Куда сходить в кандалакше с ребенком

Обновлено: 15.09.2024

Все Школы Кандалакши с адресами, телефонами и рейтингом. Рейтинг каждой школы составлен на основе оценок пользователей. Вы можете оценить Школы Кандалакши Для этого необходимо установить рейтинг и оставить отзыв.

Категории

Вы можете отфильтровать Школы Кандалакши, выбрав нужную категорию.

Школа № 1

Школа № 2

Школа № 19

Школа № 10

Школа № 9

Школа № 5

Школа-интернат

Специальная школа-интернат № 1

Школа № 1, филиал

Школы в Кандалакше

В Кандалакше есть множество школ, где могут учиться дети. Хоть и в в Кандалакше много школ, все они славятся хорошим обучением, учителями и физической составляющей. Много родителей, довольны своим выбором. Про это говорит, большое количество положительных отзывов. Следовательно, эти школы имеют достойный рейтинг!

Школы располагаются довольно грамотно по всему городу. Также, все эти учебные учреждения активно развиваются и занимаются увеличением способности, конкурировать с другими Российскими общеобразовательными заведениями. Элективные курсы, подготовка к любым экзаменам, исследования, проектные работы, множество базовых и дополнительных предметов, это предоставляют школы Кандалакши! Дети школ часто занимают лидирующие позиции в местных конкурсах, олимпиадах, причём любого уровня!

Карантин в школах Кандалакши.

Школы в Кандалакше карантин

К карантину учреждения подошли достаточно серьёзно. Все школы Кандалакши закрылись вовремя, чтобы не подвергается опасности вируса. Ведь он охватил очень много областей и городов. Про здоровье детей волнуется также школа! За их самочувствием постоянно следят, измеряют температуру. Если вдруг ребёнку станет плохо, его сразу же отправят домой и позаботятся про него!

Школы Кандалакши дистанционное обучение

Школы в Кандалакше дистанционное обучение

Данный вид обучения стал для школ Кандалакши новым, но это тоже не оказалось проблемой. Учиться могли все дети только дома, где безопасно. Учителям у которых не было возможности выйти на урок, ее дало государство. По этому, все уроки были проведены в лучшем виде. Ученики смогли быстро освоиться, и учителя также не отставали. Сейчас ситуация проходит лучше, и большинство школ открылось. Некоторые Школы Кандалакши сейчас работают в обычном режиме. Все принятые меры, значительно улучшили ситуацию города!

Школы Кандалакши отзывы

Они, как правило, положительные, ведь во время и после школы у детей всегда хорошие результаты. Если говорить ознакомиться с каждым, то зачастую, школы славятся хорошим графиком и базой уроков и занятий. Рейтинг школ, не меньше трех звёзд, и также есть школы и гимназии с пятью звёздами. Это просто отличный результат, которого добились школы.


Утро в Кандалакше началось по звонку будильника ровно в 8.00. Уже больше недели в пути, машина требует ремонта, а кроватка такая мягкая… Как же не хочется вставать. Но прочь уныние, шеф собирает всю волю в кулак и приобретает вертикально положение. Нда, горло болит, и насморк никуда не делся — значит кроме продуктового магазина и запчастей нужна еще и аптека. Внизу на кухне главный штурман уже гремит посудой. Спускаюсь вниз, завариваю чай — это немного помогает взбодриться — и выходим вдвоем на поиски магазинов, пока остальная часть экспедиции спит.

На часах вроде 9.00, а жизни на улицах Кандалакши нет. Редкие прохожие, выгуливающие собак, машин над дорогах почти нет. И самый большой сюрприз — все магазины, мимо которых мы проходим, начинают работать в 10.00-11.00. Нда. Навигатор уверенно ведет нас по Кандалакше к… магазину запчастей. Магазину запчастей для лодок! Ну епрст. Хоть "Пятерочку" по дороге присмотрели.

Пытаемся у прохожих узнать, где здесь есть запчасти для машин, но безуспешно — несколько мужиков, опрошенных нами, не могут ничего толком сказать. О, шеф видит мужика на ниве. Ну уж водитель нивы то просто обязан знать где заветный магазин. Но и тут облом — он неопределенно говорит, что нам, наверно, нужен "Автодом", но как до него дойти он не знает! Ну как хоть так? Мужик, твоя нива никогда не ломается? Ну хоть приблизительно указал направление. Гугл молчит как партизан, уверяя нас, что в той стороне магазинов нет, но мы все равно идем.

Всего полчаса прогулки и мы обошли почти всю Кандалакшу. По пути к запчастям пару раз форсировали центральные улицы в неположенном месте (ну машин там вообще не было). На часах 9.30 — "Автодом" открывается в 10.00 (ну хоть не в 11). Чтобы не сидеть на ступеньках, решили дойти до "Магнита" (он тут открывается в 8.00 и, по-моему, это единственное в Кандалакше, что работает с 8.00). Покупаем молоко к завтраку и идем посмотреть на уличные скульптуры, замеченные ранее. На небольшом пятачке стоят скульптуры, подаренные Кандалакше жителями других стран. Кхм, современное искусство выглядит странно и шефа с насморком не впечатляет. Кроме того, шеф (что мне не свойственно в принципе) забыл фотоаппарат (( Приходится пользоваться телефоном. Вот это единственная приличная скульптура из всех.


Тем временем часы показывают 9.50, и мы чешем назад к "Автодому". В 9.55 мы все таки робко поскреблись в дверь — открыто. За прилавком продавец лет 50 интеллигентного вида (по-моему, даже с галстуком) спрашивает, что нам надо. Причем вид у него такой, как будто он не ожидал тут никого утром увидеть. "Нам генератор надо на ниву, нива инжекторная, генератор на 80А, желательно КЗАТЕ". Дяденька внимательно смотрит на меня и повторяет вопрос: "Какой генератор вам нужен?". Чувствую себя блондинкой, но повторяю: "Нива 21214, генератор 80А". Дяденька нервничает: "Девушка, какой генератор вам нужен?". Блин, что-то пошло не по плану, лихорадочно начинаю соображать какую ценную информацию я упустила. Мозг озадачен наличием боли в горле и соплями и соображать отказывается, поэтому будем строить блондинку: "А они разные бывают?". И вот тут дяденька просто сразил меня наповал: "Ну я же не знаю, вам генератор на 2123, или 2121 нужен?" Б…яяяя, я несколько раз повторила "Ваз 21214". 214, мужик, не 2123. Ыыыыыы. Тут появляется тетенька и говорит своему коллеге, что сама разберется с покупателями. С тетенькой диалог стал более продуктивным, мне сообщили, что генератор вроде есть, но "Старвольт" (фуууууу, но на худой конец пойдет). Тетенька приносит генератор в коробочке, и я уже почти готова купить его, но тут нас ждет сюрприз — генератор 10-шный, а шкив у него не под наш ремень. Электрик из меня не очень, но генератор не наш. Блин, тут половина Кандалакши ездит на нивах, ну как хоть в магазине нет генератора для обычной нивы? С надеждой вопрошаю — может хоть диодный мост есть? "Есть, — говорит: — только надо знать какой диодный мост у вас стоит?". Ну епрст, пошли снимать свой генератор. С робкой надеждой заглянули в соседний магазин, но там специализируются больше на ГАЗах.

Возвращаемся назад в свое шале. В это время просыпается экипаж борта номер два и сталкивается со злющим шефом (потому что во-первых, горло болит, насморк адский, голова тоже начинает болеть, во-вторых, генератор так и не нашла, в-третьих, потому что шеф в принципе достаточно раздражительный, к сожалению). Не, ну я все таки держалась. Надо просто утром не трогать меня, и уж тем более не лезть с дурацкими вопросами типа "А где генератор?". Блин, ну если у меня в руках его нет, значит что-то пошло не по плану, значит почему то я его не купила. Ну, короче, окружающие были посланы далеко и с подробным описанием маршрута, а шеф отправился готовить завтрак.


После завтрака мужская часть населения отправилась снимать генератор. Причем машины припаркованы рядом с домиком, а в кухне панорамное окно — т.е. можно наблюдать за этим увлекательным процессом. Народ все таки понял, что шефа лучше оставить в покое и тихо ковырялся с машинами, а злой шеф от неожиданности нажарил сырников и драников (ну чтобы заняться чем-то и никого не убить).

После того, как кулинарное настроение у меня схлынуло я присела на диван на пару минут и заснула. Разбудили меня новостью, что генератор починен и машина на ходу (попутно и Леха поменял второй ступичный на своей ниве). Проснулась я с головной болью еще большей, чем утром. Выпила пару таблеток, потом мы быстренько пообедали и встал вопрос — что дальше? У Лехи разболелся зуб и он сказал, что пойдет спать. Я бы тоже пошла спать, но упрямство и желание увидеть Терский берег…

Собираю всю волю в кулак и мы выезжаем. На часах около 15.00. На следующий день подъем и 700 км до Петрозаводска. Но Терский берег ждет нас. Первая остановка — знаменитый Кандалакшский лабиринт "Вавилон". Гугл говорит, что он совсем рядом с городом. Ну как же можно не увидеть памятник эпохи неолита? Едем у лабиринту. Лехе даю обезболивающее и ц.у., что если мы к темноте не появимся, то надо начинать волноваться.

И вот выезжаем из города — действительно, лабиринт рядом. Только он, черт побери, на берегу моря. А дорога идет гораздо выше. Ромка предлагает оставить машину на верхней парковке, прямо около асфальта, и пройти километров 5. 5 км? Под гору? Да это же потом наверх придется лезть. Не, не. Поедем по дороге пока можно будет. В итоге доехали до особо стремного участка и оставили Марысю в лесу, а сами пошли дальше.


Я нашла себе сухую ветку, на которую опиралась (ведь потом еще наверх взбираться). Александр идет и рассуждает, что тут бы можно было проехать в принципе. Шеф тихонько начинает раздражаться снова. Идем долго, кажется что уже километров 10 прошли, а лабиринта нет. И вот, когда я уже думаю, что идем не туда, появляется первый указатель…


Небо затягивает тучами. А дождевики где? А дождевики вообще дома остались. Кто тут молодец? Ну ладно, надо уже дойти до лабиринта. И вот мы выходим на берег Белого моря, ну, точнее Кандалакшского залива. Вид моря успокаивает.


Сам лабиринт находится на острове. Когда-то здесь было святилище саамов, а теперь это объект исторического наследия (возраст его достигает 4000 лет!). Кто-то считает, что это место силы. Так что же это на самом деле? Считалось, что кандалакшский лабиринт создан первобытным человеком и представляет собой схему ловушки, используемой для лова рыбы. Ученые полагают, что здесь проводились религиозные церемонии — древние люди надеялись таким образом обеспечить себе успех на промысле. Есть гипотеза о расположении лабиринтов в местах захоронений, чтобы души умерших заблудились, плутая по спирали, и не тревожили живых. Некоторые вообще говорят, что это врата в другой мир. Все это увлекательно, но меня все время мучил вполне прозаический вопрос: лабиринт выложен камнями, между которыми растут кустики черники. Лабиринту 4000 лет. За это время рождались и умирали империи, менялись очертания материков, но каким образом эти камни и эти кустики остались на месте? Почему они не сдвинулись, почему их не засыпало землей, почему они не заросли в конце концов деревьями или травой?


Саня пошел гулять по дорожкам лабиринта, а мы пошли фотографировать берег моря. Вокруг лабиринта сложено множество пирамидок-сейдов (все таки место загадочное и непонятное).


А вот отличный камень для фотосессии. Я прямо северный шаман со своей веткой (если бы не она, назад к машине я бы не дошла).


После фотосессии обходим маленький полуостров вокруг — тишина и покой. А как же тут красиво…



На материке рядом с лабиринтом стоит палатка. Когда мы идем назад, из палатки появляется девушка. Я уже говорила, что за Полярным кругом все путешественники необычайно приветливы ) Разговорились, выяснилось, что они путешествуют по Северу дикарями, только недавно с Соловков. И там они тоже ночевали рядом с лабиринтом (правда не древним, а новостроем). Ну а здесь соседство с духами их не пугает (еще есть возможность встретиться с медведем, но их это тоже не тревожило). Ну а место, выбранное ими для стоянки, действительно очень живописно. Ну пожелаем им удачного отдыха и тащимся в гору.


Ыыыыы. 2 км вверх по склону. Не, если бы я была полностью здорова, то никаких трудностей. Но большое горло, сопли и температура (теперь у меня уже сомнений нет). Появляется одышка, взбираться тяжело, но мне помогает моя сосновая веточка и врожденное упрямство. Поэтому каким-то чудом до Марыси я доползла. Если до этого я еще думала, что можно было бы поискать настоящие древние сейды в окрестностях Кандалакши (гугл утверждал, что они находятся на сопке напротив лабиринта), то теперь я решила, что никаких сейдов. Вот он, мой любимый руль, мне тут так хорошо и удобно. А в гору я не полезу. Выбираемся на трассу и следующая остановка на смотровой площадке.


Но панораме несколько мешаются деревья, поэтому мы лезем по скале наверх. Вот отсюда вид даже в пасмурную погоду офигенный.


Я кроме фотоаппарата тащу на себе и флаг нашего внедорожного клуба. Первоначально хотели с ним сфоткаться на самом краю земли, но там нам помешала погода (не стали его под ледяным дождем полоскать).


А теперь пора спускаться. Эх, Маша, Маша, вот кто тут боится высоты? И кто поперся на эту скалу? И у кого еще в зубах фотик и флаг? Что можно сказать? Было страшно, но я как то спустилась )) (на Воргольских скалах было хуже).


Времени все меньше и меньше. На часах уже 17.00. Александр говорит, что мы должны вернуться пораньше, надо выспаться. В ответ на это шеф предлагает желающим совершить пешую прогулку до Кандалакши (тем более тут всего километра 4). Желающих прогуляться нет, поэтому летим в сторону аметистового мыса. Уже на подъезде к Варзуге я думаю, что лучше бы дома спать осталась (самочувствие оставляет желать лучшего). В Умбе нашли сувенирный магазин с экспонатами с аметистового мыса, но он уже был закрыт. Время около 19.00. Сворачиваем на Варзугу. По дороге встретили семью лис, которые неспеша перешли дорогу. И вот километров за 25 до Кашкаранцев начинается капитальный ремонт дороги ((( Гигантский щебень, скорость сразу значительно падает. Короче, повторяется история с утесом Степена Разина на Волге — скоро закат, до искомой точки вроде всего ничего, но ехать быстро не получается, поэтому мы не успеваем (((

Чтобы не страдать, разворачиваемся (если ехать дальше, то на месте будем уже в темноте), что ж — будет повод вернуться. По дороге останавливаемся на ранний ужин, или поздний обед около красивой реки (да здесь вообще нет некрасивых рек).


Даже грибы нашли ))


Ну а у нас еще есть одна задача — увидеть Белое море. В какой-то деревне находим съезд. Ооооо, оно завораживает. А вон там вдалеке на маленьком островке посереди моря стоит маленький домик — как в сказке.


Ну и что еще? Конечно же у нас с собой есть бутылочка с истоком Оки ) И вот еще один исторический момент — исток Оки вливается в Белое море ))


Кстати, воду из Баренцева и Белого морей мы тоже взяли с собой. Ну после мистических действий с водами рек и морей едем домой. В Умбе есть заправка Роснефть — заливаем полный бак и выдвигаемся к Кандалакше. Окончательно стемнело где-то километров за 20 до города. Очень интересно выглядит лес в сумерках. Подлеска здесь практически нет, а землю устилает лишайник. Вот он в темноте выглядит как снег ) Как только стемнело нам звонит Леха (в соответствии с ц.у.). Я говорю, что живы, скоро будем. И вот подъезжаем к своему шале. Шеф держится исключительно путем собирания воли в кулак. Заходим в домик. Шеф мрачен (до аметистового мыса не добрались, только зря прокатались, самочувствие а-ла "лечь и сдохнуть прямо тут"). Леха только открывает рот, как я сразу говорю: "Только ничего не спрашивай". Он в ответ: "Видно, что все фигово".

Участвовать в приготовлении ужина шеф не в состоянии, поэтому на этот вечер кашеварят остальные. После ужина ползу к мягкой кроватке с желанием проспать пару дней. Горсть таблеток и сон. На следующий день нас ждут 700 км пути и Птерозаводск… А сегодня мне снится море. Это море еще долго будет мне сниться.

Серебряный рудник на острове Медвежьем Никольская церковь в с. Ковда Старая Кандалакша Советские воинские кладбища Советские воинские захоронения Немецкие воинские кладбища Финские воинские кладбища Памятные знаки, обелиски Мемориальные доски

Поклонный крест на горе Крестовой в Кандалакше

Ловозеро

Ловозерский район расположен в тундровой и лесотундре. Ловозерская область — это место компактного проживания одной из аборигенных национальностей североамериканских саамов. В настоящее время саамы практически не ведут свой традиционный образ жизни и не мигрируют со своими северными оленями в тундре. Тем не менее в регионе компактного проживания саамов во время экскурсии можно познакомится с их традициями, кухней и культурой.
В Ловозерском районе Мурманской области можно узнать об истории и традициях саамских жителей, прокатиться на оленях и собачьих упряжках и попробовать традиционные блюда.

Деревня Левозеро является административным центром региона. Расстояние от Мурманска до деревни составляет 160 километров. В Ловозеро есть Музей истории, культуры и быта Кольских саамов. В музее представлены модели традиционных жилищ, национальной одежды и обуви, оружия и рабочих инструментов, бытовой утвари саамов. Среди наиболее важных предметов — камни с петроглифами — древние наскальные рисунки. Они были найдены у реки Поной и их возраст составляет 3000 лет.

Достопримечательности

Кандалакша — центр туризма и спорта. Здесь ежегодно в рамках Праздника Севера проводится лыжный сверхмарафон (70 км), соревнования международного класса по натурбану или, иначе говоря, русским саням. С 1968 года в Кандалакше проводится сверхмарофон. В нём участвовали многие блистательные спорстмены Павел Колчагин, Вячеслав Веденин, Иван Гаранин и многие другие. Кандалакша стала местом проведения соревнований междугороднего класса по натурбану. Для этого была оборудована трасса с перевала с горы Крестовой к морю. В нашем городе живёт самая именитая спорстменка по натурбану Екатерина Лаврентьева, пятикратная чемпионка мира. В городе существует школа олимпийского резерва по наторбану, возгловляет главный тренер А.Кныр.

В 1971 году в городе открылся музей, ставший филиалом Мурманского краеведческого музея. В локомотивном депо есть Музей истории Северной железной дороги.

Около Кандалакши сохраняется культовое сооружение (2-е тысячелетие до н. э.!) в виде выложенных на земле сложных фигур из небольших камней — лабиринт.

Город Мурманск

Город Мурманск был основан в 1916 году. В настоящее время Мурманск является крупнейшим городом, расположенным за Полярным кругом. Мурманск расположен на берегу Кольского залива. Его население составляет около 300 000 жителей. Это административный центр Мурманской области. Из-за влияния теплого атлантического течения — Гольфстрим, зима в городе относительно мягкая. Разница температур в пределах города и несколько десятков километров на континенте может составлять около 20 градусов. Лето короткое и прохладное.

Полярная ночь, то есть период, когда солнце не поднимается над горизонтом больше, чем на один день, длится с 2 декабря по 11 января. Полярный день, когда солнце сияет весь день, длится с 22 мая по 22 июля. Период полярных ночей, когда солнце может скрываться за горизонтом, но продолжает освещать атмосферу, длится с 30 апреля по 15 августа.

Основными туристическими достопримечательностями города являются: Памятник защитникам Советской Арктики, Атомный ледокол Ленин и конечно такое природное явление, как Северное Сияние.

Ссылки

Административные образования области

  • Ковдорский район
  • Кольский район
  • Ловозерский район
  • Печенгский район
  • Терский район

Кандалакшский природный заповедник

Кандалакшский государственный природный заповедник состоит из 376 островов, разбросанных в Кандалакшском заливе Белого моря и вдоль северного побережья Колы. Его площадь составляет около 61 000 гектаров (включая водно-болотные угодья международного значения). Он был создан в 1932 году для защиты уникальной природной среды и гнездящихся мест птиц (гага, кайра, гусь) на островах Белого и Баренцево морей. В заповеднике также водятся лоси, бурый медведь, куница и т. д., Обитающие в этом районе. Птицы образуют колонии в нескольких местах в заповеднике. 35 видов флоры и фауны, найденных в заповеднике, занесены в Красную книгу исчезающих видов России (в том числе 11 видов растений, 10 видов птиц и 14 млекопитающих).

Экономика

Вид с дороги


Вид с дороги

Хибинские горы

Хибинские горы — самые высокие на Кольском полуострове. Хибины напоминают форму подковы, открытые на востоке. Горы очень старые и, следовательно, невысокие, но там вы можете найти живописные долины, нетронутые арктические и ледниковые ландшафты, которые остались от неолита, а также самый высокий водопад на севере. Хибинские горы имеют хорошие условия для активного отдыха.

Хибины уникальны своим составом почвы и богаты полезными ископаемыми. Отложения привлекают ученых со всей страны. Хибины можно назвать природным геологическим музеем. В Хибинах богатейшие месторождения фосфорсодержащего апатита, сфена, титана и многих других редких элементов составляющих основу для горнодобывающей промышленности севера России. Флора гор также уникальна. Растет много эндемичных видов растений. Хвойные леса представлены сосновыми лесами и еловыми лесами. У берегов и на склонах можно встретить березки. Горные вершины практически не имеют растительности.

Население

Численность населения

1926193319371939195919701979198920022010
419512 30215 58222 17238 22242 65645 43054 08040 56435 659
Национальности1926
число%
Всего4195100
русские381790,99
карелы1042,48
финны80,19
прочие2656,32

Смотровая площадка Карьера Комсомольского месторождения

Конечно этот карьер не такой большой как угольные карьеры Кузбасса и не такой глубокий как алмазные рудники в Якутии, но зато он находится недалеко от федеральной трассы, рядом с городом Оленегорск и на нем есть отличная смотровая площадка к которой свободный доступ. Карьер по разработке Оленегорского железорудного месторождения довольно молодой, его разрабатывают с 1998 года.

Со смотровой площадки прекрасно виден весь процесс по добыче железной руды, вы можете наблюдать работу карьерных экскаваторов и карьерных белазов.

Белое море

Без сомнения, главная природная достопримечательность Мурманской области, это Белое море, которое влияет как на экономику области, таки на погоду.

В море не так много островов. Самые большие Соловецкие острова в восточной части моря, где расположен знаменитый Соловецкий монастырь. Среди прочих можно указать Архипелаг Кузова, с его интересными археологическими и природными достопримечательностями. Несколько небольших островов в заливе Кандалакша относятся к Кандалакшскому заповеднику.

Естественное разнообразие моря велико. В нем обитают около 60 видов рыб, в том числе атлантический лосось, тихоокеанский лосось (был введен человеком), треска, навага, сельдь, камбала и т. д.

Кухня и рестораны Кандалакши

Национальная кухня Кандалакши объединяет в себе русские и поморские кулинарные традиции. Блюда отличаются простотой и доступностью, что нисколько не умаляет их вкусовых качеств. Их основными ингредиентами являются рыба (треска, семга, зубатка, камбала), грибы и овощи, которые готовятся под различными соусами. Мясных блюд в два раза меньше, для их приготовления используется оленина и говядина.

На курорте есть рестораны, кафе и бары, где представлены блюда русской и поморской кухонь. Здесь можно поесть вкусно и недорого, обслуживание превосходное. Средний счет составляет 400 – 500 рублей.

Кандалакша

Население города Кандалакша составляет около 46 000 человек. Историческое сердце города — бывшая деревня Кандалакша, расположенная недалеко от устья реки Нива, которая находится к западу от современного центра. Существует много видов рыб и многих других морских животных, в том числе тюленей в море.

Поселение впервые упоминалось в летописях в 11-м веке, в 16-17 веках на месте будущего города был основан монастырь. В начале 20-го века Кандалакша сыграл важную роль в развитии Мурманского края. Она стал одним из основных центров строительства Мурманской железной дороги. Сегодня Кандалакша по-прежнему является важным промышленным центром в Мурманской области.

Многие города Мурманской области притягивают туристов, любящих разгадывать загадки истории. Не является исключением и Кандалакша. Достопримечательности этого места, первое упоминание о котором в летописях датируется 1517 годом, очаровывают своей древностью. Что же следует в первую очередь посетить путешественникам, оказавшимся на территории этого населенного пункта?

Кандалакша. О городе. История и топонимика места

История кандалакшского побережья

Существуют разные научные мнения о том, с какого периода вести отчёт истории этого города. Есть версии, что уже в IХ веке здесь могли находится селения рыбаков и охотников. Но первым достоверным письменным свидетельством о том, что на территории нынешнего расположения города, в месте впадения в Белое море реки Нива, располагалось селение Кандалакша — являются документы Московского государства за 1517 год. Логично было бы предположить и то, что эти земли Кольского полуострова, освоенные Великим Новгородом много ранее, могли иметь в этих местах поморские тони, по примеру существования Варзуги или Умбы.

Точно известно, что в 1526 году в Кандалакше была построена церковь рождества Иоанна Предтечи. А чуть позже, спустя два десятилетия, здесь был основан Кандалакшский (Кокуев) мужской монастырь. Духовным основателем церкви и обители являлся Феодорит Кольский. Архимандрит Русской церкви. Один из первых просветителей лопарей (саамов).

Кандалакшский залив. Белое море


Кандалакшский залив. Белое море

Феодорит Кольский

Феодорит Кольский (1481, Ростов — 17 августа 1571, Соловецкий монастырь) — прославлен Церковью в лике преподобных. Личность достаточно примечательная. Нет источников, где он получил блестящее образование.

По настоянию Ивана Грозного, после принятия им царского титула, в 1557 году Феодорит был направлен в Константинополь. С особой миссией. Для российского самодержца важно было признание его титула восточными патриархами. Феодорит справился с возложенными на него поручениями. За что Грозным была дарована Феодориту неограниченная церковная власть. От которой подвижник отказался . И продолжил свою просветительскую деятельность на Русском Севере.

В конце жизни Феодорит Кольский удалился в Соловецкий монастырь. Где и похоронен после своей кончины.

Басаргин правёж в Кандалакше

В том, 1570 -м году после опричного разора прекратил своё существование Кандалакшский мужской монастырь.

Устье реки Нива. Старое поморское кладбище


Устье реки Нива. Старое поморское кладбище

Интервенция и набеги иностранных держав на Кандалакшский берег

За историю своего существования Кандалакша не раз подвергалась и нападению иноземных захватчиков. Так, в мае 1589 года шведские войска практически уничтожили Кандалакшу. А вновь отстроенная она разорялась шведско-финскими десантами в 1591 и 1598 гг. Во время Крымской войны на этот берег пытались высадиться отряды английского флота. Но местные жители отразили нападение врага.

Кандалакша в годы Советской власти

После октябрьских событий 1917 и, с начавшейся Гражданской войной на территории бывшей Российской Империи, на южный берег Кольского полуострова не раз высаживался десант стран Антанты. Погибшим соотечественникам в борьбе с силами интервентов в Кандалакше установлен памятник.

Памятник жертвам интервенции в Кандалакше


Памятник жертвам интервенции в Кандалакше

В 1920 г поселение было включено в состав Карельской трудовой коммуны. А в 1938 Кандалакше присвоен статус города. И в том же году Кандалакшский район вместе с районным центром выведены из состава Карельской АССР и вошли в состав Мурманской области.

В годы Великой Отечественной войны здесь действовал истребительный батальон Красной Армии и отряды самообороны.

В Кандалакше действует алюминиевый завод и небольшой морской порт. Город — крупный узловой железнодорожный узел.

В настоящее время в этом городе проживает около 30 тыс. жителей.

Польза, которой обладают лечебные грязи Палкиной губы, была официально доказана лишь в 1978 году. Однако уже не первое столетие сюда стекаются паломники из различных уголков страны, мечтающие избавиться от болезней. Во времена Великой Отечественной войны грязь использовалась для излечения раненых. Сейчас она активно применяется больницами и санаториями Мурманской области.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Верхний ярус сооружения выглядит как восьмистенный сруб, увенчанный куполом и восьмиконечным крестом. Массивное основание выполнено из дерева, имеет форму креста. Стены постройки украшены резьбой, на них изображены чешуя и кокошник. Площадь внутреннего зала составляет около 70 квадратных метров.

Никольская церковь находится в небольшом селе Ковда, также расположенном неподалеку от Кандалакши. Ее обязательно должны увидеть туристы, которые интересуются памятниками деревянного зодчества. К сожалению, исследователям не удалось выяснить дату постройки сооружения. Однако установлено, что церковь заняла место Никольского храма, о котором содержится информация в летописях, датируемых 15 столетием.

Никольская церковь имеет непростую историю. Религиозное сооружение было закрыто в 1960 году, в течение нескольких десятилетий оставалось заброшенным. Реставрационные работы были начаты еще в 1990-х, однако отсутствие финансирования не позволяло быстро завершить их. В настоящий момент храм уже обладает своим первоначальным обликом. Известно также, что сохранено приблизительно 70% подлинного строительного материала.

Поклонный крест на горе Крестовой — еще одна достопримечательность, которую стремятся увидеть все верующие туристы. Несложно догадаться, что свое наименование гора получила именно потому, что на ее вершине установлен крест. В 1915 году буря, охватившая Кольский полуостров, снесла изделие.

Новый Поклонный крест, высота которого составила около пяти метров, был создан только в 2006 году. Это случилось благодаря активистам, проживающим в Кандалакше. Изделие было создано из стали, что объясняет его вес, составляющий около 200 кг. На вершину горы стоит взобраться не только ради креста, но и ради красивейшего вида на город.

Какими еще достопримечательностями встречает туристов Кандалакша Мурманской области? На территории города и окрестностей очень много природных памятников. Один из них — серебряный рудник, находящийся на Медвежьем острове. Добраться до него можно только морем, к примеру, из Кандалакши. Однако на острове, к сожалению, запрещено высаживаться.

Серебряный рудник

Какими еще достопримечательностями встречает туристов Кандалакша Мурманской области? На территории города и окрестностей очень много природных памятников. Один из них – серебряный рудник, находящийся на Медвежьем острове. Добраться до него можно только морем, к примеру, из Кандалакши. Однако на острове, к сожалению, запрещено высаживаться.

Известно, что именно серебро, добытое на Медвежьем острове, пошло на чеканку первого российского рубля, произошло это в 1736 году.

IMG_7012.JPG

Кольский полуостров, Белое море, Терский берег: для многих Кандалакша стала символом, центром и первого, и второго, и третьего.

Можно возразить, что на Кольском полуострове немало городов покрупнее и поважнее, чем Кандалакша - но Кандалакша на юге, вокруг заповедник и старые поморские деревни, и природа более привычна, и многие туристы не едут дальше этой самой северной беломорской губы.
Хотя Кандалакша - далеко не самый загруженный порт Беломорского бассейна, это один из немногочисленных городов, расположенных непосредственно на берегу Белого моря. И как расположенный - в крайнем северо-западном углу.

Терский берег - самый русский край Мурманской области, самая старая обжитая часть региона, где поморы появились чуть ли не XII веке.
Кандалакша не центр этого района, центр - посёлок Умба в сотне километров восточнее; но Кандалакша - транспортный узел, "аванстанция" Терского берега, через который идёт связь этого изолированного места с Большой Землёй.
В 2004 году, когда я впервые попал в Заполярье, Кандалакша стала для меня самым крайним севером - и вокзальный туалет, вплоть до 2016 года бывший самым северным местом на земле, где я был, в первой половине 2000-х годов вполне оправдывал это почётное звание.

А в 2016 году Кандалакша, наоборот, после Мурманска, Териберки и Кировска, стала для меня настоящим югом - с полноразмерными соснами, привычными запахами и тёплым морем.

Причём море было тёплое не "по северным меркам", а по-настоящему - градусов 20 минимум: хотя к моему приезду аномальная 25-градусная жара, стоявшая две недели, уже закончилась, Белое море ещё даже не собиралось остывать.
Погода была пасмурная, но тёплая - что тоже очень редкое явление в таких высоких широтах.
Кандалакша - тоже заполярный город, но кого этим удивишь в Мурманской области; наверное, это самое ламповое Заполярье, которое только может быть: полярный день есть, полярной ночи нет.
Кандалакша даже более стара (начало XVI века), чем Кола - хотя это не вызывает особенного удивления, учитывая, что кандалакшский климат не так уж сильно отличается от более привычного нам климата Средней Полосы, а в Коле если не Арктика, то Субарктика уж точно.

В те далёкие времена вовсе не Мурманская железная дорога и тем более не федеральная трасса "Кола" были основными средствами связи с Кольским полуостровом - тогда, конечно, все плыли по морю, а потом по рекам. И Кандалакша была не ближайшим к Терскому берегу "островом цивилизации", а, наоборот, окраиной этой самой северной новгородской волости.

Конечно, транспортное значение у этого места было и тогда: по реке Ниве и через озеро Имандра проходит кратчайший водный путь из Белого моря к Коле и на Мурманский берег Баренцева моря.
И в устье реки Нивы появилась сначала деревня, потом церковь (основана тем самым Феодоритом Кольским, который положил начало Коле и вообще освоению окрестностей Кольского залива), потом монастырь.
Дальнейшая история Кандалакши была не то чтобы очень необычна для самого западного терского села: его разоряли то отечественные сборщики налогов, то соседи-шведы, то англичане.
В более спокойные времена поморская жизнь текла здесь спокойно и практически неизменно.

Вплоть до 1910-х годов, когда строительство порта Романов-на-Мурмане и железной дороги к нему преобразило весь Кольский полуостров. Кандалакша неожиданно оказалась в очень выгодном экономико-географическом положении - там, где пересекаются море, железная дорога и вдобавок река со значительным гидроэнергетическим потенциалом.

Уже в 1915 году, за год до открытия движения по железнодорожной магистрали, началось строительство пристани; село стало быстро расти, превратилось в посёлок, а в 1938 году, на первой волне советской индустриализации - в город. Тут появилась первая в Мурманской области гидроэлектростанция, а в 1951 году железнодорожно-портовый профиль города был разбавлен (или дополнен) алюминиевым производством.
В Кандалакше нет ни военно-морских баз, ни горнообогатительных комбинатов, ни тундры, ни лесотундры.

Как и Терский берег в целом, город имеет очень "немурманский" вид, и больше похож на обычный райцентр Поморья - железная дорога, немного морского порта, немного рыбы.

Недаром Кандалакша до конца 1930-х годов входила в состав Карелии.

Но, впрочем, Кандалакша выглядит лучше поморских городов где-нибудь в Карелии или Архангельской области: меньше бедности и разрухи, больше какой-то обустроенности и вообще жизни в её современном понимании.

Важная внешняя особенность: в отличие от той же Карелии, Мурманской области и вообще Севера в целом, в Кандалакше практически нет бараков.
Зато есть обычный для Карельской республики "приём ягод":

Кажется, город больше пострадал в постсоветское время, чем Мурманщина в целом: отсутствие градообразующих предприятий масштаба "Апатита" или "Североникеля", упадок судоходства и рыбной ловли.

Как результат, Кандалакша потеряла с начала 1990-х годов почти 40% населения - что много даже для российского Севера - и Русского, и мурманского.

Впрочем, Кандалакша с её более чем 30 тысячами человек остаётся пятым городом региона - после центрального Мурманска, военно-морского Североморска, индустриальных Апатит и Мончегорска.

Кандалакша необычна и своей пространственной структурой: три её основных района раскинулись по беломорскому берегу и долине реки Нивы на десятки квадратных километров, образуя практически равносторонний треугольник (примерно 8 на 8 на 8 км).
На контрасте с компактными жилыми районами практически всех городов Мурманской области (кроме Мурманска, пожалуй), жилая застройка Кандалакши состоит из четырёх обособленных друг от друга частей, три из которых основные (слившиеся исторический центр на юге и современный центр на востоке и в центре, и район алюминиевого завода, он же микрорайон Нива-3 на севере) и одна неосновная (посёлок лесозавода №6).
По Кандалакше сразу видно, что это крайний юг по-мурмански: здесь много частного сектора - в основном это старые кварталы, но есть и новая малоэтажная застройка.

Кандалакшский старый город находится на южном краю города в его современных границах - на стрелке у устья Нивы.

Старая Кандалакша была селом, а в наших условиях от старых сёл мало что остаётся.

Вот и здесь: Иоанно-Предтеченская церковь (изначально это была та самая церковь XVI века, но современное здание лишь немногим старше 10 лет), несколько старых изб.

И только истинно беломорская атмосфера - довольно крутой обжитой холм, с которого видна и порожистая мелкая речка, и сопки за ней, и портовые краны с другой стороны - позволяет почувствовать где ты находишься.

Прямо в городе, у реки, можно поставить палатку:

Лодки, какие-то лодочные сараи, коптильни - вся эта речная жизнь, давно закончившаяся в Средней Полосе, ещё продолжается на Севере:

А на самой оконечности полуострова старого города, на мысу - неожиданно, яхт-клуб:

Конечно, не Лазурный Берег и даже не Клязьминское водохранилище, но тем не менее.

За рекой Нивой, у подножия хребта Кандалакшских тундр тоже есть немного города.

Этот райончик называется "Японией"

На сельских улицах совершенно русского вида - только дома стоят чуть потеснее - ничего, кажется, не напоминает о далёкой восточной стране.

Это тоже часть старой Кандалакши, на самом деле; говорят, что такое название этому месту дали местные солдаты, вернувшиеся с Русско-Японской войны.

Всё больше внимания к деталям я замечаю в русской провинции:

Хотя ядро старого города рядом, через неширокую реку Ниву, на левобережье ведёт лишь один мост в паре километров от устья, и обходить неблизко.

Именно здесь, в теперешней Японии, в конце единственной местной Заречной улицы, рядом с устьем Нивы, стоял Кандалакшский мужской монастырь, основанный в XVI веке, разорённый в XVI и XVII и окончательно закрытый при просвещённой императрице Екатерине II.

Сооружённый в 1930-е годы, памятник имеет почти дореволюционный вид.

Если не обращать внимания на красную звезду, конечно.

Настоящий беломорский берег.

Не карельский берег, но и не баренцевский.

За заречной частью города, за Японией вскоре начинается довольно крутой подъём вверх - это выходят к городу и заливу сопки хребта Кандалакшских тундр, далеко не самого выдающегося и высокого, но от этого не менее фотогеничного малого горного массива Мурманской области. Напомню, что "тундра" в этих местах - традиционно это безлесная вершина горы; по высоко расположенным шапкам высотной поясности над Кандалакшей видно, насколько тут мягче климат, чем в том же Кировске: на беломорском побережье к 500-метровой высоте лес только еле-еле отступает.
Около города - вершины до 300 метров высотой, подальше на север и на восток кое-где они достигают и 500 метров, но виды с них почти одинаково потрясающи.
Соблазнившись такой перспективой, на одну из сопок я и полез - прямо от памятника жертвам интервенции.
Это Крестовая гора, ближайшая к городу - 300 метров над заливом.

Панорама прекрасна и показательна: на западе вся городская долина как на ладони.
Хорошо видна городская мазутная котельная недалеко от вокзала:

На юге - живописный Кандалакшский залив со своими бесчисленными заповедными и открытыми островами.

Самый красивый залив в Европейской России, я считаю.

Тут гораздо меньше скал, чем в Мурманске, но зато есть десятки островов, и невысокие лесистые горы.

А от моста через Ниву, и через перевал на Кандалакшских тундрах уходит дорога на Умбу, и на настоящий Терский берег за ней.

Дороги в Кандалакше, кстати, хорошие вполне по-мурмански:

На настоящем Терском береге я был, но в далёком 2004 году, в составе школьной научно-исследовательской экспедиции. Мы собирали аметисты на мысе Корабль, помогали реставрировать церковь в Кашкаранцах, изучали старые деревни и природу южного побережья Кольского полуострова; постараюсь рассказать об этом в следующем посте.
Я собирался поехать на Терский берег и в моё последнее пребывание в Заполярье - тогда бы мои впечатления об этом воистину заповедном месте были бы посвежее, но время поджимало, погода стремительно портилась - и в дополнение к упущенным мной Ловозеру и Ревде добавилась Варзуга. Поэтому за более-менее современным Терским берегом могу только отосласть к этому посту 2011 года.

К кандалакшскому историческому центру, который, подобно сибирским аналогам оказался на периферии города, примыкает порт.

Он невелик - через него проходит до 2 млн. тонн грузов в год - но выделяется своей динамикой даже на фоне других русских портов Арктического бассейна, наращивающих объёмы своей работы опережающими темпами.

Впрочем, эту динамику нельзя назвать стабильной: если в 2017 году отмечался устойчивый рост грузооборота порта, то в 2016 году, наоборот, отмечалось падение его загрузки.

Портовый комплекс вытянулся вдоль старого города Кандалакши и Беломорской улицы, внося своими кранами дополнительное разнообразие в и без того живописный кандалакшский пейзаж.

Почти вся Кандалакша отрезана от моря портовой железнодорожной веткой - в лучших традициях портовых городов.
Кандалакшская белая ночь образца 29 июля - это больше похоже на Питер, чем на настоящее Заполярье:

Вдоль порта между морем и рекой Нивой продолжается на север старый частный сектор, потом довольно резко переходящий в современный городской центр.

Общественно-деловой центр, так сказать.

Центральная площадь с как бы взлетающим танком:

"1941-1944" на постаменте боевой машины - не опечатка, а десйствительные годы присутствия немецких войск в этих места; впрочем, взять Кандалакшу и перерезать соверешнно незаменимую железную дорогу враг тогда так и не смог.

Самое (и единственное) красивое здание на ней - кинотеатр "Нива" конца 1950-х годов постройки:

Несколько кварталов позднесоветских пятиэтажек.

Заросший сквер с Ленином - немного в стороне, что правильно, как мне кажется.

На главной Первомайской улице, впрочем, есть и парочка послевоенных зданий - впрочем, не самых выразительных:

Есть и парочка бараков - но это не Архангельск, конечно.

Пешеходная инфраструктура - выглядит сурово, но не так уж безнадёжно:

Первомайская улица выходит прямо на Центральную площадь.

Видно, что центральные кварталы Кандалакши получили свой нынешний облик сравнительно недавно.

Атмосфера и оживление на центральных улицах напоминают скорее 50-тысячный город, чем 30-тысячный - сказывается положение Кандалакши как центра юга Мурманской области.

Кроме того, к городу явно тяготеет Лоухский район Карелии.
Центральная Кандалакша примыкает к железнодорожному вокзалу - при этом основной выход с вокзала расположен на противоположной от центра стороне.

По ощущению и - особенно - по количеству вагонов, станция кажется крупнейшей во всей Мурманской области. Не считая только самого Мурманска, пожалуй.

Хотя на станции Кандалакша непосредственно к магистральной железной дороге на Мурманск не примыкает никаких других линий, но в радиусе нескольких десятков километров такие примыкания есть.
Малодеятельная сейчас линия на Алакуртти подходит к железнодорожной магистрали на Мурманск южнее, у станции Ручьи-Карельские, а загруженная составами с рудой ветка на Ковдор соединяетя с основной железной дорогой севернее, около Полярных Зорь.
И обслуживание обеих этих линий, в принципе, производится через станцию Кандалакша, и её можно считать полноценным железнодорожным узлом.

С юго-запада от станции отходит целый куст промышленных подъездных путей - это и уже показанная выше в ветка в порт, и пути к локомотивному депо и алюминиевому заводу.

Зато на станции находится самое большое за Полярным кругом локомотивное депо, обслуживающее всю Мурманскую область и Северную Карелию - пожалуй, веская причина считать станцию Кандалакша вполне себе узловой.

Главная достопримечательность станции Кандалакша и вообще, на мой вкус, самое красивое здание в городе - это деревянный вокзал времён строительства линии, в стиле модерн.

Ещё одна типичная черта Мурманской области в не самом мурманской Кандалакше - обилие бездомных собак рядом с вокзалом; они были не агрессивны, но порой начинали проявлять повышенное внимание к прохожим.

И не только рядом с вокзалом, впрочем:

На вокзале виден размах российского внутреннего туризма.

Завокзальный (или привокзальный) район основной части города невелик, но в меру разнообразен.

В Кандалакше нет полноценного главного парка, зато много в меру цивильных лесопарковых зон; немало и скверов:

При такой растянутости городских жилх кварталов и микрорайонов неудивительно, что в Кандалакше есть внутренний автобусный транспорт: тут 3 маршрута, не считая ещё 6 пригородных.

Движение не то чтобы очень интенсивное, но жить можно:

Ну и вообще, наличие расписаний на остановках - огромный плюс; такоего не найдёшь не то что во многих районных, в некоторых региональных центрах России.

Вот южная конечная автобусной сети в старом городе, на безымянной площади у Предтеченской церкви:

Но все 3 основных автобусных маршрута так или иначе связывают центр города и самую удалённую часть Кандалакши, микрорайон Нива-3.

Этот микрорайон расположен в паре километров к северу, рядом с Кандалакшским алюминиевым заводом.

Пожалуй, это самая мурманская часть города. На горе, с красивыми видами, с ДК с колоннами и кварталами послевоенных двухэтажек.

Город в городе - тут даже есть своя главная площадь с тем самым ДК ("Металлург"):

И Ленин тут тоже свой - и более представительный, чем на Центральной площади:

Всё в неплохом виде - хотя дела у предприятия идут неважно.

Кианитовые месторождения центральной части Кольского полуострова, в том числе и под разработку которых (алюминиевая руда) в начале 1950-х годов строилась Кольская железная дорога, по причине остановки строительства этой самой железной дороги так никогда и не были освоены.
И Кандалакшский алюминиевый завод всю жизнь обречён работать на сильно привозном сырье - сначала из Пикалёва под Петербургом, а в последнее время всё большую часть составляет импортная алюминиевая руда (Испания). Понятно, что такая неудачная для КАЗа конфигурация месторождений отнюдь не снижает себестоимость его продукции.
Но пока единственный в своём роде заполярный алюминиевый завод вроде живёт: в 2014 году тут прошла модернизация, в 2017 году ещё одна.

Конечно, в заводском районе есть некоторый налёт откровенной нищеты и безнадёжности, как во многих русских городах и при более успешных предприятиях.

Но всё равно всё выглядит лучше среднего карельского или архангельского города.
А в третью часть города - посёлок лесозавода №6 западнее - я не попал, направившись из Нивы-3 пешком прямо на трассу "Кола".
Как и везде на Севере, дальнемагистральные асфальтированные автодороги появились в Мурманской области поздно, я бы сказал, особенно поздно. Только в 1960-е годы началось сооружение автодороги поперёк Кольского полуострова, от Мурманска до Кандалакши; в лучших традицихя эпохи Застоя этот участок будущей магистрали был открыт для постоянной эксплуатации только во второй половине 1970-х годов. А в начале 1980-х годов наконец доделали круглогодично проезжую дорогу через Карелию, соединив наконец для автотранспорта Мурманск с Питером, а заодно и с остальной частью страны.
Зато сейчас федеральная трасса "Кола" - одна из лучших в стране, и дело не только в превосходном в последние несколько лет дорожном покрытии.

Проложенная поздно, когда даже в Союзе автомобилизация превысила некоторые ничтожные показатели и уже было представление об автодорожной инфраструктуре, "Кола" обходит крупные (и некрупные) города стороной, имеет правильный радиус поворотов, оптимальный угол подъёмов и спусков.
А на съезде в Кандалакшу есть даже двухуровневая транспортная развязка; от неё я и продолжил свой путь на юг, и совсем скоро оказался в Глубокой Карелии.
Но сначала - в следующей серии - мы отправимся на настоящий Терский берег, 13-летней давности.

Читайте также: