Куда сходить в звенигороде

Обновлено: 04.10.2024

Город Звенигород – один из древнейших городов Северо-Восточной Руси, расположен в 50 км. от столицы, по данным археологов – ровесник Москвы, охраняемый ее западные рубежи.

Границы г. Звенигорода и его окрестностей многократно пересматривались, как пересматривался и его административный статус: Звенигородский район Московской области; город областного подчинения; территория, входящая в Кунцевский, затем в Одинцовский районы Московской области; снова город областного подчинения. На основании Закона Московской области от 3 февраля 2005 года № 36/205-ОЗ был утвержден новый административный статус нашего города, который преобразован в городской округ. При этом территория Звенигорода увеличилась почти в два раза и сейчас составляет 4746 га. К территории города были присоединены межселенные территории. Отныне по своей площади Звенигород является одним из самых крупных городов Московской области.

Город ведет активное международное культурное и гуманитарное сотрудничество. Проводятся культурные обмены. Такая страна-партнер – Германия. Город неоднократно принимал делегации из этих стран.

Предоставление медицинского обслуживания осуществляет Звенигородская ЦГБ – многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение состоит из городской больницы, поликлиники, женской и детской консультации, противотуберкулезного диспансера, психоневрологического диспансера, скорой и неотложной медицинской помощи.

В городе открыт Комплексный центр социального обслуживания населения.

Большое значение для ветеранов города Звенигорода имеет открытие двух социальных магазинов, где цены на 15-20% ниже средних.

В городе работает 5 дошкольных общеобразовательных учреждений, 3 общеобразовательные школы, 2 учреждения дополнительного образования: Дом детского творчества, детско-юношеская спортивная школа, а так же имеется Детская музыкальная школа, Музей Танеева. В городе имеется Звенигородский финансово-экономический колледж, государственное образовательное учреждение профессиональное училище № 46.

История города

Легенды исстари пытались объяснить название древнего Звенигорода: рассказывали о колокольном звоне (ведь на городском гербе есть знаменитый монастырский колокол, отлитый в 1667 г.), о том, что он первым встречал вражеские набеги и звоном предупреждал Москву об опасности. На самом деле основали Звенигород славяне, пришедшие от Киева и Галича, уже в XI в. построившие на юге два города с таким же названием. Самый древний из них тоже стоял на берегу реки. В ее шуме слух наших предков мог уловить звон колокольчиков. Может быть и в названии подмосковного Звенигорода звучит ласковое журчание Москвы-реки.

Не без оснований Звенигород считают ровесником Москвы. Но начальная его история затерялась во тьме веков и не была отмечена дошедшими до нас летописями. В документах город впервые упоминается в ту пору, когда он стал центром крупного удела, входившего в Московское княжество.

К XI-XII векам славяне уже плотно заселили долину Москвы-реки. Вслед за крестьянами земли "осваивали" феодалы. На захваченной территории князьям нужны были опорные пункты, дружины, собиратели дани. Так возник Звенигород.

Центром древнего поселения стал кремль на западной окраине нынешнего города. Звенигородцы издавна называют это место Городком. Высокий холм с крутыми склонами, с трех сторон окруженный глубокими оврагами, с четвертой - омываемый водами Москвы-реки. Верхняя площадка Городка возвышается над окружающей местностью на 24 метра. В середине XII в, Звенигород был опорным пунктом на северо-восточной окраине Черниговского княжества, княжеским замком, охранявшем важный торговый путь из южнорусских в новгородские и западноевропейские земли.

Поселение оставалось небольшим, и возможно поэтому о нем молчали летописи. В письменных источниках Звенигород впервые упомянут в духовной грамоте Московского князя Ивана Даниловича Калиты, относящейся к 1339 г.: "А се даю сыну своему Ивану: Звенигород. ". Теперь - это центр удельного княжества Ивана Ивановича, сына Калиты, хотя первые звенигородские князья обычно жили в Москве.

По завещанию Дмитрия Донского 1389 г. Звенигородское удельное княжество досталось его второму сыну Юрию Дмитриевичу. Честолюбивый князь превратил Звенигород в подлинную столицу своих владений и почти постоянно до 1425 г. жил здесь. В годы правления Юрия Дмитриевича город пережил пору расцвета. По его приказу окрест кремля была создана круговая система обороны из земляных валов, по гребню которых шла высокая деревянная стена с башнями. Около 1407 г. в центре Городка возвели белокаменный Успенский собор, расписанный Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Письменные источники XV-XVI веков говорят о торговле и таможенниках в городе. Звенигород развивался, несмотря на разорение его татарами в 1382 и 1408 годах. В конце XIV столетия возник Савво-Сторожевский монастырь на Сторожевом холме к западу от Звенигорода, где в 1405 г. построили еще один большой собор - Рождественский.

Начатая князем в 1425 г. междоусобная война в Московском княжестве сильно повредила Звенигороду и лишила его политической самостоятельности, явилась началом конца экономического роста города. В дальнейшем он превратился в центр уездного масштаба.

Город переходил от князя к князю, пока не попал во владения Ивана Грозного. Тот пожаловал Звенигород татарским царевичам и князьям, перешедшим на службу к русскому царю.

. Шли годы. В апреле 1605 г. умирает Борис Годунов и самозваный царь Лжедмитрий I направляется в Московский Кремль. Путь его сопровождался пожарами и разорением. Пылал звенигородский посад, жители города оставляли дома и уходили в лес. Один из документов тех лет гласит о нашествии варваров: ". монастырские деревни они разорили, монастырские казенные деньги и лошадей и всякие монастырские запасы и хлеб забрали, и игумена Исайю с братиею ограбили и огнем жгли".

Два года спустя самозванец Лжедмитрий II также пробирался к столице вдоль Москвы-реки. И вновь на пути интервентов оказался Звенигород. На этот раз город грабили более жестоко. Здесь же Лжедмитрий II принял посла от В. И. Шуйского, стоявшего во главе Русского государства.

Вслед за смутным временем наступила эпоха царствования Романовых. Царь Алексей Михайлович, прозванный "тишайшим", избрал в 1660-х годах Савво-Сторожевский монастырь своей любимой загородной резиденцией. В ту пору основное население Звенигорода жило на посадах, кои были невелики. Нижний Посад или Вознесенская слобода протянулась вдоль Большой московской дороги. По переписи 1678 г. здесь было 28 дворов, а в них 135 людей. Верхний Посад или Рождественская слобода насчитывали дворов 26 и сотню с небольшим жителей.

При Алексее Михайловиче была построена крепость Саввина монастыря - в 1650 - 1656 гг. возведены стены и башни, а на территории - впоследствии - дворец царя, трапезная, звонница, башенка для часов, вывезенных Государем из Смоленска, палаты царицы Марии Ильиничны Милославской, в 1652 г. - Троицкая церковь, вплоть до XVIII в. возводились Братские корпуса. А царевна Софья в 1693 г. добавила в ансамбль монастыря Преображенскую церковь.

XVII в. для Государства Российского был временем зарождения крупной промышленности, постепенно вытеснявшей мелкое ремесленное производство. Примечательно, что провинциальный Звенигород стоял у истоков русской металлургии. Основателем Звенигородских железноделательных заводов стал боярин и государственный деятель Борис Иванович Морозов. Эти предприятия просуществовали до конца 1690-х годов, и уже в документе 1701 г. говорится: "Звенигородские заводы, что держал гость Владимир Воронин, стали, и железа на них не делают".

Монастырь же был крупным землевладельцем, увеличивал барщину, вводил новые оброки, которых в XVIII в. было до 33-х. В 1760 г. архимандрит Павлуцкий согнал монастырских крестьян на чистку пруда у монастыря. Пора стояла страдная и собственные крестьянские поля остались необработанными. Возмущенные крестьяне три дня держали обитель в осаде и лишь вызванная из Москвы рота гренадеров оттеснила бунтовщиков. Затем между военными и крестьянами, находившимися на уборке монастырского сена произошло вооруженное столкновение, подавленное только с помощью второй воинской команды, опять же присланной из Москвы.

По челобитной крестьян провели расследование; монастырь оштрафовали, а пострадавшим разрешили возвести храм в память о погибших земляках. На средства вдов и сирот, "тщанием народным" в Саввинской Слободе была построена церковь Николая Чудотворца. А 26 февраля 1764 г. Екатерина II подписала указ, согласно которому все вотчины духовных феодалов передавались государству.

Через 17 лет Императрица вновь ставила рескрипт на бумагу о Звенигороде. На сей раз ей представили проект герба города: на геральдическом щите вверху - символ Московской губернии Георгий Победоносец, внизу изображение "великого колокола" в 34 тонны весом, того самого, что был отлит в 1667 г. для монастыря мастером Александром Григорьевым.

. XIX век. Новые беды обрушились на Звенигород с вторжением наполеоновской армии. После Бородина французский Император стремился уничтожить противостоящую ему Русскую Армию и отдал приказ командиру IV пехотного корпуса, вице-королю Италии Евгению Богарне двинуться параллельно с основными силами через Рузу и Звенигород, дабы ударить русским во фланг. Против этого корпуса врага М. И. Кутузов выставил отдельный кавалерийский отряд генерал-майора Ф. Ф. Винценгероде. Русский Главнокомандующий сообщал генералу М. А. Милорадовичу, командовавшему арьергардом отступающих войск: "Вчера после обеда в 10 часов Винценгероде доносил мне, что он стоит в Звенигороде; впереди аванпосты его в 14-ти верстах, перед коими неприятельские в двух верстах". Вице-король пытался проложить себе дорогу силой, из-за чего произошло "Звенигородское дело" - небольшое сражение, длившееся более шести часов. Русские отступили, когда врагу открылась неприглядная картина. Вот свидетельство наполеоновского офицера Ц. Ложье: "Двигаясь вдоль Москвы-реки, мы приходим в Звенигород. На вершине одного из холмов, по которым идут казаки, среди соснового леса открываются стены и колокольни старого, почти разрушенного Саввинского монастыря. У подошвы холма лежит маленький город Звенигород, расположенный по обоим берегам Москвы-реки. Итальянский лагерь расположился у ворот пустого, как и другие, города. Дома, избы, деревни - все представляет самый ужасный вид запустения".

Утром вице-король приказал готовиться к отходу в Москву, а собор опечатал личной печатью, приставив караул. И хотя Богарне вернулся на родину, монастырские документы того времени сообщали о грабежах и осквернении наших святынь вражескими солдатами.

В звенигородских деревнях собирались отряды народных мстителей. Действовали в окрестных лесах и армейские партизаны. Конное подразделение майора Фиглева, состоящее из ополченцев и казаков, в конце сентября-октябре разбило у Звенигорода отряды французов, взяв много пленных. 21 октября им и отрядом есаула Гордеева был освобожден сам город, враг бежал из монастыря.

В дни войны большинство мануфактур в помещичьих усадьбах распалось. Основным занятием жителей города по-прежнему оставалось огородничество, сельское хозяйство. Но один из промыслов Звенигорода стал известен на всю страну. Это производство струнных музыкальных инструментов, развившееся в городе благодаря крестьянину села Шихово Емельянову, работавшему прежде в московской гусельной мастерской. Вернувшись домой, он обучил односельчан производству гитар, мандолин, балалаек.

. В 1862 г на средства местного купца П. Г. Цурикова близ Звенигорода построили еще один памятник истории и архитектуры - Скит. Главную церковь его поставили над пещерой, где провел последние годы жизни Савва Сторожевский - основатель монастыря, сподвижник Сергия Радонежского и Дмитрия Донского, духовник Юрия Звенигородского.

Вплоть до революции 1917 г. Звенигородский уезд был одним из наименее развитых в губернии.

Переход власти в руки большевиков в Звенигороде произошел 16 ноября 1917 г. Отряд красноармейцев-рабочих и солдат из Павловской слободы без сопротивления вошел в город и за несколько часов занял все административные здания, почту, телеграф. Вскоре сюда прибыл с мандатом продкомиссара Константин Иванович Макаров. Сформированный им отряд реквизировал у монахов Савво-Сторожевского монастыря 800 пудов хлеба и других продуктов.

15 мая набат звенигородского колокола собрал в монастырь кулаков и часть крестьян. Вместе с монахами они требовали у комиссара ключи от помещения с конфискованным хлебом. Получив отказ, мятежники схватили и убили Макарова. В тот же день погиб секретарь Ягунинского волисполкома Василий Дмитриевич Соколов и милиционер Яков Иванович Ротнов. К вечеру подошел вооруженный отряд из Дедовска, который подавил восстание.

В Звенигородском уезде государством было взято под охрану несколько брошенных прежними владельцами помещичьих усадеб и комплекс монастыря, закрытого решением Звенигородского уездного Совета рабочих и крестьянских депутатов 29 июня 1919 г. Через три года здесь по инициативе председателя уисполкома Каратехина разместился музей и детский санаторий. Константин Алексеевич стал и организатором строительства железнодорожной ветки от деревни Хлюпино до Звенигорода. Он призывал крестьян идти на стройку, искал деньги, инструменты. К концу 1922 г. к рабочему бараку, где ныне станция "Звенигород", подошел первый паровоз.

Быстро развивалось в первые годы Советской власти и сельское хозяйство: увеличилось поголовье различного скота, появлялись кооперативы и объединения крестьян. Большая группа кустарей Звенигорода в артели "Красный Маяк" изготавливала чулки и носки. Налаживали горожане пищевую промышленность, торговлю, здравоохранение, образование. С 1921 г. Звенигород был центром уезда, а после упразднения таковых, в 1929 г. стал районным центром Московской области, оставаясь вместе с тем тихим маленьким городком. Еще до революции Звенигородский край называли "Подмосковной Швейцарией". Иметь здесь поместье или хотя бы дачу считалось престижным.

Учитывая климат и природные богатства, Звенигородье постепенно превращают в край здравниц. Накануне Великой Отечественной войны их здесь было около 30. Намечались новые планы, но их прервало нападение гитлеровской Германии.

В интервью газете "Правда" Л. А. Говоров рассказывал: "Наиболее тяжелыми для нас днями были 1-4 декабря. В эти дни германское командование предприняло обходное наступление по способу "двойных клещей". Первые "клещи" должны были сомкнуться на Кубинке, вторые - в Голицыне через Звенигород".

С утра 2 декабря бои возобновились с новой силой. Враг оказался всего в двух километрах от города. На случай внезапного прорыва на его северной окраине был сооружен "огневой вал": заграждение из поваленных деревьев и бревен, внутри которого размещалось большое количество бутылок с горючей смесью. Группа бойцов, дежурившая у "вала" должна была, в случае подхода врага, поджечь его. Из Звенигорода, подвергавшегося обстрелу, ушли многие жители, были эвакуированы все учреждения, оставались лишь военная комендатура, милиция и истребительный батальон.

3 декабря наши части все активнее контратаковали рвущегося вперед противника. В боях явно наступал коренной перелом. К исходу дня части Красной Армии прочно удерживали свои позиции. Угроза больших и малых "клещей" была ликвидирована. Восточное Звенигорода немецкие части были остановлены всего в 25-ти километрах от Москвы и в десятке километров от штаба Западного фронта в деревне Власиха.

Немцы дважды сообщали о взятии ими Звенигорода - в разгар ноябрьского наступления - в листовках и 2 декабря - по радио. Но германская пропаганда поторопилась. С утра 6 декабря войска правого крыла Западного фронта перешли в контрнаступление. В ближайших же к городу окрестностях наступление началось без пауз, сразу после оборонительных боев. Рядом с воинами сражались партизаны, Звенигородский истребительный батальон. К 20 декабря весь Звенигородский район был освобожден от захватчиков. Война отступала, а местные жители переходили к мирной жизни. После Великой Победы край вновь стал курортной и туристской зоной.

В 1965 г. права райцентра передали Одинцову, и Звенигород получил статус города областного подчинения. Здесь много небольших промышленных предприятий, учреждений культуры, современная гостиница, кинотеатр, турбаза, школы, детские сады и магазины.

На одной из городских окраин вырос современный многоэтажный квартал. Центральные же улицы до сих пор напоминают о былом: невысокие дома, памятник воинам 5-й Армии, многочисленные мемориальные доски. Историю края бережно хранят в музее, оставшемся в стенах бывшего монастыря.

гиды в звенигороде

Частные гиды в Звенигороде | ТОП-3 экскурсоводов Звенигорода

В этом обзоре – самая полная информация о том, как и где быстро нанять частного гида в Звенигороде. Объясним, почему лучше заняться поисками заранее, и расскажем, где бронировать экскурсии по Звенигороду с гидом без рисков и переплат. Познакомим с лучшими гидами Звенигорода, дадим полезные ссылки на их персональные профили и топовые экскурсионные программы. А в финале по традиции почитаем отзывы от туристов, которые уже посетили Звенигород с тем или иным гидом-экскурсоводом, а потому имеют полное право рассказать как о плюсах, так и о минусах своего путешествия.

Где найти частного гида в Звенигороде

Мы уверенно рекомендуем Трипстер. И не только потому, что этот онлайн-портал, по версии аналитиков РБК, входит в число самых полезных и надежных рунет-сервисов. Не только потому, что мы регулярно им пользуемся сами. И не только потому, что на Трипстере экскурсии покупают более полумиллиона человек. Но и потому, что портал реально удобный. На нем много полезных опций, которые позволяют быстро сориентироваться в предложениях: отфильтровать экскурсии по популярности и стоимости, а гидов – по количеству отзывов. На Трипстере представлены только авторские программы. За одни – аванс вносить не надо. Деньги передаются гиду лично в руки. За другие – требуется небольшая предоплата, которую без объяснений возвращают в случае перемены ваших планов. Большинство экскурсий проводятся в индивидуальном формате или в составе небольшой группы, что позволяет еще до начала путешествия скорректировать с организатором маршрут по своим интересам. Так что если еще не знакомы с Трипстером, велком! Выбирайте самого достойного, на ваш взгляд, личного гида в Звенигороде и бронируйте его экскурсию напрямую без наценки. Уверены – не пожалеете!

ТОП-3 частных гидов в Звенигороде

Татьяна представляет команду профессиональных гидов, которые за 5 лет работы провели сотни экскурсий. Она обещает подачу информации с юмором и интерактивом, гарантируя, что скучно не будет. Правда, на момент подготовки данного обзора большим количеством экскурсий на Трипстере Татьяна похвастаться не могла. Да и отзывы о работе ее команды не сказать, что сплошь положительные. Надеемся, что Татьяне удастся поработать над качеством организации, хотя многие туристы отметили оригинальность задумки ее экскурсий.

Отзывы туристов о частных гидах в Звенигороде

Понять, с каким экскурсоводом в Звенигороде лично мы бы хотели сходить на экскурсию, нам помогли именно отзывы. Потому как ориентироваться только на презентации – дело пустое. На личных страничках в портфолио у гидов-экскурсоводов всё расписано красиво, все экскурсионные программы и по содержанию, и по деньгам привлекательные. А вот почитал отзывы – и сразу всё встало на места. Стало понятно, у кого слова не расходятся с делом, а кому еще требуется подтянуть мастерство. Так что обязательно читайте отзывы, тем более что на Трипстере их оставляют только реальные туристы, которые посетили выбранную экскурсию и познакомились с ее организатором.

Доступ к отзывам об индивидуальных гидах в Звенигороде получите на этой странице. Там выложены самые популярные по оценкам гостей экскурсии. Кликайте на понравившуюся и узнавайте, насколько она зашла гостям города. Всё ли оказалось так, как расписано в презентации. Почитать отзывы также можно на личных страничках гидов-экскурсоводов. Просто кликните по имени понравившегося кандидата из нашего топа и узнайте, какие огрехи в его работе нашли туристы. Нанимайте лучших и путешествуйте по России без сожалений и чрезмерных расходов!


ГОРОДА РОССИИ
ЗВЕНИГОРОД

ТАКИЕ МЕСТА, КАК ЗВЕНИГОРОД, ЦИВИЛИЗАЦИЯ ОБХОДИЛА СТОРОНОЙ ДОЛГИЕ ВЕКА. ЗДЕСЬ НЕ ПРОКЛАДЫВАЛИСЬ ОЖИВЛЕННЫЕ МАГИСТРАЛИ, НЕ СТРОИЛИСЬ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГИГАНТЫ, А ПОТОМУ ГОРОДОК СОХРАНИЛ ОЧАРОВАНИЕ МИНУВШИХ ЛЕТ. БУКВАЛЬНО КАЖДЫЙ КЛОЧОК ЗВЕНИГОРОДСКОЙ ЗЕМЛИ НАПОЛНЕН ИСТОРИЕЙ, А ЗНАЧИТ, ЕСТЬ НЕМАЛО ТЕХ, КТО СЧИТАЕТ, ЧТО ЕГО НУЖНО ПОВЫГОДНЕЙ ПРОДАТЬ.

На первый взгляд историческая память в Звенигороде хранится с должным почтением. Всякого, кто въезжает в Звенигород, встречает памятник: на невысоком постаменте стоит князь, а справа от него сидит инок. Первый – сын Дмитрия Донского Юрий Звенигородский, второй – основатель Сторожевского монастыря преподобный Савва.
Каждый из них сыграл судьбоносную роль в истории города и оставил нам бесценное культурное наследие. Но установка памятника великим предкам и бережное отношение к их трудам, к сожалению, явления совершенно разного порядка.



Князь Юрий и преподобный Савва. Отцы-основатели города



Вот так выглядит сегодня один из примечательнейших исторических пейзажей России



Дорога из кремля князя Юрия. Слева вал, справа обрыв

Первые раскопки на Городке проводились в 1920 году, но их результаты не сохранились. Более или менее системная работа археологов началась здесь в годы войны. Ежегодно ученые проводят на Городке небольшие раскопки, но даже если суммировать все их результаты, то окажется, что изучена всего лишь небольшая часть этого памятника.



Дмитрий Седов, хранитель звенигородской старины



Долгое время звонницу древнего собора считали его ровесницей, пока не выяснилось, что она построена в XIX веке



Резьба по камню. XIV век. Эталонное мастерство того времени



Фрески XIV века выглядят не очень впечатляюще, но на самом деле это достояние мирового масштаба



Реставрация в соборе затрагивает не только древние фрески, но и более позднюю роспись



Средневековые двери, возможно, их возраст семь сотен лет

ОБИТЕЛЬ САВВЫ, УСТАВ СЕРГИЯ
Здесь рассказ об Успенском соборе на Городке придется оборвать и много интересного оставить за его рамками, иначе не будет места сказать хоть пару слов о другой жемчужине Звенигорода – Саввино-Сторожевском монастыре.



Остатки фундамента ворот Саввина монастыря, разрушенных в Смутное время



Преподобный Савва, на сей раз без князя. Пустынник, он и в бронзе – пустынник

Спустя столетие в украшении монастыря поучаствовал сын Ивана III, князь Юрий Иванович Дмитровский. Сегодня севернее собора, на краю газона, который до середины XX века был кладбищем, можно увидеть остатки фундамента святых ворот, над которыми помещался храм в честь Сергия Радонежского. Постройка была разрушена в Смутное время.



Скромное обаяние покоев боярыни допетровской Руси

Настоящий расцвет обители пришелся на времена Алексея Михайловича, который избрал монастырь местом царского богомолья. Государь возводит стены и башни, строит звонницу, Трапезную палату, Царский дворец, Царицыны палаты и много других сооружений.



Саввин монастырь. Время Алексея Михайловича, пора, когда русская культура была предельно самобытной



Шеломы бояр, золотая находка звенигородской археологии


АВТОР ДМИТРИЙ РУДНЕВ, ФОТО АЛЕКСАНДРА БУРОГО

В самом назва­нии это­го горо­да слы­шит­ся радост­ный пере­звон коло­ко­лов, празд­нич­ный гул вос­крес­ной ярмар­ки и блеск на солн­це золо­тых купо­лов. И небо, обра­ти­те вни­ма­ние! Голубое-голубое.

Святыни Подмосковья. Звенигород

Авто­бус № 23 – имен­но на него нуж­но сесть, если Вы хоти­те дое­хать до мона­сты­ря – отправ­ля­ет­ся от желез­но­до­рож­ной стан­ции и про­хо­дит через весь Зве­ни­го­род, пет­ляя по его узким улоч­кам. Город на хол­мах, низ­ко­этаж­ный, уют­ный. По сути, то, что сей­час явля­ет­ся горо­дом – это посад, посе­ле­ние, неко­гда раз­рос­ше­е­ся у стен зве­ни­го­род­ско­го крем­ля, осно­ван­но­го еще в XII веке Юри­ем Дол­го­ру­ким – в одно вре­мя с Москвой.

Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке

К Успен­ско­му собо­ру на Город­ке нуж­но под­ни­мать­ся: сна­ча­ла по желез­ной кова­ной лест­ни­це, потом — в гор­ку. По обе сто­ро­ны доро­ги – ого­ро­ды, дере­вян­ные избы. Так все, навер­ное, и было 7 веков назад – изго­ро­ди, под­сол­ну­хи, куры-гуси во дворах.

Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке

Рестав­ра­ци­он­ные леса, нако­нец, сня­ли, и теперь бес­пре­пят­ствен­но мож­но полю­бо­вать­ся тво­ре­ни­ем древ­них зод­чих, кото­рые в камне сла­ви­ли Господа.

Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке

Навер­ху, по пери­мет­ру апси­ды – полу­круг­ло­го высту­па – вьет­ся камен­ный орна­мент, опо­я­сы­ва­ю­щий фасад собора.

Когда захо­дишь внутрь, гла­за долж­ны попри­вык­нуть к сумра­ку собо­ра, что­бы раз­гля­деть сохра­нив­ши­е­ся фрес­ки XIV века. Вот ангел вру­ча­ет сви­ток с мона­ше­ским обще­жи­тель­ным уста­вом пре­по­доб­но­му Пахо­мию. Повы­ше – свя­тые вра­чи Флор и Лавр. А вот пре­по­доб­ный Вар­ла­ам бесе­ду­ет с индий­ским царе­ви­чем Иоаса­фом. А если запро­ки­нуть голо­ву, то там, в бара­бане купо­ла – про­рок Даниил.

Святыни Подмосковья. Звенигород

Лик Спа­са Все­дер­жи­те­ля (“Рус­ский Спас”), хоро­шо извест­ный нам, ока­зы­ва­ет­ся, был обна­ру­жен в 1918 году здесь же, в Успен­ском собо­ре. Вме­сте с ико­на­ми архан­ге­ла Миха­и­ла и апо­сто­ла Пав­ла, образ хра­нит­ся сей­час в Тре­тья­ков­ской гале­рее. Не было у ико­но­пис­цев обы­чая под­пи­сы­вать свои тво­ре­ния – кто я такой, все­го лишь кисточ­ка в Божи­их руках – пото­му-то чаще все­го и не зна­ем мы, кто писал ту или иную ико­ну. Но Спас Все­дер­жи­тель с боль­шой веро­ят­но­стью напи­сан рукой Андрея Рублева.

Лик Спаса Вседержителя

Саввино-Сторожевский монастырь

… Пово­рот в мона­стырь — здесь нуж­но вый­ти из авто­бу­са. Идти неда­ле­ко, но в гору. Пеший подъ­ем мож­но рас­тя­нуть минут на 10.

Сквозь дере­вья беле­ют камен­ные сте­ны оби­те­ли, с круг­лы­ми баш­ня­ми, бой­ни­ца­ми – как у кре­по­сти. Ведь мона­сты­ри-то рань­ше и были кре­по­стя­ми, часто выпол­ня­ли обо­ро­ни­тель­ную функцию.

Саввино-Сторожевский монастырь

Окна цар­ской свет­ли­цы, навер­ное, выхо­ди­ли на луга…

Саввино-Сторожевский монастырь

Саввино-Сторожевский монастырь

Саввино-Сторожевский монастырь

Рождественский собор монастыря

Пер­во­на­чаль­но на месте это­го хра­ма в 1398–99 году была воз­двиг­ну­та дере­вян­ная цер­ковь. Вокруг – мож­но себе пред­ста­вить – воз­вы­ша­лись такие же дере­вян­ные кельи, мона­стыр­ские построй­ки. Но уже через несколь­ко лет, в 1404–1405 гг., по ука­зу кня­зя Юрия и на его сред­ства начи­на­ет­ся стро­и­тель­ство бело­ка­мен­но­го собо­ра в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. Белый камень добы­вал­ся неда­ле­ко от этих мест – в вер­хо­вьях Москва-реки.

При­мер­но в это же вре­мя, по при­гла­ше­нию кня­зя Юрия Зве­ни­го­род­ско­го, Сав­ва остав­ля­ет Тро­иц­кую оби­тель в Сер­ги­е­вом мона­сты­ре, где он был на тот момент игу­ме­ном, и при­хо­дит в Зве­ни­го­род, что­бы окорм­лять мест­ную братию…

Саввино-Сторожевский монастырь

Захо­жу в полу­мрак собо­ра. Вечер­нее бого­слу­же­ние, чита­ют кафиз­мы. Спо­кой­но, мирно.

Наста­ви мя, Гос­по­ди, на путь Твой, и пой­ду во истине Тво­ей; да воз­ве­се­лит­ся серд­це мое боя­ти­ся имене Твоего…

Саввино-Сторожевская обитель

Рас­по­ло­же­ние глав­ной свя­ты­ни оби­те­ли, мощей пре­по­доб­но­го Сав­вы – спра­ва от ико­но­ста­са, под рез­ной золо­той сенью. Когда-то сень была дубо­вой, потом – сереб­ря­ной; рядом были осо­бо почи­та­е­мые Сав­вой обра­за, теп­ли­лись неуга­си­мые лам­па­ды. После рево­лю­ции мощи пре­по­доб­но­го были кон­фис­ко­ва­ны, а 22 авгу­ста 1998 года тор­же­ствен­но воз­вра­ще­ны в обитель.

Саввино-Сторожевская обитель

Саввино-Сторожевская обитель

Саввино-Сторожевская обитель

Саввино-Сторожевская обитель

В этот час нет наро­да и у колод­ца Сав­вы. Мож­но спу­стить­ся по дере­вян­ной лест­ни­це (спуск про­дол­жи­тель­ный, собьешь­ся со сче­та сту­пе­нек), умыть­ся водою из источника.

Рядом с колод­цем рас­по­ло­же­но рыб­ное мона­стыр­ское хозяйство.

Саввино-Сторожевская обитель

Толь­ко зано­че­вав в мона­сты­ре, есть воз­мож­ность попасть на ран­ний брат­ский моле­бен, кото­рый в Сав­в­ви­но-Сто­ро­жев­ской оби­те­ли начи­на­ет­ся в 6 утра. После него откры­ва­ет­ся стек­ло над моща­ми и мож­но при­ло­жить­ся к гла­ве преподобного.

Скит преподобного Саввы Сторожевского

Скит преподобного Саввы Сторожевского

Рас­сто­я­ние до ски­та – вер­ста, чуть боль­ше кило­мет­ра, то есть. Ран­ним утром народ поне­мно­гу сте­ка­ет­ся в скит к Боже­ствен­ной Литур­гии, кото­рая быва­ет там еже­днев­но. За литур­ги­ей – общее пение. Реген­ту­ет все­ми монах, и толь­ко Херу­вим­скую песнь и Милость мира поют в одно­го­лос­ную мело­дию мона­хи. Без нестрой­ных выкри­ков, сла­жен­но поют люди, дружно.

Как-то побы­вав здесь с груп­пой ико­но­пис­цев, мне захо­те­лось вер­нуть­ся сюда сно­ва. Тогда, слу­шая экс­кур­си­он­ные искус­ство­вед­че­ские речи про ран­не­мос­ков­ское зод­че­ство и ико­но­пис­ные тех­ни­ки арте­ли Андрея Руб­ле­ва, мне вдруг поду­ма­лось, что Русь – свя­тая, и мы, совре­мен­ные несчаст­ные люди, долж­ны чаще воз­вра­щать­ся в эти свя­тые места, что­бы быть счастливыми.

Вот я и вернулась.

В мате­ри­а­ле исполь­зо­ва­ны фото с офи­ци­аль­но­го сай­та оби­те­ли и фото­гра­фа Артё­ма Мочалова.

Читайте также: