Куда сходить в палехе

Обновлено: 04.10.2024

В Палехе говорят, что каждый девятый живущий здесь — художник. Местный стиль характерен "многодельностью": на каждом фрагменте мастер обязательно ставит какую-то деталь, чтобы проработать все до конца

Мастерская "Палехский иконостас" — крупнейшее предприятие маленького города Палех в Ивановской области. Сегодня в нем работают более 150 мастеров, которые создают иконостасы и пишут иконы для всей страны — от Калининграда до Благовещенска. Как это происходит, в чем особенность легендарного палехского стиля и что стоит за смешными словами "левкасить" и "лампензель" — в репортаже ТАСС.

Палех — уютный старинный городок в 60 км от Иванова, два года назад получивший статус родины жар-птицы. В тихую ясную погоду он напоминает чудесную расписную шкатулку. Вдоль зеленых улиц, главная из которых сбегает к реке Палешке, стоят аккуратные деревянные домики с оконными кружевами. Заборы здесь низкие, а деревья — высокие. Вроде бы ничего необычного, но во всем — необъяснимое таинство. По словам палехских экскурсоводов, каждый девятый живущий здесь — художник. Иконопись всегда была семейным занятием, и ремесло передавалось от одного поколения к другому.

Вид на Палех с колокольни Крестовоздвиженского храма Владимир Смирнов/ТАСС

Создатели и владельцы мастерской "Палехский иконостас" тоже потомственные. Артель была организована 23 года назад двумя братьями — Анатолием Влезько и Юрием Федоровым. Застать их в мастерской мне не удалось: в этот день они были в командировке. Поэтому экскурсию по предприятию для меня проводила дочь Анатолия Влезько Ольга. Сегодня она — правая рука отца и решает все организационные вопросы в "Палехском иконостасе".

— Это сейчас мы — солидное предприятие. А изначально мастерская была семейной, начинали в гараже собственного дома, работали вшестером, включая отца и дядю. У отца прадед был иконописцем, сам отец и мама — тоже художники, будучи студентами познакомились в Палехском художественном училище, с тех пор вместе, — рассказывает Ольга.


По ее словам, первый иконостас здесь создали по заказу кинорежиссера Никиты Михалкова — для старинной церкви святителя Николая Чудотворца в подмосковном селе Аксиньино, которая в те годы как раз восстанавливалась. До этого в мастерской писали лишь иконы.

— Этот заказ пришел нам очень неожиданно, до этого мы ни разу ничем подобным не занимались. Но поскольку времена были непростые, 96-й год, естественно, мы были рады любой работе. Нас просто спросили: сможете сделать иконостас? Мы сказали: да! И сделали, — рассказывает Ольга.

Сегодня маленькая семейная мастерская разрослась до градообразующего предприятия, имеющего собственные столярные и токарные цеха. В просторном трехэтажном здании работают художники, краснодеревщики, позолотчики и архитекторы — всего более 150 человек. Многие из них трудятся здесь целыми семьями. Всего за время работы мастерской было создано более 200 иконостасов, сколько написано икон и утвари — не сосчитать.


25 слоев грунта

Оцилиндровочный цех до отказа набит кругляком. Его везут сюда из Нижегородской и Вологодской областей — древесина оттуда считается особенно добротной. Внутри стоит смолянистый запах сосны, в воздухе кружат тонкие завитки деревянной стружки. Рабочие — сплошь богатыри: коренастые и сосредоточенные, как с картины Васнецова. Они ловко поднимают тяжелые доски, укладывают их на станок, распиливают и принимаются за новые. Здесь готовят основу под иконы и создают "тело" будущего иконостаса.

— В основном используем сосну и липу, но иногда заказчики просят сделать иконостас из дуба или красного дерева. Распиленное дерево еще две недели сушится — и только потом его пускают в работу. Часть материалов отправляют в цех заготовки на резьбу, иконные доски — левкасят, то есть поэтапно грунтуют в 25 слоев. На это уходит примерно две недели, потому что каждый слой должен тщательно высохнуть. Поэтому, когда у нас спрашивают, можем ли мы создать икону за три-четыре дня, мы говорим, что это невозможно, — рассказывает наша собеседница.


Над иконостасом площадью примерно 100 кв. м мастера работают от полугода до восьми месяцев. Самым трудоемким является декорирование. По специальным лекалам резьба сначала делается на копировальных станках, а потом мастерами вручную доводится до совершенства — раскрашивается и покрывается золотом.

Экономист-позолотчик

Мы с Ольгой направляемся в штаб-квартиру мастерской, которая находится в пяти минутах езды от столярных цехов. Это большое трехэтажное здание, в котором расположено более десятка других цехов, включая цех иконописи и золочения.

В последнем работают четыре мастерицы. Сусальное золото похоже на тонкую фольгу в форме книжки размером с ладонь. Каждый ее листочек разрезается ножом на несколько более мелких, а потом с помощью специальной кисти — лампензеля — наносится на фигуру, согревается горячим дыханием мастерицы и только после этого быстро растирается ватным диском.


На огромном стеллаже во всю мастерскую лежат элементы резных колонн и уже позолоченные ажурные детали будущего иконостаса — эффектная резьба в виде виноградных гроздьев, листьев, лозы и других христианских символов. Их тут более сотни, всего же таких декоративных элементов на иконостасе бывает до 500 и даже больше.

Маяки и крылечки Хвалынска.

— А где учат на позолотчиков? — интересуюсь я.

— В отличие от художников, искусству золочения нигде специально не учат, — объясняет Ольга и обращается к одной из мастериц: — Наташа, ты вот кто у нас по образованию?

— Я до декрета работала на этом же предприятии экономистом, потом решила, что мне интереснее работать руками, — перешла в лаковый цех, а теперь вот занимаюсь золочением. В общем-то, здесь меня всему и научили, — объясняет женщина.

Ольга Влезько рассказывает, что большинство сотрудников работают в мастерской более десяти лет, есть старожилы, которые трудятся на предприятии с тех пор, как оно открылось. И это вполне объяснимо: с работой в Палехе непросто, а тут официальное трудоустройство, стабильная зарплата, душевный коллектив.

Ольга Влезько (в центре) — дочь и правая рука одного из основателей мастерской

— А обязательно ли человек, работающий у вас, должен быть воцерковленным, верующим?

— Особых требований в этом смысле мы своим сотрудникам не предъявляем. Человека ведь нельзя заставить во что-то верить или не верить. К нам в основном приходят мастера из Палехского художественного училища — это наша кузница кадров. Отбираем лучших. Каждый из них должен показать, на что способен. Сначала художник пытается раскрыть икону в цвете, если у него это получается, мы его смотрим дальше. Это как в компьютерной игре: если ты этот уровень не прошел, то на следующий тебя никто не пустит, — объясняет Ольга.

Канон и фрязь

Как рассказывают местные экскурсоводы, палехские мастера издревле славились своим неповторимым стилем в иконописи, который сложился к XVIII столетию. В нем читалась некая миниатюрность, "многодельность". Фрагмент, который, вероятно, можно было бы оставить без обработки, палехский мастер обязательно оттенит какой-нибудь завитушкой, чтобы проработать все до конца. Одежды и орнамент блестят золотом — символом света. Цвет драгоценного металла в палехской миниатюре — не просто техника письма. В христианской символике именно свет — прообраз божественной благодати.

После Октябрьской революции художникам пришлось на долгое время оставить библейские образы в поисках других тем. Советская власть иконопись не жаловала. Спасти древнее искусство помог писатель Максим Горький. По его инициативе в 1924 году была создана Артель древней живописи, в которую вошли сотни художников. Палешане перенесли свое мастерство на роспись шкатулок и табакерок. Использовался тот же колорит, та же технология наложения цветов, та же роспись золотом — разница была лишь в черном фоне.


Уже через год палехские мастера получили золотую медаль Всемирной выставки в Париже. Художники открыли для себя новые темы, впервые обратившись к истории страны. На расписных коробочках и ларчиках бывшие иконописцы рисовали сюжеты из народных сказок, картинки деревенского быта и пейзажа. Это позволило сохранить технику и традицию. Сегодня икона вновь стала более востребованной, чем лаковая миниатюра.

Плес

Золотая осень в Плесе

Когда ехать?

Не стоит читать советы, когда лучше ехать в Плёс. Это идеальное место для круглогодичного отдыха. Летом вас ждут купания в Волге, катания на лодках, загорание на местном пляже, прогулки по длинной набережной и масса культурных мероприятий.

Круглый год этот старинный купеческий город в 400 км от Москвы невероятно живописен и притягателен, здесь хочется бесконечно фотографировать или же, наоборот, понять, что ничто не передаст эту красоту и в бессилии затолкать камеру подальше в рюкзак.

Плес

Летний Плес

На сколько дней ехать?

Плёс небольшой, но приезжать сюда менее чем на 2 дня просто кощунство. Лучше на недельку, тогда вы успеете осмотреть все достопримечательности, надышаться свежим воздухом и насмотреться на проплывающие мимо корабли и баржи.

В Плёсе вы не только окунетесь в культурные и исторические пласты, насладитесь природой, но и сможете поддержать себя в прекрасной физической форме. Город находится на двух уровнях: к набережной и основным достопримечательностям ведут многочисленные спуски, автовокзал расположился на горе. Наверху же находится первая точка нашего маршрута. Поехали?

Маршрут: что посмотреть в Плёсе?

Соборная гора

Торговая площадь

Торговая площадь – самое оживлённое место города. Здания, находящиеся на ней, строились в разное время, но они прекрасно дополняют друг друга, образуя единый ансамбль. Здесь и златокупольная церковь Воскресения Христова со скромной деревянной церквушкой по соседству, и здание бывшей пожарной части из красного кирпича, и торговые ряды, и красочная Калашная улица, где помимо сувениров можно купить знаменитый ивановский текстиль.

Набережная

Плес

В этом направлении приятно пройтись и пешком мимо скромных, покосившихся домиков местных жителей без воды и отопления. С обязательной остановкой у памятника кошке.

Памятник кошке

Памятник кошке был установлен в 2008 году и сразу же стал символом города. История его появления грустная. У художника Виталия Панченко была кошка Муха, которая погибла в схватке с дворовым псом, защищая своё потомство. Теперь бетонная Муха человеческими глазами смотрит на гладь воды и никогда не отказывается от поглаживаний своих почитателей.

Памятник кошке Плес

Памятник кошке

Миловка

Плес

Березовая роща Левитана

Улица Льва Толстого

Плес

Горбуновская больница

Плёсские вкусности: углы, лещи, кулейка

Плёс угол

В закусочной Рыбный угол

Если свободных мест в кафе не окажется, то в тёплое время это не беда, берите заказ с собой и присаживайтесь на лавочку у реки. Здесь же можно прицениться к прогулке на лодке по Волге, это стоит не так дорого, а увидеть Плёс с воды точно стоит.

Музей Левитана

В этой части набережной расположились самые красивые купеческие особняки. Очень приятно, что на каждом доме установлена памятная доска, рассказывающая об его архитектуре, жильцах и знаменитых гостях.

За речкой Шохонкой в белоснежном двухэтажном здании расположился музей Левитана. Исаак Ильич встретит вас лично на подступах к своим владениям. Кивните его памятнику, поблагодарите за Плёс, ведь, как говорят, Плёс прославил Левитана, а Левитан прославил Плёс. Как это произошло? В 1888 году он в сопровождении своей тогдашней музы Софьи Петровны Кувшинниковой и друга Алексея Степанова плыл на теплоходе и искал место для пленэров. Увидев Плёс, троица попала под его очарование, сошла на берег и поселилась в мезонине дома купца Солодовникова. Именно здесь сейчас и располагается музей. За три лета Левитан написал около 200 работ, включая этюды, наброски, рисунки и несколько знаменитых картин, после которых о нём заговорили уже не как о подающем надежды, а уже состоявшемся талантливом художнике.

Плес

Музей Левитана и памятник

Музей маленький, всего 4 комнаты. В первой представлена летопись жизни Левитана в репродукциях и фотографиях. Во втором зале, помимо картин Левитана, Кувшинниковой, Степанова, выставлены личные вещи художника. Несколько лет назад произошла скандальная история – отсюда были украдены пять картин, которые позже были всё же найдены и возвращены музею. На втором этаже, в мезонине, можно прикоснуться к быту нашей творческой троицы, заглянув в их комнаты.

Левитановкий культурный центр

Соседнее здание однозначно привлечёт ваше внимание. Во-первых, своей необычной архитектурой, очень удачная реставрация, на мой взгляд. Во-вторых, своим культурным наполнением. Здесь постоянно проходят интересные мероприятия: выставки, кинопоказы, фестивали. Анонсы обычно расклеены по всему городу, так что вы ничего не пропустите.

Музей пейзажа

Вслед за Левитаном в Плёс на пленэры потянулись его друзья-художники: Коровин, Виноградов, Переплетчиков. Побывали здесь и Репин, Верещагин, Васильев. Их картины можно увидеть в единственном музее пейзажа, который расположился в старинном купеческом особняке. Очень уютное пространство, где помимо картин впечатляют виды из окон, выходящие на Волгу.

Музей пейзажа Плес

Музей пейзажа

Памятник Дачнице

Памятник дачнице Плес

Памятник дачнице

Красная стена

Хотите оказаться подальше от людей и поближе к природе? Идите до конца набережной мимо пляжа и забавной скульптуры капитана на дебаркадере и смело ступайте на тропинку, которая выведет вас к Красной стене. Вряд ли стоит проделывать этот путь только ради того, чтобы осмотреть единственную стену, оставшуюся после пожара на местной фабрике, а вот посидеть на песчаных пляжах с книжкой или даже удочкой, самое то.

Церковь великомученицы Варвары

За музеем пейзажа виднеется белоснежная Варваринская церковь с интересным объектом по соседству – классическим колодцем с жестяным ведром. Обычно здесь родители проводят мастер-класс для своих отпрысков по жизни в сельских условиях. А на соседней улице ещё и колонка настоящая стоит, абсолютная невидаль для большинства современных детей. Пока дети добывают воду, взрослые фотографируются у яркого жёлтого дома с красивыми резными наличниками. Такое вот солнышко круглый год для поднятия настроения.

Варваринская церковь Плес

Варваринская церковь

Гора Левитана

Раньше эта гора носила название Петропавловской и издревле считалась святым местом города. Здесь располагался погост со старинной церковью Петра и Павла, которая сгорела в начале 20 века. На её место позже была перевезена такого же типа деревянная церковь Воскресения из села Билюково Ивановской области. Обязательно зайдите внутрь ради удивительного деревянного иконостаса, уютной атмосферы, теплого приёма служительницы и вкуснейших пирожков из Никольского женского монастыря. Ради их пирожков, салатов, запеканки и прочих вкусностей стоит ездить в соседний Приволжск, у москвичей от цен из глаз текут слёзы радости.

Побродив по кладбищу с интересными крестами, спускайтесь по Вичугскому проезду к реке Шохонке.

Дома Плёса

Несмотря на скромные размеры, Плёс – кладезь сюрпризов. Проявляйте любопытство, сходите с протоптанных дорог на невзрачные тропинки, возможно, они приведут вас к настоящему сокровищу. Это отличное место, чтобы напитаться свободой, лёгкостью, а также окунуться в творческую, богемную атмосферу города. Мне очень нравится блог @my_ples , где помимо шикарных фотографий, от которых хочется всё бросить и срочно мчаться любоваться плёсскими закатами, можно узнавать актуальную информацию об интересных магазинчиках, галереях, частных музеях и возможности посещения мастерских местных художников.

Плес

Закат в Плесе

Как доехать?

И напоследок самое важное – как добраться до Плёса из Москвы?

На машине 400 км по Ярославскому шоссе через Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострому или 360 км по Горьковскому шоссе через Балашиху, Владимир, Суздаль, Иваново. Я предпочитаю первый вариант, дорога хорошая, камер немного, в крупные города практически не заезжаешь.

До встречи в осеннем или уже зимнем Плесе. Знаменитые плёсские котики уже ждут вас!

Палех — старинное русское село Владимиро-Суздальской земли, один из центров древнерусского искусства, находящийся в 60 километрах от областного центра.

Палех до 1947 года был селом, затем на основании Указа Верховного Совета РСФСР от 23.04.1947 года был переименован в поселок.

Каким был Палех.jpg

Общий вид с Востока.jpg

Есть и легенда: «Палех возник в те буйные годы глубокой древности, когда на Владимиро-Суздальскую Русь шли несметные татарские полчища. В глухие леса и болота бежало разорённое население и уносило с собой иконы. Татары жгли леса, была великая палиха — отсюда и пошло название Палех.

Предположительно, с XIII (в составе Стародубского княжества) по XV век село принадлежало князьям Палецким из рода князей Стародубских. К середине XVI века род князей Палецких прекратился, и по Духовному завещанию Ивана Грозного в 1572 году село Палех было отдано в поместное владение его сыну, а в 1619 году пожаловано Ивану Матвеевичу Бутурлину за участие в ополчении Минина и Пожарского. Данные свидетельствуют, что по тем временам Палех уже был довольно большим селом. Село принадлежало роду Бутурлиных до 1861 года. Затем село перешло к родственникам Бутурлиных - Грязевым, при этом оно было поделено пополам: дома на "красном", то есть солнечном порядке, стали принадлежать Грязевым, а на "темном" - Бутурлиным.

История Палеха.2jpeg.jpg

Через село проходил оживлённый торговый путь из Шуи и Южи в Нижний Новгород - Балахнинский тракт. В начале XIX века вблизи Палеха был проложен знаменитый "аракчеевский тракт" - кратчайшая дорога из Санкт-Петербурга через Нижний Новгород на Казань. Несмотря на близость оживлённых дорог, Палех жил замкнуто, сохраняя патриархальный крестьянский уклад, древние традиции устного народного творчества, фольклора. Наибольшую славу Палеху принёс иконописный промысел, возникший здесь в XVII веке. Палехские иконы славились особой тонкостью письма, темперными красками с применением золота на одеждах святых. Иконы стараниями местных офеней расходились во все концы России, а также за границу, к сербам и болгарам, в турецкие и австрийские владения.

Палешане славились как мастера монументальных фресковых росписей. Известны их работы по возобновлению древних фресок во Владимирских соборах: Успенском и Дмитриевском, в Софии Новгородской, в соборах Московского Кремля и Троице-Сергиевой Лавры. Семья палехских иконописцев Белоусовых в 1882г. расписала Грановитую палату в Московском Кремле. Палешане украшали фресками и скромные провинциальные храмы в соседних городах и сёлах: Кинешме, Вичуге, Ярлыкове, Мугреевском и др.

Слово Палех — многозначно. Итак, Палех — что это такое? Палех – это название старинного села, расположенного вдалеке от шума и сутолоки больших городов. Это народный промысел и роспись. Наконец, это один из символов России, такой же как русская матрешка, хохлома и гжельская посуда.

Палехская роспись

История промысла Палеха

Письменные упоминания о селе относятся к началу семнадцатого века, как о вотчине князей Бутурлиных, родственников Иоанна Грозного. Уже тогда, о нем писали, как о большом поселении. А устные рассказы о его возникновении, восходят еще к монголо-татарскому игу.

Зарождение росписи

Тогда, из разоренных Владимира и Суздаля, бежали люди в глухие чащи, подальше от татаро-монгольского пленения. Среди них были и монахи-иконописцы, захватившие с собой маленькие образочки – писанки. От этих иконописцев и возникла знаменитая на весь мир Палехская роспись.

Это место не было широко известно. Замкнутость, глухие леса и болота, удаленность от торговых путей, способствовало сохранению древних традиций в промысле, только ручному производству и яркой самобытности изделий.

Иконописью изначально занимались только в монастырях, но с тринадцатого века, стали возникать первые светские мастерские. В Палехе иконопись стала семейным производством. Целые династии местных мастеров-иконописцев прославляли Палех на всю Россию и зарубежье росписью. Даже жениться и замуж выходить старались за своих живописцев, чтобы не передавать чужим секреты мастерства.

Интересный факт

Есть история, как великий Гете, узнал о мастерстве художников Палеха, загорелся желанием увидеть прославленные иконы, написанные суровыми русскими мужиками в деревенских избушках заснеженной Руси. Его мечта сбылась, в подарок ему прислали иконы, не уступавшие византийским, написанные братьями Каурцевыми.

Современное время

После воцарения Советской власти все изменилось. За иконопись сажали в тюрьму, могли и расстрелять. Практически все мужское население потеряло доход. Многие рассеялись по городам в поисках работы. Одним из таких художников, был Иван Голиков. Он стал театральным художником в Москве, и вскоре создал свою первую вещицу – шкатулку из картона, расписанную в миниатюрной росписи.

Шкатулка из картона

Расцвет искусства пришелся на шестидесятые — восьмидесятые годы. Тогда выпускалось огромное количество продукции с палехским письмом – открытки, марки, различные сувениры, расписанные коробки для косметики, подносы и тарелки.

Сейчас палехская роспись представлена в самом широком выборе: от дорогих выставочных произведений, до сувениров, декоративных панно, разнообразных шкатулок и футляров. Все изделия изготовлены в единственном экземпляре или небольшой коллекции.

Елочные игрушки, вручную расписанные художниками Палеха и Мстеры, с поздравительными надписями, недавнее явление на рынке искусства. Но они уже завоевали место в сердцах ценителей прекрасного и коллекционеров. Посуда с палехским письмом – замечательный подарок на любую памятную дату.

Особенности палехской росписи

Школу Палеха можно сразу узнать по черному фону работ, подсвеченным золотом многофигурным композициям, напоминающим иконопись. Роспись отличается:

  • Миниатюрностью, изяществом исполнения;
  • Плавностью и мягкостью оттенков;
  • Филигранностью и живописностью;
  • Наполненностью элементами;
  • Точная роспись мелких деталей;
  • Многообразием тонов и переходов.

Еще к особенностям можно отнести насыщенность объектами, находящимися в движении, это не только люди и животные, а также деревья, облака, неживая природа. В иконописном стиле изображаются люди, рельефы, природа, все отличаются хрупкостью и изяществом.

Техника выполнения росписи

Рождение палехского изделия – долгий и многотрудный процесс. Предметы изготавливаются из специального пористого картона. Необходимое количество листов картона проклеиваются жидким клейстером, затем надеваются на специальную болванку и помещаются в пресс. Детали для изделий формируют отдельно. Затем просушивают в течение двух недель, потом вымачивают в горячей олифе и выдерживают в печах. Полученные детали становятся твердыми и прочными.

Поверхности, которые в дальнейшем будут покрываться росписью, выравнивают, полируют наждаком и несколько раз грунтуют смесью сажи, олифы и глины. После каждой грунтовки – сушат и шлифуют. На наружные стороны наносят раствор сажи в масле несколько раз, затем покрывают черным лаком. Внутренние поверхности обрабатываются красным лаком. Затем изделие полностью закрашивается бесцветной политурой.

Все поверхности становятся гладкими, блестящими. Чтобы наносимые краски не скатывались, нужные места для росписи зачищают пемзой и передают художникам.

Рабочие места оснащены специальными подставками для руки, чтобы кисть не затекала. Имеются особые гребенки для росписи внутренних стенок, для них же предназначены большие лупы. Некоторые изображения можно рассмотреть только при сильном увеличении.

Художник наносит набросок картины карандашом, потом прорисовывает его белилами. После прорисовывания красками делает роспись сусальным золотом, предварительно раздробленным и растертым пальцами. В завершение мастер ставит подпись, лакирует и окончательно просушивает готовое изделие.

Интересный факт

Для особого блеска золота предмет полируют зубом волка. С его гладкостью и шелковистостью не может сравниться ни один инструмент, даже самый высокотехнологичный.

Палехская роспись картинки

Палехское письмо – наиболее редкое и уникальное в своем роде. Трудоемкость ручного процесса и филигранная точность работы, позволяет создавать истинные шедевры, которые составляют национальную гордость России. В нем сочетаются основополагающие принципы византийской одухотворенной иконописи и живого художественно-прикладного народного творчества.

Роспись Палеха

У Палехской лаковой миниатюры, свой уникальный мир. Он одновременно реален и фантастичен, даже простые бытовые сценки полны радости, движения и поэтичности.

Элементы палехской росписи

Радостное многоцветье узоров на фоне черноты — все это палехская роспись. На маленькой поверхности располагается множество разнообразных элементов. Чтобы рассмотреть всю красоту лаковой миниатюры – зачастую приходится прибегать к увеличительному стеклу. Это удивительные причудливые деревья и цветы с выписанными листочками. Палешане нашли способ делать изображения кроны выпуклой, рельефной, для чего используют технику наложения белил в несколько слоев. Деревья, несмотря на схематичность рисунка – становятся живыми.

Основные цвета в росписи

В Палехской росписи основной фон – черный. Он знаменует собой землю, глубину и первозданный хаос, рождающий жизнь, свет, радость и мир. Присуще древнерусское соединение цветов – красного, желтого и зеленого. Красный – символ красоты, плодородия (красно солнышко, весна-красна). Зеленый – знак растений, молодости, жизни на природе, отдыха. Желтый говорит о зрелости, созревании, достижении успехов и достатка. В Палехской росписи обильно присутствует золото. Оно символизирует солнце, изобилие и наследие иконописи – не тварный Божественный свет, озаряющий весь мир и пронзающий все – даже извечную тьму.

Читайте также: