тоже не обошел Покровскую церковь стороной: часть его армии вступала в Москву как раз через Фили. В нижнем храме, по обыкновению, его полчища устроили конюшни, в верхнем – швальню (полковую портняжную мастерскую). По легенде, священник сумел спасти драгоценную утварь: перед вступлением неприятеля он пригласил каменщиков, которые устроили в северной главе храма тайник, куда он и спрятал сокровища. Однако были похищены петровские цветные витражи.

Эммануил Дмитриевич Нарышкин стал последним фамильным владельцем Филей. В 1868 году он продал усадьбу почетному гражданину и известному московскому благотворителю П.Г. Шелапутину, владельцу крупной шелковой фабрики на Яузе – и поныне о том напоминает Шелапутинский переулок в Рогожской слободе. У его жены оказались слабые легкие, и она нуждалась в свежем, загородном воздухе. Шелапутин устроил больной супруге в Филях настоящую резиденцию с зимним садом и птицами. 34 года он оставался бессменным старостой Покровского храма, соорудил при нем три часовни. В престольный праздник вся его многочисленная семья съезжалась в Фили, и после литургии устраивался праздничный обед. Всем стало лучше при Шелапутине: священникам Покровской церкви он купил новые причтовые дома, крестьянам устроил бесплатную амбулаторию, больным детям – приюты. Притом деятельность его простиралась далеко за пределы Филей: так, профессору И.В. Цветаеву он помогал строить Музей изящных искусств на Волхонке – именно на его средства был устроен зал эллинистической скульптуры. Он же основал Шелапутинское педагогическое училище (Областной педагогический институт им. Крупской), Шелапутинское женское ремесленное (!) училище и знаменитую Шелапутинскую гимназию на Девичьем поле, где несколько лет учился маленький М.А. Шолохов.

В том же 1893 году в Покровской церкви справляли новое торжество – 200-летие со дня ее основания. 12 июня 1893 года здесь отслужили панихиду по государям Алексею Михайловичи и Петру I, царице Наталье Кирилловне и храмоздателю Льву Кирилловичу Нарышкину. Шелапутин устроил не только соответствующий прием высокого духовенства и важных гостей, но и настоящий праздник всем Филям: церковь была красиво иллюминирована, местным крестьянам выданы подарки, гостинцы и даже книжки об истории их приходского храма.

Глядя на эту красоту, трудно поверить, что еще в начале 1950-х годов храм стоял полуразрушенным и изуродованным. Храм закрыли только в июле 1941 года. В целях маскировки от авианалетов были разобраны главы и верхний ярус, но все же зажигательные бомбы попали в него. После войны местные прихожане просили об открытии храма, но уже безуспешно. После двух реставраций в нем было решено устроить филиал Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, который в те же годы открылся в Спасо-Андрониковом монастыре. В нижнем храме полностью восстановили интерьер в стиле XIX века. А в верхнем, на редкость хорошо сохранившемся, новые детали специально не покрывали позолотой, чтобы их можно было отличить от подлинных: интерьер, вплоть до древнейшего дубового пола, уцелел таким, каким его видел Петр I. Музей открылся в 1980 году к Олимпиаде. Туго приходилось многочисленным местным верующим: ведь путь до ближайшего действующего храма занимал около часа.

Ситуация выглядит странной. Крохотный нижний храм живет всей возможной полнотой церковной жизни. А, переступив за порог верхнего храма, ощущаешь какой-то нелепый анахронизм, будто попал в не самое далекое прошлое. Двойственное чувство охватывает душу, особенно если зайти в музей сразу же после посещения нижней церкви: с одной стороны, благоговейное восхищение красотой бывшего храма, а с другой – горечь оттого, что храм, под сводами которого веками возносилась молитва, все еще закрыт. Убогим выглядит столик кассира с билетами в пустом помещении храма, заходя в которое, все – и сотрудники, и посетители музея – осеняют себя крестным знамением. Что будет потеряно, если храм вернут Церкви, а храму – богослужение?

Читайте также: