Место встречи изменить нельзя киноляпы и интересные факты

Обновлено: 18.09.2024

«Станислав

Придя на аукцион, Станислав Юрьевич и Лариса Ивановна и представить не могли, что их лот (на фото ниже) так удачно будет разыгран. Фото Ларисы Кудрявцевой

- Как Говорухин пригласил вас сниматься?

У меня долго хранился сценарий фильма с оригинальными пометками. Но потом мы с Ларой Удовиченко продали его на благотворительном аукционе в ГУМе у Куснировича. За две тысячи долларов.

- Сценарий ведь сильно отличается от романа Вайнеров.

Когда же министры, посмотрев фильм, дали добро, Вайнеры тут же вернули свои имена и запели другие песни, взахлеб рассказывая, как чуть ли не в соавторстве с Высоцким писали сценарий. Спустя четверть века у них появилась бредовая идея снять продолжение, но, слава богу, мечта не осуществилась. Снимать было некого. Как говорится, кто не умер, тот уехал.

Нищий вор

- Правда, что использовались материалы реальных уголовных дел?

«Станислав

Фото: кадр из фильма

Прототип Кирпича - знаменитый вор-карманник, один из патриархов российского преступного мира Александр Прокофьев (Шорин), больше известный в преступных кругах под кличкой Шора. Саша Шорин, судимый десять раз, был смотрящим и судьей на трех вокзалах. Остановиться не мог, воровал до последнего, даже в конце жизни ходил по трамваям, но уже для удовольствия, с тростью с золотым набалдашником.

«Станислав

Тот самый подстаканник с зоны, который теперь хранится в музее. Фото Ларисы Кудрявцевой

- Правда, что вам до сих пор присылают подарки, связанные с ролью Кирпича?

- Год назад я получил презент из мест не столь отдаленных. Заключенные колонии строгого режима прислали оригинальный подстаканник ручной работы. Остается только догадываться, сколько долгих вечеров провели в кропотливой работе зэки, создавая филигранный рисунок на нем. Таким образом, как написали они мне, сидельцы выказали уважение за роль Кости Сапрыкина. Сейчас этот подстаканник в Чувашском национальном музее - когда недавно нас с композитором Игорем Демариным пригласили на празднование 100-летия чувашской автономии и Дня города Чебоксары, я его туда и передарил.

«Никита

Никита Сергеевич купается в своей власти. Фото Бориса Кудрявова

Трижды народный

- В августе вам исполнилось 70 - еще раз от всей души поздравляем с юбилеем! Все ждали, что к этой дате вам присвоят звание народного…

Что тут скажешь? Нет, мне не печально. Мне смешно. Предлагаю, чтобы и мое, и Конкина звания отдали Михалкову. Чтобы он был трижды народный артист!

Слишком хорошие получились фильмы, что и киноляпов никто не заметил!

Горячий гасконец в одном сапоге

Так было в сцене спасения бравым гасконцем очаровательной Констанции. Д'Артаньян вбежал в комнату в одном сапоге (на второй ноге красовался белоснежный чулок); а в следующем кадре этот сапог оказался на другой ноге.

Причина казуса проста – между съемками дублей прошло около месяца, а так как в 1978 году еще не изобрели крутых компьютеров, по которым режиссеры наблюдают за актерами в онлайн-режиме, то все – включая Михаила Боярского – просто забыли, какая нога была обута в сапог, а какая оставалась босой.


Одна из самых колоритных сцен фильма – это ее встреча с Морозко в лесу под елью. По сюжету Марфушенька уписывает за обе щеки деревенские вкусняшки – вкусные яблочки (вопрос о том, как они сохранились зимой в нетронутом виде, остается за кадром).

Однако при внимательном просмотре можно заметить, что Марфушенька хрустит сочной луковкой. Причина этого казуса проста – яблоки банально забыли в гостинице, а возвращаться за ними почему-то никто не стал.


Она начала играть на пару с Юрием Морозом, однако когда он покинул площадку (из-за съемок своего дипломного фильма), то режиссер Светлана Дружинина позвала на роль романтичного Алеши Корсака Дмитрия Харатьяна.

И тогда же она, очевидно, решила, что Марина Зудина не смотрится с ним в паре; к тому же Софья по внешности должна была резко контрастировать с гордой красавицей-аристократкой Анастасией Ягужинской. И тогда Дружинина пригласила Ольгу Машную, а отснятый эпизод с Мариной так и остался в кадре.

Миссис Бэрримор vs Агата в исполнении Светланы Крючковой

Крючкова мелькнула на экране всего на минуту: это была маленькая сценка безобидного флирта Холмса и Агаты.

Верочка очень трепетно относилась к своим бровям и старательно ухаживала за руками. В сцене, где она с упоением посвящает Людмилу Прокофьевну в тонкости моды, не сразу можно заметить, что в одном кадре ее ногти накрашены сочным красным лаком, который исчез в следующих кадрах.


Один трамвай на всю Москву


Действие фильма разворачивается в послевоенной Москве и поэтому рядовому зрителю трудно представить, что по столице курсировал одинаковый трамвай.

Впрочем, эта деталь бросается в глаза при очень внимательном просмотре, тем более, что в сцене ареста Кирпича в пресловутом трамвае толпа пассажиров отчасти заслоняет его от зрителей.

Кстати, обратите внимание - тот же трамвай под номером 2170 снимают и в "Покровских воротах". Какой, однако, долгоиграющий реквизит!

Такая разная шевелюра Коли Герасимова


А как вам такая версия "Гостьи из будущего"?

В одном кадре у Коли волосы короткие, а в другом – длинные. Режиссер фильма Павел Арсенов объяснял, что эти сцены снимались в разных городах: одна – Москве, у ВДНХ (Коля садится в автобус), а другую – в знаменитых Гаграх, в Абхазии (Коля через несколько секунд разгуливает у моря). Между съемками прошло не менее полугода – срок, достаточный для того, чтобы у мальчика выросла шевелюра.


Поэтому симпатичный полосатый ковер в квартире героя в исполнении Олега Табакова через некоторое время появляется в знаменитой сцене пикника с шашлыками.

На лоне природы усталая Катя засыпает, а галантный Гога (он же Гоша) заботливо укутывает ее тем же самым ковром, который благодаря искусному освещению и виртуозной работе оператора превратился в уютный плед.

Два разных ботинка на одной банановой кожуре


Дотошные зрители могут обратить внимание, что в первом случае о шкуру поскальзывается коричневый ботинок (который даже показан крупным планом), а наверх взмывают ноги в черной обуви. Причина этого забавного ляпа проста: дело в том, что неподражаемый Юрий Никулин никак не мог эффектно и реалистично упасть.

Этот маленький трюк за него успешно проделал Леонид Каневский, который играл полуголого контрабандиста в белоснежных брюках. Поэтому в кадре зрители видят его ногу крупным планом, а затем – Юрия Никулина, скорчившегося от боли после мнимого падения.


Однако в комедии присутствует довольно серьезный исторический ляп, связанный с творчеством выдающегося американского актера и режиссёра Чарли Чаплина.

По сюжету мистер Фест (в исполнении Андрея Миронова) показывает его фильмы завсегдатаем кабачка. Умопомрачительные выходки маленького бродяги дарят массу положительных эмоций этим грубым людям, и они начинают постепенно меняться в лучшую сторону.

Действие фильма происходит в конце 1890-х годов, в то время как Чаплин вступил на свой звездный путь только в 1914 году. За это короткое время реалии Северной Америки несколько изменились – в первую очередь, из-за начавшейся Первой мировой войны.

Вряд ли мистер Фест органично смотрелся бы на белом коне в американской прерии в 1914 году. В то время как конец 19 века идеально подошел для его грустно-романтичной истории на Диком Западе.

Мы открыли YouTube-канал для любознательных. Интересные факты в развлекательном формате. Подписывайтесь!


1. В романе Глеб Жеглов — молодой человек 25 лет, член комсомольского актива МУРа (имеется эпизод, в котором Жеглов находится в президиуме комсомольского собрания и выступает с речью). Шарапову же 22 года, именно такую цифру он называет Михаилу Михайловичу, а не 25 лет, как в фильме.

2. В фильме использованы материалы реальных уголовных дел. Например, в первой серии Жеглов рассказывает Шарапову об одном случае из своей практики: убийство и инсценировка бандитского нападения. Такое преступление действительно было в Москве.

7. В ресторане, где Фокс танцует с официанткой, за одним из столиков сидит дочь писателя Аркадия Вайнера Наталья Дарьялова, а среди музыкантов — Сергей Мазаев.




Владимир Высоцкий в фильме:

— Это будет фильм. Наверное, большой. И это моя роль. Никто вам так не сыграет Жеглова, как я…

5. В 1987 Высоцкому была посмертно присуждена Государственная премия СССР за создание образа Жеглова.


Киноляпы в фильме "Место встречи изменить нельзя"

2. В первой серии, когда Шарапов с направлением входит в МУР, видно в окно и стеклянный проем двери, что на улице ночь. Когда через несколько минут он входит в кабинет к Жеглову, на улице уже чудесным образом наступает день.

4. Дверь в кабинет Жеглова то обита дерматином, то деревянная.

6. После убийства оперативника Векшина на Чистых Прудах бандит уезжает на трамвае. В этой сцене хорошо видно, как на перекрытой (по случаю съёмок) улице стоят автомобили ГАЗ-24 (выпускаемые с 1970 года) и столпились любопытные. В этой же сцене видна красно-белая телефонная будка, выпуск которых также начался значительно позже.

13. Когда Кирпич входит в отделение милиции, у него меняется цвет носков с белого на коричневый.

14. Когда Жеглов с Шараповым задерживают в трамвае Кирпича, то в этой сцене женщина, у которой Кирпич украл кошелек — одна, а в отделении милиции эту роль играет другая в том же платье.

15. В конце второй серии Промокашка рисует окурком чёрную кошку по контуру, очерченному ранее самим Говорухиным. При этом сгоревшим табаком невозможно провести линию длиннее трёх сантиметров — потом горелый табак кончается и крошится.

16. В третьей серии (сцена прогулки Шарапова и Синичкиной в парке) заметен целый ряд проезжающих автомобилей, современных году съёмки: ВАЗ-2101, а также Москвич-408/412, УАЗ-469, ЗИЛ-130 с прицепом, выпускаемые соответственно с 1964, 1972, 1962 гг., и др.

17. На Ручечнике (сцена в Большом театре) — чешский костюм пошива 70-х годов.

19. В четвёртой серии, где Шарапов приехал в Лосинку, заметны вагон-рефрижератор, электропоезд ЭР2 и название станции, характерные для 70-х годов.

21. Во время перестрелки около рестарана "Астория" Шарапов стреляет из ТТ, через несколько минут во время погони за Фоксом в автобусе у Шарапова в руке ПМ (год выпуска 1951).

23. Во время допроса у Шарапова Фокс, вытирая окровавленные пальцы, оставил несколько пятен на столе. В конце сцены многие кровавые пятна таинственным образом исчезают.

24. После допроса Фокса, где тот написал под диктовку записку Ане, Шарапов отрывает нужный фрагмент (около четверти листа). Потом он демонстрирует эту же записку Жеглову на целом листе.

25. В пятой серии бандиты насильно сажают Шарапова в хлебный фургон. Сначала это ГАЗ-АА, потом ГАЗ-52 (выпускается с 1962 года).

28. В одной из сцен разговора Жеглова и Шарапова в отделении у Шарапова несколько раз меняется причёска.
29. Причёски у всех милиционеров неприлично длинные для моды середины 40-х годов.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal


Конечно, зрительским успехом пятисерийный фильм Станислава Говорухина во многом обязан исполнителю главной роли Глеба Жеглова, но это качественное кино – не бенефис одного актера, а сплав интригующего сценария, умной режиссуры, крепкого актерского ансамбля, слаженной работы съемочной команды и даже взвешенного вмешательства худсовета.


Образ без прототипа





К счастью, режиссёр сумел убедить актёра, что без него фильма не будет. Когда Говорухина потом спрашивали, стоил ли этой роли год жизни Высоцкого, он отвечал, что на чаше весов не были его новые песни. Режиссер знал, что в планах артиста – гастрольный тур по Америке и путешествие с женой на Таити. Съемки были организованы так, что артисту удалось осуществить задуманное.

Сам себе режиссер



Но Высоцкий не требовал от других того, на что не был способен сам. Его скромность и работоспособность отмечали все, кто был рядом. Другие расслабляются, отдыхают, вспоминали очевидцы, а он даже с похмелья с карандашом в руках – если на гитаре не играет, то что-то пишет или о чём-то задумывается. На съемках Высоцкий всегда излучал энергию, был готов к работе, приходил на площадку с выстроенной в уме логикой эпизода и характера, назубок помнил текст роли и недоумевал, почему не знает слов партнер по сцене. Говорят, этим грешил Владимир Конкин, которого Высоцкий, как и Вайнеры, изначально не видел в роли Шарапова и заметно недолюбливал на площадке.




Помог Высоцкий попасть в картину и исполнителю роли запутавшегося фронтовика Левченко Виктору Павлову. Протягивал он руку помощи и другим артистам в сложных обстоятельствах. Когда у исполнителя роли Копытина Алексея Миронова во время съемок дали о себе знать проблемы со зрением, Высоцкий организовал ему встречу со знаменитым офтальмологом Святославом Федоровым. А когда снимали сцену пеленания подкидыша с потерявшей до этого собственного ребенка Натальей Даниловой (Варя), он один почувствовал, что молодая женщина – на грани срыва, и попросил перерыв якобы для себя, чтобы вывести из кадра и успокоить актрису.

Не форма, а содержание



Трудно пришлось Говорухину с артистом и на озвучивании ленты. Тонировка – процесс вторичный. Актер уже прожил свою роль на съемке, и повторять пройденное заново ему было скучно. Озвучивая Жеглова на чистовой записи, Высоцкий торопился и ухудшал образ. На требования режиссера повторить дубль он раздраженно отвечал, что сойдет и так, и нетерпеливо рвался из студии на свободу. Ему хотелось воздуха, простора и новых впечатлений – он спешил жить. Правда, остыв, через полчаса возвращался к микрофону и записывался, пока не получалось безупречно.

Сериал интересен уже самой реальной основой: в сюжете использованы материалы настоящих уголовных дел. Убийство с инсценировкой бандитского нападения, о котором в начале фильма рассказывает Шарапову Жеглов, было совершено в Москве на самом деле. И расследовал его реальный прототип Шарапова Владимир Павлович Арапов (он и похож был на исполнителя роли Владимира Конкина, но, в отличие от киногероя, в жизни был балагуром и весельчаком).



Согласно договору между Одесской киностудией и Гостелерадио СССР, фильм должен был получиться шестисерийным. Но в процессе работы по требованию Гостелерадио ряд сцен пришлось сократить, и в итоге недосчитались целой серии. После перемонтажа пропали, в частности, сцены, предшествовавшие убийству Васи Векшина, и фронтовые эпизоды, объяснявшие дружеские отношения Левченко и Шарапова. Но некоторые не вошедшие в окончательный вариант фильма дубли можно увидеть в коротких сюжетах из предыдущих серий в начале каждой последующей.


Отцы и дети


В связи с купюрами, зрители так и не увидели в картине обозначенного в титрах Пьера Оссейна – снимавшегося в военных эпизодах сына Роберта Оссейна и Марины Влади.

Ба, знакомые все лица!


Нашлась в фильме роль и для администратора Высоцкого Валерия Янкловича: он сыграл директора Большого театра, в кабинете которого Высоцкий беседует с вором Ручниковым и его подельницей Волокушиной. Кстати, сыгравший Ручникова Евгений Евстигнеев явился на съемку в собственном костюме – в 40-х годах таких фасонов не носили. Говорухину пришлось с самоуправством смириться: Большой театр был арендован на два дня, и переносить съемку не представлялось возможным.


Снялась в эпизоде и первая жена Станислава Говорухина, мать их общего сына, режиссера Сергея Говорухина, Юнона Карева – она сыграла гражданскую супругу Груздева Галину Желтовскую. Харьковчанка по рождению, Юнона Карева закончила в Москве театральное училище им. Щепкина, 37 лет прослужила в Казанском театре русской драмы, а после непродления договора осталась в той же столице Татарстана преподавать актерское искусство.




Кто во что горазд



Удался экспромт и исполнителю роли Ивана Груздева: Сергей Юрский случайно поранился во время бритья и заклеил порез от бритвы газетной бумагой. Режиссер находку оценил и включил эту деталь в окончательный монтаж.








© Вячеслав Капрельянц, 2016

Если вам понравился пост, ставьте лайк и разместите его в своем блоге, чтобы его могли прочитать ваши друзья!

Читайте также: