Куда сходить в ирбите

Обновлено: 15.09.2024

В чём история Ирбита?

Сегодня Ирбит ветшает на глазах. Стоящие на небольших улочках старые особнячки пахнут старостью. Сами улочки лучами сходятся от окраин к центру города: как положено по канону, к большому, теперь огороженному забором Сретенскому храму. Церковь долгие годы нуждалась в реконструкции и до сих пор не восстановлена, а работы если и идут, то очень медленно. Лишь рядом стоят четыре золотистых купола, ждущих, когда их, наконец, поставят на место.

Почему рушатся дома?

Сегодня в Ирбите около 200 старинных зданий, более трети из которых – памятники истории культуры. При этом 21 строение – 19 века постройки. Большая часть из них требует капитального ремонта, причём срочного. За последнее полугодие здесь буквально развалилось несколько домов – некоторые из них жилые.

У здания на улице Орджоникидзе, 47, рухнула часть верхней кладки (там было прописано две семьи из четырёх человек).

У заброшенного дома на Революции, 25а, просто упала кровля, повредив экспонаты рядом стоящего Музея народного быта.

На Советской, 10, обвалился потолок. Этот дом, к счастью, был без жильцов.

Как отмечает глава Ирбита, в этом году область готова выделить деньги городу на ремонт 6 домов-памятников. Это первый небольшой шаг для решения большой проблемы. Но проблема таких домов-памятников – общегосударственная для малых городов. Сегодня ремонт такого здания обойдется в 5-7 раз дороже, чем ремонт жилого дома. Местный бюджет любого малого города не в силах потянуть такие средства.

Кто виноват и что делать?

На фоне ветхих домов стоят худо-бедно отреставрированные исторические здания. Как правило, это различные магазины. Но в качестве примера можно привести здание школы №1 на улице Свободы. Зданию в этом году исполнилось 122 года.

Директор вскользь упоминает о подвале здания, где раньше был карцер, но сетует на то, что не может его показать – помещение находится под водой.

Эта другая актуальная на сегодня проблема уральского города. По словам главы Ирбита, прежние властители города упустили очень важный момент при ремонте дорог и сетей: были нарушены многие дренажные системы, грамотно построенные ещё до революции и прекрасно справлявшиеся со своими задачами.

Сегодня в Ирбите, по официальным данным, средняя зарплата составляет 26 900 рублей, у работников крупных и средних предприятий – 30 210 рублей. Местный общественный активист Алексей Кононов, вернувшийся в 2010 году в родной город после окончания института в Екатеринбурге, жалуется, что ирбитчане страдают от безработицы, город с каждым годом всё больше затухает и тонет в грязи.

Чем живёшь, город?

Впрочем, вместо мотоциклов появилась молочная продукция от Ирбитского молочного завода и изготавливаются лекарства на Ирбитском химико-фармацевтическом заводе, знакомые по бело-красной упаковке с аббревиатурой ИФА. Кстати, в 2016 году предприятия принесли в бюджет города 638 млн рублей.

Но близка ли власть к народу? В закусочной в центре города, где на ваших глазах готовят прекрасные домашние пельмени, в очереди можно встретить председателя городской думы Ирбита Николая Васильева, который вежливо попросит вытереть стол для одного из посетителей заведения. Но почему-то остаются без внимания показательные поддоны у дома культуры.

В Ирбите хранится большая история. Даже городское кладбище со старыми надгробиями из 19 века рассказывает об этом под песнопения птиц.

Увядает ли Ирбит?

Михаил Смердов, депутат городской думы, директор Музея народного быта:

– Город дряхлеет. Нам обещали сделать город-сад, но сейчас этого не видно. Мы находимся в тупике, хотя у нас хорошее месторасположение – между Тюменью и Екатеринбургом. Хорошее у нас и культурное, историческое и архитектурное наследство, которое мы не сохраняем. Я понимаю, что есть вина и администрации города, и мэра, но в основном все препятствия заключаются в нашем законодательстве. Получается, что памятники мы рушить можем, а сохранить их практически невозможно.

Рядом с нашим музеем стоит солидное двухэтажное здание. Мы восемь лет вели переписку, чтобы нам продали это строение, даже губернатор давал указание, чтобы нам его передали. Но этого не произошло. Здание провалилось. Сейчас мне предлагают его отдать за копейку, но раньше я мог его отремонтировать за 5-7 млн рублей. Сейчас на это нужны десятки миллионов.

У нас хорошая программа по капитальному ремонту жилфонда. С виду старый дом, но он подремонтирован. Конечно, надо бы заходить глубже: пласт земли поднялся, а кирпич в домах словно труха. То, что снаружи побелили, не решает проблемы – сырость разрушает.

Но в марте при активном участии областного правительства построили Дом медика. Область выделила около 20 млн рублей. Новый дом, люди заселились, здание было сдано в сроки. Однако вышла плохая история с домом для детей-сирот на Стекольщиков, 6, – его так и не приняли, я сам был в приёмной комиссии. Как его принимать, если плесень на стенах?

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

IMG_7645.JPG

Если Алапаевск - это немного грустно после живой и гудящей горнозаводской сердцевины Свердловской области, то Ирбит - это совсем грустно. Некогда ярмарочная столица, процветающий и довольно населённый (больше 20 тысяч человек населения) центр аграрной западносибирской глубинки, сейчас это "тёмная сторона" Свердловской области, изнанка Урала.

Вместе с тем, в значительной степени сохранилось наследие прошлого - ирбитский старый город, один из крупнейших на Урале:

Ирбит - самый старый город региона после Верхотурья; как и Алапаевск, Ирбит официально обрёл этот статус в ходе екатерининских реформ, но на пару лет раньше - в 1775 г. Официально это была награда за то, что горожане сохранили верность императрице во время Пугачёвского бунта. Но, наверно, всё же в основном это было связано с тем, что здесь, на соединяющей Европу с Сибирью Бабиновской дороге, аж с 1640-х годов собиралась чуть ли не крупнейшая на Урале Ирбитская ярмарка. О мощи и живучести этого торгового явления говорит тот факт, что ярмарка осталась на своём месте даже после того, как межконтинентальные торговые пути в XVIII в. сместились на юг и многие стоящие на них крупные торговые города пришли в упадок. Город вместе с ярмаркой несколько поблекли после строительства Транссиба; он уже в 1880-е прошёл примерно в 100 км южнее; но именно местная торговая мощь во многом привела к тому, что перед самой революцией, в 1915 г., сюда дотянули от Екатеринбурга железную дорогу. Ярмарка, прервавшись на время Гражданской войны, дожила до 1929 г.
За пределами Свердловской области Ирбит, пожалуй, известен прежде всего своими мотоциклами "Урал". "Мотоциклетная столица России" - единственный в России производитель тяжёлых мотоциклов и чуть ли не единственный в мире производитель мотоциклов с колясками ("боковыми прицепами"). В какой-то момент завод малость захирел, но сейчас вроде кое-как работает, производя более 1000 мотоциклов в год; он сумел закрепиться в нише "надёжная мощная жрущая много бензина не требующая сложного ремонта советская ретротехника", и в этом качестве продукция завода пользуется спросом за рубежом - прежде всего в США. На базе заводской коллекции открыт Ирбитский музей мотоциклов - наверно, главный туристический объект города; туда я, увы, не попал (было уже поздно).
Но, судя по всему, для благополучия города одного тысячи мотоциклов в год недостаточно, и Ирбит остаётся всё также депрессивен. Как и практически вся глубинка юго-западной Сибири (и глухой северо-восток Свердловской области), он стремительно депопулирует: за постсоветские десятилетия население здесь уменьшилось почти на треть.

В регионе больше населения за это время потеряли только Волчанск и Кушва (которая не так далеко от Нижнего Тагила)
Сейчас в Ирбите о ярмарке мне напомнил только вот этот вид - это, наверно, бродячий цирк, но он прямо ассоциируется с ярмаркой:

Но, на самом деле, главное напоминание о ярмарке - это Ирбитский пассаж, который ещё называли "Невским проспектом Ирбита".
На фото справа:

А от самой ярмарки остался обширный пустырь, частично занятый Сиреневым сквером.

Огромный комплекс торговых рядов снесли, как и почти все церкви.
Старый город в основном расположен южнее этого пространства.

Гуляя по Ирбиту в 2015 г., я не застал той разрухи, которая была описана Варандеем в 2010 году. Но депрессивность чувствуется.
Ещё мне показалось, что запущенность в старом Ирбите не сочетается с аутентичностью (как это часто бывает).
Наоборот, тут запущенность сопровождается какой-то нецельностью и "ненастоящестью" облика города.

Сретенская церковь - кажется, единственная уцелевшая в центре города - долго была цехом завода автоприцепов:

Плюс чересчур много рекламы.

Но в городе, конечно, есть что посмотреть.

Старые дома, как правило, довольно неказистые, но зато встречаются целые исторические улицы.

К сожалению, я совсем не добрался до второй ипостаси Ирбита - мотоциклетной; за этим аспектом города отсылаю опять-таки к Варандею.
Немного мотоциклов в исторической части города (завод, мотоциклетный музей и соцгород расположены дальше по Советской улице, за железной дорогой):

В Ирбите больше многоквартирных домов, чем в Алапаевске, но всё равно они занимают не больше одной пятой площади города

Всё остальное это в основном частный сектор.

Железная дорога в Ирбит всё-таки пришла, но уже в советское время -

Относительная (по меркам Свердловской области) непопулярность железнодорожного транспорта в этих местах можно объяснить, как и в случае с Алапаевском, тихоходностью последнего - 200 км до Екатеринбурга на поезде придётся преодолевать 5 часов (впрочем, на автобусе 4, не сильно меньше).
Вокзал 1916 г. постройки:

Железную дорогу, достроенную в 1915 г. до Ирбита и дальше на восток, до Туринска и Тавды, продлили до Междуреченского (станция Устье-Аха) в Ханты-Мансийском округе уже в 1969 г., с началом освоения западносибирской нефти. Сейчас дальний поезд на Устье-Аху из Екатеринбурга составляет значительную часть пассажирского движения на этой линии.

В Ирбите к тому же линия неэлектрифицированная (что скорее исключение на Восточном Урале), и нет прямых пригородных до Екатеринбурга - только до станции Егоршино, где надо пересаживаться.
Окрестности Ирбита, как и вся долина реки Ница - освоенный сельскохозяйственный район, резко контрастирующий с начинающимися не так далеко на север таёжными просторами.

Ещё раз вспомню, как за Уралом тонка становится прослойка между глухой тайгой и лесостепью - всего километров 150-200.
А замысловатая траектория моего пути вела меня немного в сторону Екатеринбурга, а потом на юг, в Камышлов.


Из Екатеринбурга в Ирбит ведет хорошая трасса, где вы держите уверенные 90 км/ч, а частые и очевидно "голодные" ГИБДДшники в засадах напоминают вам о необходимости бдить скоростной режим. Про свою прямо скажем неприятную стычку с милицией (едва не обернувшуюся моим избиением сотрудниками ГИБДД) буквально тремя днями ранее по пути из Казахстана уже рассказывал. Поэтому в эту поездку я не сажусь за руль, зная, как болезненно суровые уральские милиционеры относятся к иностранным водительским правам и документам. Мое воздержание от вождения приводит к положительному эффекту - мы без каких-либо проблем добираемся до Ирбита, и слегка поплутав по улочкам этого сюрреалистического городка, попадаем в музей мотоциклов.

Ирбит - небольшой город, но благодаря градообразующему предприятию ИМЗ (Ирбитский мотоциклетный завод) здесь буквально все вращается вокруг двухколесного друга человека. Мало того, что половина горожан работают на этом заводе, так еще и функционирует мотоциклетный(!) техникум, ИМТ. Да, да! Единственное в России учебное заведение, где обучают искусству создания мотоциклов. Кроме того ,в Ирбите чрезвычайно популярен спортивно-технический клуб Урал-Мото. Если вы думаете, что на этом "мотоцикломания" Ирбитцев иссякла, то ошибаетесь. Вот вам еще список мотоувлечений местных жителей: ООО Моторы Виктора Прядеина, небольшое бюро, создающее комплектующие к мотоциклетным коляскам, а вот вам Спортивно-технический клуб г.Ирбита, и напоследок еще и КБМТС (Конструкторское бюро малых транспортных средств).

Музей мотоциклов

Расположена эта коллекция из почти 100(!) мотоциклов в малопрезентабельном месте, и без подсказки местного люда вам его скорее всего будет не найти. Обьяснить на словах его местонахождение сложно. Вы просто проезжаете весь городок, видите по левую сторону тянущие заборы и корпуса мотоциклетного завода, и затем после главного вьезда на фабрику продолжаете дальше еще с километр. И останавливаетесь. Далее вам предстоит оставив машину сделать небольшой зигзаг между заборами и невзрачным зданием напопоминающим общагу. И вот первые признаки музея -

Задача - найдите указатель на музей

Загадки продолжаются - вы на правильном пути!

Моя благодетельница Ирина (ака Бонго), без которой поездка в Ирбит была бы невозможна

Эй, а про сам город Ирбит кто расскажет?

Буду краток в исторических экскурсах, ибо их в достатке можно найти на просторах интернета. Это старейший уральский город, основан аж в 1631 году, что делает его более чем на 100 лет старше Екатеринбурга. Знаменитые Ирбитские ярмарки, проходившие ежегодно, собирали великое множество народа со всего света. И ведь ярмарок таких в России было всего две - Нижегородская и Ирбитская. Видал Ирбит и гораздо лучшие времена, чем нынче. Лет 100 назад он был знатным мегаполисом с театрами, игорными и доходными домами, борделями (как без этого) с богатой и яркой культурной жизнью. В советское время Ирбит приходит в упадок, но всего на 25 лет. Вторая мировая война косвенным образом принесла городу пользу. Эвакуированный из Москвы в 1941 году мотоциклетный завод, получивший позднее марку "Урал" стал градообразующим предприятием, и даже попал на герб Ирбита -

В целом же, ощущение от Ирбита именно как от путешествия в прошлое на машине времени. Величие былого и хаос современности оставляют противоречивые чувства. Не буду уходить далеко в лирику, и просто представлю несколько фотографий, из которых читатель сам сделает нужные выводы -

Читайте также: