Куда сходить в медвежьегорске

Обновлено: 04.10.2024

Медвежьего́рск (карел. Karhumäki [3] , Karhumägi ) — город (с 1938 г.) в Республике Карелия Российской Федерации. Административный центр Медвежьегорского района и находящегося в его составе Медвежьегорского городского поселения.

Населённый пункт возник как посёлок при станции Медвежья Гора (открытой в 1916 году и называющейся так до сих пор); название было дано по деревне Медвежья Гора, находившейся в 30 километрах от станции. В 1938 года посёлок Медвежья Гора был преобразован в город с названием Медвежьегорск [4] .

Город расположен на берегу Онежского озера в 152 км севернее от Петрозаводска в центральной части Республики Карелия на северо-западной оконечности Большой губы Повенецкого залива Онежского озера в устьях рек Кумсы и Вички. Он окружён живописными скалами и песчано-гравийными холмами, покрытыми хвойными лесами.

Медвежьегорск располагается на стыке границ орографических зон: к западу от него находится Онежско-Ладожский водораздел, к северу и северо-востоку — Онежско-Балтийский водораздел, к югу — Заонежский сельговый район, и по восточному побережью Повенецкого и Заонежского заливов — Восточно-Онежская равнина [5] .

Климат

  • Среднегодовая температура воздуха — 2,2 °C.
  • Относительная влажность воздуха — 79,9 %.
  • Средняя скорость ветра — 1,6 м/с.

Средняя температура в январе в Медвежьегорске, по нормам 1961—1990 годов, составляет −13 градусов, по новым нормам — −10.6 градусов. В летний период отмечаются белые ночи с середины мая по конец июля.

Предпосылки создания поселения

В 1914 году Российская империя вступила в Первую мировую войну, в связи с чем возникла необходимость в железной дороге к незамерзающим заливам Баренцева моря. В 1915 году началось сооружение Мурманского порта в Кольском заливе, двух небольших портов в Кеми и Сороке, а также железной дороги, которая должна была соединить Романов-на-Мурмане с Петроградом.

Постройка станции и посёлка

Станция Медвежья гора была построена на необжитом берегу Онежского озера. При станции появился одноимённой посёлок. В 1915 году на берегу озера была построена пристань. Материалы для строительства железной дороги стали доставляться водой из Петрограда не в Повенец, как раньше, а в будущую Медвежью Гору. В строительстве дороги в качестве наблюдателей участвовали офицеры из союзных России стран: Англии и Франции [7] . Также было построено временное здание депо.

В 1916 году, по проекту архитектора Р. М. Габе, было построено деревянное здание вокзала с шатровой крышей и шпилем. Здание это, с небольшими переделками, сохранилось до сих пор. В ноябре 1916 года пошли первые поезда. К этому времени при станции проживало уже 300 жителей, в двух посёлках — в Захарьевском и Железнодорожном. В административном отношении станция находилась на территории Повенецкого уезда.

Гражданская война

После Февральской революции и падения монархии в России в 1917 году началось обострение противостояния политических партий.

В ноябре 1917 года через Медвежью Гору прошёл первый поезд на Мурманск, тогда в ней насчитывалось 300 жителей. Некоторые из них работали на лесопильном и смолокуренном заводах, другие — в железнодорожных мастерских [8] .

В конце 1917 объявило о независимости Великое княжество Финляндское.

В марте 1919 года на станции Медвежья гора торжественно открыли красноармейский клуб имени Карла Либкнехта и Розы Люксембург.

Во время Гражданской войны 1918—1920 годов и интервенции с конца февраля до начала апреля 1919 года шли непрерывные бои на участке Сегежа — Медвежья гора. В мае 1919 года Медвежью Гору оккупировали английские интервенты. 23 мая они выбили отряды большевиков из Медвежьей Горы, после чего бои развернулись на подступах к станции Кяппесельга и в Заонежье.

Во время Гражданской войны и интервенции независимости потребовала и Северная Карелия, причём как от России, так и от Финляндии.

Советская власть

В июне 1920 года на населённых карелами территориях Олонецкой и Архангельской губерний была образована Карельская трудовая коммуна. В неё вошли город Петрозаводск и карельские волости Олонецкого, Петрозаводского и Повенецкого уездов.

Декретом ВЦИК от 20 сентября 1926 года утверждено и с 1 октября введено в действие новое административное деление Повенецкого уезда, по которому была образована Медвежьегорская волость с центром в посёлке при станции Медвежья Гора.

В 1927 году, в соответствии с декретом ВЦИК от 29 августа 1927 года о районировании в Автономной Карельской ССР, вместо ликвидированных уездов и волостей было образовано 26 административных районов, в том числе Медвежьегорский район [10] .

Строительство Беломорско-Балтийского канала. Медвежьегорск



В 1930 году советское правительство приняло решение о строительстве Беломорско-Балтийского канала. Административным центром стройки и Беломоро-Балтийского исправительно-трудового лагеря (Белбалтлага) стала станция Медвежья Гора и посёлок при ней.

Белбалтлаг включал в себя несколько предприятий, обеспечивающих строительство канала, на которых использовался труд заключённых. Одной из целей создания лагеря было перевоспитание трудом заключённых. Создание Белбалтлага послужило началом индустриализации, а затем и роста станции Медвежья Гора сначала в посёлок, а затем в город Медвежьегорск.

В Медвежьегорске действовали заводы по выделке кожи и пошиву обуви, производства комбината обрабатывали древесину на двенадцати лесопильных рамах, выпускали столярные изделия и мебель.

В 1930-годы население посёлка значительно увеличилось.

В 1938 году постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 сентября рабочий посёлок Медвежья Гора получил статус города с названием Медвежьегорск [13] .

В 1930-е годы в Медвежьегорском районе были закрыты 11 церквей.

Военные годы



22 июня 1941 года Германия начала боевые действия против СССР. Ранним утром 25 июня силы советской авиации нанесли авиаудар по территории Финляндии, которая предоставила свои аэродромы под базы Люфтваффе. После этого Финляндия, будучи союзником Германии, также вступила в войну против СССР.

В августе 1941 года из Медвежьегорска в Беломорск было эвакуировано Управление ББК и техучастков.

11 декабря, после отступления всех частей Красной армии, советские подрывники взорвали последний шлюз канала. Вода из водораздельного бьефа свободно сливалась в Онежское озеро через посёлок Повенец, который был почти полностью уничтожен потоком. Линия фронта остановилась на Беломорско-Балтийском канале, фарватер которого стал своего рода нейтральной полосой.

В январе 1942 года советские войска провели Медвежьегорскую наступательную операцию. Существенно потеснить финские силы не удалось, но в результате операции медвежьегорская группировка противника оказалась вынуждена ввести в бои все имевшиеся резервы и не смогла предпринять наступательных действий в кампании 1942 года.

В 1942 году командующим финской армией Густав Маннергейм отдал приказ о начале строительства долговременного рубежа на Масельском перешейке.

К середине 1944 года финская армия создала прифронтовой Медвежьегорский рубеж обороны, который перехватывал перешеек между озером Сегозеро и Повенецким заливом Онежского озера.

Медвежьегорск и подступы к нему были превращены в мощный и глубоко эшелонированный узел обороны. Были построены две линии: передовая — в основном, полевого характера (в непосредственной близости от линии фронта) — и основная долговременная, на удалении от линии фронта от 10 до 20 км. Передовая линия, выдвинутая с Масельского перешейка и основной рубеж, расположенный в самом узком месте перешейка, соединили берега двух озёр по кратчайшему расстоянию. На всех господствующих высотах с севера, северо-востока и северо-запада от города были построены 11 опорных пунктов с огневыми точками, прикрытыми проволочными заграждениями и минными полями. На 1 км фронта медвежьегорского укрепрайона приходилось по 4-5 дотов и несколько дзотов.

В июне 1944 года советские войска начали наступление в Карелии. 21 июня началась Свирско-Петрозаводская операция — после артподготовки части 313-й дивизии форсировали Беломорско-Балтийский канал. Преодолевая сопротивление противника, войска армии за первый день продвинулись на 14-16 км по всей 70-километровой полосе наступления. Солдаты дивизии обошли посёлок Повенец с севера и северо-запада, овладели им и стали продвигаться на Медвежьегорск. В тот же день к Медвежьегорску подошли войска 32-й армии Карельского фронта (в составе 313-й, 176-й и 289-й дивизий), однако попытка взять город лобовой атакой сходу не удалась. Советские войска овладели городом к вечеру 23 июня 1944 года [14] .

Послевоенный город

В августе 1944 года, после освобождения Медвежьегорска, в городе вновь было создано Управление Беломорстроя НКВД. Основной задачей было восстановление Беломорско-Балтийского канала, взорванного перед отступлением советских войск в 1941 году и окончательно разрушенного во время войны, так как линия фронта проходила по трассе канала. Требовалось полностью восстановить 1—7-й шлюзы Повенчанской лестницы, плотины, водоспуски. Общая стоимость восстановительных работ составила около 100 млн рублей, объём земляных работ — 1706 тыс. м³, бетонных — 41 тыс. м³. 12 декабря 1944 года Государственный комитет обороны СССР постановил ввести канал в эксплуатацию летом 1946 года.

Первоначально основной рабочей силой стали мобилизованные румыны — жители Черновицкой области. 19 и 22 августа в Медвежьегорск прибыли два этапа численностью 3600 человек. В октябре — третий этап (261 человек), а затем небольшими группами: греки, болгары, кабардино-балкарцы. В мае 1945 года начались строительные работы по восстановлению канала. В декабре 1945 года из петрозаводского спецлагеря прибыли 445 бывших советских военнопленных в Финляндии [15] .

16 июня 1946 года канал был восстановлен, прошёл первый пароход.

30 июля 1953 года был введён в эксплуатацию Медвежьегорский хлебозавод [17] .

В 1956 году была открыта Медвежьегорская школа-интернат, которой было присвоено имя С. М. Кирова.

Численность населения
1931 [19] 1939 [20] 1959 [21] 1967 [19] 1970 [22] 1979 [23] 1989 [24] 1992 [19] 1996 [19]
3900 ↗ 12 108 ↗ 15 824 ↗ 17 000 ↗ 17 465 ↗ 20 300 ↗ 20 373 ↘ 20 200 ↘ 19 300
1998 [19] 2000 [19] 2001 [19] 2002 [25] 2003 [19] 2005 [19] 2006 [19] 2007 [19] 2008 [19]
↘ 19 000 ↘ 18 400 ↘ 18 000 ↘ 17 283 ↗ 17 300 ↘ 16 600 ↘ 16 200 ↘ 16 000 ↘ 15 700
2009 [26] 2010 [27] 2011 [19] 2012 [28] 2013 [29] 2014 [30] 2015 [31] 2016 [32] 2017 [33]
↘ 15 446 ↗ 15 533 ↘ 15 500 ↘ 15 160 ↘ 14 958 ↘ 14 833 ↘ 14 647 ↘ 14 520 ↘ 14 446
2018 [34] 2019 [35] 2020 [36] 2021 [2]
↘ 14 340 ↘ 14 249 ↘ 14 091 ↘ 13 841

На 1 января 2021 года по численности населения город находился на 811-м месте из 1116 [37] городов Российской Федерации [38] .

В Медвежьегорске находятся все представительные, исполнительные и судебные органы власти Медвежьегорского района. Администрация и Совет Медвежьегорского района расположены в здании на улице Кирова.

Медвежьегорский районный суд имеет два судебных участка (№ 1, № 2) и две должности мировых судей [39] .


В Медвежьегорске действует железнодорожная станция Медвежья Гора Октябрьской железной дороги.

На станции ежедневно останавливаются транзитные поезда, идущие из Мурманска и в Мурманск.

Рядом с железнодорожной станцией находится автостанция. С неё отправляются автобусы на Петрозаводск.

Работают несколько городских автобусных маршрутов [43] .

В Медвежьегорском детском доме живут и обучаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей [44] .

На улице К. Либкнехта находится Медвежьегорский техникум [45] .

Противотуберкулезный санаторий. Открыт в 1925 году [46] .


Список примеров в этом разделе не основывается на авторитетных источниках, посвящённых непосредственно предмету статьи или её раздела.

Добавьте ссылки на источники, предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, а не отдельные элементы списка. В противном случае раздел может быть удалён.
Эта отметка установлена 12 декабря 2020 года.



Карелия это не на величие Беломоро-Балтийского канала, массовые захоронения Сандармох, финские укрепрайоны, Узкие, Повенец или Шуньга с Космозером, это природа. Лучшее время для посещения этих мест - август, комаров уже нет, но еще не так холодно. Наш плацкарт Москва-Мурманск состоял на 80% из туристов с байдарками, каяками, палатками, велосипедами.

Мы путешествовали на велосипеде. Прошли более 350 км. Рассчитывали больше, но пришлось сократить по двум причинам: на первоначальном маршруте дорога оказалась не проезжей, в один из дней лили дождь. Двигаться было невозможно.













Остатки постройки "типа сортир", как иллюстрация того, что почти все сделанное человеком все в этих местах быстро становится природой. Заброшенных строений как жилых, так и хозяйственных по лесам разбросано много.



Как я сказал раньше, попытка пройти по запланированному в Москве маршруту сорвалась. Дорога оказалась размыта и заброшена. Не смотря на век GPS и Глонас в нашей стране существует большая проблема с картами и маршрутами. Местные турбюро этими вопросами не занимаются.

В Европе существуют карты маршрутов, они обозначены на местности. В России нет ни карт, ни обозначения маршрутов. Навигатор и карты автодорог не помогают - пешему или вело туристу неинтересно, неудобно и опасно ездить по дорогам с машинами. Большинство туристов пытается пользоваться старыми военными картам, но они 30-летней давности. В некоторых случаях спасает спутник, если он есть для этой местности в хорошем разрешении, что редкость.

На фото мой боевой конь. Стандартная модель недорого Старка 2004 или 2003 года, но с глубокой модификацией. Крутых велосипедов у туристов я не видел. Что-то высокотехнологичное в поход брать опасно - сложно чинить. Кстати, обычные проблемы в походе - проколы и поломанные багажники.

Медвежьегорский

Общая площадь территории района составляет 13,7 тыс. кв. км. Медвежьегорский район обладает рядом особенностей, которые в туристском отношении выгодно выделяют его среди других районов Карелии. Сюда относятся:

разнообразие природно-ландшафтных комплексов, многие из которых весьма специфичны и представляют несомненный туристский интерес;

богатство памятников истории, архитектуры, археологии, искусства (включая знаменитые "Кижи"), по обилию которых район значительно превосходит другие районы Карелии;

Природные особенности района

По характеру рельефа территория Медвежьегорского района делится на четыре орографических зоны, что определяет его чрезвычайную расчлененность и многообразие геоморфологических форм. При этом сам Медвежьегорск располагается на стыке границ всех орографических зон: к западу от него находится Онежско-Ладожский водораздел, к северу и северо-востоку - Онежско-Беломорский водораздел, к югу - Заонежский сельговый район и по восточному побережью Повенецкого и Заонежского заливов - Восточно-Онежская равнина.

Для водораздельных территорий характерно большое количество порожистых рек и глубоководных озер, для Заонежья - частое чередование вытянутых губ, заливов, озер и длинных узких скалистых гряд со строго выдержанной ориентировкой с северо-запада на юго-восток. Орографическая структура Заонежского полуострова не повторяется ни в России, ни в Европе, и уже только поэтому может представить огромный интерес для туристов. Этот интерес может только усилиться при знакомстве с южной, шхерной частью Заонежья, представляющей собой скопление заливов, мысов и многих сотен больших, малых и крошечных островов ("карельская Эллада" - по восторженному высказыванию одного из ученых-путешественников).

Говоря о Заонежском полуострове, нельзя не отметить и такую его особенность, как наличие выходов на поверхность минеральных вод.

Широкую известность получили три источника:

    , целебными свойствами которого местные (и не только) крестьяне пользовались еще за 100 лет до открытия марциальных железистых вод; , почитавшийся как "святой", к которому тянулись паломники чуть ли не со всей России - его целебные свойства подтверждены в наши дни клиническим путем; , необычное название которого объясняется чрезвычайно высокой степенью минерализации (до 4 г/л) - по преданиям, в том числе и письменным, крестьяне когда-то вываривали из этой воды соль.

Подземные воды повышенной степени минерализации разного химического состава вскрыты рядом гидрогеологических скважин. Открыто три типа минеральных вод: железистые, радоновые, соленые хлоридно-натриевые.

В последние годы научно доказаны водоочищающие свойства шунгитов, широко распространенных по всему Заонежью и нигде более не встречающихся. Подземные воды, перемещаясь в трещиновых зонах шунгитовых пород, приобретают специфические целебные свойства и могут быть источником высококачественной питьевой воды. Всего в Заонежье открыто до 40 родников. Больше половины из них находятся между губами Уницкая и Святуха.

Наличие в Заонежье источников целебных и питьевых вод в сочетании с красотой природных ландшафтов и хорошей экологической обстановкой создает реальные предпосылки для создания здесь со временем туристско-оздоровительного центра национального масштаба.

Восточное побережье Онежского озера имеет равнинный характер. Здесь развиты прекрасные сосновые боры, обильные ягодами и грибами. В береговой зоне нередки обширные песчаные пляжи, длинные полуострова - косы и уютные губы-заливы. Это отличные места для организации стационарного отдыха.

Исключительное разнообразие природных комплексов района обусловило выделение значительного числа территорий или объектов, обладающих повышенной природоохранной, познавательной или научной ценностью и получивших поэтому охранный статус. Своим числом они значительно превосходят аналогичные объекты в других районах республики.

Историко-культурный потенциал

Территория Медвежьегорского района отличается многовековой, насыщенной событиями историей. Древнейшим населением района были саамы (лопари). Память о них сохранилась в народных преданиях и топонимах - местных географических названиях. В конце I - начале II тысячелетия новой эры здесь появились древние вепсы и карелы, а в XIII-XIV веках - славяне и прибалтийские финны. Колонизация края проходила мирно, что вело к совместному проживанию представителей разных национальностей и постепенной их ассимиляции. К настоящему времени сформировалось две основных локальных группы населения - русских заонежан и сегозерских карел.

Археологи прослеживают историю района вплоть до Х тысячелетия до н.э. К наиболее известным археологическим объектам относятся комплекс могильников на острове Южный Олений (средний каменный век), где найдено много бытовых предметов древнего человека, и многочисленные (свыше 50) древние, на разных этапах развития, поселения близ дер. Пегрема. Здесь раскопана древнейшая в Европе мастерская по обработке меди, найдены клады кварцевых и сланцевых орудий, предметы материальной и духовной культуры; найден самый древний миф "О мировом древе", насчитывающий 5 тыс. лет.

Богат Медвежьегорский район и выдающимися памятниками архитектуры. Это - старинные дома, амбары, мельницы, часовни, церкви. Разбросаны они по всему району и представляют разные века. Наиболее известными памятниками являются "самая народная" церковь в Челмужах (XV в), церкви Варвары в Яндомозере (XVII в), Николы в Вегоруксах, Александра Свирского в Космозере, уникальные часовни во многих деревнях. Нередки здесь и великолепные самобытные крестьянские дома - комплексы, не имеющие аналогов в отечественном и мировом культурном наследии. В ряде случаев созданы целые ансамбли разнообразных деревянных строений. К числу их относятся, в частности, архитектурный комплекс в селе Сельги, начавший формироваться еще в XVI веке и представляющий прекрасный памятник строительного искусства сегозерских карел.

В Медвежьегорском районе находится и всемирно известный Кижский погост, включенный в список охраняемых ЮНЕСКО наиболее выдающихся памятников цивилизации.

В целом, Медвежьегорский район по числу культурно-исторических объектов уверенно занимает первое место среди всех других районов Карелии. По данным Санкт-Петербургского института "Урбанистики", занимавшегося в 1992-93 г.г. инвентаризацией памятников Республики Карелия, доля культурного наследия Медвежьегорского района составляет 19,5%. В совокупности это 240 памятников архитектуры, 65 - истории и искусства, 372 - археологии, целый ряд достопримечательных мест и историко-культурных комплексов. Такому богатству могут позавидовать иная губерния или государство. Для сравнения - доля памятников на территории Сортавальского горсовета, занимающего по их числу второе место, в полтора раза ниже, Пудожского района, стоящего на третьем месте - ниже в 2 раза.

Наступила пора более бережного отношения к своему культурному и природному наследию - его охрана может быть действенной только при условии использования в общественных целях. Пришло понимание того, что туризм также необходим для продления жизни памятников, как и они необходимы для развития туризма.

Особенностью Медвежьегорского района является и высокая насыщенность историческими событиями, многие из которых переплетаются с историей всей России:

  • через территорию края проходили торговые пути древних новгородцев в их устремлении на Север, к Белому морю; позже по этим местам прошла знаменитая "Осударева дорога", а в новейшее время - не менее знаменитый Беломорско-Балтийский канал;
  • здесь формировались одни из первых на севере России монастырей;
  • здесь "отбывала" ссылку мать первого российского царя из рода Романовых - инокиня Марфа;
  • в смутное время здесь терпели поражения от рук местных крестьян последние польско-литовские отряды, перешедшие на службу к шведам;
  • здесь появились первые на севере медные и железоделательные заводы и вспыхивали крестьянские восстания;
  • здесь возникло и просуществовало два века знаменитое "Выгорецкое общежительство" - центр российского раскольническогo движения;
  • здесь, в Заонежье, начиная с XVII в дважды в год проходили крупные Шуньгские ярмарки, на которые съезжались купцы не только из соседних губерний, но и Москвы, Новгорода и со всей Олонии;
  • наконец, по территории района проходили "крайние" фронтовые рубежи во времена гражданской и Отечественной войн.

Особую роль сыграло Заонежье в истории национальной культуры. Именно здесь были записаны лучшие тексты сотен древнерусских былин, исторических песен и причитаний. Имена выдающихся заонежских сказителей Т.Г. Рябинина, В.П. Щеголенка, И.А. Касьянова, И.А. Федосовой стали хрестоматийными; песенные традиции живы в районе и поныне.

Огромный природный и культурно-исторический туристский потенциал района дополняется выгодами его географического положения и транспортной доступностью. Располагаясь в средней части Карелии на северных берегах Онежского озера, район одинаково доступен как со стороны границы, через Вяртсиля - Петрозаводск, или Костомукшу - Сегежу, так и с южных и северных регионов России по железной, автомобильной дорогам и водным транспортом по системе Волго-Балтийского и Беломорско-Балтийского каналов и соединяющих их рек и озер. В туристском плане водный путь представляется особенно перспективным, т.к. он связывает в единую цепь такие популярнейшие туристские объекты мирового звучания, как Валаам , Кижи и Соловки .

Нелишне вспомнить, что Медвежьегорск включен в международный маршрут "Голубая дорога туризма", связывающий Норвегию, Швецию, Финляндию и Россию (Карелию и Архангельскую область).

Таким образом, Медвежьегорский район в туристском отношении не только чрезвычайно перспективен для организации здесь самых разнообразных форм культурно-познавательного, экологического, спортивного и научного туризма, но и находится в наиболее выгодном "геополитическом" положении по сравнению с любыми другими районами Карелии. И то что туризм здесь в настоящее время совершенно не развивается (Кижи замыкаются только на Петрозаводске) - нонсенс, трудно поддающийся пониманию. Несомненно, такое положение является ненормальным и в ближайшее время должно быть изменено.

Ретроспективный анализ туристской деятельности, инфраструктуры туризма и пути его развития

Начиная с 70-х гг. в Медвежьегорске функционировало Бюро путешествий и экскурсий, входившее в систему профсоюзного туризма. Сфера деятельности Бюро была довольно разнообразной: оно занималось практически всеми видами и формами экскурсионного культурно-познавательного туризма (по городу, к сегозерским карелам, по местам боевой славы, на объекты ББК, по достопримечательностям Заонежья, в Кижи); водноспортивным туризмом (сплавы на байдарках, походы на шлюпках по Заонежью) организацией лыжных маршрутов. В Бюро имелись хорошо подготовленные кадры экскурсоводов и инструкторов походов, но практически полностью отсутствовала собственная материально-техническая база (исключение- туристское снаряжение и инвентарь). Обслуживались преимущественно невзыскательные отечественные туристы. Тем не менее ежегодно район посещало (помимо Кижей) до 20 - 30 тыс. туристов.

Территория Медвежьегорского района "исторически" делится на три части: северо-западную - Сегозерье, северо-восточную - Выгореция (зона ББК), южную - Заонежье. В каждой из них может и должен создаваться свой турпродукт.

В туристском Сегозерье, центром которого могут быть Паданы или Сельги, основу туриндустрии должен составить показ материальной культуры, традиций и обычаев местных карел, представляющих этнолокальную группу между северными (калевальскими) и южными (олонецко-пряжинскими) карелами, испытавших к тому же сильное культурное влияние со стороны русских заонежан. Другой составляющей местного продукта может стать водно-спортивной туризм - сплав на плотах или байдарках по порожистым рекам и красивым, богатым рыбой, озерам. Могут быть предложены маршруты любой категории сложности. Уже сейчас известностью пользуются реки Волома (120 км, 20 порогов, 9 озер), Тумба (120 км через оз. Селецкое), Поруста (70 км, 20 порогов), Остер и Кумса. По последней в большую воду можно сплавляться до Медвежьегорска. Долины названных рек очень живописны. Здесь много озовых гряд, камов, выходов скальных пород.

В этой части района находится и удивительное родниковое озеро Талая Лампи, отличающееся повышенной температурой воды, степенью минерализации и исключительной прозрачностью. Со временем оно может стать объектом туристского паломничества, как и безымянный водопад с высотой падения около 10 м, находящийся близ оз.Елмозеро.

Территория, которую условно можно назвать Выгорецией, представляет интерес своей историей и может быть разделена на две части: зону р.Выг и зону ББК. Если первая из них представляет интерес своими памятниками, связанными с расколом православной церкви, то вторая - техническими объектами ББК, подчас уникальными, и трагической историей Белбалтлага ОГПУ, оставившего после себя не только канал, но и лагеря (некоторые из них сохранились и могут стать объектами показа туристам), административные и общественные здания. В свое время была разработана специальная экскурсия - "Лестница к Белому морю", которая безусловно должна быть возрождена. Территория Выгореции интересна также для организации пешеходных маршрутов (по раскольничьим скитам) и сплава по рекам Верхний Выг - от Сергиево до Выгозера через три мощных каскада порогов, и Немина - до Челмуж.

На сайте собраны лучшие фото Медвежьегорск - его природы, зданий, улиц и жителей. Фото история города Медвежьегорск.

ст.Медвежьегорск 2004 год, Медвежьегорск

Бараки Медвежьегорска, Медвежьегорск

Здание управления ФГУ

Медвежьегорский вокзал, Медвежьегорск

Привет, есть красивые фотографии города Медвежьегорск ?

Красивый вокзал

Медвежьегорск, Медвежьегорск

Паровоз на вокзале в Медгоре, Медвежьегорск

Медгора. Центральная площадь, Медвежьегорск

Медвежья гора, Медвежьегорск

Medvejegorsk, Медвежьегорск

The hill, Медвежьегорск

Управление Беломорско-Балтийского комбината НКВД СССР, Медвежьегорск

Медвежьегорск, Медвежьегорск

База отдыха, вид с берега, Медвежьегорск

Дождливо, Медвежьегорск

МЕДВЕЖЬЕГОРСК, Медвежьегорск

МЕДВЕЖЬЕГОРСК, Медвежьегорск

герб медвежьегорска, Медвежьегорск

evening mist 2, Медвежьегорск

МЕДВЕЖЬЕГОРСК, Медвежьегорск

Центр города, Медвежьегорск

Пляж, Медвежьегорск

фонтан у тц медвежегорск, Медвежьегорск

Вид на озеро с 5 этажа, Медвежьегорск

warm evening 4, Медвежьегорск

Медвежьегорск_Перекресток Петрозаводск-Пудож, Медвежьегорск

Медвежьегорск_ мост на ул.Советской, Медвежьегорск

warm evening 6, Медвежьегорск

graphic art 1, Медвежьегорск

warm evening 1, Медвежьегорск

Республика Карелия,город Медвежьегорск , оз. Онежское, Медвежьегорск

вокзал, Медвежьегорск

Станция Медвежья гора, Медвежьегорск

порт, Медвежьегорск

р. Кумса, Медвежьегорск

Мэрия, Медвежьегорск

graphic art 3, Медвежьегорск

Железнодорожный вокзал города Медвежьегорска - Railway station in Medvezhegorsk, Медвежьегорск

ул. Дзержинского, Медвежьегорск

в порту, Медвежьегорск

ул. Дзержинского, Медвежьегорск

берег Онеги, Медвежьегорск

Танк, Медвежьегорск

кинотеатр Дружба, Медвежьегорск

гора, Медвежьегорск

Evening. August. Onego. 3, Медвежьегорск

Поделись информацией о альбоме фотографий Медвежьегорск - помоги собрать больше фотографий твоего города!

Комментарии к фото города Медвежьегорск а также поиск друзей, воспоминания о жизни в Медвежьегорск

В комментариях вы можете поделится воспоминаниями о Медвежьегорск, найти друзей, сослуживцев и одноклассников из Медвежьегорск

Читайте также: