Куда сходить в москве музей пушкина

Обновлено: 19.09.2024

18 октября ГМИИ им. А. С. Пушкина открывает новую экспозицию своего собрания старых мастеров. Французский дизайнер и сценограф Патрик Уркад переделал шесть залов первого этажа главного здания — византийского искусства, искусства Германии и Нидерландов XV–XVI веков, Фландрии и Голландии XVII века, живописи Рембрандта и его школы

Патрик Уркад снес выгородки в галереях первого этажа, открыл вид на историческое пространство музея, перекрасив его в серый цвет, отказался от цветового зонирования по школам, приема, которым в музее пользовались едва ли не с 1924 года, когда была открыта картинная галерея, и перевесил работы.

За свою карьеру Парик Уркад совершил немало головокружительных кульбитов. Специалист по искусству Ренессанса, автор выставок в садах Долины Луары и Версаля, Уркад работал в парижском Vogue, сотрудничал с Хельмутом Ньютоном и Ги Бурденом, собирал старых мастеров в коллекцию Карлу Лагерфельду, а теперь придумал новую экспозицию и фирменный серый цвет для Пушкинского музея. Forbes Life выяснил зачем.

— Как вы оказались в Пушкинском музее в первый раз?

— Как вы начали сотрудничать с Пушкинским музеем?

— И Пушкинский на это согласился?

— Хранители, конечно, были в легком ужасе, но музей был счастлив. Пока эту идею отложили.

— В чем сейчас заключается ваша идея изменения выставочного пространства Пушкинского музея?

— Пушкинский музей — это неоклассическая архитектура, созданная Романом Клейном и Иваном Рербергом. Большие залы, монументальная парадная лестница. Пространство прямоугольное, тут вам не волнистые фантазии архитектора Фрэнка Гери в Fondation Louis Vuitton. Революционной находкой архитекторов был свет, большая часть крыши в Пушкинском стеклянная. Крышу, конечно, нужно переделать во время реконструкции.

Я пытаюсь вернуть заслуженное внимание старым мастерам, выставленным в залах первого этажа. Возродить логику, связывающую пространство и свет. Благодаря подчеркнутой простоте и ритмичности архитектуры работы будут легко читаться, тем самым подчеркивая логику стоящей за ними архитектуры света. Например, мы сделали открытие, что один из залов, в котором выставлено средневековое немецкое искусство и который расположен наполовину в подвале, на самом деле очень светлый. Стоило лишь освободить пространство зала от выгородок.

— Кем вы чувствуете себя в музее? Сценографом, художником, режиссером?

— Как говорят политики, хороший вопрос. Ответ простой — я и тот, и другой, и третий. Это у меня с детства, ребенком я постоянно менял мнение, чем немало огорчал своих родителей. В итоге я стал историком искусства, а потом ушел в Vogue. Надо сказать, что знакомство с Карлом Лагерфельдом пошло мне на пользу. Я наблюдал, как на своем пианино Лагерфельд наигрывал различные мелодии, одну для Fendi, другую для Chanel, еще одну для Lagerfeld. Так и у меня одна нога в производстве и технических деталях, а другая — в музеологии.

Периодически мне приходят письма из музея с описанием технических проблем здания, например, что-то не так с системой труб, и эти проблемы тоже надо решать. Что же касается музеологии, это другая история. Хранители выбирают работы. У нас, к примеру, есть варианты А, Б и В. В — это то, что мы бы не взяли в экспозицию, А — это то, что надо брать обязательно, и Б — если у нас хватит места, можно повесить. Правило простое, но облегчает выбор. Не стоит забывать, что выставленные работы часто представляют лишь малую долю коллекции. Например, в Лувре показаны лишь около 10-20%.

— Получается, выбор работ делали не вы?

Я собирал коллекцию старых мастеров для Карла Лагерфельда (продана в 2000 году на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за $7 млн. — Forbes Life). Изначально мы вешали работы на стену одна к другой, так как это было принято у коллекционеров прошлого. Но потом, когда я разрабатывал сценографию, задумался о том, как заострить внимание зрителя: вот, посмотрите, здесь есть что-то, вот на это стоит обратить внимание. То есть зрителя надо вовлечь в игру. Так появилась система модулей, архитектурных единиц. Ее задача — позволить увидеть работы малого и среднего формата. Когда мы находимся перед небольшой стенкой, где на выступающей поверхности в небольшой нише размещена работа, у нас создается впечатление, что мы можем взять эту картину в руки.

Что касается взаимодействия с картиной, в эпоху Возрождения были большие коллекции и было два типа заказов, религиозные и частные. Для частных заказчиков писали портреты, которые их владельцы, конечно же, брали в руки. В различных студиоло картины были выставлены так, что их можно было взять в руки, ими манипулировали. Сегодня предложить публике взять картину в руки — это что-то немыслимое.

— Каким будет свет в Пушкинском музее?

— Мы не можем направлять напрямую дневной свет в залы. Сейчас меняем шторы, потому что был сделан выбор в пользу серых, а я думаю, что нужны белые шторы, которые подчеркнут широту пространства.

То освещение, что есть сейчас, следует заменить. Нужен активный меценат, который взял бы в свои руки этот процесс в музее, предстоит большая фундаментальная работа.

— Какой идее подчинена экспозиция?

— Сохраняется хронология, и появляются эффекты. Чтобы посетитель не заскучал, надо поддерживать его присутствие духа. В большом зале, посвященном итальянской школе, где висят Гварди и великие классики, я хочу сохранить пространство большой галереи, отличительной черты великой итальянской живописи, а напротив создать собрание модулей. Для трех картин, несколько в отдалении, я придумал некое подобие пирамиды, которая подчеркнет грандиозность галереи и в то же время позволит создать иллюзию того, что картину можно взять в руки. Что же касается организации, то правил здесь нет. Модули в разных залах будут организованы по-разному, в зависимости от желаемого эффекта. У системы модулей есть и образовательная, и эстетическая сторона.

— Сколько времени у вас ушло на проект?

— Мы работали начиная с весны. Некоторые залы, как и некоторые коллекции, я открыл для себя раньше других. Моей идеей было унифицировать пространство. А хранители коллекций хотели сохранить соответствие между цветами стен залов и выставленными в них школами. В августе мы все-таки пришли к согласию и решили утвердить единый серый цвет Пушкинского, как серый Dior. Серый визуально увеличит пространство музея, доведет его до бесконечности — в этом прелесть.

— Можно ли сказать, что новая сценография должна привлечь зрителя в музей? Заставить его прийти в то время, когда появляется все больше возможностей в музей не ходить, особенно с появлением GoogleArts?

— Музей — такая же прогулка, как и любая другая. Как прогулка в саду, только вместо цветов мы смотрим на картины, или скульптуры, или другие объекты. В музей приходит много разных посетителей. Есть много посетителей, которые любят Пушкинский, ходят туда с детства и чувствуют себя как дома. Я не хотел бы шокировать этого зрителя, но я хотел бы вернуть ему удовольствие новизны, заново показать ему пространства музея.

Есть те, кто приходит в Пушкинский музей в первый раз. В трех из четырех случаев их внимание притягивают очень классические вещи. Например, парадная лестница с ее колоннами — не предмет искусства, а предмет архитектуры.

Есть множество молодежи и детей, которым нужно помочь создать представление о музее как о месте привлекательном, доставляющем удовольствие и на подсознательном уровне приучить взгляд. Не стоит забывать, что глаз современной молодежи сформирован цифровыми технологиями, всеми этими бесконечными играми с фотографией. И это надо учитывать. Понятно, что завтра цифровая форма не исчезнет.

Я француз до мозга костей. Мы любим Декарта и множество весьма классических вещей, но в то же время понимаем сумасшествие

Приведу пример. В маленькой деревне на западе Франции, где родился мой отец, я каждый год на 14 июля организую конкурс фотографии для всех жителей региона. Мы получаем порядка ста фотографий. В последний раз самому юному фотографу было семь лет, самому взрослому 87, чтобы сделать фотографию, он залез на крышу дома. Не было ни одной неудачной фотографии, по той простой причине, что сегодня, с доступными нам аппаратами, фотография не может не удасться, она снимает себя сама. Самое интересно в этом конкурсе — наблюдать, как работает взгляд. Я провожу этот конкурс последние шесть лет, и фотографии постоянных участников становятся лучше из года в год.

Дети снимают совсем не то, что снимают взрослые. Обычно ребенок интересуется деталями. У детей нет глобального видения мира, зато ребенок видит то, что взрослые не увидят. Надо, чтобы музей стремился к тому же. Прежде чем учить, что такое итальянская школа, испанская, английская, надо образовывать глаз, взгляд. Надо отдать должное дирекции Пушкинского музея, изменения, которые они проводят, помогут сделать шаг вперед, в сторону образования зрительского взгляда.

— Вы принимаете во внимание такую категорию, как инстаграмность?

— Как вы думаете, откуда у русских такая страсть ко всему французскому? К кухне, искусству, моде?

Для меня русские — народ сильных страстей, во всяком случае я так его вижу. Я люблю русскую музыку. Стравинский, на мой взгляд, наиболее современный из всех композиторов. И я отлично понимаю великих русских коллекционеров, Морозова и Щукина. Они как Екатерина Великая. У русских очень рано появилось целостное видение искусства. Это было абсолютное видение, они захотели поглотить искусство. У американцев интерес к искусству был рассудочным, периодически даже снобским, а у русских — глубинный, безрассудный.

— И это же заметно в коллекции Пушкинского музея?

— Да. В ней, конечно, есть лакуны, но это неизбежно. Но в то же время в ней есть жизнь, а не только музейная экспозиция, демонстрация.

— Как вам выставка коллекции Морозовых в Fondation Louis Vuitton?

— Коллекция великолепная, как, впрочем, и Щукинская, разница в настроении. Они были собраны по-разному. Коллекция Морозовых интимнее, камернее. Оба, Морозов и Щукин, стояли у истоков современности, они очень рано ее поняли. Выставка дает возможность увидеть коллекции, разбросанные сейчас по разным музеям России, воссоединенными. Если судить с точки зрения истории искусства, то есть моменты, с которыми можно поспорить. Например, мне показалось, что восстановленный зал Мориса Дени слишком велик в сравнении с оригинальным замыслом Морозова. Здесь же все непропорционально грандиозно, что странно для Мориса Дени, художника, чье искусство построено на глубокой искренности, которой противопоказана монументальность.

Сюзан Паже, директору фонда Vuitton, согласие с архитектором Фрэнком Гери далось тяжело. Ведь он только и делал, что строил изогнутые стены. Она была возмущена, заявляла, что ей тоже надо как-то вешать картины и что будьте добры сделать хоть немного ровных поверхностей. В итоге Гери построил ей парочку. Думаю, что, когда речь заходит о сценографии, необходимо подстраиваться под работы на выставке, и в случае коллекции Морозова мне кажется, что этого было недостаточно.

— Как вы рассчитываете стоимость вашей работы?

— Ну, для начала замечу, что я не очень дорого беру. И я не хочу брать много. Для меня вознаграждение преследует две цели: я сам должен на что-то жить, и у меня должна быть возможность создавать, работать. А чтобы работать, надо платить мастерам, которые создают макеты, коллажи фотографий, рамы. Всем им надо платить честно и вовремя. Я стремлюсь к балансу между тем, что делаю, и сколько запрашиваю, и почему.

— Как вы определяете количество работы? Это количество предметов? Размер пространства?

— Все вместе. Вы можете разобраться с 400 работами как за четыре дня, так и за три месяца. Задача — знать, что же мы хотим получить под конец. И потом, есть простое правило: не просить денег там, где их нет. Деньги надо просить там, где они есть, и у тех, кто готов с ними расстаться. Я понимаю роль меценатов, она очень важна для музеев. Директор Версальского дворца Катрин Пегар рассказывала мне, что, когда она встречается с потенциальными спонсорами, они не сразу понимают, зачем Версалю деньги, им кажется, что раз дворец покрыт золотом, то и деньги ему не нужны. Я думаю, что меценаты сегодня действительно могут помочь музеям. У них есть возможность сыграть невероятную роль в истории цивилизации. Некоторые из них могут творить настоящие чудеса.

На рубеже XVIII–XIX веков на Колымажном дворе обучали верховой езде — там был публичный манеж, и ничто не предвещало зловещих перемен. Но в 1834 году его территорию вместе со всеми строениями заняла пересыльная тюрьма, а манеж застроили бараками.

Тюрьма просуществовала на этом месте до конца 1870-х годов. К этому времени было завершено строительство храма Христа Спасителя, готовилось его торжественное освящение, и тюрьма напротив новой (и — как мы знаем теперь — многострадальной) святыни была совсем не к месту. Около 1879 года ее перевели в Бутырский тюремный замок, обветшавшие постройки снесли, а на месте будущего храма муз образовался пустырь.

Снимок с нехарактерным для центра Москвы пустынным пейзажем сделан в 1897 году, за год до закладки нового музея

В России идеи стали обретать материальную форму ближе к концу столетия. Осенью 1889 года профессор, доктор римской словесности и хранитель отделения изящных искусств Румянцевского музея Иван Цветаев занял кафедру теории и истории искусства. При кафедре существовал небольшой учебный Кабинет изящных искусств, и Цветаев задумался о расширении его собрания.

Три человека, без которых музея бы точно не было: основатель и идеолог Иван Владимирович Цветаев, промышленник и меценат Юрий Степанович Нечаев-Мальцов; архитектор Роман Иванович Клейн

В конце 1896 года Петербургская Академия художеств по просьбе Московского университета объявила открытый конкурс на составление проекта здания Музея изящных искусств имени императора Александра III при императорском Московском университете (так он тогда назывался). Не только коллекции, но и само здание должно было стать учебным пособием по архитектуре. По задумке Цветаева постройка должна была отсылать к памятникам античности или Ренессанса. Из 15 представленных проектов эту задачу лучше всего воплотил довольно молодой и не слишком еще известный Роман Клейн.

Деньги, выделенные из государственной казны, не могли покрыть всех расходов на строительство и заполнение залов музея. Но помощь пришла от известного дипломата и промышленника Юрия Нечаева-Мальцова. Один из богатейших людей России, наладивший производство художественного хрусталя в городе Гусь (который стал с тех пор Гусь-Хрустальным), не жалел денег на искусство. Например, благодаря ему сохранилась первая башня архитектора Шухова. За четверть века до строительства телебашни на Шаболовке Шухов представил первую в мире гиперболоидную конструкцию на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. Очарованный техногенной красотой, Нечаев-Мальцов сразу же ее купил и после выставки перевез в свое имение в селе Полибине у Куликова поля. Цветаев не ошибся в выборе — только щедрость Нечаева-Мальцова (его пожертвование на Музей изящных искусств составило около 2 миллионов царских рублей) и позволила довести до конца грандиозный проект. Строительство шло с размахом — каменотесов выписывали из Италии, парадную лестницу оформили разноцветными породами венгерского мрамора, а когда оказалось, что в России невозможно изготовить десятиметровые колонны для входного портика, меценат заказал их в Норвегии, зафрахтовал пароход для доставки морем и баржи для сплава по рекам до самой Москвы.

Торжественная закладка Музея изящных искусств имени императора Александра III при императорском Московском университете состоялось 17 (29) августа 1898 года в специально построенном павильоне в присутствии императора и членов монаршей семьи. К этому времени университет уже располагал значительной частью коллекций

По сторонам от павильона построили трибуны, на которых собрался весь цвет московско-петербургского общества: белели шляпки дам, блестели галуны и аксельбанты парадных мундиров

Музей строился не без сложностей и проблем, но все же процесс не останавливался. В 1904 году на стройке случился пожар, год спустя внесла свои коррективы революция, в 1906-м у Цветаева умирает жена. У самой идеи музея были не только сторонники, но и противники, считавшие, что обществу нужны материальные блага, а не музей, и что вкус невозможно привить при помощи слепков.

Вид со строительной площадки в сторону Колымажного переулка и Волхонки

Труд по устройству музея отнял все силы без остатка — Цветаев всего год директорствовал в музее и умер от сердечного приступа, вскоре не стало и Нечаева-Мальцова.

Здание музея возводилось по последнему слову музейной практики и строительной техники. Стеклянная крыша должна была обеспечить достаточное количество дневного света в залах второго этажа и двориках. Искусственного освещения в залах не планировалось — по первоначальному проекту музей должен был работать только в светлое время суток. Фото 1902 года

Фасад музея украсили ионические колонны, пропорции которых повторяли знаменитый портик храма Эрехтейон на афинском Акрополе. На фото — их установка в мае 1905 года

31 мая (13 июня) 1912 года состоялось торжественное открытие музея в присутствии императора

Фотографии открытия музея вырезаны из кинохроники. На ступенях — император Николай II и основатель музея Иван Цветаев в парадном мундире

Итальянский (а изначально - Христианский) дворик был спроектирован по мотивам дворика палаццо Барджелло во Флоренции. Фото в процессе строительства

Сейчас оба здания выполняют идентичную функцию — во флорентийском палаццо Барджелло открыт музей скульптуры. Фото 1912 года

Изначально музей ориентировался на университетские программы обучения студентов и создавался по образцу европейских музеев гипсовых слепков. Слепки заказывались Цветаевым в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов. Но еще в процессе строительства в коллекцию начали поступать подлинники. Русский консул в Триесте Михаил Щекин подарил музею свою коллекцию итальянской живописи XIII–XV веков, великая княгиня Елизавета Федоровна передала скульптуру Якопо Сансовино. А в 1909 году музей получил знаменитую древнеегипетскую коллекцию востоковеда Владимира Голенищева, насчитывавшую около 6 тысяч предметов.

В первоначальной экспозиции были последовательно представлены основные этапы истории искусства с древних времен до Нового времени (XVI век). Зал эллинизма, фото 1912 года

Впрочем, было бы ошибкой воспринимать музей окаменелой, застывшей на века конструкцией. Многие залы в ходе истории претерпевали существенные изменения, которые отражают основные вехи истории не только самого музея, но и всей страны, а также восприятие искусства разными поколениями. Например, один из угловых залов второго этажа (зал №17) изначально был посвящен древнегреческому скульптору Фидию — в нем располагались слепки скульптурного украшения Парфенона и отдельные работы мастера.

С конца 1949 по 1953 год в большинстве залов музея, в том числе и в этом, разместилась выставка подарков И. В. Сталину

В 1970-е годы в залах выставляли коллекцию импрессионистов и постимпрессионистов, которую директору музея Ирине Антоновой после долгой борьбы удалось достать из запасников и открыть для публики. Фото 1974 года

Сейчас здесь выставлено итальянское искусство XVIII века

С 1960-х годов музей взял курс на расширение территории, и с 1961 года в его комплекс включаются окрестные здания, каждое — со своей историей. Вот лишь несколько примеров.

Одно из зданий, отошедших музею, — Доходный дом Стуловых по Малому Знаменскому переулку, построенный архитектором Валентином Дубовским в соавторстве с художником Игнатием Нивинским. После реконструкции сюда планируют перенести библиотеку. В доме был роскошнейший парадный вестибюль, а интерьеры квартир имели полноценную декоративную отделку, которая частично сохранилась и сейчас реставрируется. Фото 1980-х годов

Музейный городок

Столетие музея отмечалось с помпой, а готовиться к нему начали заранее. Тогда-то и родился грандиозный проект музейного городка, занимающего целый квартал, наподобие берлинского Музейного острова или венского Музейного квартала. Проект был утвержден Министерством культуры совместно с правительством Москвы в 2007 году, и на его реализацию было выделено 22 миллиарда рублей. По сути, Музейный городок продолжает идеи Цветаева — достраивая свой музей, он уже мечтал о расширении. Впрочем, дело это оказалось не менее сложным, чем первоначальное строительство на пустыре. Менялись архитекторы, возникали разные идеи, у музея сменился директор — железная леди Ирина Антонова после полувека единоличного правления уступила место Марине Лошак. Свое видение обновления музея представляла британская архзвезда Норман Фостер, в прошлом году отказавшийся от сотрудничества.

Предполагаемый вид нового здания (как его видит победитель конкурса Юрий Григорян), пешеходной зоны и скульптурного парка

Проект лекционного зала

Впрочем, как именно будет выглядеть Музейный квартал, по-прежнему непонятно — по словам директора Марины Лошак, проект еще будет дорабатываться с учетом пожеланий музея, замечаний международных экспертов. Возможно, в него будут включены и некоторые идеи других участников конкурса — Сергея Скуратова и Владимира Плоткина. Пока точно известно, что вся старая застройка сохранится — сносить в процессе реконструкции ничего не будут.

Редакция благодарит ГМИИ им. А.С. Пушкина за предоставленные фотографии и помощь в подготовке материала

Знакомство с Москвой за три часа: Красная площадь, Воробьёвы горы, Софийская набережную и другие знаменитые достопримечательности.

Классический ознакомительный тур для гостей Москвы. Вы увидите главные достопримечательности и почувствуете атмосферу новогодней столицы.

Посещение Оружейной палаты — музея-сокровищницы Большого Кремлёвского дворца, и Алмазного фонда — уникального собрания шедевров ювелирного искусства.

От старинных памятников архитектуры до современных небоскрёбов Москва-Сити. Познакомьтесь с историей Москвы под вечерними огнями иллюминации.

Посетите музей, который раньше был открыт только для дворян. Вы увидите трон Ивана Грозного, коронационное платье Екатерины Великой и многое другое.

4-часовая групповая автобусная театрализованная экскурсия с графом Сен-Жерменом по мистической Москве.

Бункер-42 — символ холодной войны и тайное место около Кремля. Изучите военный подземный комплекс, построенный по личному приказу Сталина.

Профессиональный руфер покажет вам секретные крыши столицы, откуда открываются панорамы на город и его достопримечательности.

Увидеть главные достопримечательности столицы в дневное или вечернее время с лучших ракурсов и прокатиться по канатной дороге через Москву-реку.

Отзывы туристов

Елена

Отличная, театрализованная, детская экскурсия "Лабиринты Минотавра". Очень познавательная и увлекательная экскурсия по греческим залам Пушкинского музея, которая знакомит ребят с древнегреческими богами и богинями. Кстати экскурсию проводит настоящая актриса и экскурсовод. Мирон был очень увлечен такой театральной подачей материала и внимательно слушал почти 2 часа! Это о многом говорит.

Татьяна

Оказывается в Пушкинском музее живёт Мумия хулиганка, если не разгадать секретный код. Она ночью начинает ходить по Пушкинскому музею и мешает всем отдыхать. А вы видели настоящих Мумий и саркофаги? А ещё и Мумию кошки? Спасибо Веронике за познавательную экскурсию, очень интересно и увлекательно!

Алёна

Добрый день, хотела поблагодарить за такую удивительную экскурсию, нам есть с чем сравнивать, если после других экскурсий у ребёнка особых впечатлений не было, то после вашей он просто в восторге, так же как и мы. Ещё раз спасибо за увлекательную экскурсию, обязательно вернемся ещё!

Лилия

Спасибо, мне самой понравилась ваша экскурсия, не говоря о детях, которые в восторге от Мумий)), в таком развлекательном формате как раз и усваивается информация , это же вы сами проверили в конце экскурсии, вы прекрасный оратор, дети просят путешествие по музею ещё, это главный показатель. )

Петр Ш.

Посещението на музея беше истинско преживяване за нашето семейство. Имахме възможност да се докоснем до световната история и изкуство. Използването на аудиогид е най-доброто решение, ако искате да отделите повече време на експонатите.Изложбените зали са много добре подредени. Персоналът е вежлив и внимателен с посетителите. Има възможност и са кратка почивка в кафето към музея. Магазинът със сувенири притежава богат и интерес по съдържание асортимент.

Фотографии с экскурсий

Экскурсии с посещением Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве: подробное описание, цены и отзывы туристов. Стоимость экскурсионных программ и прогулок с гидом по Москве — от 149 ₽. Читайте о больше о музее, выбирайте лучший маршрут, смотрите расписание на декабрь 2021-январь 2022 года и покупайте билеты онлайн!

При регистрации на сайте и подписке на интересную рассылку о путешествиях — скидка 5%.

Достопримечательности Москвы

Москва, 100001, Песчаный переулок, д. 16

Укажите адрес электронной почты или номер телефона, который использовался при регистрации, и мы отправим на него ссылку для восстановления пароля.

Куда сходить в Москве и что посмотреть. Культурная жизнь Москвы: в какие музеи сходить в Москве; государственные галереи и музеи России

Долгое время северная столица, город Санкт-Петербург, признавалась культурным центром России. Считалось, что сосредоточение искусства, богемы и художественных открытий приходилось именно на этот город. Но как обстоят дела сегодня? Думаю, никто не станет отрицать, что Санкт-Петербург передает право на звание “культурной столицы” Москве. И в этой статье мы разберемся почему, а именно – рассмотрим имеющиеся государственные музеи и галереи в сравнении их значимости и общего признания. А точнее, расскажем вам то, что вы давно хотели узнать о традиционных галереях и музеях.


Третьяковская галерея на Лаврушинском переулке

Третьяковская галерея- прошлое и настоящее

Государственная Третьяковская галерея на Лаврушинском переулке основана в 1856 году купцом Павлом Третьяковым. Изначально, проект был задуман как личная галерея живописи, но в 1867 году Павел открыл доступ для посещения всем желающим, и уже в 1892 году галерея была передана во владения городу Москва. В 1985 году было принято решение объединить Третьяковку с Государственной картинной галереей на Крымском валу, последняя известна теперь как Новая Третьяковка. Решили, что в галерее на Лаврушинском останутся произведения искусства до 20го века, а в коллекцию и экспозицию Новой Третьяковки войдет искусство начиная с 1900х годов и до сегодняшнего дня.


Новая Третьяковка на Крымском валу

Новая Третьяковка важна для современного искусства. Там проходят международные биеннале, выставки широкого и значимого масштаба. Например, в 2017-2018 году проходила 7-ая Московская Международная биеннале современного искусства, где выставлялись не только сегодняшние новаторы западного искусства, но и главенствующие имена русской сцены. А Третьяковская галерея на Лаврушинском переулке – кладезь русского богатства. В постоянной экспозиции можно увидеть таких авторов, как Иван Иванович Шишкин, Михаил Александрович Врубель, Иван Константинович Айвазовский, Исак Ильич Левитан, Илья Ефимович Репин и многих других.


Пушкинский музей в Москве

Государственный музей истории искусств ( ГМИИ имени Пушкина, Пушкинский музей ) основан профессором Московского университета Иваном Цветаевым (отец поэтессы Марины Цветаевой) в 1912 году. Изначально музей предполагал учебные цели и носил название “Музей изящных искусств имени императора Александра III при Московском университете”. Однако после революции 1917 года учреждение известно как Государственный музей изобразительных искусств, а уже в 1937-м музей именуют в честь Александра Сергеевича Пушкина .


Экспозиция Пушкинского музея богата историческими артефактами

Коллекция и экспозиция музея специализируется исключительно на зарубежном искусстве. Его цель – не открытие новых имен современных авторов, а актуальность классиков и истории. Здесь проходили выставки таких известных авторов, как Рафаэля Санти, Франсиско Гойя, Сальвадора Дали и многих других. В музее имеется богатая коллекция слепков с античных и средневековых произведений, скульптур начиная с эпохи Возрождения, а также множество древнеегипетских экспонатов.

ММОМ-московский музей современного искусства

Московский музей современного искусства был основан президентом Российской Академии художеств Зурабом Церетели в 1999 году. Музей не специализируется исключительно на искусстве XX и XXI веках отечественных авторов, здесь часто можно увидеть выставки зарубежных художников. Например, недавно проходила выставка известного западного скульптора Жака Липшица.


Выставочный зал в ММОМА

Экспозиции работают по четырем адресам, самое крупный филиал музея расположился на Петровке 25. Посещать и следить за сменой экспозиции ММОМА следует всем тем, кому не безразлично искусство современных авторов. Ведь искусство всегда отображает современность, а чуткий художник способен заметить всю красоту и изъяны жизнь, а затем передать это в своем произведении, чтобы мы, зрители, посмотрели на себя со стороны, а также окунулись в глубь духовного мира.

Недавняя выставка “Daemons In The Machine”, например, демонстрировала рефлексию современных художников мирового масштаба на взаимодействие социума и новых технологий. Поднималась тема влияния искусственного интеллекта на жизнь человека. Разумные машины – что влечет за собой? Замечает ли человек сегодня вторжение технологий в его личную жизнь? Художники попробовали изучить вопрос и дать ответ на выставке.


Выставка современного художника в ММОМА

Музей также известен тем, спасибо ему за это, что делает не только ретроспективы известных авторов и большие привозы зарубежных звезд, но и дает возможность молодым русским художникам сделать первые шаги и заявить о себе, представив персональную выставку работ. Более того, сейчас на каждой экспозиции музея работают не просто “смотрители за порядком”, а чаще всего компетентные медиаторы-экскурсоводы, с которыми можно пообщаться на волнующий вас художественный вопрос.

МАММ-мультимедиа Арт Музей или Музей “Московский Дом фотографии”


Музей может похвастаться выставками фотографий таких крупных авторов, как Георгий Петрусов, Анри-Картье Брессон, Сергей Эйзенштейн, Александр Родченко и многих других. Безусловно, важность проекта для фотоискусства и художников новых медиа нельзя переоценить. Музей показывает живопись и фото как современных авторов, так и именитых классиков этого жанра. А начиная с 2000 года проводит международное фотобиеннале современных значимых фотографов.


Выставка в МАММ

Теперь вы знаете о четырех главных выставочных пространствах Москвы. Безусловно, список можно продолжить, но здесь собраны наиболее масштабные фонды художественного наследия. Любите искусство, интересуйтесь искусством! Ведь помимо красоты, это прекрасная возможность изучить себя и окружающий мир.

Видео: Топ-5 музеев, которые стоит посетить

Читайте также: