На каких дистанциях применяется стойка отдыха

Обновлено: 18.09.2024

1. Назовите страну, где впервые в 1767 году были использованы лыжи в спортивных целях:

2. Назовите дату официального открытия Московского клуба лыжников (МКЛ), которую принято считать днем рождения лыжного спорта России.

3. В каком году было проведено I первенство России по лыжным гонкам?

4. В каком году пять лыжниц из Бурятии совершили пешелыжный переход Улан-Удэ – Москва?

5. Назовите год вступления Всесоюзной лыжной секции в состав Международной лыжной федерации (ФИС):

6. Назовите спортсмена, впервые ставшего чемпионом мира в 1954 г. в Фалуне (Швеция):

7. В каком году советские лыжники впервые приняли участие в Олимпийских играх в Кортина д` Ампеццо (Италия)?

8. Назовите советского спортсмена, ставшего первым олимпийским чемпионом в лыжной гонке в 1972 г. в г. Саппоро (Япония):

Увеличить площадь смазки той же мазью на 10 см к носочной и на 5 см к пяточной части лыжи

Увеличить толщину слоя мази под колодкой

Смазать концы лыж мазью более высокой температуры (на 1-3 0 С выше)

Положить на скользящую поверхность лыж мазь более низкой температуры

Поменять лыжную мазь, выбрав соответствующую данной температуре

Добавить под колодку (грузовую площадку) мазь более высокой температуры

11. На сколько групп подразделяются лыжные ходы?

12. Назовите основной принцип подразделения лыжных ходов на попеременные и одновременные:

По варианту работы рук

По варианту работы ног

По длине проката

По скорости передвижения

13. Назовите попеременные классические ходы:

14. Какой из названных одновременных ходов не существует в классификации?

15. В каких ходах отталкивание осуществляется в момент кратковременной остановки лыжи?

16. Как выполняется отталкивание в коньковых ходах?

17. Какой из названных коньковых ходов не существует в классификации?

18. На сколько периодов принято делить скользящий шаг?

19. На какие два варианта подразделяется одновременный одношажный ход?

21. Какой из коньковых ходов применяется на проложенной лыжне?

22. Какой из лыжных ходов наиболее часто применяется в туристических походах?

23. Какая из пяти фаз скользящего шага самая продолжительная по времени?

24. Для чего необходимо подседание в третьей фазе скользящего шага?

Разгрузки опорной ноги

Уменьшения давления на лыжу

25. Какая из пяти фаз скользящего шага самая короткая по времени?

26. Назовите направление отталкивания в пятой фазе скользящего шага:

27. Для чего существуют способы переходов с одного лыжного хода на другой?

Изменения направления движения

Смены хода без потери времени

Изменения скорости передвижения

Изменения темпа передвижения

28. В каком из способов поворотов в движении можно значительно увеличить скорость передвижения?

На параллельных лыжах

29. Какая стойка обеспечивает наибольшую устойчивость при спуске?

30. Назовите последовательность обучения способам торможений:

Комбинированное торможение (лыжами и палками)

31. Назовите последовательность обучения технике классических ходов:

32. Назовите последовательность обучения технике коньковых ходов:

Коньковый без отталкивания

33. Какова последовательность обучения попеременному двухшажному ходу?

Перенос веса тела с ноги на ногу (динамическое равновесие)

Согласованность движений рук и ног

34. В какой последовательности разучивают одновременные ходы?

Одновременный одношажный (основной и стартовый варианты)

35. Как изменяются компоненты скользящего шага в плохих условиях скольжения?

Увеличивается длина свободного скольжения

Уменьшается длина свободного скольжения

Палки ставятся под более тупым углом

Палки ставятся под более острым углом

Увеличивается длина выпада

Уменьшается длина выпада

36. Какова последовательность применяемых методических приемов при обучении занимающихся способам передвижения на лыжах?

Демонстрация упражнения преподавателем

Опробование упражнения занимающимися

Объяснение преподавателем механизма выполнения упражнения

Контроль преподавателя за выполнением упражнения и исправление ошибок

37. Как движется лыжник в первой фазе скользящего шага?

38. С помощью каких подводящих упражнений можно устранить ошибку двухопорного скольжения в попеременном двухшажном ходе? Сделайте выборку и укажите последовательность.

Передвижения по учебной площадке с изменением направления движения

Передвижения скользящим шагом под небольшой уклон

Передвижения под уклон коньковым ходом

Передвижения удлиненными скользящими шагами с акцентом переноса веса тела на опорную ногу

Попеременного бесшажного способа передвижения под уклон

Бега по глубокому снегу

39. Какой тип уроков преобладает в начальных классах общеобразовательной школы?

40. Какой тип уроков преобладает в старших классах общеобразовательной школы?

41. В каком объеме планируется лыжная подготовка в общеобразовательной школе?

Начальные классы: 12 или 14 часов

Средние классы: 12 или 14 часов

Старшие классы: 12 или 14 часов

42. С какого класса вводятся учебные нормативы по лыжной подготовке?

43. Во время урока по лыжной подготовке у занимающихся начали мерзнуть ноги . Назовите последовательность правильных действий:

Уменьшить скорость передвижения

Увеличить скорость передвижения

Сняв лыжи, сделать небольшую пробежку

Развести костер и обогреть ноги

Выполнить энергичные махи руками и ногами

Повести занимающихся в ближайшее теплое помещение

44. Назовите наиболее универсальный метод тренировки, применяемый в лыжном спорте для развития общей и специальной выносливости:

45. Какой из названных методов тренировки позволяет наиболее эффективно решать задачи сопряженного развития качеств и совершенствования двигательных навыков?

46. Какой из методов тренировки позволяет решать задачи развития быстроты и скоростной выносливости спортсмена?

47. Какой из этапов подготовительного периода является этапом общей физической подготовки?

48. Какой из этапов подготовительного периода является основным этапом специальной подготовки?

49. Какой из периодов годичного макроцикла решает задачу снижения тренировочных нагрузок и активного отдыха?

50. Какие упражнения относятся к соревновательным?

Имитация лыжных ходов на месте и в движении

Кроссовый бег по трассе предстоящих соревнований

Все способы передвижения на лыжах, используемые непосредственно на соревнованиях

Передвижение на лыжах различными способами в условиях разного рельефа трасс, с различной интенсивностью и продолжительностью

51. На каких дистанциях проводятся соревнования у мужчин в программе Олимпийских игр и чемпионатах мира классическим стилем?

52. Какие дистанции лыжники преодолевают коньковым стилем в программе Олимпийских игр и чемпионатах мира?

53. На каких дистанциях проводятся соревнования у женщин в программе Олимпийских игр и чемпионатах мира классическим стилем?

54. На каких дистанциях проводятся соревнования у женщин свободным стилем в программе Олимпийских игр и чемпионатах мира?

55. Какова длина этапов в эстафетных гонках у мужчин?

56. Какова длина этапов в эстафетных гонках у женщин?

57. Сколько лыж может заменить спортсмен, выступая на дистанции соревнований?

58. Сколько лыж может заменить спортсмен, выступая в эстафетной гонке?

59. Сколько метров до финиша спортсмен может не уступать лыжню сопернику, идущему на обгон?

60. Назовите, кто из перечисленных судей входит в состав главной судейской коллегии?

61. Назовите состав бригады судей на старте:

62. Назовите состав бригады судей на финише

Старший судья на финише

Судья фиксатор финиша

Судья фиксатор прихода

63. За какое время до начала соревнований проводится заседание главной судейской коллегии совместно с представителями команд?

64. Кто из судей может отменить или перенести соревнования?

65. При подсчете командного первенства по системе наименьшей суммы времени три команды показали одинаковый результат. Как определить, кто из них займет первое место, если у всех команд одинаковое количество призовых мест?

Провести повторные соревнования между ними

Подсчитать лучшее соотношение 4-х 5-х, и т.д. мест

66. Участники соревнований по лыжным гонкам на дистанции 5 км при одиночном старте через 30 с финишировали со временем: №5 – 18.11 мин; №10 – 20.41 мин; №20 – 25.41 мин. Кто из них займет 1 место?

Похожие документы:

Лыжная подготовка

. работы по лыжной подготовке, внеклассной и внешкольной работы по лыжному спорту с . врача должны постоянно привлекаться к соревнованиям по лыжному спорту, в основном к внутришкольным, но . врач. Тестовое задание № 21 На соревнованиях по лыжным гонкам .

Спорта и туризма

По здравоохранению и социальному развитию

. общей площадью 2840 кв.м., лыжная база со стадионом и спортивными . (Учебное пособие с грифом УМО) 10. Тестовые задания по химии. Часть 3/Никитина Л.Е., Мусина Л.Т., . образования г. Казани; Министерство по делам молодежи, спорту и туризму РТ; Министерство .

Инструкция по выполнению тестовых заданий

. Инструкция по выполнению тестовых заданий. Вам предлагаются 50 заданий. К каждому заданию предложено . . б. Биатлоне. в. Гимнастике. г. Лыжных гонках. 4 В зимних Олимпийских играх . занятий физической культурой и спортом, в. Процесс изменения морфо .

Компетентностный подход как концептуальная основа современного образования сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции (февраль 2010 г )

Подъем обычньм шагом применяется на пологих склонах. Здесь применяются также те движения, что и при обычном ходе, но с несколько большим наклоном туловища вперед и более сильной и продолжительной опорой на палки. Когда скользящим шагом идти невозможно, подъем преодолевается ступающим шагом.

Подъем "полуелочкой" применяется при подъеме наискось.

Лыжа, находящаяся выше по склону, ставится в направлении движения, другая лыжа - на внутреннее ребро и с разворотом носка в сторону (рис. 11).

Рис. 11. Подъем "полуелочкой"

Подъем "елочкой" применяется на склонах средней крутизны. При подъеме носки лыж широко разводятся в стороны и лыжи ставятся на внутренние ребра. Чем круче подъем, тем шире разворачиваются носки лыж. Палки для отталкивания ставятся сзади лыж.

Подъем "лесенкой" применим на крутых склонах. Стоя боком к склону, переставить палку и сделать шаг вверх, в сторону подъема. Опираясь на палку и лыжу, стоящую выше по склону, приставить к ней вторую лыжу, затем переставить палку.

Подъем "зигзагом" на длинных и крутых склонах, когда подъем прямо затруднен, движение производится наискось с переменой направления обычным шагом или "полуелочкой".

Спуски с гор на лыжах. Спуски в основной стойке применяются при схождении со склонов различной крутизны для выполнения поворотов и других приемов горнолыжный техники. Ноги немного согнуть в коленях, тяжесть тела равномерно распределять на обе лыжи, туловище слегка наклонить вперед, руки согнуть в локтях, палки держать кольцами назад (рис. 12).

Спуск в высокой стойке применяется на крутых и неровных склонах, по глубокому снегу и для замедления скорости при спусках. Ноги несколько согнуть в коленях, туловище немного наклонить вперед, руки слегка согнуть в локтях и удерживать впереди туловища, палки держать кольцами назад.

Спуск в стойке "отдыха" применяется на пологих склонах. Для отдыха наклониться вперед, предплечьями опираясь на бедра.


Рис. 12. Спуск. Стойка в основной стойкев высокой стойке"отдыха"

Спуск "лесенкой" применяется на крутых обрывистых склонах. Стоя боком к склону, поставить палку вниз по склону, сделать шаг в сторону, опираясь на палки и лыжи, приставить к ней лыжу, затем палку.

Торможение "плугом" используется для замедления скорости или остановки движения. Для торможения развести пятки лыж в стороны, ноги в коленях согнуть, тяжесть тела равномерно распределить на обе лыжи, руки вынести вперед, кольца палок держать сзади (рис. 13).

Торможение "упором" применяется при спуске по склону наискось для замедления скорости движения или остановки. Тяжесть тела перенести на верхнюю по склону лыжу, пятки другой лыжи отставить в сторону и поставить ее слегка на внутреннее ребро. Носки лыж сблизить и удерживать на одном уровне (рис. 14).


Рис. 13. Торможение "плугом". Торможение "упором"

Торможение палками между лыжами применяется для замедления скорости среди деревьев, кустарника и в других условиях, когда нельзя тормозить лыжами. Не вынимая рук из петель, поставить палки между лыжами; подтягивая кисти рук к груди и немного приседая, тормозить палками (рис. 14). При необходимости быстрее погасить скорость движения, тормозить одновременно лыжами ("плугом" или "упором") и палками.


Остановка падением применяется для быстрой остановки при спуске с гор. Присев, отбросить руки с палками вверх - в сторону, упасть на бок, держать лыжи поперек склона.

Повороты при спусках на лыжах. Поворот переступанием выполняется на небольшой скорости и на пологих склонах поочередной перестановкой лыж в нужную сторону. При повороте налево оттолкнуться правой ногой, одновременно левую лыжу переставить влево и, скользя на ней, приставить правую лыжу. Дальнейший поворот выполнять в той же последовательности.

Поворот "плугом" на средних и крутых склонах выполняется из положения торможения "плугом". Для поворота направо повернуть туловище в сторону поворота и тяжесть тела перенести на левую лыжу; для поворота налево повернуть туловище налево, тяжесть тела перенести на правую лыжу (рис. 15).

Поворот "упором" применяется при спуске наискось. Для поворота налево поставить правую лыжу, как при торможении "упором", плавно перенося на нее тяжесть тела, поворачивая туловище в сторону поворота, выполнить его. При повороте направо поставить левую лыжу, как при торможении "упором", перенести на нее тяжесть тела и выполнить поворот.


Рис. 15. Поворот "плугом". Поворот "упором"

Преодоление препятствий на лыжах. Для преодоления канавы поперек поставить лыжу серединой на край канавы, опираясь на палки, поставленные на противоположный край канавы, перенести через нее сначала одну, затем другую лыжу (рис. 16).


При преодолении канавы, стоя боком к ней, поставить правую (левую) палку на противоположный край канавы и, опираясь на обе палки, перенести через канаву сначала одну лыжу, затем другую. Широкие канавы и крутые овраги преодолевать спуском наискось, "лесенкой" или соскальзыванием боком.

Преодоление участков с водой под снегом. Попав в мороз на участок с подснежной водой (озеро, болото), нужно скользить на лыжах, не отрывая их от снега, до тех пор пока лыжи не выйдут на сухой снег. В случае обледенения снять лыжи и осторожно соскоблить лед ножом (лопатой), не царапая дерева.

В этом материале дается подробное описание самых популярных и постоянно использующихся в лыжном туризме способов подъема в гору на лыжах. Они не требуют никаких дополнительных приспособлений, только навыка и сноровки.

В статье не упомянут еще один, специальный способ подъема на лыжах в крутую гору с помощью веревки, о нем можно прочитать

Под статьей вы увидите видео, в которых продемонстрирован каждый способ, а также показаны наиболее популярные ошибки новичков.

Техника подъема на лыжах в гору: подъём ступающим шагом

Ступающий шаг — на первый взгляд, это самый простой способ подъема. Ведь особых приемов в нем нет. Лыжник как шёл, так и продолжает идти на лыжах прямо, лицом к склону. Лыжи остаются параллельными друг другу, как на лыжне.

Почему лыжник не скатывается назад? Есть пара хитростей, существенно упрощающих такой подъем на лыжах в гору.


Перед подъемом надо перейти со скользящего шага на ступающий, то есть идти как на снегоступах. Этим создается небольшой подлип (а на пластиковых лыжах при таком шаге лучше работает мазь держания), который и удерживает лыжу. Тем не менее подлип в любой момент может сорваться, и лыжа отстрелит назад.

Для того, чтобы этого не случилось есть вторая хитрость. Палки нужно втыкать в снег чуть сзади ног, тем самым постоянно упираясь на них.

Понятно, что эта техника подъема на лыжах в гору подходит для склонов небольшой крутизны — 10-20 градусов.

Как подняться на лыжах в гору ёлочкой

Ёлочка — способ подъема лыжника в гору подходит для более крутых участков. Удобен тем, что для подъёма надо только развести носки лыж и перейти на ступающий шаг, так, чтобы оставляемый след напоминал еловую ветку.


Лыжу лучше ставить на кант, как бы зарубаясь в снег. Палки работают также, как и в предыдущем разделе, т.е. постоянно находятся сзади (ниже) ботинка.

Лесенка – универсальный способ подъема и спуска на лыжах

Подъем лесенкой — предназначен для очень крутых склонов, хотя технически это самый простой способ того как подняться на лыжах в гору.


Лыжник перед подъемом поворачивается к склону боком и переступающим боковым шагом поднимается, зарубаясь кантом лыж в снег, оставляя на склоне рисунок в виде лесенки.

Распространенная ошибка некоторых туристов – они смотрят вверх и незаметно для себя разворачиваются наискосок к склону. В результате лыжа отстреливает назад и, как следствие, – происходит падение.

Лыжник также падает, если, торопясь и не дойдя до конца подъема, он начинает разворачиваться и пытаться прямо встать на лыжню.

Этим же способом – лесенкой, можно и спускаться, если спуск очень крутой, или в конце спуска есть опасное препятствие – яма или бревно.

Полезные статьи:

Подъем серпантином

Траектория подъема выглядит зигзагом. Этот способ лучше выбрать, если нужно преодолеть длинный крутой склон, заросший деревьями, заваленный торчащими камнями и тому подобное. Серпантин позволяет не только зайти на крутую горку, но и обойти все препятствия. Техническая сложность этого способа подъема в гору на лыжах – разворот.

В реальных условиях похода редко используется тот или иной способ в чистом виде, обычно за один подъем турист-лыжник применяет все вышеперечисленные способы, меняя и смешивая их в зависимости от профиля склона и препятствий на нем.

Два главных условия спуска — принять правильную стойку и правильно держать палки.

Стойка. Надо расставить лыжи (приблизительно на ширину плеч), немного согнуть ноги в коленях (съезжать на прямых напряженных ногах нельзя) и наклонить корпус вперед.

Стойка при спуске

В зависимости от желания съехать быстрее или медленнее нужно принять соответствующую стойку, наклонив туловище больше или меньше.



Стойки при медленном и быстром спусках

В первом случае сопротивление воздуха будет меньше, и скорость возрастет, во втором — наоборот. Для большей устойчивости одна лыжа немного (на 10-15 см) выдвигается вперед.

Палки при спуске. Ни в коем случае нельзя выносить палки вперед — при падении это может привести к несчастному случаю. На склонах, поросших кустарником, руки следует освободить от ремней и держать палки приподнятыми, так как кольцо палки может зацепиться за куст.

Сила торможения будет тем сильнее, чем больше будут раздвннуты задники лыж и чем круче лыжи станут на ребра.

О падении. Падать, конечно, неприятно. однако иногда это неизбежно, и надо уметь это делать. Так, когда нужно быстро остановится, приходится падать (во всяком случае, это гораздо лучше, чем налететь на дерево или на упавшего спутника). Для этого надо присесть и упасть на бок. Падая, например, направо, рекомендуется обе палки держать в левой руке. Во время падения лыжи уходят вперед, поэтому лыжник падает почти на спину. Нужно постараться не упасть вперед — так можно сильно ушибиться и сломать лыжи.

Правильная техника спусков и подъемов на лыжах помогает быстрому передвижению с наименьшей потерей энергии, не снижая темп движения, значительно уменьшает риск травм и падений. Чтобы спуск на лыжах был успешным, нужно упорно тренироваться, выполнять все требования инструктора. Начинают тренировки на небольших горках, постепенно осваивают более сложные возвышенности.

Преодоление препятствия зависит от разных причин:

  • строение горы;
  • контакт лыж с поверхностью;
  • подготовка человека;
  • усталость горнолыжника;
  • состояние трассы.

Существует несколько способов подъема на лыжах. Опытные спортсмены начинают подниматься (горка 5*) ходом, не сбавляя скорость движения. На низких склонах используют скользящий, беговой, ступающий стиль.

Во время скольжения тело наклонено вперед, становится меньше величина шага, нога отталкивается, работают руки. Верхние и нижние конечности выносятся вперед после толчков, уменьшается их амплитуда. Чем круче вершина, тем чаще опираются на палки. Одна нога делает маховое движение, другая отталкивается. Следят за тем, чтобы при движении стопа не выскальзывала.

Скользящий стиль. Подъем на лыжах начинают с ровной или с холмистой местности. Происходит поочередная работа рук и ног: скользить помогает отталкивание руками. Массу тела перемещают на выдвигаемую конечность, другая нога согнута.

Ступающий способ используют с повышением угла возвышенности, когда скользить не получается. Выдвигать палку далеко не нужно, ставят ее под углом, руку после отталкивания выпрямляют. Все время задействована одна из палок.

Виды техники подъемов

Двухшажный ход

  1. Сила наклоненного тела переходит на правую нижнюю конечность, которая выдвинута вперед вместе с правой рукой.
  2. Лыжник делает толчок, правую ногу сгибает, движется, правая рука втыкает палку в снег возле носка ботинка.
  3. Нога опускается, скользит вперед.
  4. Обе лыжи одновременно скользят несколько минут.
  5. После толчка левой палки левая нога толкается, вес корпуса на ней, левая рука выходит вперед.
  6. Далее, идет выдвижение левой руки и правой ноги, все повторяется.

Одновременным безшажным ходом пользуются на пологих горках со скользкой поверхностью. Применяя шаги на ледяных промежутках лыжни, можно потерять равновесие. Совместный толчок палками, когда две лыжи скользят — придает устойчивость. При этом нагружены верхние конечности и корпус.

  • толкаются палками, скольжение, туловище согнуто, голова приподнята, человек выпрямляет спину, палки ставит впереди;
  • участник подготавливается толкаться, вес тела переходит на носки, они сгибаются;
  • палки заносят впереди креплений лыж, толкаются руками;
  • затем руки разгибаются, кисти расположены на уровне колен, палки наклонены максимально;
  • наклон корпуса, задействованы две лыжи, оттолкнувшись, человек инерционно скользит.

Спуск с горы

При спуске есть вероятность получить травму. Неумелая техника, неправильно торможение, крутизна горы, неумение поворачивать — эти факторы приводят к разным повреждениям. Новичку следует выбирать небольшой склон, правильный способ спуска, подходящий снежный покров.

Высокая стойка используется на низких склонах: ноги сгибают, они поставлены вплотную, параллельно друг к другу, корпус наклоняют. Руки сгибают, палки отводят назад.

Высокие вершины, с большим углом наклона, покоряются с помощью средней стойки. Ноги поставлены на ширине 25 см, полусогнуты, тело наклонено. Чтобы повысить устойчивость делают разножку: одну ногу выносят вперед. Для торможения, согнутую конечность как можно дальше выдвигают вперед.

Низкая стойка подходит для уступов: нижние конечности сгибают, спортсмен приседает, тело наклоняет, руки выставлены впереди.

На коротких трассах с большим углом подъема, спуск происходит боковым соскальзыванием. Лыжные доски ставят параллельно вершине, надавливают на их внешние ребра. Чтобы уменьшить скорость движения, давят на внутренние ребра.

В других случаях используют стиль лесенкой. Идут след в след по неутоптанному снегу.

Препятствия на пути преодолевают с помощью низкой стойки, нужен постоянный контакт лыж со снежной поверхностью. Съезжая с уступа, с выполаживанием поверхности, корпус выпрямляют. Достигая бугра, ноги сгибают, мягко заезжают на уступ. Для преодоления ямы нужен умелый спуск, и заезд на бугор.

В слаломе пользуются скоростным спуском с горы протяженностью 500 м, 800 м. На трассе расположены ворота, которые преодолевают спортсмены, по краям стоят флажки. На скорости более 40 км/час горнолыжник проходит все препятствия. Ворота замедляют скорость участника. Женщины лыжницы тоже участвуют в этом виде спорта. Главное, правильно сгруппироваться, палками лыжник отталкивается, приседает, идет скольжение, нужна хорошая маневренность. Есть люди, которые занимаются слаломом без палок. На горнолыжных курортах для возврата на гору пользуются подъемниками.

Чтобы научиться подниматься и спускаться, созданы для этого все условия на альпийских горнолыжных курортах. Трассы сделаны на любой уровень . Предусмотрены горки для детей, новички по инструкции осваивают азы лыжной езды.

Норвегия может похвастаться высокой организацией зимнего отдыха для всех желающих. Белая Гора на курорте Квитфель высотой 1025 м. Площадки на ней различного уровня сложности, всего их 19. Примерно 200 км отведено под равнинные трассы.

Способы поворота

  • размер площади опоры;
  • расположение туловища над опорой;
  • местность;
  • скорость;
  • угол равновесия.

Как безопасно затормозить на спуске

Для регулирования скорости, чтобы быстро остановиться в назначенном месте, изучают методы торможения. Наставник перед уроком рассказывает о правилах безопасности на трассе.

Часто тормозятс помощью палок: палки соединяют, втыкают в снег, тем самым замедляется скорость. Одной рукой держат палку сверху, другой обхватывают внизу. В экстремальных случаях, чтобы остановиться — падают: приседают, валятся набок, руки отводят назад, лыжи устанавливают в снег, они располагаются поперек направления склона.

Лыжники не только должны уметь падать, но и научиться подниматься после падения, при этом они помогают вставать друг другу. На глубоком снегу перед вставанием рюкзак снимают. На твердой поверхности подтягивают ноги к туловищу, лыжами упираются в снег, опираясь на палки, поднимаются. Все восхождения и спуски требуют хорошей физической формы, нужно заниматься физкультурой, постоянно тренироваться.


Техника спуска с горы на лыжах



Поднялись на гору, можно спускаться. Как? Решительный человек без особых раздумий расставит ноги пошире, зажмет покрепче палки в ладонях - и вниз. Осторожный лыжник посмотрит на склон, засомневается, но в конце концов тоже поедет, широко расставив ноги, вытянув руки впереди себя так, будто держит вожжи.


Далеко ли они поедут. До первого бугра или канавы. А дальше придется вспоминать правила правильного падения, валиться на бок, широко раскидывая руки, хотя какая-то безжалостная сила стремится воткнуть головой в снег или бросить на спину.

Строевые упражнения - неотъемлемая часть каждого урока.

С их помощью формируется правильная осанка, достигается сосредоточение внимания учащихся на предмет занятий. Путем применения строевых упражнений у учащихся воспитываются: организованность, дисциплинированность, чувство ритма и темпа, а также формируются навыки совместных действий.

Для удобства пользования строевыми упражнениями границы гимнастического зала имеют условные обозначения. Они определяются относительно правой границы зала, вдоль которой обычно строится учебная группа перед началом занятий. Противоположная сторона носит название "левой". Со стороны правофлангового короткая сторона носит название "верхней границы", а противоположная "нижней". Средние поперечная и продольная линии образуют при пересечении с крайними правую, левую, верхнюю и нижнюю середины, а пересекаясь между собой - центр зала. Боковые линии, соединяясь между собой, образуют следующие углы: правый-верхний, левый-верхний, правый-нижний, левый-нижний.

Разновидности строя, элементы строя.

1. Строем называется установленное размещение занимающихся для их совместных действий.

2. Шеренгой называется строй, в котором занимающиеся размещены один возле другого на одной линии.

3. Флангом называется правая и левая оконечность строя. При поворотах названия флангов не изменяются.

4. Фронт - сторона строя, в которую занимающиеся обращены лицом.

5. Тыл - сторона строя, противоположная фронту.

6. Интервалом называется расстояние по фронту между занимающимися,

7. Ширина строя - расстояние между фронтами.

8. Колонной называется строй, в котором занимающиеся стоят в затылок друг к другу.

9. Дистанцией называется расстояние в глубину между занимающимися.

10. Глубина строя - это расстояние от впереди стоящего (от первой шеренги) до позади стоящего занимающегося (до последней шеренги) в колонне.

11. Двухшеренговый строй - занимающиеся одной шеренги расположены в затылок занимающихся другой шеренги Шеренги называются первой и второй.

12. Ряд - занимающиеся, стоящие в двухшеренговом строю в затылок один другому.

13. Направляющий - занимающийся, двигающийся в указанном направлении первым в колонне.

14. Замыкающий - занимающийся, двигающийся последним в колонне

Основные правила произношения команд.

1. Команды разделяются на предварительную и исполнительную / "Шагом - Марш!", "Направо!"/ Но есть команды только исполнительные / "Равняйсь!", "Смирно!"/.

2. По всякой предварительной команде занимающиеся принимают положение стойки "Смирно!".

3. При подаче команд для перестроения необходимо вначале назвать строй , затем направление движения и способ исполнения.

Все строевые упражнения можно подразделить на следующие группы:

2. Строевые приемы на месте.

3. Перестроения на месте.

4. Способы передвижения.

5. Перемена направления движения.

6. Перестроения в движении.

7. Размыкание и смыкание.

1. Построения.

1. Для начала занятий группу необходимо построить. Для этого существуют определенные команды:

1 Построение в шеренгу. Для построения в шеренгу преподавателю необходимо встать лицом к фронту в положение "смирно", в той точке , где должен стоять правофланговый и подать команду " в одну / две , три и т. д./ шеренгу- становись"! Группа выстраивается слева от него.

2 Построение в колонну. Подается команда : "В колонну по одному / два, три и т. д./-становись!".

Преподаватель одновременно с подачей команды становится в положение "смирно" на расстоянии одного шага оттого места, где должен стоять направляющий. Группа выстраивается за преподавателем.

3 Для построения в круг произносится: "Встаньте в круг".

2. Строевые п риемы на месте.

1. "Равняйсь!" Все, кроме правофлангового по этой команде поворачивают голову направо, чтобы каждый видел грудь четвертого человека, считая себя первым.

2. "Смирно!". По этой команде нужно стоять в строю прямо, без напряжения, пятки вместе, носки развернуты по линии фронта на ширину ступни.

3. "Вольно!" По этой команде нужно стоять свободно, ослабив в колене правую, или левую ногу, но не сходить с места и не разговаривать,

4. "Правой/левой/- Вольно!". Эта команда применяется в разомкнутом строю. Занимающиеся отставляют названную ногу на шаг в сторону, распределяя тяжесть тела на обеих ногах и кладут руки за спину.

5. "Отставить!" Поданной команде применяется предшествующее положение.

6. "Нале- во!". Занимающиеся поворачиваются в сторону левой руки на

левой пятке и правом носке /раз/ и приставляют правую к левой, опускаясь на полную ступню /два/.

7. "Напра- во!". Занимающиеся поворачиваются в сторону правой руки на правой пятке и левом носке /раз/ и приставляют левую к правой /два/.

8. "Кру- гом!" Поворот осуществляется в сторону левой руки на левой пятке, правом носке на 180 /раз/ и приставляют правую ногу к левой /два/.

3. Перестроения на месте.

1. Перестроение из одной шеренги в две. Вначале подается команда: "На первый- второй- расчитайсь!". Затем подается команда: "В две шеренги - стройся!". По этой команде вторые номера делают шаг левой назад /раз/ правой вправо за первые номера /два/ и приставляют левую /три/. При обучении необходимо давать подсчет 1,2,3. При обратном перестроении подается команда: "В одну шеренгу - стройся!". По этой команде вторые номера делают шаг левой в сторону /раз/, правой вперед /два/ и приставляют левую /три/.

2. Перестроение из одной шеренги в три. Подается команда: " По три -расчитайсь!"

Затем вторая команда: "В три шеренги - стройся!" По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой вперед / раз/, левой е сторону /два/ и, приставляя правую к левой /три/, становятся перед вторыми номерами. Третьи номера делают шаг левой назад /раз/, правой в сторону /два/ и, приставляя левую ногу /три/, становятся в затылок вторым номерам. Для обратного перестроения подается команда: "В одну шеренгу стройся!". Перестроение происходит в обратном порядке.

3. Перестроение из шеренги "уступами".

В зависимости от того, сколько шеренг надо построить и подается соответствующая команда: "На 9, 6,3 на месте - расчитайсь!". - Вторая команда: "По расчету шагом - марш!"

Занимающиеся выходят на положенное им по расчету количество шагов и приставляют ногу. Преподаватель делает подсчет до того момента, когда первая шеренга приставит ногу /делая подсчет 7, или 10/. Для обратного построения подается команда: "Кругом!", а затем: "На свои места шагом -марш!". По этой команде, все выходившие из шеренги, поворачиваются кругом, идут на свои места в одну шеренгу и делают поворот кругом.

4. Перестроение из одной колонны в три "уступом".

После предварительного расчета по три подается команда: "Первые номера два/три, четыре и т.д./ шага вправо, третьи номера два/три, четыре и т.д./ шага влево шагом марш!" Перестроение выполняется приставными шагами. Для обратного перестроения подается команда: "На свои места шагом- марш!" Перестроение выполняется приставными шагами.

4. Способы передвижения.

1. Ходьба на месте. Команда: "На месте шагом - марш!" /слово "марш" произносится кратко/. "Направляющий, на месте!", подается тогда, когда передвигающуюся группу надо сомкнуть на дистанцию в один шаг, так как привыполнении упражнений в движении, дистанция как правило больше. По команде: "На месте" все занимающиеся обозначают шаг на месте, независимо от того, какая у них дистанция.

2. Переход с ходьбы на месте к движению. Команда : "Прямо!" подается под левую ногу, после чего пропускается шаг правой и с левой ноги начинается движение вперед.

3. Прекращение движения. Команда: "Класс. Стой!" подается под левую ногу, после чего делается шаг правой и приставляется левая нога.

4. Ходьба. Команда: "Шагом- марш!" подается для всякого движения шагом с места. Движение начинается с левой ноги. Команда : "Обычным шагом- марш!" применяется при переходе с других видов ходьбы, бега и при окончании выполнения упражнений в движении. Исполнительная команда выполняется под левую ногу.

5. Строевой шаг. Шаг. При котором ногу надо выносить на 15- 20 см. от пола, держа ступню горизонтально, ставить ногу на всю ступню, При движении рук .вперед, сгибать их так, чтобы кисти поднимались на ширину ладони выше пояса, при движении назад рука выпрямляется и отводится до отказа в плечевом суставе. Подается команда: "Строевым шагом - марш!"

в. Изменение длины шага и скорости движения. Команды: "Шире шаг!", "Короче шаг!", "Чаще шаг!", "Ре-же!".

7. Переход с шага на бег и обратно. Подается команда: "Бегом - марш!" При переходе с бега на шаг подается команда: "Шагом- марш!". "Марш" подается под правую ногу

5. Перемена направления движения.

1. Движение в обход. Команда: "Налево /направо/ в обход шагом - марш!" Если команда подается во время движения, то исполнительная команда "Марш!" должна быть подана в точке пересечения движения колонны с границами зала.

2. Движение по диагонали. Подается команда: "По диагонали - марш!

3. Движение противоходом. Подается команда: "Противоходом направо/ налево/ шагом- марш!". Интервал между колоннами - один шаг. Движение противоходом внутрь или наружу выполняется в колоннах по два. Команда; "Противоходом внутрь/наружу/ марш!".

4. Движение змейкой. Несколько противоходов, выполненных подряд, называется змейкой. Величина змейки определяется по первому противохо-ду Команды: "Противоходом налево/направо шагом- марш!", "Змейкой-марш!"

5. Движение по спирали. Команда: "По спирали- марш!". Исполнительная команда подается на одной из середин зала. При выходе из спирали подается команда; "Противоходом - марш!", или "Кругом- марш!",

6. Движение открытой петлей. При движении в обход подается команда: "Налево большой открытой петлей- марш!". По этой команде направляющий поворачивается налево и двигается к противоположной границе зала, затем противоходом налево на расстоянии одного шага, в месте пересечения колонны проходят через одного.

6. Перестроения в движении.

1. Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по три и т.д. с поворотом в движении. При движении группы налево в обход, как правило, на верхней или нижней границы зала подается команда: "В колонну по два / по три и т.д./ налево - марш!" После поворота первой двойки следующие делают поворот самостоятельно. Для обратного перестроения подаются команды: "Напра-во!", "(слева в обход; налево, в колонну по одному) шагом -марш!".

2. Перестроение из колонны по одному в колонны по два, по четыре, по восемь дроблением и сведением. Перестроение выполняется в движении. Команда: "Через центр- марш!", как правило, подается на одной из середин зала Команда: "В колонну по одному направо и налево в обход- марш! " подается на противоположной середине. По этой команде первые номера идут направо, вторые номера налево в обход. Команда: "В колонну по два через центр- марш!" Команда подается при встрече колонн в той середине зала, где началось перестроение. Продолжая дробление и сведение, можно построить колонны по четыре, по восемь и т.д. Обратное перестроение называется разведением и слиянием. Например, перестроение из колонны по два в колонну по одному. Команды: "В колонны по одному направо и налево в обход шагом - марш!" По этой команде правая колонна идет направо в обход, левая - налезо. При встрече колонн на противоположной середине подается команда: "В колонну по одному через центр - Марш!".

7. Размыкание и смыкание.

1. Команды: "Направо/налево/ от середины на столько- то шагов "Разомкнись!" Если количество шагов не указывается, то размыкание производится на один шаг. Все, за исключением занимающегося, от которого производится размыкание, выполняют поворот направо/налево/ и, продвинувшись на столько, чтобы расстояние между партнерами составило указанное количество шагов, поворачиваются лицом к фронту После подачи команды преподаватель считает по два до тех пор, пока все не займут своего места в строю. Для смыкания подается команда: "Налево/направо, к середине/ сомкнись!". Все действия выполняются в обратном порядке. Это же размыкание можно выполнять бегом. При подаче команды добавляется слово: "бегом".

2. Размыкание приставными шагами производится по. Команда: "От середины вправо/ влево/ на два/три и т.д./ шага приставными шагами разомкнись!". После подачи команды преподаватель начинает счет по два до тех пор, пока размыкание не закончится. Начинают размыкание крайние колонны, а затем последовательно, через каждые два счета, вступают остальные. Для смыкания подается команда: "К середине вправо/ влево/ приставными шагами сом-кнись!" Начинают смыкание все колонны одновременно. Преподаватель ведет счет по два до окончания смыкания.

3. Размыкание по распоряжению. Например: "Встаньте на два шага друг от друга", "Разомкнитесь на два шага" и т.д. Размыкание по направляющим в колоннах, которых преподаватель ставит на необходимый интервал.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Другая нога, являющаяся маховой, перемещается на полшага назад, опираясь на переднюю половину стопы. Ступни ног расставляются таким образом, чтобы они были параллельны друг другу по траектории движения. Старт осуществляется в раскрепощенном состоянии мышц.

Техника выполнения низкого старта.

1. Исходное положение атлета: толчковая стопа впереди, маховая позади, на расстоянии двух стоп. Голова опущена, взгляд смотрит вниз, плечи расслаблены, руки согнуты в локтях.

Главная задача этой фазы – совершить мощное толчковое движение, фактически, выбросить туловище вперед.

Отличия: При низком старте опираются на землю кончиками пальцев. При высоком только слегка нагибаются. При низком старте обычно используются стартовые колодки для упора ног. При высоком колодки обычно не используются. С низкого старта бегают только на короткие дистанции 60 и 100 метров. С высокого старта бегают все остальные дистанции.

При низком старте опираются на землю кончиками пальцев. При высоком только слегка нагибаются.

При низком старте обычно используются стартовые колодки для упора ног. При высоком колодки обычно не используются.

С низкого старта бегают только на короткие дистанции 60 и 100 метров. С высокого старта бегают все остальные дистанции.

Виды низкого старта: Обычный старт. При таком виде старта первая колодка располагается на расстоянии от полутора до двух стоп от линии старта. Примерно на таком же расстоянии от первой колодки устанавливается вторая; Растянутый старт. Как можно догадаться из названия, в этом виде расстояние увеличено. Расстояние от лини старта до первой колодки составляет около трех стоп, а расстояние между колодками остается прежним — от полутора до двух стоп; Сближенный старт. Расстояние от линии старта до первой колодки — полтора стопы, а расстояние от первой колодки до второй — одна стопа. Узкий старт. При таком старте расстояние от линии старта до первой колодки остается таким же как и при обычном старте (полторы — две стопы), а вот расстояние между колодками максимально сокращается, оно должно быть менее чем половина стопы.

Виды низкого старта:

  • Обычный старт. При таком виде старта первая колодка располагается на расстоянии от полутора до двух стоп от линии старта. Примерно на таком же расстоянии от первой колодки устанавливается вторая;
  • Растянутый старт. Как можно догадаться из названия, в этом виде расстояние увеличено. Расстояние от лини старта до первой колодки составляет около трех стоп, а расстояние между колодками остается прежним — от полутора до двух стоп;
  • Сближенный старт. Расстояние от линии старта до первой колодки — полтора стопы, а расстояние от первой колодки до второй — одна стопа.
  • Узкий старт. При таком старте расстояние от линии старта до первой колодки остается таким же как и при обычном старте (полторы — две стопы), а вот расстояние между колодками максимально сокращается, оно должно быть менее чем половина стопы.

Низкому старту спортсменов обучают практически в той же последовательности, как и высокому. Каждое занятие начинается с повторения правильной техники начала движения. Спортсмены в массовом порядке обязаны освоить выполнение каждой отдельно взятой стартовой команды. Если "одолевших" правильную технику среди команды легкоатлетов не слишком много, следует повторно тренироваться, добиваясь успеха. В процессе обучения тренер привлекает и учеников - с целью показа и обозначения неточных действий. Как и бег с высокого старта, оттачивают его юные спортсмены сначала сами, затем по тренерской команде. После освоения ими основных навыков тренер может организовать выбегание наперегонки на небольшую дистанцию (до 25 метров). В отработке техники низкого старта требуются стартовые колодки - без них невозможны тренировки настоящих спортсменов. Если речь идет о занятиях физкультурой в массовом порядке (например, на школьном уроке), в их качестве можно использовать небольшие углубления в покрытии беговой дорожки. Это позволит стартовать учащимся одновременно в большом количестве. Но если группу юных учеников необходимо подготовить к легкоатлетическим соревнованиям, без беговых колодок не обойтись.

Читайте также: