Молодежный отдых как разновидность социального туризма

Обновлено: 04.10.2024

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Васильченко, Елена Викторовна

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ТУРИЗМА НА СФЕРУ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

1.1. Туризм в системе рекреационной, культурно-просветительской и коммуникативно-интеграционной деятельности студенческой молодёжи

1.2. Аксиологический анализ сферы туризма

1.3. Социокультурная ситуация в сфере туризма в современном российском обществе

2. СТУДЕНЧЕСКИЙ ТУРИЗМ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МОЛОДЁЖИ

2.1. Социально-демографические характеристики российской студенческой молодежи как детерминант ее ценностных ориентаций в глобализирующемся обществе

2.2. Современные особенности туризма в студенческой среде

2.3. Социологический анализ влияния туризма на формирование постулатов постиндустриального общества в студенческой среде 110 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 137 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 140 ПРИЛОЖЕНИЯ

Трансформация досуговой деятельности современной российской студенческой молодежи 2009 год, кандидат социологических наук Гончарова, Наталья Георгиевна

Оптимизация социокультурной среды как фактор формирования гуманистических ценностей студенческой молодежи 2007 год, кандидат педагогических наук Райкина, Татьяна Анатольевна

Проблемы формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи в досуговой деятельности 2005 год, кандидат социологических наук Косинцева, Тамара Дмитриевна

Реализация культуросозидающего потенциала досуга средствами туризма 2002 год, кандидат педагогических наук Новиков, Александр Игоревич

Туризм как сфера реализации досуговых ценностей в современном российском обществе: на примере Кавказских Минеральных Вод 2006 год, кандидат социологических наук Сущенко, Елена Николаевна

В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его распространению способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. В свою очередь массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями того или иного региона.

В социокультурном аспекте туризм, являясь индикатором уровня и качества жизни населения, способствует сохранению культурного наследия и исторических ценностей, формированию взаимного интереса людей различных вероисповеданий, национальностей, ведет к формированию толерантности и уважения между ними, стабилизации межэтнических и международных отношений. По сути, туризм выступает как форма открытого культурного обмена, заимствования образцов поведения и изменения культурных стереотипов. Расширение границ социокультурного взаимодействия во всех сферах человеческой деятельности обусловлено переходом в конце XX века большинства западноевропейских стран на постиндустриальный уровень своего развития, что повлекло не только технологические, структурные, но и ценностные изменения.

Формирование на современном этапе развития общества индустрии массового туризма, смена социокультурных приоритетов в мотивации путешествий отдельных групп российского населения предопределяет необходимость его анализа как одного из важнейших показателей вхождения России в общемировое глобальное пространство. Социологический подход к анализу туризма в контексте социокультурных детерминант общественного развития раскрывает данное явление не только как часть глобальной постиндустриальной экономики, но и как феномен особой культуры, позволяющей определить нравственную, ценностную основу для создания новых механизмов воспроизводства и трансляции культурных норм, ценностей, знаний, идей, представлений, символов и образцов социокультурного взаимодействия. Именно социологическое исследование туризма позволяет анализировать мотивы, привычки и традиции как гостей, так и жителей принимающей страны, изучать социокультурный опыт, получаемый путешествующими группами населения, и способствующий формированию ценностей постиндустриального этапа развития общественной системы.

Одной из основных категорий населения, задействованных в сфере туризма, является студенческая молодёжь, так как в период обучения в вузе молодые люди имеют больше возможностей реализовать себя через путешествия, которые в свою очередь, способствуют формированию мировоззренческой основы, единой картины мира, приобщению к новым ценностям, которые в дальнейшем будут внедряться в практику общественной жизни и постепенно становиться общепринятыми и от которых, во многом будет зависеть модель социокультурной реальности общественной системы в будущем. Помимо этого, через туристические поездки молодые люди активно взаимодействуют с представителями других наций, культур, что способствует формированию единого социокультурного пространства, в рамках которого действуют общие ценности, формируется взаимоуважение.

Тем самым актуальность диссертационного исследования определяется необходимостью теоретического и прикладного анализа роли туризма в системе социокультурного взаимодействия молодежи, ведущего к изменению характера социальных отношений и повседневной жизни людей в условиях роста социального и культурного разнообразия в процессе глобальной интеграции стран и народов.

Тсорстико-методологическис основы диссертационного исследования и степень научной разработанности проблемы.

В настоящее время изучение туризма как социального явления приобретает более сложную, многоаспектную структуру, в отличие от прежнего периода, когда анализировались только узкие аспекты туризма, такие, как территориальные перемещения, особенности подготовки кадров в туристском бизнесе, формирование единой туристической инфраструктуры. В то же время в научной литературе практически отсутствуют комплексные исследования по вопросам, касающимся туризма как интегративпого явления в социокультурном пространстве, не проводится исследований, касающихся особенностей соотношения туризма и миграции, роли туризма в развитии личности и формировании её ценностных ориентаций, смысложизненных установок.

Методологическую базу диссертации составили работы, которые можно сгруппировать по отдельным направлениям, отличным по объекту исследования.

В России исследования, посвященные туристской проблематике, появились во второй половине XX века. Вопросы понятийного аппарата, теоретического и методологического характера по проблемам туризма и туристской деятельности освещаются в работах В.И. Азара, J1.A. Акимовой, М.Б. Биржакова, И.Б. Власовой, Л.П. Воронковой, A.C. Гализдры, B.J1. Голубевой, В.Г. Гуляева, И.В. Зорина, E.TI. Ильиной, В.А. Квартальнова, A.C. Кускова, Е.В. Листвиной, В.Л. Одинцовой, Ю.С. Путрика, B.C. Сенина, А.Д. Чудновского [3,15,29,32,40,55,66,117,118].

Специфики туризма как социального явления, имеющего определенные характеристики и функции, касаются в своих работах социологи E.H. Покровский, Г.Д. Шаповал, С.Е. Щеглов, В. А. Квартальное, М.Б. Биржаков, Е.В. Вавилова, A.C. Кусков, B.JI. Голубева, Т.Н. Одинцова, A.C. Орлова, J1.A. Акимова [147,145,15,64,21,66,3]. Акцентируя свое внимание на основных функциях и характеристиках современного туризма, его влиянии на социокультурную интеграцию россиян в международный социум, исследователи все больше рассматривают трансформацию туризма и туристской деятельности в контексте модернизации системы современных социальных практик и смыслов потребления туристских услуг в условиях формирования постиндустриального общества.

Концепции постиндустриального общества развивали Д.Белл, Н. Гауз-нер, Д. Гэлбрейт, О. Тоффлер, 3. Бжезинский, B.JI. Иноземцев, М. Кастельс, Э. Киселева [13, 33, 41, 161, 58, 63].

Проблемы ценностей, аксиологические аспекты в социологии, в том числе туристической сферы, анализируются в работах М. Вебера, Т. Парсонса, Б. Фаулера, С.С. Фролова, А.Г. Спиркина, М.С. Бургина, В.И. Кузнецова, А.Г. Здравомыслова, А.К. Абишевой, В.И. Курбатова, О.В. Курбатовой, М. Мутье-вой [26, 155, 137, 138, 129, 20, 52, 1, 67, 96].

Острота и масштабность включения молодежи в современные изменения в России и целесообразность социологического изучения динамики ее ценностных ориентаций нашли свое отражение у И. М. Ильинского, В. Т. Лисовского, В. И. Чупрова [81,82,143]. Важное значение для исследования влияния межкультурного взаимодействия на формирование ценностных ориентаций молодежи имеют труды отечественных и зарубежных исследователей Д.А. Леонтьева, Н.П. Медведева, М.Рокича [89,80,158].

Наряду с общими исследованиями, посвященными анализу ценностных установок российской молодежи, отечественной социологией накоплен значительный опыт изучения студенчества как особой социально-демографической группы. Студенчество как субъект туристской деятельности имеет региональные особенности, отличается социальным происхождением, материально-бытовым статусом, что нашло отражение в работах Ю. Р. Вишневского, Л. Я. Рубиной, А.И. Ковалевой, В.А.Лукова, В.Т.Шапко и других [24,69,25].

Социокультурную ситуацию в сфере туризма в современном российском обществе, в том числе в студенческой среде, рассматривают Г.А. Карпова, Л.П. Шматько, АЛО. Александрова, И.II. Панов, Е.В. Вавилова, М.Б. Биржа-ков, А.Д. Каурова, E.H. Артемова, В.А. Козлова, А. Дурович, А. Копаев [60,2,21,106,15,6,59,47].

Однако данный этап исследований туризма как социального явления, его влияния на социокультурное взаимодействие молодежи, формирование новых коммуникаций, обусловливающих развитие ценностей постиндустриального общества, характеризуется недостаточной разработанностью ряда принципиальных вопросов. Заявленный ракурс рассмотрения туризма студенческой молодежи представлен в литературе не в комплексном виде, а лишь отдельными аспектами отражен в работах исследователей. Современный молодежный туризм требует целенаправленного изучения его потенциала, возможностей в формировании и реализации досуговых ценностей, их обусловленности аксиологическими социокультурными переменными, а также анализа влияния практик туристической активности студенческой молодежи на социокультурные взаимодействия, формирование и изменение ценностных ориеитаций, самоидентификацию, самореализацию и саморазвитие личности в условиях глобализации.

Объект исследования - туризм как социокультурное явление современного российского общества.

Предмет исследования - влияние студенческого туризма на развитие социокультурного взаимодействия молодежи в условиях глобализации.

Цель исследования - разработка оптимальной модели формирования ценностных ориентиров студенческой молодежи, соответствующих обществу постиндустриального типа.

Цель исследования реализуется посредством решения совокупности взаимосвязанных исследовательских задач:

2. Показать аксиологические возможности сферы туризма.

3. Определить социокультурные основания развития студенческого туризма в современном российском обществе.

4. Выявить особенности студенческой молодежи в контексте формирования ее ценностных ориентаций в глобализирующемся обществе.

5. Определить возможности влияния туризма как формы социокультурного взаимодействия на формирование ценностей постиндустриального общества в студенческой среде.

6. Разработать модель формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи.

Методологической основой диссертационного исследования является совокупность социологических концепций, сложившихся в отечественной и зарубежной практике исследования туризма.

Принцип системности и теоретико-методологические процедуры структурно-функционального анализа позволили рассмотреть сущностные характеристики, структуру и функциональные особенности туризма. При изучении современного состояния туризма и его мотивации применялись аксиологический и социально-психологический подходы. Для характеристики возможностей туризма в реализации досуговых ценностей использовались социокультурный и субъектно-деятельностный подходы.

В ходе диссертационного исследования применялись такие общенаучные методы как анализ, синтез, аналогия. Обработка и интерпретация данных осуществлялась методами группировки, типологизации, классификации и ранжирования.

Эмпирическая база диссертационной работы представлена результатами социологических исследований, анализа официальных документов, данных статистики и материалов периодической печати. Собственную эмпирическую базу диссертационного исследования составляют результаты анкетного опроса и работы фокус-групп. Социологические исследования осуществлены диссертантом в 2011-2012 годах. Исследование проводилось с использованием количественных и качественных методов. Так, первоначально проводилось анкетирование, респондентами являлись студенты высших учебных заведений города Тюмени. Затем результаты социологического исследования обсуждались на фокус-группах, участниками которых также являлись студенты. Была проведена математико-статистическая обработка результатов социологического исследования с учётом социально-демографических показателей, обоснована репрезентативность выборки.

Применение данных методов позволило получить социологическую информацию о ситуации, сложившейся в сфере студенческого туризма, о воздействии туризма на ценностные ориентации молодежи.

Научная новизна выдвинутых и обоснованных автором положений заключается в следующем:

- сформулированы особенности социокультурной ситуации в сфере туризма в современном российском обществе и выделены проблемы реализации социокультурного потенциала туризма студенческой молодежи;

- определены основные тенденции социокультурного взаимодействия в дискурсе развития студенческого туризма и его влияния на формирование основных ценностных ориентиров, составляющих фундамент постиндустриального общества;

- разработана модель развития социокультурного взаимодействия студенческой молодёжи посредством туризма.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Современный туризм представляет собой сложный, многокомпонентный феномен, объединяющий рекреационную, культурно-просветительскую и коммуникативно-интеграционную деятельность студенческой молодежи в их взаимосвязи и взаимозависимости. Он создает условия для сочетания восстановления работоспособности с познавательной и развивающей деятельностью. Такой подход позволяет рассматривать туризм как специфический вид досуго-вой деятельности, который представляет собой временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны с целью релаксации, получения знаний, отдыха, оздоровления, лечения, посещения гостей, социокультурного взаимодействия, но без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.

2. Качественные перемены, возникающие в современном российском обществе, в том числе и под влиянием глобализации, ведут к трансформации ценностных ориентаций молодежи. С изменением состояния социума в периоды социальных трансформаций модифицируется не только характер и направленность ценностных ориентаций, но и сами механизмы их формирования. Ценности в сфере туризма как вида досуговой деятельности позволяют удовлетворять потребности в лечении, занятии спортом, обучении, познании, развлечении, занятии любимым делом, а также в самовыражении, самоутверждении личности и повышении ее культурного уровня. При этом социокультурная ценность туризма заключается в использовании его потенциала не только для удовлетворения досуговых потребностей, но и для формирования новых ценностей постиндустриального общества в процессе социально-культурного взаимодействия студенческой молодежи.

3. Специфика социокультурной ситуации в сфере туризма современного российского общества проявляется в постепенном осознании аксиологической детерминанты студенческого туризма как специфического вида интеллектуального, нравственного, эмоционального влияния на личность. В данном контексте социокультурный потенциал туризма как вида досуговой деятельности включает не только развлекательные, познавательные, профессионально-деловые, коммуникативные возможности для удовлетворения потребностей людей в туристских услугах, но и формирует индивидуальные склонности различных социальных субъектов с учетом их интересов и потребностей, социального и материального положения. Степень реализации социокультурного потенциала выражается в социокультурной эффективности туризма как вида досуговой деятельности личности и связана с достижением таких важных целей, как рекреационная, культурно-просветительская и коммуникативно-интеграционная.

4. Развитие студенческого туризма является одной из основных тенденций туристской сферы. В то же время существенные противоречия воспроизводства социальной структуры, образа жизни, особенностей материальной и духовной культуры молодого поколения во многом обусловливают селективные и элитарные функции туризма в Российской Федерации. Для усиления роли туризма в формировании ценностных ориентаций студенческой российской молодежи необходимо целенаправленно развивать такие направления как программы work and travel (жизни и работы за рубежом), организацию всевозможных семинаров, конференций, стажировок, в результате которых молодые люди не только получают важный опыт работы в профессии, знания по специальности, но и перенимают ценности постиндустриального глобального мира.

5. Студенчество представляет собой наиболее организованную группу молодежи, наиболее адаптированную к современным условиям жизни. Согласно результатам социологического исследования жизненные установки и ценностные ориентации студенчества выступают своеобразным индикатором происходящих в нашем обществе социальных изменений. Следует отметить тенденцию к росту мобильности студенческой молодежи, которая рассматривается как социокультурный ресурс, обеспечивающий ее стремление к актуализации познавательных способностей, формированию нравственно-гуманистических ценностей, реализации рекреационных возможностей.

6. Выявленные особенности и возможности туризма в формировании ценностей постиндустриального общества нашли отражение в модели развития социокультурного взаимодействия студенческой молодёжи посредством туризма. Предлагаемая автором модель отражает возможности туризма в формировании ценностных ориентаций молодежи.

Практическая значимость выводов и предложений, содержащихся в диссертационной работе, заключается в обобщении теоретических подходов и результатов эмпирических исследований туризма как элемента системы социокультурного взаимодействия студенческой молодёжи. Практическую значимость имеют выводы и рекомендации, которые могут быть использованы: а) при формировании методов и механизмов социокультурного взаимодействия со студентами; б) в процессе внедрения инновационных моделей туристических программ для студенческой молодёжи.

25. Молодежный туризм

1. Основные понятия:

Туризм - это временные выезды (путешествия) граждан России, иностранцев и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, физкультурно-спортивных, религиозных и иных целях, без занятия коммерческой деятельностью в стране или месте временного пребывания (ст. 1 Федерального закона № 132-ФЗ).

Туристская индустрия - это совокупность гостиниц, транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, а также организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем и организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников.

Туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил.

Туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.

Туроператорская деятельность предполагает формирование, продвижение и реализацию туристского продукта юридическим лицом (туроператор).

Турагентская деятельность связана с продвижением и реализацией туристского продукта юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем ( турагент ). В отличие от туроператоров турагенты продают уже готовый туристский продукт, но не формируют его.

Социальный туризм - туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей.

2. Из истории организованного молодежного туризма в России

Первые экскурсии школьников были проведены в 1870 году с учениками Александровской школы в Тифлисе. Первой русской туристской организацией было общество велосипедистов-туристов ("Русский турингклуб "), созданное в 1885 году в Петербурге (филиалы в Киеве, Москве, Харькове, Тобольске, Риге и Благовещенске).

На базе этого клуба в 1895 году в России было создано Российское общество туристов, которое ставило своей целью организации путешествий внутри страны и за рубежом. При обществе была комиссия по организации экскурсий для школьников по России. Оно просуществовало до 1928 года и было ликвидировано, а в 1929 году создается общество пролетарского туризма, которое в 1930 году преобразовалось во Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий.

В 1936 году руководство внутренним туризмом поручается профсоюзам.

Наиболее серьезные причины:

- необходимость использования туризма для пополнения бюджета ВЛКСМ;

- иде­ологической работы с советской и зарубежной молодежью.

Наиболее объемной частью деятельно­сти являлась организация внутрисоюзных путешествий и экскур­сий советской молодежи.

3. В настоящее время существует концепция развития молодежного туризма в России, утвержденная Федеральным агентством по делам молодежи. Согласно ей, с оздание инфраструктуры молодежного туризма решает несколько актуальных задач:

- укрепление здоровья – наличие туристских клубов, секций позволит молодежи участвовать в походах, соревнованиях, туристских лагерях, вести активный, здоровый образ жизни;

- возможность путешествовать. Этому должна способствовать сеть молодежных турбаз, гостиниц, оборудованных туристских маршрутов, система льготного проезда туристских групп на различных видах транспорта;

- качественный, безопасный отдых. Программа предусматривает подготовку специалистов туристской сферы деятельности;

- повышение воспитательно-образовательного, культурного уровня;

2) для государства:

- развитие туризма как важной отрасли экономики;

- повышение статуса страны на международном уровне;

- воспитание патриотов России.

4. Элементы туристической инфраструктуры, рассчитанные специально на молодежь:

- специализированные проездные билеты (европейский опыт);

- карты скидок (программа «Евро

Дешевые молодежные гостиницы существуют в Германии почти 100 лет. "Каждое место для ночлега должно иметь мешок, набитый соломой, валик под голову, две простыни и суконное одеяло", - так представлял себе устройство Jugendherberge в начале прошлого века энтузиаст молодежного туризма школьный учитель Рихард Ширман . Он стал активно пропагандировать идею создания дешевых молодежных гостиниц. В 1912 году в замке Алтена в Сааре был открыт первый в мире молодежный отель. Две спальни с массивными трехэтажными кроватями, кухня, столовая, душевое помещение. Вскоре появились учебные помещения. До конца 1980-х молодежные отели в Германии были символом коллективных классных поездок, принятых в школах Германии. Сейчас поселиться здесь может любой человек независимо от возраста, однако он должен вступить в Объединение молодежных гостиниц.

Путешественников привлекают не только низкие цены за ночлег, но и особая непринужденная атмосфера. В отличие от гостиницы, которую большинство рассматривает исключительно как "место, где можно поспать", хостел - это особый мир, в котором можно и нужно общаться и заводить новых знакомых. Отличительной чертой хостела является нахождение общих душевых кабин и туалетов на этаже, а не в каждом номере. Однако это не значит, что по своим условиям хостелы уступают гостиницам. Хостелы отличаются своей чистотой и даже более строгими правилами проживания, нежели пятизвездочные отели. Во многих хостелах за границей нельзя курить, кое-где мужчин не пустят на один этаж с женщинами. Каждый день полы и туалеты подвергаются жесточайшей санитарной обработке. Наличие в хостеле горячей и холодной воды обязательно. В большинстве хостелов завтрак включён в стоимость проживания. Клиент может оставить свои вещи в камере хранения хостела , к которой будет иметь доступ в любое время. Обычно хостелы открыты 24 часа в сутки.

Существует Хостел-движение , в том числе российское . В числе его основных задач:

- создание инфраструктуры в сфере международного молодёжного сотрудничества (молодёжных гостиниц, операторов молодёжного туризма, центров информации);

- предоставление молодёжи возможности зарубежных поездок для знакомства с культурой других стран, установлении прямых контактов;

- расширение культурных и общественных связей молодёжи, проживающей в разных регионах РФ и за рубежом.

По географии – внутренний и международный (выездной и въездной).

По уровню регламентации – организованный и неорганизованный.

По цели – гастрономический, культурный, лечебно-оздоровительный, музейный, ностальгический (этнический), образовательный (в том числе языковой), охотничий, паломнический, приключенческий, рекреационный (много зрелищных и развлекательных программ), спортивный, экологический (в том числе сельский или аграрный), экскурсионный, деловой, шопинг-туризм .

По числу участников – групповой (с формированием временного коллектива; привлекателен групповыми скидками) и индивидуальный.

По особенностям участников – детский (группы в сопровождении взрослых), молодежный, инвалидный, свадебный, семейный, студенческий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа была представлена учеником 7 класса в рамках научно-практической конференции "Поиск и творчество". В ней проводится сравнение видов отдыха молодежи двух стран, их предпочтения.

Предмет: Иностранные языки

Тема работы

Как отдыхает молодежь России и Германии. Виды отдыха.

Выполнил:

Гонин Владимир Вячеславович

учащийся 7 класса

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

им.Л.Н.Толстого филиал в с. Знаменское

Руководитель:

Глебова Ангелина Алексеевна

учитель немецкого языка первой квалификационной категории

МБОУ им.Л.Н.Толстого филиал в с. Знаменское

I. Введение : стр .3-4

Цель и задачи исследования

II. Основная часть: стр. 5-11

Теоретическая часть: стр. 5-10

Молодежный отдых в Германии.

Молодежный отдых в России.

2). Практическая часть: стр. 11

1 Социологический опрос-анкетирование

III. Заключение: стр. 12

IV. Интернет ресурсы : стр. 13

V.Приложения:

Приложение 1.Социлогический опрос-анкетирование

I.Введение

Молодежь – это категория населения, имеющая к отдыху весьма специфические требования. Еще совсем недавно ребенок ждал с нетерпением любой поездки с родителями, но вот он вырос, и отдых с взрослыми стал казаться скучным и однообразным. Пресыщенные разнообразием развлечений, современные дети и подростки не будут целыми днями плескаться в море и загорать на солнце. Они предпочитают проводить время в компании себе подобных, в отсутствие плачущих младенцев и строгих взрослых. В нашей стране, в отличие от зарубежных, это начали понимать относительно недавно, поэтому в России растет количество молодежных отелей, лагерей и центров отдыха, где каждый найдет развлечение по своему вкусу.

Гипотеза: в конечном итоге мы предполагаем доказать, что отдых российской и немецкой молодежи во многом схож, но, тем не менее, существуют некоторые различия, характерные отдельно для молодежи России или Германии.

Цель исследования: изучение особенностей отдыха российской и немецкой молодежи.

изучить и познакомить своих сверстников с различными видами отдыха;

проанализировать полученные результаты.

Проблемы исследования:

молодежный отдых в Германии;

молодежный отдых в России.

На сегодняшний день существуют различные работы, посвященные молодежному отдыху вообще. Однако, мы решили изучить данную тему на примере своей школы, и в этом заключается новизна нашего исследования.

Практическая значимость: результаты нашего исследования могли бы помочь подросткам расширить свои знания о видах молодежного отдыха, в том числе, в стране изучаемого языка.

Методы исследования: теоретический анализ литературы и материалов сети Internet, обобщение накопленного материала, социологический опрос-анкетирование.

II. Основная часть

1) Теоретическая часть.

Молодежный отдых в Германии.

Прежде всего, приведем несколько фактов, как отдыхают немцы и их дети:

Немецкие путешественники, в независимости от возраста, предпочитают сами выбрать свой тур, сравнить цены отелей, поездки, обслуживание. Они обращаются в туристические агентства с уже готовым предложением или же заказывают путешествие в интернете.

В плохую погоду на территории Германии немецкая молодежь выбирает солнечные направления.

Немцы очень любят кемпинг. Они отдыхают с семьей и друзьями, зачастую с палатками и ночевкой на специально отведенных местах.

Немцы-школьники выбираются на трех/четырехдневные экскурсии на каникулах; с удовольствием посещают Бельгию, Голландию, южную Германию, Люксембург, Францию, Швейцарию, Чехию. Они предпочитают активный отдых. Горнолыжный спорт зимой, пляжный отдых и бассейны летом, велосипедный отдых весной, пешие прогулки осенью.

Также популярны путешествия на Wohnwagen (дом на колесах). Для таких машин почти в любых курортных зонах предусмотрены парковки с подведением туда воды и электричества. Такие места нужно бронировать заранее, т.к. они пользуются огромным спросом. Стоимость парковки для такого домика начинается от 10 евро за сутки, не считая электричества и воды 1 .

Мы предлагаем остановиться подробнее на тех местах, которые охотно посещает немецкая молодежь.

Эта страна занимает одно из лидирующих мест в перечне излюбленных стран немцев. Особой популярностью пользуются острова – Крит, Кос и Родос.

Италия, Франция.

Объяснить такое рвение немецкой молодежи провести отдых в Турции довольно просто. Это связано в первую очередь с тем, что большая часть жителей Германии – представители турецкой диаспоры. Некоторые немецкие города и даже районы полностью населены выходцами из Турции. Большим плюсом является то, что в Турции большинство местных жителей свободно разговаривают на немецком языке.

Испания и остров Майорка.

Однако, самым любимым местом для молодых бюргеров и их родителей можно назвать Испанию. Фаворитом среди испанских курортов является Майорка. Ее даже прозвали 17-той Федеральной землей Германии. Здесь очень комфортно. Немецким языком владеет практически весь обслуживающий персонал, как в отелях, так и в магазинах. Немецкие студенты частенько прибывают сюда на лето, чтобы подработать. Перелет занимает всего пару часов. Также популярностью пользуется Ибица 2 .

Отдых в родной стране.

Конечно, молодежь любит путешествовать, но не менее прекрасно они могут провести время и в своей родной стране. Например, остров Зюльт, который находится на северо-западе Германии, считается главным немецким курортом. Здесь замечательные пляжи, относительно теплое море, а также изумительной красоты природа. Именно сюда приезжают отдыхать немецкие политики, звезды шоу-бизнеса, миллионеры. Сам остров – довольно интересное место в культурном и историческом плане. К сведению – для местных жителей традиционен вовсе не немецкий, а фризский язык, который является вторым официальным. К сожалению, остров Зюльт медленно уходит под воду 3 .

Для тех, кто любит городской отдых, в Германии созданы хорошие условия. Каждый немецкий город обязательно проводит свой праздник: это может быть ярмарка на Рождество, которую проводят в Бремене, праздник вина, который привыкли отмечать жители Дюссельдорфа, традиционный Октоберфест в Мюнхене, Кельнский карнавал костюмов и прочее 4 .

Стоит упомянуть и Jugendherberge (молодежные туристические базы). Немного истории.

Идея родилась во время грозы в 1909 году. Немецкий учитель Рихард Ширман отправился со своими учениками в многодневный поход. В один из вечеров стала собираться гроза, от которой путники решили укрыться в старой деревенской школе. Учитель задумался над тем, как обеспечить участников многодневных походов удобным ночлегом. Так родилась идея создания туристических баз.

В последнее время все больше турбаз похожи на бюджетные гостиницы с комнатами на разное количество мест. В них останавливаются школьники, семьи с детьми, туристы. Многие молодежные турбазы в Германии предлагают своим гостям кроме ночлега и завтрака различные образовательные и культурные программы. Часто они расположены в старинных замках и крепостях, чему могут позавидовать даже самые престижные отели 6 .

Для подростков школьного возраста популярны Детские лагеря.

Все многообразие существующих в Германии детских лагерей условно можно разделить на следующие направления:

Возрастная категория – школьники от 6 до 18 лет. В них предлагаются культурно-развлекательные мероприятия, такие так посещения выставок, экспозиций, рукоделие (графика, рисование, живопись, музыка) – для творческих лагерей; катание верхом, стрельба из лука, скалолазание, сплав на байдарках, игры в футбол, хоккей на траве, бадминтон – для спортивных лагерей; установка палаток, выживание в экстремальных условиях – для бойскаутов. Группы для проживания комплектуются компактно – до 5 человек в домике. Для спортивных лагерей характерны частые выезды на природу с ночевками в палатках 8 .

Что же мы видим в результате - немецкая молодежь любит и умеет отдыхать!

Молодежный отдых в России

Молодежный туризм.

Как вида, такого туризма пока нет, но есть туры и направления, которые более всего интересны и подходят молодежи. Молодежный туризм – это активный туризм. Большинство активных туров проводится в горах. Это, прежде всего, водные, велосипедные, конные, горные походы.

Молодежные туры бывают самые разные по физическим нагрузкам и уровню комфорта. Есть туры с тяжелым рюкзаком и ночевкой в маленьких палатках. Есть походы с легким рюкзаком и ночевками на турбазах и приютах. Существуют маршруты через горы к морю, туристы неделю совершают горный переход, затем желающие отдыхают на море. Комфортабельные варианты предлагают проживание туристов на турбазе в номере со всеми удобствами и ежедневные пешеходно-экскурсионные или конные выходы в горы.

Туры для молодежи проводятся в самых различных регионах России. В Подмосковье конные походы; Средняя полоса России, Карелия, Урал, Алтай, Байкал, Камчатка – сплавы по рекам, горно-пешеходные туры, конные и конно-водные маршруты, велосипедные и вело-водные походы. Также существует молодежный туризм на квадроциклах, виндсерфинге, кайтсерфинг, отдых на снегоходах в Карелии и на Урале. Конно-санные, лыжные туры на Урале.

Таким образом, можно сделать вывод, что молодежный туризм в России достаточно разнообразен и включает в себя различные направления активного туризма и отдыха 11 .

Лагеря для подростков.

При выборе лагеря подростков в большой степени интересует, какую программу на лето предлагает лагерь. Если есть возможность выбора, молодежь, зачастую, предпочитает подростковый лагерь за границей. И не всегда только потому, что это престижно. Многих влечет знакомство с иной культурой, расширение кругозора, общение на других языках и т.д.

В последние годы на российском рынке нет недостатка в предложениях 12 . Предлагаем рассмотреть следующие виды лагерей, которые пользуются популярностью в России:

многие бывшие пионерские лагеря сейчас продолжают функционировать как летние лагеря для подростков. Такие лагеря есть как в Подмосковье, так и в разных регионах России, в том числе на Черном море. Это самый бюджетный вариант отдыха;

международные лингвистические лагеря созданы для того, чтобы подросток мог погрузиться в языковую среду. Идеальный вариант – страна-носитель языка. Например, если это английский, то это Англия или США. Но поездки в английские или американские лагеря стоят дорого. Альтернативой может стать лагерь на Мальте, в Болгарии или Черногории. Там существуют интернациональные летние школы, в которых изучают английский язык;

экологические лагеря набирают популярность. Пребывание в заповеднике, вне городской суеты, полезно для здоровья и несомненно станет незабываемым опытом для городского подростка;

Территория России огромна и многообразна с ее городами и пригородами, деревнями и поселками, всевозможными пейзажами и разностью часовых поясов. Каждый уголок по своему уникален, что позволяет вызывать не малый интерес к отдыху по стране в целом. Поэтому каждый подросток и путешественник найдет свой вид туризма и отдыха, угодный только его сердцу 14 .

Рынок туризма и гостеприимства развивается во всех странах мира с учетом дифференциации потребностей различных сегментов рынка. Во многих странах, особенно в Западной Европе набирает популярность детский туризм, поскольку здоровое поколение – это будущие производительные силы в системе производственных отношений и основа развития экономики страны. Однако в Российской Федерации этот вид туризма еще только зарождается. Многие предприниматели не желают заниматься организацией детского досуга, поскольку этот вид туризма требует больших инвестиций и сопровождается риском и ответственностью. В статье анализируется опыт организации детских лагерей в зарубежных странах. Данный пример можно использовать с целью создания условий для развития детского туризма, направленного на удовлетворение социальных потребностей различных возрастных групп.


Детский туризм – это совершенно особая категория туристских услуг. Многие компании или предприниматели не хотят заниматься организацией детского туризма, поскольку детский отдых чрезвычайно сложный сегмент рынка туризма и гостеприимства и требует решения множества вопросов. Детский туризм занимает наиболее благородный сектор рынка туриндустрии. Программы отдыха, призванные расширить детский кругозор, укрепить здоровье или раскрыть таланты, нацелены в конечном итоге на развитие молодого поколения – в ближайшем будущем потенциально наиболее активного в российском обществе.

Актуальность исследования детского оздоровления в системе спортивно-оздоровительного туризма России обусловлена, прежде всего, социально-экономическими реформами, осуществляемыми в стране, созданием новой государственной системы оздоровления детей, действующей и по линии просвещения и по линии социально-страховых учреждений. Основные виды детских лагерей распространенных сегодня на территории РФ это: традиционные спортивно-оздоровительные, оздоровительные лагеря и комплексы.

Детский туризм в России в последние годы предлагает разные виды отдыха, среди них посещение парков и аттракционов, экскурсионные поездки, осмотр исторических достопримечательностей и интересные пешие и вело походы. Самыми популярными маршрутами для детского туризма являются Москва и Санкт-Петербург, Черное море и Золотое кольцо. Основными местами отдыха остаются города расположенные на Черноморском побережье: Евпатория, Сочи, Анапа. Но на этом не заканчиваются места для отдыха, есть также множество детских лагерей, расположенных недалеко от городов, где дети интересно проводят время, а иногда совмещают отдых и образование. Для детей организуют обучающие программы, интересные мероприятия, походы. Опытные инструкторы могут научить разводить костры, ориентироваться на местности, строить укрытия от дождя и солнца, оказать первую медицинскую помощь. А для взрослых, активных детей предусмотрены участие в экстремальных видах отдыха, таких как рафтинг, джипинг, альпинизм [1].

Традиционно в России распространены детские летние лагеря, предлагающие сегодня насыщенные анимационные программы [2]. Отдельным образом среди них выделяются лагеря тематические, подчиненные одной теме: палаточные с обучением элементам туризма, археологические, где ребята занимаются раскопками стоянок первобытных людей, спортивные, конноспортивные, существуют лагеря с религиозной направленностью и т.д.

Как видно на территории Российской Федерации развивается детский туризм. Этот факт объясняется тем, что новые экономические отношения, происходящие в стране, обострили проблемы в детском спортивно-оздоровительном туризме, потребовали изменений в процессе деятельности основной материальной и организационной базы массового туризма. Получить качественный отдых для ребенка не так просто, и здесь очень часто все зависит вовсе не от стоимости путевки или тура, а от многих других факторов. Прежде всего, следует обращать внимание на соответствие санитарных условий в местах отдыха. Далеко не всегда соблюдаются элементарные правила дезинфекции и уборки номеров. Помимо чистоты и гигиены, важной составляющей становится питание для ребенка. Некачественное питание на отдыхе – это самая распространенная причина недомоганий детей на курортах. Кроме того, безопасность ребенка должна быть безупречной не только в вопросах питания и чистоты окружающего пространства, но и в сфере досуга и развлечений. Если курорт предлагает услуги аквапарка или спортивные детские центры, они должны соответствовать высочайшим стандартам безопасности [3]. Если дети отдыхают без родителей, то они должны быть разбиты на маленькие группы, к каждой из которых должен быть приставлен воспитатель. Именно логика и анализ всех условий проживания и питания помогают родителям выбирать лучший курорт для детей разного возраста.

В зарубежных странах большое внимание уделяется развитию детского туризма, так как государственная политика стран Западной Европы лоббирует интересы прежде всего детей и подростков. Представим несколько примеров из сферы организации детского туризма и его инфраструктуры.

Детские лагеря занимают отдельную нишу в индустрии детского отдыха Болгарии. В программу отдыха зачастую входит посещение аквапарков, дельфинариев, музыкальных фестивалей и прочих увеселительных мероприятий. Питание организовывается по системе шведского стола. К тому же в большинстве лагерей предусмотрена хорошая образовательная программа. Стоит отметить, что детский отдых в Болгарии считается наиболее безопасным с точки зрения российских стандартов. То есть в большинство лагерей воссозданы условия, наиболее полноценно отвечающие нормам РФ относительно детского отдыха. Стандарты предусматривают не только надлежащий уровень бытового комфорта, но и грамотно составленную содержательную программу отдыха.

Детский отдых в Греции основан на семейном отдыхе. Отели предлагают большой спектр развлекательных программ для детей независимо от возраста. Для семей с маленькими детьми предназначены идеальные песчаные пляжи полуострова Халкидики и Пелопоннеса. Подростков привлекают сюда посредством исторических достопримечательностей, античных и византийских памятников архитектуры, мифов и легенд Древней Греции. В греческих отелях есть все, что нужно для отдыха всей семьей. Практически во всех отелях есть детские бассейны, площадки, клубы. Во многих отелях работают русскоязычные аниматоры, поскольку многие российские дети не достаточно хорошо владеют иностранными языками.

Детский отдых в Турции вполне можно совместить с учебой. Современные детские лагеря отдыха специализируются на определенной тематике, например, спорте или иностранном языке. Поэтому в течение смены дети ежедневно получают полезные знания и навыки. Английский язык, к примеру, преподают даже в самых заурядных детских лагерях Турции. Космический лагерь в Измире знакомит детей с профессией астронавта, космосом, астрономией и прочими смежными темами.

Весьма разнообразен Детский туризм в Финляндии. Он предоставляет возможность детям хорошо отдохнуть, укрепить здоровье, получить новые знания и массу положительных эмоций [4]. Правильно организованный отдых ребенка в Финляндии способствует творческому развитию. Таким образом, предоставляя возможность ребенку развиваться всесторонне, родители смогут увидеть скрытые качества и способности малыша. Познавательная деятельность ребенка в путешествии служит мощным стимулом в развитии творческой личности.

В Финляндии сложно найти такое место, где не было бы учтено все необходимое для отдыха родителей с детьми. Активный туризм предоставляет возможность заняться спортом. Он является одним из наиболее популярных видов туризма для детей в Финляндии. Еще одним, не менее распространенным видом отдыха, является тесное общение с природой и представителями фауны. По мотивам сказок Туве Янссон на побережье оживают сказочные персонажи и становятся такими близкими, живущими простой жизнью посреди леса, на морском берегу, доступные и дарящие искренние чувства детям.

Одним из наилучших парков развлечений для детей в Финляндии есть Страна Муми-Троллей. Он является одним из самых лучших детских парков в мире. Дети здесь попадают в фантастическую страну, где их ждет остров приключений. Детей встречают здесь лесные разбойники, морские пираты, дети принимают участие в морской школе, играют разные роли в увлекательном театре. С Муми-Трольского острова дети попадают на Вяски. На нем ребят ожидают новые приключения. Они начинаются уже на самом берегу у оккупированного пиратами корабля.

Испания считается одной из наиболее привлекательных стран для детского международного отдыха. Здесь созданы все условия для интересного, познавательного и плодотворного времяпрепровождения. Королевство отличает развитая инфраструктура, прекрасная природа и изобилие лучших в Европе пляжей [6].

Детский отдых в Испании активно развивается в нескольких направлениях и предлагает тематические международные лагеря: языковые, спортивные, экскурсионные, творческие. Каждый испанский спортивный детский лагерь предлагает свою программу обучения, которая включает общефизическое развитие и изучение конкретного вида спорта: теннис, конный спорт, гольф, футбол, парусный спорт, плавание и др. Все большей популярностью пользуются экскурсионные летние лагеря, в которых отдых совмещается с познавательными поездками по историческим и культурным местам страны. Посещая такие экскурсии, ребенок получает массу интересной информации о прошлом и настоящем Испании. Некоторые лагеря направлены на развитие творческого потенциала ребенка. Здесь отдыхающим предложат разнообразные творческие мастерские, литературные и театральные кружки.

В отличие от большинства европейских стран в Испании довольно много семей отправляет детей в летние лагеря, потому эта инфраструктура хорошо развита. Детские лагеря находятся не только в курортной зоне, но и в горах. Это специально построенные комплексы, в которых все обустроено для комфортного проживания и отдыха детей. В детских лагерях работают высококвалифицированные педагоги и специально обученный персонал. Большинство лагерей располагается на охраняемой, огороженной территории. Независимо от основного направления в каждом лагере ведутся комплексные программы, направленные на всестороннее развитие ребенка. Во многих испанских лагерях работает программа детсадовского типа. Дети целый день проводят на территории лагеря, принимают участие во всех мероприятиях, а на ночь возвращаются к родителям.

Бельгия славится не только большим количеством архитектурных памятников и музеев, но и шоколадом. Поэтому именно в этой стране можно найти музеи какао и шоколада, самый крупный из которых расположен в Брюсселе. Первым делом маленьким гостям продемонстрируют богатую коллекцию самых различных сортов шоколада: белые, молочные и тёмные плитки с различными добавками и наполнителями предстанут в виде настоящих произведений искусства. После этого можно будет узнать технологию приготовления бельгийского шоколада, а затем и самому попробовать выступить в роли шоколатье. Музей какао и шоколада зачарует своими вкусными экспонатами и потрясающими запахами. Довольными останутся не только дети, но и взрослые [8].

Отдых с детьми во Франции очень популярен. Мягкий климат и благоприятные природные условия позволяют осуществить поездку во Францию даже с самыми маленькими путешественниками. Взяв с собой детей, родители могут не переживать об их досуге. Детский отдых во Франции организован как нигде лучше, и родители всегда уверены, что ребенок не будет скучать. Отдыхающим с детьми адресованы десятки аквапарков, парков развлечений, игровых центров и площадок. Самой колоритной фигурой среди них является Диснейленд. От него слегка отстает парк Астерикс, чьи аттракционы и обстановка переместят детей в одноименный фильм, мультфильм или комикс – кому что больше по нраву. Отдых во Франции с детьми – это весело и познавательно. Он превращается в яркий праздник, укрепляет семью, а ребенку запоминается на всю жизнь [9].

Отдых и обучение в летнем лагере Чехии, расположенном в живописном уголке природы в центре Европы – что может быть лучше во время летних каникул? Исключительно насыщенная, разнообразная, культурная и развлекательная программа плюс изучение языка с преподавателями на уроках и с иностранными ровесниками в неформальной обстановке. Благодаря многолетнему опыту работы в образовательной сфере, для обучения школьников и студентов привлекается квалифицированный педагогический состав, который использует уникальную методику изучения языка. Студенты полностью погружаются в языковую среду, что помогает разговорить и преодолеть языковой барьер.

Весьма популярен футбольный лагерь в Чехии. Программа составлена Международным Союзом Молодёжи совместно с Федерацией футбола Чехии и футбольным клубом Спарта Прага. Программа направленная на подготовку английского языка и активное проведение лета – футбольные профессиональные тренировки на базе лучшего футбольного клуба Чехии – Пражской Спарты, постоянного участника Лиги Чемпионов и Лиги Европы, а также на полях Федерации футбола Чехии. При поддержке всемирно известной спортивной компании Nike. На тренировках и играх работают тренеры и скауты лучших чешских команд. Программа уникальна ещё тем, что рассчитана как для групп, так и для индивидуальных туристов. Это могут быть как профессиональные команды или игроки, так и просто ребята, которые хотят повысить свой уровень игры в футбол, или знание языка.

Итак, проведя исследование на рынке детского туризма можно сделать вывод о том, что успешная организация детского туризма является основой оздоровления детского населения, способствует повышению его интеллектуального потенциала и укреплению связи с социумом. Детские лагеря – это база, на основе которой ребенок и подросток научится принимать креативные решения, любить и беречь природу, быть толерантным по отношению к другим.

Читайте также: