Куда сходить в хотьково

Обновлено: 18.09.2024

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 апреля 2021; проверки требуют 5 правок.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 апреля 2021; проверки требуют 5 правок.

Население — 21 319 [1] чел. (2020).

Расположен на реке Паже (приток Вори), в 60 км к северо-востоку от Москвы и в 14 км к юго-западу от Сергиева Посада, железнодорожная станция на линии Москва — Ярославль.

Преобладает умеренно континентальный климат. Среднегодовое количество осадков — 730 мм.

Содержание

Образован в 1949 году из слободы при Покровском Хотьковом монастыре (известен с 1308 г.) и посёлка при станции Хотьково (открыта в 1862 г.). Название от личного имени Хотко, производного от Хотимир или какого-либо другого некалендарного имени с основой Хот- [2] .

Начало Хотькову положил Покровский Хотьков монастырь, основанный здесь в 1308 году. В 1862 году в Хотьково открылась железнодорожная станция; пристанционный посёлок в 1939 был преобразован в рабочий. Хотьково имеет статус города с 1949 года [3] . Кроме ансамбля монастыря — храм Святителя Алексия (1850-е, арх. И. Е. Сафонов). Музей народных ремёсел [4] . Близ города — музей-усадьба Абрамцево и село Радонеж, где провёл детские годы основатель Троице-Сергиевой лавры — преподобный Сергий.

С середины XIX века на территории современного Хотькова существовало множество мелких мануфактур. До 1920-х годов просуществовали бумагопрядильная, шёлковая, молочная и миткалевая фабрики. Как правило, на таких фабриках трудилось не более двух десятков рабочих, а владелец был управляющим производством.

Существовала фабрика искусственного барашка. В производстве было занято 111 человек с 5 утра до 8 часов вечера. Обеденный перерыв на фабрике составлял 3 часа. Фольговый завод крестьян Базловых активно использовал механизацию. Шесть вальцовых станков и керосиновый двигатель позволял крестьянам делать серебряную фольгу. Владельцы завода стояли у станка вместе со своими наёмными рабочими [5] .

Крестьяне, освоившие керамическое дело в мастерских Мамонтова, создавали артели по производству майолики. Работали они по эскизам художников, творивших в усадьбе Абрамцево.

Численность населения
1890 [6] 1926 [7] 1939 [8] 1959 [9] 1967 [10] 1970 [11] 1979 [12] 1989 [13]
616 ↗ 712 ↗ 7257 ↗ 14 341 ↗ 16 000 ↗ 18 192 ↗ 22 140 ↗ 23 343
1992 [10] 1996 [10] 1998 [10] 2000 [10] 2001 [10] 2002 [14] 2003 [10] 2005 [10]
↗ 23 400 ↘ 22 800 ↘ 22 500 ↘ 22 200 ↘ 22 000 ↘ 20 957 ↗ 21 000 ↘ 20 600
2006 [10] 2007 [10] 2008 [10] 2009 [15] 2010 [16] 2011 [10] 2012 [17] 2013 [18]
↘ 20 500 ↘ 20 300 ↘ 20 200 ↘ 19 975 ↗ 21 505 ↘ 21 500 ↗ 21 536 ↗ 21 768
2014 [19] 2015 [20] 2016 [21] 2017 [22] 2018 [23] 2019 [24] 2020 [1]
↘ 21 697 ↘ 21 687 ↘ 21 538 ↘ 21 444 ↘ 21 349 ↘ 21 236 ↗ 21 319

На 1 января 2021 года по численности населения город находился на 636-м месте из 1116 [25] городов Российской Федерации [26] .

Также в городе расположен Центральный НИИ специального машиностроения (углепластиковые конструкции).

  • Никольский собор. Большой краснокирпичный собор, способный вместить 2000 человек. Построен в 1904 г. к 600-летию монастыря. В советские годы там находились общежития и цеха заводов, в настоящее время обитель восстанавливается.
  • Театр юного зрителя;
  • Парк Победы,
  • Краеведческий музей на городской площади напротив входа в монастырь.


Ансамбль женского Покровского Хотькова монастыря представлен зданиями XVIII—XIX веков, из них главные — Покровский собор (перестроена в 1816 г.) в стиле ампир и Никольский собор (1904) в русско-византийском стиле. В монастыре иночествовали отрок Варфоломей из Радонежа и его брат Стефан. Монастырь знаменит могилами родителей Сергия Радонежского, Кирилла и Марии; их мощи, покоящиеся в Покровском соборе, превратились в главную местную святыню. После революции монастырь был закрыт и восстановлен в 1992 году.

В городе располагается 3 отделения средних общеобразовательных школ :

Без сносок сложно определить, из какого источника взято каждое отдельное утверждение. Вы можете улучшить статью, проставив сноски на источники, подтверждающие информацию. Сведения без сносок могут быть удалены.

Убийство русского парня в подмосковном Хотьково взбудоражило не только маленький город. Что это - бытовое преступление или новая жертва затяжного противостояния между коренными жителями и приезжими? Сейчас ответ на этот вопрос пытаются найти власти, политики и сами жители.

А пока город каждый день патрулируют усиленные наряды людей в погонах. На улицах непривычная картина - среди прохожих практически нет лиц неславянской внешности. Причиной тому стала трагедия, которая произошла 26 октября. Двое русских парней после работы решили отдохнуть возле универсама "Копейка", практически в самом центре города. Как утверждает народная молва, они едва успели отхлебнуть пива (с конца смены прошло около получаса), как "зацепились языками" с двумя выходцами из Средней Азии. После "обмена любезностями" началась драка.

Увидев драку, 27-летний Павел Капралов начал разнимать дерущихся. И получил удар ножом. Врачам "скорой" не удалось довезти Павла до больницы живым. Второй его приятель отделался менее серьезным ранением и уже выписался из больницы. Так ли именно обстояли дела, правоохранительные органы еще выясняют. Двое мигрантов - участники драки взяты под стражу.

В день согласия, на десятый день гибели Капралова, возмущенные хотьковчане собрались возле мэрии. Требуя к ответу главу города, они на пять часов перекрыли дорогу. В адрес местной администрации, лично главы города Риты Тихомировой летели обвинения. Прежде всего за попустительство беспределу приезжих. О вопиющих фактах корреспонденту "РГ" рассказали представители инициативной группы, в тот же ноябрьский день образовавшейся у стен мэрии. Вот они. Несколько лет назад была найдена убитой 50-летняя работница предприятия "Лакокраски". В преступлении были повинны заезжие. "Не случайно тогда прошли усиленные проверки мигрантов, - рассказывает Галина Соболева. - После ЧП в городе их стало значительно меньше. Но потом все вернулось на круги своя. И снова начались преступления". В поселке Мостовик, что близ Хотьково, пропала девушка. Тело нашли только весной. Стало ясно, что ее изнасиловали и бросили умирать. Преступников не нашли. Потом изнасиловали девушку, вечером возвращавшуюся из фитнес-клуба "Олимп". Изнасиловали и невольного свидетеля происшествия - мальчика-инвалида. Весной и осенью рядом со станцией Хотьково злоумышленники ограбили несколько человек. В сентябре было совершено нападение на 9-летнюю девочку. Беда не случилась лишь благодаря прохожим. Тогда же на кладбище изнасиловали и избили пожилую женщину, которая обихаживала могилу мужа.

Во всех этих преступлениях, говорили на митинге жители, явно виноваты не местные. На что милиция только развела руками: заявлений на этот счет к ним не поступало. Кто насиловал и грабил - приезжие или нет, - доказать невозможно. Невольно напрашивается вопрос: почему люди не обращались за помощью в правоохранительные органы? Стеснялись, как утверждали некоторые из них? Боялись? Или просто не верили, что помогут? "Иногда и писали заявления, но их не брали. Авторитет местной милиции нулевой, - говорят хотьковчане. - Один только пример: за непродолжительное время сменилось четыре начальника милиции. А сейчас назначили пятого, сменили участковых. Это поможет навести порядок?".

Впрочем, трагедия возле "Копейки" стала поводом для многих претензий к местным властям. Почему в городской больнице отвратительные условия? Почему так долго строится школа? Почему в одном работающем спорткомплексе цены задраны так безбожно, что лишь немногие горожане могут позволить себе там заниматься, а другой находится в аварийном состоянии? Почему закрытые на реконструкцию ДК и кинотеатр еще несколько лет назад до сих пор стоят не приведенные в порядок? ЧП на национальной почве обнажило много разных проблем, с которыми хотьковчане долго мирились, а теперь сказали: хватит!

На открытое возмущение народных масс в начале ноября власти не смогли не среагировать. Ведь Хотьково могло стать второй Кондопогой. Под давлением жителей началась тотальная проверка документов приезжих. А их, заметим, для 22-тысячного Хотьково, здесь немало. Как рассказала корреспонденту "РГ" Наталья Морозова, руководитель управления ФМС по Сергиево-Посадскому району, с начала года на миграционный учет встали свыше 1,4 тысячи мигрантов. Многие были востребованы на десятках местных предприятий.

Но сколько было "невидимок"? "Посмотрели бы вы, что делалось на Ярославском шоссе летом, - рассказывают местные жители. - В иные дни у дороги выстраивались 500-700 приезжих, предлагая свои услуги. Многие быстро находили применение дешевым рукам. Ведь только в границах города располагается свыше 100 садоводческих и дачных кооперативов, в каждом из которых по 200 домов. Отработав свое многие гастарбайтеры оседали в Хотьково". Они жили не только на частных квартирах, но и в бывших детсадах, молочной кухне. Разве об этом городские власти не знали? Неужели этим домам не нашлось более достойного применения?

В городском блоге Saper пишет: "Не видели разве люди, какой национальности во всем городе укладывали тротуары, ставили бордюры, косили траву и строили школу. " "Это же было выгодно, - поясняют жители в разговорах и ссылаются на сведения, полученные от "первоисточников" с метлой: - Приезжим платили копейки, а порой они месяцами не видели зарплат.Смешно думать, что у них не копилось озлобление".

В Хотьково ходят упорные слухи, что, напуганные народным возмущением власти сажали мигрантов в автобусы и вывозили за пределы города. "Это не правда, - рассказывает Наталья Морозова. - Да, для проверки документов людей забирали прямо с производств и отправляли на машинах в милицию. Если все было в порядке, на автобусах же их возвращали обратно. Всего выдворено за пределы страны 26 человек". По идее, должно было быть гораздо больше. Но большинство мигрантов, узнав о грядущих проверках, предпочли сами покинуть Хотьково. В этом убедились милиция и сотрудники ФМС, обследовав более 140 объектов. Проверки продолжаются.

Ситуация в городе нормализовалась, отчитались местные власти перед областным начальством. На что горожане скептически замечают: "Как только снимут патрулирование, приезжие начнут возвращаться на свои места. И опять будет страшно ходить вечерами по городу". Что же делать? Глава Рита Тихомирова предложила создать народные дружины, а также призвала горожан и местные организации отказываться от приезжих работников и не регистрировать их на своей жилплощади. Но не так все просто. Как рассказали "РГ" в администрации местного рынка, практически все их работники - россияне, но, например, уборщиков с зарплатой под 20 тысяч рублей они не смогли набрать из горожан. Некоторые не могли продержаться и трех дней: губила страсть к зеленому змию. Пришлось нанимать иногородних, из Белгорода. А в управлении ФМС по Сергиево-Посадскому району констатируют: "Несмотря на призывы, жители Хотьково и сейчас продолжают ставить приезжих на учет. От возможности подзаработать не каждый может позволить себе отказаться". В общем, полного "самоочищения" вряд ли стоит ожидать. Да и есть ли в нем нужда? Вот и в городском блоге Хотьково тоже жители не столь категоричны: "Есть и честные гастарбайтеры. У нас (русских. - Прим. ред.) все то же самое: есть хорошие, есть и плохие". Только надо учиться жить по правилам, по закону.

По мнению Вячеслава Поставнина, главы фонда "Миграция XXI век", ситуация в Хотьково порождена отсутствием механизма адаптации и интеграции мигрантов в российское общество:

- Местные жители должны участвовать в процессе приезда и трудоустройства приезжих. Тогда не будет излишней рабочей силы, тогда коренные жители станут понимать, что делают на их территории мигранты. А те будут знать, что их пребывание здесь зависит не от чиновников, с которыми можно обо всем "договориться" за взятки, а от мнения людей. Значит, и вести себя станут по-добрососедски. Как это сделать? Пусть разрешение на работу выдают местные власти, но при этом они должны отчитываться перед населением, куда и кого принимают. Пошлины и налоги, которые платят мигранты, должны оставаться в муниципальном образовании, в том же Хотьково. И эти деньги должны идти на социальные нужды: например, на детские сады, лекарства льготникам. Чтобы люди видели реальную пользу от мигрантов в их населенном пункте. Пока в механизм интеграции не вовлечено общество, ситуаций, подобно сложившейся в Хотьково, избежать трудно.

Куда сходить с детьми в Сергиевом Посаде

Сергиев Посад – город тихий и уютный, с очень красивой природой. В нем действует много музеев, посетить которые интересно будет и взрослым, и детям. Сам город красив в любое время года.

Троице-Сергиева Лавра является ныне действующим мужским монастырём. Поэтому в экскурсионные программы могут вноситься изменения, с учётом богослужебной жизни этой обители.

Художественно-педагогический музей игрушки

С начала 1910-х годов основатель музея Николай Дмитриевич Бартрам начал собирать свою уникальную коллекцию игрушек. Сам же музей был основан в 1918 году. Богатая экспозиция, занимательные и новаторские приёмы работы с детьми – всё это принесло музею игрушек неслыханный успех: в 20-30х годах по посещаемости его превосходила в Москве одна лишь Третьяковская галерея.

Ныне этот необыкновенный музей располагается в одном из самых красивых уголков Сергиева Посада, напротив Троице-Сергиевой лавры, в старинном краснокирпичном доме, который является важной городской достопримечательностью.

Художественно-педагогический музей игрушки

В нём открыты для посещения следующие основные тематические экспозиции: Русской народной игрушки, Русской и европейской игрушки XIX — начала XX века, Советской промышленной игрушки.

Также любопытную часть музея игрушки представляет собой коллекция детских портретов, в которой представлены многие произведения выдающихся русских и европейских мастеров XVII-XXI вв.

Музей впечатлений

Этот необычный музей включает в себя выставку 3D-картин, на которой можно сделать массу оригинальных фотографий, таинственный ленточный лабиринт, комнату мыльных пузырей и квест-игру, в которой посетителям необходимо раскрыть тайну владельца заброшенной фабрики игрушек и найти выход.

Музей впечатлений

Музейное кафе Сергиевской кухмистерской представляет на выбор около пятидесяти различных блюд, приготовленных по рецептам из старинных кулинарных книг.

Этот удивительный музей был создан энтузиастом и любителем старинных вещей – предметов обихода и быта. Собрал богатые коллекции художник Виктор Юрьевич Багров. Посетив это место, дети узнают многое о том, как жили разные сословия наших предков сто – двести лет тому назад.

Каждый экспонат в музее – рабочий, и хозяин не запрещает прикасаться к экспонатам, и даже пробовать их в действии.

В этом музее проводят экскурсии; мастер-классы по росписи и выжиганию деревянных сувениров; игровые автоматы советского типа; фотосессии в интерьерах комнат 50-х – 90-х годов двадцатого века.

Программы посещения музея включает в себя экскурсию, роспись деревянного сувенира (мастер-класс по выжиганию), 4 игры на игровых автоматах советского типа.

В экспозиции этого музея представлены выполненные с филигранной точностью макеты достопримечательностей русских городов Золотого кольца – популярнейшего туристического маршрута России. С высочайшим мастерством в этих экспонатах музея были воссозданы уникальные архитектурные и ландшафтные памятники.

Детальная проработка объектов поражает всех масштабностью замыслов и кропотливостью труда. Моделирование, сборку и покраску объектов производили архитекторы-реставраторы вручную. Фигурки людей, мельчайшие элементы барельефов и лепнины на зданиях – всё это можно увидеть на макетах городов, представленных на выставке. В общей сложности, это сотни миниатюрных объектов.

В репертуаре этого профессионального театра Сергиева Посада, основанного в 2004 году, легко можно найти не только взрослые, но и детские спектакли – лёгкие и весёлые постановки по современным и классическим произведениям детской литературы и драматургии.

Общение детей с животными

Где погулять с детьми в Сергиевом Посаде

В 2020 году парк в очередной раз полностью обновили и благоустроили: установили в нём много новых скамеек, урн, декоративных лавок с подсветкой, шезлонгов, качелей. Была оборудована зона пикника, постелена эко-дорожка. Для подростков в парке есть памп-трек, а для детей – горка для зимнего катания.

Поскольку во время прогулок в Сергиевом Посаде никак нельзя обойтись без посещения Троице-Сергиевой лавры, нужно не забыть заглянуть в там Пафнутьевский сад, в котором очень хорошо гулять; есть несколько прудов.

Самая лучшая смотровая площадка в Сергиевом Посаде – это Блинная гора, с которой открывается потрясающий вид на Лавру.

Ещё один удачный вариант для прогулок с детьми – это берега Торбеевского озера. Там есть турбаза с домиками и палаточным городком. Имеются детские и спортивные площадки, кафе, бани, аренда спортивного инвентаря. В летнюю погоду заслуженной популярностью пользуется хорошо обустроенный песчаный пляж.

Изюминкой этого парка является великолепно созданная подсветка, которая в вечернее время превращает его в атмосферное, поистине волшебное место.

Там же есть ещё один музей-заповедник – усадьба Мураново, принадлежавшая до революции потомками знаменитого поэта Фёдора Тютчева и расположенная на месте его родовой усадьбы. По её территории всегда приятно погулять, а то и совместить эту прогулку с познавательной экскурсией. К примеру, для детей организуются театрализованные экскурсии по мурановской кухне, с привлечением старинной бытовой утвари и предметов домашнего обихода.

Некоторые игровые центры и парки развлечений в Сергиевом Посаде

Некоторые игровые центры и парки развлечений в Сергиевом Посаде

Покровский Хотьков мужской монастырь

Покровский Хотьков монастырь - православная женская обитель, основанная в первой четверти XIV в. Монастырь был закрыт в 1921, возвращен Церкви в 1991 году. При монастыре действует детский пансион и гостиница для паломников.

Содержание

Монастырь, по преданию, основали в первой четверти XIV в. родители великого русского святого — преп. Сергия Радонежского — ростовские бояре Кирилл и Мария. Здесь они в 1335—1336 гг. приняли монашество, в 1337 г. здесь же их похоронили, в 1992 г. они были канонизированы (причислены к лику русских святых). Родители Сергия Радонежского были погребены в трапезной части Покровского храма тех лет; их гробницы в течение длительного времени были местом массового паломничества православных россиян.

В Древней Руси, в том числе в Московском княжестве, монастырей было мало. Из-за недостатка монастырей в Хотьковском монастыре в то время были отделения и для монахов, и для монахинь (вот почему в одном монастыре смогли жить, приняв монашество, родители Сергия Радонежского). По сути в те далекие времена монастырь объединял мужскую и женскую монашескую общины. В 1504 г. Соборное определение запретило жить в одном монастыре мужчинам и женщинам. В 1504 г. монастырь стал женским, в то время в нем были две деревянные церкви и 16 монашеских келий.

В 1506 г. великий князь Московский Василий III назначил обители небольшую ругу - денежное и хлебное содержание. В 1544 г. Хотьковский монастырь был приписан к Троицкому монастырю. В 1609—1610 гг. Хотьковский монастырь сильно пострадал от польско-литовской интервенции и фактически полностью был сожжен, ведь все постройки в нем были деревянными. В 1640-х гг. в монастыре построили первый каменный собор. В 1764 г. Хотьковский монастырь стал самостоятельным и возведен в III класс со штатом в 17 монахинь, хотя в нем жили более 100 сестер.

До 1840-х гг. Хотьковский монастырь был особножительным, это значит, что каждая монахиня обеспечивалась в зависимости от ее труда на благо обители и от личного вклада при поступлении в нее. В XIX в. в Хотьковском монастыре жили около 400 насельниц. В начале XX в. этому монастырю по штату полагалось иметь 60 монахинь и 60 послушниц, а реально в 1916 г. их было соответственно 70 и 67.

Ежегодно в октябре под стенами Хотьковского монастыря проводилась многолюдная Покровская ярмарка (получившая название по соборному храму обители — в честь Покрова Пресвятой Богородицы).

Октябрьский переворот 1917 г. круто изменил ритм жизни обители.

В 1928 г. артель из монахинь закрыли, а самих тружениц выселили из монастыря. В освободившихся монастырских зданиях разместили фабричные общежития. В начале 1930-х гг. закрыли продолжавшие еще работать монастырские храмы. В 1931 г. последнюю игуменью монастыря (она была ею с 1918 по1931 г.) Варсонофию арестовали и отправили в ссылку в Казахстан, где она умерла.

В 1987 г. местная молодежь начала очищать закрытые монастырские соборы от хлама и гари. В 1989 г. в восстановленном Покровском соборе состоялся первый молебен.

В 1990 г. Хотьковский монастырь передали Русской православной церкви.

Хотьковский монастырь был возрожден летом 1992 г.

В 1990-е гг. недалеко от Хотьково, рядом с селением Радонеж, монастырю выделили 30 га богатых лугов. Теперь у монастыря есть условия для развития молочного хозяйства. Для восстановления монастыря и развития его хозяйства нужны здоровые, молодые, трудоспособные люди.

Число насельниц монастыря год от года увеличивается.

Сейчас в монастыре живут в основном молодые женщины в возрасте от 20 до 35 лет, есть среди послушниц девочки 10—14 лет. Женщины и девушки, пришедшие в монастырь и видящие свое призвание в монашестве, имеют в основном медицинское образование.

В наши дни Хотьковский монастырь содержит детский приют, где живут и учатся сироты — мальчики и девочки до 8 лет. Монастырь шефствует над детским отделением психиатрической больницы, помогает пациентам детского и подросткового отделения другой больницы, в дом престарелых поставляют творог и молоко. При монастыре работает воскресная школа, которую посещают дети в возрасте от 4 до 14 лет, они изучают Закон Божий, историю, географию, пение, рисование, рукоделие. При монастыре создана и работает иконописная мастерская.

На территории Хотьковского монастыря организован музей.

В наши дни возрожден благочестивый обычай: паломники, направляющиеся в Троице-Сергиеву лавру, стараются посетить обитель в Хотьково и поклониться гробнице родителей Сергия Радонежского в нынешнем Покровском храме.

Читайте также: