На какое место в мировой экономике попала франция в 1870 е гг

Обновлено: 04.10.2024

После начала пандемии Париж быстро предоставил бизнесу дешевые кредиты, но сейчас оценивает необходимость более радикальных шагов.

Руководителю крупнейшей в Европе компании по прокату автомобилей потребовалось чуть больше часа, чтобы убедить министра промышленности Франции в необходимости финансовой помощи.

Исполнительный директор Europcar Кэролайн Паро выступила с мрачным посланием в марте 2020 года незадолго до того, как пандемия Covid-19 вынудила Францию изолироваться: поскольку запреты на поездки могут подорвать бизнес, без доступа к денежным средствам для покрытия постоянных затрат у Europcar могут возникнуть серьезные проблемы.

Паро была одной из первых руководителей французских компаний, выступивших с такой просьбой в монолитном здании, в котором размещается министерство финансов Франции. И она была не последней.

По мере того как магазины закрывались и распространение инфекции ширилось, целой череде французских компаний потребовалась ликвидность, чтобы преодолеть беспрецедентный кризис.

В ответ правительство Франции быстро выделило до €300 миллиардов на программу обеспеченного государством кредитования, мобилизовав объем средств, который можно увидеть только в периоды войн, чтобы предотвратить крах экономики из-за пандемии.

Программа кредитования, получившая название prêt garanti par l’état (PGE), возглавляемая министром финансов Бруно Ле Мером, была нацелена ​​на выделение денежных средств компаниям, чтобы помочь им преодолеть то, что тогда считали кратковременными мерами, чтобы замедлить распространение вируса.

Наряду с щедрой программой компенсации вынужденного отпуска во время карантина, PGE была самым мощным оружием в арсенале Франции, поскольку она предотвращала массовую безработицу и банкротства.

По всей Европе пандемия коронавируса вызвала один из самых интенсивных периодов государственного вмешательства в экономику за последние десятилетия. Франция была одной из стран, лучше всего подготовленных к таким событиям, учитывая ее долгую историю экономического дирижизма [система государственно-монополистического регулирования во Франции] и тесные связи между госбюрократией и промышленностью.

Панье-Рунакер была среди небольшой группы чиновников, которые предпринимали ответные меры с помощью групп WhatsApp, звонков через Zoom и комитета, похороненного в недрах министерства финансов, который отчаянно пытался спасти самые бедствующие компании страны.

Как одна из первых претендентов, Europcar стала испытанием для правительства и банков, когда они обдумывали программу кредитования. Панье-Рунакер приложила все усилия, чтобы спасти ее.

В условиях, когда экономика многих стран снова ослабевает на фоне новой волны заболеваний и массовой вакцинации, которая ожидается только через несколько месяцев, правительства стран в срочном порядке оценивают, какая экономическая политика оказалась наиболее действенной, какие стимулы следует продолжать и следует ли оставить некоторые компании и отрасли на произвол судьбы.

Опыт Франции с программой PGE поучителен, потому что он показывает пределы возможностей одних лишь дешевых кредитов как способа помочь компаниям выжить в условиях затягивающегося кризиса.

Франция уже обсуждает необходимость более радикальных шагов, таких как списание долгов по PGE, конвертация некоторых из них в более долгосрочные кредиты, привязанные к результатам деятельности компании, или даже выкуп долей в некоторых компаниях, испытывающих трудности.

Задача будет заключаться в поиске решений, которые будут действенными не только для крупных фирм, но и для более 580,000 малых предприятий, получивших кредиты. Франция также должна будет получить одобрение Брюсселя, как это было сделано в отношении схемы PGE, которое будет подтверждать, что любые изменения не нарушают правила государственной помощи в ЕС.

Удар по торговле.

По всей Европе правительства использовали сочетание кредитов, программ оплачиваемого отпуска, аренды и налоговых каникул и субсидий, чтобы попытаться защитить граждан и бизнес.

Но некоторые вступили в кризис с более здоровой экономикой, чем другие, что позволило им тратить на эти меры больше средств.

По данным аналитического центра Bruegel, Испания мобилизовала $53.8 млрд. на прямые дополнительные государственные расходы и отменила налоги с начала кризиса, но это лишь менее четверти от расходов Германии в $284 млрд.

На аналогичную меру Италия выделила примерно половину от суммы расходов Франции в €124 млрд.

Во Франции государственная помощь смягчила удар первой фазы пандемии.

По данным банка UBS, уровень банкротств в этом году был примерно на 40% ниже уровня 2019 года, а к концу сентября безработица выросла примерно на 1% до 9% в целом.

Но сейчас потеря рабочих мест ускоряется. По данным парижской консалтинговой компании Trendeo, с начала сентября 2020 года было объявлено о более чем 35,000 увольнений, в то время как правительственные данные показывают, что в среднем еженедельные увольнения с сентября стали примерно на 80% выше, чем с марта до конца августа.

Некоторое ухудшение связано со вторым карантином, введенным в конце октября 2020 года, в результате чего были закрыты магазины, спортивные залы, театры и рестораны. Чиновники пообещали оказать дополнительную помощь путем расширения существующих программ помощи, таких как PGE, и введения новых программ, таких как налоговые льготы для домовладельцев, которые предоставляют льготы по аренде коммерческим арендаторам.

Тем не менее, многие владельцы малого бизнеса отреагировали на это сильным недовольством. В Тулузе и Бордо они проводили театрализованные акции протеста, в которых одевались в черное и изображали мертвых перед зданием ратуши.

Их критика была ясна: они не нуждались в дополнительной помощи, особенно в получении новых долгов, которые они не могли погасить. Они просто хотели иметь возможность торговать, особенно во время ключевого сезона рождественских покупок.

Некоторые критики подхода Франции говорят, что расплата за ослабление бизнес только откладывается, но не предотвращается. Они также указывают на риск появления армии так называемых зомби-компаний, которые из-за высокого долга и низкой рентабельности не могут развиваться и создавать рабочие места.

Если денежный шланг будет работать слишком долго, это может фактически ослабить экономику Франции.

Кто-то остается на плаву.

Программа PGE родилась в результате множества встреч, когда в марте Франция начала свой первый локдаун.

Многие французские официальные лица, работающие над экономическим ответом на пандемию, также были в правительстве во время финансового кризиса 2008 года. Они опасались, что финансовые рынки замерзнут, как тогда, что превратит кризис ликвидности в кризис неплатежеспособности.

Чтобы убедительно заявить о том, что правительство намерено поддерживать экономику, они выдвинули на первый план привлекательные €300 млрд. для программы кредитования.

Чтобы быстро получить деньги, правительство привлекло банки для оценки заявок и управления кредитами. Компании любого размера и типа могли запрашивать кредиты на сумму в размере трехмесячной выручке на основе финансовых результатов 2019 года или на основе размера фонда заработной платы для новых компаний.

  • В первый год выплаты в погашение основной суммы долга не требуются, а срок кредитования достигает 5 лет.
  • В случае дефолта государство покрывает от 70% до 90% суммы кредита, тем самым защищая банки.

У правительства было секретное оружие, которое могло помочь в сложных случаях: малоизвестный комитет Министерства финансов под названием CIRI. Созданный в 1982 году, он был посредником между компаниями, которым грозил крах, и их кредиторами.

Под руководством эксперта по реструктуризации Луи Маргеритта CIRI в этом году подготовила около 60 новых досье, по сравнению с обычным количеством от 25 до 40.

Деньги по программе PGE начали поступать в апреле 2020 года, всего через месяц после объявления программы, и на данный момент выдано кредитов на €126 млрд.

Небольшие компании подали заявку, обратившись непосредственно в свои банки и представив бизнес-план. Государственная гарантия по кредитам выдавалась автоматически, и для компаний со штатом менее 5,000 сотрудников и объемом продаж менее 1.5 млрд. она покрывает 90% дефолтов.

Почти 90% из 622,167 выданных на сегодняшний день кредитов были предоставлены предприятиям со штатом менее 10 сотрудников при среднем размере кредита €91,000. Банки отклонили только 2,8% всех приемлемых заявок.

Кредиты крупным компаниям должны были быть одобрены Министерством финансов, потому что они часто были политически значимыми и касались большего количества рабочих мест. Таких кредитов было выдано 40 со средним размером €379 млн.

Некоторые получили гораздо больше: €5 млрд. автопроизводитель Renault, €4 млрд. авиакомпания Air France и €1 млрд. транспортная группа CMA-CGM.

Государство предоставило гарантию большинству заемщиков без каких-либо условий. Но оно также ограничило возможности крупнейших компаний выплачивать дивиденды и выкупать акции в 2020 году и наложило экологические ограничения на Air France.

Когда кредитные деньги попадали на корпоративные счета, руководители должны были решить, что с ними делать. Некоторые использовали их для оплаты просроченной аренды или срочных счетов.

Розничный продавец электроники, книг и бытовой техники Fnac-Darty отложила про запас кредитные средства в размере €500 млн., полученные в середине апреля, в ожидании убытков от локдауна. Затем произошло нечто удивительное: интернет-продажи начали расти, поэтому не было необходимости сразу тратить средства PGE.

Компания Fer à Cheval, 164-летний марсельский производитель мыла, была еще одной компанией, которой не нужно было тратить кредит, чтобы выжить. Ее владелец Рафаэль Сегин увидел, что его прибыль в этом году выросла в 20 раз и составила почти €1 млн. из-за резкого роста спроса на средства гигиены.

Он планирует использовать свой кредит в размере €450,000 для замены ржавого металлического оборудования на линии по производству мыла.

Согласно данным движения лоббистов бизнеса MEDEF, многие компании рассматривают свои кредиты PGE как резерв для защиты от пандемии. Согласно недавнему опросу 989 фирм, у 60% компаний все еще оставалось не менее 3/4 этих денег.

Потраченные кредиты и увольнения.

Остальные были вынуждены практически сразу потратить свои кредиты.

Компания Conforama, розничный продавец мебели с крупными долгами, принадлежащий южноафриканской группе Steinhoff International, была нестабильной еще до пандемии. Она использовала часть своего PGE-кредита для оплаты программы увольнений 1,900 работников, которая был согласована с профсоюзами в конце 2019 года.

Случай с Conforama также показал, какой властью обладает государство и CIRI. Когда начался первый локдаун, группа попросила кредит в размере €320 млн., но ее банки опасались предоставлять больше кредитов без внесения капитала материнской компанией Steinhoff.

Они настаивали на том, чтобы любые новые кредиты выдавались при условии продажи самой Conforama ее основному конкуренту BUT, игроку номер два во Франции на этом рынке.

Переговоры затянулись на несколько месяцев, прежде чем CIRI выступила посредником в сложном решении, в котором Steinhoff согласилась продать Conforama France материнской компании BUT, Mobilux.

Mobilux, в свою очередь, вложила в бизнес €200 млн. долевого капитала и €50 млн. заемного капитала, получив за это €300 млн. обеспеченного государством кредита.

Отвечая на вопрос, не зашла ли CIRI слишком далеко в консолидации бизнеса, Луи Маргеритта защищает свой подход.

CIRI также была вовлечена в то, что было самым спорным PGE-кредитом - Europcar.

Банки знали, что уступки, которые они предоставили этой компании, создадут опасный прецедент, поэтому они настойчиво заставляли кредиторов брать на себя убытки. В напряженной схватке два крупнейших банка Франции, Société Générale и BNP Paribas, предупредили CIRI, что только кредиты PGE не решат проблемы компании.

Europcar оказала сопротивление и заручилась поддержкой CIRI, которая уговорила банки предоставить кредит в размере €220 млн. в мае на простых условиях.

Но летом стало ясно, что бизнес Europcar находится в худшем положении, чем опасалась Паро, когда первоначально обратилась в Министерство финансов. Из-за того, что туристы не могли прилетать, группа быстро прожигала свои ресурсы PGE.

В сентябре она была вынуждена вступить в переговоры о реструктуризации долга, чего надеялась избежать. В конце ноября Europcar согласилась передать более 90% своего капитала кредиторам в обмен на то, что они спишут причитающиеся им долги и вольют в компанию деньги.

Тем не менее, Europcar ждут более трудные времена, и, ей возможно, придется закрыть торговые точки и уволить персонал.

Эта угроза нависла над многими французскими компаниями, особенно небольшими, сильно пострадавшими от второго локдауна. Магазинам разрешили открыться только 28 ноября, но барам и ресторанам придется подождать до 20 января 2021 года, чтобы узнать свою судьбу.

Дэвид Марчиано, владелец бара La Piscine на севере Парижа, ожидает худшего.

Его неизрасходованные €100,000 кредита PGE ждут в резерве. Марчиано уверен в одном: он больше не будет брать в долг.


Франция – пятая по величине экономическая держава в мире после США, Японии, Германии и Китая с ВВП € 2 277 млрд, или 205 345 млрд руб. Тем не менее, по данным Евростата, занимает лишь 9 место в Европе по сумме валового продукта на душу населения. Около 80% ВВП приносит сфера услуг и туризм. По сельскому хозяйству страна занимает 1 место в Евросоюзе и входит в пятерку мировых производителей пшеницы. Здесь процветает виноградарство, цветоводство, животноводство. Госдолг составляет 116% ВВП.

Экономическая мощь Франции, как правило, связана с демографической ситуацией. При Людовике XIV она была самой густонаселенной страной в Европе и, следовательно, экономически доминирующей. Первая промышленная революция, произошедшая в 18 веке, сдвинула государство с лидирующих позиций, позволив выйти на первое место Великобритании, ведь именно там она и началась.

В 19 веке, благодаря завоеванию новых колоний и, как следствие, увеличению числа рабочих рук, Франция вновь становится лидером – в 1880 г. на долю страны приходится 10% всего мирового производства.

В первые 5 лет реконструкции развитие обеспечивалось в основном за счет мобилизации рабочей силы и увеличения продолжительности рабочего дня. Но уже с 50-х годов рост происходил из-за использования всех возможностей технического прогресса и значительного увеличения производительности.

Это интересно! Начиная с 1950 г., в стране используются принципы организации управления, предложенные Генри Фордом: горизонтальное и вертикальное разделение труда, внедрение поточных линий (конвейеров) и увеличение заработной платы с целью стимулирования спроса и уменьшения текучести кадров.

За эти годы Франция, копируя экономику США, смогла обогнать ее по уровню производительности труда. Все закончилось крахом доллара в начале 70-х годов.

Последующая череда постоянных экономических преобразований привела к тому, что сегодня страна занимает 2 место в Европе и 5 в мире по номинальному уровню ВВП, уступая лишь США, Японии, Китаю и Германии.

Основные показатели

  • Столица: Париж.
  • Государственный язык: французский.
  • Население (2021 г.): 67,41 млн человек.
  • Глава государства: президент (избирается сроком на 5 лет).
  • Валюта: евро.

Согласно данным INSEE (Французский национальный институт статистики и изучения экономики), ВВП в стране до начала пандемии COVID-19 постоянно рос:

  • 2012 г.: +1,56%;
  • 2013 г.: +1,39%;
  • 2014 г.: +1,56%;
  • 2015 г.: +2,18%;
  • 2016 г.: +1,55%;
  • 2017 г.: +3,00%;
  • 2018 г.: +2,74%;
  • 2019 г.: +2,75%.

График 1. Динамика ВВП Франции за 2011-2020 гг., € млрд. Эта и другие диаграммы в статье построены автором по данным insee.fr.

График 1. Динамика ВВП Франции за 2011-2020 гг., € млрд.
Эта и другие диаграммы в статье построены автором по данным insee.fr.

В 2020 г. в связи с закрытием множества производств из-за пандемии валовый внутренний продукт снизился на 6,2%.

Переживавшая экономический и культурный подъем Франция в начале 20 века, кратко говоря, была одной из нескольких великих мировых держав. Во внешней политике она пошла на сближение с Англией и Россией. Внутри страны в 1900 – 1914 гг. нарастало противостояние между социалистами и умеренными. Это был период, когда о себе громко заявили недовольные своим положением рабочие. Начало 20 века закончилось объявлением Первой мировой войны и сменой мирового порядка.

Экономика

С экономической точки зрения Франция в 19 – начале 20 века переживала значительный рост. То же самое происходило в большей части остальной Европы и в США. Однако во Франции этот процесс приобрел уникальные черты. Индустриализация и урбанизация были не такими быстрыми как у ключевых лидеров (в первую очередь у Великобритании), но зато продолжал развиваться рабочий класс, а буржуазия по-прежнему укрепляла свое могущество.

франция в начале 20 века кратко

Урбанизация

Сохранялись мелкие предприятия. Почти треть рабочих страны трудились у себя дома (в основном портные). Накануне Первой мировой войны экономика Франции опиралась на твердую национальную валюту и отличалась большим потенциалом. При этом были и изъяны: южные регионы страны отставали в промышленном развитии от северных.

Урбанизация сильно повлияла на общество. Франция в начале 20 века все еще оставалась страной, где больше половины населения (53%) проживало в деревне, однако отток из села продолжал нарастать. С 1840 по 1913 гг. население республики выросло с 35 до 39 миллионов человек. Из-за потери Лотарингии и Эльзаса в войне с Пруссией на протяжении нескольких десятилетий продолжалась эмиграция населения из этих регионов на историческую родину.

Социальное расслоение

Жизнь рабочих оставалась малоприятной. Впрочем, так было и в остальных странах. В 1884 году был принят закон, по которому разрешалось создавать синдикаты (профсоюзы). В 1902 появилась объединенная Всеобщая конфедерация труда. Рабочие самоорганизовывались, в их среде нарастали революционные настроения. Франция в начале 20 века менялась согласно их требованиям в том числе.

Важным событием стало создание нового социального законодательства (в 1910 году появился закон о пенсиях для крестьян и рабочих). Тем не менее, меры властей значительно отставали от той же соседней Германии. Индустриальное развитие Франции в начале 20 века привело к обогащению страны, однако блага распределялись неравномерно. Большая их часть доставалась буржуазии и населению Парижа. В 1900 году в столице было открыто метро, и тогда же там прошли II Олимпийские игры современности.

франция в начале 20 века внешняя

Культура

Широкая публика была охвачена интересом к популярным романам, бульварным театрам и опперетам. Творили импрессионисты и кубисты. Накануне войны всемирно известным стал Пабло Пикассо. Хотя по происхождению он был испанцем, вся его активная творческая жизнь была связана с Парижем.

внешняя политика франции в начале 20 века

Внешняя политика

Внешняя политика Франции в начале 20 века основывалась на нескольких принципах. Во-первых, страна была колониальной державой с огромными владениями в Африке, и ей нужно было защищать собственные интересы в разных частях света. Во-вторых, она лавировала между другими мощными европейскими государствами, пытаясь найти долгосрочного союзника. Во Франции традиционно сильными были антинемецкие настроения (корнями уходившие в поражение от Пруссии в войне 1870-1871 гг.). В результате республика пошла на сближение с Великобританией.

Колониализм

В 1903 году английский король Эдуард VII посетил Париж с дипломатическим визитом. По итогам поездки было подписано соглашение, согласно которому Великобритания и Франция разделили сферы своих колониальных интересов. Так появились первые предпосылки к созданию Антанты. Колониальное соглашение позволило Франции свободно действовать в Марокко, а Великобритании – в Египте.

Немцы пытались противостоять успехам своих противников в Африке. В ответ на это Франция провела Алжирскую конференцию, на которой ее экономические права в Магрибе были подтверждены Англией, Россией, Испанией и Италией. Германия на некоторое время осталась в изоляции. Подобный поворот событий полностью соответствовал антинемецкому курсу, которым шла Франция в начале 20 века. Внешняя политика была направлена против Берлина, а все ее остальные особенности определялись согласно этому лейтмотиву. Французы установили протекторат над Марокко в 1912 году. После этого там произошло восстание, которое подавила армия под командованием генерала Юбера Лиотэ.

особенности развития франции в начале 20 века

Социалисты

Любая характеристика Франции в начале 20 века не может обойтись без упоминания о росте влияния левых идей в тогдашнем обществе. Как уже говорилось выше, вследствие урбанизации в стране увеличилось количество рабочих. Пролетарии требовали своего представительства во власти. Они получили его благодаря социалистам.

развитие франции в начале 20 века

В 1905 году французские социалисты объединились и создали французскую секцию Рабочего интернационала. Ее главными лидерами были Жан Жорес и Жюль Гед. Социалистам приходилось иметь дело со все более недовольными рабочими. В 1907 году в Лангедоке вспыхнуло восстание виноградарей, недовольных ввозом дешевого алжирского вина. Армия, которую правительство ввело, чтоб подавить беспорядки, отказалась стрелять по людям.

Религия

Многие особенности развития Франции в начале 20 века полностью перевернули французское общество. Например в 1905 году был принят закон об отделении церкви от государства. Он стал завершающим штрихом антиклерикальной политики тех лет.

Закон отменил наполеоновский Конкордат, вышедший еще в 1801 году. Было утверждено светское государство и гарантирована свобода совести. Ни одна из религиозных групп больше не могла рассчитывать на покровительство государства. Вскоре закон был раскритикован Папой римским (большинство французов оставались католиками).

Наука и техника

Научное развитие Франции в начале 20 века ознаменовалось Нобелевской премией по физике 1903 года, которую за открытие естественной радиоактивности солей урана получили Антуан Анри Беккерль, Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри (спустя шесть лет она также получила Нобелевскую премию по химии). Успехи сопутствовали и создававшим новую технику авиаконструкторам. В 1909 году Луи Блерио первым перелетел через Ла-Манш.

франция в 19 начале 20 века

Третья республика

Демократическая Франция в начале 20 века жила в эпоху Третьей республики. В этот период во главе государства стояло несколько президентов: Эмиль Лубе (1899-1906), Арман Фальер (1906-1913) и Раймон Пуанкаре (1913-1920). Какую память о себе они оставили в истории Франции? Эмиль Лубе пришел в власти в разгар социального конфликта, вспыхнувшего вокруг резонансного дела Альфреда Дрейфуса. Этот военный (еврей в звании капитана) был обвинен в шпионаже в пользу Германии. Лубе отстранился от дела и дал ему идти своим ходом. Франция тем временем пережила всплеск антисемитских настроений. Тем не менее, Дрейфус был оправдан и реабилитирован.

Арман Фальер активно укреплял Антанту. При нем Франция, как и вся Европа, невольно готовилась к приближающейся войне. Раймон Пуанкаре был настроен антинемецки. Он провел реорганизацию армии и увеличил длительность службы в ней с двух до трех лет.

франция в начале 20 века

Антанта

Еще в 1907 году Великобритания, Россия и Франция окончательно оформили свой военный союз. Антанта была создана в ответ на усиление Германии. Немцы, австрийцы и итальянцы сформировали Тройственный союз еще в 1882 году. Таким образом, Европа оказалась расколотой на два враждебных лагеря. Каждое государство так или иначе готовилось к войне, надеясь с ее помощью расширить свою территорию и закрепить собственный статус великой державы.

Франция (France) — крупнейшее, наряду с Англией, Германией (с 1870 г.), Австрией (с 1867 г.— Австро-Венгрией), государство Западной Европы.

История Франции в 19 веке

История Франции в 19 веке развивалась под сильным влиянием Французской революции 1789-1799 годов. В течение столетия страна пережила еще три революции (1830, 1848, 1870 гг.) и целый ряд глубоких социально-политических потрясений; в ней неоднократно менялась форма государственного устройства.

В результате переворота 9 сентября 1799 г. (18 брюмера VIII г. Революции), осуществленного генералом Бонапартом, во Франции был установлен режим Консульства, который подвел черту под 10-летним революционным периодом.

Режим, опиравшийся на армию, бюрократию, полицию и церковь, был построен на принципе строгого административного централизма, упразднившего местное и областное самоуправление. В 1802 г. Наполеон Бонапарт (один из трех консулов) был провозглашен пожизненным первым консулом. В 1804 г. он объявил себя императором (Наполеоном I). Во Франции был установлен режим Первой империи (1804-1814 гг.). Революционное законодательство было заменено новым. В 1804-1811 гг. принимаются Гражданский кодекс (Кодекс Наполеона), Коммерческий и Уголовный кодексы, юридически закрепившие перераспределение собственности в пользу буржуазии и крестьянства, произошедшее в годы революции. В результате проведения политики протекционизма и государственных субсидий в промышленность французская экономика получила ощутимое развитие.

Герб Франции

Внешняя политика Первой империи характеризовалась борьбой за установление гегемонии Франции в Европе, на морях и в колониях, что сопровождалось непрерывными наполеоновскими войнами, которые подорвали экономику Франции и принесли стране огромные человеческие потери (от 650 тыс. до 1 млн человек). Могущество наполеоновской Франции было подорвано Россией в ходе Отечественной войны 1812 года, что в 1814 г. привело к краху Первой империи.

Экономическое развитие Франции

По Парижскому миру 1815 г. Франция была возвращена к границам 1790 г. В последующие 15 лет Франция приходила в себя от потрясений революции и наполеоновских войн. Оживилось экономическое развитие страны, продолжавшей оставаться преимущественно аграрной (72% французов были заняты в сельском хозяйстве). В это время начинается промышленный переворот. Растет металлургическое производство. С 1818 г. началась плавка чугуна и железа на каменном (а не на древесном, как прежде) угле. Потребление хлопка увеличилось с 10,3 млн кг (1812 г.) до 30-35 млн (1829 г.), стоимость продукции шелковой промышленности возросла с 40 млн франков (1815 г.) до 80 млн (1830 г.).

Установленный во Франции режим либеральной Июльской монархии (1830-1848 гг.) представлял интересы части крупной французской буржуазии — финансовой аристократии. Экономика страны переживала пору подъема. Капитал, вложенный в торгово-промышленные предприятия, увеличился за эти годы в 1,5 раза (с 30 млрд до 45 млрд франков). Возросло число паровых двигателей в промышленности, как и протяженность железных дорог. В 5 раз увеличилась за эти годы добыча каменного угля и в 2,5 раза — производство чугуна и железа. Успешное в целом развитие экономики было прервано глубоким кризисом 1846-1847 гг.

Правительство пыталось бороться с неграмотностью, составлявшей в 1829 г. более 50% населения страны. Если в 1832 г. системой начального образования было охвачено 1,9 млн детей, то в 1847 г.— уже 3,5 млн. В результате неграмотность во Франции к 1848 г. снизилась до 36%.

Читайте также: