Медина саудовская аравия достопримечательности

Обновлено: 25.06.2024

Город под названием Йасриб был основан на Аравийском полуострове (регион Хиджаз) приблизительно в седьмом веке по Милади (после рождества Христова). Именно под этим названием он упомянут в Священном Коране:

Отметим также, что ниспосланные после хиджры (переезда) мусульман из Мекки в Медину суры Книги Аллаха именуются мединскими, тогда как появившиеся до этого события части Корана называются мекканскими.

Как всё начиналось

Вторым по значимости священным городом для мусульман после Мекки считается именно Медина. Её жители после того, как в городе нашли прибежище Пророк Мухаммад (с.г.в.) и сподвижники, встретили первых правоверных в целом хорошо. Но общество Медины было разношёрстным, там проживали не только последователи ислама, но и иудеи, лицемеры, заявившие о своём принятии миссии Мухаммада (с.г.в.), но на самом деле отвергавшие её, а также многобожники. Со всеми ними Заключительному Божьему посланнику (с.г.в.) надо было выстраивать диалог, что нашло своё воплощение в так называемой мединской конституции – соглашении, которое устанавливало доверительные отношения между всеми группами интересов в городе.

Город трёх храмов

В настоящее время Медина, расположенная на территории современной Саудовской Аравии, является административным центром одноимённого региона, раскинутого вдоль побережья Красного моря. Сердце города составляет Мечеть Пророка – Масджид ан-Наби. Именно там расположена могила Милости миров Мухаммада (с.г.в.). Рядом с ним также похоронены праведные халифы Абу Бакр (р.а.) и Умар (р.а.).

Кроме того, в Медине есть ещё два крайне важных для истории ислама храма. Первый – мечеть Къуба. Согласно многим источникам, именно она является наиболее старой мечетью в истории ислама, если не считать Запретную мечеть в Мекке и мечеть Аль-Акса в Иерусалиме (эти храмы появились ещё до начала миссии Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.) и относились к другим пророкам). Второй религиозный объект, который должен быть упомянут, – это Мечеть двух кыйбл. Именно там Пророком Мухаммадом (с.г.в.) было принято решение поменять направление в молитве с Иерусалима на Мекку. Это произошло в 623 году. В Священном Коране по поводу этого события сказано следующее:

Из политического центра – в религиозный

Несмотря на то, что в 8 году по Хиджре (629 год по Милади) Мекка перешла под руководство мусульман, Пророком Мухаммадом (с.г.в.) было принято решение не переносить столицу государства в город, где расположена Заповедная мечеть. Медина служила столицей халифата вплоть до становления халифом Али (р.а.). В связи со сложившейся к середине VII века по григорианскому летоисчислению политической ситуацией (резкая дестабилизация обстановки, граничащая с государственной раздробленностью) Али (р.а.) принял решение обезопасить религиозные святыни в Медине и Мекке и перенести столицу в Куфу, расположенную на территории современного Ирака. После этого Медина стала играть не более чем религиозно-ритуальную функцию в жизни мусульманской уммы. Центр политической силы стал переходить то в Дамаск, то в Каир, то в Стамбул. Учитывая, что происходило (да и происходит сейчас) с этими городами из-за нескончаемой борьбы за власть, в решении Али (р.а.) сохранить город от политических распрей есть очень много мудрости.

Из интересных событий, происходивших с городом в прошлом, можно отметить извержение вулкана Харрат Рахат, лава от которого едва не добралась до Медины в 1256 году (по Милади).

В настоящее время Медина является мультикультурным городом с развитой экономикой и инфраструктурой. В нём проживают не только саудовские подданные, но и египтяне, иорданцы, ливанцы, бангладешцы, пакистанцы, филиппинцы. Как и в случае с Меккой, исторический центр Медины с Мечетью Пророка закрыт для посещения немусульман.

В настоящее время этот город является миллионником – в нём проживают почти 1,2 млн человек. Географически он расположен в 190 километрах от побережья Красного моря и в 340 километрах к северу от Мекки. Ежегодно миллионы верующих направляются сюда, чтобы совершить паломничество в форме хаджа и/или умры.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Эти мусульманские храмы были построены в течение первых 150 лет становления ислама, после переселения Пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха) в Медину.


1. Мечеть Омейядов в Дамаске, Сирия: 96 год после Хиджры

1

Большая мечеть Дамаска, более известная как Большая мечеть Омейядов, расположена в старой части столицы Сирии, одном из древнейших городов мира. Мечеть является священным местом Сирии, так как содержит сокровищницу с головой Иоанна Крестителя (Яхья), почитаемого как христианами, так и мусульманам. Это самое большое строение старого Дамаска. В римскую эпоху на этом месте располагался Храм Юпитера, затем, в византийское время, христианская церковь. После мусульманского завоевания Сирии, церковь была превращена в мечеть. Халиф Валид I, который курировал его преобразование, коренным образом изменил планировку здания, и проект был завершен в 715 году. Части наружной стены сохранились от римского храма Юпитера. Для строительства мечети были приглашены лучшие художники, архитекторы, мастера каменных дел из Афин, Рима, Константинополя, стран Арабского Востока. Всего на строительстве мусульманского храма трудились более 12 тыс. рабочих.

2. Мечеть аль-Куба, Медина, Саудовская Аравия, 1 г.х.

2

Мечеть аль-Куба находится за пределами Медины. Она считается первой когда-либо построенной мечетью и четвертой по святости в исламе после Запретной мечети в Мекке, мечети Пророка в Медине и мечети Аль-Акса в Иерусалиме.

Легенда гласит, что первый камень в ее основание заложил сам пророк Мухаммед после переселения из Мекки в Медину, а завершили строительство его спутники.

Мусульмане верят, что две утренние молитвы в этой мечети приравниваются к малому паломничеству. От древнего здания мечети сохранилось немногое, так как с течением времени она неоднократно перестраивалась; нынешняя белокаменная мечеть была построена в 1986 г.

3. Мечеть Чераман Джума, Керала, Индия. Прибл. 8 г.х.

3

Мечеть Чераман Джума – самая первая мечеть, построенная на территории Индии. Мечеть была построена Чераман Пеумалом (правителем небольшого государства) еще во времена жизни Пророка Мухаммада. По преданию, Чераман наблюдал расколотую луну – чудо, явленное Пророком. А после этого встретился с Мухаммадом и принял Ислам. Мечеть была построена в 629 году. Она много раз претерпевала реконструкцию и ремонт, но тем не менее, часть ее сохранилась нетронутой с тех давних времен, утверждают местные жители.

4. Мечеть Аль Акса, Иерусалим, Палестина. Нынешнее здание прибл. В 86 г.х.

4

5. Масджид ан-Набави, Медина, Саудовская Аравия: 1 г.х.

5

Мечеть Пророка‎ является второй святыней в исламе после Запретной мечети в Мекке и местом погребения Мухаммада. За всю историю ислама мечеть расширялась девять раз. Первая мечеть на этом месте была построена ещё при жизни Мухаммада, последующие исламские правители расширили и украсили святыню. Под Зелёным куполом (Куполом Пророка) расположена могила Мухаммада. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), Абу Бакр и Умар (да будет доволен ими Аллах) были похоронены в комнате Аиши, которая с самого начала находилась отдельно от мечети. После того как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) умер, сподвижники похоронили его в маленькой комнатке, принадлежавшей его жене Аише, рядом с мечетью. Мечеть была отделена от этой комнаты стеной с дверью. Через много лет (а точнее – в 88 году по хиджре), во время правления аль-Валида ибн Абдуль-Малика эмир Медины Умар ибн Абдуль-Азиз значительно расширил территорию мечети, и комната Аиши оказалась внутри новой территории. Но, несмотря на это, эмир Медины выстроил две огромные стены, чтобы отделить комнату Аиши от мечети. Таким образом, неправильно говорить, что могила Пророка находится внутри мечети. Она, как и прежде, находится в комнате Аиши, а комната Аиши отделена от Пророческой мечети со всех сторон.

6. Мечеть аз-Зайтуна, Тунис: 113 г.х.

6

Мечеть является самой старой в столице Туниса, занимает площадь в 5000 м². и имеет девять входов. Материалом для строительства мечети послужили развалины Карфагена. Мечеть также известна как один из первых и самых больших исламских университетов. На протяжении веков Аль-Кайраван оставался образовательным и научным центром Туниса и Северной Африки. В XIII веке Тунис стал столицей государства Альмохадов и Хафсидов. Благодаря этому Университет аз-Зайтуна стал одним из главных центров исламского образования. Выпускником университета был первый в мире социальный историк Ибн Хальдун. В университете обучались студенты со всех уголков исламского мира. Библиотека аз-Зайтуны была самой большой в Северной Африке и включала десятки тысяч рукописей. Большое количество редких рукописей, охватывали знания по всем научным дисциплинам, в том числе по грамматике, логике, этикету, космологии, арифметике, геометрии, минералогии.

7. Великая мечеть в Сиань, Китай: 124 г.х.

7

В эпоху правления династии Тан (618 – 907) ислам получил широкое распространение на территории Китая благодаря арабским торговцам. Многие мусульмане обосновались в то время в Китае. Многие из них женились на представительницах главной этнической группы Китая – хань. Великая мечеть была построена в то время, для того чтобы отметить вклад тех людей в распространение ислама в Китае. Мечеть находится в город-герое Сиань – стартовой точке Великого шелкового пути и городе с большим мусульманским населением. Архитектурный стиль мусульманского храма представляет собой смешение традиционной китайской архитектуры и исламского искусства. Многочисленные павильоны и расположенные между ними четыре внутренних двора – это типичные черты китайского стиля. Стены мечети украшены росписью, в которой ясно видны традиционные мусульманские мотивы/

8. Великая мечеть в Кайруане: 50 г.х.

Великая мечеть Кайруана восходит к 670 году. Она была построена по повелению Укбы ибн Нафи. Хотя мечеть была пару раз разрушена, а затем восстановлена, сегодняшняя структура стоит на месте оригинальной мечети. Являясь своего рода символическим зданием города, Великая мечеть считается старейшей святыней и самой важной мечетью мусульманского Запада.

9. Великая мечеть Алеппо, Сирия: прибл. 90 г.х.

9

Младший брат величественной мечети Омейядов в Дамаске, как его называют местные жители, храм воздвигнут на этом месте в XIII веке. По легенде здесь находится могила пророка Закарии. Этот памятник культуры является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Когда-то эта мечеть была местом отдыха и общения с Богом, а сегодня это развалины. В ходе гражданской войны были нанесены серьезные повреждения: в 2012 году в мечети разразился большой пожар, в следующем году была взорвана южная стена, а в довершение всего – уничтожен единственный минарет.

10. Мечеть аль-Харам, Мекка, Саудовская Аравия: до ислама.

10

Заповедная мечеть – самая большая мечеть в мире, окружающая главную святыню ислама – Каабу. Она рассчитана на приём 4 миллионов паломников во время Хаджа. Современная мечеть после множества реконструкций представляет собой пятиугольное замкнутое здание со сторонами разной длины и плоской крышей. Всего в мечети 9 минаретов, высота которых достигает 95 м. Существующая мечеть известна с 1570 года. За время своего существования мечеть неоднократно перестраивалась, так что от первоначальной постройки мало что осталось.

11. Джума мечеть в Шамахы Азербайджана: 125 г.х.

11

Шамахинская Джума мечеть, являющаяся одним из самых древних мусульманских храмов на территории Азербайджана, на Южном Кавказе и Ближнем Востоке в целом, была построена во времена халифы Халида ибн Валиядина, в 743 году в честь прибытия его брата – Муслима ибн Валиядина в Азербайджан. По некоторым источникам, побежденный армиями Халифата Хазарский каган принял ислам именно в этой мечети.

12. Мечеть двух Кибл, Медина, Саудовская Аравия: 2 г.х.

12

Изначально мусульмане молились в сторону Иерусалима. Но однажды во время совершения молитвы в доме Умму Башар Пророку было ниспослано откровение об изменении киблы в строну Священной Каабы в Мекке (2:144). Получив Божественный приказ, он незамедлительно повернулся в сторону Каабы, не прерывая начатую молитву. Позже на этом месте была выстроена мечеть, которая была названа мечетью двух аль – Киблатайн. С тех пор мусульмане со всего света обращаются в молитве в сторону Мекки. Вторую киблу в этой мечети оставили как напоминание об этом событии.

13. Мечеть Хуайшэн, Гуанчжоу, Китай: 9-20 г.х.

13

14. Соборная мечеть Куфы, Ирак: 50 г.х.

14

Соборная мечеть Куфы входит в число мечетей, которые обладают весьма большой ценностью в силу того, что в них произошли важные исторические события. Соборная мечеть Куфы неизменно напоминает о его светлости Али, его методах правления и справедливых судействах. В период пятилетнего правления его светлости Куфа являлась центром исламского халифата, а Соборная мечеть этого города — местом, где его светлостью принимались многие важные социальные и политические решения. Во время молитвы у её михраба был предательски убит Имам Али.

Вчера пообщался с нашими соотечественниками, которые живут и работают в Саудовской Аравии. Что можно сказать. У страха глаза велики, и слухи о суровости саудовских нравов сильно преувеличены. Постараюсь развеять некоторые мифы. Вообще, чем больше я тут нахожусь и общаюсь с местными, тем приятнее страна. Судите сами. Страшные штрафы за любую провинность? Да, но никто точно не вспомнит, когда они применялись. Полиция вообще очень гуманная, на дорогах не тормозит, а с иностранцами вообще предпочитает не связываться: мало ли кем он окажется и кто за него вступится. Да и английского они не знают. Закон суров к женщинам? Да, но многие даже пытаются водить машину без прав, устраивают какие-то акции и требуют себе равные права, никто их за это не расстреливает. Зато бонусом саудиты получают самую безопасную страну в мире, где очень спокойно, практически полностью отсутствует уличная преступность. Можно не закрывать машину, спокойно гулять по ночам и не переживать за детей. А самое главное, здесь можно заработать. Собственно, за деньгами сюда и едут со всего мира.

Вчера я прилетел на запад, в Джидду.

01. Прощаемся с Эр-Риядом. Пока-пока!

02. Летим в Джидду! Джидда считается экономической столицей страны, город-порт на Красном море. Джидда намного демократичнее, чем столица, где много иностранцев, поэтому женщины могут ходить с непокрытой головой, и в городе даже есть несколько парков с аттракционами.

03. С высоты город достаточно уныл.

04. Ровная сетка кварталов, парковки, машины, пробки.

05. Во дворах обычных домов нет вообще никакого благоустройства. Выжженная земля. И это при том, что денег тут много.

06. Строят новую развязку в аэропорт.

07. Красота. Строят очень быстро. Это не то, что у нас, трассу Москва-Петербург ковыряют 10 лет. Тут за 10 лет весь город отстроят.

08. Аэропорт Джидды принимает ежегодно кучу паломников, направляющихся на хадж в Мекку и Медину. Сейчас его активно расширяют.

09. Посмотрим рыбный рынок.

10. Эх, в Москве бы такую красоту!

11. Ням-ням! Скучаю по своему грилю.

12. Есть отдельная зона, где тебе чистят купленную рыбу.

13. В Джидде очень крутой старый город.

14. На старину арабам плевать, поэтому он медленно разваливается, а мог бы стать очень хорошей туристической достопримечательностью.

16. Алкоголь бывает двух видов: самопальный и фирменный. С самопальным все понятно, все гонят дома на свой вкус. Французы, работающие здесь, делают винишко, кто-то гонит и покрепче что-нибудь. С фирменным бухлом тоже проблем нет, только цены раз в 5 выше, чем в московских магазинах. Еще алкоголь бывает в иностранных посольствах. По случаю праздников европейские и американские посольства часто устраивают приемы, где без проблем подают спиртное. Алкоголь можно купить на территории резерваций (компаундов), где живут экспаты. Обычно это обнесенные высоким забором лагеря, где за колючей проволокой творится блуд и разврат. Вот здесь репортаж про один из таких лагерей. Женщины там могут ходить в миниюбках, религиозные правила не действуют. В такие места не суется полиция. Конечно, местным туда путь закрыт. Зато экспаты могут свободно употреблять алкоголь.

17. Вас, наверное, интересует, откуда алкоголь берется в такой закрытой стране, как Саудовская Аравия? Открыто такие вещи не обсуждаются, но не будем показывать пальцем, но это был слоненок высокопоставленные граждане, имеющие личную авиацию и правильную фамилию, без труда ввозят в страну кучу бухла, которое потом и расходится на черном рынке.

19. Старый город прекрасен!

20. Обратите внимание на трубки

21. Конденсат от внешних блоков кондиционеров обязательно выводят в канализацию. Все это проходит прямо по фасадам.

22. Самое удивительное: несмотря на строгость законов, есть в Саудовской Аравии и проституция. Конечно, все очень неофициально и сложно, но можно развлечься даже с местными женщинами. Хотя местные больше охотятся на богатых арабов и к иностранцам относятся насторожено. Зато среди работающих тут иностранцев блуд процветает. Много девушек из восточной Европы работает тут в медицине. Они тоже не прочь подработать, если есть возможность ;)

28. Эх, какие машины! Собак в городе нет. Собака у арабов считается вторым грязным животным после свиньи. Многие суеверные арабы шугаются собак, как черной кошки.

29. В старом городе живут в основном приезжие из Африки.

30. А вот так живут принцы. Принцы принадлежат к королевской династии, их много, это сотни семей королевских кровей. Члены королевской семьи, в зависимости от уровня родства с королем, занимают важные государственные посты. Сейчас есть проблема, что постов не хватает на всех, и королю приходится придумывать все новые должности для многочисленных родственничков. В Саудовской Аравии очень развита клановость. Все жители королевства знают, какая семья что может. В споре часто достаточно назвать фамилию, чтобы напугать оппонента. Собственно, это дом одного из принцев. Здесь живет вся большая семья.

31. Некоторые принцы строят себе заборы побольше. Говорят, если есть саудовский паспорт и мозги, ты можешь быть миллионером. Все дело в том, что в Саудовской Аравии нельзя вести бизнес без местных жителей. Допустим, вы хотите открыть магазин и продавать в Джидде русские пряники. Вам надо найти партнера из местных, причем ему будет принадлежать 51% доли нового предприятия. Работать он, конечно, не будет, вы просто каждый месяц будете заносить своему партнеру определенную сумму. Большинство бизнеса организовано в Сауди экспатами.

32. Видите за кустами купол? Это маленькая копия Капитолия, домик одного из принцев. Как-то около участка этого принца построили высокий отель. Принцу не понравилось, что постояльцы отеля могут увидеть, как по саду гуляют его жены, и он построил себе крышу над всем участком.

33. Со свободой фотографии в Саудовской Аравии очень плохо. Строго запрещено фотографировать государственные учреждения. Если заметят, то обеспечены пара суток в саудовской тюрьме и депортация. Вообще большая камера всех напрягает. Понятно, что ни в коем случае нельзя снимать женщин. Могут побить. Очень популярный знак:

34. В Джидде надземные пешеходные переходы используют как рекламные носители.

35. Старая городская мечеть, раньше здесь рубили головы. Сейчас, кстати, по гуманным соображениям, публичные казни и телесные наказания не проводят.

36. Джидда - курортный город. Здесь есть огромная набережная с пляжем и много отелей. Жалко, туристы сюда не могут приехать ;)

37. Конечно, как и в любом арабском городе, в Джидде все очень грустно с архитектурой.

38. Из интересного, здесь планируют построить Бурдж аль Мамляку, королевскую башню. Небоскреб высотой более 1000 метров, который станет самым высоким зданием в мире. Архитектором здания является архитектурное бюро Эдриана Смита, деньги дает саудовский принц Аль-Валид бин Талаль, один из богатейших людей на Ближнем Востоке и племянник короля. Зачем строить такой небоскреб? В Дубае же есть Бурдж Халифа высотой 800 местров, и саудитов это очень напрягает. Они же считают себя богаче, значит, самое высокое здание должно быть у них!

39. Строить пока не начали и непонятно, когда начнут. В 2012 году должны были начать делать фундамент, но все ограничилось установкой таблички на стройплощадке и вбиванием нескольких свай. Вообще за сроками здесь особо никто не следит. Жизнь течет медленно.

40. Так как в Джидде все ездят на машинах, у банков есть специальные авто-банкоматы, которыми можно пользоваться, не выходя из своего драндулета, прямо как в Штатах

41. Еще очень много маленьких кофейных авто-киосков. Они вообще на каждом шагу.

42. Вечерами саудиты отдыхают. В принципе, они отдыхают и утром, и особенно в обед. Работать местные не любят и не видят в этом особого смысла. Из-за жары, время тут сдвинуто, и люди предпочитают вести ночную жизнь.

43. С 12 до 17 обычно все спят, магазины закрыты, улицы пусты. Ближе к закату все просыпаются и идут гулять. Магазины, музеи и рестораны работают до 2-х часов ночи. Вполне нормальное явление, когда в полночь на детской площадке полно детей.


Беспросветные пустыни





Камень-слон — один из туристических символов королевства

Фото: Анастасия Пищугина

Весь следующий день мы мчались на юг страны, к провинции Наджран, граничащей с Йеменом. Скорость порой достигала 180, а то и 200 километров в час, в ушах — только гул автобана как при посадке самолета. Местные арабы пояснили, что камер тут нет, поэтому нет и проблем с превышением скорости, и вдавливали педаль газа еще старательнее. Однако, как бы быстро мы ни мчались, картинка за окном казалась неподвижной. Это была пустыня Руб-Эль-Хали — неизменная плоская светлая равнина с очертаниями песчаных холмов на горизонте и редкими поселками с бетонными домами за глухими заборами.

Ехали мы автостопом, при этом каждый водитель настойчиво предлагал нам воду и перекусы. Наш скудный запас арабского, а их — английского, не стеснял их в общении. Они узнавали все, что обычно спрашивают в таких случаях: кто мы и откуда, почему без машины или велосипеда, как нам их государство, не работаем ли мы тут, и сколько зарабатывают в России. Правда, общались в основном через моего попутчика — с незнакомой женщиной на публике здесь не принято разговаривать, а до недавнего времени общение противоположных полов в общественном пространстве сразу же пресекала религиозная полиция.

Один бойкий водитель по имени Абдулазиз показал нам видео с иностранными велосипедистами, которых ранее уже заносило в королевство, и реакцию местных жителей на них. Наверное, примерно так же реагировали на первых европейских путешественников аборигены в изолированных уголках планеты: с детским любопытством и неподдельным интересом.

Мы для них стали живым воплощением настоящих путешественников из National Geographic, зачем-то спустившихся с экранов их айфонов в зимнюю пустыню. И каждый встреченный на дальнейшем пути аравиец помогал нам как умел

Неопознанные руины

После долгой дороги Абдулазиз завел нас в кафе. Первым в глаза бросилось то, что на традиционных коврах-диванах сидели только мужчины. На больших круглых блюдах подавали бурый рис с верблюжатиной — капсы — главное блюдо Саудии (его также готовят с бараниной и курицей). Ели они руками, иногда прихватывая еду кусочками пресной лепешки. Наше появление заинтересовало других гостей: некоторые не только расспрашивали нас о жизни, но и записывали видео для Snapchat, дико популярного в стране. Самые впечатлительные из них звали в гости, звонили друзьям и спешили поделиться новостью. Судя по всему, люди с европейской внешностью для них целый аттракцион.

Наутро нас ждал сюрприз. Древний город, к нашему удивлению, оказался под замком и двойным забором, на котором был указан номер смотрителя. Тратить время на его ожидание не хотелось, поэтому мы просто пролезли под забором, как будто забыв о строгих законах Саудовской Аравии. Но риск не стоил того — руины были не такими грандиозными и величественными, как предполагалось, хотя в них и было что-то завораживающее, особенно в лучах восходящего солнца.




Древние наскальные надписи

Фото: Анастасия Пищугина

Мы разглядели стены храма, сложенного из блоков, серые жилые кварталы с комнатками-клетушками, видели два каменных колодца и даже несколько царских гробниц. Но никаких указателей и описаний здесь пока не установили. Похоже, Карьят-аль-Фау еще не сделали объектом массового туризма, поэтому нам пришлось бродить среди камней в полном одиночестве и теряться в догадках. Почему же люди оставили эти места? Что их вынудило? Эпидемия? Война? Иссякшие источники воды? Сейчас, на фоне пандемии коронавируса начинаешь лучше понимать, как это могло произойти.

В гостях у бедуинов

Вдоволь наглядевшись на развалины, мы продолжили свое путешествие по древнему пути благовоний — к югу полуострова. На блокпостах военные в шапках-ушанках сначала удивлялись двум белокожим туристам с рюкзаками, но потом с улыбкой делали селфи и отправляли с миром. В какой-то момент на пути к аравийским древностям нас подхватил очередной водитель в традиционной белоснежной рубахе, и, не принимая никаких отказов, повез на обед к себе домой.

Машина заехала в никуда — пыльная скала, одинокий дом, минарет белоснежной мечети. И все. Ни людей, ни автомобилей, ни дорог. Сын водителя — мальчуган лет десяти — выскочил из машины, побежал к минарету и пропел намаз. После этого хозяин проводил нас к дому: меня отправили в женскую половину, мужа — в мужскую. Когда я зашла внутрь, ошарашенная хозяйка тут же начала молиться, а дети смущенно подглядывали за происходящим из-за угла. Позже мне принесли традиционный арабский кофе, сдобренный кардамоном, медовые финики и капсы с курицей. А под конец мать семейства и вовсе забыла о прежнем волнении и задала все интересующие ее вопросы. К слову, интерьер женской половины был крайне аскетичным — никаких тебе украшений, картин или книг.

Муж же в это время рассиживал в гостевой комнате, где ему демонстрировали разнообразные сабли, мечи и другие предметы особой гордости саудовцев. Кроме того, помещение для мужчин было устлано коврами, усыпано подушками и обставлено прочими атрибутами комфорта. Позднее в других домах я заметила, что некоторые семьи даже выставляют на камины коллекцию потертых, еще дедовских кофейников далла и чашу для благовоний

Когда обед закончился, и саудовцы показали нам все, что у них было, гостеприимный хозяин отвез нас обратно в Бир-Химу, славящуюся древними сабейскими надписями, высеченными на скалах. Сабейская письменность — прародитель современного эфиопского письма. Она схожа с древнейшими алфавитами человечества — финикийским и угаритским, зародившимся в тысяче километров от Южной Аравии.

Древние надписи аравийцы также запрятали за неприступными заборами, но сами археологи, встретившиеся нам по дороге, посоветовали просто обойти этот забор, что мы и сделали. Ряды стройных букв на скале выглядели очень аккуратно — как будто какой-то первоклассник под руководством своего учителя старательно по линейке выводил палочки, крючки и кружочки в каменной прописи своего народа. Скалы были испещрены таким же наивным первобытным искусством — изображениями верблюдов, архаров и воинов-человечков.

Головокружительное гостеприимство

Пока мы бродили, выглядывая петроглифы по окрестностям, то тут, то там останавливались гигантские GMC — по нашим наблюдениям, самые популярные автомобили в стране. Из них выходили мужчины в длиннополых рубахах, кожаных шлепках и красно-белых куфиях и шаркающей походкой с кофейниками и чайниками спешили к нам, чтобы угостить крепким сладким чаем. Их доброта и искреннее желание сделать что-то приятное просто обескураживали. Причем такими качествами обладали практически все встречавшиеся нам саудовцы.

Читайте также: