Куда сходить в слониме

Обновлено: 04.10.2024

Слонимская земля, изобилующая пышной зеленью и яркими красками, с холмами и пригорками не может не впечатлить человека, впервые на нее ступившего. Невольно на ум приходит сравнение: как в раю! А когда еще в 12 километрах от города вы увидите сверкающие на солнце золотые купола с крестами, непременно утвердитесь в мысли, что Небесное совсем рядом. Обрамленная, словно кусочками неба, голубыми озерами, на холмах возвышается Свято-Успенская Жировицкая обитель. Неведомая сила -- ласкающая, умиротворяющая влечет туда, где будто соприкасаешься с Вечностью, где живет красота смысла и истины человеческой жизни, та неопалимая купина, которая горит неугасаемым духовным огнем, огнем очищения человеческой души.

В 1609 г. монастырь подчинен унии. После ее упразднения в 1839 г. монастырь одним из первых вернулся в православие. При нем находилось управление Литовской православной архиепископии. В 1845 г. Литовская семинария переведена в Вильно, а в Жировичах создано духовное училище, которое просуществовало до 1915 г.

После Рижского договора 1921 г. Жировичи оказались в составе Польского государства. Несмотря на неблагоприятное отношение государства, монастырь продолжал существовать, хотя и был малонаселенным.

В 1947 г. была восстановлена деятельность Жировичской духовной семинарии. С 1960 г. при монастыре жили монахини из закрытых Полоцкого и Гродненского женских монастырей. Нависла угроза закрытия и над Жировичской обителью. Но благодаря молитвенному подвигу насельников, монастырь пережил все тяжелые испытания и вступил в этап своего возрождения. В 1989 г. восстановлена деятельность Минской духовной семинарии. В 1998 г. основана Минская духовная академия имени святителя Кирилла Туровского.

Комплекс монастыря, сформировавшийся в XVII–XVIII вв., включает Успенский собор (1629–1671), церкви: Явленскую (построена в 1672 г. на месте явления чудотворной иконы), Кре стовоздвиженскую (1769) и Георгиевскую (на кладбище, XVIII в.), колокольню (1828), здания семинарии (1710), жилой корпус, госпиталь, хозяйственные строения.


В поселке Жировичи располагаются самые известные в Беларуси святые источники.

Один из них находится в Свято-Успенском мужском монастыре под спудом Успенского собора. Согласно церковному преданию, ключ бил из под дикой груши, на которой в 1470 году явилась икона Божией Матери, названная Жировичской . Вскоре здесь был построен храм, сначала деревянный, а позже каменный. Под алтарем храма был оборудован колодец, в котором находился исток родника. Советские власти пытались засыпать его. Однако ключ все равно выбился наружу. И сейчас колодец находится в крипте Свято-Успенского собора.

Особенно почитается и посещается многочисленными паломниками и местными жителями источник, находящийся в двух километрах от монастыря, в урочище Викня. До 1939 г. там находилась часовня, освященная в честь Успения Божией Матери; с приходом советской власти часовня была разрушена. В настоящее время на источнике устроена просторная деревянная купальня, в которой можно встретить окунающихся людей круглый год.

Слонимский р-н, д. Великая Кракотка. Зосимо-Савватиевский мужской монастырь.


Свято-Зосимо-Савватиевский мужской монастырь в д. Великая Кракотка берёт своё начало от прихода храма Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1883 г . в д Великая Кракотка на высоком холме местными крестьянами под руководством немецких мастеров из бутового камня был построен крестообразный храм.

В ноябре 1884 г . он был освящен во имя св. преподобного Антония. После разграбления в годы 1-й мировой войны и ремонта храм был переосвящён в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1959-1961 гг. во время гонений на веру храм был закрыт и отдан под клуб. Церковное имущество было разграблено. К концу 1980-ых гг. от некогда красивейшей церкви остались полуразрушенные стены.

В 1990-1991 гг. храм был восстановлен. И снова в его стенах зазвучало славословие Богу.

В 2002 г . в соседствующем с храмом здании бывшей школы стала обустраиваться братия Свято-Успенской Жировичской обители. Возникли скит и пасека. 4 июля 2005 г . архиепископом Новогрудским и Лидским Гурием был освящён домовой храм в честь преподобных Соловецких чудотворцев. 25 июля 2005 г . в обитель были доставлены частицы святых мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа. 21 августа того же года с особой торжественностью братья, прихожане и многочисленные паломники впервые отпраздновали престольный праздник – Перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.



Н едалеко от обители в сосновом бору на берегу ручья Иорданка вот уже более сотни лет пробивается из песка целебный источник, освящённый в честь Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и почитаемый народом с давнейших времен.

Ежегодно здесь совершаются водоосвятные молебны, но с особой торжественностью в день Рождества Иоанна Предтечи (7 июля). Воду из этого источника берут не только местные жители, но и паломники, и путешественники из ближнего и дальнего зарубежья.

В монастыре находятся великие святыни. Паломники могут поклониться частицам мощей святых Зосимы, Савватия и Германа, соловецких чудотворцев. Частицы их мощей были лично доставлены настоятелем из Соловецкого монастыря.

В обители также пребывает список чудотворной иконы Божьей Матери "Скоропослушница", доставленный с Афона.

г. Слоним. Свято-Благовещенский женский монастырь.

Расположенный в Слониме ремонтный батальон готовился к передислокации. По благословению Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, были написаны прошения с просьбой о предоставлении места расположения воинской части для нужд Новогрудской епархии.

В марте 1999 года решением Совета Министров Республики Беларусь воинская база рембата была передана в безвозмездную собственность Новогрудской епархии. В августе военные покинули место своего расположения, и с этого времени на территории бывшей военной части начала устраиваться монашеская жизнь.

В ноябре 2001 года из Свя то-Успенского Жировичского монастыря для несения послушания сюда переехали 23 сестры Сестричества при Жировичской иконе Божией Матери. А 10 декабря уже было образовано Свято-Благовещенское Сестричество г. Слонима. Старшей сестрой была назначена монахиня Екатерина (Валянская). Решением Святого Синода Белорусской Православной Церкви от 21 июля 2003 года Свято-Благовещенское Сестричество было преобразовано в Свято-Благовещенский женский монастырь в г. Слониме. Настоятельницей обители была назначена монахиня Синклитикия (Молодецкая: 1937-2010 гг).


В настоящее время настоятельницей монастыря является игумения Дария (Альховик). Стараниями игумении Дарии отремонтирован домовой храм святого благоверного князя Александра Невского, расписана монастырская трапезная.

Всего в монастыре на данный момент 15 сестер, занятых на различных послушаниях. Некоторые из них являются преподавателями Духовного училища, существующего при монастыре, входят в состав его администрации.

Нелегкий молитвенный труд взяли на себя монахини, инокини, послушницы, но постепенно его результат стали чувствовать все: молитва, казалось, очищала все вокруг, объединяла сердца в служении Господу, отгоняла нападки злых сил.

Кроме ежедневных Богослужений, монашеского правила стала читаться здесь ночная Псалтирь. Жизнь монашеская начинается рано: в 5.30 утра в храме служится полуношница, часы, затем Божественная Литургия.

При монастыре действует иконописная мастерская. Изографы пишут образы в древнерусской традиции. Используют они при этом только природные материалы. В мастерской создают иконы для своей обители, Свято-Успенского Жировичского мужского монастыря. Помимо этого, изографы пишут образы на заказ.

На территории обители строится новый каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Обустраивается монастырское подворье в с. Поречье Слонимского района, где восстанавливается храм святого Георгия Победоносца.

Старинные храмы

г. Слоним. Собор в честь Святой Троицы .


Существование Свято-Троицкой церкви относится к самым древним временам. Известно, что на месте нынешнего храма в XVI веке существовала деревянная православная церковь Святой Троицы.

В ней находилась местночтимая икона преподобного Антония Печерского, Киевского, начальника всех русских монахов. В день памяти этого Святого в Свято-Троицкой церкви совершалось торжественное богослужение, которое посещало множество богомольцев.

После заключения Брестской унии в 1596 г. храм был отобран у православных и впоследствии разобран.

На его месте в 1635-1645 годах из кирпича был построен костел, при котором в 1749 г. образован монастырь бернардинцев. Чтобы изладить из памяти православных христиан память о православных святынях, католическое духовенство пошло на такой шаг : вместо богослужений в день памяти преподобного Антония Печерского, которые очень любил православный народ, в костеле стали совершаться торжественные службы по западному обряду в честь католического святого Антония Падуанского.

В 1864 г. бернардинский монастырь был упразднен. В 1867 году здание костела передано православным, в нем была устроена церковь в честь Святой Троицы. Тогда же было возрождено и празднование памяти прп. Антония Печерского. В день его памяти, как и в старые времена, стали совершаться торжественные богослужения. Так в 1867 году богослужение совершил соборным чином настоятель Жировичского монастыря архимандрит Николай (Редутто), а в 1868 году находившийся на покое в Жировичском монастыре архиепископ Михаил (Голубович).

В годы Второй Речи Посполитой 1920-е - 1930-е годы храм был передан римо-католикам и обращен в костел. Во время Великой Отечественной войны храм вновь стал православным и восстановлен как Свято-Троицкая церковь.

В 2002г. приобрел статус собора.

д. Большие Шиловичи. Церковь Казанской иконы Божьей матери.


По имеющимся данным деревянный храм в Шиловичах существовал c XV века. Нынешний храм построен в 1818 году из кирпича в виде корабля и освящен в честь святителя Николая Чудотворца. В 1882 году храм был перестроен и вновь освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1932-1939 годах настоятелем храма был протоиерей Андрей Куц, в прошлом преподаватель Виленской Духовной семинарии.

1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война. Пока фашистские войска вели оккупацию польской территории, в пределы Западной Беларуси вошла Красная Армия.Польская власть прекратила свое существование, а новая еще не вступила в свои права.За несколько дней безвластия местные активисты, почувствовав вседозволенность и возомнив себя хозяевами, не замедлили выплеснуть злобу на тех, кто им был не по нраву.Начались невиданные бесчинства.

Все понимали: в наступившие дни безвластия, когда жизнь человеческая уже ни во что не ставилась, священнику смерти не миновать.Так оно и случилось. Мученическая кончина отца Андрея и матушку Елену настигла в их собственном доме.

На вторые сутки после эвакуации Слонимского военного гарнизона и полиции пятеро подвыпивших безбожников явились утром в дом к священнику и стали “производить конфискацию”, то есть грабить. Забрали скотину, разный сельскохозяйственный инвентарь, очистили кладовую одним словом, взяли все, что сочли ценным.После этого они связали священника, а над супругой жестоко надругались, скрутили руки и, вытащив в сени, проткнули ее — заостренной палкой. Не выдержав таких мучений, матушка Елена скончалась. А отцу Андрею эти нелюди выкололи глаза, отрезали язык, нос и уши. Обнаженные, изуродованные и окровавленные тела отца Андрея и матушки Елены погрузили на повозку, в которой уже лежали три ранее убитых человека, и отвезли за село на болото у реки Щара. Выкопав неглубокую яму, сбросили туда убиенных.


Смерть протоиерея Андрея Куца, последовала между 1 сентября (приход Красной Армии) и 17 октября 1939 года.Желая скрыть следы своего преступления, бандиты облили останки бензином и сожгли. Потом на это место с находившейся рядом фермы стали сбрасывать навоз.Как рассказывают местные жители, один благочестивый человек откопал останки и перезахоронил их. Интересно, что недалеко от фермы, через поле у дороги стал расти из земли каменный крест. Он в половину человеческого роста и стоит очень твердо.

Кто знает, может, это Господь так отметил место захоронения своего служителя протоиерея Андрея и его супруги .

Храм святой мученицы Параскевы в с. Старые Девятковичи.


По имеющимся данным храм в с.Девятковичи существовал с 1675 года. Тогда же храм был наделен землей. В 1779 году был построен новый храм на каменном фундаменте. Нынешняя церковь построена в 1820 году из дерева в виде корабля на средства владельца имения Девятковичи действительного тайного советника помещика Войцеха Пусловского.

В 1964 году храм был закрыт. Богослужения возобновились в 1989 году.

Почитаемые иконы

Слонимский р-н, пос. Жировичи. Жировичская икона Божией Матери.

Чудотворная икона была явлена в 1470 г. в жировичском лесу — собственности православного землевладельца Александра Солтана.

Пастухи заметили необычайно яркий свет, струящийся в ветвях грушевого дерева. Подойдя ближе, они увидели на дереве небольшую икону Божией Матери, поклонились ей и отнесли своему хозяину, а он закрыл икону в ларец. На следующий день, как гласит предание, к Солтану пришли гости, и хозяин решил показать находку. Но иконы в ларце не оказалось.

Через какое-то время пастухи вновь нашли ее на том самом месте и отнесли к Солтану. На этот раз он отнесся к иконе с глубоким почитанием и построил на месте ее явления церковь в честь Пресвятой Богородицы. Вокруг деревянного храма вскоре возникло поселение и образовался приход.

Около 1520 г. во время большого пожара храм сгорел. В огне пропала и чудотворная икона. Но однажды крестьянские дети увидели дивное зрелище: Дева необычайной красоты в лучезарном сиянии сидела на камне, держа в руках икону, которую все считали сгоревшей. Дети поспешили сообщить людям о чудесном происшествии. Жители поселка во главе со священником направились к тому месту и увидели на камне ту же икону Божией Матери, совсем не поврежденную огнем. Ее временно поместили в доме священника, а камень обнесли оградой. Когда был возведен каменный храм, икону с почестью поместили в нем.

В XVII–XVIII вв. монастырь принадлежал униатам. Жировичская икона пользовалась почитанием униатов и католиков. Для поклонения ей в Жировичи приезжали короли Речи Посполитой, представители известных родов Полубенских, Войнов, Радзивиллов, Сапег.

В 1839 г. монастырь вместе с иконой возвращен в православие. Во время Первой мировой войны Жировичская икона была вывезена в Москву, находилась в храме Василия Блаженного на Красной площади, а в 1924 г. возвращена в обитель.

Ныне Жировичская икона помещена в иконостасе около царских врат главного монастырского Успенского собора. Она вырезана на яшмовом камне и по размеру легко умещается на ладони. Живописные списки с Жировичской иконы Божией Матери можно увидеть во всех храмах Беларуси. Празднование иконы совершается 20 мая (н.ст.).

Слонимский район, д. Мижевичи. Мижевичская икона Божией Матери.

Находится в храме Рождества Пресвятой Богородицы д. Мижевичи.

Образ представляет собой рельефное изображение иконы Божией Матери в овале, сделанное из металла, размерами 10 на 7 сантиметров.

По преданию, икона принадлежала походной церкви одного из русских полков. Когда полк, стоявший в Мижевичах, отправлялся в путь, повозка, куда уложили походную церковь с чудотворной иконой, не могла сдвинуться с места. Даже после того, как отслужили акафист Божией Матери, повозка не тронулась. Стало понятно, что икону следует оставить здесь. Тогда икона была вставлена в большой деревянный крест, который утвердили на том месте, где стоял престол походной церкви. Крестьяне стали собираться на молитву к этому образу, а с течением времени построили на том месте деревянную церковь, освященную в 1800 г.

Прихожане Мижевичской церкви в середине XIX столетия свидетельствовали, что с момента появления иконы не было в Мижевичах ни пожара, ни повальной болезни, чего нельзя было сказать о соседних селениях.

В 1864 г. на месте старой церкви был выстроен и освящен новый храм, где и разместили икону. По заступничеству Пресвятой Богородицы храм оставался целым и невредимым в трудные годы XX столетия.

Празднование в честь иконы совершается 10 августа (н.ст.).

Слонимский р-н, д. Деревная. Колпенская икона Божией Матери.

Находится в Свято-Троицком храме д. Деревная.

Образ писан на жести, размер его 87 на 60 сантиметров.

Согласно преданию, эта икона была обретена в конце XVIII ст. в лесу, в полутора верстах от имения графа Тимена. На месте явления была построена деревянная церковь, в которой поместили обретенную икону.

Близ храма находился целебный Колпенский источник. На праздничные богослужения собиралось так много народу, что церковь не вмещала всех молитвенников.

В 1939 г. местные активисты КПЗБ подожгли церковь. Храм полностью сгорел, но икона по милости Божией была спасена. Ее перенесли в деревнянскую Свято-Троицкую церковь.

В 1963 г., храм в Деревной был закрыт. Колпенскую икону поместили в музей религии и атеизма в Гродно, где она находилась до 1989 г.

Впоследствии по ходатайству верующих икона была возвращена на место своего пребывания в деревнянский Свято-Троицкий храм, переданный общине в том же 1989 г.

В настоящее время на месте сожженного в 1939 г. храма и на месте явления иконы установлен крест. Ежегодно 9 июля, в день памяти Тихвинской иконы Божией Матери, в Свято-Троицком храме д. Деревной совершается Божественная литургия, а по завершении крестный ход с Колпенской иконой на место явления сего образа, где на источнике совершается малое освящение воды.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 ноября 2020; проверки требует 31 правка.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 ноября 2020; проверки требует 31 правка.


Сло́ним (белор. Слонім ) — один из наиболее древних городов Белоруссии в Гродненской области, районный центр Слонимского района. Лежит на слиянии рек Щара и Исса, в 195 км к юго-западу от Минска и в 143 км юго-восточнее Гродно, в 10 километрах от Слонима находится известнейший Жировичский православный монастырь. Железнодорожная станция на пути между Барановичами и Волковыском. По данным на 1 января 2018 года население города составило 49 441 человек [3] .

Содержание

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 7 июня 2021 года.

В списке середины XVII века в составе Киево-Печерский патерик под редакцией Иосифа Тризны имеется комплекс Туровских уставов, в состав которого входит уставная грамота о поставлении Туровской епископии, согласно которой князь великий киевский Василий (Владимир Святославич) в лето 6513 (1005) года придал Туровской епископии вместе с другими городами и Слоним. [5] [6]

По археологическим данным укреплённое селение на территории современного города могло возникнуть в 1036 году. В Памятной книжке гродненской губернии от 1861 года упоминается битва Ярослава I в 1040 году в котором он потерпел поражение от туровских князей.


В довоенное время Слоним представлял собой крупное еврейское местечко. Отсюда происходит известная хасидская династия.

  • 18 сентября 1939 года советские войска вошли в город, и 14 ноября он вошёл в состав Белорусской ССР. 4 декабря город и район вошли в состав Барановичской области.
  • 1940: 15 января Слонимский повет упразднён. Слоним — центр Слонимского района Барановичской области.
  • С 24 июня 1941 по 10 июля 1944 года, во время Великой Отечественной войны, был оккупирован немецкими войсками. В созданном нацистами еврейском гетто было убито более 25 тысяч человек [14] . Убивали евреев и в окрестностях Слонима: так, в 1 километре от города, на Петралевичской горе гитлеровцами было расстреляно более 10 тыс. человек, на Чепелевских полях — 30 тыс., в урочище Морги — 2 тыс.
  • 1954: 8 января Слоним стал центром Слонимского района Гродненской области.
  • 1957: в сквере на улице Победы установлен памятник Ленину.
  • 1963: 7 марта Слоним стал городом областного подчинения.
  • 1965: 19 января в состав города включён фабричный посёлок Альбертин.
  • 1992: был построен новый микрорайон города Дружба (Энка).

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 7 июня 2021 года.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 7 июня 2021 года.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 7 июня 2021 года.

Доля передвижения на велосипеде в Слониме составляют лишь 1 % всех поездок с использованием транспорта [25] .

Через Слоним проходит маршрут EuroVelo-2 [26] .

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 7 июня 2021 года.

Функционирует медицинский колледж, политехнический профессиональный лицей, сельскохозяйственный профессиональный колледж и филиал Современного гуманитарного института.

В городе работает 17 дошкольных учреждений, в том числе один специализированный детский сад для детей с недостатками умственного и физического развития. Имеется детский дом смешанного типа с детским приютом.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 7 июня 2021 года.

В 1934 году на окраине Слонима на глубине 0,5 метра был найден слонимский идол ( белор. ) — изваяние X века из валуна красно-серого цвета. В настоящее время идол хранится в Слонимском краеведческом музее [28] .

Главным православным храмом города является Спасо-Преображенский собор, а главным католическим — храм Святого Андрея.

Также в городе расположена Слонимская синагога — памятник архитектуры барокко XVII века.

Сохранилась ратуша (середина ХVIIІ века), в которой в настоящее время размещается Слонимская центральная районная библиотека [29] .

Одной из гордостей города является Огинский канал, который в былые времена был важной водной артерией региона.






Слонимская Свято-Троицкая церковь (бывший костел и монастырь бернардинцев)

Михаил Казимир Огинский

В 1761 году Слоним вошел во владение Михаила Казимира Огинского как часть приданого Александры Чарторыской (по первому браку Александры Михайловой Сапега). После женитьбы с Александрой, Михаил Огинский стал Слонимским старостой и перенял давно уже обжитое имение, которое перестроил и приспособил для своих нужд.

Дворец Огинского. В 1768 году по приказу Михаила Казимира Огинского бывший замок Льва Сапеги был частично реконструирован и на его месте поставлен архитектурный комплекс – П-образный дворец (одноэтажное покрытое черепицей каменное здание с боковыми одноэтажными деревянными флигелями; архитекторы Иноченца Мораина, Ян Бой и, возможно, К. Шильдгауз) с парадным двором – курдонером в центре.

Дворец возводился на искусственно подпрофилированной возвышенности. С юга она ограничивалась обрывистой каменной подпорной стеной, а с севера – широким рвом глубиной до 6 метров и перекидным мостом со сторожевыми башнями.

Дворец имел 46 (116 – по другим источникам) комнат и залов. Отдельные помещения отводились под библиотеку, архивы, художественные мастерские.

Михаил Казимир Огинский ( A.Romanet, 1800 )

Флигель, стоявший на левой стороне имел 21 комнату, 14 печек, 49 окон, 23 двери. В нем располагались покои гетмана и его жены. Правый флигель имел 23 комнаты и был предназначен для гостей и прислуги.

Усадьба Михаила Казимира Огинского в городе Слониме

При Огинском был увеличен парк, окружавший дворец, построено много зданий, парковых павильонов – таких, как возведенный в стиле рококо “зал богинь” (где была собрана прекрасная художественная коллекция), круглая беседка Геркулеса, английская гостиная и др.

В комплекс также входили манеж, деревянная оранжерея на каменном фундаменте (в ней находилось 5 комнат, 2 печки, 33 окна и 5 дверей), большие дома для придворных и гостей, типография, хозяйственные постройки.

Дворцовый комплекс отделялся от городских строений и торговой площади ставом (прудом) и регулярным садом (мастер парковой архитектуры И. ле Рак, крепостной садовник Василий), где были сделаны по западному образцу фонтаны, павильоны для отдыха, “кафехауз”. Первый “кафехауз” был открыт Огинским в Слониме в 1765 году, в 1780 году для него было построено новое двухэтажное каменное здание шикарно отделанное изнутри шелковыми обоями и гравюрами по меди. “Кафехауз” служил одновременно рестораном и казино для придворной прислуги и артистов, в нем проводились также балы-маскарады. Здесь во время финансовых трудностей артисты могли получить денежные кредиты.

Перед дворцом Огинского была расположена пристань, которая короткой улицей (теперь ул. Маяковского) соединялась с торговой площадью.

Руины дворца Михаила Казимира Огинского

Слонимская типография Огинского. В 1777-1782 годах в Слониме функционировала типография, принадлежавшая Михаилу Казимиру Огинскому. Первое ее издание “Религиозный культ Брунона, патрона картузов” (1777 г. на латинском языке) вышла с участием доминиканцев. На польском и итальянском языках были изданы “Книга для детей, или Представление о предметах, которые дети должны изучать” (1778 г.), на польском – написаны, как предполагают, Огинским либретто опер “Положение сословий” (1781(4) г.), “Силы света” (1781(4) г.), “Елисейские поля” (1788 г.). Изданы также “Исторические и моральные повести” (1782 г.), “Небылицы и быль” (1788 г.).

Слонимский театр Огинского – придворная театральная труппа гетмана великого литовского Михаила Казимира Огинского. Основан в 1770 году, прекратил деятельность после 1791 года. В театре работали профессиональные итальянские, немецкие, польские певцы, крепостной хор и балет. Балетная труппа подготавливалась в Слонимской балетной школе. Представления сопровождала Слонимская капелла Огинского. При театре действовала также музыкальная школа.

Театр князя Михаила Казимира Огинского в Слониме (В.Л. Гриневич)

Театр представлял собой каменное двухэтажное покрытое черепицей здание на переднем фасаде которого располагались большие двустворчатые стеклянные двери. В театре имелись двухъярусные ложи, в каждой из которых был красивый паркетный пол и камин. Особенно выделялась богато украшенная картушем с гербом монарха королевская ложа. Осветлялось здание роскошной хрустальной люстрой, а так же многочисленными расположенными около стен лампами и настенными светильниками. Для украшения театра служили, находившиеся в фойе, четыре алебастровые фигуры.

Мемориальная доска Огинскому на здании драмтеатра

Слонимская капелла Огинского – придворный хор с оркестром гетмана великого литовского Михаила Казимира Огинского.

Существовала в 1765-1793 годах. Обслуживала показы Слонимского театра Огинского, балы, костельные службы, совершала концертные поездки (например, выезд капеллы в Шклов в 1780 году). Определялась высоким профессиональным уровнем аркестра, своеобразным исполнительским стилем. Музыкальные инструменты коллектива считались одними из лучших в Европе, их общее количество составляло, как минимум, 106 единиц (в том числе 21 скрипка, 13 кларнетов, 4 габоя и др.).

В 1765 году под руководством капельмейстера Майзнера (Майснера) была организована музыкальная трупа, состоявшая из 12 человек. С 1776 года капелла имела большой ансамбль инструменталистов и вокалистов (53 человека) во главе с дирижерами Ю. Паули, А. Данези. Среди музыкантов были: 24 крепостные (например, Райский, крепостной Радзивиллов, работал в Слониме в 1775-1780 годах и считался одним из наиболее талантливых участников капеллы) и иностранных (немецкие, чешские и итальянские певцы, инструменталисты и дирижеры (среди которых К. Чаприани). Расцвет деятельности капеллы приходится на 1780 год. С первой половины 1780-ых годов начинается ее упадок: сократился состав – многие иностранные музыканты перешли в Несвижскую капеллу Радзивиллов. Уже в 1785 году ансамбль состоял из 26 инструменталистов и вокалистов. Временный подъем капелла и театр пережили в конце 1780 – начале 1790-ых годов, однако в 1792 году в аркестре осталось всего 12 музыкантов и он уже не составлял художественного целого, а в 1793 годукапелла прекратила свое существование.

Слонимская музыкальная школа действовала в 1770-1780-ых годах при Слонимском театре Огинского. В школе обучались мальчики и девочки, в том числе крепостные, с целью подготовки певцов и музыкантов для театра и слонимской капеллы Огинского.

Слонимская балетная школа действовала при Слонимском театре Огинского. С 1777 года существовал небольшой балетный ансамбль (8 человек), подготовленный балетмайстером Ноаком. В 1781 году под его руководствам укомплектована школа (в 1785 году – 18 учеников, после 1790 года больше). Сначала среди учеников преобладали дети придворных музыкантов, позже – крепостных крестьян. Учеников кроме танцев учили также чтению и письму.Расцвет школы и подготовленной ею труппы связан с деятельностью балетмайстера и композитора Ф. Марини (около 1781-1788 годов),балетмейстеров мужа и жены Экеров, а также польского танцовщика, солиста, балетмейстера и педагога слонимского балета Ф. Шлянцовского (работал в 1785-1792 годах). В 1788 году четыре воспитанника выступали в Варшаве в балете “Рыбаки”. В сезон 1790-1791 годов группа (приблизительно 20 человек) показала 4 спектакля на гастролях в городе Дубно (Украина). Слонимский балет успешно конкурировал с королевским балетом в Варшаве. С 1792 года школа и балетная труппа была переведена в местечко Телеханы (теперь Ивацевичский район Брестской области), а в 1800 году после смерти гетмана закрыта.



ИЗ ПРОШЛОГО СЛОНИМА
И ЗЕМЛИ СЛОНИМСКОЙ

СЛОНИМ 1935


ПЕЧАТЬ ХРИСТИАНСКАЯ В СЛОНИМЕ

Примечания автора

ОТ ПЕРЕВОДЧИКА

Кроме примечаний автора книги, Б. Александровича, которые отмечены просто цифрами, я, как переводчик, добавил свои комментарии, которые для отличия отмечены цифрой в скобках. Частью это объяснение непонятных сегодня слов, частью — указание на трудности перевода.

При переводе текста некоторые устаревшие старопольские и старорусские слова и не имеющие аналога в русском языке просто даны в русской транскрипции, где это было возможно, я привожу комментарии, объясняющие истинное значение таких слов. Когда это было возможно, дабы не делать обратного перевода, некоторые цитируемые автором тексты источников взяты непосредственно из тех книг, на которые автор ссылается.

По тексту слова cerkwa (церковь) и kościoł (костел) даны в прямом переводе, хотя при этом в некоторых случаях возникает некая неоднозначность.

[Александр Королёв]


ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА



Парафиальный костел в Слониме

Следы проживания человека на нынешней Слонимщине появляются уже в древние доисторические времена. В ледниковую эпоху, когда климат смягчился и польская территория стала покрываться высокими хвойными и лиственными лесами, с востока начали проникать лесные народы кампинийской (1) культуры. Как утверждает исследователь доисторических польских земель, Владимир Антоневич, слонимский повет наряду с волковысским и лидским является одним из трех основных групп стойбищ кампинийских, которые до сих пор можно видеть на земле польской. За 4000 лет до Рождества Христова культура кампинийская была ассимилирована новыми пришельцами, которые привезли сюда знания керамики и полеводства 1 .

Эпоха неолита в этом регионе приходится на 1000 лет до Рождества Христова. Наталкиваемся в повете слонимском на разнообразные находки каменного века 2 .

В исторические времена земли слонимские, вместе с минскими и другими землями на юге, были одними из первых мест расселения славян. Район расположенный между Двиной и Припятью с давних времен был заселен славянскими племенами дреговичей и кривичей. Дреговичи, продвигаясь к районам Немана, достигли Гродно и отодвинули к северо-западу некоторые литовские племена. На западе, они прошли почти до Дрогичина. До создания русского государства Дреговичи являлись независимым княжеством. Этот факт и археологические данные указывают на давность занимаемых ими мест проживания, и определенный уровень культурного развития. Некоторые славянские племена в течение длительного времени обороняются от Киевских князей, стремящихся навязать им свою власть. В X веке Дреговичи стали данниками этих князей 3 .



Черная Русь (Schwarzreussen)
на карте in den Grenzen vor 1660

Польша по отношению к своих соседям за Бугом на протяжении XI и XII веков не имела захватнических намерений. Болеслав Храбрый решал в этом смысле две задачи: территориальную, т.е. удержание городов червеньских при Польше, а также политическую, вероятно гарантия для себя такого влияния на Руси, чтобы сделать невозможным ее взаимодействие с империей против себя. Польское влияние на Руси утверждается благодаря супружествам. Экспансия Польши на восток в XII веке направляется прежде всего на территорию соседних мелких княжеств, находящихся на землях волынско-галицких. Казимир Справедливый спешит напр. на помощь своему племяннику, князю брестскому Мстиславу Изяславичу. А когда после его смерти Брест занимает князь владимирский Роман, тотчас Казимир Справедливый утверждает свою власть как над княжеством брестским так и владимирским.

На протяжении XIII века вся Черная Русь, и Слоним особенно, будет предметом споров и войн между литовскими и русско-галицкими князьями. Одну из битв, произошедших на полях слонимских, в начале XIII века, Стрыйковский описывает так (3) :

«А когда на полях слонимских Литва дроздом (4) стала,

Скоро с Голговичами Русь на них вырвалась,

С толпой язычников битву огромную повели,

А Литавы к ним также смело поскакали.

Русь с саблями и из луков, а Литва копьями,

Бьются, кричат, ревут разными голосами,

Mus, azumusz thos Gudos (5) , с Жмудью кричит Литва:

С 1283 по 1315 гг. не только Слоним и Волковыск, но и Брест а также княжества туровское и пинское принадлежат храброму защитнику Литвы, князю Витеню. Ведет он борьбу как с татарами, так и с русскими князьями, помирившимися с крестоносцами. Гедимин, деля свою землю между семью сыновьями, самому старшему из них, Монивиду определяет Кернов или Мернов, расположенный над Вильей к северу от Вильно и Слоним 26 . Остальную Черную Русь получил Кориат, третий сын Гедимина. По словам одного прусского летописца, самый старший сын, правитель Слонима и Кернова, стал через краткое время великим литовским князем. Великокняжеское свое правление должен был он исполнять с 1341 до 1345 гг.

При Ольгерде Слоним остается удельным княжеством.

После Городельской унии (1413) Слоним вошел в состав воеводства трокского.



Владислав Ягайло (1352-1434)

Король Владислав Ягайло удостоил город своим пребыванием в нем в 1423 году. Было это в неделю по празднику Рождества, когда король объезжал Литву, а затем через Слоним направился к Едлне 30 .



Менгли Герай (в центре) со своим
сыном и наследником Мехмедом
Гераем (слева) и османским
султаном Баязидом II (справа).
Источник — Википедия.

В 1506 году, во время болезни короля Александра, татары под командованием Менгли-гирея полностью разрушили Слоним и Волковыск. Двумя годами позднее около Слонима рыщут отряды бунтарского князя Михала Глинского. Пребывавший в то время в Слониме Гастольт, на весть об измене Глинского, поспешил отсюда в Вильно.

В 1508 году посещает Слоним король Сигизмунд I. Начиная московскую кампанию, отправляется он из Кракова и едет через Сандомеж, Люблин и Брест, а 31 мая прибывает в Слоним. В дальнейший путь под Оршу и Смоленск едет король через Новогрудок и Минск 33 .

XVI век стал в истории Слонима переломной эпохой, после которой наступает с каждым разом все больший расцвет города. Внутреннему расцвету города способствует получение в 1532 году магдебургского права (о чем пойдет речь во второй части нынешних заметок), к росту политического значения — деятельность нового старосты Слонимского — Льва Сапеги а также перенос в Слоним места проведения главных съездов В. Кн. Литовского.



Герб Слонима

Лев Сапега получил староство слонимское в 1586 году и, хотя было это одно из достаточно многочисленных староств им опекаемых, обращал на него особенное внимание и более всех прочих посвятил ему труда, хорошо понимая стратегическое, политическое и экономическое значение Слонима. Слоним очень признателен этому своему старосте, имеющему такие заслуги в деле материального и политического подъема города и память о котором навек связана с городом благодаря общему гербу. Сигизмунд III, желая подчеркнуть исключительную заслугу Льва Сапеги по отношению к городу, дал Слониму 4 января 1591 года герб подобный гербу Лис, которым обладал Сапега: на щите на голубом поле золотой лев, держащий серебряную стрелу с двойным крестом.

Вероятно, не без влияния Льва Сапеги было перенесено в Слоним место проведения генеральных сеймиков.

Генеральный сеймик, собравшийся в 1584 году в Вильно, объявил, что местом съезда литовского генерального сеймика должен быть вместо Волковыска — Слоним. Дело это должно было быть представлено послами на королевское одобрение на сейме в 1586 году 34 . Когда состоялся первый генеральный съезд в Слониме — сложно теперь установить. Несомненно, что произошло это еще в XVI веке; потому что съезд В. Кн. Лит. перед варшавским сеймом с 1597 года состоялся именно в Слониме в конце января того же года 35 .

Конституция, то есть решение сейма в 1631 году, давнейшие права и обычаи в отношении этих съездов подтвердили следующим образом:

Мы видим далее, что с конца XVI века, благодаря тому, что в Слоним перенесено место проведения генеральных сеймиков В. Кн. Лит., приезжают сюда сенаторы и послы воеводств: виленского, трокского, новогрудского, минского, витебского, полоцкого, смоленского а также ливонского с целью обсуждения дел, которые, должны были быть со стороны Литвы на сейм вынесены. Трудно установить, как долго генеральные (conventus generales) съезды проводились в Слониме. По мнению Балинского должны были они здесь длиться до 1685 года. Кроме генеральных сеймиков собирается здесь поветовый сеймик, на котором выбирается посол на общий сейм и депутаты на трибунал; с 1748 года, но на основании сеймового постановления, в Слониме заседает на четырехнедельную каденцию казначейский Трибунал, начиная свою сессию в первые будни после празднования Рождества 40 .



Герб Жировичей

Не меньше Слонима пострадали в XVII веке Жировицы (отдаленные в 10 километрах), история которых тесно связана с историей Слонима. Известности своей благодарят Жировицы чудесной иконе Божией Матери, которая, как говорит легенда, около 1480 года была найдена пастухом на груше. Уже в XV веке Александр Солтан строит здесь деревянный костел. Около 1560 года Ян Солтан начинает строить каменную церковь 47 . С момента приглашения Яном Мелешкой, кастеляном смоленским (1613) отцов Базилиан Жировицы значительно оживают.


Явление чудотворной иконы

Отступая под натиском русского войска отошли конфедераты в направлении Мыши, Молчадзи, Дворца, Здзециола и Деречина, а выбравшись на тракт гродненский, направились к Зельве.

Россия, зная об этом, хотела постоянно держать гетмана в шахе, потому московские войска уже давно кружили вокруг Слонима и Телехан. Михал Огинский, стремясь гарантировать своим отрядам бо́льшую безопасность и свободу перемещения, умоляет короля, чтобы выхлопотал у русского посла приказ, запрещавший московскому войску проход через поветы пинский и слонимский. В первых днях сентября 1771 года гетман разбивает полностью под Бездзичем русский отряд, которым командует Албичев. Вскоре однако войско конфедератов, атакуемое сразу же Суворовым под Столовичами, полностью разбито. Это поражение почувствовал и Слоним. Потому что Россияне, заняв город, грабили его в течение трех дней, налагая контрибуцию и грабя монастыри 54 .

В работе Четырехлетнего Сейма принимали участие два посла повета слонимского: Станислав Солтан, хорунжий В. Кн. Лит. староста и посол слонимский, а также Казимир Ян Главбич Пржецлавский, писарь и посол повета слонимского. Подписали они в 1788 году акт конфедерации, по решению которого начал работу Четырехлетний Сейм. В декабре 1790 года к акту генеральной конфедерации обоих народов присоединились еще два посла повета слонимского: Ксаверий Зенкевич и Войцех Пусловский 55 .

Во время русского (в 1792 году) вторжения через Слоним проходит колонна Ферсена, по которой решает ударить генерал Забелло. Бои происходят 4 июля, но уже под Зельвой. Именно здесь отличается капитан Йозеф Сулковский, защищающий мост через Зельву, командуя всего 500 людьми, тогда как Москалей насчитывалось около 6 тысяч солдат.

В 1794 году Слонимщина принимает деятельное участие в организации защиты независимости и борьбы с захватчиком, дав народу военачальника, наиславнейшего и самоотверженного сына земли слонимской, — Тадеуша Косцюшко.

После изгнания русских из Вильно Якобом Ясинским, собравшиеся в Вильно на рынке 23.IV присягнули акту восстания Народа Литовского. 25.IV учрежден Временный Высший Совет заменивший В.К.Л. Среди его членов видим делегата слонимского, Стефана Незабитовского 57 . Пламя восстания в 1794 году объяло все пространство от Вильно до Минска и от Слонима до Динебурга. Со стороны Слонима защищали страну ген. Сераковский и Беляк. 31 июля того же года, под Слонимом велась битва между отрядами Сераковским и российского генерала Лясцы, насчитывавшего около четырех тысяч. человек. В рапорте Верховному Главнокомандующему от 5.VIII из Слонима сам Сераковский описывает его так:

Читайте также: