Курорты и лечебно оздоровительные местности могут иметь

Обновлено: 18.09.2024

Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного надзора в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей
и курортов

Раздел I. Международные договоры Российской Федерации и акты органов Евразийского экономического союза

Наименование и реквизиты акта

Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования

Указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю*

Раздел II. Федеральные законы

Наименование и реквизиты акта

Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования

Указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю*

органы государственной власти, юридические лица, их руководители и иные должностные лица, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, граждане

органы государственной власти, юридические лица, их руководители и иные должностные лица, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, граждане

статья 73, пункт 4 статьи 23, пункт 11 статьи 69

Раздел III. Указы Президента Российской Федерации, постановления
и распоряжения Правительства Российской Федерации

Наименование документа (обозначение)

Сведения об утверждении

Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования

Указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю*

Положение о национальных природных парках Российской Федерации

органы государственной власти, юридические лица, их руководители и иные должностные лица, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, граждане

Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон

органы государственной власти, юридические лица, их руководители и иные должностные лица, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, граждане

пункты 28, 29, 30

Раздел IV. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти

Наименование документа (обозначение)

Сведения об утверждении

Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования

Указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю*

органы государственной власти, юридические лица, их руководители и иные должностные лица, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, граждане

в полном объеме

Раздел V. Нормативные правовые акты органов государственной власти СССР
и РСФСР, нормативные правовые акты органов исполнительной власти СССР
и РСФСР

Наименование документа (обозначение)

Сведения об утверждении

Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования

Указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю*

Подраздел 1. Нормативные правовые акты органов государственной власти СССР и РСФСР

Подраздел 2. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти СССР и РСФСР (до 1 июля 2017 г.)

Раздел VI. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации**

Наименование документа (обозначение) и его реквизиты

Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования

Указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю*

органы государственной власти, юридические лица, их руководители и иные должностные лица, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, граждане

органы государственной власти, юридические лица, их руководители и иные должностные лица, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, граждане

Раздел VII. Иные нормативные документы, обязательность соблюдения которых установлена законодательством Российской Федерации

Наименование документа (обозначение)

Сведения об утверждении

Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования

Указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю*

Если Вы стали свидетелем таких нарушений, связанных с применением Перечня обязательных требований, как применение при проведении мероприятий по контролю обязательных требований, установленных актами, не включенными в Перечень обязательных требований, или имеете предложения по включению/исключению отдельных актов и (или) их структурных единиц, заполните форму обратной связи, приведенную ниже.

Лечебные курорты России

На курортах России существует три основных природных лечебных фактора — грязи, минеральные воды и климат. Большинство российских лечебных кластеров объединяют в себе все три, хотя, зачастую выделяется один-два ведущих. Грязелечение, бальнеотерапия и климатотерапия в совокупности могут вылечить или, как минимум, облегчить практически любую болезнь, которая поддается лечению без хирургического вмешательства — от спортивных травм до бесплодия. Соответственно, практически в любом регионе России, где есть лечебные курорты, можно оздоровить и вылечить организм.
Чтобы Вам было проще ориентироваться, мы подготовили перечень ключевых регионов России с указанием основных курортов внутри каждого, а также их классификаций, профилей, природных факторов, особенностей и основных способов лечения.

Краснодарский край

Классификация: бальнеоклиматические приморские курорты.

Отличительная особенность: возможность сочетать пляжный отдых с лечением. Строго говоря, делать это не рекомендуется, но наши туристы все же как правило не хотят упускать возможность отдохнуть летом на море.

Природные факторы: мягкий морской климат, море, сульфидные хлоридно-натриевые и йодо-бромные минеральные воды, месторождения сероводорода, щелочных вод, различных лечебных грязей, в том числе здесь находятся единственные в России залежи лечебных илово-сульфидных грязей.

Профиль: лечат практически все, включая заболевания нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, сердечно-сосудистой, эндокринной систем, органов дыхания, зрения, почек и мочеиспускательных путей, гинекологические, кожные болезни.

Методы лечения: прием внутрь и процедуры с применением природных минеральных вод, йодобромные и сероводородные ванны, процедуры с целебными грязями, купание в термальных источниках.

Ключевые курорты: Сочи, Анапа, Геленджик, Горячий ключ, Ейск, Туапсе.

Кавказские Минеральные Воды

Классификация: климатобальнеогрязевые горные курорты.

Отличительные особенности: сосредоточение источников минеральных вод различных типов, а это практически все существующие разновидности.

Природные факторы: углекислые минеральные воды разных типов, соляно-щелочные воды, радоновые воды, горько-соленые минеральные воды, грязи озера Тамбукан, низкогорный континентальный климат.

Профиль: лечат практически все, особое внимание уделяют болезням органов пищеварения, заболевания нервной, опорно-двигательной, сердечно-сосудистой систем, болезни кожи, болезни кровообращения, органов дыхания.

Методы лечения: прием внутрь и процедуры с применением природных углекислых минеральных вод, процедуры с целебными грязями, купание в термальных источниках.

Ключевые курорты: Железноводск, Ессентуки, Кисловодск, Пятигорск.

Классификация: климатобальнеогрязевые приморские курорты.

Отличительные особенности: знаменитые месторождения лечебных грязей в Чурбашском, Чокракскоме и Тобечикском озерах.

Природные факторы: многообразие климатических зон, положительно влияющих на здоровье, морская вода, которая содержит почти все элементы таблицы Менделеева, лечебные грязи, рапы крымских озер и лиманов не имеют аналогов в мире, различные минеральные воды.

Профиль: лечение органов дыхания, нервной и сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата, мочеполовой системы, органов пищеварения.

Методы лечения: климатотерапия (воздушные, солнечные ванны), талассотерапия, ароматерапия, прием внутрь минеральных вод, а также ванны, души, орошения, купания с применением минеральных вод, и, конечно, процедуры с целебными грязями.

Ключевые курорты: Евпатория, Саки, Ялта, Алушта, Судак, Феодосия.

Классификация: бальнеогрязевые и климатические горные курорты.

Отличительные особенности: месторождения большинства типов минеральных вод, которые получили признание в бальнеологии.

Природные факторы: питьевые, хлоридно-натриевые, сероводородные, йодобромные, железистые, радоновые минеральные воды, лечебные грязи, рапа соленых озер, умеренный климат, воздух, насыщенный ионами и фитонцидами.

Профиль: лечат большинство известных болезней, включая болезни суставов, кожи, опорно-двигательной, нервной, дыхательной, костно-мышечной, пищеварительной, мочевыводящей систем.

Методы лечения: различные процедуры с применением минеральных вод, прием внутрь, процедуры с применением лечебных грязей, паровые и суховоздушные ванны на горячих парах, спелеолечение, фитотерапия, кумысолечение.

Сибирь

Классификация: климатобальнеогрязевые степные и горные курорты.

Отличительные особенности: большое количество различных родоновых термальных источников с водой самого разного химического состава.

Природные факторы: родоновые термы, углекислые воды (аршаны), серебросодержащие воды, рапа соленых и солено-горьких озер, лечебные грязи, чистый воздух и мягкий климат с теплыми фенами.

Профиль: заболевания нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной, костно-мышечной, мочеполовой систем, гинекологические болезни, болезни органов пищеварения, дыхательных путей, суставов, кожи.

Методы лечения: бальнеотерапия, грязелечение, купание в термальных источниках.

Ключевые курорты: Белокуриха, Яровое, Рассветы (Алтайский край), Озеро Карачи (Новосибирская область), Озеро Шира (Хакасии), Ангара, Нилова Пустынь, Усолье, Усть-Кут (Иркутская область), также ряд санаториев функционирует в Кемеровской, Омской, Томской областях.

Дальний Восток

Классификация: климатобальнеогрязевые приморские и горные курорты.

Отличительные особенности: термальные источники Камчатки лечат людей уже много столетий, они славятся своими чудодейственными свойствами на весь мир. Недостаточно развитая инфраструктура курортных зон.

Природные факторы: термальные источники, в том числе азотно-кремнистые термальные воды, месторождения углекислых, радоновых, азотных и других минеральных вод, иловые и сульфидные грязи, которые образуются на дне водоемов, морских лиманов и озер, континентальный климат.

Профиль: заболевания системы кровообращения, опорно-двигательной, костно-мышечной, нервной систем, органов дыхания и пищеварения, лечат гинекологические болезни, болезни кожи.

Методы лечения: купания в термальных источниках, морской воде, процедуры с использованием минеральных вод, прием минеральных вод внутрь, грязелечение, гирудотерапия, галотерапия.

Ключевые курорты: курорт Шмаковка, здравницы пригорода Владивостока (Приморский край), Кульдур (Хабаровский край), район Паратунских горячих геотермальных источников (Камчатка), Талая (Магаданская область), санатории Сахалина.

Поволжье

Классификация: климатобальнеогрязевые горные курорты.

Отличительные особенности: в Поволжье представлены несколько природных зон от лесной до полупустынной с климатом от умеренно-континентального до континентального, все типы лечебных грязей (кроме вулканических) и все типы вод.

Природные факторы: сульфидные воды (в том числе редкие сергиевские минеральные воды), соляные воды, бромистые хлоридные натриевые рассолы, йодобромные воды, рапа соленых озер, воды для питьевого лечения, в том числе уникальные питьевые минеральные воды с содержанием органики, сульфидные иловые лечебные грязи озерно-ключевого происхождения, торфяные и сапропелевые грязи, голубые глины, климат.

Профиль: заболевания пищеварительной, мочеполовой, эндокринной, кровеносной, костно-мышечной, сердечно-сосудистой систем, суставов, опорно-двигательного аппарата, гинекологические болезни, болезни дыхательных путей, бесплодие.

Методы лечения: различные процедуры с применением минеральных вод, прием питьевых вод внутрь, процедуры с применением лечебных грязей, рассолов и рап.

Ключевые курорты: Бакирово (Татарстан), Ундоры (Ульяновская область), Эльтон (Волгоградская область), Сергиевские Минеральные Воды (Самарская область), Тинаки (Астраханская область), Эльтон (Волгоградская область).

Северо-Запад

Классификация: климатические и бальнеогрязевые курорты.

Отличительные особенности: возможность сочетать лечение с интересными экскурсионными программами и познавательными прогулками.

Природные факторы: источники хлоридно-натриевых, сероводородных и других типов минеральных вод, целебных грязей с разным составом, бромсодержащие хлоридные натриевые рассолы, скважины, где добывают марциальные воды с высоким содержанием железа, ионизированный морской воздух с примесью аромата хвойных деревьев.

Профиль: заболевания кровеносной, сердечно-сосудистой, костно-мышечной, гинекологической, пищеварительной, нервной систем, опорно-двигательного аппарата, кожного покрова, обмена веществ.

Методы лечения: различные бальнеопроцедуры, прием питьевых минеральных вод, грязетерапия, климатотерапия.

Ключевые курорты: Сестрорецк, Солнечное, Репино, Комарово, Зеленогорск, Ломоносов, Молодежное, Ушаково (прибрежная курортная зона Санкт-Петербурга), Марциальные воды (Карелия), Старорусский курорт (Новгородская обалсть), Хилово (Псковская область), Сольвычегодск (Архангельская область), Череповец (Вологодская область).

Центральная Россия

Классификация: бальнеологические и грязевые курорты.

Отличительные особенности: лечебная база многочисленных санаториев Подмосковья считается одной из лучших в стране, высокий уровень сервиса. Возможность сочетать лечение и экскурсионную составляющую.

Профиль: заболевания кожи, пищеварительной, костно-мышечной, нервной, эндокринной, дыхательной, мочевыводящей и репродуктивной систем, гастроэнтерологические болезни, заболевания опорно-двигательного аппарата, гинекология.

Методы лечения: ванны, души, купания, орошения с использованием минеральных вод, прием питьевых вод внутрь, процедуры с применением лечебных грязей.

Ключевые курорты: многочисленные здравницы Подмосковья, Кашин, Карачарово (Тверская область), Краинка (Тульская область), Солигалич, Сусанино (Костромская область), Зеленый городок и Оболсуново (Ивановская область).

Природные лечебные ресурсы предназначены для лечения и профилактики заболеваний населения и относятся к особо охраняемым природным объектам, имеющим свои особенности в использовании и защите.

Закон устанавливает организационные, правовые, экономические основы функционирования и развития лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также санаторно-курортных и оздоровительных организаций, расположенных на их территориях, порядок использования природных лечебных ресурсов федерального и регионального значения.

Государственная политика направлена на сохранение и развитие санаторно-курортных комплексов для оздоровления населения. Она реализуется с учетом предложений граждан, органов местного самоуправления, профсоюзов и иных общественных объединений.

Имущественные отношения в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов регулируются гражданским законодательством, если иное не установлено федеральным законом.

Законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебнооздоровительных местностях и курортах регулирует отношения, возникающие в связи с использованием и охраной природных лечебных ресурсов как в пределах указанных особо охраняемых природных территорий, так и расположенных вне их границ.

Отношения, связанные к использованием и охраной природных ресурсов, не отнесенных к лечебным, регулируются земельным, водным, лесным и иным законодательством о природных ресурсах.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты, расположенные в регионах, могут иметь федеральное, областное или местное значение.

Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом, например, областного значения постановлением главы администрации области по представлению уполномоченного органа управления санаторно-курортными и оздоровительными организациями и по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения постановлением главы администрации области по представлению исполнительного органа местного самоуправления.

Порядок и особенности функционирования отдельного курорта определяются положением о данном курорте.

Санаторно-курортные организации, осуществляющие лечебный процесс, имеют статус лечебно-профилактических организаций (бальнеологическая лечебница, грязелечебница, детская грязелечебница, детский санаторий, курортная поликлиника, санаторий (курорт), санаторий для детей с родителями, санаторий-профилакторий, санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия) и функционируют на основании государственной лицензии.

Предприятия, учреждения, организации, предназначенные для отдыха населения и туризма, имеют статус оздоровительных организаций (дома отдыха, пансионаты отдыха, базы отдыха, туристские базы, лагеря отдыха).

Деятельность санаторно-курортных и оздоровительных организаций независимо от форм их собственности регламентируется уставом или положением, учредительным договором.

Реорганизация санаторно-курортных и оздоровительных организаций независимо от форм собственности осуществляется с сохранением ими своей лечебно-оздоровительной специализации.

Санитарная (горно-санитарная) охрана лечебно-оздоровительных местностей и курортов имеет целью сохранение природных физических и химических свойств лечебных средств курортов и оздоровительных свойств лечебно-оздоровительных местностей, а также предохранение их от порчи, загрязнения и преждевременного истощения.

Охрана лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется посредством установления округов санитарной охраны.

Границы и режим округа санитарной охраны для лечебнооздоровительных местностей и курортов областного и местного значений устанавливаются администрацией области.

В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.

На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях, при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

На территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

Внешний контур округа санитарной охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта. Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется в соответствии с действующим законодательством за счет средств пользователей, землепользователей, а также юридических и физических лиц, нарушивших режим санитарной (горно-санитарной) охраны.

Контроль и надзор над обеспечением санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории области осуществляют в пределах своей компетенции уполномоченные на то федеральные, областные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Полномочия государственных органов власти субъекта Федерации, органов местного самоуправления и органа управления санаторно-курортными и оздоровительными организациями:

  • • определяют основные направления государственной политики в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха;
  • • разрабатывают законодательные акты, направленные на развитие и усовершенствование санаторно-курортной системы и использование природных лечебных ресурсов;
  • • утверждают программы по использованию природных ресурсов и лечебно-оздоровительных местностей, развитию санаторно-курортной базы;
  • • устанавливают льготы, стимулирующие сохранение и развитие курортов областного и местного значения;
  • • определяют порядок признания территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом областного и местного значения;
  • • устанавливают в соответствии с законодательством России предельные размеры платы за пользование территориями курортов областного и местного значения.

К полномочиям администрации субъекта Федерации по регулированию отношений в сфере функционирования, развития и охраны природно-лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся:

  • • признание территорий лечебно-оздоровительной местностью или курортом областного и местного значения;
  • • утверждение положения о курорте областного и местного значения;
  • • реализация областных программ освоения земель лечебнооздоровительных местностей и развития курортов, изучения и использования природных лечебных ресурсов;
  • • установление границ и режима округов санитарной (горносанитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
  • • определение форм и размеров платы за пользование территориями курортов областного и местного значения в пределах норм, установленных законодательством России и законами субъектов Федерации;
  • • внесение предложений в Правительство РФ об установлении налоговых льгот, инвестиционных льгот, стимулирующих сохранение и развитие курортов областного и местного значения;
  • • выдача лицензий и сертификатов на право использования природных лечебных ресурсов и санаторно-курортную деятельность:
  • • внесение предложений в Правительство РФ о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения.

К полномочиям органов местного самоуправления по регулированию отношений в сфере функционирования, развития и охраны природно-лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся:

  • • представление в администрацию субъектов Федерации предложений о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного или областного значения;
  • • участие в реализации государственных программ освоения земель оздоровительного и рекреационного назначения, генеральных планов (программ) развития курортов и курортных районов;
  • • контроль над рациональным использованием и охраной природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и их земель в пределах своей компетенции.

Государственную политику и координацию деятельности в сфере курортного дела и отдыха в субъектах Федерации реализует уполномоченный администрацией орган, который является государственным учреждением и функционирует в соответствии с законодательством РФ и субъекта Федерации.

Уполномоченный администрацией субъекта Федерации осуществляет:

  • • ведение учета лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также санаторно-курортных и оздоровительных организаций региона независимо от формы их собственности;
  • • разработку и координацию реализации программ освоения лечебно-оздоровительных местностей и развития курортов регионов, включая строительство и ремонт объектов санаторно- курортных и оздоровительных организаций областной и муниципальной собственности, программ изучения и использования природных лечебных ресурсов и представление их на утверждение в законодательное собрание субъекта Федерации;
  • • проверку, анализ по поручению администрации поступающих предложений и подготовку документации для признания территорий лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного или областного значения;
  • • согласование округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
  • • согласование всех видов хозяйственной деятельности и землепользования на территории курортов и лечебно-оздоровительных местностей;
  • • координацию деятельности санаторно-курортных и оздоровительных организаций на основе заключенных с ними договоров;
  • • подготовку и аттестацию кадров для санаторно-курортных и оздоровительных организаций регионов;
  • • организацию научных исследований и изысканий в целях расширения курортных фондов регионов и повышения эффективности их использования.

Санаторно-курортные и оздоровительные организации, расположенные в лечебно-оздоровительных местностях и курортах, могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности. Изменение формы собственности санаторно-курортной и оздоровительной организаций осуществляется в соответствии с федеральным, областным законодательством и программой приватизации, утверждаемой законодательным собранием субъекта Федерации.

Финансирование лечебно-оздоровительных местностей и курортов областного и местного значения, включая обеспечение развития транспорта и связи, систем тепловодоснабжения и канализации, энергоснабжения, природоохранных мероприятий на территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется за счет средств региональных бюджетов в соответствии с областной и муниципальной программами освоения земель лечебно-оздоровительных местностей, использования природных лечебных ресурсов и развития курортов, а также за счет экологических фондов регионов и муниципальных образований, иных источников финансирования в соответствии с законодательством РФ и субъектов Федерации.

Санаторно-курортным и оздоровительным организациям для осуществления лечебно-профилактической деятельности и отдыха населения в соответствии с законодательством РФ предоставляются земельные участки и другие природные ресурсы. Размер земельных участков должен отвечать потребностям функционирования объектов лечебно-профилактического, оздоровительного и хозяйственного назначения и включать первую зону санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов.

Застройка земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется с соблюдением правил, установленных для проведения соответствующих работ на особо охраняемых природных территориях и согласно принятым положениям о них.

Санаторно-курортные и оздоровительные организации используют здания, строения и иное имущество исключительно в целях профилактики заболеваний, лечения и отдыха населения, в иных целях без ущерба для лечебно-оздоровительной деятельности, если это предусмотрено федеральным законом.

Природные лечебные ресурсы регионов являются государственной собственностью. Они могут принадлежать на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) либо принадлежать на праве собственности субъекту Федерации. Вопросы владения, пользования и распоряжения природными лечебными ресурсами регионов осуществляют органы государственной власти в пределах их полномочий, установленных законами и иными нормативными правовыми актами России и субъекта Федерации.

Природные лечебные ресурсы регионального значения предоставляются главой исполнительной власти юридическим и физическим лицам для лечения и профилактики заболеваний, а также в целях отдыха на основании лицензии в порядке, определенном Правительством РФ. Предоставление природных лечебных ресурсов для иных целей не допускается.

Разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей, других природных лечебных ресурсов осуществляется в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными актами РФ на основании лицензий, предоставленных на каждый вид деятельности. Объемы добываемых минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами здравоохранения, к категории природных лечебных ресурсов, лимитируются утвержденными по промышленным категориям запасами и сроками их эксплуатации. Технические методы, применяемые при эксплуатации указанных лечебных ресурсов, основываются на технологических схемах их разработки. Качество природных лечебных ресурсов регламентируется специальными медицинскими заключениями, определяющими кондиционное содержание полезных и вредных для человека компонентов.

Технология добычи, подготовки и использования минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, должна гарантировать защиту месторождений от преждевременного истощения и загрязнения и защиту полезных ископаемых от утраты лечебных свойств.

Природные лечебные ресурсы используются в лечебных целях в соответствии с условиями лицензий, предоставляемых на каждый вид такой деятельности. В случае нарушения установленных правил разработки и использования природных лечебных ресурсов право на эти виды деятельности может быть ограничено, приостановлено или прекращено.

Право ограничения, приостановления и прекращения разработки и использования природных лечебных ресурсов принадлежит органу государственной власти, выдавшему лицензию на данный вид деятельности, и органам, осуществляющим государственный контроль над данным видом деятельности. Ограничение, приостановление, прекращение права разработки и использования лечебных ресурсов не освобождает виновных лиц от иных видов ответственности, предусмотренных законодательством.

Споры в области использования, охраны и функционирования лечебно-оздоровительных местностей и курортов, имущественные споры, связанные с возмещением вреда, причиненного лечебнооздоровительным местностям и курортам, а также здоровью человека, подлежат рассмотрению в судебном порядке.

Экономические споры и споры в сфере управления разрешаются арбитражным судом в соответствии с арбитражно-процессуальным законодательством.

Международные споры в области использования и охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории региона разрешаются в соответствии с законодательством РФ и международными договорами России.

Областные, муниципальные органы и службы в пределах своей компетенции осуществляют контроль над исполнением закона и привлекают виновных за его нарушение к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с нормами международного права, законодательством РФ и субъектов Федерации договоры и соглашения с зарубежными организациями по использованию, развитию и охране природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов области могут заключаться администрацией области и органами местного самоуправления.


Территории вокруг лечебно-оздоровительных местностей, курортов федерального и регионального значения и природных лечебных ресурсов планируется объявить округами санитарной охраны. Здесь будут ограничены стройки и использование земельных участков, введен особый режим хозяйствования.

Минздрав подготовил проект постановления правительства об округах санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов и природных лечебных ресурсов. Документ должен вступить в силу с 1 января 2022 года. Действовавшее ранее постановление Правительства РФ № 1425 от 7.12.1996 признается утратившим силу.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты федерального и регионального значения признаются особо охраняемыми объектами и территориями с регламентированным режимом хозяйствования, проживания и природопользования, обеспечивающим сохранение природных лечебных ресурсов и защиту их от загрязнения и преждевременного истощения.

Данный режим запрещает любые виды работ, которые приводят к к загрязнению почвы, воды и воздуха, наносят ущерб лесам и т.д. Ограничивается застройка — она допустима только в строгом соответствии с генеральным планом курорта.

Охранный статус получат месторождения минеральных вод, предназначенных для использования в лечебных целях на месте и розлива; месторождения лечебных грязей и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных (бишофит, нафтеновые нефти, озокерит, глины, соли и другие), рапа лиманов и озер; акватории морей, озер, рек и других водных объектов, предназначенные для отдыха и лечебно-оздоровительных целей; пляжи водных объектов и прилегающие к ним территории, используемые для лечебных процедур на воздухе ; леса, курортные парки и другие зеленые насаждения, имеющие лечебно-оздоровительные свойства и выполняющие санитарно-гигиенические функции, а также участки, прилегающие к зданиям и сооружениям санаторно-курортных организаций и предназначенные для санаторно-курортного лечения.

Решение об установлении, изменении или о прекращении существования округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения принимается Правительством РФ. Ответственные за государственный надзор в области обеспечения санитарной охраны объектов — Росприроднадзор и Роспотребнадзор.

В прошлом году Минздрав представил пакет поправок в закон о природных лечебных ресурсах и курортах. Санаторно-курортные организации обязали независимо от форм собственности предоставлять сведения в государственный реестр курортного фонда России, в том числе о количестве медицинских и фармацевтических работников ‎(с указанием числа штатных и занятых должностей, количества физических лиц), организации лечебного питания и возможности бесплатного получения услуг по санаторно-курортному лечению и медицинской реабилитации.

Читайте также: